Индивидуальное планирование работы с детьми в старшей группе Область «Познавательное развитие»
план-конспект занятия (старшая группа)

Малыгина Екатерина Сергеевна

(формирование элементарных математических представлений) посредством дидактических игр

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальное планирование работы с детьми в старшей группе

Область «Познавательное развитие»

(формирование элементарных математических представлений) посредством дидактических игр.

№ п\п

Время проведения

Тема, цель задания

Имя ребенка

Сентябрь

1

1 неделя

Д /и «Сколько?»

Цель: упражнять в счете на ощупь; развивать внимание.(4; 21)

Д/и «Чудесный мешочек»

Цель: закрепить количественные отношения между числами(5; 74)

Д/и «У кого столько же»

Цель: напомнить детям способ образования чисел 4 и 5; закрепить навыки счета в пределах 5; упражнять в различении геометрических фигур: круга, треугольника, шара, куба, цилиндра. (5; 75)

2

2 неделя

Д/и «Назови наоборот»

Цель: упражнять в воссоздании указанных размерных соотношений между предметами по длине и ширине, в подборе слов противоположного значения, характеризующих размер предметов. (5; 77)


Д/и «Назови скорей»

Цель: учить сравнивать предметы по длине путем складывания пополам и с помощью условной мерки; упражнять в счете в пределах пяти; учить увеличивать число на одну единицу.(4; 20)


Д/и «Покажи столько, сколько услышишь звуков»

Цель: развивать внимание, формировать умение выполнять инструкции воспитателя. (4; 16)



3.

3 неделя

Д/и «Какой цифры не стало?»

Цель: закрепить знание образования числа шесть; познакомить с цифрой шесть, учить называть числительные по порядку, правильно соотносить числительные с предметами.(4; 44)




Д/и «Не ошибись» с мячом

Цель: формировать умение считать от 1 до 6 на слух; развивать внимание, выдержку, умение выслушивать своего товарища.(4; 44)



Д/и «Разноцветные вагончики»

Цель: продолжать учить детей моделировать числа, отношение, зависимости между ними с помощью цвета и длины(4; 45)

4.

4 неделя

Д/и «Игра сложи фигуру»

Цель: продолжать учить различать и называть геометрические фигуры.(4; 17)

Д/и «Что изменилось»

Цель: правильно называть геометрические фигуры и их пространственное расположение; развивать зрительную память; логическое мышление; внимание(4; 46)

Д/и «Каждую фигуру на свое место»

Цель: дать представление об изменении геометрических фигур; познакомить с разновидностями округлых фигур (круги, овалы с разным соотношением осей). Показать, что формы предметов и их частей могут соответствовать разным вариантам фигур.(3; 76)

Октябрь

1.

1 неделя

Д/и «Столько же»

Цель: упражнять в счете в пределах семи; умении сопоставлять цифры с количеством выполненных упражнений(4; 62)

Д/и «Дома зверей»

Цель: развитие памяти, воображения, логического мышления, закрепление счета до семи.(2; 21)

Д /и «Считай – не ошибись»

Цель: закрепить усвоение порядка следования чисел натурального ряда, развивать память, мышление и сообразительность, упражнять в прямом и обратном счете(2; 22)

2.

2 неделя

Д/и «Найди такой же узор»

Цель: научить детей последовательно осматривать расчлененную орнаментальную форму, в известном порядке выделять, называть и запоминать её части (геометрические фигуры)(3; 77)

Д/и «Найди недостающую фигуру»

Цель: развивать логическое мышление и творческое воображение, комбинаторные способности(6; 101)

Д /и «Кто больше увидит»

Цель: развивать память, мышление, воображение.

(2; 24)

3.

3 неделя

Д/и «Цветочный магазин»

Цель: учить детей последовательному зрительному обследованию и словесному описанию формы предметов(3; 80)

Д/и «Раскрась шары»

Цель: развивать память, воображение; закрепить форму и цвет(2; 24)

Д/и «Кто назовет больше»

Цель: узнавать геометрические фигуры в окружающих предметах(4; 61)

4

4 неделя

Д/и «Куда покатился мячик?»

Цель: упражнять в ориентировке на ограниченной плоскости: вправо – вниз, влево – вверх и т.д.(4; 24)

Д/и «Скажи, где?»

Цель: закрепить умение различать геометрические фигуры; определять положение предметов на листе бумаги: вверху, внизу, слева, справа, посередине.(5; 91)

Д/и «Сосчитай и разложи»

Цель: учить находить направление на плоскости: слева, справа, посередине (5; 93)

Ноябрь

1 неделя

Д/и «Какой цифры не стало?»

