«Культура поведения закладывается в семье» ФЕВРАЛЬ 2025
консультация (младшая группа)
«Культура поведения закладывается в семье»
Сегодня мы поговорим на тему: « Культура поведения закладывается в семье». Вспомните слова великого писатели А.П. Чехова: « В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Становится понятно, что культура поведения – это многогранное понятие раскрывающее сущность моральных норм в отношении к людям, к природе, к труду, к предметам духовной и моральной культуры, к самому себе.
Дети должны усвоить ряд правил, необходимых для жизни в обществе. Эти правила доступны и постепенно усваиваются в процессе общения с другими людьми в повседневной жизни ребенка, со временем становятся привычками поведения. Недаром говорят: «Посеешь привычку – пожнешь характер».
Какие же задачи стоят перед родителями в воспитании культуры поведения у детей:
– воспитание уважения к людям и результатам их труда;
– правила поведения и хорошие манеры в гостях, дома, на улице, в обществе;
– культура речи ребенка.
Воспитанность человека, его хорошие манеры, его уважение к другим людям и самому себе начинается с детства. Формируется характер, выбираются друзья, складываются взаимоотношения с близкими, друзьями, вырабатываются нормы поведения, а главное – закладываются традиции семейного воспитания.
Воспитывать и учить культурному поведению ребенка необходимо с раннего детства, когда он только начинает ходить и действовать. Мы практически это и делаем, постоянно говоря малышу: «так не хорошо, это нельзя, так не делай» и т.д. Следовательно, характер поведения ребенка целиком зависит от родителей. Но здесь встречаются ошибки.
Первая ошибка – многие родители считают, что учить культуре поведения, красивым манерам нужно в подростковом возрасте. Это не правильно.
Вторая – ребенку все дозволенно. Он не знает слова «нет», «нельзя». Никаких запретов никогда и нигде.
С самого раннего детства ребенок должен понять взаимосвязь «можно» – «нельзя».Например: играть с игрушками – можно, оставлять их разбросанными – нельзя.
Так же важно учить детей доброму и вежливому общению, как вести себя в общественных местах, как вести разговор, как вести себя во время разговора взрослых, как вести себя в общественном транспорте. Культура поведения, одежды, речи – все это слагаемые культуры человека, которые закладываются в раннем детстве и развиваются на протяжении всей жизни.
Дети очень подражательны и усваивают модели поведения, которые закладываются в семье. Большое влияние на воспитание культурного поведения оказывает организация жизни в семье, ее быт, тон, атмосфера, которая там царит, характер семейных отношений. Порядок и чистота, уют в доме воспитывают аккуратность и опрятность. Дети наблюдают за взрослыми, за их поведением, манерами, разговорами, взаимоотношениями. Если родители внимательны друг к другу, приветливы, вежливы, верны своему слову, то и дети их, как правило, воспитаны.
Желая выработать у своих детей полезные навыки и умения, родители часто проявляют нетерпение, раздражение, повышают голос и т.д. Бывает, что потеряв терпение, раздраженные родители выполняют за детей те или иные задания. Это не правильно. Будьте терпеливы, следите за своей речью, т.к. дети, может и не сразу, будут повторять все за вами точь в точь. Еще, не давайте обещание, если не можете их выполнить.
Прививать навыки культурного поведения нужно тактично, деликатно. Дети очень болезненно воспринимают критические замечания по поводу своего внешнего вида и поведения.
О недопустимости самых грубых слов всем известно. Иногда взрослые в порыве гнева, выражаются нецензурными словами. В гневе человек теряет рассудок и может обращаться даже с самым близким и дорогим человеком, как с врагом, крича, унижая его. Если родитель ведет себя так по отношению к ребенку, то это поведение дорого обойдется и родителям и детям. Гнев родителей является причиной замкнутости, черствости ребенка, а порой ухода детей из дома.
Большую роль в воспитании культуры поведения играют семейные традиции, социальный, культурный уровень родителей. Посещая с детьми театр, музей и другие культурные заведения, родители своим поведением, манерами и примером показывают детям значение самых разнообразных правил поведения в общественном месте. А традиции и обычаи семьи, отложатся в детском сознании на всю жизнь, и дети сами став взрослыми, будут продолжателями этих традиций.
Помните, что основы воспитания культуры поведения – личный пример самих родителей.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ О ПРАВИЛАХ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ
Дети проводят большое количество времени в дошкольном учреждении, очень важно родителям проводить беседы с детьми дома, о правилах поведения в детском саду. Правила можно рассказать ребёнку в игровой форме или прочитав поучительную сказку.
Побеседуйте с ребенком на следующие темы:
-«Опасные предметы дома и в детском саду». Дать детям сведения об опасных вещах (колющих и режущих предметах, электроприборах и кранах, лекарственных веществах и химикатах).
-«Опасные ситуации дома и в детском саду». Рассказывайте детям об опасностях, подстерегающих их при неправильном поведении в доме (лифт, лестница, балкон). В детском саду (лестница, прогулка, активные игры). Постарайтесь убедить ребёнка в необходимости быть осторожными.
-«Если ты заболел». Объясняйте детям, как важно следить за своим состоянием здоровья. Добивайтесь, чтобы дети в случае необходимости обращались к взрослым за помощью
Расскажите ребенку, как нужно вести себя в детском саду:
- во время прогулки: быть внимательным, аккуратно кататься с горки, не кидать снег в других детей, не убегать от воспитателя, не облизывать столбы веранды, спортивные снаряды на участке.
