Адаптированная образовательная программа для детей с ЗПР
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Ужурский детский сад №3 «Журавленок»
ПРИНЯТО на ППк ДОУ Протокол №___ от «___»__________20___г. | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ Ужурский детский сад №3 «Журавленок» |
СОГЛАСОВАНО
Родителем (законным представителем ребенка)
__________________________________
(Подпись родителя)
Адаптированная образовательная программа
для воспитанника с задержкой психического развития
Фамилия, имя ребёнка |
|
Дата рождения |
|
Возрастная группа | Подготовительная группа комбинированной направленности |
Учебный год: |
|
Срок реализации |
|
Заключение и рекомендации территориальной ПМПК (комиссии): | Рекомендовано: обучение по адаптированной образовательной программе дошкольного образования для детей с задержкой психического развития. |
Специалисты по сопровождению | Педагог-психолог: Учитель-дефектолог: . Воспитатели: . |
г.Ужур 2024 г.
Содержание
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | ||
1.1. | Пояснительная записка | 3 |
1.2. | Педагогическая характеристика особенностей психофизического развития воспитанника | 4 |
1.3 | Цели и задачи реализации Программы | 4 |
1.4. | Принципы и подходы к формированию Программы | 5 |
1.5. | Специфические принципы и подходы к формированию АОП ДО для обучающихся с ЗПР | 5 |
1.6. | Планируемые результаты (целевые ориентиры) освоения ребенком Программы с задержкой психического развития. | 7 |
1.7. | Особые образовательные потребности дошкольников с ЗПР | 9 |
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | ||
2.1. | Перспективный план воспитателя индивидуально-коррекционной работы с ребенком | 11 |
2.2. | Ожидаемы результаты Программы | 29 |
2.3. | Взаимодействие участников образовательного процесса | 29 |
2.4. | Взаимодействие с семьей ребенка (с опорой на особенности воспитательного потенциала семьи, отношения к трудностям ребенка, поставленные задачи). | 30 |
2.5. | Взаимодействие педагогических работников с детьми с ЗПР | 42 |
2.6. | Календарный план воспитательной работы | 43 |
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | ||
3.1. | Описание материально-технического обеспечения адаптированной Программы | 32 |
3.2. | Обеспеченность методическими материалами, средствами обучения и воспитания | 32 |
3.3. | Режим дня | 32 |
3.4. | Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды | 34 |
3.5. | Расписание занятий со специалистами | 44 |
3.6. | Учебно-методический комплекс | 44 |
3.7. | Мониторинг результатов освоения Программы | 52 |
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для ребенка с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития), является нормативно-управленческим документом образовательного учреждения, характеризующим специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса.
Программа разработана в соответствии с требованиями основных нормативных документов:
-Законом Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации».
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
-Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155) (далее-ФГОС ДО)
- Конвенцией ООН о правах ребенка.
- Приказом Министерства просвещения РФ от 15 мая 2020г. №236 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования» с изменениями на 8 сентября 2020 года.
- С учетом Федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования (далее – ФАОП ДО).
Реализация Программы предусматривает взаимодействие с разными субъектами образовательных отношений, осуществляется с учётом общих принципов дошкольного образования и специфических принципов и подходов к формированию АОП ДО для обучающихся с ЗПР.
Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. АОП ДО предназначена для работы с воспитанником с задержкой психического развития в комбинированной группе.
АОП разработана в соответствии с Образовательной программой дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Ужурский детский сад №3 «Журавленок» с учетом адаптированной образовательной программы дошкольного образования детей с задержкой психического развития.
Содержание АОП ДО определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с ЗПР приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторение материала.
1.2 Педагогическая характеристика особенностей психофизического развития воспитанника
Уровень общего развития:
Ознакомление с окружающим миром: ориентируется в ближайшем окружении, не может рассказать о себе, знает фамилию и имя, возраст; знает всех членов семьи, род занятий. Имеет представления о природных явлениях. Знает представителей животного мира.
Формирование элементарных математических представлений: Математические представления находятся на стадии формирования. ____ частично знает геометрические фигуры , не находит их в окружающей обстановке, не умеет считать до 10, не ориентируется в количественном порядке, не соотносит число с количеством. Не ориентируется в частях суток: (день-ночь, утро-вечер), с трудностью ребенок определяет и выражает словами место нахождения предмета по отношению к другим предметам; Основные цвета знает, знает частично геометрические фигуры, величину предметов не может разделить на группы.
Речевое развитие: В общении со сверстниками ____ замкнута, не проявляет инициативу. Понимает обращенную речь. Словарь, не достаточен для общения со сверстниками. Отмечаются нарушения звукопроизношения – речь не всегда понятна для окружающих.
Физическое развитие: Представления о здоровом образе жизни сформированы. Движения рук и ног не скоординированы. У _____ наблюдается несовершенство общей моторики, неточность при повторении движений за воспитателем или инструктором по физической культуре. Музыкально - ритмические движения выполняет, но не всегда успевает двигаться в общем ритме и темпе. Во время перестроения путается.
Социально-коммуникативное развитие: Коммуникативное развитие не сформировано. Навыки самообслуживания частично сформированы. Одевается и раздевается самостоятельно, не замечает неполадки в своем внешнем виде.
Художественно-эстетическое развитие: Изобразительная деятельность у _____ не сформирована. Рисунок изображает отдельными фрагментами, часто дублирует их, не умеет развивать сюжет в рисунке. Темп работы медленный.
Игровая деятельность: _____ играет как в настольно-печатные игры, так и в сюжетно-ролевые игры в основном одна. Активно включается в подвижные и групповые игры, но не всегда успевает двигаться в общем ритме и темпе.
Личностные особенности: По характеру _____ - спокойная, доброжелательная девочка; не конфликтна. Играет в основном одна. Агрессии за ребенком не наблюдалось. _____ особого интереса к занятиям не проявляет, малоактивна, но мотивация к обучению присутствует. Редко посещает детский сад, раскрывается в индивидуальном общении с помощью вопросов воспитателя. На признание своих неудач реагирует равнодушно.
1.3. Цели и задачи реализации Программы
Цель Программы: создание условий для развития обучающихся раннего и дошкольного возраста с ЗПР в соответствии с их общими и особыми потребностями, индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья.
Программа содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, способствует реализации прав обучающихся дошкольного возраста на получение доступного и качественного образования, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Задачи Программы:
- реализация содержания АОП ДО для обучающихся с ЗПР;
- коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с ЗПР;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с ЗПР, в т.ч. их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ЗПР в период дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
- создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ЗПР как субъекта отношений с педагогическим работником, родителями (законными представителями), другими детьми;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры личности обучающихся с ЗПР, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
- формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям развития обучающихся с ЗПР;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей (законных представителей) и повышение их компетентности в вопросах развития, образования, реабилитации (абилитации), охраны и укрепления здоровья обучающихся с ЗПР;
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального общего образования.
1.4 Принципы и подходы к формированию Программы
В соответствии с ФГОС ДО Программа построена на следующих общих принципах:
1. Поддержка разнообразия детства.
2. Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека.
3. Позитивная социализация ребенка.
4. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия педагогических работников и родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и обучающихся.
5. Содействие и сотрудничество обучающихся и педагогических работников, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
6. Сотрудничество Организации с семьей.
7. Возрастная адекватность образования. Данный принцип предполагает подбор образовательными организациями содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.
Специфические принципы и подходы к формированию АОП ДО для обучающихся с ЗПР
1. Принцип социально-адаптирующей направленности образования: коррекция и компенсация недостатков развития рассматриваются в образовательном процессе не как самоцель, а как средство наиболее полной реализации потенциальных возможностей ребенка с ЗПР и обеспечения его самостоятельности в дальнейшей социальной жизни.
2. Этиопатогенетический принцип: для правильного построения коррекционной работы с ребенком необходимо знать этиологию (причины) и патогенез (механизмы) нарушения. У обучающихся с ЗПР, особенно в дошкольном возрасте, при различной локализации нарушений возможна сходная симптоматика. Причины и механизмы, обусловливающие недостатки познавательного и речевого развития различны, соответственно, методы и содержание коррекционной работы должны отличаться.
3. Принцип системного подхода к диагностике и коррекции нарушений: для построения коррекционной работы необходимо разобраться в структуре дефекта, определить иерархию нарушений. Следует различать внутрисистемные нарушения, связанные с первичным дефектом, и межсистемные, обусловленные взаимным влиянием нарушенных и сохранных функций. Эффективность коррекционной работы во многом будет определяться реализацией принципа системного подхода, направленного на речевое и когнитивное развитие ребенка с ЗПР.