Цель: закрепить навыки счета до 8 и обратно, развивать внимание(4; 82)



Д/и «Живые цифры»

Цель: продолжать учить считать в пределах восьми; находить и называть «соседей» любого числа(4; 82)



Д/и «Посчитай»

Цель: продолжать учить детей сравнивать стоящие рядом числа в пределах 8; упражнять в порядковом счете(4; 84)



2

2 неделя

Д/и «Игра с палочками»

Цель: закреплять умение сравнивать палочки по длине, образовывая относительные прилагательные (длиннее, короче)(4; 58)

Д/и «Сравни ленточки»

Цель: упражнять в сравнении предметов по ширине и длине; продолжать учить детей отвечать на вопросы предложением(4; 60)

Д/и «Бантики для куклы»

Цель: учить измерять длину предмета с помощью условной мерки(4; 65)

3

3 неделя

Д/и «Что изменилось?»

Цель: познакомить с образованием числа девять и цифрой девять; учить считать в пределах девяти.(4; 90)

Д/и «Обратный счет» с мячом

Цель: продолжать учить называть предыдущее и последующее число; учить обратному счету, а также делать простейшие умозаключения.)(4; 91)

Д/и «Какой цифры не стало?»

Цель: упражнять в счете до девяти, учить соотносить цифру с числом.(4; 98)

4

4 неделя

Д/и «Игра с палочками» (головоломки)

Цель: развивать память, логическое мышление, воображение; закреплять знания о свойствах и отличительных признаках геометрических фигур, развивать мелкую моторику.(2; 29)

Д/и «Головоломка» (счетные палочки)

Цель: развивать аналитическую деятельность, внимание, логическое мышление.(6; 106)

Д/и «Посчитай и ответь»

Цель: учить составлять четырехугольник из счетных палочек; упражнять в счете в пределах десяти и в счете на слух; развивать логическое мышление.

Декабрь

1

1 неделя

Д/и «Хлопни в ладоши при счете»

Цель: упражнять в счете от 1 до 10 и обратно с хлопаньем в ладоши при каждом счете.(2; 34)

Д/и «Всем ли девочкам хватит конфет»

Цель: закрепить счет в пределах десяти; учить сравнить множество способом опосредованного сравнения.(2; 36)

Д/и «Цифры по порядку»

Цель: закрепить знание цифр и чисел натурального ряда; способствовать усвоению счета и отсчета в пределах десяти.(1; 183)

2

2 неделя

Д/и «Город Треугольников, и город Четырехугольников»

Цель: развивать творческое воображение умение анализировать, ориентироваться в пространстве.(6; 122)

Д/и «Город Кругов»

Цель: развивать логическое мышление; закреплять умение ориентации на плоскости умение анализировать.(6; 124)

Д/и «Что где находится?»

Цель: упражнять в ориентировке на листе бумаги; продолжать учить детей сравнивать предметы (числа); развивать внимание, логическое мышление.(4; 122)

3

3 неделя

Д/и «Вчера, сегодня, завтра» с мячом.

Цель: закрепить понятия «вчера, сегодня, завтра», развивать связную речь (4; 68)

Д/и «Дни недели»

Цель: уточнить представления о днях недели; учить связывать название каждого дня с его порядковым номером(4; 105)

Д/и «Назови день недели» (игра с мячом)

Цель: познакомить детей с названиями дней недели; развивать внимание, мышление.(4; 113)

4

4 неделя

Д/и «Найди фигуру»

Цель: продолжать учить различать и называть геометрические фигуры, развивать логическое мышление, память; развивать внимание способность управлять своим поведением.(4; 98).

Д/и «Проложи маршрут»

Цель: развивать умение ориентироваться на плоскости анализировать, творчески мыслить.(6; 121)

Д/и «Что изменилось?»

Цель: закрепить название геометрических фигур; развивать внимание, логическое мышление(4; 123)

Январь

1

2 неделя

Д/и «Сосчитай»

Цель: показать образование числа 10 и научить вести счет предметов в пределах 10, согласовывая числительные с существительными в роде и числе.(5; 101)

Д/и «Пять математических корзинок»

Цель: закрепить счет, познакомить с составом числа первого десятка с помощью зрительного, слухового и тактильно- осязательного анализаторов; способствовать совершенствованию мелкой моторики руки ребенка.(1; 232)

Д/и «Обратный счет» с мячом

Цель: закреплять прямой и обратный счет до десяти.(4; 111)

2

3 неделя

Д/и «Загадка без слов» (Блоки Дьенеша)

