Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР
рабочая программа

Макарец Анастасия Андреевна

Адаптированная образовательная программа для детей  с ЗПР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tnr.docx90.52 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Ужурский детский сад №3 «Журавленок»

ПРИНЯТО на ППк ДОУ

Протокол №___

от «___»__________20___г.

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ

Ужурский детский сад №3 «Журавленок»
_____________________Н.В.Давлетова

СОГЛАСОВАНО
Родителем (законным представителем ребенка)

 __________________________________

 (Подпись родителя)

Адаптированная образовательная программа

для воспитанника с тяжелыми нарушениями речи

Фамилия, имя ребёнка

ФИО

Дата рождения

08.07.2017г

Возрастная группа

Подготовительная группа комбинированной направленности

Учебный год:

2023-2024г.

Срок реализации

с 01.09.2023-30.05.2024

Заключение и рекомендации территориальной ПМПК (комиссии):

Рекомендовано: обучение по адаптированной образовательной программе дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Специалисты по сопровождению


Учитель -логопед: Калистратова О.В.

Воспитатели: Макарец А.А., Чевычелова Е.В.

г.Ужур 2023 год

Содержание адаптированной образовательной Программы

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.

Пояснительная записка

3

1.2.

Педагогическая характеристика особенностей психофизического развития воспитанника

3

1.3

Цели и задачи реализации Программы

4

1.4.

Принципы и подходы к формированию Программы

5

1.5.

Специфические принципы и подходы к формированию АОП ДО для обучающихся с ТНР.

6

1.6.

Особенности развития детей с ТНР

6

1.7.

Планируемые результаты (целевые ориентиры) освоения Программы детьми среднего дошкольного возраста с ТНР

7

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.

Перспективный план воспитателя индивидуально-коррекционной работы с ребенком

9

2.2.

Ожидаемы результаты Программы

13

2.3.

Взаимодействие участников образовательного процесса

13

2.4.

 Взаимодействие с семьей ребенка (с опорой на особенности воспитательного потенциала семьи, отношения к трудностям ребенка, поставленные задачи).

14

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.

Описание материально-технического обеспечения адаптированной Программы

16

3.2.

Обеспеченность методическими материалами, средствами обучения и воспитания

16

3.3.

Режим дня

16

3.4.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

18

3.5.

Расписание занятий со специалистами

18

3.6.

Учебно-методический комплекс

19

3.7.

Мониторинг результатов освоения Программы

26

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

      1.1.  Пояснительная записка

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для ребенка с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи), является нормативно-управленческим документом образовательного учреждения, характеризующим специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса.

Программа разработана в соответствии с требованиями основных нормативных документов:

-Законом Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации».

- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

-Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155) (далее-ФГОС ДО)

- Конвенцией  ООН о правах ребенка.

- Приказом Министерства просвещения РФ от 15 мая 2020г. №236 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования» с изменениями на 8 сентября 2020 года.

-  С учетом Федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования (далее – ФАОП ДО).

Реализация Программы предусматривает взаимодействие с разными субъектами образовательных отношений, осуществляется с учётом общих принципов дошкольного образования и специфических принципов и подходов к формированию АОП ДО для обучающихся с ТНР. 

    Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. АОП ДО предназначена для работы с воспитанником с тяжелым нарушением речи в комбинированной группе.

АОП разработана в соответствии с Образовательной программой дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Ужурский детский сад №3 «Журавленок», с учетом адаптированной образовательной программы дошкольного образования детей с тяжелым нарушением речи.

     Содержание АОП ДО определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с ТНР приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторение материала.

1.2. Педагогическая характеристика особенностей психофизического развития воспитанника 

Уровень общего развития

Ознакомление с окружающим миром: Запас знаний и представлений об окружающей действительности, природе, семье и о себе  соответствуют возрастной норме. Называет свое имя, фамилию, сколько лет, знает как зовут маму, папу, брата, называет свой домашний адрес.

Формирование элементарных математических представлений:

______  не знает геометрические фигуры, не может их назвать, не находит их в окружающей обстановке, величину предметов может разделить на группы, не умеет считать до 10, не ориентируется в количественном порядке, не соотносит число к количеству. Не сформированы понятия: высокий-низкий, узкий-широкий, длинный – короткий. Хорошо ориентируется в понятиях: большой-маленький.  Называет, показывает основные цвета, может сгруппировать предметы по цвету, но не называет и путает их. Трудностью усваивает новый материал, нуждается в индивидуальной помощи.

Речевое развитие: Словарь достаточен для общения со сверстниками. Звуковая сторона речи: звукопроизношение:  в пределах возрастной нормы, фонетический строй речи сформирован достаточно, изолированно звуки  произносит. Связная речь не соответствует возрастной норме, требует развития; нет предложений, умение отвечать на вопросы взрослых – односложно.

Физическое развитие: Движения рук и ног скоординированы. У ______  не наблюдается несовершенство общей моторики, отсутствует неточность при повторении движений за воспитателем или инструктором по физической культуре. Музыкально - ритмические движения выполняет. Активно и заинтересованно участвует в подвижных играх. Во время перестроения орентируется.

Социально-коммуникативное развитие:

У ребенка сформированы культурно-гигиенические навыки, самостоятельно кушает и пьёт из чашки, моет и вытирает руки, одевается / раздевается. Самостоятельно садится и встает с унитаза, и на него просится. Предметами личной гигиены пользуется. Хорошо ориентируется в группе, знает свою кровать, место за столом и шкафчик.

Художественно-эстетическое развитие:

Проявляет интерес к продуктивным видам деятельности. При работе с кистью или карандашами  не испытывает затруднения,   правильно держит предметы для рисования. В рисунке передает изображения отдельными фрагментами, часто дублирует их, не умеет развивать сюжет. Не соотносит предметы по величине, высоте, расположению, относительно друг друга. Работу выполняет аккуратно. При работе с клеем мажет деталь,  соблюдая границы. Владеет ножницами, вырезает фигуры не по контуру, но старается. Рабочее место всегда убирает. На занятиях по лепке всегда может слепить предметы заданной формы.

Не сформирован навык и интерес к слушанию музыкальных и художественных произведений, не знает  песни, не поет.

Темп работы средний, работоспособность у ребенка низкая. К занятиям не проявляет интерес.

Игровая деятельность:

В общении со сверстниками замкнута, не проявляет инициативу. Играет в группе из 1-2 человека. В сюжетно – ролевые игры не играет, к дидактическим играм интереса не проявляет. Играет с определенными игрушками.

Личностные особенности: 

______  показывает адекватность эмоциональных реакций,  не проявляет активность в различных видах деятельности, инициативность проявляет в определенном общении сверстников. На уступки в коллективе идет, редко бывает раздражительна, застенчива при общении со взрослыми. При приходе утром в группу играет, рисует одна. Преобладающее настроение в течении дня позитивное, поведение спокойное.

1.3.  Цель и задачи реализации Программы

Цель Программы: создание условий для развития обучающихся дошкольного возраста с ТНР в соответствии с их общими и особыми потребностями, индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья.

