Проект "Почемучки"
проект (средняя группа)
В процессе ознакомления с окружающим миром у детей возникает много вопросов к воспитателю. Учитывая современные требования личностно – ориентировочного подхода к ребенку, мы не должны оставить ни один вопрос без ответа.
В настоящее время, в системе дошкольного образования одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира, является метод экспериментирования. Дети очень любят экспериментировать. С самого рождения их окружают различные явления природы: солнце, ветер, звезды, снег, дождь. Дети с интересом собирают камни, играют с песком, и водой, - предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игр.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.13 КБ | |
| 17.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Почемучки»
Актуальность проекта:
В процессе ознакомления с окружающим миром у детей возникает много вопросов к воспитателю. Учитывая современные требования личностно – ориентировочного подхода к ребенку, мы не должны оставить ни один вопрос без ответа.
В настоящее время, в системе дошкольного образования одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира, является метод экспериментирования. Дети очень любят экспериментировать. С самого рождения их окружают различные явления природы: солнце, ветер, звезды, снег, дождь. Дети с интересом собирают камни, играют с песком, и водой, - предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игр.
Вид проекта: познавательно – исследовательский (экспериментирование)
Сроки реализации: краткосрочный (3 недели)
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.
Цель:
познания закономерностей и явлений окружающего мира детьми, в процессе экспериментирования.
Задачи:
- Развивать познавательные интересы детей в процессе исследовательской деятельности;
- Учить детей приобретать новую информацию через экспериментирования;
- Формировать умения детей делать выводы на основе практического опыта и применять в самостоятельной деятельности.
Этапы проекта:
1-й этап: подготовительный
- Изучить методическую литературу, где освещены формы и методы по данной теме;
- Разработка плана работы.
2 – й этап: основной
- Создание предметно – развивающей среды для проведения простейших опытов и экспериментов;
- работа с детьми;
- Работа с родителями (консультации);
- Подбор наглядного раздаточного материала для проведения опытов, экспериментов.
3 – этап: Заключительный: Проведение итогового занятия «Путешествие в научную лабораторию»
Основное содержание опытов по освоению детьми окружающего мира:
- выявление свойств воздуха и воды;
- выявление свойств песка, камней и глины.
Планирование работы по организации исследовательской деятельности с детьми.
Цели и задачи исследования | Содержание опытов | Формы и методы работы в разных видах деятельности | Материалы предметно- развивающей среды | ||
1-я неделя ноября Тема: «Воздух» | |||||
Знакомство детей с воздухом и его свойствами. Подвести пониманию того, что воздух есть везде, он прозрачный, легкий, невидимый. | 1.Взять стакан с водой и трубочку. Опустить трубочку в стакан и подуть в неё. 2.Показать, как обмахивать веером лицо. 3.Надувание шаров. 4.Взять миску с водой и дуть и дуть на неё. Получаются волны. | - беседа «откуда берется воздух, ветер»; -чтение рус. нар. сказки «Пузырь, Соломинка, лапоть»; -игры с воздушными шарами; - изготовление «Веер» | 1.Пособия для экспериментов, | ||
2-я неделя ноября Тема: «Вода» | |||||
Дать представления о воде и её свойствах. Вода бывает тёплой, горячей, холодной. Вода прозрачная. В воде одни вещества растворяются, а другие нет. Вода не имеет вкуса. Вода не имеет запаха. Вода жидкое вещество. | 1.Во время мытья рук измерить температуру воды; 2.Взять два стакана один с водой, другой с молоком. В оба стакана опустить ложку; 3.Переливание воды с одного стакана на другой; 4.В один стакан положить речной песок, а в другой – сахарный. | -Слушание мелодий, передающих журчание воды; -Окрашивание воды с помощью красок; | 1. Изображения ручья, реки, моря, океана. 2.Пособие «Круговорот воды»; | ||
3-я неделя ноября Тема: «Песок, камни, глина» | |||||
Познакомить со свойствами песка и глины: рыхлые, сыпучие, твердые. Развивать у детей интерес к камням, Называть их особенности. | 1.Взять стаканы с песком и глиной. Предложить высыпать песок и глину в чашку, перемешать. 2.Рассмотреть через лупу, из чего состоят песок и глина, сравнить. 3. Рассмотреть через лупу, из чего состоят песок и глина, сравнить | - игры с песком; -Итоговое занятие «Путешествие в научную лабораторию» | 1.Стаканчики с землей и глиной. 2.Лупа, сито, дощечки, палочки | ||
Работа с родителями:
- Консультации на темы: «Как познакомить детей со свойствами воздуха»;
- Консультация «Изготовление игрушек для игр с водой»;
- Консультация «Эксперименты с детьми».
Библиография:
1.Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. ТЦ «Сфера» 2009.
2. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ Под ред. Л.Н. Прохоровой, «АРКИ».
