Консультация для воспитателей ДОУ "Взаимодействие педагогов во время проведения подвижных и спортивных игр"
консультация

Щеглова Марина Васильевна
Ведущий вид деятельности дошкольника - это игра. В ходе игры дети заняты овладением новыми для них навыками. Играя, ребенок накапливает знания, осваивает язык, общается и развивает воображение. Игра - это работа детей, но без педагогического взаимодействия с ребенком, игра детей не состоится. Педагог ребенку друг, помощник, партнер.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx24.03 КБ
Файл vzaimodeystvie_vo_vremya_igr.pptx408.52 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов ДОУ

«Взаимодействие с детьми во время проведения

 подвижных и спортивных игр»

Одним из основных средств физического воспитания являются подвижные игры. 1 слайд. Подвижная игра – сознательная активная двигательная деятельность ребенка, предполагающая точное и своевременно выполнение заданий, которые связаны с обязательными для всех играющих правилами. Соблюдение правил игры имеет большое воспитательное значение. Специфика подвижной игры состоит в молниеносной ответной реакции на сигналы типа «Лови!»«Беги!»«Стой!». Подвижные игры с правилами бывают сюжетные и несюжетные. К спортивным играм относятся баскетбол, настольный теннис, хоккей, футбол и т.д.

2 слайд - Обязательным условием успешного проведения подвижных игр, является учет, индивидуальных особенностей каждого ребенка, игровое поведение которого зависит как от имеющихся двигательных навыков, так и от особенностей нервной системы. Значительное внимание нужно уделить атрибутам для игр. Играть можно одновременно со всеми детьми или с небольшими подгруппами. Способы  организации игр зависят от их структуры и характера движений. 3 слайд - Взрослый продумывает способы сбора детей и внесения атрибутов. Знакомя детей с несюжетной игрой, взрослый рассказывает о последовательности игровых действий, игровых правилах и сигналах; указывает месторасположение играющих и игровые атрибуты, используя соответствующие слова. С помощью вопросов необходимо проверить, как они поняли пояснения взрослого.

5 слайд - При знакомстве детей с играми с элементами соревнования взрослый уточняет правила, игровые приемы, условия соревнования. В команды подбирают детей объединяя по силам, а для активизации неуверенных, застенчивых детей, со смелыми и активными.

Интерес к играм с элементами соревнованиями увеличивается, если детей одевают в форму капитанов, судью и т.д.

Руководство взрослым подвижной игрой состоит, прежде всего, в распределении ролей. Водящего можно назначить, выбрать с помощью считалки т.д. Значительное внимание уделяется вариантам подвижных игр, которые позволяют не только поддерживать интерес к ним, но и усложнить задачи.

6 слайд - Подвижная игра может исполнять роль дидактической со всеми ее особенностями. В этом случае ее можно назвать подвижной игрой с дидактической направленностью. Благодаря ощущению радости движения ребенок выполняет дидактическую задачу игры более эффективно без ущерба для здоровья, так как не ущемляется потребность дошкольника в природной подвижности. В подвижной игре дидактической направленности достигается две цели: физическое развитие и решение познавательных задач. При этом сохраняется оздоравливающее влияние и укрепление физического и психического здоровья. Подвижная игра становится эффективным средством закрепления знаний, умений, навыков (математика, сенсорика, грамота, коммуникабельность и т.д.) Физические упражнения и положительные эмоции, получаемые в ходе подвижной игры, способствуют решению ее дидактической задач, влияют на восприятие, память, внимание, способность быстро ориентироваться, сопоставлять, делать выводы.

7 слайд - При организации подвижной игры следует придерживаться следующих правил:

  • Правила игры должны быть просты, четко сформулированы и понятны детям той возрастной группы, для которой она проводится.
  • Игра должна способствовать развитию мыслительной и двигательной активности.
  • Игра не должна подвергать детей риску, угрожать их здоровью.
  • Каждый участник игры должен принимать в ней активное участие.
  • В играх должны решаться, как двигательные, так и обучающие задачи.
  • Игру нельзя оставлять незаконченной.
  • Инвентарь для игры должен быть красивым, интересным, безопасным.

8 слайд - Методика разучивания подвижных игр с детьми младшего дошкольного возраста

Независимо от вида подвижной игры, сложности и возрастной принадлежности, её развитие проходит по одним закономерным этапам:

Этапы развития подвижной игры

  • выбор игры,
  • создание интереса детей к игре,
  • сбор на игру,
  • организация играющих,
  • объяснение правил игры,
  • распределение ролей,
  • размётка площадки,
  • раздача инвентаря и атрибутов,
  • сигнал на начало игры,
  • проведение игры,
  • сигнал на окончание игры,
  • педагогический анализ игры

Воспитатели мало внимания обращают на особенность в методике работы, это деление развития подвижной игры на этапы. Может поэтому многие игры не остаются в деятельности дошкольников.

