Игры и занятия, направленные на восприятия и мышления
план-конспект занятия (младшая группа)

Козлова Раиса Михайловна

Этот материал поможет в работе с детьми, как развить память и мышление в игре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_i_zanyatiya.docx42.36 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и занятия, направленные на развитие восприятия и мышления

Игры с вкладышами

Вкладывая меньший предмет в больший, дети учатся соотносить величину предметов, координируя действия руки и глаза. Маленькие дети с удовольствием достают из коробочки, миски или мешочка игрушки и вкладывают их обратно. Следует поддерживать интерес детей к таким играм.

Более сложными являются игры со специальными игрушками-вкладышами. Существует множество разнообразных вкладышей:

  • наборы вкладышей, которые представляют собой несколько (от 3 до 12) полых предметов одинаковой формы и разного размера (кубики, стаканчики, цилиндры, мисочки, половинки шара);
  • плоские вкладыши с углублениями разной формы и соответствующие им фигуры;
  • объемные вкладыши (большие и маленькие кубы, домики, коробки) с прорезями разной формы и соответствующими деталями.

С такими игрушками малыши могут играть как самостоятельно, так и вместе со взрослым. В процессе занятий дети учатся соотносить предметы по форме, размеру и цвету. Эти игры рекомендуется проводить сначала индивидуально с каждым ребенком, а затем с небольшой группой детей.

«Вкладываем и перекладываем»

Для игры понадобятся емкости разных размеров (ведерки, миски, коробки), большие и маленькие предметы (шарики, кубики, колечки, колесики, палочки, шишки, крупные пуговицы, мелкие игрушки и пр.).

Воспитатель предлагает ребенку сложить игрушки в ведерко, потом переложить их в коробку, затем опять в ведерко. Если ребенок заинтересуется этим занятием, он будет какое-то время сосредоточенно вынимать, вкладывать и перекладывать различные предметы из одной емкости в другую.

В процессе этих действий ребенок путем проб и ошибок убеждается, что маленький предмет можно вложить в большое ведерко, а большой предмет не помещается в маленькое ведерко.

«Вложи мисочки»

Воспитатель берет набор полых вкладышей (например, мисочек), раскладывает его на столе и говорит ребенку: «Посмотри, сколько мисочек было в большой миске!» Затем взрослый вкладывает мисочки одну в другую и обращает внимание малыша на то, что все они поместились в одну мисочку. Воспитатель предлагает ребенку самостоятельно разобрать и собрать вкладыши. Если ребенок не сможет сразу правильно соотнести размеры мисочек и будет пытаться силой втиснуть один предмет в другой, нужно объяснить ему, что можно попробовать подобрать другую мисочку. В случае необходимости воспитатель показывает малышу подходящий элемент и вместе с ним вкладывает его в мисочку.

Постепенно малыш научится перебирать предметы и выбирать нужные.

«Башня из мисочек»

Воспитатель ставит самую большую мисочку вверх дном, а на нее — мисочку поменьше и говорит: «Вот какая башенка получилась!» Башню можно построить из двух, трех и более мисочек. Возможно, ребенок сразу же сломает башню. В этом случае нужно поиграть с ним в такую игру: взрослый строит башню, а малыш разрушает. Через некоторое время можно предложить ребенку самому построить башню. Оказывая малышу помощь в подборе подходящих деталей, следует избегать прямых указаний. Можно спросить у малыша: «Какую теперь надо поставить мисочку? Где у нас мисочка поменьше?»; посоветовать ему: «Попробуй взять другую мисочку, поменьше». Постепенно ребенок на собственном опыте убедится, что башня получается только тогда, когда мисочки ставятся друг на друга в убывающем порядке.

«Спрячь кубик»

Самым маленьким детям для игры можно предложить полые вкладыши (из 2—3 предметов), явно различающиеся по величине.

Воспитатель ставит на стол полостью вниз кубики, вложенные один в другой, и начинает последовательно снимать их. Затем опять накрывает меньшие кубики большими. Свои действия он сопровождает словами: «Что там у нас прячется, смотри, еще кубик, а под ним еще. А теперь давай спрячем его, вот так. Нет кубика. И этот тоже спрячем. Опять только один кубик остался». Малыш наверняка захочет участвовать в этой игре. Если у ребенка не получается накрыть маленький кубик большим, нужно взять его ручку в свою и вместе совершить нужное действие. После нескольких попыток малыш научится самостоятельно прятать кубики. В процессе этих действий он поймет, что спрятать можно только меньший предмет в больший, а не наоборот.

Постепенно число вкладышей можно увеличивать.

«Найди окошко для фигурки»

В процессе этой игры дети учатся соотносить форму деталей с формой отверстия.

Малышам легче собирать плоскостные предметные картинки-вкладыши (человечка, грибок, рыбку, дерево с садящими на нем птичками и т.п.), чем действовать с абстрактными формами.