4. Принцип комплексного подхода к диагностике и коррекции нарушений: психолого-педагогическая диагностика является важнейшим структурным компонентом педагогического процесса. В ходе комплексного обследования ребенка с ЗПР, в котором участвуют различные специалисты психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК), собираются достоверные сведения о ребенке и формулируется заключение, квалифицирующее состояние ребенка и характер имеющихся недостатков в его развитии. Не менее важна для квалифицированной коррекции углубленная диагностика в условиях Организации силами разных специалистов. Комплексный подход в коррекционной работе означает, что она будет эффективной только в том случае, если осуществляется в комплексе, включающем лечение, педагогическую и психологическую коррекцию. Это предполагает взаимодействие в педагогическом процессе разных специалистов: учителей-дефектологов, педагогов-психологов, специально подготовленных воспитателей, музыкальных и физкультурных руководителей, а также сетевое взаимодействие с медицинскими учреждениями.
5. Принцип опоры на закономерности онтогенетического развития: коррекционная психолого-педагогическая работа с ребенком с ЗПР строится по принципу «замещающего онтогенеза». При реализации названного принципа следует учитывать положение о соотношении функциональности и стадиальности детского развития. Функциональное развитие происходит в пределах одного периода и касается изменений некоторых психических свойств и овладения отдельными способами действий, представлениями и знаниями. Стадиальное, возрастное развитие заключается в глобальных изменениях детской личности, в перестройке детского сознания, что связано с овладением новым видом деятельности, развитием речи и коммуникации. За счет этого обеспечивается переход на следующий, новый этап развития. Обучающиеся с ЗПР находятся на разных ступенях развития речи, сенсорно-перцептивной и мыслительной деятельности, у них в разной степени сформированы пространственно-временные представления, они неодинаково подготовлены к счету, чтению, письму, обладают различным запасом знаний об окружающем мире. Поэтому программы образовательной и коррекционной работы с одной стороны опираются на возрастные нормативы развития, а с другой - выстраиваются как уровневые программы, ориентирующиеся на исходный уровень развития познавательной деятельности, речи, деятельности обучающихся с ЗПР.
6. Принцип единства в реализации коррекционных, профилактических и развивающих задач: не позволяет ограничиваться лишь преодолением актуальных на сегодняшний день трудностей и требует построения ближайшего прогноза развития ребенка с ЗПР и создания благоприятных условий для наиболее полной реализации его потенциальных возможностей.
7. Принцип реализации деятельностного подхода в обучении и воспитании: предполагает организацию обучения и воспитания с опорой на ведущую деятельность возраста. Коррекционный образовательный процесс организуется на наглядно-действенной основе. Обучающихся с ЗПР обучают использованию различных алгоритмов (картинно-графических планов, технологических карт)
8. Принцип необходимости специального педагогического руководства: познавательная деятельность ребенка с ЗПР имеет качественное своеобразие формирования и протекания, отличается особым содержанием и поэтому нуждается в особой организации и способах ее реализации. Только специально подготовленный педагог, зная закономерности, особенности развития и познавательные возможности ребенка, с одной стороны, и возможные пути и способы коррекционной и компенсирующей помощи ему - с другой, может организовать процесс образовательной деятельности и управлять им. При разработке Программы учитывается, что приобретение дошкольниками с ЗПР социального и познавательного опыта осуществляется как в процессе самостоятельной деятельности ребенка, так и под руководством педагогических работников в процессе коррекционно-развивающей работы.
9. Принцип вариативности коррекционно-развивающего образования: образовательное содержание предлагается ребенку с ЗПР через разные виды деятельности с учетом зон его актуального и ближайшего развития, что способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых возможностей дошкольника.
10. Принцип инвариантности ценностей и целей при вариативности средств реализации и достижения целей Программы: ФГОС ДО и ФАОП ДО задают инвариантные ценности и ориентиры, с учетом которых Организация разрабатывает свою адаптированную образовательную программу. При этом за Организацией остается право выбора способов их достижения, выбора образовательных программ, учитывающих разнородность состава групп обучающихся с ЗПР, их психофизических особенностей, запросов родителей (законных представителей).
1.5. Планируемые результаты (целевые ориентиры) освоения ребенком Программы с Задержкой психического развития.
1. Социально-коммуникативное развитие: ребенок адаптируется в условиях группы. Взаимодействует со педагогическим работником в быту и в различных видах деятельности. Стремится к общению с другими детьми в быту и в игре под руководством родителей (законных представителей), педагогического работника. Эмоциональные контакты с педагогическим работником и другими детьми становятся более устойчивыми. Сам вступает в общение, использует вербальные средства. В игре соблюдает элементарные правила, осуществляет перенос сформированных ранее игровых действий в самостоятельные игры, выполняет ролевые действия, носящие условный характер, участвует в разыгрывании сюжета цепочки действий, способен к созданию элементарного замысла игры, активно включается, если воображаемую ситуацию создают родители (законные представители), педагогические работники. Замечает несоответствие поведения других обучающихся требованиям педагогического работника. Выражает интерес и проявляет внимание к различным эмоциональным состояниям человека. Осваивает культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, соответствующие возрастным возможностям, ориентируясь на образец и словесные просьбы, стремится поддерживать опрятность во внешнем виде с незначительной помощью педагогического работника. Использует предметы домашнего обихода, личной гигиены, действует с ними с незначительной помощью педагогического работника.
2. Речевое развитие: ребенок понимает и выполняет словесную инструкцию педагогического работника из нескольких звеньев. Различает на слух речевые и неречевые звучания, узнает знакомых людей и обучающихся по голосу, дифференцирует шумы. Понимает названия предметов обихода, игрушек, частей тела человека и животных, глаголов, обозначающих движения, действия, эмоциональные состояния человека, прилагательных, обозначающих некоторые свойства предметов. Понимает многие грамматические формы слов (косвенные падежи существительных, простые предложные конструкции, некоторые приставочные глаголы). Проявляет речевую активность, употребляет существительные, обозначающие предметы обихода, игрушки, части тела человека и животных, некоторые явления природы. Называет действия, предметы, изображенные на картинке, персонажей сказок. Отражает в речи элементарные сведения о мире людей, природе, об окружающих предметах. Отвечает на вопросы после прочтения сказки или просмотра мультфильма с помощью не только отдельных слов, но и простых распространенных предложений несложных моделей, дополняя их жестами. Речевое сопровождение включается в предметно-практическую деятельность. Повторяет двустишья и простые потешки. Произносит простые по артикуляции звуки, легко воспроизводит звуко-слоговую структуру двух-трехсложных слов, состоящих из открытых, закрытых слогов, с ударением на гласном звуке.
3. Познавательное развитие: ребенок может заниматься интересным для него делом, не отвлекаясь, в течение 5-10 минут. Показывает по словесной инструкции и может назвать до пяти основных цветов и две-три плоскостных геометрических фигуры, а также шар и куб (шарик, кубик), некоторые детали конструктора. Путем практических действий и на основе зрительного соотнесения сравнивает предметы по величине, выбирает из трех предметов разной величины «самый большой» («самый маленький»), выстраивает сериационный ряд, строит матрешек по росту. На основе не только практической, но и зрительной ориентировки в свойствах предметов подбирает предметы по форме, величине, идентифицирует цвет предмета с цветом образца-эталона, называет цвета спектра, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).
Усваивает элементарные сведения о мире людей, природе, об окружающих предметах, складывается первичная картина мира. Узнает реальные явления и их изображения: контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь).
Различает понятия «много», «один», «по одному», «ни одного», устанавливает равенство групп предметов путем добавления одного предмета к меньшему количеству или убавления одного предмета из большей группы. Учится считать до 5 (на основе наглядности), называет итоговое число, осваивает порядковый счет.
Ориентируется в телесном пространстве, называет части тела: правую и левую руку, направления пространства «от себя», понимает и употребляет некоторые предлоги, обозначающие пространственные отношения предметов: на, в, из, под, над. Определяет части суток, связывая их с режимными моментами, но иногда ошибается, не называет утро-вечер.
