Методическая разработка " Ранняя профооринетация дошкольников: миф или реальность?
методическая разработка (подготовительная группа)

 Светлана Станиславовна Мальцева.

Ранняя профориентация дошкольников - это широкое поле деятельности для педагогов, новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ.

Ранняя профориентация дошкольников - это широкое поле деятельности для педагогов, новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.

Я, как воспитатель  подготовительной группы представила разработанные конспекты занятий, авторские игры по заданному кластеру: «Торговля», «Соцобеспечение», «Органы госуправления», «Сферауслуг».

В нашей группе широко применяется технология «Гость группы». По кластеру «Соцобеспечение» была проведена образовательная деятельность по теме: «Знакомство с профессией - социальный работник». Была приглашена  социальный работник (бабушка воспитанницы) Валентина Васильевна. Она рассказала о специфике своей профессиональной деятельности, о том, что человек, работающий в этой сфере должен обладать такими качествами как: доброта, сочувствие, великодушие и готовность прийти на помощь к человеку и т.п. Итогом встречи, мы с ребятами решили создать индивидуальные книжки -малышки, в которых ребята отражают ту профессию, с которой познакомились.

Ребятам нашей группы очень понравилась работа с книжками- малышками, и мы предложили им дома с родителями создать свои семейные книги о профессиях родителей, бабушек, дедушек.

Педагоги нашей группы прилагают все усилия, чтобы обогащать развивающую среду, дополнить методический и игровой материал по ранней профориентации. Так- развивающие игры - эффективное средство закрепления знаний о профессиях. Поэтому мы в своей группе создали развивающую игру по теме: «Профессии».

Пособие «Калейдоскоп профессий».

Цель: расширять знания о мире профессий, формировать интерес к трудовой деятельности взрослого. Ранняя профориентация.

Игра -пособие «Калейдоскоп профессий» включает в себя три коробки различного размера, по принципу «Матрешки». Их названия соответствуют цвету и выполняют мотивирующую, развлекательную и поощрительную функции.

Модераторами правил игры являются и взрослые, и дети.

Игра начинается с приветствия -считалки, разминки для ума.

• интервью детей с микрофоном «Что такое профессия? Кем ты мечтаешь стать?»

• шуточные блиц- вопросы

• угадывание профессий по фразе

- «Кому добавки?» (Повар.)

- «Какой зуб вас беспокоит?» (Врач-стоматолог.)

- «Большое спасибо за покупку». (Продавец.)

- «Вам посылка, распишитесь». (Почтальон, курьер)

- «Сегодня хороший улов». (Рыбак.)

- «Тема сегодняшнего урока «Профессии». (Учитель).

- «Как будем стричься?» (Парикмахер.)

- «Ваш билет?» (Кондуктор.)

- «Дети, как вы дружно играете в песочнице» (воспитатель)

Затем объявляются правила игры и информация о том, что в детском саду открывается Клуб знатоков профессий.

Прохождение каждого пособия поочередно подразумевает вознаграждение. Ребенок получает медаль цвета коробки: от бронзовой до золотой.

Чтобы войти в Клуб знатоков профессий, необходимо собрать максимальное количество медалей.

Дополнительный стимулирующий атрибут в игре - кнопка-звонок. Она пригодится как гонг, как стоп-сигнал, как счетовод и, как усилитель настроения и напоминатель о правилах игр.

Бронзовая коробка.

В коробке бронзового цвета игра «Бюро находок». Здесь фантазия детей безгранична.

• «Кто здесь был и что забыл?»

Дети, должны выбирать картинку-схему с понравившейся профессией и подбирать игрушки из-под киндера сюрпризов с предметами или просто картинки, соответствующие определенной профессии.

• «Чья одежда? А, ну-ка найди!»

Дети выбирают спецодежду определенной профессии, надевают и рассказывают о ней.

По окончании задания дети получают бронзовые фишки-медали.

Серебряная коробка

В серебряной коробке игра «Цветок профессий».

Середина цветка -картинка -ориентир (например, медицинский крестик, машина,колосок и т.п.) и лепестки отдельно друг от друга. На каждом лепестке – определенная группа профессий, связанные:

- с лечением людей;

- с сельским хозяйством;

- со строительством;

- с транспортом;

- с приготовлением пищи;

- с искусством и т.д.

Нужно подобрать лепестки к нужной серединке и рассказать, какие профессии там изображены и к какой группе относятся. Например, медицинский крестик -середина, лепестки -врач - хирург, педиатр, стоматолог, отоларинголог и т.д.

За выполненное задание дети получают серебряные фишки-медали.

Золотая коробка.

На внутренней крышке коробки расположена игра с «Кругами Луллия».

Кольца Луллия состоят из трех кругов: малый круг -изображения людей определенной

профессии, средний -предметы труда, большой круг - продукт деятельности, польза.

Условия игры

Детям необходимо повертеть круги и соединить их – стрелкой распределителем в соответствии профессиональной области. Очередность можно распределить по считалочке:

«На золотом крыльце сидели

Царь, царевич, Король, королевич,

Сапожник, водитель, портной…

Кто ты будешь такой?

Говори поскорей,

Не задерживай добрых

И честных людей»

Выполнив задание по кольцам Луллия, с выбранной профессией, можно смело отправляться оборудовать рабочее место, создать дизайн с помощью магнитных силуэтов, или предложенных офисов-комнат и презентовать, которые расположены на дне золотой коробки.

За выполненное задание вручаются фишки золотого цвета.

Завершение игры проходит на крышке пособия, где находится игра-бродилка «Город профессий и приключений».

Основная идея коллективной игры- бродилки предельно проста -перемещаясь по пунктам игрового маршрута, последовательно выполняются взаимосвязанные друг с другом задания.

Игра прекрасно используется на занятиях и в самостоятельной деятельности.

Использование игры в выходные. Дети берут игру домой, и с родителями играют с данным пособием. Это стало традицией «Игровые выходные с пользой». (Приятное семейное развивающее времяпровождение, которое укрепляет детско-родительские отношения, способствует сотрудничеству ДОУ с семьями воспитанников).

Библиографический список:

1. Азбука профессий. Южный Урал: [учебное наглядное пособие/ сост. Н. Андреева,Е. Селиванова]. – Челябинск: Администрация Губернатор Челябинской области: Форт Диалог-Исеть,2014. – 40 с.: ил.

2. Алябьева Е.А. Поиграем в профессии. Занятия, игры и беседы с детьми 5 – 7 лет: -М.: ТЦСфера, 2014

3. Алябьева, Е. А. Ребенок в мире взрослых. Рассказы о профессиях. М.: Сфера, 2016 – 230 с.

4.Гаврилова, Н.Б., Кулебина, Н.А., Рыбенко, Н.А., Макаренко, Л.В., Мосина, М.В. Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников // Традиции инновации в дошкольном образовании. 2018 – № 1 (1). – С. 13-15.

5. Герасимова, И.Л. О взаимодействии семьи и ДОУ в контексте ранней профориентации дошкольников. Научные достижения и открытия. Сборник статей XVII Международного научно-исследовательского конкурса: в 2 ч. Пенза, 2020 С. 55-57.

6. Рылова, Н. Т. Профориентационная работа с воспитанниками дошкольных образовательных организаций: метод. рекомендации. – Кемерово: ГБУ ДПО КРИРПО, 2019 – 94 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка" Лыжная подготовка дошкольников"

В данной методической разработке представлен цикл занятий по обучению ходьбе на лыжах детей старшего дошкольного возраста,позволяющих каждому ребенку приобести первичные навыки в упражнениях данного в...

Методическая разработка занятия для дошкольников: «Знаем символы страны - этим знанием сильны!»

·        Методическая разработка посвящена методике организации работы по декоративно-прикладному творчеству в системе ДОД, включает в себя элементы патриотиче...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Формирование у дошкольников основ пожарной безопасности»

В методической разработке представлена система по формированию у дошкольников правил основ пожарной безопасности....

Методическая разработка:"Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни"

Методическая разработка:"Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни"На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальн...

Методическая разработка "Ранний возраст - подготовка новому учебному году"

Раннее детство – особый период становления органов и систем и прежде всего, функций мозга. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни. В данный период наблюдается максимальный те...

Методическая разработка «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста»

Цель: сформировать у ребенка эмоциональное отношение к миру профессий, предоставить ему возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.Задачи:Познакомить детей с профессиями,  ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАННЯЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ «ОТ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ДО ДЕТСКОГО САДА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАННЯЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ «ОТ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ДО ДЕТСКОГО САДА»...