Картинки-вкладыши можно изготовить самостоятельно. Для этого нужно сделать, например, 3 карточки с рельефным контуром (окошком) какой-либо простой геометрической фигуры (круг, квадрат, треугольник). Рельефный контур делают из плотного картона, наклеенного в два слоя. В верхнем слое вырезают окошко, форма и размеры которого соответствуют одной из фигур (круг, квадрат, треугольник).

Фигура должна легко вкладываться в окошко и выниматься из него. Цвет углубления должен соответствовать цвету фигуры.

Игра проводится с участием 3—4 детей. Воспитатель раскладывает на столе геометрические фигуры и раздает детям карточки с рельефными контурами. Взрослый предлагает малышам рассмотреть карточки и обвести пальчиками контуры окошек. Затем, обращаясь к первому ребенку, спрашивает: «Как ты думаешь, Петя, какая крышечка подойдет для твоего окошка?» Если ребенок выбирает неправильную фигуру, взрослый дает ему возможность убедиться в том, что она не подходит, и предлагает выбрать следующую. Когда малыш найдет подходящую крышечку, следует похвалить ребенка и продемонстрировать остальным игрокам, что у Пети окошко закрылось, предложить ему самостоятельно несколько раз открыть и закрыть окошко. Затем следующий ребенок подбирает крышечку для своего окошка. Когда все окошки будут закрыты, воспитатель торжественно открывает их, кладет фигуры на стол и просит малышей поменяться окошками.

Игра может продолжаться до тех пор, пока дети не потеряют к ней интерес.

Если у ребенка не получается вставить фигурку в окошко, воспитатель помогает ему. Он показывает малышу, как вставить деталь в окошко, обращает его внимание на то, что для каждого окошка подходит только одна определенная фигурка. Вместе с ребенком взрослый пытается подобрать соответствующие по форме детали для каждого окошка. Затем предлагает малышу сделать это самостоятельно. Полезно обвести пальчиком ребенка контур детали, чтобы он не только увидел, но и почувствовал утлы, ровные линии или округлости разных форм

Игры с кубиками

Игры с кубиками очень полезны для познавательного развития детей. Действуя с кубиками, малыши получают возможность сравнивать их по величине, цвету, материалу, рассматривать и называть нарисованные на них картинки, значки, сооружать различные постройки.

В группе должны быть разнообразные наборы кубиков из дерева, пластмассы, поролона, кубики с предметными, сюжетными картинками, с изображением букв, цифр и др.

Прежде чем организовывать игры-занятия с кубиками, следует дать малышам возможность свободно поиграть с ними. Самые маленькие дети будут брать их в руки, передвигать, бросать, ставить друг на друга и т. п. Затем нужно показать детям, что из кубиков можно сооружать различные постройки — башню, стену, домик, дорожку.

Малыши часто стремятся разрушить постройку. Не следует расценивать это как простое баловство — таким образом, ребенок получает возможность легко преобразовывать объекты, видеть результат своего действия. Нужно постараться обыграть эти действия, соорудить башню вновь и позволить разрушить ее опять.

Сo временем можно перейти к целенаправленным играм с кубиками.

«Башня»

Воспитатель предлагает ребенку построить башню из кубиков. Самые маленькие дети строят башню из 2—3 кубиков одинаковой величины. Когда малыш научится ставить кубики друг на друга, можно предложить ему построить башню из большего числа кубиков: «Хочешь построить большую башню, которая не будет падать?» Воспитатель берет кубики разного размера и объясняет ребенку: «Посмотри, Петя, это большой кирпичик, а этот — поменьше. Для того чтобы башня не падала, давай сначала положим самый большой кубик, потом — поменьше, потом еще меньше». Взрослый помогает малышу построить устойчивую башню.

Если малыш начинает строить башню сам, нужно похвалить его и прокомментировать его действия: «Правильно, ты взял самый большой кирпичик. Правильно, теперь нужно найти поменьше. А где у нас самый маленький кирпичик?» Речевое сопровождение действий поможет ребенку контролировать их.

Если кубики отличаются не только по размеру, но и по цвету, следует назвать его: «Возьми самый большой кубик, он красный. А этот, зеленый, поменьше».

«Лесенка»

Воспитатель сооружает на столе или на полу горку, положив на большой куб доску. Затем берет кубики разного размера и предлагает малышу построить лесенку для того, чтобы маленькая куколка поднялась по ней на горку. Взрослый вместе с ребенком кладет кубики в порядке возрастания. Малыш помогает куколке подняться по лесенке и скатиться с горки.

«Домики для кукол»

Для игры понадобятся маленькая и большая куклы, большие и маленькие кубики.

Воспитатель предлагает ребенку построить домики для кукол: «Давай построим для куколок домики. Маленькой куколке — маленький домик, а куколке побольше — большой домик. Где у нас маленькая куколка? (Малыш выбирает пупсика.) Правильно, эта куколка маленькая. Ей мы построим домик из маленьких кубиков. Давай выберем все маленькие кубики». Взрослый помогает ребенку подобрать кубики и построить домик. Это может быть самая простая постройка в форме буквы П. Воспитатель предлагает малышу проверить, поместится ли куколка в этот домик. Если пупсик не помещается, ребенок делает домик побольше. Затем строит домик из больших кубиков для большой куклы.