4. Художественно-эстетическое развитие: ребенок рассматривает картинки, предпочитает красочные иллюстрации. Проявляет интерес к изобразительной деятельности, эмоционально положительно относится к ее процессу и результатам. Осваивает изобразительные навыки, пользуется карандашами, фломастерами, кистью, мелками. Сотрудничает со педагогическим работником в продуктивных видах деятельности (лепке, аппликации, изобразительной деятельности, конструировании). Появляется элементарный предметный рисунок.
Может сосредоточиться и слушать стихи, песни, мелодии, эмоционально на них реагирует. Воспроизводит темп и акценты в движениях под музыку. Прислушивается к окружающим звукам, узнает и различает голоса обучающихся, звуки различных музыкальных инструментов. С помощью педагогического работника и самостоятельно выполняет музыкально-ритмические движения и действия на шумовых музыкальных инструментах. Подпевает при хоровом исполнении песен.
5. Физическое развитие: ребенок осваивает все основные движения, хотя их техническая сторона требует совершенствования. Практически ориентируется и перемещается в пространстве. Выполняет физические упражнения по показу в сочетании со словесной инструкцией инструктора по физической культуре (воспитателя). Принимает активное участие в подвижных играх с правилами. Осваивает координированные движения рук при выполнении действий с конструктором, крупной мозаикой, предметами одежды и обуви.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Перспективный план воспитателя индивидуально-коррекционной работы с ребенком на 2024 -2025 учебный год
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Ужурский детский сад №3 «Журавленок» (МБДОУ Ужурский детский сад №3 «Журавленок»)
ИНН/КПП 2439004005/243901001
Юридический адрес: 662253, Красноярский край, г. Ужур, ул. Строителей 19
Содержание коррекционной работы может быть реализовано в каждой образовательной области, предусмотренной Стандартом. При этом учитываются рекомендации ПМПК и результаты углубленной психолого-педагогической диагностики.
ЗПР в отличие от умственной отсталости, которая является стойким, необратимым состоянием, во многих случаях может быть компенсирована при условии рано начатой коррекционно-развивающей работы.
Дополнительными факторами является медикаментозная поддержка и временной фактор. В результате коррекционной работы могут быть значительно повышены возможности освоения детьми с ЗПР основной общеобразовательной программы и их интеграции в образовательную среду.
Коррекционно-развивающая и профилактическая работа с детьми с ЗПР пронизывает все образовательные области, предусмотренные ФГОС ДО. Содержание коррекционной работы определяется как с учетом возраста обучающихся, так (и прежде всего) на основе выявления их достижений, образовательных трудностей и недостатков в развитии.
Коррекционно-развивающая работа в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
Разделы | Задачи и педагогические условия реализации программы коррекционной работы |
1. Коррекционная направленность работы в рамках социализации, развития общения, нравственного, патриотического воспитания. Ребенок в семье и сообществе | Создание условий для эмоционального и ситуативноделового общения с педагогическим работником и другими деьми:
2. Создание условий для формирования у ребенка первоначальных представлений о себе:
И тут Васенька!»;
Создание условий для привлечения внимания и интереса к другим детям, к взаимодействию с ними:
создавать условия для совместных действий обучающихся и педагогических работников (игры с одним предметом - мячом, с песком, с водой);
3. Создание условий и предпосылок для развития у обучающихся представлений о месте человека в окружающем мире, формирования социальных эмоций, усвоения моральных норм и правил:
|
2. Коррекционная направленность работы по формированию навыков самообслуживания, трудовому воспитанию | 1. Развитие умения планировать деятельность, поэтапно ее осуществлять, давать о ней словесный отчет, развитие саморегуляции в совместной с педагогическим работником и в самостоятельной деятельности:
2)закреплять навыки самообслуживания, личной гигиены с опорой на карточки-схемы, отражающие последовательность действий; привлекать внимание к поддержанию опрятного внешнего вида; содержать в порядке собственную одежду;
11)закреплять умения сервировать стол по предварительному плану-инструкции (вместе с педагогическим работником); 12)расширять словарь обучающихся и совершенствовать связную речь при обучении их различным видам труда и при формировании навыков самообслуживания. |
3. Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе | 1. Развитие осмысленного отношения к факторам опасности для человека и безопасного поведения: 1) знакомить с условиями быта человека одновременно с формированием понимания различной знаковой, бытовой, световой и другой окружающей человека информации;
игре;
закреплять кооперативные умения обучающихся в процессе игр и образовательных ситуаций, проявляя отношения партнерства, взаимопомощи, взаимной поддержки в ходе проигрывания ситуаций по основам безопасности жизнедеятельности;
|
Коррекционно-развивающая работа в образовательной области «Познавательное развитие»
Разделы | Задачи и педагогические условия реализации программы коррекционной работы | |
1. Коррекционная правленность работы сенсорному развитию | на- по | 1. Развитие сенсорных способностей в предметнопрактической деятельности:
|
2. Коррекционная направленность в работе по развитию конструктивной деятельности | 1. Развитие конструктивного праксиса, нагляднообразного мышления, способности к моделированию:
| |
3. Коррекционная направленность работы по формированию элементарных математических представлений |
Развивать понимание количественных отношений, количественной характеристики чисел:
10) формировать у обучающихся умение называть числовой ряд, выкладывая цифры в аналогичной последовательности, подбирать соответствующую цифру к количеству объектов, выделять цифровые знаки среди других изображений (букв, схематических изображений объектов, геометрических фигур) и называть их обобщающим словом. 2. Знакомство обучающихся с элементарными арифметическими задачами с опорой на наглядность и практические действия:
3. Формирование пространственных представлений:
(вверху-внизу, впереди-сзади, справа-слева);
двигательного опыта, учить перемещаться в пространстве в заданном направлении по указательному жесту, с помощью стрелки-вектора, по схеме-маршруту;выполнять определенные действия с предметами и отвечать на вопросы: «Куда? Откуда? Где?»;
4. Формирование временных представлений:
5) развивать чувство времени с использованием песочных часов. | |
4. Коррекционная направленность работы по формированию целостной картины мира, расширению кругозора | 1. Создание предпосылок для развития элементарных естественнонаучных представлений:
2. Создание условий для формирования предпосылки экологической культуры:
| |
5. Коррекционная направленность в работе по развитию высших психических функций | 1. Развитие мыслительных операций:
развивать наглядно-образное мышление в заданиях по узнаванию целого по фрагментам (чьи лапы, хвосты, уши; дом - по элементам);
Развитие внимания:
|
Коррекционно-развивающая работа в образовательной области «Речевое развитие»
Разделы | Задачи и педагогические условия реализации программы коррекционной работы |
1. Коррекционная направленность работы по развитию речи | 1. Развитие импрессивной стороны речи:
создавать условия для оперирования речемыслительными категориями, использования в активной речи малых фольклорных форм (метафор, сравнений, эпитетов, пословиц, образных выражений, поговорок, загадок); 11) привлекать внимание обучающихся к различным интонациям (повествовательным, восклицательным, вопросительным), учить воспринимать их и воспроизводить; понимать смыслоразличительную функцию интонации. 2. Стимуляция речевого общения:
3. Совершенствование произносительной стороны речи (звукопроизношения, просодики, звуко-слоговой структуры), соблюдение гигиены голосовых нагрузок:
4. Развитие фонематических процессов (фонематического слуха как способности дифференцировать фонемы родного языка и фонематического восприятия как способности к звуковому анализу):
(шуршит бумага, звенит колокольчик, стучит молоток);
5. Расширение, обогащение, систематизация словаря:
формировать лексическую системность: учить подбирать антонимы и синонимы на материале существительных, глаголов, прилагательных;
6. Формирование грамматического строя речи:
7. Развитие связной диалогической и монологической речи:
и коммуникативном уровнях и оценивать правильность высказывания;
8. Подготовка к обучению грамоте:
учить составлять одно-двусложные слова из букв разрезной азбуки; 11) развивать буквенный гнозис, предлагая узнать букву в условиях наложения, зашумления, написания разными шрифтами. 9. Формирование графомоторных навыков и подготовка руки к письму:
совершенствовать навыки штриховки, закрашивание контуров предметов, орнаментов и сюжетных картинок: учить обучающихся срисовывать, дорисовывать, копировать и закрашивать контуры простых предметов. |
2. Коррекционная направленность в работе по приобщению к художественной литературе | 1. Формирование элементарной культуры речевого поведения, умение слушать родителей (законных представителей), педагогического работника, других детей, внимательно и доброжелательно относиться к их рассказам и ответам:
|
5.4. Коррекционно-развивающая работа в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
Разделы | Задачи и педагогические условия реализации программы коррекционной работы |
1. Коррекционная направленность в работе по развитию детского творчества | 1. Развитие познавательных процессов, речи, мотивационных и регуляционных компонентов деятельности в ее продуктивных видах:
приятие иллюстраций, картин, рисунков;
2. Развитие воображения и творческих способностей обучающихся:
побуждать к созданию новых образов на материале лепки, аппликации, изодеятельности (задания «Нарисуй волшебный замок», «Несуществующее животное», «Чудо дерево»); предлагать специальные дидактические игры, в которых требуется дорисовать незаконченные изображения;
вызывать у обучающихся интерес к лепным поделкам, расширяя их представления о скульптуре малых форм и выделяя средства выразительности, передающие характер образа, поддерживать стремление обучающихся лепить самостоятельно. |
2. Коррекционная направленность работы по приобщению к изобразительному искусству | Задачи:
кусства);
знакомить обучающихся с народными промыслами, приобщать к некоторым видам росписи, воспитывать эстетические чувства. |
3. Коррекционная направленность работы в процессе музыкальной деятельности | 1. Задачи: 1) организовывать игры по развитию слухового восприятия, на основе знакомства обучающихся со звучащими игрушками и предметами (барабан, бубен, дудочка), учить различать скрытые от ребенка игрушки по их звучанию, определять по звукоподражаниям, как подают голос животные;
2/4, 3/4, 4/4;
|
Коррекционно-развивающая работа в образовательной области «Физическое развитие»
Коррекционно-развивающая направленность работы в области «Физическое развитие» обучающихся с ЗПР подразумевает создание условий: для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, физического развития, формирования у них полноценных двигательных навыков и физических качеств, применения здоровьесберегающих технологий и методов позитивного воздействия на психомоторное развитие ребенка, организацию специальной (коррекционной) работы на занятиях по физическому воспитанию, включение членов семьи обучающихся в процесс их физического развития и оздоровления.
