Проект по ранней профориентации дошкольников с ОВЗ «Профессии наших родителей»
методическая разработка (старшая группа)
Тема проекта: «Профессии наших родителей»
Возрастная группа: дети дошкольного возраста (5-7 лет).
Тип проекта: познавательно-творческий, интегративный.
Проблема: недостаточная осведомленность детей о многообразии профессий и особенностях трудовой деятельности их родителей.
Цель: расширить знания учащихся о мире профессий на примере трудовой деятельности их родителей, способствовать формированию уважительного отношения к труду взрослых и развивать социальные и коммуникативные навыки детей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 42.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 1 «Образовательный центр» имени 21 армии Вооруженных сил СССР п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области структурное подразделение Детский сад «Солнышко»
Проект по ранней профориентации дошкольников с ОВЗ
«Профессии наших родителей»
(для детей 5-7 лет)
Номинация «Мир профессий»
Чибирева Ольга Юрьевна, воспитатель
п.г.т. Стройкерамика
2024 год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА .
Тема проекта: «Профессии наших родителей»
Возрастная группа: дети дошкольного возраста (5-7 лет).
Тип проекта: познавательно-творческий, интегративный.
Проблема: недостаточная осведомленность детей о многообразии профессий и особенностях трудовой деятельности их родителей.
Цель: расширить знания учащихся о мире профессий на примере трудовой деятельности их родителей, способствовать формированию уважительного отношения к труду взрослых и развивать социальные и коммуникативные навыки детей.
Задачи проекта:
Обучающие | Познакомить детей с многообразием профессий и их значением в обществе. |
Развить навыки представления информации, помочь детям описывать профессии родителей, поддерживать интерес к миру профессий. | |
Развивающие | Стимулировать познавательную активность и интерес к окружающему миру. |
Развивать навыки общения, работы с информацией, анализа и критического мышления. | |
Улучшить коммуникативные способности учащихся, включая умения активного слушания и аргументации. | |
Воспитательные | Воспитывать уважение к труду взрослых и формировать позитивное отношение к различным профессиональным сферам. |
Способствовать укреплению семейных связей и развитию сотрудничества между школой и семьей. | |
Формировать чувство ответственности и уважения к труду, поддержку активного слушания и взаимодействия с родителями. |
Количество часов: 8 занятий по 30 минут.
Сроки реализации: проект планируется как краткосрочный и рассчитан на 1 месяц
Направленность (вид нозологии). Проект ориентирован на общеразвивающее направление с учетом возрастных и психофизиологических особенностей детей.
Ожидаемые результаты:
- Уровень знаний учащихся: дети освоят базовые представления о профессиях, их значении и особенностях, узнают, чем занимаются их родители.
- Развитие познавательной активности: повышение интереса к труду, развитие навыков анализа и описания профессиональной деятельности.
- Формирование коммуникативных и социальных навыков: улучшение навыков общения, способность к активному слушанию, формирование уважительного отношения к различным видам деятельности.
- Укрепление семейных связей: усиление взаимодействия между родителями и детьми, создание условий для семейного сотрудничества в учебном процессе.
- Продуктивная деятельность детей: формирование стенгазеты, альбомов с творческими рассказами и иллюстрациями.
Используемые технологии:
- Проектные технологии: направлены на развитие навыков сотрудничества с родителями в изучении информации о профессиях.
- Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ): используются для представления информации (презентации, видеоролики о профессиях) и оформления итоговых материалов (стенгазеты, альбомы).
- Игровые технологии: ролевые игры, мини-экскурсии, что повышает интерес детей к участию в проекте и способствует лучшему усвоению материала.
- Проблемное обучение: метод беседы с постановкой вопросов для развития критического мышления и активизации познавательной деятельности.