Программа содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми. Способствует реализации прав обучающихся дошкольного возраста на получение доступного и качественного образования.  Обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

        В связи с этим коррекционная работа с детьми с особыми образовательными потребностями направлена на решение Задач:

- реализация содержания АОП ДО для обучающихся с ТНР;

- охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с ТНР, в т.ч. их эмоционального благополучия;

- обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ТНР в период дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;

- создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ТНР как субъекта отношений с педагогическим работником, родителями (законными представителями), другими детьми;

- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

- формирование общей культуры личности обучающихся с ТНР, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;

- формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям развития обучающихся с ТНР;

- обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей (законных представителей) и повышение их компетентности в вопросах развития, образования, реабилитации (абилитации), охраны и укрепления здоровья обучающихся с ТНР;

- обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального общего образования.

 

1.4 Принципы и подходы к формированию Программы

В соответствии с ФГОС ДО Программа построена на следующих общих принципах:

1. Поддержка разнообразия детства.

2. Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека.

3. Позитивная социализация ребенка.

4. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия педагогических работников и родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и обучающихся.

5. Содействие и сотрудничество обучающихся и педагогических работников, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.

6. Сотрудничество Организации с семьей.

7. Возрастная адекватность образования. Данный принцип предполагает подбор образовательными организациями содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями обучающихся. 

1.5.Специфические принципы и подходы к формированию АОП ДО для обучающихся с ТНР:

1. Сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование обучающихся: ДОО устанавливает партнерские отношения не только с семьями обучающихся, но и с другими организациями и лицами, которые могут способствовать удовлетворению особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР, оказанию психолого-педагогической и (или) медицинской поддержки в случае необходимости (Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи).

2. Индивидуализация образовательных программ дошкольного образования обучающихся с ТНР: предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса и учитывает его интересы, мотивы, способности и психофизические особенности.

3. Развивающее вариативное образование: принцип предполагает, что содержание образования предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом зон актуального и ближайшего развития ребенка, что способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых возможностей ребенка.

4. Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей: в соответствии с ФГОС ДО Программа предполагает всестороннее социально - коммуникативное, познавательное, речевое, художественно - эстетическое и физическое развитие обучающихся посредством различных видов детской активности. Деление Программы на образовательные области не означает, что каждая образовательная область осваивается ребенком по отдельности, в форме изолированных занятий по модели школьных предметов. Между отдельными разделами Программы существуют многообразные взаимосвязи: познавательное развитие обучающихся с ТНР тесно связано с речевым и социально-коммуникативным, художественно - эстетическое - с познавательным и речевым. Содержание образовательной деятельности в каждой области тесно связано с другими областями. Такая организация образовательного процесса соответствует особенностям развития обучающихся с ТНР дошкольного возраста;

5. Инвариантность ценностей и целей при вариативности средств реализации и достижения целей Программы: ФГОС ДО и Программа задают инвариантные ценности и ориентиры, с учетом которых ДОО должна разработать свою адаптированную образовательную программу. При этом за ДОО остаётся право выбора способов их достижения, выбора образовательных программ, учитывающих разнородность состава групп обучающихся, их психофизических особенностей, запросов родителей (законных представителей).

1.6. Особенности развития детей с ТНР

Дети с тяжелыми нарушениями речи - это особая категория детей с нарушениями всех компонентов речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте.

К группе детей с ТНР относятся дети: с фонетико-фонематическим недоразвитием речи при дислалии, ринолалии, легкой степени дизартрии; с общим недоразвитием речи всех уровней речевого развития при дизартрии, ринолалии, алалии и т.д., у которых имеются нарушения всех компонентов языка.

Активное усвоение фонетико-фонематических, лексических и грамматических закономерностей начинается у детей в 1,5-3 года и, в основном, заканчивается в дошкольном детстве. Речь ребенка формируется под непосредственным влиянием речи окружающих его взрослых и в большой степени зависит от достаточной речевой практики, культуры речевого окружения, от воспитания и обучения.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи проявляется в нарушении звукопроизношения и фонематического слуха.

Общее недоразвитие речи проявляется в нарушении различных компонентов речи: звукопроизношения фонематического слуха, лексико-грамматического строя разной степени выраженности.

Речь ребёнка оценивается по четырем уровням развития речи.

На I уровне речевого развития у ребёнка наблюдается полное отсутствие или резкое ограничение словесных средств общения. Словарный запас состоит из отдельных лепетных слов, звуковых или звукоподражательных комплексов, сопровождающихся жестами и мимикой.

На II уровне речевого развития в речи ребенка присутствует короткая аграмматичная фраза, словарь состоит из слов простой слоговой структуры (чаще существительные, глаголы, качественные прилагательные), но, наряду с этим, произносительные возможности ребенка значительно отстают от возрастной нормы.

На III уровне речевого развития в речи ребенка появляется развернутая фразовая речь с выраженными элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

На IV уровне речевого развития при наличии развернутой фразовой речи наблюдаются остаточные проявления недоразвития всех компонентов языковой системы.

Заикание - нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Таким образом, ТНР выявляется у детей дошкольного возраста со следующими речевыми нарушениями:

- дислалия,

- ринолалия,

- дизартрия,

- алалия,

- детская афазия,

- неврозоподобное заикание (по клинико-педагогической классификации речевых нарушений).

1.7. Планируемые результаты (целевые ориентиры) на этапе завершения освоения Программы

К концу данного возрастного этапа ребенок:

1) обладает сформированной мотивацией к школьному обучению;

2) усваивает значения новых слов на основе знаний о предметах и явлениях окружающего мира;

3) употребляет слова, обозначающие личностные характеристики, многозначные;

4) умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением;

5) правильно употребляет основные грамматические формы слова;

6) составляет различные виды описательных рассказов (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания, составляет творческие рассказы;

7) владеет простыми формами фонематического анализа, способен осуществлять сложные формы фонематического анализа (с постепенным переводом речевых умений во внутренний план), осуществляет операции фонематического синтеза;

8) осознает слоговое строение слова, осуществляет слоговой анализ и синтез слов (двухсложных с открытыми, закрытыми слогами, трехсложных с открытыми слогами, односложных);

9) правильно произносит звуки (в соответствии с онтогенезом);

10) владеет основными видами продуктивной деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: в игре, общении, конструировании;

11) выбирает род занятий, участников по совместной деятельности, избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми;

12) участвует в коллективном создании замысла в игре и на занятиях;

13) передает как можно более точное сообщение другому, проявляя внимание к собеседнику;

14) регулирует свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами, проявляет кооперативные умения в процессе игры, соблюдая отношения партнерства, взаимопомощи, взаимной поддержки;

15) отстаивает усвоенные нормы и правила перед ровесниками и педагогическим работником, стремится к самостоятельности, проявляет относительную независимость от педагогического работника;

16) использует в играх знания, полученные в ходе экскурсий, наблюдений, знакомства с художественной литературой, картинным материалом, народным творчеством, историческими сведениями, мультфильмами;

17) использует в процессе продуктивной деятельности все виды словесной регуляции: словесного отчета, словесного сопровождения и словесного планирования деятельности;

18) устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования;

19) определяет пространственное расположение предметов относительно себя, геометрические фигуры;

20) владеет элементарными математическими представлениями: количество в пределах десяти, знает цифры 0, 1-9, соотносит их с количеством предметов, решает простые арифметические задачи устно, используя при необходимости в качестве счетного материала символические изображения;