Задачи коррекционно-развивающей работы в образовательной области «Физическое развитие»:
- коррекция недостатков и развитие ручной моторики: нормализация мышечного тонуса пальцев и кистей рук;
- развитие техники тонких движений;
коррекция недостатков и развитие артикуляционной моторики; - коррекция недостатков и развитие психомоторных функций: пространственной организации движений; моторной памяти; слухо-зрительно-моторной и реципрокной координации движений; произвольной регуляции движений.
Сопровождение медицинского работника
Медицинский работник | Отслеживание физического и нервно – психического здоровья ребёнка | Октябрь – май |
2.2 Ожидаемые результаты программы
Результаты освоения АОП представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка: целевые ориентиры образования для ребенка с ЗПР прописаны в АОП МБДОУ «Ужурский детский сад №3 «Журавленок»» для детей с задержкой психического развития.
2.3. Взаимодействие участников образовательного процесса.
Образовательная область | Ребенок |
Речевое развитие | Работой руководит учитель-логопед, а другие специалисты подключаются к работе и планируют образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда. |
Познавательное развитие | В работе участвуют воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед. При этом педагог-психолог руководит работой по сенсорному развитию, развитию высших психических функций, становлению сознания, развитию воображения и творческой активности, совершенствованию эмоционально-волевой сферы, а воспитатели работают над развитием любознательности и познавательной мотивации, формированием познавательных действий, первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Учитель-логопед подключается к этой деятельности и помогает воспитателям выбрать адекватные методы и приемы работы с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка и этапа коррекционной работы. |
Социально-коммуникативное развитие | Основными специалистами выступают воспитатели и учитель-логопед при условии, что остальные специалисты и родители дошкольников подключаются к их работе. Решение задач этой области осуществляется в ходе режимных моментов, в игровой деятельности детей, во взаимодействии с родителями. Основными специалистами выступают воспитатели и учитель-логопед при условии, что остальные специалисты и родители дошкольников подключаются к их работе. Решение задач этой области осуществляется в ходе режимных моментов, в игровой деятельности детей, во взаимодействии с родителями |
Художественно-эстетическое развитие | Принимают участие воспитатели, музыкальный руководитель воспитатель и учитель-логопед. |
Физическое развитие | Работу осуществляют инструктор по физическому воспитанию при обязательном подключении всех остальных педагогов и родителей дошкольников |
2.4. Взаимодействие с семьей ребенка (с опорой на особенности воспитательного потенциала семьи, отношения к трудностям ребенка, поставленные задачи).
Все усилия педагогических работников по подготовке к школе и успешной интеграции обучающихся с ЗПР будут недостаточно успешными без постоянного контакта с родителям (законным представителям).
Семья должна принимать активное участие в развитии ребенка, чтобы обеспечить непрерывность коррекционно-восстановительного процесса.
Родители (законные представители) отрабатывают и закрепляют навыки и умения у обучающихся, сформированные специалистами, по возможности помогать изготавливать пособия для работы в ДОО и дома.
Домашние задания, предлагаемые учителем-логопедом, педагогом-психологом и воспитателем для выполнения, должны быть четко разъяснены. Это обеспечит необходимую эффективность коррекционной работы, ускорит процесс восстановления нарушенных функций у обучающихся.
Формы организации психолого-педагогической помощи семье
Коллективные формы взаимодействия
Общие родительские собрания. Проводятся администрацией ДОО 3 раза в год, в начале, в середине и в конце учебного года.
Задачи:
- информирование и обсуждение с родителями задачи и содержание коррекционно-образовательной работы;
- решение организационных вопросов;
- информирование родителей по вопросам взаимодействия ДОО с другими организациями, в том числе и социальными службами.
Групповые родительские собрания. Проводятся специалистами и воспитателями групп не реже 3-х раз в год и по мере необходимости.
Задачи:
- обсуждение с родителями задач, содержания и форм работы;
- сообщение о формах и содержании работы с детьми в семье;
- решение текущих организационных вопросов.
Проведение детских праздников и «Досугов». Подготовкой и проведением праздников занимаются специалисты ДОО с привлечением родителей.
Задача: поддержание благоприятного психологического микроклимата в группах и распространение его на семью.
Индивидуальные формы работы
Анкетирование и опросы. Проводятся по планам администрации, дефектологов, психолога, воспитателей и по мере необходимости.
Задачи:
- сбор необходимой информации о ребенке и его семье;
- определение запросов родителей о дополнительном образовании детей;
- определение оценки родителями эффективности работы специалистов и воспитателей;
- определение оценки родителями работы ДОО.
Беседы и консультации специалистов. Проводятся по запросам родителей и по плану индивидуальной работы с родителями.
Задачи:
- оказание индивидуальной помощи родителям по вопросам коррекции, образования и воспитания;
- оказание индивидуальной помощи в форме домашних заданий.
Родительский час. Проводится учителями-дефектологами и логопедами групп один раз в неделю во второй половине дня с 17 до 18 часов.
Задача: информирование родителей о ходе образовательной работы с ребенком, разъяснение способов и методов взаимодействия с ним при закреплении материала в домашних условиях, помощь в подборе дидактических игр и игрушек, детской литературы, тетрадей на печатной основе, раскрасок, наиболее эффективных на определенном этапе развития ребенка.
3. Формы наглядного информационного обеспечения
Информационные стенды и тематические выставки. Стационарные и передвижные стенды и выставки размещаются в удобных для родителей местах (например, «Готовимся к школе», «Развиваем руку, а значит и речь», «Игра в развитии ребенка», «Как выбрать игрушку», «Какие книги прочитать ребенку», «Как развивать способности ребенка дома»).
Задачи:
- информирование родителей об организации коррекционно-образовательной работы в ДОО;
- информация о графиках работы администрации и специалистов.
Выставки детских работ. Проводятся по плану образовательной работы.
Задачи:
- ознакомление родителей с формами продуктивной деятельности детей;
- привлечение и активизация интереса родителей к продуктивной деятельности своего ребенка.
Открытые занятия специалистов и воспитателей. Задания и методы работы подбираются в форме, доступной для понимания родителями. Проводятся 2-3 раза в год.
Задачи:
- создание условий для объективной оценки родителями успехов и трудностей своих детей;
- наглядное обучение родителей методам и формам дополнительной работы с детьми в домашних условиях.
В реализации задач социально-педагогического блока принимают все специалисты и воспитатели специального детского сада. Сфера их компетентности определена должностными инструкциями.
Реализуется парциальная программа педагогическими работниками ДОО во всех помещениях и на территории детского сада, со всеми детьми ДОО.