Эту игру можно провести и с небольшой группой детей, предложив одним малышам построить домик для маленькой куколки, а другим — для большой.

Можно построить домики из кубиков, различающихся по цвету или материалу, например, красный домик для петушка, а желтый — для белочки; из деревянных кубиков — будку для собачки, а из пластмассовых — норку для лисички.

Игры с пирамидками

Пирамидка — очень полезная игрушка для детей раннего возраста. Разбирая и собирая пирамидку, ребенок не только овладевает определенными практическими навыками, но и учится сравнивать и классифицировать ее элементы по цвету и размеру, выстраивать их в порядке убывания и возрастания. Игры с пирамидкой способствуют формированию у ребенка представлений об изменяемости внешнего вида одного и того же предмета и его обратимости.

В группе в достаточном количестве должны быть разнообразные пластмассовые и деревянные пирамидки:

  • маленькие и большие (от 3—4 колец и более), в том числе напольные;
  • одноцветные и многоцветные;
  • с одинаковыми и разными по величине кольцами (прямые и конусообразные);
  • фигурные пирамидки;
  • пирамидки с круглыми и конусообразными стержнями.

Прежде чем предлагать детям игры с пирамидками, необходимо

научить малышей снимать и надевать кольца на стержень (например, браслеты, кольца для штор, кольца от кольцеброса и пр. можно надевать на палочки, ложки, кегли, узкие пластмассовые бутылочки). Сначала воспитатель показывает ребенку, как надевать кольца на стержень и снимать с него. Затем предлагает сделать это самостоятельно, а сам удерживает стержень в вертикальном положении. При необходимости взрослый помогает малышу, мягко направляя движение его руки.

После того как ребенок научится справляться с этой задачей, можно предложить ему настоящую пирамидку. Пусть малыш поэкспериментирует, собирая и разбирая пирамидку. Когда ребенок научится снимать и надевать колечки, можно приступать к обучающим играм- занятиям, постепенно усложняя задачи.

Ни в коем случае нельзя принуждать ребенка к игре. Если малыш не выражает интереса к занятию и предпочитает действовать по-своему, не нужно требовать от него правильного действия, пусть играет так, как ему нравится. Эту игру можно предложить позже, стараясь заинтересовать малыша разными способами. Например, можно стимулировать подражание другим детям, организуя групповое занятие, или предложить собрать пирамидку для куклы, которая «не умеет правильно собирать пирамидку и просит помочь».

«Подбери колечко»

Маленькому ребенку достаточно сложно усвоить принцип нанизывания колец в порядке убывания. Облегчить эту задачу можно, используя пирамидку с конусообразным стержнем и, соответственно, с разным диаметром отверстий колец. Нанизывая колечки на такую пирамидку, ребенок видит, какое колечко легко надевается на стержень, а какое не доходит до его основания.

Если малыш силой пытается протолкнуть неподходящее кольцо или удовлетворяется тем, что оно повисло на верхней части стержня, нужно с помощью наводящих вопросов или подсказок помочь ему правильно собрать пирамидку, например: «Может быть, проще будет надеть другое колечко? Попробуй вот это», «А как же другие колечки? Посмотри, сколько их осталось. Это колечко не опустилось вниз и не пускает другие. Давай его снимем и попробуем надеть другое колечко», «Давай найдем колечко, которое опустится до самого низа».

При этом следует обязательно хвалить ребенка за любую попытку решить поставленную задачу.

«От большего к меньшему»

Для этой игры понадобятся пирамидки с кольцами разных размеров. Для занятий с самыми маленькими детьми сначала желательно использовать пирамидки, состоящие из 3—4 колечек.

Воспитатель показывает ребенку две собранные пирамидки и предлагает ему провести ладошкой или пальчиком по их поверхности сверху вниз, обращает внимание на то, какие пирамидки «ровные, гладкие». Взрослый вместе с ребенком разбирает пирамидки, затем говорит: «Давай соберем пирамидки снова, я — одну, а ты — другую». На первых порах ребенок наверняка будет нанизывать колечки на стержень в произвольном порядке. Не нужно стремиться исправить ошибку, важно похвалить малыша за старание: «Как хорошо ты надеваешь колечки!» Затем, когда ребенок научится легко надевать кольца на стержень, следует привлечь его внимание к их величине: «Посмотри на мою пирамидку. Она такая же? Давай проведем пальчиком по моей и по твоей пирамидке. (При этом не следует фиксировать внимание на неудачах ребенка.) Хочешь, чтобы твоя пирамидка стала гладкой? Тогда нужно сначала надеть самое большое колечко, потом поменьше, а потом — самое маленькое. Где у нас самое большое колечко?» По окончании игры воспитатель сравнивает обе пирамидки и хвалит ребенка.