9 слайд - Важно помнить, что исключение хотя бы одного этапа в развитии игры влечёт за собой быструю потерю интереса детей к участию в предлагаемой игре.

Обозначенный порядок этапов может меняться местами, в зависимости от содержания игры, но нельзя нарушать № 9, 10, 11, 12.

Методика проведения подвижной игры включает неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приёмов, направленных на формирование физического развития, личности ребёнка, умелое педагогическое руководство ею.

10 слайд - Подготавливаясь к рабочему дню, воспитатель заранее подбирает игры по возрастной принадлежности, двигательному содержанию, эмоциональности и интенсивности игрового действия.

Кроме того подбор и планирование подвижных игр зависят от условий помещения, погодных условий,  времени года, особенностей режима.

Важно правильно организовать игру в зависимости от содержания, очерёдности выполняемых заданий, возраста детей. Необходимо варьировать способы организации игр в зависимости от структуры и характера движений.

11 слайд - ГЛАВНОЕ ПРАВИЛО подвижных игр - движения, которые выполняются в игре, должны быть очень хорошо усвоены детьми и разучены воспитателем предварительно на физкультурных занятиях и в индивидуальной работе в режиме дня, т. е. находиться на III этапе освоения движений.

12 слайд - Взаимодействие педагогов ДОУ с детьми во время подвижных и спортивных игр включает следующие аспекты.

13 слайд - Некоторые особенности методики разучивания подвижной игры с детьми.

14 слайд - Роль взрослого в подвижных играх с детьми заключается в следующем.

Практическая часть

(проводит педагог группы соответствующего возраста)

Особенности методики разучивания подвижной игры с детьми 1 и 2 младших групп. Проведение самой игры имеет важную особенность: все этапы подвижной игры проводятся в параллели с десятым этапом. Никаких предварительных объяснений до начала проигрывания детям не предлагается, т. к. в этом возрасте преобладает наглядно-действенное мышление. Детям понятно и интересно только тогда, когда они находятся в действии.

Воспитатель готовит площадку до игры, создавая игровую ситуацию, атрибуты для каждого игрока.

Начинает игру с сюрпризного момента или интересного детям действия: пришёл котик и хочет с ними поиграть.

Раздаёт атрибуты в момент обозначения ролей (воробышки надевают шапочки и заходят в свои гнездышки, контролируя равномерное распределение детей на площадке).

Сигналы в игре подаются в характере сюжета, действия воспитатель выполняет вместе с детьми, поясняя их. У детей нет скорости выполнения движений, т. к. пока реакция внимания затруднена. Особым образом должен подаваться сигнал на окончание игровых действий в новой игре: желательно, чтобы он проходил в три этапа.

  1. Первый - уточнение изменения действий (кот проснулся);
  2. Второй - как необходимо отреагировать (убегайте);
  3. Третий - непосредственно звуковой сигнал (Мяу).

Не менее важно организовать подвижную игру таким образом, чтобы каждый малыш, независимо от физических возможностей, оказался в позиции выигрыша. Если на окончание игры ребёнок не отреагировал (не прячется в свой домик, воспитатель в одну руку берёт игрушку - кота, другой берёт  руку малыша и, сохраняя дистанцию между игрушкой и ребёнком, заводит малыша в игровой домик. Сразу озвучивая похвалу: «Молодцы дети: все убежали от Кота!»

Педагогическая оценка по окончании игры - только положительна.

НАПРИМЕР, ИГРА "ЛОХМАТЫЙ ПЁС" - проиграть вместе со взрослыми!!!

Ход игры. Слышен стук в дверь. 

Воспитатель - "Кто там? " Вносит игрушку лохматого щенка.

- Посмотрите, дети кто к нам пришёл. Какой весёлый и лохматый! Посмотрите, какие добрые у него глазки, мягкая шерсть. Его зовут Дружок. Хотите поиграть с Дружком? - этапы №№ 2, 3, 4, 5, 10.

- Тогда заходите в домик, или садитесь на скамейку – это ваш домик. ( Дети выполняют действие по указанию педагога.) Молодцы! - этапы № 5, 6, 7, 10.