2.5. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ С ДЕТЬМИ C ЗПР
Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы отражают следующие аспекты образовательной среды:
1. Формы, способы, методы и средства реализации программы, которые отражают следующие аспекты образовательной среды:
- характер взаимодействия с педагогическим работником;
- характер взаимодействия с другими детьми;
- систему отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.
2. Взаимодействие педагогических работников с детьми является важнейшим фактором развития ребенка и пронизывает все направления образовательной деятельности.
3. С помощью педагогического работника и в самостоятельной деятельности ребенок учится познавать окружающий мир, играть, рисовать, общаться с окружающими. Процесс приобщения к культурным образцам человеческой деятельности (культуре жизни, познанию мира, речи, коммуникации и прочим), приобретения культурных умений при взаимодействии с педагогическим работником и в самостоятельной деятельности в предметной среде называется процессом овладения культурными практиками.
4. Процесс приобретения общих культурных умений во всей его полноте возможен только в том случае, если педагогический работник выступает в этом процессе в роли партнера, а не руководителя, поддерживая и развивая мотивацию ребенка. Партнерские отношения педагогического работника и ребенка в Организации и в семье являются разумной альтернативой двум диаметрально противоположным подходам: прямому обучению и образованию, основанному на идеях «свободного воспитания». Основной функциональной характеристикой партнерских отношений является равноправное относительно ребенка включение педагогического работника в процесс деятельности. Педагогический работник участвует в реализации поставленной цели наравне с детьми, как более опытный и компетентный партнер.
5. Для личностно-порождающего взаимодействия характерно принятие ребенка таким, какой он есть, и вера в его способности. Педагогический работник не подгоняет ребенка под какой-то определенный «стандарт», а строит общение с ним с ориентацией на достоинства и индивидуальные особенности ребенка, его характер, привычки, интересы, предпочтения. Он сопереживает ребенку в радости и огорчениях, оказывает поддержку при затруднениях, участвует в его играх и занятиях. Педагогический работник старается избегать запретов и наказаний. Ограничения и порицания используются в случае крайней необходимости, не унижая достоинство ребенка. Такой стиль воспитания обеспечивает ребенку чувство психологической защищенности, способствует развитию его индивидуальности, положительных взаимоотношений с педагогическим работником и другими детьми.
6. Личностно-порождающее взаимодействие способствует формированию у ребенка различных позитивных качеств. Ребенок учится уважать себя и других, так как отношение ребенка к себе и другим людям всегда отражает характер отношения к нему окружающих. Он приобретает чувство уверенности в себе, не боится ошибок. Когда педагогический работник предоставляют ребенку самостоятельность, оказывают поддержку, вселяют веру в его силы, он не пасует перед трудностями, настойчиво ищет пути их преодоления.
7. Ребенок не боится быть самим собой, быть искренним. Когда педагогический работник поддерживают индивидуальность ребенка, принимают его таким, каков он есть, избегают неоправданных ограничений и наказаний, ребенок не боится быть самим собой, признавать свои ошибки. Взаимное доверие между педагогическим работником и детьми способствует истинному принятию ребенком моральных норм.
8. Ребенок учится брать на себя ответственность за свои решения и поступки. Ведь педагогический работник везде, где это возможно, предоставляет ребенку право выбора того или действия. Признание за ребенком права иметь свое мнение, выбирать занятия по душе, партнеров по игре способствует формированию у него личностной зрелости и, как следствие, чувства ответственности за свой выбор.
9. Ребенок приучается думать самостоятельно, поскольку педагогические работники не навязывают ему своего решения, а способствуют тому, чтобы он принял собственное.
10. Ребенок учится адекватно выражать свои чувства. Помогая ребенку осознать свои переживания, выразить их словами, педагогические работники содействуют формированию у него умения проявлять чувства социально приемлемыми способами.
11. Ребенок учится понимать других и сочувствовать им, потому что получает этот опыт из общения с педагогическим работником и переносит его на других людей.
2.6. Календарный план воспитательной работы
Календарный план воспитательной работы составлен в соответствии с федеральным календарным планом воспитательной работы и рабочей программой воспитания ДОО.
В нем учтен примерный перечень основных государственных и народных праздников, памятных дат.
Январь:
27 января: День снятия блокады Ленинграда; День освобождения Красной армией крупнейшего «лагеря смерти» Аушвиц-Биркенау (Освенцима) - День памяти жертв Холокоста (рекомендуется включать в план воспитательной работы с дошкольниками регионально и/или ситуативно).
Февраль:
2 февраля: День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (рекомендуется включать в план воспитательной работы с дошкольниками регионально и/или ситуативно);
8 февраля: День российской науки;
15 февраля: День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества;
21 февраля: Международный день родного языка;
23 февраля: День защитника Отечества.
Март:
8 марта: Международный женский день;
18 марта: День воссоединения Крыма с Россией (рекомендуется включать в план воспитательной работы с дошкольниками регионально и/или ситуативно);
27 марта: Всемирный день театра.
Апрель:
12 апреля: День космонавтики;
Май:
1 мая: Праздник Весны и Труда;
9 мая: День Победы;
19 мая: День детских общественных организаций России;
24 мая: День славянской письменности и культуры.
Июнь:
1 июня: День защиты детей;
6 июня: День русского языка;
12 июня: День России;
22 июня: День памяти и скорби.
Июль:
8 июля: День семьи, любви и верности.
Август:
12 августа: День физкультурника;
22 августа: День Государственного флага Российской Федерации;
27 августа: День российского кино.
Сентябрь:
1 сентября: День знаний;
3 сентября: День окончания Второй мировой войны, День солидарности в борьбе с терроризмом;
8 сентября: Международный день распространения грамотности;
27 сентября: День воспитателя и всех дошкольных работников.
Октябрь:
1 октября: Международный день пожилых людей; Международный день музыки;
4 октября: День защиты животных;
5 октября: День учителя;
Третье воскресенье октября: День отца в России.
Ноябрь:
4 ноября: День народного единства;
8 ноября: День памяти погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников органов внутренних дел России;
Последнее воскресенье ноября: День матери в России;
30 ноября: День Государственного герба Российской Федерации.
Декабрь:
3 декабря: День неизвестного солдата; Международный день инвалидов (рекомендуется включать в план воспитательной работы с дошкольниками регионально и/или ситуативно);
5 декабря: День добровольца (волонтера) в России;
8 декабря: Международный день художника;
9 декабря: День Героев Отечества;
12 декабря: День Конституции Российской Федерации;
31 декабря: Новый год.
Все мероприятия проводятся с учётом особенностей Программы, а также возрастных, физиологических и психоэмоциональных особенностей обучающихся.
Календарный план воспитательной работы
№ п/п | Праздники, памятные даты | Событие (название и форма) | Сроки | Возрастная категория детей (группа) | Ответственный |
Сентябрь | |||||
1 сентября. День знаний | Праздник «День знаний» 1 сентября– настоящий праздник для миллионов россиян, которые садятся за парты в школах, средних или высших учебных заведениях. С 1984 года он официально учреждён как День знаний. Особенно радостно – с букетами цветов, первым звонком, торжественной линейкой – праздник отмечают в школах. | 2.09 | От 2-7лет | Музыкальный руководитель, воспитатели | |
27 сентября. День воспитателя и всех дошкольных работников | Конкурс рисунков «Наш любимый детский сад» | 27.09 (с 25.09.по29.09) | От 2-7лет | Музыкальный руководитель, воспитатели | |
Октябрь | . | ||||
1 октября Международный день музыки | Музыкальный марафон По образному выражению русского композитора А.Н. Серова, музыка – это «язык души». По решению ЮНЕСКО 1 октября 1975 года учреждён Международный день музыки | 2.10. | От 2-7лет | Музыкальный руководитель, воспитатели | |
4 октября. День защиты животных | Просмотр видеороликов и фотографий «Животные» Они могут быть гигантского размера, и совсем крошечными, но мы всё равно называем их своими «меньшими братьями», потому что им нужна наша забота. Чтобы привлекать внимание людей всего мира к проблемам животных и организовывать разнообразные мероприятия по их защите, был учреждён праздник – Всемирный день животных. В России он отмечается с 2000 | С 4.09.по7.10 | От 2-7лет | Воспитатели | |
28 октября Международный день анимации (мультфильмов) | Развлечения, исследовательская деятельность В конце XIX века французский изобретатель Эмиль Рейно создал «оптический театр». Он рисовал, раскрашивал и монтировал изображение сам, нанося его на длинные ленты. Рукотворные движущиеся картинки Рейно стали предтечей мультипликационных фильмов, а дата первого публичного показа 28октября 1892 года – датой Международного дня анимации. Современная анимация– это особый вид искусства, в котором оживают герои наших любимых сказок . | С 28.10.по31.10 | От 3-7лет | Воспитатели | |
Ноябрь | |||||
4 ноября «День народного единства» | Развлечения 4 ноября 1612 года – одна из самых важных дат российской истории. Люди разного вероисповедания и разных сословий земли Русской объединились в народное ополчение, чтобы освободить Москву от польско-литовских захватчиков.. Под предводительством князя Дмитрия Пожарского и простого гражданина Кузьмы Минина 4 ноября 1612 года был взят штурмом и освобождён Китай-город, а позже – и вся Москва. | 1.11. | От 2-7лет | Музыкальный руководитель, воспитатели | |
26 ноября «День матери» | Праздник Это ещё молодой российский праздник. Он появился в 1998 году и празднуется в последнее воскресенье ноября. Мама – почти всегда самое первое и всегда самое дорогое слово для каждого человека на Земле. Пока рядом с нами наши мамы, мы чувствуем себя защищенными.. В праздничный день каждый ребёнок, будь ему 5 или 55 лет, может особо выразить благодарность своей маме | 21.11 по 25.11 | От 2-7лет | Музыкальный руководитель, воспитатели | |
Декабрь | |||||
Международный день инвалидов | Акции Слово «инвалид» с латинского языка переводится как «бессильный». «Бессильность» инвалидов весьма относительна. Многие из них сильнее духом большинства здоровых людей, что подтверждают и проводимые специально для людей с инвалидностью паралимпийские игры. Международный день инвалидов, учреждённый ООН в 1992 году, направлен на привлечение внимания мирового сообщества к проблемам инвалидов, на защиту их прав и благополучия | С 2.12.по5.12 | От 4-7лет | Психолог, логопед, дефектолог, воспитатели | |
Новый год | Праздники Это самый весёлый и желанный праздник на Земле! В России указ о праздновании Нового года 1 января был подписан Петром I. Так, летоисчисление «от Сотворения мира» сменилось летоисчислением «от Рождества Христова». Непременными приметами российского Нового года являются украшенные расписными игрушками и гирляндами ёлки, запах мандаринов, новогодние детские утренники с Дедом Морозом и Снегурочкой, сладкие подарки и, конечно, каникулы. И дети, и взрослые загадывают самые заветные желания под бой кремлевских курантов и верят в чудо | С 23.2-27.12 | От 2-7лет | Музыкальный руководитель, воспитатели | |
Новый год | Конкурс «Новогоднее настроение в ДО» | От 2-7лет | От 2-7лет | Воспитатели | |
Январь | |||||
Всемирный день «Спасибо» | Акции Всемирный день «спасибо» тематически близок таким праздникам, как День доброты и Всемирный день приветствий. Потому что слово «спасибо» – это одно из самых добрых, «волшебных» слов. Каждому человеку, говорящему на русском языке, известно его происхождение – сокращённое от «Спаси Бог!». Это слово значительно облегчает общение и понимание людей, главное, чтобы «спасибо было сердечное» (Н. Некрасов) | 9.01по12.01 | От 2-7лет | Психолог, воспитатели | |
Февраль | |||||
День защитника Отечества | Праздник Главными защитниками Отечества исторически являлись и являются до сих пор мужчины. В нашей стране в их честь учреждён официальный праздник – День защитника Отечества (ранее – День рождения Красной Армии, День Советской Армии и Военно-морского флота). Женское население России воспринимает данный праздник как мужской день | С 19.01. по 22.01 | От 4-7лет | Музыкальный руководитель, воспитатели | |
Март | |||||
Международный женский день | Праздники В начале ХХ века смыслом этого праздника являлась борьба женщин за свои права. Несколько десятилетий спустя в день 8 Марта стали отмечать уже достижения женщин разных стран мира. В современной России празднование Международного женского дня проводится как день всех женщин, олицетворяющих нежность, заботу, материнство, терпеливость и другие исконно женские качества | С 4.03. по 7.03 | От 2-7лет | Музыкальный руководитель, воспитатели | |
Всемирный день земли и водных ресурсов | Исследовательская деятельность, проектная 21 марта с наступлением астрономической весны отмечается Всемирный день Земли, посвящённый «мирным и радостным Дням Земли» По традиции в этот день в разных странах звучит Колокол Мира. 22 апреля – Международный день Земли. Его главный смысл – защита Матери-Земли от экологических катастроф и опасностей, связанных с хозяйственной деятельностью современных людей. 22 марта –Всемирный день водных ресурсов. | С19.03по22.03 | От 4до 7лет | Воспитатели | |
Международный день театра | Театрализованные представления Международный день театра учреждён 27 марта в 1961году в целях развития международного творческого театрального сотрудничества. Для зрителей театр – это волшебство, которое начинается, как правило, в дошкольном детстве. Впечатления от каждого посещения кукольного театра или театра юного зрителя память бережно хранит многие годы как самые яркие и запоминающиеся | С 26.03. по 29.03 | От 2 до 7лет | Музыкальный руководитель, воспитатели | |
Апрель | |||||
Международный день птиц | Исследовательская деятельность, проектная деятельность Международный день птиц – праздник, близкий сердцу любого человека. Мы радуемся, когда слышим весёлое щебетанье этих живых существ, задумываемся, глядя на улетающих перелётных птиц, любуемся самыми красивыми и грациозными из них. Праздник с начала ХХ века приурочен ко времени начала возвращения птичьих стай с мест зимовок. Его главная цель – сохранение диких птиц, потому что мировое сообщество, к сожалению, располагает фактами варварского отношения к птицам Доброй традицией праздника является изготовление и развешивание «птичьих домиков» в ожидании прилёта пернатых | С 1.04 по 5.04 | От 3 до 7лет | Воспитатели | |
Международный день книги | Развлечение, проектная деятельность В день рождения великого сказочника Ганса Христиана Андерсена в 1967 году весь мир начал отмечать Международный день детской книги. Адресовать именно детям свои произведения зарубежные писатели и поэты начали с ХVII века, российские – с начала XIX века. Книги для детей А.Пушкина, П. Ершова, П. Бажова, В. Бианки, С.Маршака, К.Чуковского, А.Барто и др. –золотой фонд детской книги. | С 8.04. по 12.04 | От 2 до 7лет | Воспитатели | |
Международный день здоровья | Праздник или развлечение «Здоров будешь – всё добудешь», «Здоровье дороже богатства», «Здоровье растеряешь, ничем не наверстаешь» это только малая толика пословиц и поговорок, в которых отражено отношение народа к здоровью как главной ценности человеческой жизни. Всемирный день здоровья проводится с 1950 года. Современное человечество отчётливо осознаёт: границы между государствами условны, болезни одной страны через некоторое время становятся болезнями государств-соседей. Поэтому и бороться с ними надо сообща всем миром | С 22.04. по 25.04 | От 2 до 7лет | Физ. инструктор Воспитатели | |