На следующих играх-занятиях можно предложить малышу пирамидки с большим числом колец.

Собирая пирамидку, важно учить ребенка определять размеры колец не только зрительно, но и на ощупь. С этой целью с детьми старше 2 лет можно организовать следующую игру. Воспитатель предлагает ребенку закрыть глаза, дает ему в одну руку большое кольцо, а в другую — маленькое и просит: «Дай мне большое (маленькое) колечко». Затем малыш открывает глаза и проверяет, правильно ли он выбрал колечко.

В следующий раз можно предложить ребенку угадать на ощупь, правильно ли собрана пирамидка. Воспитатель просит малыша закрыть глаза, ставит на стол две пирамидки, одна из которых собрана правильно, а другая неправильно, и предлагает найти «гладкую» пирамидку. Открыв глаза, малыш вместе с воспитателем проверяет правильность своего выбора.

«Постройки из колечек»

Воспитатель предлагает ребенку сделать из колец дорожку. Сначала малыш выкладывает дорожку, не обращая внимания на величину колец, потом делает ровную или постепенно сужающуюся дорожку.

Из колец можно построить башенку. Чтобы башенка не сломалась, каждое верхнее колечко должно быть меньше нижнего. Накладывая одно колечко на другое, нужно показать малышу, что большее по размеру кольцо всегда выступает из-под меньшего.

Для того чтобы научить ребенка различать величину колец, можно разложить их вперемежку и предложить малышу сначала найти самое маленькое колечко, а потом самое большое и т.д.

«Подбираем колечки по цвету»

Для игры понадобятся две одинаковые пирамидки е разноцветными колечками (одна для воспитателя, другая для ребенка).

Воспитатель разбирает свою пирамидку и предлагает малышу сделать то же самое. Затем вместе с ребенком собирает пирамидки. Взрослый показывает ребенку колечко и спрашивает: «У тебя есть такое же красное колечко? Найди его». Малыш находит красное колечко и надевает его на стержень. Если малыш ошибается, воспитатель помогает ему найти нужное кольцо. Таким образом, ребенок вместе с воспитателем надевают на стержень остальные колечки. Затем они сравнивают пирамидки: «Вот какие одинаковые у нас получились пирамидки».

В следующий раз можно предложить ребенку пирамидки с повторяющимися по цвету кольцами (например, 3 синих, 3 желтых, 2 красных и т. п.). Взрослый показывает малышу синее (желтое, красное) колечко, просит найти все синие колечки и надеть их на стержень.

«Разберем и соберем»

Эта игра проводится с небольшой группой детей. В ней малыши объединены общей целью — вместе разобрать и собрать пирамидку. Число колечек пирамидки должно соответствовать числу участников игры.

Воспитатель приглашает детей сесть за столик и говорит: «Давайте вместе поиграем с этой пирамидкой». Он проводит руками по пирамидке сверху вниз, обращает внимание малышей на то, что внизу колечки больше, чем наверху: «Сверху колечки совсем маленькие, а внизу — самые большие». Затем предлагает детям по очереди провести руками по пирамидке и ощутить различия в величине колечек. После этого воспитатель по очереди обращается к малышам от имени игрушки: «Сережа, сними, пожалуйста, мой колпачок», «Катень- ка, сними мое самое маленькое колечко», «А теперь, Саша, сними мое самое верхнее колечко», «Дети, скажите, у кого колечко больше: у Кати или у Саши?» Таким образом малыши постепенно разбирают пирамидку, сравнивая колечки по величине. В итоге у воспитателя остается стержень пирамидки, а перед каждым ребенком на столе лежат колечки.

«Ой, мне стало холодно без колечек, наденьте их снова, — продолжает игру воспитатель. — У кого мое самое большое колечко?» Если малыши затрудняются ответить, взрослый помогает им сравнить колечки и найти самое большое: «Петя, у тебя самое большое колечко, надень его на мою палочку. А теперь у кого самое большое колечко?» и т.д.

Воспитатель предлагает малышам по очереди погладить пирамидку, чтобы проверить, правильно ли они ее собрали. В заключение пирамидка «благодарит» детей: «Спасибо, ребятки, теперь мне тепло».

При желании игру можно повторить.

«Приходите на лужок»

В этой игре дети учатся подбирать колечки по величине, сравнивая их с образцом путем накладывания друг на друга.

Для игры понадобятся картонный круг зеленого цвета диаметром 15—20 см и несколько одноцветных пирамидок по числу участников (4—5 шт.).

Воспитатель предлагает детям сесть за стол и раздает им пирамидки. На середину стола он кладет зеленый круг и говорит: «Это у нас лужок с зеленой травкой. На него будут приходить колечки, чтобы поиграть».