21) определяет времена года, части суток;

22) самостоятельно получает новую информацию (задает вопросы, экспериментирует);

23) пересказывает литературные произведения, составляет рассказ по иллюстративному материалу (картинкам, картинам, фотографиям), содержание которых отражает эмоциональный, игровой, трудовой, познавательный опыт обучающихся;

24) составляет рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры;

25) составляет с помощью педагогического работника небольшие сообщения, рассказы из личного опыта;

26) владеет предпосылками овладения грамотой;

27) стремится к использованию различных средств и материалов в процессе изобразительной деятельности;

28) имеет элементарные представления о видах искусства, понимает доступные произведения искусства (картины, иллюстрации к сказкам и рассказам, народная игрушка), воспринимает музыку, художественную литературу, фольклор;

29) проявляет интерес к произведениям народной, классической и современной музыки, к музыкальным инструментам;

30) сопереживает персонажам художественных произведений;

31) выполняет основные виды движений и упражнения по словесной инструкции педагогических работников: согласованные движения, а также разноименные и разнонаправленные движения;

32) осуществляет элементарное двигательное и словесное планирование действий в ходе спортивных упражнений;

33) знает и подчиняется правилам подвижных игр, эстафет, игр с элементами спорта;

34) владеет элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек).


                                              2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Перспективный план воспитателя индивидуально-коррекционной работы с ребенком  на 2023 -2024 учебный год

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Ужурский детский сад №3 «Журавленок» (МБДОУ Ужурский детский сад №3 «Журавленок»)
ИНН/КПП 2439004005/243901001
Юридический адрес: 662253, Красноярский край, г. Ужур, ул. Строителей 19 

Содержание коррекционной работы может быть реализовано в каждой образовательной области, предусмотренной Стандартом. При этом учитываются рекомендации ПМПК и результаты углубленной психолого-педагогической диагностики.

а) описание модулей образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития и психофизическими особенностями ребенка с ТНР в пяти образовательных областях: социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития, с учетом используемых вариативных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания. При разработке образовательных программ дошкольного образования могут использоваться образовательные модули по образовательным областям (направлениям развития обучающихся дошкольного возраста) на основании единства и взаимосвязи содержания образовательной программы, форм, методов и средств образовательной деятельности, а также организации образовательной среды, в т.ч. развивающей предметно пространственной, представленные в комплексных и парциальных программах;

б) описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом психофизических, возрастных и индивидуально-психологических особенностей обучающихся с ТНР, специфики их образовательных потребностей, мотивов и интересов;

в) программа коррекционно-развивающей работы с детьми, описывающая образовательную деятельность по коррекции нарушений развития обучающихся с ТНР.

Способы реализации образовательной деятельности определяются климатическими, социально-экономическими условиями субъекта Российской Федерации, местом расположения ДОО, педагогическим коллективом ДОО. При организации образовательной деятельности по направлениям, обозначенным образовательными областями, необходимо следовать общим и специфическим принципам и подходам к формированию Программы, в частности принципам поддержки разнообразия детства, индивидуализации дошкольного образования обучающихся с ТНР и другим. Определяя содержание образовательной деятельности в соответствии с этими принципами, следует принимать во внимание неравномерность психофизического развития, особенности речевого развития обучающихся с ТНР, значительные индивидуальные различия между детьми, а также особенности социокультурной среды, в которой проживают семьи обучающихся.

1.Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста

Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на всестороннее развитие у обучающихся с ТНР навыков игровой деятельности,  дальнейшее приобщение их к общепринятым нормам и правилам взаимоотношений с другими детьми и педагогическим работником, в т.ч. моральным, на обогащение первичных представлений о тендерной и семейной принадлежности. В этот период в коррекционно-развивающей работе с детьми педагогические работники создают и расширяют знакомые образовательные ситуации, направленные на стимулирование потребности обучающихся в сотрудничестве, в кооперативных действиях с другими детьми во всех видах деятельности, продолжается работа по активизации речевой деятельности, по дальнейшему накоплению детьми словарного запаса. Характер решаемых задач позволяет структурировать содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» по следующим разделам:

1) игра;

2) представления о мире людей и рукотворных материалах;

3) безопасное поведение в быту, социуме, природе;

4) труд.

Образовательную деятельность в рамках области «Социально-коммуникативное развитие» проводят воспитатели, интегрируя ее содержание с тематикой логопедической работы, проводимой учителем-логопедом.

 Совместная образовательная деятельность педагогических работников с обучающимися с ТНР предполагает следующие направления работы: дальнейшее формирование представлений обучающихся о разнообразии окружающего их мира людей и рукотворных материалов; воспитание правильного отношения к людям, к вещам; обучение способам поведения в обществе, отражающим желания, возможности и предпочтения обучающихся. В процессе уточнения представлений о себе и окружающем мире у обучающихся активизируется речевая деятельность, расширяется словарный запас.

Основное внимание обращается на совершенствование игровых действий и точное выполнение игровых правил в дидактических и подвижных играх и упражнениях.

 В этот период большое значение приобретает создание предметно-развивающей среды и привлечение обучающихся к творческим играм. Воспитатели организуют сюжетноролевые и театрализованные игры с детьми, осуществляя недирективное руководство ими. Элементы сюжетно-ролевой и сюжетно-дидактической игры, театрализованные игры, подвижные, дидактические игры активно включаются в занятия с детьми по всем направлениям коррекционно-развивающей работы.

Работа с детьми старшего дошкольного возраста предполагает активное применение игротерапевтических техник с элементами куклотерапии, песочной терапии, арттерапии. Занятия по психотерапевтическим методикам (работа с детской агрессией, страхами, тревожностью) проводит педагог-психолог, согласуя их с педагогическими работниками группы и родителям (законным представителям).

Педагогические работники уделяют основное внимание формированию связной речи у обучающихся с ТНР, ее основных функций (коммуникативной, регулирующей, познавательной). Обучающиеся вовлекаются в различные виды деятельности, естественным образом обеспечивающие их коммуникативное взаимодействие с педагогическим работником и другими детьми, развитие познавательного интереса и мотивации к деятельности.

 Особое внимание обращается на формирование у обучающихся представления о Родине: о городах России, о ее столице, о государственной символике, гимне страны. У обучающихся в различных ситуациях расширяют и закрепляют представления о предметах быта, необходимых человеку, о макросоциальном окружении.

Педагогические работники создают условия для формирования экологических представлений у обучающихся, знакомя их с функциями человека в природе (потребительской, природоохранной, восстановительной).

В рамках раздела особое внимание обращается на развитие у обучающихся устойчивого алгоритма поведения в опасных ситуациях: в помещении, на прогулке, на улице, в условиях поведения с посторонними людьми.

 В этот период большое внимание уделяется формированию у обучающихся интеллектуальной и мотивационной готовности к обучению в образовательной организации. У обучающихся старшего дошкольного возраста активно развивается познавательный интерес (интеллектуальный, волевой и эмоциональный компоненты). Педагогические работники, осуществляя совместную деятельность с детьми, обращают внимание на то, какие виды деятельности их интересуют, стимулируют их развитие, создают предметно-развивающую среду, исходя из потребностей каждого ребенка. Активными участниками образовательного процесса в области «Социальнокоммуникативное развитие» являются родители (законные представители) обучающихся, а также все педагогические работники, работающие с детьми с ТНР.

2.Основное содержание образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста:  Содержание образовательной области «Познавательное развитие» предполагает создание педагогическим работником ситуаций для расширения представлений обучающихся о функциональных свойствах и назначении объектов, стимулируют их к анализу, используя вербальные средства общения, разнообразят ситуации для установления причинных, временных и других связей и зависимостей между внутренними и внешними свойствами. При этом широко используются методы наблюдения за объектами, демонстрации объектов, элементарные опыты, упражнения и различные игры. Содержание образовательной области «Познавательное развитие» в этот период обеспечивает развитие у обучающихся с ТНР познавательной активности, обогащение их сенсомоторного и сенсорного опыта, формирование предпосылок познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности, а также представлений об окружающем мире и элементарных математических представлений. 24 Характер решаемых задач позволяет структурировать содержание образовательной области по следующим разделам:

 - конструирование;

- развитие представлений о себе и об окружающем мире;

 - формирование элементарных математических представлений.

Продолжается развитие у обучающихся с ТНР мотивационного, целевого, содержательного, операционального и контрольного компонентов конструктивной деятельности. При этом особое внимание уделяется самостоятельности обучающихся, им предлагаются творческие задания, задания на выполнение работ по своему замыслу, задания на выполнение коллективных построек. Рекомендуются занятия в специальной интерактивной среде (темной и светлой сенсорных комнатах), которые проводит педагог-психолог. В них включаются сведения о цветовом многообразии, о звуках природы, о явлениях природы и зависимости настроения, состояния человека, растительного и животного мира от этих характеристик.

Педагогические работники стимулируют познавательный интерес обучающихся к различным способам измерения, счета количеств, определения пространственных отношений у разных народов.

3. Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста:

Ведущим направлением работы в рамках образовательной области «Речевое развитие» является формирование связной речи обучающихся с ТНР.

В этот период основное внимание уделяется стимулированию речевой активности обучающихся. У них формируется мотивационно-потребностный компонент речевой деятельности, развиваются ее когнитивные предпосылки: восприятие, внимание, память, мышление. Одной из важных задач обучения является формирование вербализованных представлений об окружающем мире, дифференцированного восприятия предметов и явлений, элементарных обобщений в сфере предметного мира. Различение, уточнение и обобщение предметных понятий становится базой для развития активной речи обучающихся. Для развития фразовой речи обучающихся проводятся занятия с использованием приемов комментированного рисования, обучения рассказыванию по литературным произведениям, по иллюстративному материалу. Для совершенствования планирующей функции речи обучающихся обучают намечать основные этапы предстоящего выполнения задания. Совместно со педагогическим работником, а затем самостоятельно детям предлагается составлять простейший словесный отчет о содержании и последовательности действий в различных видах деятельности.

Педагогические работники создают условия для развития коммуникативной активности обучающихся с ТНР в быту, играх и на занятиях. Для этого, в ходе специально организованных игр и в совместной деятельности, ведется формирование средств межличностного взаимодействия обучающихся. Педагогические работники предлагают детям различные ситуации, позволяющие моделировать социальные отношения в игровой деятельности. Они создают условия для расширения словарного запаса через эмоциональный, бытовой, предметный, социальный и игровой опыт обучающихся.

 У обучающихся активно развивается способность к использованию речи в повседневном общении, а также стимулируется использование речи в области познавательно исследовательского, художественно-эстетического, социально-коммуникативного и других видов развития. Педагогические работники могут стимулировать использование речи для познавательно-исследовательского развития обучающихся, например, отвечая на вопросы «Почему?..», «Когда?..», обращая внимание обучающихся на последовательность повседневных событий, различия и сходства, причинно-следственные связи, развивая идеи, высказанные детьми, вербально дополняя их.

 В сфере приобщения обучающихся к культуре чтения литературных произведений педагогические работники читают детям книги, стихи, вспоминают содержание и обсуждают вместе с детьми прочитанное, способствуя пониманию прочитанного. Детям, которые хотят читать сами, предоставляется такая возможность.

Для формирования у обучающихся мотивации к школьному обучению, в работу по развитию речи обучающихся с ТНР включаются занятия по подготовке их к обучению грамоте. Эту работу воспитатель и учитель-логопед проводят, исходя из особенностей и возможностей развития обучающихся старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Содержание занятий по развитию речи тесно связано с содержанием логопедической работы, а также работы, которую проводят с детьми другие специалисты.

4.Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста

Основной формой организации работы с детьми становятся занятия, в ходе которых решаются более сложные задачи, связанные с формированием операционально-технических умений. На этих занятиях особое внимание обращается на проявления детьми самостоятельности и творчества.

Изобразительная деятельность обучающихся в старшем дошкольном возрасте предполагает решение изобразительных задач (нарисовать, слепить, сделать аппликацию) и может включать отдельные игровые ситуации.

Для развития изобразительных умений и навыков большое значение имеет коллективная деятельность обучающихся, как в непосредственно образовательной деятельности, так и в свободное время. К коллективной деятельности можно отнести следующие виды занятий с детьми: создание «портретной» галереи, изготовление альбомов о жизни обучающихся и иллюстраций к сказкам; выполнение коллективных картин.

 Все больше внимания уделяется развитию самостоятельности обучающихся при анализе натуры и образца, при определении изобразительного замысла, при выборе материалов и средств реализации этого замысла, его композиционных и цветовых решений.

 Тематика занятий и образовательных ситуаций отражает собственный эмоциональный, межличностный, игровой и познавательный опыт обучающихся. Руководство изобразительной деятельностью со стороны педагогического работника приобретает косвенный, стимулирующий, содержание деятельности характер. В коррекционно-образовательный процесс вводятся технические средства обучения: рассматривание детских рисунков через кодоскоп; использование мультимедийных средств.

 Реализация содержания раздела «Музыка» направлена на обогащение музыкальных впечатлений обучающихся, совершенствование их певческих, танцевальных навыков и умений.

Продолжается работа по формированию представлений о творчестве композиторов, о музыкальных инструментах, об элементарных музыкальных формах. В этом возрасте обучающиеся различают музыку разных жанров и стилей. Знают характерные признаки балета, оперы, симфонической и камерной музыки. Различают средства музыкальной выразительности  (лад, мелодия, метроритм). Обучающиеся понимают, что характер музыки определяется средствами музыкальной выразительности.

Особое внимание в музыкальном развитии дошкольников с нарушениями речи уделяется умению рассказывать, рассуждать о музыке адекватно характеру музыкального образа.

В этот период музыкальный руководитель, воспитатели и другие специалисты продолжают развивать у обучающихся музыкальный слух (звуко-высотный, ритмический, динамический, тембровый), учить использовать для музыкального сопровождения самодельные музыкальные инструменты, изготовленные с помощью педагогических работников. Музыкальные игрушки, детские музыкальные инструменты разнообразно применяются в ходе занятий учителя-логопеда, воспитателей, инструкторов по физической культуре и, конечно же, на музыкальных занятиях.

 Большое значение для развития слухового восприятия обучающихся (восприятия звуков различной громкости и высоты), развития общеречевых умений и навыков (дыхательных, голосовых, артикуляторных) имеет взаимодействие учителя-логопеда, музыкального руководителя и воспитателей.

5. Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста.

В ходе физического воспитания обучающихся с ТНР большое значение приобретает формирование у обучающихся осознанного понимания необходимости здорового образа жизни, интереса и стремления заниматься спортом, желания участвовать в подвижных и спортивных играх с другими детьми и самим организовывать их.

На занятиях физкультурой реализуются принципы ее адаптивности, концентричности в выборе содержания работы. Этот принцип обеспечивает непрерывность, преемственность в обучении и воспитании. В структуре каждого занятия выделяются разминочная, основная и релаксационная части. В процессе разминки мышечно-суставной аппарат ребенка подготавливается к активным физическим нагрузкам, которые предполагаются в основной части занятия. Релаксационная часть помогает детям самостоятельно регулировать свое психоэмоциональное состояние и нормализовать процессы возбуждения и торможения.

Продолжается физическое развитие обучающихся (объем движений, сила, ловкость, выносливость, гибкость, координированность движений). Потребность в ежедневной осознанной двигательной деятельности формируется у обучающихся в различные режимные моменты: на утренней зарядке, на прогулках, в самостоятельной деятельности, во время спортивных досугов.

 Физическое воспитание связано с развитием музыкально-ритмических движений, с занятиями логоритмикой, подвижными играми. Кроме этого, проводятся лечебная физкультура, массаж, различные виды гимнастик (глазная, адаптационная, корригирующая, остеопатическая), закаливающие процедуры, подвижные игры, игры со спортивными элементами, спортивные праздники и развлечения. При наличии бассейна обучающихся обучают плаванию, организуя в бассейне спортивные праздники и другие спортивные мероприятия.

Продолжается работа по формированию правильной осанки, организованности, самостоятельности, инициативы. Во время игр и упражнений обучающиеся учатся соблюдать правила, участвуют в подготовке и уборке места проведения занятий. Педагогические работники привлекают обучающихся к посильному участию в подготовке физкультурных праздников, спортивных досугов, создают условия для проявления их творческих способностей в ходе изготовления спортивных атрибутов.

 В этот возрастной период в занятия с детьми с ТНР вводятся комплексы аэробики, а также различные импровизационные задания, способствующие развитию двигательной креативности обучающихся.

Для организации работы с детьми активно используется время, предусмотренное для их самостоятельной деятельности. Важно вовлекать обучающихся с ТНР в различные игры экспериментирования, викторины, игры-этюды, жестовые игры, предлагать им иллюстративный и аудиальный материал, связанный с личной гигиеной, режимом дня, здоровым образом жизни.

 В этот период педагогические работники разнообразят условия для формирования у обучающихся правильных гигиенических навыков, организуя для этого соответствующую безопасную, привлекательную для обучающихся, современную, эстетичную бытовую среду. Обучающихся стимулируют к самостоятельному выражению своих потребностей, к осуществлению процессов личной гигиены, их правильной организации (умывание, мытье рук, уход за своим внешним видом, использование носового платка, салфетки, столовых приборов, уход за полостью рта, соблюдение режима дня, уход за вещами и игрушками).

В этот период является значимым расширение и уточнение представлений обучающихся с ТНР о человеке (себе, других детях, педагогическом работнике, родителях (законных представителях), об особенностях внешнего вида здорового и заболевшего человека, об особенностях своего здоровья. Педагогические работники продолжают знакомить обучающихся на доступном их восприятию уровне со строением тела человека, с назначением отдельных органов и систем, а также дают детям элементарные, но значимые представления о целостности организма. В этом возрасте обучающиеся уже достаточно осознанно могут воспринимать информацию о правилах здорового образа жизни, важности их соблюдения для здоровья человека, о вредных привычках, приводящих к болезням. Содержание раздела интегрируется с образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие», формируя у обучающихся представления об опасных и безопасных для здоровья ситуациях, а также о том, как их предупредить и как вести себя в случае их возникновения. Очень важно, чтобы обучающиеся усвоили речевые образцы того, как надо позвать педагогического работника на помощь в обстоятельствах нездоровья.

2.2 Ожидаемые результаты Программы

             Результаты освоения АОП представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка: целевые ориентиры образования для ребенка с ТНР прописаны в АОП МБДОУ Ужурский детский сад №3 «Журавленок» для детей с тяжелыми нарушениями речи.

2.3. Взаимодействие участников образовательного процесса.

Образовательная область

Ребенок

Речевое развитие

Работой руководит учитель-логопед, а другие специалисты подключаются к работе и планируют образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда.

Познавательное развитие

В работе участвуют воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед. При этом педагог-психолог руководит работой по сенсорному развитию, развитию высших психических функций, становлению сознания, развитию воображения и творческой активности, совершенствованию эмоционально-волевой сферы, а воспитатели работают над развитием любознательности и познавательной мотивации, формированием познавательных действий, первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Учитель-логопед подключается к этой деятельности и помогает воспитателям выбрать адекватные методы и приемы работы с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка и этапа коррекционной работы.

Социально-коммуникативное развитие

Основными специалистами выступают воспитатели и учитель-логопед при условии, что остальные специалисты и родители дошкольников подключаются к их работе. Решение задач этой области осуществляется в ходе режимных моментов, в игровой деятельности детей, во взаимодействии с родителями.

Основными специалистами выступают воспитатели и учитель-логопед при условии, что остальные специалисты и родители дошкольников подключаются к их работе. Решение задач этой области осуществляется в ходе режимных моментов, в игровой деятельности детей, во взаимодействии с родителями

Художественно-эстетическое развитие

Принимают участие воспитатели, музыкальный руководитель воспитатель и учитель-логопед.

Физическое развитие

Работу осуществляют инструктор по физическому воспитанию при обязательном подключении всех остальных педагогов и родителей дошкольников

  2.4.  Взаимодействие с семьей ребенка (с опорой на особенности воспитательного потенциала семьи, отношения к трудностям ребенка, поставленные задачи).

Все усилия педагогических работников по подготовке к школе и успешной интеграции обучающихся с ТНР будут недостаточно успешными без постоянного контакта с родителям (законным представителям).

Семья должна принимать активное участие в развитии ребенка, чтобы обеспечить непрерывность коррекционно-восстановительного процесса.

Родители (законные представители) отрабатывают и закрепляют навыки и умения у обучающихся, сформированные специалистами, по возможности помогать изготавливать пособия для работы в ДОО и дома.

Домашние задания, предлагаемые учителем-логопедом и воспитателем для выполнения, должны быть четко разъяснены. Это обеспечит необходимую эффективность коррекционной работы, ускорит процесс восстановления нарушенных функций у обучающихся.

Формы организации психолого-педагогической помощи семье

Коллективные формы взаимодействия

 Общие родительские собрания. Проводятся администрацией ДОО 3 раза в год, в начале, в середине и в конце учебного года.

Задачи:

- информирование и обсуждение с родителями задачи и содержание коррекционно-образовательной работы;

- решение организационных вопросов;

- информирование родителей по вопросам взаимодействия ДОО с другими организациями, в том числе и социальными службами.

 Групповые родительские собрания. Проводятся специалистами и воспитателями групп не реже 3-х раз в год и по мере необходимости.

Задачи:

- обсуждение с родителями задач, содержания и форм работы;

- сообщение о формах и содержании работы с детьми в семье;

- решение текущих организационных вопросов.

 Проведение детских праздников и «Досугов». Подготовкой и проведением праздников занимаются специалисты ДОО с привлечением родителей.

Задача: поддержание благоприятного психологического микроклимата в группах и распространение его на семью.

 Индивидуальные формы работы

 Анкетирование и опросы. Проводятся по планам администрации, дефектологов, психолога, воспитателей и по мере необходимости.

Задачи:

- сбор необходимой информации о ребенке и его семье;

- определение запросов родителей о дополнительном образовании детей;

- определение оценки родителями эффективности работы специалистов и воспитателей;

- определение оценки родителями работы ДОО.

 Беседы и консультации специалистов. Проводятся по запросам родителей и по плану индивидуальной работы с родителями.

Задачи:

- оказание индивидуальной помощи родителям по вопросам коррекции, образования и воспитания;

- оказание индивидуальной помощи в форме домашних заданий.

 Родительский час. Проводится учителями-дефектологами и логопедами групп один раз в неделю во второй половине дня с 17 до 18 часов.

Задача: информирование родителей о ходе образовательной работы с ребенком, разъяснение способов и методов взаимодействия с ним при закреплении материала в домашних условиях, помощь в подборе дидактических игр и игрушек, детской литературы, тетрадей на печатной основе, раскрасок, наиболее эффективных на определенном этапе развития ребенка.

3. Формы наглядного информационного обеспечения

Информационные стенды и тематические выставки. Стационарные и передвижные стенды и выставки размещаются в удобных для родителей местах (например, «Готовимся к школе», «Развиваем руку, а значит и речь», «Игра в развитии ребенка», «Как выбрать игрушку», «Какие книги прочитать ребенку», «Как развивать способности ребенка дома»).

Задачи:

- информирование родителей об организации коррекционно-образовательной работы в ДОО;

- информация о графиках работы администрации и специалистов.

 Выставки детских работ. Проводятся по плану образовательной работы.

Задачи:

- ознакомление родителей с формами продуктивной деятельности детей;

- привлечение и активизация интереса родителей к продуктивной деятельности своего ребенка.

 Открытые занятия специалистов и воспитателей. Задания и методы работы подбираются в форме, доступной для понимания родителями. Проводятся 2-3 раза в год.

Задачи:

- создание условий для объективной оценки родителями успехов и трудностей своих детей;

- наглядное обучение родителей методам и формам дополнительной работы с детьми в домашних условиях.

В реализации задач социально-педагогического блока принимают все специалисты и воспитатели специального детского сада. Сфера их компетентности определена должностными инструкциями.

Реализуется парциальная программа педагогическими работниками ДОО во всех помещениях и на территории детского сада, со всеми детьми ДОО.

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1 Описание материально-технического обеспечения адаптированной Программы

 В связи с тем, что ребенку по заключению ПМПК особого материально-технического обеспечения не требуется, материально – техническое обеспечение полностью соответствует ОП МБДОУ Ужурский детский сад №3 «Журавленок»

3.2. Обеспеченность методическими материалами, средствами обучения  и воспитания.

Соответствует ОП МБДОУ Ужурский детский сад №3 «Журавленок»

Дополнительного методического материала не требуется. 

3.3. Распорядок и режим дня.

 

В ДОУ используется гибкий режим дня, в него могут вносится изменения  исходя из особенностей сезона, индивидуальных особенностей детей, их состояния здоровья.

    Продолжительность нахождения детей в ДОУ составляет 10,5 часов. Представленные данные о режиме дня могут меняться в зависимости от погодных условий и времени года, а также иметь те или иные изменения в каждой отдельной группе, с учетом потребностей воспитанников и их родителей.
    Для групп комбинированной направленности характерным является работа с детьми воспитателя, учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога-психолога. Непосредственно-образовательную деятельность, совместную деятельность и индивидуальную работу планирует и проводит воспитатель на основе рекомендаций педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога. Коррекционные 36 занятий проводит – учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог. Основной формой организации детей являются индивидуальные и подгрупповые занятия.

 Режим дня

Таблица.

 режим дня в дошкольных группах

Содержание

6-7 лет

Холодный период года

Утренний прием детей, игры, самостоятельная деятельность, утренняя гимнастика (не менее 10 минут)

7.30-8.00

Завтрак

8.00-8.30

Игры, подготовка к занятиям

8.30-9.00

Занятия (включая гимнастику в процессе занятия - 2 минуты, перерывы между занятиями, не менее 10 минут)

9.00-10.30

Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки

10.30-12.00

Второй завтрак 17

10.30-11.00

Обед

12.00-13.00

Подготовка ко сну, сон, постепенный подъем детей, закаливающие процедуры

13.00-15.00

Ужин

15.30-16.00

Занятия (при необходимости)

-

Игры, самостоятельная деятельность детей

16.00-17.00

Подготовка к прогулке, прогулка, самостоятельная деятельность детей, уход домой

17.00-18.00

Теплый период года

Утренний прием детей, игры, самостоятельная деятельность, утренняя гимнастика (не менее 10 минут)

7.30-8.30

Завтрак

8.30-9.00

Игры, самостоятельная деятельность

9.00-9.15

Второй завтрак 18

10.30-11.00

Подготовка к прогулке, прогулка, занятия на прогулке, возвращение с прогулки

9.15-12.00

Обед

12.00-13.00

Подготовка ко сну, сон, постепенный подъем детей, закаливающие процедуры

13.00-15.30

Ужин

15.30-16.00

Игры, самостоятельная деятельность детей

16.00-17.00

Подготовка к прогулке, прогулка, самостоятельная деятельность детей, уход домой

17.00-18.00

 

Планирование детской активности (кружковая деятельность)

Детская активность

Подготовительная группа

Самостоятельная игра /кружок 

1 раза в неделю «Продвижение» 

3.4. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

Параметры

Исполнение

Ресурс для исполнения

Ответственный

Организация пространства

Обеспечение беспрепятственного доступа к зданиям и сооружениям

Не требуется

Обеспечение помещений сада оборудованием и приспособлениями

Не требуется

Построение комфортной среды: место в группе, организация места,

 освещение и уровень шума

Не требуется

Изменение в помещении

Не требуется

Материалы для нормализации тонуса

Не требуется

Организация оптимального временного режима

Не требуется

Особых требований условия организации развивающей предметно-пространственной среды для реализации адаптированной. Программы не требуются. Предметно-пространственная среда полностью соответствует описанию, представленному в ОП МБДОУ Ужурский детский сад №3 “Журавленок”.

  3.5. Расписание занятий со специалистами.

С учителем-логопедом

День недели

Время

Вторник

16:00 – 17:00

Среда

16:00-17:00

 3.6. Учебно-методический комплекс

Методическое обеспечение – образовательная область

«Речевое развитие»

Программы и технологии

  • ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э.М.Дорофеевой - пятое издание (инновационное), 2019.
  • Парциальная программа «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» (переработанная на основе ФГОС ДО) Нищева Н.В. 2020г.
  • Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
  • информационно-коммуникационные технологии.
  • проектная технология.

