Методическая разработка " Ранняя профооринетация дошкольников: миф или реальность?
методическая разработка (подготовительная группа)
Ранняя профориентация дошкольников - это широкое поле деятельности для педагогов, новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.59 КБ |
Предварительный просмотр:
РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ.
Ранняя профориентация дошкольников - это широкое поле деятельности для педагогов, новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.
Я, как воспитатель подготовительной группы представила разработанные конспекты занятий, авторские игры по заданному кластеру: «Торговля», «Соцобеспечение», «Органы госуправления», «Сферауслуг».
В нашей группе широко применяется технология «Гость группы». По кластеру «Соцобеспечение» была проведена образовательная деятельность по теме: «Знакомство с профессией - социальный работник». Была приглашена социальный работник (бабушка воспитанницы) Валентина Васильевна. Она рассказала о специфике своей профессиональной деятельности, о том, что человек, работающий в этой сфере должен обладать такими качествами как: доброта, сочувствие, великодушие и готовность прийти на помощь к человеку и т.п. Итогом встречи, мы с ребятами решили создать индивидуальные книжки -малышки, в которых ребята отражают ту профессию, с которой познакомились.
Ребятам нашей группы очень понравилась работа с книжками- малышками, и мы предложили им дома с родителями создать свои семейные книги о профессиях родителей, бабушек, дедушек.
Педагоги нашей группы прилагают все усилия, чтобы обогащать развивающую среду, дополнить методический и игровой материал по ранней профориентации. Так- развивающие игры - эффективное средство закрепления знаний о профессиях. Поэтому мы в своей группе создали развивающую игру по теме: «Профессии».
Пособие «Калейдоскоп профессий».
Цель: расширять знания о мире профессий, формировать интерес к трудовой деятельности взрослого. Ранняя профориентация.
Игра -пособие «Калейдоскоп профессий» включает в себя три коробки различного размера, по принципу «Матрешки». Их названия соответствуют цвету и выполняют мотивирующую, развлекательную и поощрительную функции.
Модераторами правил игры являются и взрослые, и дети.
Игра начинается с приветствия -считалки, разминки для ума.
• интервью детей с микрофоном «Что такое профессия? Кем ты мечтаешь стать?»
• шуточные блиц- вопросы
• угадывание профессий по фразе
- «Кому добавки?» (Повар.)
- «Какой зуб вас беспокоит?» (Врач-стоматолог.)
- «Большое спасибо за покупку». (Продавец.)
- «Вам посылка, распишитесь». (Почтальон, курьер)
- «Сегодня хороший улов». (Рыбак.)
- «Тема сегодняшнего урока «Профессии». (Учитель).
- «Как будем стричься?» (Парикмахер.)
- «Ваш билет?» (Кондуктор.)
- «Дети, как вы дружно играете в песочнице» (воспитатель)
Затем объявляются правила игры и информация о том, что в детском саду открывается Клуб знатоков профессий.
Прохождение каждого пособия поочередно подразумевает вознаграждение. Ребенок получает медаль цвета коробки: от бронзовой до золотой.
Чтобы войти в Клуб знатоков профессий, необходимо собрать максимальное количество медалей.
Дополнительный стимулирующий атрибут в игре - кнопка-звонок. Она пригодится как гонг, как стоп-сигнал, как счетовод и, как усилитель настроения и напоминатель о правилах игр.
Бронзовая коробка.
В коробке бронзового цвета игра «Бюро находок». Здесь фантазия детей безгранична.
• «Кто здесь был и что забыл?»
Дети, должны выбирать картинку-схему с понравившейся профессией и подбирать игрушки из-под киндера сюрпризов с предметами или просто картинки, соответствующие определенной профессии.
• «Чья одежда? А, ну-ка найди!»
Дети выбирают спецодежду определенной профессии, надевают и рассказывают о ней.
По окончании задания дети получают бронзовые фишки-медали.
Серебряная коробка
В серебряной коробке игра «Цветок профессий».
Середина цветка -картинка -ориентир (например, медицинский крестик, машина,колосок и т.п.) и лепестки отдельно друг от друга. На каждом лепестке – определенная группа профессий, связанные:
- с лечением людей;
- с сельским хозяйством;
- со строительством;
- с транспортом;
- с приготовлением пищи;
- с искусством и т.д.