Воспитатель разбирает свою пирамидку и предлагает детям сделать то же самое. Малыши разбирают пирамидки и кладут колечки перед собой в ряд. «Сейчас наши колечки отдыхают», — говорит воспитатель. Затем кладет самое маленькое колечко на середину круга со словами: «Приходите на лужок, становитесь-ка в кружок».

Взрослый объясняет, что на лужок приглашаются только самые маленькие колечки. Дети находят самые маленькие колечки и кладут их по контуру круга. Воспитатель помогает им разложить колечки и предлагает полюбоваться получившимся узором. Затем говорит: «Давайте проверим, все ли колечки одинаковые, такие же, как мое. Саша, положи свое колечко на мое и посмотри, одинаковые они или нет». Воспитатель помогает ребенку наложить колечко на образец и сравнить колечки. Если колечко оказывается больше или меньше, взрослый просит малыша найти нужное колечко. Таким образом проверятся размер всех колечек. Убедившись, что на лужок пришли только самые маленькие колечки, можно поиграть с ними — пусть колечки «попрыгают, покружатся, побегают». Потом маленькие колечки возвращаются домой отдыхать, а на лужок приглашаются другие, побольше.

Воспитатель предлагает кому-нибудь из детей выбрать понравившееся колечко и положить его в центр круга. Дети вслед за воспитателем повторяют: «Приходите на лужок, собирайтесь-ка в кружок». С помощью взрослого малыши находят колечки такой же величины и кладут их на лужок. Игра повторяется. Все участники по очереди выбирают колечко-образец, кладут его в центр круга и приглашают колечки такой же величины собраться вокруг него.

«Солнечные лучики»

Эта игра направлена на формирование у детей представления о том, что величина предмета не зависит от его положения в пространстве.

Игра проводится с небольшой группой детей (5—6 человек).

Для игры понадобятся одинаковые одноцветные пирамидки-конусы и оранжевый картонный круг («солнышко»).

Воспитатель предлагает детям сесть за стол и раздает им пирамидки. В центр стола он кладет картонный круг и говорит: «Это солнышко. А у солнышка должны быть лучики. Давайте выложим их из колечек! Смотрите, как это можно сделать». Взрослый снимает колпачок со своей пирамидки, кладет его на край стола и просит детей сделать то же самое. Затем предлагает снять верхнее колечко (обращает внимание детей на то, что оно самое маленькое) и положить его перед колпачком. Когда все колечки будут сняты и разложены на столе в порядке возрастания, взрослый подравнивает их ряды и говорит: «Посмотрите, у нас получилось солнышко с лучиками. Этот лучик сделал Костя, этот — Лена...»

Затем воспитатель спрашивает: «А где же наши пирамидки? Посмотрите, от них остались только палочки да подставочки. Давайте позовем колечки домой и опять наденем их на палочки, тогда пирамидки снова станут такими, как раньше! Какое колечко позовем сначала?» Взрослый напоминает малышам, что внизу, у основания пирамидки всегда самое большое кольцо. Дети выбирают большие колечки и надевают их на стержни. «А теперь какое кольцо позовут палочки? — интересуется воспитатель. — Тоже большое, но чуть поменьше, вот такое». Так, действуя по образцу, дети собирают пирамидки. Собранные пирамидки «гуляют, прыгают, кружатся».

Игру можно повторить.

Постепенно дети научатся самостоятельно без подсказки воспитателя подбирать колечки по величине.

Игры с матрешками

Матрешка — замечательная народная игрушка — получила заслуженное признание педагогов. Игры с матрешкой, как и игры с пирамидкой и кубиками, способствуют развитию у детей восприятия и мышления. В ходе этих игр можно научить детей выделять признаки предметов, сравнивать их по высоте, ширине, цвету и т.д.

В группе в достаточном количестве должны быть матрешки с разным количеством вкладышей (от трех).

«Знакомство с матрешкой»

Для детей, незнакомых с матрешкой, очень важен момент первой встречи с ней. Нужно постараться сделать эту встречу интересной и радостной.

Воспитатель садится с ребенком или двумя-тремя детьми за столик и говорит: «Посмотрите, какую интересную игрушку я вам сейчас покажу!» С этими словами взрослый торжественно ставит на стол большую матрешку и обращает внимание малышей на ее красоту: «Посмотрите, какая красавица к нам пришла! Ее зовут Матреша. Какой у нее платочек, какие щечки,..» Воспитатель дает детям возможность рас смотреть игрушку, погладить ее, подержать в руках. Полюбовавшись матрешкой, взрослый берет ее в руки и удивленно говорит: «Что-то наша матрешка тяжелая, может быть, у нее внутри что-нибудь есть? (Трясет матрешку.) Давайте посмотрим, что там гремит? (Открывает матрешку.) Матрешка-матрешка, откройся немножко!» Процесс открывания матрешки можно слегка растянуть, чтобы усилить любопытство детей. Воспитатель может предложить им повторить просьбу.

