Консультации для воспитателей
консультация (старшая группа)

ТИХОНОВА (КЛЕЙМЕНОВА) ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА
Консультация для воспитателей в детском саду позволяет педагогическим работникам:
увеличить объем профессиональных знаний;
углубить познания в области физического развития, психологии, коррекции поведения дошкольников и др.;
усовершенствовать навыки в сфере осуществления учебно-воспитательного процесса;
расширить знания в отношении требований, предъявляемых педагогу, и условий труда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад № 36 города Ельца»

Сообщение из опыта работы для воспитателей

«Инновационные формы и методы взаимодействия с родителями, направленные на сотрудничество педагога с семьей Организация работы в группе».

Подготовила:

воспитатель

Тихонова Т. Н.

Работа с семьей – важная задача образовательной системы. Организация взаимодействия педагогов и родителей отвечает потребностям сегодняшней жизни, способствует объединению усилий детского сада и семьи в укреплении здоровья, воспитании и обучении детей дошкольного возраста, поиску новых организационных способов привлечения родителей к сотрудничеству с детским садом, способствует также созданию условий для повышения педагогической культуры родителей.

И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт, накопленный поколениями. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Они, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга, а должны действовать в единстве. Детский сад и семья должны стремиться к созданию основной воспитательно-образовательной микросреды – единого образовательного пространства развития ребенка. 

Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, но осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.

          Работая в логопедической  группе, мы выделяем следующие приоритетные задачи:

- Повышение педагогической культуры родителей, активизация и обогащение их педагогических знаний и умений.

- Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.

- Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.

В работе с нашими детьми есть свои особенности: ребёнок приходит сюда с нарушением речи, что порой, само по себе, затрудняет его общение со сверстниками и взрослыми. Как правило, дети проводят в этой группе два года, и за этот короткий срок мы должны, в интересах полноценного развития наших дошкольников, объединить свои усилия для плодотворного взаимодействия по всем вопросам воспитания и обучения детей.

В первую очередь мы ставили перед собой задачу сделать так, чтобы детский сад не подменял родителей, а чтобы педагог, дети и родители чувствовали себя одной семьёй.

Строили свою работу на индивидуальном подходе к каждому ребёнку и знании его психического и физического здоровья (по результатам диагностирования совместно с логопедом, изучение микроклимата семьи и уровня педагогических знаний родителей).

Анализируя проблемы, с которыми мы, как воспитатели, сталкиваюсь в работе с родителями, следует отметить, что все затруднения проистекают от видимого отсутствия доверия, взаимопонимания и сотрудничества между детским садом и родителями, а также недостаточной их педагогической компетентности. Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. При рассмотрении этой проблемы выяснилось, что не все родители откликаются на стремление педагогов к сотрудничеству и не проявляют интереса к объединению усилий с детским садом при воспитании детей.

Изучив научную и методическую литературу по данному направлению, мы решили традиционные формы взаимодействия с семьей сочетать с вариативными инновационными формами взаимодействия детского сада с родителями воспитанников.

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка мы начали работу с анкетирования. Это помогло нам лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

 На основании полученных данных были составлены социальные портреты семей.

В результате анкетирования выявились потребности родителей в педагогических знаниях и определилась их педагогическая компетентность.

У нас появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.

Мы разработала для себя критерий, который назвала «включенностью» родителей в образовательный процесс.

Такой анализ позволил выделить три группы родителей.

  • Родители  лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.
  • Родители  исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.
  • Родители  критические наблюдатели.

Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей:

  • активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей
  • заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов
  • равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».

На основании полученных данных были составлены социальные портреты семей. Необходимо было найти инновационные методы работы с семьями, для того чтобы  

  • Повысить уровень родительской компетентности;
  • Гармонизировать семейные и родительско-детские отношения;
  • Повысить  ответственность родителей за судьбу ребенка и его активность в отношениях с сотрудниками ДОУ.

Основная форма работы с коллективом родителей — групповое родительское собрание, которое обычно проводится раз в квартал.

На этих собраниях воспитатели систематически знакомят родителей с целями и задачами, формами и методами воспитания детей данной возрастной группы в детском саду и семье.

Следовательно, чтобы проведение собрания стало инновационной формой,  мы ушли от устаревшего лекционного метода его проведения. Встреча родителей и воспитателей делается оживленной, если она сопровождается показом детских работ, видеоматериалом.

На родительских собраниях мы используем такие методы и приёмы, которые активизируют внимание родителей, способствуют более лёгкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный и деловой разговор.

Проводим  собрания в форме  заседания круглого стола, используем видеопрезентации. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга.

Приглашаем  специалистов детского учреждения: нашего логопеда Оборотову Екатерину Сергеевну. Она познакомила родителей с мероприятиями по коррекции речи, постановке звуков, совершенствованию фонематического слуха, развитию связной речи.

Осенью было проведено собрание «Скоро в школу», где  психолог, Чеснокова Юлия Михайловна, провела с родителями тесты, дала рекомендации по подготовке к школе , подготовила буклеты .

   Из сравнительно новых форм сотрудничества детского сада с семьей следует отметить создание официального сайта в сети Интернет нашего детского сада.

Сюда может зайти любой родитель. На сайте можно ознакомиться с проблемами, с которыми сталкивается детский сад.

Общение с родителями через интернет–это современно, эффективно, оперативно и не требует дополнительного времени у родителей.

Эффективная форма общения, помогающая налаживанию доброжелательных неформальных отношений, — организация разнообразных конкурсов. Акция «Дорога глазами детей» (победители Смирнова Луиза, Титова Мирослава,  Милова Даша , Каверина Ксения)

Вместо елки – новогодний букет (призер - Крамской Захар, Быткина Даша)

Активными участниками  фестиваля «Антоновские яблоки» являются Кузнецова Вероника , Каверина Ксения.

