консультация для родителей
план-конспект занятия (старшая группа)

Куратова Наталья Михайловна

Консультация для родителей на тему: «Роль дидактических игр и упражнений в воспитании фонематического слуха у детей»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_rol_did.docx20.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

  1. «Детский сад № 9»

(МБДОУ «Детский сад № 9»)

Консультация для родителей на тему:

«Роль дидактических игр и упражнений в воспитании фонематического

слуха у детей»

Выполнили воспитатели :

Куратова Н.М.

Визинга

2024

В работе с детьми можно часто столкнуться с такой ситуацией: ребёнок правильно употребляет звуки в отработанных словах и фразах, выделяет звук из слова, определяет его место в слове, анализирует слоги и слова. Но в период практического применения полученных знаний в ежедневной учебной деятельности и использования приобретенных навыков в самостоятельной речи дети не могут справиться с этой задачей, т.к. у них нет навыков свободного, почти неосознаваемого владения речевыми средствами.

Наша задача - развить, усовершенствовать речевые навыки, используя игры и упражнения, тренирующие речевой слух, память, развивающие четкость восприятия, точность воспроизведения слова.

Начинать работу необходимо с простых слоговых упражнений, где отрабатываемый согласный звук включался в прямые и обратные слоги «ба-бу-бо».

Отрабатывая произношение поставленного звука в слогах, мы развиваем у детей способность удерживать в памяти заданное количество слогов и положение ударного слога в их ряду (этот слог отмечался ударом руки):

са-са-са,

са-са-са,

са-са-са

стра-стра-стра,

стро-стро-стро,

стру-стру-стру

скла-скло-склу,

спла-стла-скла,

спра-стра-скра

Для автоматизации поставленного звука в слогах и словах можно использовать специальные упражнения и игры со стихотворными текстами. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, ритмичностью, настраивает на игру; в ритме стихотворной речи детям легче преодолеть трудности произношения звуко-слоговых сочетаний.

Считалки со связным текстом на определенный звук вводятся в игры детей, но нужно следить за правильным произношением звуков и умением детей отмечать ударный слог.

Кроки-кроки-крокичок,

Жил за печкою сверчок.

Ты за печкой не сиди,

Поиграть к нам выходи.

Стреко-стреко-стрекоза.

Изумрудные глаза,

Крылья быстро разверни,

Круг наш быстро облети.

В игре «Договори слово» взрослый произносит первый слог, а ребенок- вто рой. Затем дети называют запомнившиеся слова полностью:

ши-на

ти-на

ми-на

ра-на

вет-ка

сум-ка

шут-ка

 мар-ка

Цель таких упражнений - выработать практический навык деления слов на слоги, учить правильно выделять в слове закрытый слог (помня о стремлении детей произносить «ла-пта», «па-рта»),

В играх «Магнитофон», «В слове слог договори, будь внимательным, смотри» и «Закончи слово, если получится» также вырабатывается навык деления слов на слоги, дается возможность дифференцироватъ поставленные звуки в сходных по звучанию словах.

После того как дети познакомились с ритмическим строением речи, слоговым составом слова, можно проводить и более сложные игры, которые ставят одно­ временно несколько задач. Так, в играх на автоматизацию звука отрабатывается не только произношение поставленного звука, но и развивается чувство ритма, быстрота реакции, слуховое внимание и память, проводится практическое деление слов на слоги.

Научившись правильно произносить слова из двух-трех слогов, не осложненных стечением нескольких согласных, дети могут перейти к освоению более сложного звуко-слогового состава. В игре «Подбери похожее слово» взрослый называет слово из двух слогов, а ребенок подбирает к нему слово из трех слогов с таким же окончанием. Если ребенок затрудняется, он может выбрать слово с помощью подобранных к игре и разложенных перед ним картинок:       елка-метелка,

лейка-наклейка,

пушка-хлопушка,

утка-минутка.

В игре «Эхо» дети повторяют за взрослым вторую половину слова:

   Взрослый                                           Дети

           раскла-душка                             душка, душка

неза-будка                                  будка, будка

приба-утка                                  утка, утка

Речевой материал, представленный в играх «Повтори по парам», «Какой новый звук появился?», «Послушай, запомни, назови» состоит в основном из слов, близких по звучанию. Это дает возможность с наибольшей эффективностью тренировать фонематический слух, концентрировать внимание детей на звуковом составе слова, порядке следования звуков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...

Консультация для родителей "Ваш ребенок будущий первоклассник", консультация для родителей " Ошибки родителей , которые приводят к детским истерикам"

Консультация для родителей подготовительной группы «Ваш ребенок -  будущий первоклассник».Приближается тот день, когда ваш малыш впервые войдет в школьный класс. И каждый из...

Консультация для родителей Консультация для родителей «Здоровые родители — здоровые дети!»

Цель: Формирование сознания родителями ответственности за формирование у ребенка бережного отношения к своему здоровью.Задачи: сформировать у родителей о необходимости соблюдать ЗОЖ.Об...