Цель: учить анализировать сравнивать классифицировать и обобщать предметы сразу по трем свойствам (цвету, форме, размеру; цвету, размеру и толщине)(4; 62)

Д/и «Составь узор» (Блоки Дьенеша)

Цель: учить детей классифицировать геометрические фигуры по трем признакам: цвет, форма, величина; развивать умение находить геометрические фигуры по знакам.(4; 64)

Д/и «Какой фигуры не хватает?» (Блоки Дьенеша)

Цель: закрепить пространственные ориентировки (справа, слева, посередине); развивать умение мыслить, рассуждать.(4; 104)

3

4 неделя

Д/и «Сравни»

Цель: учить детей различать квадрат и прямоугольник, развивать комбинаторские способности(5; 108)

Д/и «Сравнение квадрата и прямоугольника»

Цель: закрепить представление детей об основных признаках квадрата и прямоугольника(4; 115)

Д/и «Пифагор»

Цель: упражнять детей в сравнении треугольников и квадратов по размеру, составлении из них новых геометрических фигур(5; 109)

Февраль

1

1 неделя

Д/и «Чудесный мешочек»

Цель: продолжать учить называть геометрические тела (шар неустойчивый, куб устойчивый, цилиндр может стоять, но может и катиться)(4; 119)

Д/и «На что похож шар?»

Цель: продолжать учить находить предметы, похожие на геометрические тела в окружающей среде, правильно называть; развивать внимание(4; 120)

Д/и «Сравни»

Цель: закрепить у детей представление о шаре, кубе, цилиндре; упражнять в воссоздании фигур, больших и меньших по образцу(5; 113)

2

2 неделя

Д/и «На что похоже?»

Цель: продолжать упражнять в различении и назывании геометрических фигур; развивать воображение, логическое мышление, связную речь(4; 101)

Д/и «Мы составляем петрушку»

Цель: формировать у детей умение расчленять сложную форму предмета на элементы, соответствующие нескольким геометрическим образцам(3; 83)

Д/и «Мастер с молотком»

Цель: продолжать формировать умение расчленять сложную форму предмета на элементы, соответствующие нескольким геометрическим образцам(3; 84)

3

3 неделя

Д/и «Шел по городу волшебник»

Цель: развивать творческое мышление, фантазию.(6; 121)

Д/и «Угадай, что придумали взрослые» (знаки правил дорожного движения)

Цель: развитие фантазии, воображения, памяти, мышления.(2; 27)

Д/и «Вьетнамская игра»

Цель: развивать аналитическую деятельность, умение классифицировать, работать с кодовыми карточками(2; 49)

4

4 неделя

Д/и «Разложи предметы по порядку»

Цель: учить детей раскладывать веревочки в порядке возрастания и убывания длины.(1; 274)

Д/и «Палочки в ряд»

Цель: упражнять детей последовательному расположению в ряд элементов разной длины по убыванию(3; 88)

Д/и «Измерь»

Цель: упражнять в измерении длины с помощью условной мерки; закреплять умение детей отвечать распространенными предложениями(4; 126)

Март

1

1 неделя

Д/и «Что ты видишь?»

Цель: развивать у детей внимание, воображение(4; 77)

Д/и «Танграм»

Цель: упражнять детей в умении осуществлять зрительно-мыслительный анализ возможного способа расположения фигур, проверяя его практически.(4; 96)

Д/и «Из каких фигур составлен дом?»

Цель: продолжать учить детей анализировать, сравнивать; развивать воображение, внимание.(4; 111)

2

2 неделя

Д/и «С палочками»

Цель: продолжать учить строить геометрические фигуры по общему количеству палочек, соотносить размер фигуры с длиной его стороны(4; 112)

Д/и «Сложи фигуру»

Цель: закрепить представления о длине (самая длинная, короче, самая короткая); пространственные ориентировки (справа, слева, посредине)(4; 120)

Д/и «Волшебный круг»

Цель: развивать логическое мышление, внимание(4; 125)

3

3 неделя

Д/и «Посчитаем, поиграем»

Цель: продолжать упражнять в увеличении и уменьшении числа на одну единицу.(4; 125)

Д/и «Вставь пропущенные цифры»

Цель: продолжать учить различать и называть цифры в пределах десяти; развивать внимание.(4; 139)

Д/и «История про трамвай»

Цель: продолжать учить детей сравнивать смежные числа(каждое следующее число больше предыдущего)(4; 140)

4

4 неделя

Д/и «Неделька, стройся»

Цель: упражнять в названии последовательности дней недели; развивать внимание; формировать навыки самоконтроля.(4; 134)

Д/и «Скажи наоборот»

Цель: продолжать учить подбирать слова, противоположные по смыслу.(4; 139)

Д/и «Что бывает раньше: среда или пятница»; «Назови третий день недели (четвертый и т.д.)»(и др.)