Родители отмечают, что в процессе совместной подготовки материалов к выставке взрослые и дети еще лучше узнают друг друга; в семье появляется еще одна возможность поговорить о ребенке, о его жизни в группе и дома

На таких мероприятиях, как "Дни добрых дел" осуществляется ремонт игрушек , группового помещения,  озеленения участка весной, подготовка к новому году, где родители вместе с детьми изготовили множество оригинальных поделок, которыми украсили территорию детского сада к новогоднему празднику.

Это украшение окон по сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» (Милова Анна , Титова Татьяна , Шабанов А)

 Папы Кобзева Максима и Фомичева  Максима вырезали   фигуры из фанеры .

 Вся эта работа носит воспитательный характер, поднимает авторитет родителей в глазах своих детей.

Досуговые формы помогают  устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между мной и родителями, между родителями и детьми.  Родители становятся более открытыми для общения. На этих мероприятиях родители являются участниками, а не гостями.

Родители на праздниках могут читать стихотворения, петь песни,  танцевать. Привлекаем  их к изготовлению костюмов, атрибутов.

Активно прошел спортивный праздник « Мама, папа, я – спортивная семья». Где родители с детьми прыгали через обручи, скакали на скакалках, играли мячом, делали зарядку. В результате чего родители и дети получили заряд бодрости на весь день.

Практика показывает, что одним из инновационных путей вовлечения родителей в совместное решение данной проблемы является проектная деятельность, которая способствует более тесному взаимодействию взрослых и детей, проявлению у родителей интереса к проблемам дошкольного учреждения и становлению родителей, как активных участников жизни детского сада,

В нашейгруппе был организован проект «Овощи и фрукты  – полезные продукты!», где дети и родители принимали активное участие, готовили полезные блюда и представляли его в детском саду. Проект «Мы – за здоровье», целью которого была пропаганда здорового образа жизни среди детей и родителей.

В этом учебном  году реализуем проект «Великая Отечественная Война глазами детей». Цель проекта: формирование интереса к историческому прошлому нашего народа  на основе уже имеющихся представлений о Великой Отечественной войне, воспитание патриотизма, чувства гордости за героическое прошлое нашего народа,       своих  близких. 

В планах – посещение краеведческого музея  (зал боевой славы), создание «Книги памяти» с рассказами детей, семейными фотографиями.

Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители.

  «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Мы думаем, что это актуально всегда и везде. Не забывайте хвалить своих родителей.   В конце года на последнем собрании мы отмечаем благодарственными письмами активных родителей. Такое внимание воспринимается родителями как высокая дорогая награда за сотрудничество и творчество.

Таким образом, использование разнообразных инновационных форм работы с семьями воспитанников дает положительные результаты. Родители становятся активными участниками всех дел группы и незаменимыми помощниками, осознавая, что это все нужно не потому что, хочет воспитатель, а потому что это важно для развития их собственных детей. Хотя взаимодействие родителей и дошкольного учреждения, как правило, возникает не сразу, а в процессе долгого и кропотливого труда, требующего неуклонного следования к цели.

Литература

 

1. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. М.: ТЦ Сфера, 2005.

2. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. М.: ТЦ Сфера, 2008.

3. Единое образовательное пространство детского сада, семьи и социума / Т.П. Колодяжная, Р.М. и др. Ростов-н/Д, 2002.

4. Доронова Т.Н. Соловьева Е.В. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития. М.: Линка-Пресс, 2001.

5. Антонова Л.И., Цветкова Н.А. Роль семейных традиций и ритуалов в представлениях старших дошкольников о семье // Современные гуманитарные исследования. 2006.

6. Гуров В.Н Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьей. М.: 2003.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 36 города Ельца»

Консультация  для воспитателей

Тема «Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Виды техники нетрадиционного рисования»

                                                                 

                                                                 

                                                                       Подготовила

                                                                                       воспитатель

                                                                                                Тихонова Т. Н.                                

                                             г. Елец

Это правда! Ну что же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать.
На бумаге, на асфальте, на стене
И в трамвае на окне!
                                         Э. Успенский.

Изобразительная деятельность, в частности детское рисование, заключает в себе большие возможности. Рисование самое естественное и увлекательное занятие дошкольников. Это первый опыт выражения своего отношения к окружающему миру.  Дети с малых лет тянутся к ярким краскам и карандашам, пытаясь чиркать везде, куда упадет взгляд.

На первом этапе обучения в процессе художественного творчества дети учатся, не боятся, а это немало важный фактор. Учить таких детей нужно начиная с простейших предметов постепенно по мере приобретения навыков и опыта. Переходя к рисованию более сложных предметов. Не надо настаивать на соответствии цвета, что может смутить ребенка и возможно повлиять на его желание рисовать.

Нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей, фантазии, воображения. Только нестандартные и нетрадиционные приемы творчества позволяют каждому ребенку более полно раскрыть свои чувства и способности. При использовании этих приемов ребенок учится не бояться проявлять свою фантазию, так как они не обращают ребенка к стандарту, не вводят его в какие-то рамки. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, благодаря рисованию он постигает, иногда моделирует действительность, легче воспринимает болезненные для него образы и события.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник

  • Способствует снятию детских страхов;
  • Развивает уверенность в своих силах;
  • Развивает пространственное мышление;
  • Учит детей свободно выражать свой замысел;
  • Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
  • Учит детей работать с разнообразным материалом;
  • Развивает чувство композиции, ритма,  колорита,
  • чувство фактурности и объёмности;
  • Развивает мелкую моторику рук;
  • Развивает творческие способности, воображение и  полёт фантазии.
  • Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Некоторые дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится. Особенно это заметно в средней группе, где навыки изобразительной деятельности у детей еще слабо развиты, формообразующие движения сформированы не достаточно. Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Стимулом побудить детей к деятельности, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге. И мне  кажется, чтобы помочь детям, нетрадиционные методы рисования, то что нужно.

    Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.