Методы:
Методы работы с информацией | Интервьюирование родителей и беседы с детьми о профессиях. |
Использование интерактивных заданий, анкетирования. | |
Методы творческого подхода | Изобразительная деятельность, создание рисунков на тему профессий. |
Творческое сочинительство и составление рассказов о профессиях родителей. | |
Методы организации групповой деятельности | Групповые игры, работа над стенгазетой. |
Совместные беседы и обсуждения. | |
Методы активного слушания и взаимодействия | Диалог и активное слушание для формирования открытой и уважительной атмосферы общения. |
Необходимые технические средства:
- Мультимедийное оборудование (проектор, компьютер) для демонстрации материалов о профессиях.
- Канцелярские принадлежности: бумага, карандаши, фломастеры для рисования и создания стенгазеты.
- Литература о профессиях (книги и материалы для чтения).
- Листы А4 для записей и составления рассказов.
Ресурсное обеспечение:
- Методические материалы: книги о профессиях, анкетирование родителей и детей для выявления знаний о профессиях родителей.
- Демонстрационные материалы: плакаты, иллюстрации с изображением профессий.
- Вспомогательные материалы: шаблоны для рисунков, задания для ролевых игр.
Ожидаемый результат: повышение уровня знаний о профессиях, формирование уважительного отношения к труду, улучшение коммуникативных навыков и укрепление взаимодействия между родителями и детьми.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Проект «Профессии наших родителей» направлен на удовлетворение важной социальной и педагогической потребности — ознакомление младших школьников с миром профессий и формирование уважения к труду взрослых. В условиях современного общества, когда у детей ограниченные возможности для непосредственного знакомства с профессиональной деятельностью родителей, возникает необходимость в создании таких учебных инициатив. Проект способствует формированию социальной ориентированности, коммуникативных навыков и расширению кругозора детей, что актуально для их личностного и социального развития.
Степень новизны:
- Проект основан на активном участии родителей, что не только повышает мотивацию детей, но и создает более тесное взаимодействие между семьей и детским садом. В проекте используются разнообразные методы вовлечения, такие как анкетирование родителей и совместные мероприятия с детьми.
- В проекте используется анкетирование и интервью, что позволяет лучше узнать профессиональную деятельность родителей и адаптировать проект к интересам и особенностям каждой семьи. Привлечение родителей к образовательной деятельности является важным шагом для обеспечения более тесной связи.
- Внедрение информационно-коммуникационных технологий и проектных методик позволяет представить информацию о профессиях в интересной и доступной форме для детей.
Стратегии достижения поставленной цели:
Проект направлен на решение важной педагогической проблемы — нехватки знаний у детей о профессиях и недостатка взаимодействия между семьей и школой. Через знакомство с профессиями родителей дети развивают уважение к труду, получают первоначальные представления о профессиональной ориентации и расширяют социальное сознание.
Выбор методов и подходов в проекте тщательно обоснован. В основе проекта лежит практико-ориентированный подход, который активизирует познавательные интересы детей и способствует их вовлечению в процесс обучения. Данный подход позволяет создать среду, ориентированную на активное взаимодействие и совместную деятельность детей и родителей.
В работе применяются игровые методы, которые поддерживают интерес и облегчают усвоение материала. Метод беседы помогает детям выразить свои мысли, задать вопросы и обмениваться мнениями о профессиях, тем самым развивая коммуникативные навыки. Использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) делает обучение наглядным, а занятия более интерактивными и интересными.
Этапы работы над проектом "Профессии наших родителей"
Проект "Профессии наших родителей" охватывает несколько ключевых этапов, в ходе которых дети, их родители и педагог последовательно знакомятся с различными профессиями и развивают социальные, коммуникативные и познавательные навыки. На каждом этапе реализуются различные методы и подходы, направленные на формирование уважительного отношения к труду, профессиональной ориентации и семейных ценностей.
1. Подготовительный этап
Цель этапа: Подготовить родителей и детей к участию в проекте, определить цели и задачи, создать необходимые материалы и наладить контакт с семьями.
Деятельность:
- Формулировка целей и задач проекта.
- Основной задачей является приобщение детей к понятию "профессия" и формирование у них уважительного отношения к труду родителей. Это позволяет проекту быть не только образовательным, но и социально значимым, укрепляя семейные связи.
