Адаптированная образовательная программа ДО для обучающихся с нарушением слуха.(Глухонемые и дети перенесшие кохлеарную имплантацию.)
материал

Никифорова Марина Сергеевна

Адаптированная образовательная программа ДО для обучающихся с нарушением слуха.(Глухонемые и дети перенесшие кохлеарную имплантацию.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_rmo.docx21.48 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад по адаптированной образовательной программе дошкольного образования для обучающихся с нарушением слуха.

Цель Программы: обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями обучающегося раннего и дошкольного возраста с нару- шением слуха, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Программа содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, способст- вует реализации прав обучающихся дошкольного возраста на получение доступного и каче- ственного образования, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирова- ние и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно- нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно- нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образова- тельных потребностей и интересов.

Задачи Программы:

  • реализация содержания АОП ДО для обучающихся с нарушением слуха;
  • коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с нарушением слу-

ха;

  • охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с наруше-

нием слуха, в том числе их эмоционального благополучия;

  • обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с нарушением слуха в период дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
  • создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психо- физическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого по- тенциала каждого ребенка с нарушением слуха как субъекта отношений с педагогическим работником, родителями (законными представителями), другими детьми;
  • объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • формирование общей культуры личности обучающихся с нарушением слуха, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, ини- циативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
  • формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и инди- видуальным особенностям развития обучающихся с нарушением слуха;
  • обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей (законных представи- телей) и повышение их компетентности в вопросах развития, образования, реабилитации (абилитации), охраны и укрепления здоровья обучающихся с нарушением слуха;
  • обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального общего образования.

Выраженные нарушения слуха являются одной из встречающихся патологий при рож- дении. Своевременное выявление врожденных нарушений слуха является решающим усло- вием для немедленного проведения коррекционных мероприятий, необходимых для полно- ценного развития ребенка.

Глухота – наиболее резкая степень поражения слуховой функции, при которой разборчивое восприятие речи становится невозможным.

К категории глухих относятся дети cо стойким двусторонним нарушением слуха, врожденным или рано приобретенным (до овладения речью), при котором естественный ход развития словесной речи оказывается невозможным.

Нарушение слуха непосредственно влияет на речевое развитие ребенка и оказывает опосредованное влияние на формирование памяти, мышления.

Вот сейчас я бы хотела вам привести пример из своего опыта работы: в старшей группе у нас есть девочка которая ничего не слышит, одно время у нее были специальные слуховые аппараты но даже и с ними она ничего не  слышала. Мы общаемся с ней жестами. Помимо того ,  что девочка не слышит она еще и не разговаривает т.е. она глухонемая.

А у глухонемого ребёнка мы наблюдаем различные голосовые и артикуляционные реакции. Это нечленораздельные звуки, восклицания, связанные с положительными или отрицательными эмоциями ребёнка. Такие звуки она использует для привлечения внимания к себе взрослых . Если мы с девочкой потеряли зрительный контакт она издает звук. 

Навыки самообслуживания у девочки развиты полностью.

На занятиях девочка активна, выполняет все задания. Пример аппликация и рисунки.

Физически девочка хорошо развита.На занятиях физкультурой у нас идет зрительный контакт она смотрит и повторяет движения.

В последние десятилетия в категории лиц с нарушениями слуха выделена новая особая группа - дети, перенесшие операцию кохлеарной имплантации (КИ).

Что такое кохлеарная имплантация?

Кохлеарная имплантация показана при тяжелых нарушениях слуха – глухте, когда не- эффективно использование индивидуальных слуховых аппаратов.

Проведение детям с тяжелыми нарушениями слуха хирургической операции по вживлению электродов в улитку внутреннего уха – кохлеарная имплантация (далее – КИ) позволяет принципиально изменить состояние слуха ребенка, восстанавливая пороги слухового восприятия до уровня легкой степени тугоухости.