Монотипия — вид графической техники, связанный с процессом печати. Суть монотипии — в нанесении красок на гладкую поверхность доски «от руки» — с последующей печатью на станке (всегда получаем один отпечаток).

Гравюра — в изобразительном искусстве вид графики, в котором изображение является печатным оттиском с рисунка, выполненного на специально подготовленной доске.

Рисование пальчиками и ладошками. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку или пальчик, или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Печать. Способ получения изображения: ребенок прижимает печать штемпельной подушкой с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения других цветов меняются и мисочка и печать.

Свеча + акварель. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Гратаж. Способ получения изображения: ребенок разрисовывает лист бумаги красками или карандашами разного цвета, натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом. После высыхания палочкой выцарапывается рисунок.

Восковые мелки + акварель. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелом остается окрашенным.

Набрызг. Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет ею о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу. Кисть можно заменить зубной щеткой.

Кляксография обычная. Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается. Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается и определяется на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

Мозаика — изображение, сделанное на подготовленной основе из кусков цветной бумаги.

Кляксография с трубочкой. Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливая ее на лист, делая небольшую пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется.

Рисование солью. Способ получения изображения: нанести рисунок на бумагу так, чтобы объекты отделялись друг от друга промежутком. Раскрасить акварелью. Пока краска не высохнет, посыпать рисунок солью. Соль предоставит работе зернистости.

Кляксография с ниточкой. Способ получения изображения: ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на лист бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая кончик. Недостающие детали дописываются.

Импасто — техника. Способ получения изображения: смешать в равных пропорциях клей, гуашевая краску и песок. Эту пасту нанести на рисунок. Стекой провести по готовой работе делая ее фактурной.

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

В ходе занятий рисования пальчиками дети воспроизводят разнообразные движения ладонью (пришлепывание, прихлопывание, размазывание), пальцами (размазывание, примакивание), которые педагог сопровождает словами одобрения. Дети с любопытством, радостью и удовольствием размазывают следы от краски на ладошках и по листу бумаги. После нескольких игр-тренировок на бумаге возникает двигательный ритм, так как дети повторяют движения ладонью и пальцами много раз. Этот ритм привлекает детей, становясь дополнительным стимулом для действий с краской и усиливая интерес к ним. В процессе обучения можно предлагать детям дорисовывать изображения животных (обмакнув пальчик в краску, нарисовать глазки, носик, ротик, хвостик, при этом используя отрывистые линии, горизонтальные, дугообразные линии). При рисовании ладошкой дети сначала оставляют отпечаток руки на листе бумаги, а затем дорисовывают по указаниям воспитателя образ какого-либо животного. На первом этапе дорисовывать может сам педагог, показывая своим примером принцип изображения. В средней группе дети могут самостоятельно изобразить из ладошки животное, пользуясь собственными воспоминаниями и воображением. Так, из ладошки может получиться птица, кошка, петушок, слоненок.

 

Рисование картофелем привлекает детей своей необычностью. Обычный в использовании материал применяется для изображения животных. Для этого ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и коробочки и печатка. Печатка является одним из интереснейших, доступных ребенку способов исполнения рисунка. Истоки её лежат в древних ремеслах украшения ткани набойкой, использования пряничных досок и т. д. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции. Прежде чем печатать, необходимо изготовить сами инструменты – печатки.

Вначале педагог должен помочь ребенку изготовить печатки. Для этого берут картофель, разрезают пополам и на гладкий срез наносят шариковой ручкой рисунок печатки – определенного животного, затем аккуратно вырезают форму по контуру, чтобы она возвышалась над рукояткой на высоту 1 - 1,5 см. Рукоятка должна быть удобна для руки, пошире.

Одной из разновидностей печаток является тампонирование или оттиск. Для этого увлекательного занятия необходимо сделать тампон из марли или поролона, пенопласта, смятой бумаги. Штемпельная подушка послужит палитрой. Дети набирают краску, и мягким прикосновением к бумаге рисуют что-нибудь пушистое, легкое, воздушное, прозрачное или колючее. Эта техника лучше всего подходит для рисования животных, так как передает фактурность пушистой поверхности объекта.

В средней группе также часто используется техника тычка жесткой кистью. Предлагаемый метод рисования не требует от детей умелого изображения тонких линий, несущих важную художественную нагрузку. Достаточно знать и уметь рисовать геометрические фигуры в разных сочетаниях, причем не обязательно правильной формы и тонкими прямыми линиями. В процессе закрашивания тычками эти неточности не влияют на восприятие рисунка, а нарисованные предметы получаются более приближенными к реальным. Для раскрашивания необходимы густая гуашь и жесткая кисть. Методика рисования тычком для младших дошкольников состоит в следующем: воспитатель заранее на листе у детей рисует простым карандашом контур. Дети сначала рассматривают и обводят пальцем контур, называя вслух его части: голова, ушки, глазки, хвостик и т.д. Начав рисовать, они должны делать тычки кисточкой по линии контура слева направо, не оставляя промежутка между тычками; затем произвольными тычками закрашивают поверхность внутри контура. Остальные необходимые детали рисунка дети рисуют концом тонкой кисти.

Дети старшего возраста должны самостоятельно рисовать контуры предметов простым карандашом или сразу кисточкой, используя геометрические фигуры в разных сочетаниях. Методика закрашивания такая же.

Достаточно сложной техникой является набрызг. Вместо кисти можно использовать зубную щетку и стеку. Зубной щеткой в левой руке наберем немного краски, а стекой будем проводить по поверхности щетки – быстрыми движениями, по направлению к себе. Брызги полетят на бумагу. При этом можно менять направление движения руки (по вертикали, горизонтали, наклонно, волнообразно, кругами), изменять величину крапинок, приближая или отдаляя брызги от плоскости заготовки. Используют одновременно несколько красок, что помогает создать многоцветный рисунок. Используя трафареты, можно выполнить изображения самых разнообразных животных: Африканские жители, Зоопарк, Животные на ферме и т.д.