Открыв большую матрешку и обнаружив в ней еще одну, взрослый удивляется: «Ой, здесь еще одна матрешка!» Он ставит матрешек рядом и обращает внимание детей на то, что одна матрешка большая, а другая поменьше. Затем предлагает посмотреть, не спрятался ли в меньшей матрешке еще кто-нибудь. С теми же словами: «Матрешка- матрешка, откройся немножко», — достает третью матрешку. Воспитатель ставит матрешек в ряд и сравнивает их. Таким образом взрослый достает остальных матрешек и расставляет их по росту в порядке убывания.

Воспитатель вместе с детьми любуется матрешками: «Вот какие наши матрешки хорошенькие. Посмотрите, они похожи друг на друга, как сестрички». Обращая внимание детей на сходство матрешек (лица, наряды), взрослый подчеркивает и их различие: «Вот самая большая матрешка — это мама, а вот матрешка поменьше — наверное, это старшая сестричка. А это сестричка помладше, а это — совсем маленькая, самая младшая сестричка».

Воспитатель показывает детям, как матрешки прячутся одна в другую. Потом раздает малышам матрешек, состоящих из двух-трех вкладышей, и предлагает разобрать и собрать их. Возможно, сначала дети будут стараться силой втиснуть одну матрешку в другую. В этом случае следует помочь им подобрать соответствующие детали и научить соединять их.

«Две матрешки»

Эта игра поможет ребенку освоить принцип действия с матрешкой, то есть научит его вкладывать меньшую матрешку в большую.

Взрослый дает ребенку две матрешки, которые могут различаться по числу вкладышей, размеру, внешнему облику. Задача ребенка — сначала разобрать матрешек, а затем правильно их собрать. При необходимости воспитатель помогает малышу, обращая его внимание на отличительные признаки матрешек.

«Детский сад для матрешек»

Воспитатель берет несколько одинаковых матрешек и вместе с детьми разбирает их. Затем говорит: «Вот какой у нас получился детский сад. Пусть наши матрешки пойдут гулять. Давайте поставим их в пары по росту». Взрослый помогает малышам подобрать матрешкам пары.

Если малыши затрудняются найти пару, они могут приставить матрешек друг к другу и найти одинаковых.

Построив матрешек парами, дети «ведут их на прогулку» (на другой край стола), где матрешки «бегают, прыгают, танцуют». После прогулки матрешки вновь строятся парами и идут обратно в «детский сад».

В следующий раз воспитатель предлагает детям построить матрешек иначе: «Пусть большие матрешки ведут гулять маленьких». Взрослый помогает малышам найти самую большую матрешку и подобрать ей подружку поменьше. Дети отводят матрешек на другой край стола и подбирают следующую пару. Когда все пары соберутся на детской площадке, матрешки снова могут «поиграть и побегать».

«Матрешки играют в прятки»

Воспитатель говорит детям, что матрешки решили поиграть в прятки. Маленькие матрешки «просят» матрешек побольше спрятать их. Дети прячут матрешек и убеждаются, что спрятаться в матрешке может только та матрешка, что меньше ростом.

«Матрешки обедают»

Для игры понадобятся матрешки и соответствующее им количество тарелок (круги разной величины).

Воспитатель говорит детям: «Матрешкам пора обедать. Давайте их покормим». Он помогает малышам подобрать матрешкам подходящие тарелки: самая большая тарелка — для самой большой матрешки, чуть поменьше — для матрешки поменьше и т.д. Малыши расставляют матрешек по росту и перед каждой из них ставят тарелку соответствующего размера.

Игру можно разнообразить, предложив детям поменять тарелки в соответствии с просьбами матрешек. Например, маленькая матрешка «говорит»: «Я хочу кушать из большой тарелки», а большая матрешка «просит»: «Я не проголодалась. Дайте мне, пожалуйста, маленькую тарелочку». В результате возле одной тарелки могут оказаться сразу три матрешки, а кто-то может забрать себе две порции. В конце игры дети вместе с воспитателем наводят порядок, и каждая матрешка съедает свой обед.

«Матрешки ложатся спать»

Для игры понадобятся матрешки и соответствующие им по размеру бумажные полоски, квадраты или круги разной величины («кроватки»).

Воспитатель предлагает малышам уложить матрешек спать. Он помогает детям подобрать матрешкам подходящие кроватки. Взрослый объясняет ребятам, что сначала нужно уложить младших (маленьких), а потом старших (больших) матрешек.

Матрешки могут «закапризничать», например, две из них могут поспорить из-за одной кроватки, или большая матрешка захочет улечься в маленькую кроватку. Но, в конце концов, дети укладывают матрешек спать, каждую в свою кроватку.

Игры с картинками

В конце первого года жизни дети начинают проявлять интерес к картинкам. Они с интересом рассматривают их, раскладывают, перекладывают. Начиная со второго года жизни можно организовывать специальные игры-занятия с картинками, которые прежде всего полезны тем, что способствуют формированию у детей наглядно-образного мышления, развитию таких мыслительных операций, как классификация, сериация, обобщение. В процессе игр с картинками развивается способность детей узнавать предметы по их изображению, удерживать в памяти наглядные образы, восстанавливать образ целого по его частям, сравнивать изображения по различным признакам.