- Педагог определяет воспитательные, образовательные и развивающие задачи, что помогает выстроить структуру дальнейших мероприятий.
- Анкетирование родителей и детей.
- Для определения начального уровня знаний и интересов детей проводится анкетирование, в ходе которого родители отвечают на вопросы о своей профессии, а дети делятся своими представлениями о мире труда. Такой метод позволяет учитывать индивидуальные особенности каждой семьи, что повышает мотивацию к участию.
- Анкетирование позволяет собрать информацию для дальнейшего планирования занятий и учитывать интересы детей.
- Подбор методической литературы и наглядных материалов.
Отбор иллюстрированных книг, картинок и других материалов с учетом возраста детей. Эти материалы будут использоваться для создания образов профессий и иллюстрации тем занятий.
- Ознакомление родителей с проектом.
Педагог проводит собрание для родителей, где рассказывает о целях и задачах проекта, а также его значении для развития детей. Обсуждаются возможные формы участия родителей, например, выступления на занятиях.
2. Основной этап
Цель этапа: Вовлечь детей и родителей в процесс знакомства с профессиями через практическую, познавательную и творческую деятельность. Задачи на этом этапе — предоставить детям возможности для исследования профессий, развить интерес к окружающему миру и воспитать уважительное отношение к труду.
Деятельность:
Работа с родителями:
- Привлечение родителей к проекту.
- Родители приглашаются для рассказа о своей профессии. Используется метод включенного обучения, где взрослые выступают в роли не просто носителей информации, но и активных участников процесса.
- Родители организуют небольшие мастер-классы, например, показывают рабочие инструменты, проводят демонстрации или приглашают детей для выполнения элементарных задач, связанных с их профессией.
- Организация встреч и бесед.
Метод беседы используется для знакомства с профессиями, где родители рассказывают о своем трудовом пути, особенностях профессии, отвечают на вопросы детей. Такая форма общения позволяет детям лучше понять значимость и содержание различных профессий, а также преодолеть стереотипы, связанные с ними.
Работа с детьми:
- Проведение бесед на тему профессий.
Метод беседы и активного слушания помогает детям высказаться, поделиться представлениями и обсудить, кем работают их родители. Дети начинают лучше понимать профессию, учатся формулировать вопросы, активно включаются в обсуждение.
- Чтение и обсуждение книг о профессиях.
Для углубления знаний дети читают книги, где описаны различные профессии. Используется метод чтения с обсуждением, направленный на развитие критического мышления и умения анализировать. Это делает процесс обучения более осмысленным и запоминающимся. (приложение№1)
- Составление рассказов о профессиях родителей.
Дети под руководством педагога готовят краткие рассказы о профессиях своих родителей. Здесь используется метод пересказа и технология активного общения, что развивает навыки речи и умение делиться информацией.
- Экскурсии в кабинет педагога – психолога и организация занятий.
Дети посещают кабинет педагога – психолога и знакомятся с его работой (мастер - класс с вовлечением детей). Этот метод дает детям наглядное представление о профессиях, которые они могут видеть ежедневно, но не задумываются о деталях.
- Изобразительная деятельность «Кем я хочу стать».
Дети выражают свои представления о профессиях через рисунки, что способствует развитию воображения и креативности. Метод изобразительной деятельности и метода творческого самовыражения позволяет каждому ребенку выразить личное мнение о будущей профессии.
3. Заключительный этап
Цель этапа: Оформить результаты в виде итоговых материалов, поощрить детей за участие.
Деятельность:
- Создание стенгазеты «Профессии наших родителей».
Итоговый продукт, который представляет собой стенгазету с фотографиями, связанных с профессиями родителей.
- Формирование альбома с рассказами и рисунками детей.
Создается альбом, в котором представлены работы детей, рисунки и рассказы. Это является коллективным трудом, который объединяет группу и дает возможность увидеть достижения каждого ребенка. Альбом может быть использован как наглядный материал для следующего года.