Одним из современных способов нетрадиционных рисования является рисование мыльными пузырями. Для этого нужны шампунь, гуашь, вода, лист бумаги и трубочка для коктейля. В гуашь добавляется шампунь, немного воды, размешиваем и дуем в трубочку до тех пор, пока не образуется пена. Затем к пене приложить лист бумаги, дорисовать детали.

Данная техника развивалась от одной интересной изобразительной техники – кляксографии. Для этого потребуется бумага, тушь или жидкая гуашь. В центр листа нужно капнуть кляксу, бумагу нужно наклонить в одну сторону, затем – в другую или подуть на кляксу. Таким образом можно получить оригинальное изображение животного, фантазия ребенка подскажет на кого оно похоже.

Нетрадиционное изображение животных и предметов может получиться при рисовании солью. Предварительно на бумаге надо сделать наброски, смочить его водой с помощью кисти, посыпать солью, подождать пока она в себя вберёт воду, лишнюю соль ссыпать. Когда всё подсохнет, нарисовать недостающие элементы и раскрасить. Солью хорошо рисовать птиц, насекомых (бабочек, жучков), морских животных (медузы, осьминоги).

Многие вышеперечисленные техники можно использовать в одной – коллаже. В целом важно следующее: хорошо, когда дошкольник не только знаком с различными приемами изображения, но и не забывает о них, а к месту использует, выполняя заданную цель. Например, ребенок решил нарисовать лето в деревне, и для этого он использует точечный рисунок (трава), а солнышко ребенок нарисует пальцем, пушистых животных нарисует поролоном, других животных он вырежет из открыток, тканями изобразит небо и облака и т.д. Предела совершенствованию и творчеству в изобразительной деятельности нет.

Стоит отметить, что успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание. Итак, при обучении рисованию могут использоваться самые разнообразные техники и самые разнообразные материалы.

Заключение:

Обучение рисованию нетрадиционными способами дошкольников на занятиях в настоящее время имеет важное значение. Нетрадиционное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, постоянно повышать интерес к художественной деятельности, развивать психические процессы. Оно позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.



Предварительный просмотр:

МБДОУ  детский сад №36 г.Ельца

Консультация для воспитателей

                               

«Развитие выразительной и диалогической речи дошкольников через        театрализованную деятельность».

Подготовила :

                                                                                                           воспитатель

  Тихонова Т. Н.

                                         

г. Елец

        «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника  может представлена в развитии игры и постепенном переходе ее в работу…»

        А.С.Макаренко

           Связная устная речь существует в двух формах: диалогическая и монологическая. У детей вызывает построение монологической речи, так как требует достаточной мотивации, определенного уровня развития планируемой деятельности, высокого уровня речевого развития. Текст должен быть последовательным, логичным, точным, выразительным в языковом оформлении.                                                                                                   Одним из эффективных средств развития связной речи является театрализация. Театрализованная игра, которая помогает развитию связной и грамматически правильной речи в ненавязчивой форме, является необходимым условием развития речевой активности детей. Драматизация, наиболее распространенный вид детского творчества. Содержание театральных игр тесно связано со всеми разделами программ, в которые входит и развитие речи детей дошкольного возраста. Театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон речи детей:

        - словаря;

        - грамматического строя;

        - диалогической и монологической речи;

        - совершенствованию звуковой стороны речи.

Интенсивному речевому развитию способствуют и самостоятельная театральная деятельность, которая включает в себя не только само действие детей с куклами и персонажами, или собственные действия по ролям, но также художественно-речевую деятельность:

        - выбор темы;

        - передача знакомого содержания;

        - сочинение;

        - исполнение от лица персонажей.

Театрализованная включает также игры и упражнения на развитие игрового поведения, эстетического чувства, коммуникативных навыков, уверенности в себе, творческих способностей, произвольного поведения, а так же игры, развивающие воображение, память, внимание, наблюдательность.                   При проведении этих игр необходимо создавать веселую, непринужденную атмосферу, подбадривать зажатых и скованных детей, не акцентировать внимание на промахах и ошибках. Многие игры предполагают деление детей на исполнителей и зрителей, что дает возможность оценить действия других и сравнивать их со своими собственными.                                                           Театрализованные игры проходят поэтапно.                                                           Одним из этапов в развитии речи в театрализованной деятельности является работа над выразительностью речи.

Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.                        

 Анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать, что, понятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные средства (интонация, лексика, синтаксис) и невербальные средства (мимика, жесты, поза).

Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, желания и взгляды, чувства, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь посторонних слушателей. При обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, мимика, напев, движения). Поэтому работу в этом направлении проводят  начиная с младших групп. Она заключается в следующем: воспитатели побуждают детей к общению (игра «Кто мы такие?», «Назови мне свое имя», сказка-потешка «Кисонька-Мурысонька», А.Барто «Лошадка», «Прогулка по лесу»).                   Учат детей находить выразительные средства в интонации логики речи (показ сказки «Теремок», где обращалось внимание детей на имитацию голосов животных).                                                                                                Учат детей эмоционально проговаривать фразы, четко произносить звуки («Прогулка в лесу», где давали понятия о том как шумит ветер, падают листья, шуршат под ногами).                                                                                      Дети учатся произносить звукоподражательные слова с различной интонацией, развивают речевое дыхание (после отгадывания загадок о животных дети имитируют голос отгаданного животного, игра «Ворон и воронята» (ветер дует зимой, делают глубокий вдох носом и надув щеки, с силой выдыхают). Учат детей логически выразительно проговаривать слова в чистоговорках, меняя силу голоса (са-са – вот летит оса с разной силой голоса, тихо- громче- громко, меняя интонацию: удивленно, вопросительно, испуганно, Ша-ша ша-наша каша хороша и т.д.).                                                                                         В средних группах работа над выразительностью заключается в следующем: Продолжается работа по интонационной выразительности речи (игровое упражнение «Сеня в лесу встретил лису», «Веселый оркестр» и др.).                Закрепляются умения сочетать движения с речью ( пальчиковые игры, игровое упражнение «Представьте себе», ролевой театр «Под грибом», «Дом и ворота», «Сидит ворон на дубу»).                                                                           Закрепляются умения произносить тексты с различной силой голоса и интонацией (игровое упражнение «Художница осень», мини-сценка «Еж чистюля», «Аист длинноногий», «Лиса и журавль», исценировка стихотворения А.Тараскиной «Воробей»).                                                              Развиваем мелкую моторику в сочетании с речью (мини-сценка «Хозяйка и кот», «Собака и кошка»).      В старших и подготовительных группах уделяется большое внимание развитию связной речи, ее интонационной выразительности (инсценировка «Вежливые слова», мини-сценка «Брусничка», театрализованные игры «Листопад», «Кто колечко найдет»).                                                                           Продолжается развитие монологической и диалогической речи: постановка спектакля «Мыльная сказка», инсценировка «На базаре», «В гостях у Мойдодыра», спектакль по сказке К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха», «Двенадцать месяцев», кукольный театр «Петушок – голосистое горлышко».    