3.Песочная терапия в развитии дошкольников. О.В. Сапожникова, Е.В. Гарнова. – «ТЦ Сфера», 2014.
4. Познавательные сказки Т.А. Шорыгина – «ТЦ Сфера», 2014
5. Ребёнок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. Дыбина О.В. – ТЦ «Сфера», 2005.
6. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. Г.П. Тугушева, А Е. Чистякова -Издательство «Детство», 2007.
7. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы. – Волгоград: Учитель, 2009
Предварительный просмотр:
Конспект «Путешествие в научную лабораторию»
Цель: изучение свойства различных предметов.
Задачи:
1. Помочь детям выяснить свойства различных веществ: песка, воды, и т.д.
2. Развивать логическое мышление, умение делать выводы.
3. Воспитывать у детей умение дожидаться окончания эксперимента, добиваться необходимого результата, усидчивость и выдержку.
Методы и приёмы:
Практические: сюрпризный момент – путешествие в научную лабораторию, проведение опытов с песком, водой, картофелем, проведение опыта «Тонет-не тонет».
Наглядные: рассматривание приборов лаборатории, картинок с увеличенными песчинками.
Словесные: ответы на вопросы, беседа.
Индивидуальная работа: продолжать развивать интерес детей к опытнической деятельности, окружающему миру.
Материалы: колбы, пипетки, микроскоп, песок, вода, картофель, зубочистки, йод, камни, салфетки, спички, картон, одноразовые стаканчики пластмассовая ёмкость для проведения игры «Тонет-не тонет», картинки по теме.
Предварительная работа: рассматривание картинок с изображением учёных, исследовательских лабораторий, микроскопов.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель заранее готовит атрибуты для экспериментов в «научной лаборатории».
В группе раздаётся аудиозапись диктора: «Внимание, внимание!!! Всем – всем – всем! Только сегодня и только один день в нашем детском саду состоится увлекательное путешествие в научную лабораторию. Спешите, и вы увидите всё только самое интересное!!!»
Воспитатель: мальчики и девочки, вы слышали? Нас приглашают в научную лабораторию! А что это такое, вы знаете?
Ответы детей (да, это место, где учёные что-то исследуют).
Воспитатель: верно! В научных лабораториях работает очень много людей, там есть и учёные, и лаборанты – помощники учёных, и даже есть роботы, которые выполняют различные исследования. И вот как раз мы с вами в такую лабораторию отправимся. Вы готовы?
Ответы детей (да, мы готовы!).
Воспитатель: но знайте, что в такое место нельзя входить в обычной одежде или без защиты, потому, что эксперимент может не состоятся из-за бактерий, которые человек может занести с собой с улицы. Поэтому я вам предлагаю защитные атрибуты для экспериментов. Это маски и перчатки.
Воспитатель предлагает детям надет медицинские маски и перчатки. После этого дети рассаживаются вокруг стола, где и находится «Научная лаборатория».
Воспитатель: мальчики и девочки, посмотрите, мы пришли. Здесь так много интересного и необычного! Есть микроскоп, различные колбочки, пипетки, пинцеты, мензурки. А кто из вас знает, для чего нужен микроскоп?
Ответы детей (для того, чтобы рассматривать мелкие детали).
Воспитатель: да, вы правы. В микроскоп учёным-исследователям удаётся рассмотреть много разных вещей, которые мы не видим в обычной жизни. Это различные частички очень маленькой величины. И мы с вами в конце нашей экскурсии посмотрим в микроскоп. Но для начала я предлагаю вам несколько экспериментов. Вы согласны?
Ответы детей (да, мы согласны!).
Воспитатель: у меня в коробочке есть песок. Посмотрите, пожалуйста, какой он?
Ответы детей (он жёлтый, сухой, сыпется).
Воспитатель: правильно. Давайте с вами попробуем его пересыпать из одной коробочки в другую. Получается?
Дети пробуют пересыпать сухой песок из одной ёмкости в другую, отмечают, что он хорошо сыплется.
Воспитатель: точно! Он очень хорошо пересыпается, когда сухой. А если мы его намочим, что с ним произойдёт? Давайте проверим!
Воспитатель вместе с детьми наливает воду в сухой песок. Дети отмечают, что сырой песок не сыплется и к тому же стал темнее.
Воспитатель: да, ребята, у песка есть такое особенное свойство – когда он сухой, то его можно легко пересыпать из одной коробочки или стаканчика в другую, а если его намочить, то пересыпать его не удастся, он комкуется. Это происходить из-за того, что песок состоит из очень маленьких песчинок. Когда они сухие, они не прилипают друг к другу, но стоит только песок смочить водой, песчинки тут же прилипают друг к другу, и песок становится комком.
Во время рассказа воспитатель показывает на картинке увеличенные песчинки в сухом и влажном состоянии.