-во время занятий: правильно сидеть на стуле, чтобы не подвернуть ногу, не вскакивать быстро из-за стола, не толкать детей, не бегать по группе, внимательно слушать воспитателя.
Почитайте детям:
- Сказка «Волк и семеро козлят», это научит детей в необходимости избегать ситуаций, аналогичных той, в которую попали козлята из сказки. Будет способствовать осознанному выполнению правил безопасного поведения.
Поиграйте с ребёнком:
-Игра «неправильный поступок», возьмите две любимых игрушки ребёнка, одну оставьте у себя другую отдайте ему, предложите от лица Вашей игрушки определённую ситуацию с плохим концом, например: «Зайчик сломал лапку». Спросите игрушку в руках ребёнка, почему это произошло? Как помочь зайчику? Как правильно нужно себя вести? и т.д
Придумайте свои игры о правилах поведения дома и в детском саду.
* Детский сад – это не исправительное учреждение, а дом добра, заботы и любви, поэтому, не пугайте ребенка детским садом, когда он Вас не слушается;
* Приходя утром, поздоровайтесь с работниками детского сада, особенно с воспитателями, ведь они каждый день заменяют Вашим детям мам и пап;
* Активно участвуйте в создании эмоционально благоприятной обстановки в группе, развивающей среды в группе и на участке детского сада (постройки, клумбы, песочницы – летом, горки и ледяные фигуры), ведь воспитатели – это хрупкие женщины и все это им не под силу;
* Чаще обращайте внимание на информацию, которая находится в приемной вашей группы. В ней Вы найдете много полезного для себя в деле воспитания детей, а также информацию о жизни Вашего ребенка в группе: содержание программы, по которой работает группа, распорядок дня, сетку занятий, объявления, меню;
* Чаще интересуйтесь у воспитателей успехами и неудачами Вашего малыша, а не только тем, кто его обидел, и что он сегодня кушал;
* Постарайтесь знать всех специалистов, работающих с Вашими детьми в лицо и по имени отчеству, для того, чтобы обратиться к ним с возникающими у Вас проблемами в воспитании и обучении Вашего ребенка, чтобы приучать ребенка к этикету с малых лет, обсуждая с ним его жизнь в детском саду. Например: «Какую песенку ты сегодня пел вместе с детками и Натальей Александровной на музыкальном занятии?», а не «Что ты пел вместе с тетей, которая играет на пианино?»;
* Прислушивайтесь к советам воспитателей и специалистов, ведь фактически они больше времени проводят с Вашими детьми, чем Вы сами;
* Приводите ребенка чистым, опрятным в детский сад ( за потерю золотых украшений, детский сад ответственность не несет);
* Возникающие проблемы (ребенок не хочет идти в детский сад, жалуется, что его кто-то обижает в группе и т.д.) обсудите обязательно сначала с воспитателями, с педагогом – психологом. Не старайтесь сразу же идти к заведующему с жалобой;
* Приходите за ребенком вечером вовремя. Приходя за ним поздно, Вы наказываете не воспитателя, а ребенка, лишая его лишних минут общения с Вами.
* Не приходите за ребенком в нетрезвом состоянии. По правилам воспитатель не должен Вам отдавать ребенка, т.к. он отвечает за его жизнь и здоровье;
* Не приводите больного ребенка в детский сад, этим подвергаете опасности здоровье не только своего ребенка (больному ребенку нужны постельный режим, лечение и мама рядом), но и здоровье всех остальных детей;
* Не приносите в детский сад никаких лекарств, т.к. ни воспитатели, ни даже медсестра не имеют права давать детям лекарства в детском саду;
* Не давайте ребенку в детский сад мобильные телефоны, колющие и режущие предметы, зажигалки, пиротехнические изделия, газовые баллончики и другие предметы, представляющие угрозу для жизни и здоровья детей;
* Если ребенок заболел, сразу сообщите в детский сад медсестре;
* Оставьте воспитателям все свои контактные телефоны, по которым с Вами можно быстро связаться на случай непредвиденных обстоятельств;
* Не отправляйте ребенка в детский сад одного, Вы подвергаете жизнь ребенка опасности;
* Ребенка должны забирать из детского сада только взрослые члены семьи, несовершеннолетним воспитатель в праве не отдавать Вашего ребенка;
* Если Вы не можете прийти за ребенком сами, предупредите заранее воспитателей, кто заберет Вашего ребенка. Будьте взаимно вежливы!!! Помните, ваш малыш ВСЕ впитывает от Вас, и хорошее и плохое. Чаще смотрите на себя со стороны, анализируйте свои поступки: изменяя себя, Вы изменяете своего ребенк

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Культура поведения закладывается в семье"
Статья будет очень полезна родителям, для которых важно каким вырастет их ребёнок, какими нравственными принципами он будет руководствоваться в жизни, каким будет его поведение в обществе и с чего нуж...

методическое пособие для родителей «Культура поведения закладывается в семье».
Культура поведения – это широкое многогранное понятие, раскрывающее сущность моральных норм в отношении к людям, к природе, к труду, к предметам материальной и духовной культуры, к самому ...
Консультация «Культура поведения закладывается в семье»
Культурному поведению ребёнка необходимо учить с раннего детства, когда он только начинает ходить и действовать. Постоянно говоря малышу: «Так нельзя, некрасиво, нехорошо». И ребёнок посте...

Консультация для родителей во второй младшей группе "Культура поведения закладывается в семье"
Консультация для родителей во второй младшей группе "Культура поведения закладывается в семье"...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «Культура поведения закладывается в семье»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «Культура поведения закладывается в семье»...

Консультация для родителей «Культура поведения закладывается в семье»
Основы воспитания культуры поведения – личный пример самих родителей....

Консультация для родителей "Культура поведения закладывается в семье"
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «Культура поведения закладывается в семье»...