В группе должны быть разнообразные наборы предметных и сюжетных картинок, настольно-печатные игры — лото, домино и пр.

«Зайчик и белочка»

Для этой игры понадобятся картинки с изображением морковок и орехов (по 5—6 шт.) и две игрушки — зайчик и белочка.

Воспитатель показывает ребенку игрушки, затем сажает их в разных углах комнаты и объясняет (или напоминает), что зайчики любят морковку, а белочки — орешки.

Взрослый дает малышу «продукты» и просит отнести зайчику все морковки, а белочке — орешки. Когда малыш справится с заданием, воспитатель благодарит его от имени игрушек.

Аналогичную игру можно провести с другими персонажами — ежиком, мишкой, собачкой и др. Игрушки можно заменить их изображениями. Неважно, какое именно животное будет участвовать в игре, важно, чтобы ребенок научился выполнять инструкции взрослого и осуществлять элементарную классификацию предметов.

«Найди нужный предмет»

Если ребенок затрудняется в узнавании знакомого предмета по его изображению на картинке, ему будет полезно поиграть в эту игру.

Для игры понадобятся 3—5 картинок с изображением знакомых малышу предметов и животных и соответствующие этим картинкам предметы или игрушки, например, чашка, собака, кукла, шапочка, варежка и пр.

Воспитатель кладет перед ребенком картинки и предметы и говорит: «Смотри, это картинки, а это настоящие вещи. Давай положим на каждую картинку то, что на ней нарисовано. Как ты думаешь, что нужно положить на эту картинку? Что на ней нарисовано? Собачка? Правильно. Куда ее посадим? А на какую картинку мы поставим вот эту чашечку?..» При необходимости взрослый помогает малышу правильно расположить предметы. Когда ребенок справится с заданием, воспитатель хвалит его и предлагает повторить игру с другим набором предметов и картинок.

«Лото»

Воспитатель берет большую карту с изображением нескольких знакомых ребенку предметов (посуда, одежда, игрушки) и предлагает малышу рассмотреть ее. Затем берет маленькую картинку и спрашивает: «Что здесь нарисовано? Правильно, грибок. А где здесь нарисован грибок? (Показывает на большую картинку.) Правильно, положи карточку на эту картинку». Воспитатель показывает следующую картинку: «А куда положим эту картинку?» и т.д.

Постепенно число больших карт и соответствующих картинок можно увеличить.

«Найди половинку»

Для игры понадобятся два набора предметных картинок, один из которых предварительно нужно разрезать пополам (детям постарше можно предложить сюжетные картинки, красочные открытки).

Воспитатель кладет перед малышом открытку и спрашивает, что на ней нарисовано. Затем показывает ему половинку этой открытки и просит найти недостающую часть (ребенок выбирает из 3—4 частей других открыток). Если ребенок затрудняется, взрослый помогает ему приложить эту половинку к другим и таким образом найти нужную часть.

В дальнейшем игру можно усложнить, предложив ребенку найти нужную часть картинки среди 6—8 половинок. Задача будет еще сложнее, если картинки разрезать на 3—4 части. Степень сложности задания должна зависеть от возможностей малыша.

«Угадай, что на картинке»

Для игры потребуются разрезанные на половинки картинки, на которых изображены хорошо знакомые ребенку предметы или животные (стол, яблоко, собака, кошка и др.).

Воспитатель показывает малышу половинку картинки и просит угадать, что на ней нарисовано. Картинку можно и не разрезать, а просто закрыть часть рисунка белой бумагой, а потом убрать ее и вместе удивиться, как это малыш смог угадать предмет.

В более сложном варианте игры можно показывать не половину, а третью или четвертую часть картинки.

«Разложи картинки по порядку»

Для этой игры понадобятся наборы сюжетных картинок, отражающие последовательность каких-либо действий. Например, картинки, на которых изображены знакомые малышу режимные моменты: девочка спит в кроватке, одевается, умывается, ест и т. п.

Воспитатель кладет перед ребенком 3—4 картинки и спрашивает, что нарисовано на каждой из них. Затем берет картинку, на которой изображена спящая девочка и говорит: «На этой картинке девочка спит. А что она будет делать, когда проснется? Правильно, она будет умываться. На какой картинке девочка умывается? Давай положим эту картинку рядом. А потом что будет делать девочка?» Таким образом, взрослый вместе с ребенком составляет последовательный ряд картинок. Со временем малыш сам научится раскладывать картинки в соответствии с развертыванием сюжета.

Если ребенок захочет сам придумать сюжет с предложенными картинками, нужно обязательно поддержать его инициативу и похвалить.

Аналогичным образом можно использовать картинки с изображением сюжетов известных малышу сказок.