Воспитатель: мальчики и девочки, как вы думаете, какой песок легче – сухой или сырой?
Ответы детей (сухой песок легче).
Воспитатель: да, верно. А как мы в этом убедимся?
Ответы детей (можно взвесить на весах).
Воспитатель: правильно.
Воспитатель взвешивает на чашечных весах песок – на одну чашу кладётся песок сырой, на другую – сухой. Дети убеждаются, что сухой песок легче.
Воспитатель: ребята, а у нас в лаборатории есть несколько предметов и с ними тоже можно провести эксперименты. Это салфетка, камень, бумага и спичка. Что тяжелее?
Ответы детей (камень самый тяжёлый).
Воспитатель: да, точно. Но давайте проверим на самом ли деле так. Известно, что тяжёлые предметы тонут в воде, а лёгкие – нет. Давайте попробуем опустить в таз с водой все эти предметы.
Воспитатель с детьми по очереди пускают в таз с водой все предметы. Выясняют, что камень тонет, так как он очень тяжёлый, а вот плотная бумага, спичка и салфетка – нет, потому, что они лёгкие. Но если намочить салфетку, то она утонет быстро. Это связано с тем, что салфетка набрала в себя воды и стала тяжелее. Так же со временем утонет и бумага. А спичка очень долго впитывает воду и держится на поверхности дольше всех.
Воспитатель: ребята, вам понравились наши эксперименты?
Ответы детей (да, очень понравились!).
Воспитатель: в этой научной лаборатории можно провести очень много опытов. И учёные во время проведения различных экспериментов очень сильно устают. И чтобы им отдохнуть, они проводят различные упражнения для отдыха. Хотите узнать одно такое упражнение?
Ответы детей (да, хотим!)
Воспитатель: ну тогда повторяйте вместе со мной. Вставайте в круг!
Физминутка
Вверх рука и вниз рука
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки.
(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз — хлопок и вверх — хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем — будет прок.
(Приседания, хлопки в ладоши над головой)
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой!
(Вращение головой вправо и влево)
Воспитатель: ну что, мальчики и девочки, поиграли, отдохнули? А теперь идём опять в нашу научную лабораторию! Нас ждёт следующий эксперимент. Мы с вами выяснили, что тяжёлые предметы в воде тонут, а лёгкие – нет. А как вы думаете, утонет ли в воде яйцо?
Ответы детей (да, ведь оно тяжёлое).
Воспитатель: ну тогда давайте с вами и проверим!
Воспитатель опускает сырое яйцо в стакан с водой. Дети убеждаются, что оно тонет.
Воспитатель: а хотите узнать, что будет я яйцом, если воду посолить?
Ответы детей (да, конечно хотим узнать).
Воспитатель: тогда я вам предлагаю найти себе парочку, взять стаканчики с водой, насыпать в них соль и перемешать ложкой. А затем опустить яйцо в солёную воду.
Дети (работают в парах) солят воду, размешивают её, опускают яйцо.
Воспитатель: утонило яйцо в солёной воде?
Ответы детей (нет, не утонуло).
Воспитатель: ребята, это происходит из-за такого особого свойства солёной воды. Солёная вода помогает удерживаться предметам на поверхности и не тонуть. Ну и ещё один опыт в нашей лаборатории для вас припасён. Он называется «Измени цвет предмета». Как, по-вашему, можно изменить цвет любого предмета?
Ответы детей (покрасить краской).
Воспитатель: действительно, можно использовать краску. А можно и взять специальный раствор и выяснить, есть ли в продукте полезные или наоборот вредные вещества. И сейчас мы с вами в этом убедимся! Вам когда-нибудь мазали раны или ссадины йодом?
Ответы детей (да, мазали).
Воспитатель: а мы сейчас раны мазать йодом не будем, а намажем им разрезанную картофелину, и посмотрим, что же произойдёт!
Воспитатель разрезает картофелину пополам, интересуется у детей – какого она цвета на разрезе. Дети отвечают, что она белая. Воспитатель кладёт небольшие (заранее заготовленные) кусочки картошки перед детьми на блюдечки и предлагает им намочить зубочистку йодом и провести ей по кусочку картошки.
Воспитатель: ребята, какой стала картошка?
Ответы детей (она посинела).
Воспитатель: да, верно. Это всё произошло из-за того, что в картошке содержится такое вещество, которое называется крахмал и когда на этот крахмал попадает йод, то крахмал синеет. Вот так и выясняют в лабораториях – есть ли в продуктах крахмал. Мальчики и девочки, вам понравилось экспериментировать? Что больше всего вам понравилось?
Дети рассказывают, что они сегодня узнали и что больше всего им понравилось в научной лаборатории. Затем воспитатель предлагает ребятам по очереди посмотреть в микроскоп различные частички на лабораторных стёклах.
