Игровые технологии как основа развития детей дошкольного возраста
консультация (младшая группа)

Баландина Ольга Анатольевна

Народное творчество для развития маленьких детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii.docx19.02 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые технологии как основа развития детей дошкольного возраста

В речевом развитии ребенка раннего возраста главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счет комплексного использования  разнообразных методов и приемов.

  1. Занятие в форме игр-инсценировок, игр драматизаций.
  2. Чтение художественной литературы
  3. Игры и упражнения, развивающие речевую активность
  4. Игровые ситуации
  5. Общение

Хочется остановится на приеме использования народных игр, так как прием позволяет развивать речь детей в доступной и интересной для детей форме и дает хорошие результаты. В произведениях устного народного творчества заложен тонкий смысл, решаются следующие задачи:

 - Восприятие звуковой речи. Например,- потешки отлично развивают речевой слух ребенка; умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышенные и пониженные голоса.

- обогащение словаря.

Фольклорные произведения содержат много красочных и ярких словесных картинок, что позволяет обогащать детский словарный запас. Народные игры сопровождаются потешками прибаутками с множеством повторов, где неоднократно произносятся отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишия. Все это способность запоминанию слов, а затем активному их употреблению

- формирование грамматического строя речи

- развитие монологической и диалогической речи

- развитие мелкой моторики

Народные игры как способ воспитания детей высоко оценивали К.Д. Ушинский, Е. М. Водоводова, Е.И. Тихеева, П.Ф. Лесгафт. Ушинский подчеркивал ярко выраженную направленность народных игр. По его мнению, каждая народная игра содержи в себе доступные формы обучения, она побуждает детей к игровым действиям, общению со взрослыми. Характерной особенностью народных игр является обучающее содержание, которое подается в игровой форме.

Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш век. В них наиболее полно проявляются такие особенности народного воспитания, как естественность, непрерывность, массовая комплектность, завершённость. И что еще очень важно – в процессе игры дети очень рано включаются в  самовоспитании, которое в данном случае происходит без заранее поставленной цели – стихийно.

Методические рекомендации по применению игровых технологий в образовательном процессе ДОО

Использование народных игр , песенок, потешек, приговорок в совместной деятельности с малышами доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Большинство произведений устного народного творчества создавались с целью развития двигательной активности малыша, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребенок, тем больше участков мозга включается в работу. Немаловажное значение народных игр состоит в том, что они удовлетворяют потребность малыша в эмоциональном и тактильном (прикосновение, поглаживание) контакте с взрослыми. Большинство детей, по своей природе любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки. устное народное творчество как раз способствует насыщению потребности в ласке, в физическом контакте. Целенаправленное и систематическое использование народных игр в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющего его успешность общего развития в дошкольный период детства. При проговаривании этих произведений воспитатель должен обеспечить понимание содержания его детьми, благодаря эмоциональной окраске речи, изменению тембра голоса. Таким образом, восстанавливает и речевое взаимодействие с ребенком, развивается образное восприятие и наглядно-образное мышление особую значимость приобретают народные игры в первые дни жизни ребенка в детском саду.

В период привыкания к новой обстановке ребенок скучает по дому, маме, он еще не может общаться с другими детьми. Воспитатель может подобрать, рассказать потешку, которая может установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию. Учитывая, что многие народные произведения позволяют ставить любое имя, не изменяя содержание, можно в адаптационный период использовать такие потешки:

- Кто у нас хороший?

- Кто у нас пригожий?

- Имя ребенка – Хороший!

- Имя ребенка – Пригожий!

Ласковое обращение к ребенку создает эмоционально положительный фон, снимает напряжение, успокаивает, радует ребенка. Благодаря такому приему ребенок не только легче перенесет адаптацию, но и быстрее развивается его речь, память и мышление, так как многие произведения содержат в себе пальчиковые игры, а это развитие мелкой и развитие связной речи.

Поэтому, в работе с детьми раннего возраста нужно постоянно применять художественное слово во всех режимных моментах ( кормление, одевание, прогулка, игры и т. д.). Дети при этом запоминают игровые приемы и раньше начинают разговаривать, общаться со взрослыми и между собой.

Не маловажную роль нужно отдать и подвижным играм. В этих играх присутствует текст потешки, стихов. Дети выполняют движения согласного тексту. При этом развивается эмоциональный отклик у детей, поднимается настроение. Дети учатся играть рядом, согласованно, уступать друг другу. А самое главное слышать друг друга.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии как основа развития детей дошкольного возраста

«Игра – ведущий вид деятельности для ребёнка» - эта фраза известна каждому педагогу. Ребёнок развивается в игре, обучающий материал, преподнесённый через игру усваивается лучше, запоминается на дольше...

Консультация для родителей «Игровые технологии как основа развития детей дошкольного возраста»

В речевом развитии ребёнка раннего возраста главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счёт комплексного использования разнообразных методов и приемов построенных на ведущем...

Игровые технологии,как основа развития детей дошкольного возраста.

Использование народных игр, песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с малышами доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребёнка словами способствует непроизвольному обучен...

: Игровые технологии как основа развития детей дошкольного возраста

В речевом развитии ребёнка раннего возраста главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счёт комплексного использования разнообразных методов и приемов: 1. Занятия в фор...

Консультация для родителей «Игровые технологии как основа развития детей дошкольного возраста»

В произведениях устного народного творчества заложен тонкий педагогический смысл. Они направлены на решение следующих задач:- воспитание звуковой культуры речи. Например,  по...

Выступление на педсовете «Игровые технологии как основа развития детей дошкольного возраста»

Выступление на педсовете «Игровые технологии как основа развития детей дошкольного возраста»                          ...