День космонавтики | Конкур детских рисунков, проектная деятельность Этот праздник родился в России. Во всемирную историю наша страна навсегда вписана как покорительница Космоса. 12 апреля 1961 г.Ю.А.Гагарин впервые совершил космический полет. С 1968 года российский День космонавтики перерос во Всемирный день авиации и космонавтики | 12мая | От 3 до 7лет | Физ. инструктор, муз.руководитель воспитатели | |
Май | |||||
День Победы | Праздник Великое событие в жизни каждого человека, | С 6.05 по 8.05 | От 3 до 7лет | Физ. инструктор, муз.руководитель воспитатели | |
Международный день семьи | Семья – это самое первое общество, в котором оказывается маленький человечек. Родители, бабушки, дедушки, старшие братья и сестры окружают малыша заботой и любовью, всему научают, приучают к семейным традициям, воспитывают уважение к старшим. Современная семья во всем мире испытывает множество проблем, но по-прежнему продолжает оставаться главной хранительницей человеческих ценностей и культуры. Международный день семьи в качестве официального праздника учреждён в 1993г. | С 13.05. по 16.05 | От 2 до 7лет | Воспитатели | |
Июнь | |||||
Международный день защиты детей | Праздник Первое празднование Международного дня защиты детей состоялось в 1950 году. В нём приняли участие более 50 стран мира. От кого или от чего надо защищать детей? Ответ на этот вопрос звучит по-разному в разных странах мира – от голода, войны, эпидемий, насилия, жестокого обращения. Обладая такими же правами, как и взрослые, дети не всегда могут воспользоваться без поддержки общества | 3.06. | От 2 до 7лет | Воспитатели, муз.руководитель, физ.инструктор | |
День России | Праздник-развлечение-КВН 12 июня. Русь, Руссия, Московия, Государство Российское, Российская империя, Союз Советских Социалистических Республик – так назывались в разные времена государства, на территории которых расположена Российская Федерация. День России, отмечаемый 12 июня, – символ нового государства, основанного на уважении, согласии, законе и справедливости для всех народов, населяющих его, гордости за Россию и веры в бедующие России | 11.06. | От 2 до 7лет | Воспитатели, муз.руководитель, физ.инструктор | |
Июль | |||||
День ГАИ | Праздник-развлечение-КВН День ГАИ (ГИБДД) – праздник достаточно молодой профессии работников Государственной автомобильной инспекции, необходимость в появлении которой возникла только в ХХ веке. С года рождения ГАИ (1936) и до настоящего времени роль и значимость инспекторов дорожного движения возросли многократно. | От 4 до 7лет | Физ.инструктор, воспитатели | ||
День Российской почты | Развлечения Этот праздник – дань уважения тем людям, которые дарят нам одну из самых больших радостей в жизни – радость общения с близкими, даже если они находятся за тысячи километров от нас. Наряду с традиционными письмами, которыми люди обмениваются вот уже несколько веков, в ХХ веке появились телеграммы, «молнии», электронные письма и открытки. | С 9.07 по 12.07 | С 4 до 7лет | Воспитатели | |
Август | |||||
День физкультурника | Спортивные мероприятия Физическая культура в широком смысле слова – это часть общечеловеческой культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и правил, направленных на физическое развитие и здоровье человека. Главные средства физической культуры – это осознанная двигательная активность (День физкультурника – праздник, призывающий россиян к активным и массовым занятиям физической культурой | С 5.07.по9.07 | От 2 до 7 лет | Физ.инструктор, воспитатели | |
День строителя | Викторины, квесты «…Я бы строить дом пошел, пусть меня научат» (В.Маяковский). Человеческое общество всегда очень уважительно относилось к людям строительных профессий, потому что благодаря им появляются новые здания, дороги, мосты, заводы, храмы – всё то, без чего не может существовать современный человек. В России День строителя отмечается с 1956 года. Доброй традицией праздника является открытие новых строительных объектов | С 12.07. по 16.07 | От 4 до 7лет | Воспитатели | |
Прощание с летом | Праздник Проводы лета и встреча осени, начало учебного года. | С 26.07.по 30.07. | От 2 до 7лет | Муз.руководитель, физ.инструктор, воспитатели |
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Описание материально-технического обеспечения адаптированной Программы
В связи с тем, что ребенку по заключению ПМПК особого материально-технического обеспечения не требуется, материально – техническое обеспечение полностью соответствует ОП МБДОУ Ужурский детский сад №3 «Журавленок»
3.2. Распорядок и режим дня.
В ДОУ используется гибкий режим дня, в него могут вносится изменения исходя из особенностей сезона, индивидуальных особенностей детей, их состояния здоровья.
Продолжительность нахождения детей в ДОУ составляет 10,5 часов. Представленные данные о режиме дня могут меняться в зависимости от погодных условий и времени года, а также иметь те или иные изменения в каждой отдельной группе, с учетом потребностей воспитанников и их родителей.
Для групп комбинированной направленности характерным является работа с детьми воспитателя, учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога-психолога. Непосредственно-образовательную деятельность, совместную деятельность и индивидуальную работу планирует и проводит воспитатель на основе рекомендаций педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога. Коррекционные 36 занятий проводит – учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог. Основной формой организации детей являются индивидуальные и подгрупповые занятия.
Содержание | Холодный период года |
Утренний прием детей, игры, самостоятельная деятельность, утренняя гимнастика (не менее 10 минут) | 7.30-8.00 |
Завтрак | 8.00-8.30 |
Игры, подготовка к занятиям | 8.30-9.00 |
Занятия (включая гимнастику в процессе занятия - 2 минуты, перерывы между занятиями, не менее 10 минут) | 9.00-10.50 |
Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки | 10.50-12.00 |
Второй завтрак | 10.30-11.00 |
Обед | 12.00-13.00 |
Подготовка ко сну, сон, постепенный подъем детей, закаливающие процедуры | 13.00-15.30 |
Ужин | 15.30-16.00 |
Занятия (при необходимости) | - |
Игры, самостоятельная деятельность детей | 16.00-16.40 |
Подготовка к прогулке, прогулка, самостоятельная деятельность детей, уход домой | 16.40-18.00 |
Содержание | Теплый период года |
Утренний прием детей, игры, самостоятельная деятельность, утренняя гимнастика (не менее 10 минут) | 7.30-8.00 |
Завтрак | 8.30-9.00 |
Игры, самостоятельная деятельность | 9.00-9.15 |
Второй завтрак | 10.30-11.00 |
Подготовка к прогулке, прогулка, занятия на прогулке, возвращение с прогулки | 9.00-12.00 |
Обед | 12.00-13.00 |
Подготовка ко сну, сон, постепенный подъем детей, закаливающие процедуры | 13.00-15.30 |
Ужин | 15.30-16.00 |
Игры, самостоятельная деятельность детей | 16.00-17.00 |
Подготовка к прогулке, прогулка, самостоятельная деятельность детей, уход домой | 17.00-18.00 |
Планирование детской активности (кружковая деятельность)
Детская активность | Подготовительная группа |
Самостоятельная игра /кружок | Иностранный язык, танцы. |
3.3. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
Параметры | Исполнение | Ресурс для исполнения | Ответственный | |
Организация пространства | ||||
Обеспечение беспрепятственного доступа к зданиям и сооружениям | Не требуется | |||
Обеспечение помещений сада оборудованием и приспособлениями | Не требуется | |||
Построение комфортной среды: место в группе, организация места, освещение и уровень шума | Не требуется | |||
Изменение в помещении | Не требуется | |||
Материалы для нормализации тонуса | Не требуется | |||
Организация оптимального временного режима | Не требуется | |||
Особых требований условия организации развивающей предметно-пространственной среды для реализации адаптированной. Программы не требуются. Предметно-пространственная среда полностью соответствует описанию, представленному в ОП МБДОУ Ужурский детский сад №3 “Журавленок”.
3.4. Расписание занятий со специалистами.
Специалист | День недели | Время |
Педагог-психолог | Понедельник Среда | 9.30-10.25 9.00-9.55 |
Учитель-логопед | Вторник | 16.00-17.00 |
Учитель-дефектолог | Четверг | 16.00-17.00 |
3.5. Учебно-методический комплекс
Методическое обеспечение – образовательная область
«Речевое развитие»
Программы и технологии |
|
Методические пособия |
детского сада. – М.: Мозайка-Синтез, 2011.
Наглядно-дидактические пособия
|
Методическое обеспечение – образовательная область
«Художественно- эстетическое развитие»
Программы и технологии |
СПб.: Изд-во «Композитор», 2000г. |
Методические пособия | Изобразительная деятельность
Конструктивно-модельная деятельность
«Городецкая роспись»; «Дымковская игрушка»; «Простые узоры и орнаменты»; «Сказочная гжель». |
Методическое обеспечение – образовательная область
«Социально-коммуникативное развитие»
Программы и технологии | - Коломийченко Л.В. Дорогою добра. Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников. ФГОС ДО. - М: ТЦ Сфера,2015г. - Парциальная программа духовно нравственного воспитания «С чистым сердцем» Р.Ю. Белоусова, А.Н. Егорова— М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019г. - Информационно-коммуникативные технологии. - Проектная технология. |
Методические пособия | - Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – Мозайка-Синтез, 2006г. - Коломийченко Л.В. «Дорогою добра»: программа социально коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников. М: ТЦ Сфера, 2015г. Социализация, развития общения, нравственное воспитание - Андреенко Т.А. Развитие эмоциональной отзывчивости старших дошкольников. – СПб: Детство-пресс, 2014. - Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. – М: Мозайка-Синтез, 2012г. - Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. М: ТЦ Сфера, 2010г. - Натарова В.И. Моя страна. – Волгоград: ТЦ Учитель, 2005г. - Коломийченко Л.В. Дорогою добра. Занятия для детей 6-7 лет по социально-коммуникативному развитию. ФГОС ДО. – М:ТЦ Сфера, 2015г. - Коломийченко Л.В. Дорогою добра. Занятия для детей 5-6 лет по социально-коммуникативному развитию. ФГОС ДО. – М:ТЦ Сфера, 2015г. - Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации- 2-е издание, испр.и доп. – М: Мозайка-Синтез, 2008г. - Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7лет. – М: Мозайка-Синтез,2008. - Полякевич Ю.В., Г.Н. Осинина. Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет: модели комплексных занятий. - Волгоград: Учитель, 2011. - Антонов Ю.Е. Наследники Великой Победы: Сборник материалов по нравствено-патриотическому воспитанию дошкольников и младших школьников: М: АРКТИ, 2011. - Пантелеева Н.Г. Знакомство детей с малой Родиной: Методическое пособие. М: ТЦ Сфера, 2015. - Шорыгина Т.А. Беседы о детях-героях Великйо Отечественной войны – М: ТЦ Сфера, 2011. Трудовое воспитание - Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. – М: Мозаика-Синтез, 2010г. - Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. М: Мозайка-Синтез, 2014г. Формирование основ безопасности - Гарнашаева Т.П. ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий. – СПб: ООО Издательство детство-пресс, 2010г. - Вдовиченко Л.А. Ребенок на улице: - СПб: Издательство Детство-пресс, 2009г. - Хабибулина Е.Я. Дорожная азбука в детском саду. Конспекты занятий. СПб: ООО Издательство Детство-пресс, 2011г. Наглядно-дидактические пособия - Серия «Мир в картинках»: «Государственные символы России», «День победы». - Сеия «Рассказы по картинкам»: «Защитники Отечества». - Бордачева И.Ю. Дорожные знаки. Демонстрационный материал для детского сада. |
Методическое обеспечение – образовательная область
«Познавательное развитие»
Программы и технологии | - Парциальная программа Колесникова Е.В. Математические ступеньки. Программа математических представлений у дошкольников. ФГОС. – М: ТЦ Сфера, 2016. - Парциальная программа STEM – обучение детей дошкольного возраста — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019г. - Дыбина О.В. Ребенок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М: Сфера, 2009г. - Информационно – коммуникативные технологии. -Проектная технология. |
Формирование элементарных математических представлений - Петерсон Л.Г., Холина Н.П. «Раз ступенька, два ступенька». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Издание 3-е, доп. И пер. М: ЮВЕНТА, 2014г. - Колесникова Е.В. Математика для детей 3-4 лет: Учебно-дидактическое пособие к рабочей тетради «Я начинаю считать». 4-е издание, перераб. и дополн. М: ТЦ Сфера, 2015г. - Колесникова Е.В. Математика для детей 4-5 лет: Учебно-дидактическое пособие к рабочей тетради «Я начинаю считать». 4-е издание, перераб. и дополн. М: ТЦ Сфера, 2015г. - Колесникова Е.В. Математика для детей 5-6 лет: Учебно-дидактическое пособие к рабочей тетради «Я начинаю считать». 4-е издание, перераб. и дополн. М: ТЦ Сфера, 2015г. - Касицина М.А. Дошкольная математика 2-й год обучения. Учебно практическое пособие для детей и родителей. М: «Гном и Д», 2007г. - Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: вторая младшая группа. М: Мозайка-Синтез, 2015г. Ознакомление с окружающим миром - Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж: ТЦ Учитель,2004. - Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы к подготовительной школе группы детского сада. Для работы с детьми 6-7 лет. М: Мозайка-Синтез, 2010. - Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: для работы с детьми 4-7 лет. М: Мозайка-Синтез, 2012г. - Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. М: Мозайка-Синтез, 2009г. - Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Младшая группа. М-Мозайка-Синтез, 2015г. - Соломенникова О.А. Занятия по формированию экологических представлений во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. М: Мозайка-Синтез, 2010г. - Меремьянина О.Р. Развитие социальных навыков детей 5-7 лет: познавательно-игровые занятия – Волгоград: Учитель, 2012г. - Фалькович Т.А. Сценарии занятий по культурно-нравственному воспитанию. М: ВАКО, 2008г. - Шорыгина Т.А. Беседы о профессиях. Методическое пособие. М: ТЦ Сфера, 2015г. Познавательно исследовательская деятельность - Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Позновательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7лет. М: Мозайка-Синтез, 2012г. - Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольн6иков через экспериментальную деятельность. СПб: ООО Детство-Пресс, 2015г. - Нищева Н.В. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. СПб: ООО Детство-Пресс, 2015г. - Савенков А.И. Маленький исследователь. Кака научить ребенка дошкольника самостоятельно приобритать знания. М: Национальный книжный центр, 2017г. - Савенков А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников. Самара6 Издательство «Учебная литература». Издательский дом «Федоров», 2010г. Конструктивно-модельная деятельность - Парциальная программа STEM – обучение детей дошкольного возраста — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019г. - Комарова Л.Г. Строим из LEGO ( моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора). М: «ЛИНКА_ПРЕСС», 2001г. - Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду. М: ТЦ Сфера, 2012г. - Мельникова О.В. Лего-конструирование. 5-10 лет. Программа, занятий. 32 конструкторские модели. ФГОС. М: Волгоград, Учитель, 2020г. Наглядно-дидактические пособия - Нищева Н.В. Играйка. Игры для ФЭМП и развития речи детей. - Новикова В.П. Математика в детском саду. Демонстрационный материал. - Серия «Играем в сказку»: «Репка», «Теремок», «Три медведя», «Три поросенка». - Серия «Рассказы по картинкам»: «В деревне», «Кем быть?», «Мой дом», «Пролфессии». - Серия «Расскажи детям о…»: «Расскажи детям о бытовых приборах»; «Расскажи детям о космонавтах», «Расскажи детям о рабочих инструментах», «Расскажи детям о специальных машинах». - Плакаты: «Домашние животные», «Животные Африки», «Птицы», «Фрукты», «Овощи». - Серия рассказы по картинкам о временах года. - Серия картинок «Грибы». - Серия картинок «Морские обитатели» - Серия картинок «Домашние питомцы». |
Методическое обеспечение – образовательная область
«Физическое развитие»
Программы и технологии |
АРКТИ, 2004.
|
3.6 Мониторинг результатов освоения АОП
Специалисты | Уровень развития на начало учебного года (сентябрь) | Уровень развития на середину года (декабрь) | Уровень развития на конец учебного года (май) | Динамика | |
1 | Учитель-логопед | ||||
2 | Педагог-психолог | ||||
3. | Музыкальный | ||||
руководитель | |||||
Руководитель по | |||||
4. | физическому | ||||
воспитанию | |||||
5 | Воспитатель |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования по реализации основной общеобразовательной программы ДОУ в группах компенсирующей направленности для детей от до 7 лет на 2014-2015 учебный год. Физическое развитие (бассейн).
Учебная рабочая программа инструктора по «ФИЗО» (плавание) разработана на основе Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» /Т.И.Бабаева, А.Г.Гогобе...

Рабочая программа учителя – логопеда по реализации адаптированной образовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №8 «Золотая рыбка» г. Валуйки Белгородской области по реализации образ
Коррекционно - развивающая работа с детьми с ОНР подготовительной к школе группы компенсирующей направленности....

Рабочая программа учителя – логопеда по реализации адаптированной образовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №8 «Золотая рыбка» г. Валуйки Белгородской области по реализации образ
Рабочая программа учителя - логопеда с детьми подготовительной группы с нарушениями речи....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования (образовательная область «Речевое развитие») группы компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
К учреждениям образования предъявляются новые требования в обеспечении их стабильного функционирования и развития. Оптимальным механизмом, обеспечивающим данные процессы, является деятельность дошколь...

Адаптированная образовательная программа ОКУ «Центр «Перспектива» в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Кома
Адаптированная образовательная программа разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования«От рожде...

Рабочая программа Адаптированная образовательная программа Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения по образовательной области «Физическое развитие» разработана для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ)
Адаптированная образовательная программа Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения по образовательной области «Физическое развитие» (далее Программа), разработ...
Рабочая образовательная программа по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ТНР средней группы
Содержание 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ51.1 Пояснительная записка51.2 Цели и задачи Программы. Педагогические принципы построения Программы61.3. Планируемые результаты освоения программы81.4. Педагогическая...