В старшем возрасте значительно расширяется содержание театральной деятельности за счет самостоятельного выбора детей, дети привлекаются к режиссерской работе, развиваются навыки без конфликтного общения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка «совершенствуется звуковая сторона речи, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью изъяснятся ясно, четко. У него улучшается диалогическая, монологическая речь и ее грамматический строй.                                                  

Таким образом, использование театрализованной деятельности в целях формирования связной речи, эмоционального развития ребенка становится возможным при выполнении следующих условий:                                                       - единства социально-эмоционального и когнитивного (познавательного) развития;                 - насыщении этой деятельности интересным и эмоционально-значимым для детей содержанием;                                                                                                      - постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности;                                - наличие интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми;        - совместного участия в данном процессе  детей и взрослых (педагогов и родителей).    

      Инновационные технологии в развитии связной речи через театрализованную деятельность является «сказкотерапия», «куклотерапия». Особенность используемого цикла сказкотерапии состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии и согласованности с успешным овладением грамотной связной речью.                              

Сказкотерапия – интегрированная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний. Работа по развитию языковой личности дошкольника, включает два направления:  

 -игровую сказкотерапию;  

 - специальные занятия по обучению пересказыванию и сочинению сказок.            Существует целое направление, получившее название куклотерапии. Это метод лечения с помощью кукол, основанный на процессах идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой.  В качестве основного приема воздействия используется кукла как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого (психолога, воспитателя, родителя, логопеда).                                                                                  Встреча с перчаточной куклой приводит ребенка за ширму, которая позволяет ребенку спрятаться и раскрыться. В кукольном театре очень важно развитие связной речи. Артист должен помнить текст, вовремя произнести его, одновременно с движением куклы и при этом передать эмоции.                      



Предварительный просмотр:

Игры и упражнения с логическими блоками Дьенеша

  1. «Чудесный мешочек»
  2. Программные задачи: Закреплять знания детей о геометрических фигурах, умение предметы  угадать на ощупь.
  3. Материал: Мешочек, набор блоков Дьенеша.
  4. Ход игры:
  5. Все фигурки складываются в мешок. Попросить ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые). Затем все квадратные, прямоугольные, треугольные.

  1. «Что лишнее?»
  2. Программные задачи: Упражнять детей в группировке геометрических фигур по цвету, форме, величине, толщине.
  3. Материал:  Набор блоков Дьенеша.
  4. Ход игры: Выложит на стол  три фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из фигур  лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине).

«Угадай цвет»

Программные задачи: Учить детей выделять и называть отдельные свойства блоков.

Материал:  набор блоков.

Ход игры: Каждый  ребенок выбирает понравившейся ему блок. По сигналу ведущего «красный (синий, желтый)» дети поднимают блоки названного цвета. Аналогично проводиться упражнение на выделение других признаков – формы,  величины , толщины.

«Давайте познакомимся»

Программные задачи: Учить детей  в выделении  и назывании   свойств блоков.

Материал:  Набор блоков Дьенеша.

Ход игры: Дети встают в круг, у каждого в руках свой блок. Блоки «оживают», «разговаривают» друг с другом. Чтобы познакомиться, нужно назвать «полное имя» блока,  т.е. перечислить все свойства (толщину, величину, цвет, форму).

«Чудесный мешочек» -2

Программные задачи: Закреплять знания детей о геометрических фигурах, их величине и толщине,  умение предметы  угадать на ощупь.

Материал: Мешочек, набор блоков Дьенеша.

Ход игры: Все фигурки – блоки  складываются в мешок. Ребенок достает фигурку из мешочка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.

«Найди не похожую фигуру»

Программные задачи: Закреплять знания детей о геометрических фигурах. Развивать умение отличать фигуры по одному, двум, трем  признакам. Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.

Материал:  Набор блоков Дьенеша.

Ход игры:

Положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти все фигуры, которые не такие, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине).

«Найди  похожую фигуру»

Программные задачи: Закреплять знания детей о геометрических фигурах. Развивать умение находить сходства  фигур по одному, двум, трем, четырем  признакам. Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.

Материал:  Набор блоков Дьенеша.

Ход игры:

Положите перед ребенком любую фигуру и предложите ему найти такие же фигурки по цвету, но не такие по форме или такие же по форме, но не такие по цвету.

«Бусы»

Программные задачи: Закреплять знания детей о геометрических фигурах, цвете.

Материал: Мешочек, набор блоков Дьенеша, цветная нить для бус.

Ход игры:

Выложите перед ребенком  ряд фигур, чередуя их по цвету: красный, желтый, красный... (можно чередовать по форме, размеру и толщине).  Предложите  сделать бусы, как эти. Продолжить ряд по образцу.

