«Совершенствование речевой коммуникации и связного высказывания заикающихся дошкольников - как одного из важнейших компонентов готовности к школьному обучению»
консультация (подготовительная группа)
Консультация для педагогов ( из опыта работы).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад №38 «Солнышко» комбинированного вида г. Орска»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«Совершенствование речевой коммуникации
и связного высказывания заикающихся дошкольников - как одного из важнейших компонентов готовности к школьному обучению»
Выполнил :
Воспитатель высшей
квалификационной категории
Хитрикова Ольга Михайловна
Совершенствование речевой коммуникации и связного высказывания заикающихся дошкольников - как одного из важнейших компонентов готовности к школьному обучению.
Основная задача нашей коррекционной группы - коррекция речевого дефекта и подготовка к школьному обучению.
Если понимать готовность к школьному обучению только в овладении коррекционными учебными навыками (читать, писать), то она будет неэффективной в условиях обучения, требующего от детей проявления речевой активности и инициативы, умения работать в группе, анализировать и обобщать получаемую информацию, доказывать свою собственную точку зрения.
Поэтому наиболее продуктивным показателем готовности к школьному обучению являются новообразования, возникающие во всех сторонах психического развития дошкольников и представляющие собой результат всей его дошкольной жизни.
Сегодня я остановлюсь на основных направлениях, этапах коррекционной работы с заикающимися дошкольниками, которые имеют наряду с основной задачей - компенсацией речевого дефекта - задачу формирования коммуникативной деятельности.
Основу предполагаемой системы коррекционной работы составляет учение Розалии Евгеньевны Левиной, в которой заикание определяется «как расстройство речи с преимущественным нарушением ее коммуникативной функции». То есть при анализе и коррекции заикания необходимо учитывать наряду с уровнем общения ребёнка и состояние его внеречевых процессов, участвующих в акте общения.
В соответствии с данным определением главным направлением коррекционного воздействия являются:
- Нормализация внеречевых процессов;
- Восполнение пробелов в формировании коммуникативной деятельности.
Первое направление - это своеобразный базис для всего коррекционного обучения и прежде всего для овладения коммуникативными умениями и навыками. Главная цель этого направления состоит в развитии общей и речевой организованности, котора, по Л.С. Выготскому, предполагает формирование полноценного общего и речевого поведения: наблюдательности, устойчивости и распределения внимания, контрольных и оценочных действий.
Второе направление - развитие умений и навыков общения для адекватного, свободного, активного использования их в разнообразных коммуникативных ситуациях (с разными собеседниками и на разные темы).
Восполнение пробелов происходит в определённой последовательности и в соответствии с общей линией формирования в онтогенезе коммуникативных процессов и речевой деятельности. Как известно, основная линия развития речи заключается в переходе от ситуативной речи к развёрнутым связным высказываниям, т.е речи контекстной.
Согласно Л.С. Выготскому, сначала слово идёт вслед за действием и лишь фиксирует его результат.
На следующий ступени речь сопровождает действие и идёт параллельно ему.
Затем словесная формулировка начинает опережать ход его выполнения, т.е речь начинает предварять действие. Возникает планирующая регулирующая функции речи.
Эту линию развития речи мы стараемся использовать в процессе коррекционного обучения. Но это происходит не путем механического повторения, а в процессе активного взаимодействия ребенка с другими людьми. В ходе коррекционного обучения предусмотрено постепенное обучение детей общению сначала с одним, а затем с несколькими собеседниками. В течении учебного года в общении с детьми используем 6 моделей общения:
- «взрослый - ребенок»
- «взрослый - дети»
- «взрослый - ребенок - ребенок»
- «ребенок - ребенок»
- «ребенок - дети»
- «дети- дети»
Коррекционная работа с заикающимися детьми проводится в течение одного года в 4 этапа. Каждый из этапов предполагает последовательное усложнение коммуникативной деятельности и совершенствование внеречевых процессов.
- й этап (30-32 занятий)- сентябрь, октябрь, ноябрь.
Первое направление - упорядочивание внеречевых заикающихся детей (развитие устойчивости, внимания, наблюдательности, способности быстро включаться в деятельность).
Второе направление - овладение базовыми коммуникативными умениями и навыками (воспринимать, усваивать, реагировать на предъявляемую информацию). Модель общения: «взрослый - ребенок», «взрослый - дети».
Данный этап мы называем подготовительным, так как на этом этапе дети учатся внимательно слушать задание, ориентироваться в его условии, точно выполнять инструкцию логопеда и воспитателя, не отвлекаясь при ее выполнении, проверять результаты проделанной работы. В начальный период обучения объем речи детей является минимальным и состоит из однословных ответов на вопросы педагога (модель общения «взрослый - ребенок»).