Организация мероприятий выстроена в логической последовательности, обеспечивая целостность и непрерывность работы. На подготовительном этапе проводится анкетирование и обсуждение с родителями для учета их профессий и возможностей. На основном этапе проходят занятия и беседы с детьми, встречи с родителями, что позволяет глубже погрузиться в тему и сделать процесс обучения совместным и увлекательным. Заключительный этап — оформить результаты в виде итоговых материалов, для выставки для родителей — логически завершает проект, закрепляя достигнутые результаты.
Проект адаптирован к возрастным и психофизиологическим особенностям для детей 5-7 лет. Дети этого возраста легче воспринимают информацию через практические занятия, наглядные примеры и взаимодействие. Это обеспечивает высокий уровень вовлеченности и эффективности в освоении материала.
Реализация проекта позволит детям познакомиться с многообразием профессий и их важностью в обществе. Формируется уважение к труду родителей, что укрепляет семейные связи. В процессе работы дети развивают навыки общения и публичного выступления, учатся выражать свое мнение и взаимодействовать с окружающими.
Проект способствует и профессиональному саморазвитию педагога, так как требует применения и развития навыков взаимодействия с родителями, улучшения подходов к работе с семьей. Педагог совершенствует методы обучения, направленные на развитие социальных и коммуникативных навыков, осваивает новые образовательные методики и технологии, что способствует его профессиональному росту и личностному развитию.
Планируемые результаты:
Участие в проекте способствует формированию у детей знаний о профессиях, уважения к труду родителей и развитию коммуникативных навыков. Они начинают осознавать значение различных профессий, приобретая навыки общения и самовыражения, а также укрепляют связи с семьей.
Для педагога реализация проекта предоставляет возможность улучшить взаимодействие с родителями, освоить новые формы работы и повысить профессиональную компетенцию в области социального и познавательного развития учащихся. Педагог осваивает методы активного обучения и вовлечения детей, что способствует повышению качества его образовательной деятельности.
Программа саморазвития педагога:
В ходе работы педагог углубляет знания о методах проектной деятельности и эффективного взаимодействия с родителями, что способствует его профессиональному росту. Работа с информационно-коммуникационными технологиями и методами визуализации помогает развить компетенции в организации проектной работы, повышая качество образовательной деятельности и укрепляя связь с учащимися и их семьями.
МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Проект «Профессии наших родителей» легко адаптируется и может быть внедрен в других образовательных организациях, так как его принципы и методы универсальны. Основные компоненты проекта, такие как работа с родителями, практическая деятельность с детьми, а также использование доступных наглядных материалов и ИКТ, могут быть адаптированы в зависимости от особенностей конкретного учебного заведения и контекста.
Для реализации в других школах могут быть использованы следующие подходы:
- Методика вовлечения родителей: организация встреч, анкетирование — это процесс, который не требует значительных изменений и может быть применен в любом дошкольном учреждении.
- Проектные и игровые методики: эти методы универсальны и могут быть использованы в любом образовательном процессе, в том числе и в других дошкольных учреждениях.
- Использование ИКТ: можно использовать доступные мультимедийные средства и интернет-ресурсы для создания презентаций, видео и других материалов, что позволяет проекту быть гибким и адаптируемым к любым техническим условиям.
Таким образом, проект можно легко адаптировать для других
дошкольных учреждений, поскольку он основан на доступных ресурсах и активном вовлечении всех участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов). Важно, чтобы был заинтересованный педагогический коллектив и поддержка родителей для успешной реализации проекта.
Для оценки результатов проекта разработан инструментарий, который включает в себя:
- Анкеты (приложение№2) для родителей и детей: с помощью которых можно отслеживать изменения в уровне осведомленности детей о профессиях и активности родителей в проекте.
- Набор критериев для оценки творческих работ (рисунков, рассказов) детей, который позволяет оценить уровень их вовлеченности, воображения и понимания темы.
- Система наблюдения за поведением и результатами детей в ходе реализации проекта: педагог ведет дневник наблюдений, в котором фиксируются достижения детей, их интерес и активность в ходе работы над проектом.(приложение №3)
- Формативное оценивание: это наблюдения за участием детей в беседах, обсуждениях и творческих заданиях, а также оценка их результатов через задавание вопросов и проведение кратких опросов. (приложение№4)
Использование этих методов позволяет провести комплексную оценку не только знаний детей, но и их личностных качеств, таких как уважение к труду, умение работать в группе и коммуникативные навыки.
Эффективность проекта можно оценить по нескольким критериям:
- Увеличение уровня осведомленности детей о профессиях: По результатам анкетирования до и после проекта, а также через наблюдения за творческими работами детей можно увидеть, как изменился их уровень знаний о профессиях, их понимание значения труда и отношения к своим родителям.
- Активное участие родителей: Один из важнейших индикаторов эффективности проекта — активность родителей. Это можно оценить через их участие, а также через обратную связь от родителей. Проект успешен, если родители активно вовлечены в его реализацию, а их мнение о важности такого рода работы с детьми позитивно.
- Развитие у детей социальных и коммуникативных навыков: Эффективность проекта также определяется тем, как дети учатся общаться, слушать других и работать в команде. Это можно оценить по итогам коллективных мероприятий, выставке, которые станут результатом работы проекта.
- Долгосрочные изменения в восприятии труда: На встречах с родителями и в рамках последующих взаимодействий можно оценить, насколько дети стали более уважительно относиться к трудовой деятельности взрослых и проявляют интерес к различным профессиям.
Проект будет считаться успешным, если, согласно вышеуказанным критериям, дети не только получат знания о профессиях, но и усвоят важность труда и проявят более высокую активность в учебной и внеучебной деятельности.
Приложение№1
Чтение книг о профессия:
- Денисова Д. «Какие бывают профессии»
- Доброта Н. Мамины профессии. Папины профессии.
- Олифирова Л. Кем хотите стать вы, дети?
- Собакин Т. Будущая профессия.
Приложение №2
Анкета, в ходе которого родители отвечают на вопросы о своей профессии, а дети делятся своими представлениями о мире труда.
- Знает ли ребёнок о профессиональной деятельности родителей? Может ли он назвать профессию родителей и трудовые операции, связанные с нею?
- Знает ли ребёнок, где находится место работы родителей, бывал ли он там?
- Проявляет ли ребёнок интерес к профессиональной деятельности родителей, задаёт ли вопросы, связанные с ней? Если «да», то какие?
- Имеет ли ребёнок представления о значении труда родителей для жителей города?
- Знаете ли вы, кем хочет стать ваш ребёнок? К каким профессиям он проявляет интерес?
- Нравится ли ребёнку профессиональная деятельность родителей, хочет ли он выбрать профессию одного из родителей, когда вырастет?
- Приходилось ли вам вместе с ребёнком приобретать или создавать предметы, необходимые для вашей профессиональной деятельности? Если «да», то какие?
- Играет ли ребёнок в игры, тематика которых связана с профессиональной деятельностью родителей? Участвуете ли вы в них?
Приложение №3
Система наблюдения детей в ходе реализации проекта.