«Продолжи ряд»

Программные задачи: Закреплять знания детей о геометрических фигурах, цвете, величине, толщине. Развивать мышление.

Материал: Набор блоков Дьенеша.

Ход игры:

Выкладываем на столе  фигуры друг за другом так, чтобы каждая последующая отличалась от предыдущей всего одним признаком: цветом, формой, величиной, толщиной. Предложить ребенку составить свой ряд фигур, соблюдая правило.

«Продолжи ряд»

Программные задачи: Закреплять знания детей о геометрических фигурах, цвете, величине, толщине. Развивать мышление.

Материал: Набор блоков Дьенеша.

Ход игры:

Выкладываем на столе цепочку из блоков Дьенеша, чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и цвету и т.д.).  Предлагаем ребенку продолжить ряд из фигур.

«Найди пару»

Программные задачи: Совершенствовать  знания детей о геометрических фигурах, их  цвете, величине, толщине. Развивать мышление.

Материал: Набор блоков Дьенеша.

Ход игры:

Предложить детям каждой фигуре  найти пару, например, по размеру: большой желтый круг встает в пару с маленьким желтым кругом,  большой красный квадрат станет в пару с маленьким красным квадратом и т.д.

«Найди клад»

Программные задачи: Совершенствовать  знания детей о геометрических фигурах, их  цвете, величине, толщине. Развивать мышление.

Материал: Набор блоков Дьенеша.

Ход игры:

Выкладываем перед ребенком 8 логических блоков Дьенеша, и пока он не видит, под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т.п.). Ребенок должен задавать вам наводящие вопросы, а вы можете отвечать только «да» или «нет»: «Клад под синим блоком?» - «Нет», «Под красным?» - «Нет». Ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину. Затем «клад» прячет ребенок, а воспитатель  задает наводящие вопросы.

Затем в эту игру могут играть сами дети, соревнуясь в нахождении клада.

«Сравни – где больше»

Программные задачи: Совершенствовать  знания детей о геометрических фигурах, их  цвете, величине, толщине. Закреплять счет от 1 до 10, упражнять в умении уравнивать множества  блоков. Развивать мышление.

Материал: Набор блоков Дьенеша.

Ход игры:

В один ряд выкладывается 3 блока Дьенеша, а в другой - 4. Спросите ребенка, где блоков больше и как их уравнять. Количество блоков зависит от возраста детей от уровня развития.

«Разложи фигуры»

Программные задачи: Упражнять детей в классификации блоков по двум, трем, четырем признакам. Развивать мышление.

Материал: Набор блоков Дьенеша.

Ход игры:

Выкладываем в ряд 5-6 любых фигур. Предлагаем детям  построить нижний ряд фигур так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера, толщины).

«Что изменилось»

Программные задачи: Совершенствовать  знания детей о геометрических фигурах, их  цвете, величине, толщине

Развивать мышление.

Материал: Набор блоков Дьенеша.

Ход игры:

Перед ребенком на стол  выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.

 «Сколько?»

Программные задачи:  Развивать умение выделять свойства

 геометрических фигур  (цвет, величину, толщину). Закреплять счет от 1 до 10, упражнять в умении  задавать вопросы. Развивать мышление, внимание, память, речь.

Материал: логические блоки Дьенеша.

Ход игры:

Дети делятся на две команды. Воспитатель раскладывает логические фигуры в любом порядке и предлагает детям придумать вопросы, начинающиеся со слов «Сколько...». За каждый правильный вопрос - фишка. Выигрывает команда, набравшая большее количество фишек. Варианты вопросов: «Сколько больших фигур?» «Сколько красных фигур в первом ряду?» (по горизонтали), «Сколько кругов?» и т. д.

Игра «Угощение для медвежат»

Программные задачи: Развитие умения сравнивать предметы по одному - четырем свойствам понимание слов: «разные», «одинаковые»

Материал: 9 изображений медвежат,  блоки Дьенеша.

Ход игры: В  гости к детям пришли медвежата. Чем же будем гостей угощать? Наши медвежата - сладкоежки и очень любят печенье, причем разного цвета, разной формы.

Давайте угостим медвежат.   Печенье в левой  и правой лапах должны отличаться только формой (цветом, величиной, толщиной).  Если в левой лапе у медвежонка круглое «печенье»,  в правой может быть или квадратное, или прямоугольное, или треугольное (не круглое).

Во всех вариантах ребенок выбирает любой блок «печенье» в одну лапу, а во вторую подбирает по правилу, предложенному воспитателем.

Игра «Угощение для медвежат»

Программные задачи: Развитие умения сравнивать предметы по одному - четырем свойствам понимание слов: «разные», «одинаковые». Развивать умение читать кодовое обозначение блоков.

Материал: 9 изображений медвежат,  блоки Дьенеша.

Ход игры:

Вариант игры  с использованием карточек с символами свойств. Последовательность действий (алгоритм) игры.

Карточки с символами свойств  кладут стопкой «рубашками» вверх

Ребенок вынимает из стопки любую карточку

Находит «печенье» с таким же свойством и т.д.

«Магазин»

Программные задачи: Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства, умения рассуждать, аргументировать свой выбор
Материал: Товар (карточки с изображением предметов ) Логические фигуры.
Ход игры:

Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор игрушек. У каждого ребенка 3 логические фигуры «денежки». На одну «денежку» можно купить только одну игрушку.
Правила покупки: купить можно только такую игрушку, в которой есть хотя бы одно свойство логической фигуры. Правило можно усложнить выбор игрушки по двум свойствам (например, большой квадрат, синий квадрат и т. д.)

«УКРАСИМ ЕЛКУ БУСАМИ».
Программные задачи:
 Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства. Умение «читать схему».  Закрепление навыков порядкового счета.
Материал: Изображение елки, 15 карточек с символами, комплект логических фигур
Ход игры:

Надо украсить елку бусами. На елке должно быть 5 рядов бус. В каждом ряду три бусинки. Цифра на карточке указывает порядковый номер нитки бус (счет начинаем с верхушки елки). Повесим первый ряд бус (карточки с цифрой 1). Закрашенный кружок показывает нам место бусинки на ниточке. Первая бусинка маленький желтый круг, вторая большой желтый квадрат, третья маленький
желтый треугольник. Аналогично развешиваем остальные бусы.