Методические пособия

  • Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. Пособие для педагогов. Для занятий с детьми 3-7 лет. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Мозайка-Синтез, 2009.
  • Ефросинина Л.А. Литература для дошкольников. Читаем, рассматриваем, рассказываем. 5-7 лет. Учебное пособие – М.: ТЦ Сфера, 2015
  • Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для работы с детьми 2-7 лет. – М.: Мозайка-Синтез, 2010.
  • Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет. – М.: Мозайка-Синтез, 2005.
  • Гербова В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. – М.: Мозайка-Синтез, 2012.
  • Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе

детского сада. – М.: Мозайка-Синтез, 2011.

  • Кислова Т.Р. «По дороге к азбуке». Методические рекомендации для воспитателей, логопедов, учителей и родителей к частям 1,2. – изд. 4-е, испр. – М.: Баласс, 2013-2014.
  • Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 6 лет. – М.: ЮВЕНТА, 2014.
  • Развитие речи детей 3-5лет. 3-е изд., доп. / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
  • Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. 2-е изд., дополн. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
  • Ушакова О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. 3-е изд., доп. – М.: ТЦ Сфера, 2015.

Наглядно-дидактические пособия

  • Серия «Рассказы по картинкам»: «Колобок»; «Курочка Ряба» «Репка»; «Теремок»

                                  Методическое обеспечение – образовательная область

 «Художественно- эстетическое развитие»

Программы        и технологии

  • Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – ИД Цветной мир, 2011.
  • ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019.
  • информационно-коммуникационные технологии.
  • Каплунова И.М., Новосельцева И.А. «Программа «Ладушки» -

СПб.: Изд-во «Композитор», 2000г.

Методические

пособия

Изобразительная деятельность

  • Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2–7 лет. – М.: Мозайка-Синтез, 2006.
  • Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Младшая группа – М.: Мозайка-Синтез, 2015.
  • Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозайка-Синтез, 2009.
  • Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозайка-Синтез, 2010.
  • Иванова Т.Е. Занятия по лепке в детском саду. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2010.
  • Халезова Н.Б. Декоративная лепка в детском саду: Пособие для воспитателей. – М.: ТЦ Сфера,2008.
  • Занятия    изобразительной     деятельности.     Коллективное творчество/ под ред. А.А. Грибовской. –М.: ТЦ Сфера, 2010.,
  • Шайдурова Н.В. Обучение детей дошкольного возраста рисованию животных по алгоритмическим схемам: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. – СПб.: ООО Изд.-во Детство-Пресс, 2013.
  • Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 80 с.
  • Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. - 72 с.
  • Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  • Колдина Д.Н. Рисование с детьми. Конспекты занятий 3-4 лет. Изд.: Мозайка-Синтез, 2007.
  • Колдина Д.Н. Рисование с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий. Изд.: Мозайка-Синтез, 2008.
  • Колдина Д.Н. Рисование с детьми 5-6 лет. Конспекты занятий. Изд.: Мозайка-Синтез, 2011.
  • Колдина Д.Н. Рисование с детьми 6-7 лет. Конспекты занятий. Изд.: Мозайка-Синтез, 2014.
  • Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. – М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2007.
  • Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. Изд.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2008.
  • Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. Изд.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2009.
  • Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа. Изд.: КАРАПУЗ- ДИДАКТИКА, 2009.
  • Утробина К., Утробин Г. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. - М.: ТЦ «Сфера», 2004.
  • Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2011.

Конструктивно-модельная деятельность

  • Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозайка-Синтез, 2010.
  • Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. 2-е изд., дополн. и перераб. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
  • Музыкально-художественная деятельность
  • Ветлугина М.А. Музыкальные занятия в детском саду.
  • Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников.
  • Додокина Н.В., Евдокимова Е.С. Семейный театр в детском саду: совместная деятельность педагогов, родителей и детей. Для работы с детьми 3-7 лет. – М.: Мозайка-Синтез, 2008.
  • Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. —М,: Мозаика-Синтеэ, 2010.
  • Зацепина М. Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  • Зацепина М. Б., Антонова Т. В. Народные праздники в детском саду. — М.:-Мозаика-Синтез, 2010.
  • Зацепина М. Б., Антонова ТВ. Праздники и развлечения в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  • Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми (4-5, 5-6 лет) / Под ред. О.Ф. Горбуновой. – М.: Мозайка-Синтез, 2010.
  • Наглядно-дидактические пособия
  • Серия «Мир в картинках»: «Гжель»; «Городецкая роспись по дереву»;
  • «Дымковская игрушка»; «Каргополь — народная игрушка»;
  • «Музыкальные инструменты»; «Филимоновская народная игрушка»; «Хохлома».
  • Плакаты: «Гжель. Изделия. Гжель»; «Орнаменты. Филимоновская свистулька»; «Хохлома. Изделия»; «Хохлома. Орнаменты».
  • Серия «Расскажите детям о...»: «Расскажите детям о музыкальных инструментах», «Расскажите детям о музеях и выставках Москвы», «Расскажите детям о Московском Кремле».
  • Серия        «Искусство        —        детям»:        «Волшебный        пластилин»;

«Городецкая роспись»; «Дымковская игрушка»; «Простые узоры и орнаменты»; «Сказочная гжель».

Методическое обеспечение – образовательная область

«Социально-коммуникативное развитие»

Программы и технологии

 - Коломийченко Л.В. Дорогою добра. Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников. ФГОС ДО. - М: ТЦ Сфера,2015г.

- Парциальная программа духовно нравственного воспитания «С чистым сердцем» Р.Ю. Белоусова, А.Н. Егорова— М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019г.

- Информационно-коммуникативные технологии.

- Проектная технология.

Методические пособия

- Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – Мозайка-Синтез, 2006г.

- Коломийченко Л.В. «Дорогою добра»: программа социально коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников. М: ТЦ Сфера, 2015г.

Социализация, развития общения, нравственное воспитание

- Андреенко Т.А. Развитие эмоциональной отзывчивости старших дошкольников. – СПб: Детство-пресс, 2014.

- Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. – М: Мозайка-Синтез, 2012г.

- Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. М: ТЦ Сфера, 2010г.

- Натарова В.И. Моя страна. – Волгоград: ТЦ Учитель, 2005г.

- Коломийченко Л.В. Дорогою добра. Занятия для детей 6-7 лет по социально-коммуникативному развитию. ФГОС ДО. – М:ТЦ Сфера, 2015г.

- Коломийченко Л.В. Дорогою добра. Занятия для детей 5-6 лет по социально-коммуникативному развитию. ФГОС ДО. – М:ТЦ Сфера, 2015г.

- Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации- 2-е издание, испр.и доп. – М: Мозайка-Синтез, 2008г.

- Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7лет. – М: Мозайка-Синтез,2008.

- Полякевич Ю.В., Г.Н. Осинина. Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет: модели комплексных занятий. - Волгоград: Учитель, 2011.

- Антонов Ю.Е. Наследники Великой Победы: Сборник материалов по нравствено-патриотическому воспитанию дошкольников и младших школьников: М: АРКТИ, 2011.

- Пантелеева Н.Г. Знакомство детей с малой Родиной: Методическое пособие. М: ТЦ Сфера, 2015.