Параметр | ХАРАКТЕРИСТИКА ПАРАМЕТРА | ||||
Контакт | легко устанавливающийся, полноценный (способствующий совместной деятельности), стабильный на протяжении всего занятия; 4 балла | постепенно установившийся, в последующем полноценный, стабильный; 3 балла | относительно полноценный в начале работы, но ухудшающийся по мере столкновения с трудностями, замечаниями психолога либо в связи с появлением пресыщения деятельностью; 2 балла | легко или постепенно установившийся, но не полноценный (общение есть, но затруднена совместная деятельность, недооценивается значение информации, исходящей от взрослого; ориентация на собственную программу деятельности); 1 балл | недостаточный, нестойкий, «хрупкий» на протяжении всего занятия из-за негативного отношения к ситуации занятия, не вызывающей у ребенка интереса либо из-за чрезмерной скованности, неуверенности в своих действиях боязни допустить ошибку. 0,5 балла |
Интерес | выраженный, стойкий по отношению к большинству заданий, стимулирует деятельность (ребенок работает увлеченно с азартом) 3 балла - те же качества, но меньше выражены во внешнем плане 2,5 балла | достаточно выраженный, но избирательный или угасающий по мере столкновения с трудностями либо после коррекции ошибочных решений психологом; 2 балла | поверхностный, слабо стимулирует деятельность, но частично компенсируется старанием заслужить положительную оценку взрослого (или просто подчиняется взрослому) 1,5 балла | выявляется в незначительной степени в силу угнетенности ситуацией или стойкой боязни сделать ошибку; 1 балл | Слабый, поверхностный, ничем не компенсируемый, деятельность возможна лишь при наличии массивной и разнообразной стимуляции. 0 баллов |
Активность | работает сам или с незначительной стимуляцией при нерешительных действиях в отдельных заданиях (во всех случаях – положительный эффект от стимуляции); 3 балла - нуждается в незначительной стимуляции при невысоком интересе к работе или легкая стимуляция при наступлении пресыщения в отдельных заданиях; 2,5 балла | необходима незначительная, но постоянная стимуляция при наступлении пресыщения в отдельных заданиях 2 балла | незначительная стимуляция в большинстве заданий, но в сочетании с массивной стимуляцией в отдельных заданиях при нерешительных действиях (эффект не всегда достаточный 1,5 балла | наличие незначительной стимуляции в большинстве заданий, но в сочетании с массивной стимуляцией в отдельных заданиях при невысоком интересе к работе либо в связи с наступающим пресыщением в отдельных заданиях (с эффектом 1 балл | необходима массивная, разнообразная стимуляция в большинстве заданий из-за отсутствия интереса к работе, быстрого и грубого пресыщения или крайней, постоянной нерешительности (эффект весьма слабый); 0,5 балла |
Приложение№4
Оценка их результатов через задавание вопросов и проведение кратких опросов.
Вопросы | ФИ - ребенка | ||||||||
Знания о трудовой деятельности взрослых: - Кем работает? | |||||||||
Знание основных трудовых процессов: - Что делает? 0б. – ребенок не называет трудовой процесс 1б. – ребенок называет трудовой процесс с помощью педагога 2б. - ребенок самостоятельно называет трудовой процесс | |||||||||
Знания о материале, инструментах, орудиях труда необходимых для работы: - Какие инструменты использует человек данной профессии? 0б. – ребенок не называет инструменты 1б. – ребенок назвал 1 инструмент 2б.-ребенок назвал 2 и более инструментов | |||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по ранней профориентации дошкольников "В мире профессий".
В авторском проекте представлен системный подход по профориентации старших дошкольников. Разработаны конспекты игровых занятий, бесед с дошкольниками, дидактические игры. Отобран материал для работы с...
Педагогический проект по ранней профориентации дошкольников «В мире профессий»
В авторском проекте представлен системный подход по профориентации старших дошкольников. Разработаны конспекты игровых занятий, бесед с дошкольниками, разные виды игр, чтение художественных произведен...

Педагогический проект по ранней профориентации дошкольников «В мире профессий»
Краткая аннотация проектаВ авторском проекте представлен системный подход по профориентации старших дошкольников. Разработаны конспекты игровых занятий, бесед с дошкольниками, разные виды игр, чтение ...

Проект по ранней профориентации дошкольников "В мире профессий", подготовительная группа
ПРОЕКТпо ранней профориентации дошкольников «В мире профессий» Старшая группа...

Проект по ранней профориентации дошкольников. «В мире профессий»
Проект по ранней профориентации дошкольников.«В мире профессий» (младший дошкольный возраст) Цель: обобщение знаний о профессиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности д...

Педагогический проект по ранней профориентации дошкольников «В мире профессий»
Цель проекта: обобщение знаний о профессиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «погружение» в реальные практические ситуации....
Проект по ранней профориентации дошкольников «В мире профессий»
В проекте представлен системный подход по профориентации дошкольников среднего возраста. Разработаны конспекты игровых занятий, бесед с дошкольниками, разные виды игр, чтение художественных произведен...
- Мне нравится (1)