«Найди меня»

Программные задачи: Развитие умение читать кодовое обозначение геометрических фигур и находить соответствующий код.

Материал: Набор блоков, 3 экземпляра кодовых карточек (2 – с обычным кодом, 1 – с кодом отрицания).

Ход игры:  Дети делятся на две группы. Одна берет карточки, другая – блоки. Дети первой группы по очереди читают (раскодируют) карточки, ребенок из второй группы, у которого оказался соответствующий блок, выходит и показывает геометрическую фигуру.

Возможно использовать слова :

«Блоки, блоки разные Желтые, синие и красные,

Всем нам они знакомые, Найдите меня!»

«Волшебное дерево»

Программные задачи: Развитие  умение классифицировать блоки по трем признакам и имение выделять основные признаки. Развивать логическое и образное мышление.

Материал: Дерево с ветками без листьев, обозначен цвет веток, на ветках изображены символы фигур – листьев, набор блоков.

Ход игры: Воспитатель предлагает вырастить волшебное дерево, на котором вместо листьев геометрические фигуры. Каждая ветка имеет свой цвет. Дети выбирают геометрические фигуры по цвету и располагают «листики» на ветках.

«Улитка»

Программные задачи: Упражнять детей в классификации блоков по двум признакам; цвету и форме.

Материал: игровое поле с изображением спирали  или цветная тесьма, набор блоков.

Ход игры: Воспитатель предлагает построить детям домик для улитки из волшебных фигур. Домик получиться нарядным и красивым. Выкладывание блоков начинается с середины спирали. Произвольно берется один блок, затем присоединяется блок, в котором будет присутствовать один признак предыдущего блока.

«Рассели жильцов» - 2

Программные задачи: Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам, умение читать кодовое обозначение.  Упражнять в счете. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.

Материал: Набор блоков, 4 - этажный дом, изображенный на ватмане,  кодовые карточки.

Ход игры: Блоки живут в коробке, им там тесно и темно. Давайте их поселим в этот уютный 4 – этажный дом. Для каждой фигуры определен этаж, номер квартиры, указанный на кодовой карточке. Дети расселяют жидьцов.

«Хоровод»

Программные задачи: Упражнять детей в классификации блоков по двум признакам; цвету и форме.

Материал: игровое поле с изображением круга   или цветная тесьма, набор блоков.

Ход игры: Воспитатель предлагает построить хоровод  из волшебных фигур. Хоровод  получиться  красивым, ровным. Блоки выкладываются по кругу. Произвольно берется один блок, затем присоединяется блок, в котором будет присутствовать один признак предыдущего блока. Последний блок должен совпасть с первым блоком  по одному  какому – то признаку. В этом случае игра заканчивается – хоровод закрыт.

«Рассели жильцов» - 1

Программные задачи: Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам. Упражнять в счете. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.

Материал: Набор блоков, 4 - этажный дом, изображенный на ватмане с изображением двух признаков – цвета и формы..

Ход игры: Блоки живут в коробке, им там тесно и темно. Давайте их поселим в этот уютный 4 – этажный дом. Для каждой фигуры определен этаж, номер квартиры. Дети, расселяя блоки, называют номер квартиры, этаж. Например, круг красного цвета поселим на 4 – ом этаже в квартиру №3 и т.д.

Игра «Художники»

Программные задачи: Развитие  умения сравнивать фигуры по их свойствам, развитие художественных способностей (выбор цвета, фона, расположения, композиции).

Материал: «Эскизы картин» - листы большого цветного картона; дополнительные детали из картона для составления композиции картины; набор блоков.

Ход игры: Детям предлагается «написать картины» по эскизам. Одну картину могут «писать» сразу несколько человек. Дети выбирают «эскиз» картины, бумагу для фона, детали к будущей картине, необходимые блоки. Если на эскизе деталь только обведена (контур детали) - выбирается тонкий блок, если деталь окрашена - толстый блок. Так, например, к эскизу картины со слонами ребенок возьмет дополнительные детали: 2 головы слоников, солнышко, озеро, верхушку пальмы, кактус, животное и блоки. В конце работы художники придумывают название к своим картинам.

Игра «Этажи»

Программные задачи: Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам. Упражнять в счете. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.

Материал: Набор блоков.

Ход игры:

 Предлагаем выложить  в ряд несколько фигур – 4-5 шт. Это жители первого этажа. Теперь строим второй этаж дома так, чтобы под каждой фигурой предыдущего ряда оказалась деталь другого цвета (или размера, формы).

Вариант 2: деталь такой же формы, но другого размера (или цвета).

Вариант 3: строим дом с другими деталями по цвету и размеру.

Игра «Домино»

Программные задачи: Развивать умение выделять свойства

 геометрических фигур. 

Материал: Блоки Дьенеша.

В эту игру можно играть нескольким участникам одновременно (но не более 4х). Блоки делим поровну между игроками. Каждый делает ход по очереди. Если фигуры нет, нужно пропустить ход. Побеждает тот, кто первым выложит все фигуры.

Как ходить?

Фигурами другого размера (цвета, формы).

Фигурами того же цвета, но другого размера или такого же размера, но другой формы.

Фигурами другого размера и формы (цвета и размера).

Такими же фигурами по цвету и форме, но другого размера.

Ходим фигурами другого цвета, формы, размера, толщины.

Игра «Что изменилось?»

Программные задачи: Учить детей выделять и называть отдельные свойства блоков.

Материал:  набор блоков.

Ход игры: Выложите перед ребенком несколько фигурок и дайте возможность запомнить их. Потом попросите ребенка закрыть глаза, а в это время уберите или добавьте одну фигурку и спросите, что изменилось.