- Шорыгина Т.А. Беседы о детях-героях Великйо Отечественной войны – М: ТЦ Сфера, 2011.

Трудовое воспитание

- Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. – М: Мозаика-Синтез, 2010г.

- Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. М: Мозайка-Синтез, 2014г.

Формирование основ безопасности

- Гарнашаева Т.П. ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий. – СПб: ООО Издательство детство-пресс, 2010г.

- Вдовиченко Л.А. Ребенок на улице: - СПб: Издательство Детство-пресс, 2009г.

- Хабибулина Е.Я. Дорожная азбука в детском саду. Конспекты занятий. СПб: ООО Издательство Детство-пресс, 2011г.

Наглядно-дидактические пособия

- Серия «Мир в картинках»: «Государственные символы России», «День победы».

- Сеия «Рассказы по картинкам»: «Защитники Отечества».

- Бордачева И.Ю. Дорожные знаки.

Демонстрационный материал для детского сада.

Методическое обеспечение – образовательная область

 «Познавательное развитие»

Программы и технологии

- Парциальная программа Колесникова Е.В. Математические ступеньки. Программа математических представлений у дошкольников. ФГОС. – М: ТЦ Сфера, 2016.

- Парциальная программа STEM – обучение детей дошкольного возраста  — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019г.

- Дыбина О.В. Ребенок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М: Сфера, 2009г.

- Информационно – коммуникативные технологии.

-Проектная технология.

Формирование элементарных математических представлений

- Петерсон Л.Г., Холина Н.П. «Раз ступенька, два ступенька». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Издание 3-е, доп. И пер. М: ЮВЕНТА, 2014г.

- Колесникова Е.В. Математика для детей 3-4 лет: Учебно-дидактическое пособие к рабочей тетради «Я начинаю считать». 4-е издание, перераб. и дополн. М: ТЦ Сфера, 2015г.

-  Колесникова Е.В. Математика для детей 4-5 лет: Учебно-дидактическое пособие к рабочей тетради «Я начинаю считать». 4-е издание, перераб. и дополн. М: ТЦ Сфера, 2015г.

-  Колесникова Е.В. Математика для детей 5-6 лет: Учебно-дидактическое пособие к рабочей тетради «Я начинаю считать». 4-е издание, перераб. и дополн. М: ТЦ Сфера, 2015г.

- Касицина М.А. Дошкольная математика 2-й год обучения. Учебно практическое пособие для детей и родителей. М: «Гном и Д», 2007г.

- Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: вторая младшая группа. М: Мозайка-Синтез, 2015г.

Ознакомление с окружающим миром

- Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж: ТЦ Учитель,2004.

- Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы к подготовительной школе группы детского сада. Для работы с детьми 6-7 лет. М: Мозайка-Синтез, 2010.

- Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: для работы с детьми 4-7 лет. М: Мозайка-Синтез, 2012г.

- Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. М: Мозайка-Синтез, 2009г.

- Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Младшая группа. М-Мозайка-Синтез, 2015г.

- Соломенникова О.А. Занятия по формированию экологических представлений во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. М: Мозайка-Синтез, 2010г.

- Меремьянина О.Р. Развитие социальных навыков детей 5-7 лет: познавательно-игровые занятия – Волгоград: Учитель, 2012г.

- Фалькович Т.А. Сценарии занятий по культурно-нравственному воспитанию. М: ВАКО, 2008г.

- Шорыгина Т.А. Беседы о профессиях. Методическое пособие. М: ТЦ Сфера, 2015г.

Познавательно исследовательская деятельность

- Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Позновательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7лет. М: Мозайка-Синтез, 2012г.

- Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у  старших дошкольн6иков через экспериментальную деятельность. СПб: ООО Детство-Пресс, 2015г.

- Нищева Н.В. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах.  СПб: ООО Детство-Пресс, 2015г.

- Савенков А.И. Маленький исследователь. Кака научить ребенка дошкольника самостоятельно приобритать знания. М: Национальный книжный центр, 2017г.

- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников. Самара6 Издательство «Учебная литература». Издательский дом «Федоров», 2010г.

Конструктивно-модельная деятельность

- Парциальная программа STEM – обучение детей дошкольного возраста  — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019г.

- Комарова Л.Г. Строим из LEGO ( моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора). М: «ЛИНКА_ПРЕСС», 2001г.

- Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду. М: ТЦ Сфера, 2012г.

- Мельникова О.В. Лего-конструирование. 5-10 лет. Программа, занятий. 32 конструкторские модели. ФГОС. М: Волгоград, Учитель, 2020г.

Наглядно-дидактические пособия

- Нищева Н.В. Играйка. Игры для ФЭМП и развития речи детей.

- Новикова В.П. Математика в детском саду. Демонстрационный материал.

- Серия «Играем в сказку»: «Репка», «Теремок», «Три медведя», «Три поросенка».

- Серия «Рассказы по картинкам»: «В деревне», «Кем быть?», «Мой дом», «Пролфессии».

- Серия «Расскажи детям о…»: «Расскажи детям о бытовых приборах»; «Расскажи детям о космонавтах», «Расскажи детям о рабочих инструментах», «Расскажи детям о специальных машинах».

- Плакаты: «Домашние животные», «Животные Африки», «Птицы», «Фрукты», «Овощи».

- Серия рассказы по картинкам о временах года.

- Серия картинок «Грибы».

- Серия картинок «Морские обитатели»

- Серия картинок «Домашние питомцы».

Методическое обеспечение – образовательная область

 «Физическое развитие»

Программы        и технологии

  • ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019.
  • Маханева М.Д. Здоровый ребенок: Рекомендации по работе в детском саду и начальной школе: Методическое пособие. – М.:

АРКТИ, 2004.        

  • информационно-коммуникационные технологии

3.7. Мониторинг результатов освоения ИАОП

Специалисты

Уровень

развития на

начало

учебного года

(сентябрь)

Уровень

развития на

середину года

(декабрь)

Уровень

развития на

конец учебного

года (май)

Динамика

1

Учитель-логопед

2

Педагог-психолог

3.

Музыкальный

руководитель

Руководитель по

4.

физическому

воспитанию

5

Воспитатель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования по реализации основной общеобразовательной программы ДОУ в группах компенсирующей направленности для детей от до 7 лет на 2014-2015 учебный год. Физическое развитие (бассейн).

Учебная рабочая программа инструктора по «ФИЗО» (плавание) разработана на основе Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» /Т.И.Бабаева,  А.Г.Гогобе...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования (образовательная область «Речевое развитие») группы компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

К учреждениям образования предъявляются новые требования в обеспечении их стабильного функционирования и развития. Оптимальным механизмом, обеспечивающим данные процессы, является деятельность дошколь...

Адаптированная образовательная программа ОКУ «Центр «Перспектива» в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Кома

Адаптированная образовательная программа  разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования«От рожде...

Рабочая программа Адаптированная образовательная программа Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения по образовательной области «Физическое развитие» разработана для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ)

Адаптированная образовательная программа Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения  по образовательной области «Физическое развитие» (далее Программа), разработ...

Рабочая образовательная программа по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ТНР средней группы

Содержание 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ51.1 Пояснительная записка51.2 Цели и задачи Программы. Педагогические принципы построения Программы61.3. Планируемые результаты освоения программы81.4. Педагогическая...