Семинар-практикум в ДОУ «Современные подходы к организации нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников».
методическая разработка (старшая группа)
Семинар-практикум в ДОУ
«Современные подходы к организации нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников».
Цель: повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников, систематизировать знания и умения педагогов по данной проблеме.
I часть. Информационная.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Тема нашего семинара – практикума «Современные подходы к организации нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников».
Формирование у дошкольников нравственности, патриотизма заключает в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любви к семье, краю, Родине и стремление к миру; чувства собственного достоинства, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения.
Исходя из цели, работа педагогов по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников включает в себя целый ряд задач:
•создание системы нравственно -патриотического воспитания;
•воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, близким людям, своему дому, детскому саду, родной улице и городу;
•формирование бережного и заботливого отношения к природе и ко всему живому;
•воспитание уважения к людям разных профессий и результатам их труда;
•развитие интереса к русскому народному творчеству, промыслам, традициям и обычаям русских людей;
•расширение представлений о родной стране, ее столице, городах;
•знакомство детей с государственной символикой: гербом, флагом, гимном;
•ознакомление с историческим прошлым нашей Родины;
•развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;
•формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;
•воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребенка
Опираясь на этот комплекс задач, планирование работы по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников подразделяется на следующие блоки:
1. «Я и мое ближайшее окружение» (моя семья, мой детский сад, моя улица).
2. «Мой родной город, село, в котором я живу» (история моего города, город в котором я живу, знаменитые горожане).
3. «Мой родной край» (край, в котором я живу; история моего края; знаменитые люди края; животный и растительный мир края).
4. «Наша Родина - Россия» (символика России (герб, гимн, флаг, географическое положение, народонаселение).
5. «Защитники Отечества» (памятные даты и люди, прославленные войны нашей страны). «История России» (от былинных богатырей до наших дней).
6. «Культура русского народа» (праздники, традиции, обычаи, народное искусство, зодчество, промыслы).
7. «Великие соотечественники» (жизнь и деятельность выдающихся людей).
Необходимо отметить, что основными принципами реализации нравственно - патриотического воспитания дошкольников являются систематичность и последовательность, взаимосвязь различных образовательных деятельностей: коммуникативной, познавательной, продуктивной, музыкально-художественной, двигательной.
Работа педагогов по формированию нравственно - патриотических чувств у дошкольников ведется в нескольких направлениях:
•духовно-образовательное (тематические занятия, беседы, чтение литературы, рассматривание иллюстраций);
•воспитательно-образовательное (развлечения, народные праздники, игровая деятельность);
•культурно-познавательное (экскурсии, целевые прогулки, встречи с интересными людьми);
•нравственно-трудовое (продуктивная деятельность, организация труда детей).
Для реализации нравственно -патриотического воспитания дошкольников необходимо соблюдение некоторых очень важных условий.
1. Повышение уровня самообразования педагогов дошкольных образовательных учреждений. Педагог сам должен хорошо знать, что целесообразно показать и рассказать детям, а самое главное, материал должен быть исторически верным и адаптирован для детского восприятия. В этом помогут различные методические мероприятия: консультации, семинары-практикумы, деловые игры, показ открытых занятий, работа творческих групп и т. д.
2. Создание предметной развивающей среды. Мышление дошкольника, как мы знаем, наглядно-образное. Поэтому так необходимо насытить окружающую малыша действительность предметами и пособиями, позволяющими более точно представить себе то, о чем говорит педагог. Например, в группах детей младшего дошкольного возраста оформлены уголки по социально-нравственному воспитанию, ориентированные на ознакомление детей с семьей, детским садом, любимым городом, селом; в группах детей старшего дошкольного возраста - уголки патриотического воспитания, содержащие материал по ознакомлению с городом, страной, государственной символикой.
3. Организация активного взаимодействия с семьями воспитанников. Семейный очаг, соединение родных душ под одной крышей - начальное звено соборного воспитания. Необходимо научить детей уважать и хранить семейные традиции, знать свою родословную, почитать старшее поколение, знать традиции своей Родины, своего края. Только с привлечением всех участников образовательного процесса - педагогов, родителей, учреждений социума (музеи, школы, библиотеки, др.) можно говорить об успешной реализации программы нравственно - патриотического воспитания в ДОУ.
Соприкосновение с историческим прошлым России духовно обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его культуре. А это сегодня очень важно!
В настоящее время необходимо в дошкольных образовательных учреждениях как можно больше приобщать детей к культуре своего народа и развивать их национальное самосознание. Ребенок должен, прежде всего, пустить корни в свою землю и культуру, познакомиться со своим исконным, а потом осваивать чужое. Мы живем в многонациональном государстве и каждому малышу должны обеспечить возможность соприкоснуться со своей национальной культурой.
Кроме того, знакомство с культурой народов ближайшего национального окружения - это самый верный путь воспитания, уважения, симпатии, добрых чувств к людям иных национальностей и этики межнационального общения. Этнонациональная культура помогает сформировать у малышей эмоционально положительное отношение к самому факту существования разных народов, языков, культур, помогает понять, что мир прекрасен в многообразии и встреча с любой из культур дарит радость открытий.
Дошкольное детство - важнейший и самоценный период в становлении и развитии личности дошкольника, период его обогащения событиями и впечатлениями окружающей жизни. Именно в дошкольном детстве следует начинать воспитание эмоционально-ценностного отношения ребенка к традиционной культуре своего народа. Даже взрослому человеку трудно сразу подобрать слова, следовательно, необходима специальная работа, чтобы проблема патриотизма стала для ребенка личностно значимой.