Педагог так строит систему вопросов, что они направлены на анализ материала, выделения его частей, их краткую характеристику.
Постепенно дети отбирают те элементы информации, которые необходимы для краткого , точного ответа на вопрос педагога.
Смысловое ограничение речи рамками данного вопроса и опора на наглядность позволяет предотвратить сумбурности, неорганизованности в речи детей.
Материалом для формирования коммуникативных навыков служат упражнения из программы детского сада о форме, цвете, размере (игры «запомни и повтори», «чем похожи?, чем отличаются?»).
- й этап (35 занятий) - декабрь, январь, февраль.
Первое направление -
- формирование навыков произвольной деятельности ( формирование навыков произвольного внимания, способности к переключению, контрольных действий);
- Формирование общего и речевого поведения.
Второе направление - закрепление умений, усвоенных на 1-м этапе (модель общения: «взрослый - ребёнок»). Формирование умений и навыков, необходимых для реализации взаимодействия между двумя детьми (модель общения : «ребёнок - ребёнок»).
Модель общения : «взрослый - ребёнок», «взрослый - дети», «взрослый - ребёнок - ребёнок», «ребёнок-ребенок».
Если на 1-м этапе приоритетное значение отводится 1-му направлению (нормализации внеречевых процессов - как базы для совершенствования коммуникативной деятельности), то на 2-м этапе ведущее значение приобретает 2-е направление - восполнение пробелов в коммуникативной деятельности.
На протяжении 2 этапа коррекционного обучения закрепляются умения и навыки коммуникативной деятельности (модель «взрослый - ребёнок») и начинается овладение коммуникативными умениями и навыками взаимодействия со сверстниками (модель «взрослый - ребёнок - ребёнок»», «ребёнок - ребёнок»).
Необходимое условие - это умение ребёнка привлечь внимание сверстника к себе, установить эмоциональный контакт, слушать и понимать собеседника, находить компромисс, достигать согласованности действия со сверстниками. Пример совместных действий : шёпотом договариваться о стратегии работы, в заключении они должны продемонстрировать результат совместной работы группе сверстников.
- й этап (40занятий) - март, апрель, май.
Первое направление - закрепление умений и навыков регулирования собственного поведения (общего, речевого).
Второе направление- закрепление базовых коммуникативных умений и навыков, усвоенных на предыдущих этапах. Формирование коммуникативных умений и навыков в модели «ребенок- дети». Модели общения «ребенок- ребенок», «ребенок - дети», «дети- дети».
Создаются ситуации в которых каждый ребенок учится выступать в роли активного и ответственного участника коммуникативного процесса - ведущего в различных играх, режиссера при драматизации социально- бытовых ситуаций (игры типа: «позвони товарищу, узнай здоровье»). Эта роль ведущего требует от ребенка организованности, умения формулировать задание детям, словом корректировать действия товарищей.
Наша задача воспитателя и логопеда заключается в предоставлении каждому ребенку возможности выступить в роли ведущего.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Активизация речемыслительной деятельности у дошкольников как важного фактора готовности к школьному обучению»
Понятие развития речемыслительной деятельности включает в себя формирование процессов мышления, речи, общения, которые неотделимы друг от друга, тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. От уровн...

Мой педагогический опыт «Развитие познавательных процессов, как одного из важнейшего компонента подготовки детей к обучению в школе»
Цель: подготовка ребенка к школьной жизни, новой ведущей деятельности, развитие и коррекция познавательных и коммуникативных способностей ребенка, преодоление факторов дезадаптации за счет выравн...

Информация для родителей "Компоненты готовности к школьному обучению"
Информация, которую должен знать родителей при подготовке ребенка к школе......

Консультация для родителей «Активизация речемыслительной деятельности у дошкольников как важного фактора готовности к школьному обучению».
Консультация для родителей: «Активизация речемыслительной деятельности у дошкольников как важного фактора готовности к школьному обучению». Развитие речи представляет собой сложный мн...

Консультация «Развитие оптико-пространственных функций у старших дошкольников как компонента готовности к школьному обучению»
В настоящее время отмечается тенденция снижения готовности детей к обучению в школе. Известно, что примерно у 30% детей к 7 годам отмечаются нарушения или дефицит зрительно-пространственного восприяти...

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
Проблема психологической готовности к школе в последнее время стала очень популярной среди исследователей различных специальностей.Психологи, педагоги, физиологи изучают и обосновывают критерии готовн...