У нас в садике в младшей группе есть девочка ей 2 года с кохлеарной имплантацией. У нее два аппарата один аппарат одет на ухо и держится на магните, а другой вставляется в ушную раковину.

Развитие мелкой моторики у детей двух лет в ДОУ — важное направление, так как в этот период жизни начинают активно развиваться координация рук и пальцев. 

Некоторые виды деятельности для развития мелкой моторики у детей двух лет:

  • Игры с конструкторами. Сборка пирамидок, кубиков или других модульных конструкций развивает координацию и пространственное мышление. 
  • Рисование и лепка. Использование карандашей, красок и глины помогает детям развивать хватательный рефлекс и координацию. 
  • Наклеивание. Наклеивание различных элементов на бумагу развивает точность движений. 
  • Пальчиковые игры.  Они служат своеобразной гимнастикой и массажем для пальцев рук и ног. 

Примеры игр для развития мелкой моторики:

  • «Поймай мышку». Для игры понадобятся пластиковые игрушки (например, мышки) и две картонные коробки. Дети ловят «мышек» с помощью деревянной ложки и переносят их в коробки. 
  • «Бусы». Ребёнок с помощью взрослого или самостоятельно (в зависимости от возраста) надевает все колечки на верёвочку. 
  • «Шнуровка». Это набор из картонных карточек с отверстиями и разноцветных шнурков. На картонках — яркие картинки, иногда со сказочными сюжетами, и шнурки нужно продевать в отверстия так, чтобы дополнить их. 
  • «Сортировка». Для этой игры подойдёт любая россыпь разноцветных мелких предметов — бусин, фишек от мозаики, фасоли, деталей конструктора, макаронных изделий, прищепок. Смысл в том, чтобы рассортировать всю кучку по цветам. 
  • С первых дней коррекционных занятий мы устанавливаем с ребенком эмоциональный контакт, развиваем его, вовлекает его в эмоциональное взаимодействие, в ходе которого осуществляется эмоциональный диалог. С этой целью используются яркие, в основном звучащие предметы, производит с ними «захватывающие» игровые действия, сопровождаемые эмоционально-смысловым комментарием. Вызываем и поощряем отклик ребенка на эти игровые действия, добиваясь улыбки, смеха ребенка, голосовых реакций.
  • Также мы используем невербальные средства общения: естественные жесты, позы, «живую» мимику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи

Примерная адаптированная  образовательная программа предназначена для специалистов и воспитателей МКДОУ «Малиновский детский сад», в котором  воспитываются дети с тяжёлыми нарушениями речи (...

Адаптированная образовательная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи).

Адаптированная образовательная программа коррекционно-развивающей работы в группекомпенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общимнедоразвитием речи) с 5 до 8 лет (далее &laqu...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ РЕБЕНКА С ТЯЖЁЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

СодержаниеI.Целевой раздел1.1 Пояснительная записка адаптированной индивидуальной образовательной      программы для ребенка с ОВЗ (тяжёлое нарушение речи)1.2. Цели и зад...

Индивидуальная программа развития ребёнка (адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата)

Индивидуальная программа развития ребёнка (адаптированная основная образовательная программа дошкольного образованияобучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата)...

Индивидуальная адаптированная образовательная программа для ребенка с тяжелыми нарушениями речи (с учетом программы Нищевой Н.В.)

Индивидуальная адаптированная образовательная программа дошкольного образования (далее – Программа) предназначена для ребенка с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в возрасте 5-6 лет (первый год обу...

Адаптированная образовательная программа для ребенка с тяжелыми нарушениями речи (младшая группа)

Адаптированная образовательная программа (далее АОП) разработана для организации обучения воспитанника с тяжелыми нарушениями речи в условиях группы комбинированной направленности....

Адаптированная образовательная программа для ребенка с тяжелыми нарушениями речи (средняя группа)

Адаптированная образовательная программа (далее АОП) разработана для организации обучения воспитанника с тяжелыми нарушениями речи в условиях группы комбинированной направленности....