- А Дружок пошёл к себе в домик (переходит в противоположную часть комнаты на расстояние 3-4  м, ставит стул, сажает на него щенка. Переходит к домику детей) Выходите дети из домика.

- Вот сидит лохматый пёс, в лапы свой, уткнувши нос. Очень тихо он сидит: не то дремлет, не то спит. Подойдём к нему, разбудим, и посмотрим что-то будет. (Воспитатель в это время мелкими шагами двигается в сторону щенка, активизируя жестами и мимикой детей на такие же действия) - этапы № 5, 9, 10.

- Посмотрите, Дружок проснулся (1 этап сигнала на окончание игры!)

- Убегайте (2 этап сигнала на окончание игры!)

- Гав-гав-гав (3 этап сигнала на окончание игры) — этапы № 5 и 11.

(дети бегут в свой домик, воспитатель имитирует ловлю)

- Молодцы ВСЕ ДЕТИ УБЕЖАЛИ ОТ ДРУЖКА! " - этапы № 5 и 11.

- "Хотите ещё поиграть с нашим Дружком? " Игра повторяется ещё 3-4 раза в таком же варианте.

Все дети разные: кто очень подвижен, кто малоподвижен, а кто и гиперактивен. Но играть любят все без исключения. Игра вызывает положительные эмоции, усиливает все физиологические процессы в организме, улучшает работу всех органов и систем. А различные ситуации, возникающие в игре, учат детей правильному поведению и представлению об окружающей действительности. И, если правильно подобрать игру для  ребенка, то самый гиперактивный сможет успокоиться и заинтересоваться ходом игры, малоактивный ребенок начнет быстрее бегать, соображать. И самое главное, что в игре есть свои правила и требования. Дети учатся подчиняться общим требованиям. Правила игры они воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. А когда ребенок умеет контролировать свое поведение, ему будет легче жить в обществе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогам ДОУ «Взаимодействие педагогов с детьми во время подвижных и спортивных игр» Подготовила: Щеглова М.В. – инструктор по физической культуре, высшая квалификационная категория, МБДОУ «Детский сад № 189»

Слайд 2

Ведущий вид деятельности дошкольника - это игра. В ходе игры дети заняты овладением новыми для них навыками. Играя, ребенок накапливает знания, осваивает язык, общается и развивает воображение. Игра - это работа детей, но без педагогического взаимодействия с ребенком, игра детей не состоится. Педагог ребенку друг, помощник, партнер.

Слайд 3

Н. К. Крупская отмечала: «Маленькие дети играют, как птица поёт. Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, сообразительность, находчивость, инициатива. Игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания» .

Слайд 4

Взрослый продумывает способы сбора детей и внесения атрибутов. С помощью вопросов проверяет, как дети поняли пояснения взрослого (сюжет, правила, сигналы).

Слайд 5

Игры соревнования взрослый уточняет правила игровые приемы условия соревнования

Слайд 6

Подвижная игра дидактической направленности Цель: физическое развитие и решение познавательных задач. Закрепления знаний, умений, навыков (математика, сенсорика , грамота, коммуникабельность и т.д.) Физические упражнения и положительные эмоции влияют на восприятие, память, внимание, способность быстро ориентироваться, сопоставлять, делать выводы .

Слайд 7

Правила при организации подвижной игры Правила игры должны быть просты, четко сформулированы и понятны детям той возрастной группы, для которой она проводится. Игра должна способствовать развитию мыслительной и двигательной активности. Игра не должна подвергать детей риску, угрожать их здоровью. Каждый участник игры должен принимать в ней активное участие. В играх должны решаться, как двигательные, так и обучающие задачи. Игру нельзя оставлять незаконченной. Инвентарь для игры должен быть красивым, интересным, безопасным.

Слайд 8

Этапы развития подвижной игры выбор игры, создание интереса детей к игре, сбор на игру, организация играющих, объяснение правил игры, распределение ролей, размётка площадки, раздача инвентаря и атрибутов, сигнал на начало игры, проведение игры, сигнал на окончание игры, педагогический анализ игры

Слайд 9

Помните! Обозначенный порядок этапов может меняться местами, в зависимости от содержания игры, но нельзя нарушать № 9, 10, 11, 12.

Слайд 10

Воспитатель заранее подбирает игры по возрастной принадлежности, двигательному содержанию, эмоциональности и интенсивности игрового действия. подбор и планирование подвижных игр зависят от условий помещения, погодных условий, времени года, особенностей режима.

Слайд 11

ГЛАВНОЕ ПРАВИЛО подвижных игр - движения, которые выполняются в игре, должны быть очень хорошо усвоены детьми и разучены воспитателем предварительно на физкультурных занятиях и в индивидуальной работе в режиме дня.