Цель» развивать логическое мышление, внимание, память.(4; 141)

Апрель

1

1 неделя

Д/и «Собери фигуру»

Цель: продолжать учить собирать разные геометрические фигуры; развивать мелкую моторику пальцев рук.(4; 137)

Д/и «Продолжи ряд»

Цель: закрепить знания о четырехугольниках; развивать логическое мышление.(4; 142)

Д/и «Кого не хватает?»

Цель: развивать память, логическое мышление, творческое воображение, умение анализировать.(6; 133)

2

2 неделя

Д/и «Поиск девятого»

Цель: развивать пространственное мышление, комбинаторные способности(6; 135)

Д/и «Сколько гостей у лисы»

Цель: продолжать упражнять в порядковом счете до 10; развивать внимание, воображение.(4; 144)

3

3 неделя

Д/и «Придумай сам»

Цель: учить детей создавать образы предметов сложной формы из геометрических фигур по замыслу; развивать воображение, внимание, память(3; 86)

Д/и «Большая башня»

Цель: упражнять в последовательном расположении (в ряд) элементов разной величины, используя правило: «Каждый раз самый большой»(3; 88)

4

4 неделя

Д/и «Измерь»

Цель: учить с помощью условной мерки определять объём жидкости(4; 124)

Д/и «Живая вода»

Цель: формировать представление о том, что сравнивать объём жидкости можно только тогда, когда измерения ведутся одной меркой; вырабатывать практические навыки измерения объёма с помощью условной мерки.(4; 138)

Май

1

1 неделя

Д/и «Назови соседей»

Цель: продолжать учить детей сравнивать смежные числа с опорой на наглядный материал; показать, что для определения порядкового места предмета среди других существенное значение имеет направление счета(4; 128)

Д/и «Сколько?»

Цель: учить детей сравнивать смежные числа с опорой на наглядный материал; продолжать закреплять навыки порядкового счета(5; 120)

Д/и «Кто знает, пусть дальше считает»

Цель: упражнять в счете в пределах десяти; развивать внимание; формировать навыки самоконтроля(4; 134)

2

2 неделя

Д/и «Что, где?»

Цель: упражнять в ориентировке на листе бумаги; продолжать учить задавать вопросы, используя слова «сколько», «слева», «справа», «внизу», «вверху» (4; 133)

Д/и «Разложи правильно»

Цель: упражнять в ориентировке на листе бумаги, учить задавать вопросы, используя слова: «слева», «справа», «под», «между» и т.д. (5; 109)

3

3 неделя

Д/и «Разделим прямоугольник»

Цель: упражнять в делении прямоугольника на две и четыре равные части путем складывания по диагонали; отражать в речи действие и результаты деления(4; 80)

Д/и «Разделим квадрат»

Цель: упражнять в делении квадрата на две, четыре равные части; учить показывать одну четвертую(4; 135)

Д/и «Составь целое из частей»

Цель: Учить детей делить предметы на 2 и 4 равные части складыванием и разрезанием, устанавливать отношение между целым и частью. (5; 117)

4

4 неделя

Д/и «Дорисуй»

Цель: развивать творческое воображение, логическое мышление, умение предвидеть результаты деятельности, сравнивать.(6; 137)

Д/и «Кто назовет больше геометрических фигур?»

Цель закрепить знания о геометрических фигурах, правильно называть их.(6; 139)

Д/и «Повторение»

Цель: упражнять в прямом и обратном счете в пределах десяти, называть «соседей» числа; закрепить название частей суток; упражнять в ориентировке на листе бумаги(4; 148)

Список используемой литературы:

1. Бондаренко Т.М «Комплексные занятия в старшей группе детского сада»- Воронеж: ИП Лакоценин С.С., 2009

2.Волчкова.В.Н., Степанова Н.В «Конспекты занятий в старшей группе детского сада»- Воронеж : Учитель, 2004

3.Венгер Л.А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников» - Москва: Просвещение, 1978

4. Казинцева Е.А., Померанцева И.В. «Формирование математических представлений» (в ст.гр.)- Волгоград: Учитель, 2007

5.Метлина Л.С. «Занятия по математике в детском саду»- Москва: Просвещение, 1985

6.Михайлова З.А., Иоффе Э.Н. «Математика от трех до семи»- СПб.: «Детство- пресс», 1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты