Методические рекомендации для педагогов
учебно-методический материал
"Устное народное творчество как средство развития выразительности речи детей 5-6 лет 2023г.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.39 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 32»
Методические рекомендации для педагогов:
«Устное народное творчество
как средство развития выразительности речи детей 5-7 лет»
Подготовила:
Воспитатель первой квалификационной категории Семенова Н.Р.
Оренбург 2023 г.
Устное народное творчество является эффективным средством развития речи дошкольников, поскольку его произведения раскрывают перед ребёнком красоту и меткость русского языка и, по словам К. Д. Ушинского, «пробуждают к жизни семена родного слова, обогащают детскую речь».
Использование прибауток, потешек, пословиц, поговорок и других малых жанров фольклора в совместной деятельности с детьми доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребёнка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать её ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл.
Для развития речи детей используются разные жанры малого фольклора.
Потешки – песенки и стишки – привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, способствует развитию разговорной речи. Дети легко запоминают потешки. Они начинают вводить слова потешек в свои игры. Для запоминания потешек, используется подбор различного материала – это красочные книжки с потешками, наглядно-дидактические пособия, которые лежат в доступном для детей месте.
Загадки очень близки игровой форме, в них есть юмор и смелые образы, что так близко детскому воображению. Особенно полезны для развития наглядно-образного, ассоциативного мышления. Загадки способствуют формированию образности речи детей, так как в них для создания метафорического образа используются эпитеты, олицетворения, многозначные слова, сравнения.
Скороговорки – малая форма фольклора, которая используется для совершенствования дикции и устранения нарушений в произношении.
Инсценирование, театрализованные игры на основе сюжетов русских народных сказок способствует развитию умений диалогической и монологической речи детей дошкольного возраста.
С помощью народных песен развивается фонематический слух, так как они используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией.
Для формирования звуковой культуры речи детей дошкольного возраста существует комплекс упражнений, речевым материалом для которого служат произведения малых форм фольклора. Комплекс включает 5 групп упражнений:
1. Упражнения на отработку дикции – заучивание скороговорок; использование мнемотехники.
2. Упражнения, способствующие совершенствованию силы голоса – колыбельные песни, потешки, прибаутки.
3. Упражнения на совершенствование темпа речи – потешки, поговорки, скороговорки, считалочки, народные игры, игры-потешки.
4. Упражнения на совершенствование тембра голоса – прибаутки, пословицы, поговорки, заклички, потешки.
5. Упражнения на совершенствование мелодики речи, ее интонационной выразительности – пословицы, небылицы.
При проговаривании всех фольклорных произведений необходимо понимание содержания его детьми, благодаря эмоциональной окраске речи взрослого, изменению тембра голоса. Таким образом, устанавливается речевое взаимодействие с ребёнком, направленное на развитие звуковой культуры речи.
Педагогическая работа по развитию речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества легли следующие дидактические принципы:
1. интеграции фольклора с различными формами деятельности детей (непосредственно образовательная деятельность, игры, досуг, прогулки, отдельные режимные моменты);
2. активного включения детей в разнообразные виды деятельности: игровую, двигательную, речевую, художественно-творческую, музыкальную, театрализованную);
3. принцип индивидуального подхода к детям, учета их предпочтений, склонностей, интересов, уровня развития речи;
4. принцип наглядности (использование яркого, занимательного и доступного пониманию детей наглядного материала – иллюстраций и картинок к произведениям устного народного творчества, мнемотаблиц – для их заучивания, атрибутов театрализованных игр).
В работе по развитию речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества используются различные методы:
● наглядные (рассматривание книжек с картинками, иллюстраций, фотографий и т.д.);
● словесные методы: выразительное чтение (рассказывание), объяснение, беседа, пояснение;
● игровые методы;
● игры с пальчиками;
● ритмические движения под музыку и текст фольклорного произведения;
● имитационные упражнения (имитация поведения животных, птиц, героев фольклорных произведений);
● метод ассоциаций при использовании загадок;
Все эти методы позволяют развивать все стороны речи, конструктивные способы и средства свободного общения детей с окружающими людьми.
Таким образом, успешному развитию речи детей дошкольного возраста способствуют следующие условия:
● подбор произведений устного народного творчества, их жанров в соответствии с возрастными интересами детей;
● следование дидактическим принципам в педагогической работе по развитию речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества;
● использование комплекса разнообразных методов и специальных упражнений, в которых речевым материалом являются произведения малых форм фольклора.
Устное народное творчество – это эффективное средство развития речи детей дошкольного возраста. Фольклорные произведения вызывают живой интерес и привлекают внимание детей своей краткой формой, яркими поэтическими образами и художественными средствами, вызывают у детей положительные эмоции. Все это вместе повышает эффективность работы по речевому и социально-коммуникативному развитию детей, делает речь детей более правильной, выразительной, яркой, мелодичной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая рекомендация для педагогов. Работа с педагогами по профилактике синдрома профессионального выгорания.
Методическая рекомендация для педагогов. Работа с педагогами по профилактике синдрома профессионального выгорания.В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное выгорани...

Методические рекомендации для педагогов ДОУ «Нетрадиционные формы работы педагогов с родителями в ДОУ, в условиях ФГОС ДО»
В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, подд...

Методические рекомендации для педагогов ДОУ «Нетрадиционные формы работы педагогов с родителями в ДОУ»
Семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом соче...
Методические рекомендации для педагогов «Профстандарт педагога»
Методические рекомендации для педагогов «Профстандарт педагога»...
Методические рекомендации для педагогов «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»
Методические рекомендации для педагогов...

Методические рекомендации для педагогов "Организация методической работы по самообразованию педагогов дошкольного учреждения"
Одним из направлений методической работы учреждения является организация повышения квалификации педагогов.В современном ДОУ практикуются разнообразные формы работы с педагогами, способствующие повышен...

Методические рекомендации для педагогов Доу «Нетрадиционные формы работы педагогов с родителями в ДОУ, в условиях ФГОС ДО»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №38 г. Солнечногорск Методические рекомендации для педагогов ДОУ«Нет...