                           ИГРА  « ПОЧТАЛЬОН»

Цель: Развивать умение сравнивать предметы по двум свойствам, умение выявлять, абстрагировать и называть свойства (цвет, размер) предметов. Обозначать словом отсутствие какого-либо конкретного свойства предмета (не красный, не маленький и т.д.).

Материал: Карточка с изображением домиков, кодовые карточки .

 Ход  игры:

К нам в детский сад принесли письмо. Оказалось, что почтальон ошибся адресом.

Ребенку предлагается доставить письмо (открытку) точно по адресу, который написан (закодирован) на карточке.

-Отнеси письмо в тот дом, который указан на конверте вот с таким адресом.

-Отнеси открытку по указанному адресу /не красный, маленький/

Выигрывает тот, кто первым доставил письмо по адресу и получает фишку победителя.

В игре могут участвовать 2-3 ребенка

                        ИГРА  « КУПИ ШАРИК»

Цель: Развивать умение сравнивать предметы по 3-м свойствам.

Обозначать словом отсутствие какого-либо конкретного свойства предмета (не синий, не желтый, не маленький),

(не большой, не красный, не синий, овальный).

Развивать логическое мышление.

Материал: Карточка с изображением воздушных шаров,

Карточки со знаками символами свойств.

Ход игры: Сейчас мы с вами отправимся в магазин покупать шары к празднику. Но купить нам  нужно только те шары, которые  нам будут нужны для игры.

-Купите, пожалуйста, шарик, который закодирован на карточке /не красный, не синий, круглый, небольшой/.

- Красный, не овальный, маленький и т.д.

Выигрывает тот, кто первым купит необходимый шарик и получает флажок победителя.

В игре могут участвовать 2-3 ребенка.

         ИГРА  «ПОМОГИТЕ СНЯТЬ ПОЛОТЕНЦЕ»

Цель: Развивать умения выделять и абстрагировать цвет, размер, ширину, сравнивать предметы по заданным свойствам.

Материал: Карточка с изображением полотенец. Карточки-свойства.

Фишки для награждения победителя.

Описание игры

Винни-Пух и Пятачок отправились в город за покупками.

В городе им пришлось задержаться, и они позвонили нам  и попросили помочь им. Нужно снять полотенца, которые сушатся на веревке. У Винни-Пуха большие, а у Пятачка маленькие. А вот кто чьи полотенца будет снимать, мы сейчас узнаем. Взрослый раздает детям кодированные карточки и предлагает им декодировать (расшифровать) их и узнать, кто чьи полотенца снял.

-Сними полотенце /не большое, не с рисунком, не широкое, не красное/   /маленькое, узкое, синее/.

ИГРА  «ПОЙМАЙ РЫБКУ»

Цель:  Развивать умение сравнивать предметы по 3-м свойствам.

Материал: Карточка с изображением рыбок, карточки свойства.

Описание игры

Взрослый рассказывает детям историю о том. что у мамы-кошки много детей - веселых и любознательных котят. Им очень нравиться бегать и резвиться. А еще они любят лакомиться рыбкой. Но одной маме не поймать столько много рыбы и она просит помощи у детей. Каждый ребенок получает задание и начинает декодировать (расшифровывать) информацию.

- Поймай рыбку (круглую, не большую, не желтую),   (красная, круглая,  маленькая). Выигрывает тот, кто первым справился с заданием, и получат фишку победителя.

     ИГРА  «ЧЬЯ МАЙКА СУШИТСЯ НА ВЕРЕВКЕ»

Цель: Развивать умение сравнивать предметы по 2-3 свойствам (цвет, размер, ширина).

Материал: Карточка с изображением маек не только определенного цвета, но и расцветки предметов (в полоску, колечками, в горошек).

Карточки-свойства.

Описание игры

 - Мама попросила Сережу снять с веревки только те майки, которые уже высохли. А в этом нам помогут наши волшебные карточки.

- Сними майку (не большую, не розовую, не красную, не в горошек)  (маленькую, зеленую в полоску).

Выигрывает ребенок, который первым справился с заданием.

В игре могут участвовать 2-3 ребенка.  

                 ИГРА  «ПОИГРАЙ В МЯЧ»

Цель: Развивать умение сравнивать предметы по двум свойствам.

Материал: Карточка с изображением мячей разного цвета и размера,

Карточки – свойства. Карточки победителя.

Описание игры 

Воспитатель предлагает детям поиграть с мячом. Так-так все мячи разные, каждый возьмет себе мяч только такой, какой закодирован на его карточке.

Выигрывает тот ребенок, который первым справился с заданием.

Победитель получает призовую карточку.

В игре могут участвовать от 3 до 6 детей.

ИГРА  «НАЙДИ ДЕРЕВО»

Цель: Развивать умение сравнивать предметы по трем свойствам.

Материал: Карточка с изображением мячей. Карточки – символы.

 Описание игры

Сейчас мы с вами отправимся в лес. Каждый из вас будет собирать листья для гербария только под тем деревом, который закодирован на карточке.

Выигрывает тот, кто первым найдет свое дерево.

Победитель получает фишку победителя.

В игре могут участвовать от 2 до 4 детей.

      ИГРА  «НАДЕНЬ ШАПКУ НА ПРГУЛКУ»

Цель: Развивать умение детей сравнивать предметы по двум свойствам.

Материал: Карточка с изображением деревьев.

Карточки – символы.

 Описание игры

Воспитатель говорит детям, что у нас в раздевалке поселился человечек, которого зовут, Разбросай-ка. Он все время разбрасывает детские шапочки, которые любит примерять. Вот и сегодня все шапки перепутал.

Каждый из вас должен найти свою шапку, которая закодирована карточке.

Кто быстрее оденется на прогулку, тот и выиграл. Победитель получает флажок.

В игре могут участвовать все дети.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника»

Консультация для воспитателей«Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника»...