Нужно подобрать лепестки к нужной серединке и рассказать, какие профессии там изображены и к какой группе относятся. Например, медицинский крестик -середина, лепестки -врач - хирург, педиатр, стоматолог, отоларинголог и т.д.
За выполненное задание дети получают серебряные фишки-медали.
Золотая коробка.
На внутренней крышке коробки расположена игра с «Кругами Луллия».
Кольца Луллия состоят из трех кругов: малый круг -изображения людей определенной
профессии, средний -предметы труда, большой круг - продукт деятельности, польза.
Условия игры
Детям необходимо повертеть круги и соединить их – стрелкой распределителем в соответствии профессиональной области. Очередность можно распределить по считалочке:
«На золотом крыльце сидели
Царь, царевич, Король, королевич,
Сапожник, водитель, портной…
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей,
Не задерживай добрых
И честных людей»
Выполнив задание по кольцам Луллия, с выбранной профессией, можно смело отправляться оборудовать рабочее место, создать дизайн с помощью магнитных силуэтов, или предложенных офисов-комнат и презентовать, которые расположены на дне золотой коробки.
За выполненное задание вручаются фишки золотого цвета.
Завершение игры проходит на крышке пособия, где находится игра-бродилка «Город профессий и приключений».
Основная идея коллективной игры- бродилки предельно проста -перемещаясь по пунктам игрового маршрута, последовательно выполняются взаимосвязанные друг с другом задания.
Игра прекрасно используется на занятиях и в самостоятельной деятельности.
Использование игры в выходные. Дети берут игру домой, и с родителями играют с данным пособием. Это стало традицией «Игровые выходные с пользой». (Приятное семейное развивающее времяпровождение, которое укрепляет детско-родительские отношения, способствует сотрудничеству ДОУ с семьями воспитанников).
Библиографический список:
1. Азбука профессий. Южный Урал: [учебное наглядное пособие/ сост. Н. Андреева,Е. Селиванова]. – Челябинск: Администрация Губернатор Челябинской области: Форт Диалог-Исеть,2014. – 40 с.: ил.
2. Алябьева Е.А. Поиграем в профессии. Занятия, игры и беседы с детьми 5 – 7 лет: -М.: ТЦСфера, 2014
3. Алябьева, Е. А. Ребенок в мире взрослых. Рассказы о профессиях. М.: Сфера, 2016 – 230 с.
4.Гаврилова, Н.Б., Кулебина, Н.А., Рыбенко, Н.А., Макаренко, Л.В., Мосина, М.В. Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников // Традиции инновации в дошкольном образовании. 2018 – № 1 (1). – С. 13-15.
5. Герасимова, И.Л. О взаимодействии семьи и ДОУ в контексте ранней профориентации дошкольников. Научные достижения и открытия. Сборник статей XVII Международного научно-исследовательского конкурса: в 2 ч. Пенза, 2020 С. 55-57.
6. Рылова, Н. Т. Профориентационная работа с воспитанниками дошкольных образовательных организаций: метод. рекомендации. – Кемерово: ГБУ ДПО КРИРПО, 2019 – 94 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка" Лыжная подготовка дошкольников"
В данной методической разработке представлен цикл занятий по обучению ходьбе на лыжах детей старшего дошкольного возраста,позволяющих каждому ребенку приобести первичные навыки в упражнениях данного в...
Методическая разработка занятия для дошкольников: «Знаем символы страны - этим знанием сильны!»
· Методическая разработка посвящена методике организации работы по декоративно-прикладному творчеству в системе ДОД, включает в себя элементы патриотиче...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Формирование у дошкольников основ пожарной безопасности»
В методической разработке представлена система по формированию у дошкольников правил основ пожарной безопасности....

Методическая разработка:"Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни"
Методическая разработка:"Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни"На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальн...
Методическая разработка "Ранний возраст - подготовка новому учебному году"
Раннее детство – особый период становления органов и систем и прежде всего, функций мозга. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни. В данный период наблюдается максимальный те...

Методическая разработка «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста»
Цель: сформировать у ребенка эмоциональное отношение к миру профессий, предоставить ему возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.Задачи:Познакомить детей с профессиями, ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАННЯЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ «ОТ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ДО ДЕТСКОГО САДА»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАННЯЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ «ОТ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ДО ДЕТСКОГО САДА»...