«Сравни картинки»

Для этой игры нужны картинки, на которых изображены предметы, различающиеся по определенным признакам, например, большой и маленький грибочки, короткий и длинный карандаши, один и много зайчиков, твердый камень и мягкая подушка, белый и черный котята.

Рассматривая с детьми картинки, воспитатель обращает их внимание на сходство и различие предметов (по длине, ширине, высоте, цвету и пр.) и помогает подобрать нужные слова для обозначения сравниваемых признаков.

Прятки с игрушками

Детям очень нравится прятать и искать игрушки. Это увлекательное занятие не только забавляет малышей, но и способствует развитию у них внимания, памяти, ориентировки в пространстве и т.д. В таких играх могут участвовать несколько детей.

«Найди зайчика»

Воспитатель предлагает малышам рассмотреть зайчика (мишку, куклу). Обращает внимание детей на длинные ушки, пушистые лапки зайчика, показывает, как он может прыгать и кувыркаться, говорит, что зайчик любит быстро бегать и прятаться. Все это важно для того, чтобы у детей сложился отчетливый образ предмета, который нужно будет искать.

Потом воспитатель просит детей отвернуться и закрыть глаза, а сам прячет зайчика: кладет его на видное место среди других игрушек или ставит на подоконник. Дети открывают глаза и ищут зайчика. Если они легко справятся с этой задачей, в следующий раз можно спрятать зайчика так, чтобы были видны только его ушки, или накрыть его платочком.

Впоследствии можно предлагать одним детям прятать игрушку, а другим искать ее.

«Отгадай, кто спрятался»

Воспитатель предлагает нескольким малышам поиграть. Он ставит на стол 3—4 игрушки и говорит: «Посмотрите, какие игрушки стоят здесь. Запомните их. Теперь закройте глаза ладошками, а я спрячу одну игрушку. Раз, два, три. (Прячет игрушку.) Смотрите! Кто (что) спрятался?» Малыши отгадывают предмет. Воспитатель при необходимости помогает. Число игрушек можно постепенно увеличивать.

Более сложный вариант этой игры — когда детям предлагаются похожие игрушки, отличающиеся только некоторыми деталями (например, одинаковые куклы в разных платьицах, котята с бантикам или без бантиков, собачки разного цвета и т. п.).

«Домики для игрушек»

Эта игра способствует развитию у детей умения классифицировать и обобщать предметы по разным признакам.

Для игры понадобятся наборы из нескольких предметов (кубики, мячики, куклы, машины и пр.), различающиеся по величине, цвету, форме, а также коробки-домики с крышками (для каждой группы предметов).

Первый вариант. Воспитатель кладет перед малышом несколько кубиков, машин и мячиков и говорит: «Давай спрячем в одну коробку кубики, в другую — машинки, а в третью — мячики». Взрослый помогает ребенку правильно разложить игрушки. Затем закрывает коробки крышками, передвигает их и предлагает малышу угадать, где что спрятано.

С более старшими детьми можно организовать игру посложнее.

Воспитатель предлагает ребенку: «Давай я закрою глаза, а ты спрячешь в одну коробку кубики, а в другую — машинки. Потом накрой коробки крышками, а я угадаю, где ты спрятал кубики, а где — машинки». Взрослый закрывает глаза и говорит: «Прячь! Спрятал?» Когда малыш спрячет игрушки, воспитатель открывает глаза и пытается угадать, где что лежит. Малыш открывает крышку и проверяет, что лежит в коробке. Если ребенок положил в одну коробку и кубики, и машинки, следует обратить его внимание на ошибку и вместе исправить ее.

Второй вариант. Воспитатель предлагает ребенку разложить предметы, ориентируясь на их признаки. Например, в одну коробку спрятать большие кубики (мячики), в другую — маленькие или в одну коробку положить красные кубики, а в другую — синие. Таким образом можно чередовать разные признаки (твердые — мягкие, деревянные — пластмассовые и т.д. предметы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для развития психических процессов (восприятие, внимание, воображение, мышление, память) детей дошкольного возраста

Игры для развития психических процессов детей дошкольного возрастаПсихический процессНазвание игрыИнструкции  к игреПамятьИгра «Рассказываем сказку»Цель: развитие слуховой памяти, объема запомина...

Игры на развитие восприятия и мышления

Материал поможет воспитателям  в работе с детьми, как развить память и мышление в игре....

Игры на развитие внимания, памяти, восприятия, мышления и речи

Игры на развитие внимания, памяти, восприятия, мышления и речиРисование на спине (для детей с 4 лет)Цель: развитие умения концентрироваться на тактильном контакте, распознавать свои ощущения.Дети...

«Предметные игры детей раннего возраста, направленные на развитие восприятия и мышления в соответствии с ФГОС ДО»

организация игровых действий с предметами на развитие восприятия и мышления...

Презентация «Игры на развитие внимания, восприятия, памяти, мышления и воображения»

Презентация «Игры на развитие внимания, восприятия, памяти, мышления и воображения»...