Слайд 12

Взаимодействие педагогов ДОУ с детьми во время подвижных и спортивных игр включает следующие аспекты: Подготовка к игре . Воспитатель должен знать игру, заранее усвоить её правила и, если они предусмотрены, выучить с детьми слова. Объяснение игры . В средней группе воспитатель называет игру, коротко и ясно объясняет её, затем распределяет роли. В старших группах воспитатель чётко выделяет правила и, если есть текст, повторяет его, а затем распределяет роли. Руководство ходом игры . Воспитатель по ходу игры следит за выполнением правил, если необходимо, делает замечания. Окончание игры и подведение итогов . В младших группах воспитатель заканчивает игру предложением перейти к каким-либо другим видам деятельности более спокойного характера. В старших группах подводятся итоги игры: отмечаются те, кто правильно выполнял движения, проявлял ловкость, быстроту, смекалку, сообразительность, соблюдал правила, выручал товарищей. Участие воспитателя в подвижных играх и игровых упражнениях улучшает эмоциональный настрой дошкольников, оказывает положительное влияние на повышение уровня их двигательной активности.

Слайд 13

Некоторые особенности методики разучивания подвижной игры с детьми : Предварительное разучивание движений . Педагог разучивает с детьми имитационные и физические упражнения, действия, которые дети выполняют в игре. Предварительная работа . Для лучшего понимания игрового сюжета педагог читает художественные произведения, организует наблюдения за природой, за животными, деятельностью людей различных профессий, просмотр видеофильмов, кино- и диафильмов, проводит беседы. Подготовка атрибутов игры . Педагог изготавливает их вместе с детьми или в их присутствии (в зависимости от возраста детей). Ознакомление с игрой . Оно проводится чётко, лаконично, образно и продолжается 1,5–2 минуты. В ходе объяснения перед детьми ставится игровая цель, способствующая активизации мышления, осознанию игровых правил, формированию и совершенствованию игровых навыков. Объединение играющих в группы или команды . Педагог должен учитывать физическое развитие и индивидуальные особенности детей. В команды подбирают равных по силам, для активизации неуверенных малышей объединяют их с активными детьми. Систематическое повторение игр . Это помогает закреплять положительные качества, двигательные и другие навыки. При повторении игры нужно постепенно усложнять её и пользоваться различными вариантами игр, чтобы дети умели применять приобретённые ими навыки в изменяющихся условиях.

Слайд 14

Роль взрослого в подвижных играх с детьми заключается в следующем: Руководство игрой . Взрослый показывает движения, объясняет и направляет действия ребёнка. Руководство осуществляется путём показа, а также посредством словесного рассказа, объяснений и указаний. Непосредственное участие в игре . Заинтересованное участие педагога доставляет малышам радость, создаёт хорошую эмоциональную атмосферу, способствует вовлечению в игру всех детей, активизирует их действия. Распределение ролей . Водящего педагог может назначить, выбрать с помощью считалки или предложить детям самим выбрать водящего. В младших группах роль водящего поначалу выполняет воспитатель, делая это эмоционально, образно. Постепенно роль ведущего начинают поручать детям. Контроль за выполнением правил . Педагог должен следить за движениями, взаимоотношениями, нагрузкой, эмоциональным состоянием детей в игре. Руководя игрой, взрослый формирует правильную самооценку, доброжелательные взаимоотношения, дружбу и взаимовыручку, учит детей преодолевать трудности.

Слайд 15

Спасибо за внимание! Успехов в работе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Роль игры и методика проведения подвижных игр с детьми в процессе развития физических качеств».

Подвижные игры в основном — коллективные, поэтому у детей вырабатываются элементарные умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других играющих, находить св...

Консультация для воспитателей "Техника безопасности во время проведения подвижных игр"

Консультация для воспитателей "Техника безопасности во время проведения подвижных игр"...

Консультация для воспитателей«Рекомендации по организации и проведению подвижных игр с детьми дошкольного возраста»

Задача современных дошкольных учреждений - обеспечить всестороннее воспитание детей. Эта задача осуществляется различными средствами, среди которых важное место принадлежит игре. В практике детск...

Консультация для воспитателей«Рекомендации по организации и проведению подвижных игр с детьми дошкольного возраста»

Задача современных дошкольных учреждений - обеспечить всестороннее воспитание детей. Эта задача осуществляется различными средствами, среди которых важное место принадлежит игре. В практике детск...