II часть. Практическая.
Предлагаю вам сегодня принять участие в деловой игре.
Цель деловой игры:
Повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию.
Задачи.
-Сформировать представления о многообразии направлений педагогической деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию;
Оказать практическую помощь в выборе и овладении современными формами и методами в работе по данной теме.
Формирование у педагогов понимания актуальности работы по воспитанию нравственно-патриотических начал у подрастающего поколения в современном обществе;
Создание условий для самообразования педагогов в данном направлении.
Совершенствовать работу ДОУ по нравственно -патриотическому воспитанию дошкольников.
Стимулировать потребность педагогов в проявлении творчества и внедрении новых ФГОС для успешного воспитания дошкольников.
Развитие умения обсуждать и согласовывать предложенные вопросы.
Ход игры:
Звучит песня «Отчего так в России березы шумят»
Ведущий читает стихотворение:
Начинается Родина с памяти с почитанья истоков своих,
С герба, гимна, Российского знамени, с уваженья заветов святых.
Начинается Родина с Пушкина, чудных сказок, что прелесть одна,
Деревень с их кривыми избушками, где жива всё ещё старина.
Начинается Родина с детства, с материнской, отцовской любви,
Школьной парты, букетов цветистых, что учителю мы принесли.
С чего начинается Родина… с изучения традиций, национальных праздников, народных игр и культуры…
- Ни один народный праздник не проходит без веселья, игр, состязаний.
– Предлагаю вам поиграть в народную подвижную игру:
«Поясок – элемент народного костюма»
Участникам раздают по три ленточки.
Задание: Пока играет музыка, участникам нужно правильно, без ошибок сплести поясок.
Описание игры:
Один человек держит за края все вместе три ленточки, остальные участники держат каждый свою ленточку, и по очереди начинают плести пояс, пока не сплетут косичку.
А теперь немножко отдохнём практически и поработаем морально. Отгадайте загадки:
1. Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны? (Государство)
2. Символ государства, его суверенитета: прикрепленное к древу или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы? (Флаг)
3. Официальная эмблема государства? (Герб)
4. Земля где ты родился? (Родина)
5. Совокупность близких родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство? (Семья)
6. Преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу? (Патриотизм)
7. Древнее название России? (Русь)
8. То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений? (Традиция)
9. Что является государственной символикой? (Герб, гимн, флаг)
10. Назовите порядок цветовых полос на полотнище флага РФ, начиная сверху, что они обозначают? (Белый, синий, красный)
11. Какой обычай существовал в старину при проходе в Кремль через ворота Спасской башни? (Нужно было снять шапку. Нарушителя наказывали, заставляли 50 раз поклониться башне)
12. Почему красная площадь так называется? (Красная – значит красивая)
13. Почему матрешка стала символом России? (В матрешке заложена идея продолжения рода, а также отображена русская традиция одежды)
А сейчас посмотрим какие вы внимательные
• Сколько корон у орлов на гербе России? (Три. Они желтого цвета, а это цвет солнца. Желтый цвет у нас всегда символизировал добро и справедливость)
• Что держит орел в правой лапе? (Жезл. Это символ власти)
• Что держит орел в левой лапе? (Укороченный скипетр)
• А что еще изображено на гербе? (Георгий Победоносец)
• А что он держит в руке? (Копье. От этого копья получила название копейка)
• Форму какого предмета имеют гербы? (щит)
Игра: «Собери пословицу»
- С чего начинается Родина… со сказок, легенд, былин, потешек, пословиц, поговорок… С младенчества ребенок слышит родную речь. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
- Предлагаем вам вспомнить русские пословицы, поговорки.
Ваша задача собрать пословицу, из отдельных слов. Каждый из вас выбирает слова на карточках одинакового цвета:
1. Береги землю родимую, как мать любимую.
2. Человек без Родины, что земля без семени.
3. Та земля мила, где мать родила.
4. На чужой стороне и весна не красна.
Игра: «Скажи иначе пословицу»
(Раздаются карточки с тексом современных пословиц).
На карточках находятся пословицы других стран современных трактовок, предлагаем их прочитать и вспомнить аналог русских, уже знакомых вам пословиц.
- Переведите иностранную пословицу, поговорку на русскую, найдите аналог:
1. «Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идёт быстрее» (англ.) – «Баба с возу –кобыле легче».
2. «Голова – венец тела, а глаза – лучшие алмазы в том венце» (азерб.) – «Глаза – зеркало души».
3. «Тот не заблудится, кто спрашивает» (финн.) – «Язык до Киева доведёт».
4. «Разговорами риса не сваришь» (кит.) – «Соловья баснями не кормят».
Релаксация «Цветок в ладошках»
Всем участникам предлагается удобно сесть, закрыть глаза и представить, что они на зеленом лугу. (звучит релаксационная музыка со звуками природы).
«Представьте зеленый луг, ласковое солнце, поют птицы, журчит ручей. Появляется маленький, симпатичный, наивный и очень счастливый ребенок, он не знает печали, неуверенности, плохого настроения. Это вы в детстве, узнали себя? Малыш тянет к вам руки, он такой доверчивый и доброжелательный, и вы отвечаете ему тем же. Хочется радоваться и улыбаться, забыть все трудности жизни, почувствовать себя уверенным и счастливым. Вы берете малыша на руки, а он превращается в цветок в ваших ладошках, он прекрасен цветок детства, и вы несете его с собой по жизни. У кого-то он очень глубоко в душе, а кто-то часто видит его во сне, у кого-то это скромный, неприметный цветочек, а у кого-то яркий, бурный, запоминающийся. Они все хороши, цветы нашего детства. И если вам будет трудно, вы не сможете найти ответ на какой-то вопрос, вспомните малыша, подарившего вам цветок детства в ладошках, и я надеюсь, что это вам поможет почувствовать себя маленьким наивным, счастливым ребенком, а уж он- точно подскажет, как почувствовать себя счастливым. Открывайте глаза. Пора возвращаться.»
Дмитрий Лихачев сказал:
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству. А что такое Родина?. Родина – это то, где человек родился и вырос, где получил образование и встал на ноги. Каждый человек должен любить и защищать свою Родину. «Где родился, там сгодился», эту поговорку знают многие, но никто не задумывается о ее смысле. Так как же ее понимать? – Родить патриота нельзя, его надо воспитать.
Таким образом, у каждого из вас возникает свой образ родины, у кого-то он похож, у кого-то нет. А сейчас мы предлагаем вам по очереди продолжить фразу. «Я горжусь своей страной, потому что я?»
Спасибо дорогие коллеги, за ваше внимание!




Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 969.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
З адачи : •создание системы нравственно -патриотического воспитания; •воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, близким людям, своему дому, детскому саду , родной улице и городу; •формирование бережного и заботливого отношения к природе и ко всему живому; •воспитание уважения к людям разных профессий и результатам их труда; •развитие интереса к русскому народному творчеству, промыслам, традициям и обычаям русских людей; •расширение представлений о родной стране, ее столице, городах; •знакомство детей с государственной символикой : гербом, флагом, гимном; • ознакомление с историческим прошлым нашей Родины; •развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины; •формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям , народам, их традициям; •воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребенка
Р абота по нравственно патриотическому воспитанию дошкольников подразделяется на следующие блоки: 1. « Я и мое ближайшее окружение» 2. «Мой родной город, село, в котором я живу » 4. «Наша Родина - Россия» 5.«Защитники Отечества» 6. «Культура русского народа» 7. «Великие соотечественники» 3. «Мой родной край»
Работа педагогов по формированию нравственно - патриотических чувств у дошкольников ведется в нескольких направлениях: •духовно-образовательное (тематические занятия, беседы, чтение литературы, рассматривание иллюстраций ); • воспитательно -образовательное (развлечения, народные праздники, игровая деятельность) ; • культурно-познавательное (экскурсии, целевые прогулки, встречи с интересными людьми) ; • нравственно-трудовое (продуктивная деятельность, организация труда детей) .
«Деловая игра» «Современные подходы к организации нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников».
Семинар-практикум в ДОУ «Современные подходы к организации нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум в ДОУ «Современные подходы к организации нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников». Цель: повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме нравственно-патриотического вос
Семинар-практикум в ДОУ «Современные подходы к организации нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников».Цель: повысить образовательные, профессиональные, теоретические и...

Семинар-практикум в ДОУ «Современные подходы к организации нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников».
Семинар-практикум в ДОУ «Современные подходы к организации нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников».Цель: повысить образовательные, профессиональные, теоретиче...
Семинар- практикум в МДОУ "Детский сад "Мечта". Тема: «Современные подходы к организации нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников».
Цель: повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников, систематизировать знания и умения педаг...

Семинар-практикум в ДОУ «Современные подходы к организации нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников».
Семинар-практикум в ДОУ «Современные подходы к организации нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников»....

Семинар-практикум в ДОУ «Современные подходы к организации нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников». Цель: повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме нравственно-патриотического во
Семинар-практикум в ДОУ «Современные подходы к организации нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников».Цель: повысить образовательные, профессиональные, теоретиче...

Семинар-практикум в ДОУ «Современные подходы к организации нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников».
Семинар-практикум в ДОУ «Современные подходы к организации нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников».Цель: повысить образовательные, профессиональные, теоретичес...

Семинар-практикум в ДОУ «Современные подходы к организации нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников»
Повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников, систематизировать знания и умения педагогов п...
