Консультация для педагогов и родителей на тему: "Детский туризм в системе физкультурно - оздоровительной работы в ДОУ"
консультация (старшая, подготовительная группа)

Лунгу Нина Алексеевна

Детский туризм одна из форм физкультурно-оздоровительной работы. Прогулки - походы: пешие, на лыжах,санках, самокатах, велосипедах в природное окружение создают условия быть дошкольникам активными. Дети самоутверждаются, развиваются, обогащают двигательный опыт.  У ребят  формируются навыки ЗОЖ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons_detskiy_turizm_v_sisteme_f-ozd_raboty.docx37.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6 «Малышка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников Городского округа Закрытое административно – территориальное образование Комаровский Оренбургской области

Консультация для педагогов

Тема: «Детский туризм в системе физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ.

                                   

                                                                                                 Инструктор по физической культуре:

                                          Лунгу Нина Алексеевна

ГО ЗАТО КОМАРОВСКИЙ

17. 03.  2025 год

   Спорт, физическая культура - одни из самых эффективных средств по профилактики заболеваний, укрепления здоровья; психоэмоционального напряжения, а также нравственно - патриотического воспитания подрастающего поколения и подготовки их к защите Родины.

   Одним из таких новых видов может стать туризм в детском саду, который будет содействовать физическому, интеллектуальному, нравственному развитию ребенка.

Организация подобной работы в детском саду позволит углубленно решать следующие задачи образовательной области «Физическая культура»:

•  расширять адаптационные и функциональные возможности детей путем развития основных органов и систем организма в ходе выполнения физических упражнений;

• совершенствовать естественные виды движений и обогащать двигательный опыт (учиться простейшим упражнениям туристского многоборья, выполнять двигательные задания педагога на ориентировку в пространстве);

•  развивать координационные способности и выносливость как основу физической подготовки ребенка - будущего туриста;

• способствовать развитию психических процессов и расширять объем знаний в области физической культуры и туризма, краеведения;

• формировать межличностные, в частности, дружеские отношения дошкольников в процессе игровой туристской деятельности, адаптированной к их возможностям.

В процессе решения данных задач мы стараемся добиться, чтобы каждый ребенок почувствовал и полюбил движение, что поможет ему приобщиться к спорту, к здоровому образу жизни, а значит, будет способствовать становлению позиции созидателя в отношении собственного здоровья и здоровья окружающих.

Организуя в ДОУ прогулки-походы (пешие, на лыжах, санках, самокатах, велосипедах, экскурсионных автобусах) в природное окружение, необходимо создавать условия для реализации заложенной организмом дошкольника активности, потребности в самоутверждении, предоставлять ребенку уникальную возможность развиваться, обогащать двигательный опыт, формировать у дошкольников навыки здорового образа жизни.

   Изучение данного направления  поможет нам дополнительная программа «Играйте на здоровье» Л. Н. Волошиной, которая позволит  найти варианты использования элементов спортивных игр и упражнений для обеспечения организованной и самостоятельной деятельности детей на привале и в различных формах физкультурных занятий и туристских развлечений. Например, в сценарии прогулки - похода «Полёт на Луну» со спортивной игрой «Футбол» мы  используем игры из раздела программы Л. Н. Волошиной «Футбол». Основными приемами техники игры с мячом являются перемещения, удары по мячу, приемы мяча, ведение мяча, отбор мяча, финты, вбрасывание мяча, приемы игры вратаря. Мы используем игровые упражнения и игры: «Снайпер», «Кто быстрее», «Ну-ка отними!» в паре с тренером, «Горячий мяч» (по принципу «Горячей картошки» — только ногами), «Дотронься до колокольчика».

   В «Путешествии по сказочному лесу»  юные «туристы» попадают в сказку «Колобок», где находят много мячей и играют в игры в соответствии с сюжетом сказки: «Ловкие ножки»«Ловкие ребята»«Мяч под сетку».

 Для старичка -  Лесовичка, в досуге - походе «Эколята – защитники природы», дети исполняют разминки «Ручки – ножки», «Весёлые туристы».

 Играя  с теннисными шариками (раздел программы «Теннис»), ребята преодолевают «болото» по «кочкам».  Ракетки для игры в настольный теннис помогают  собрать «бусы» (мячи для настольного тенниса) для сказочного персонажа. Дети пробуют и учатся работать ракеткой. В цикле упражнений, как «Весёлая ракетка мячи кидает метко» навыки отрабатываются в играх «Отрази мяч»«Подбей мяч»«Попади мячом в цель».

В ходе прогулки-похода «Следопыты», можно организовывать игры поискового характера, с опорой на полученные знания и умения в игре «Городки». Юные следопыты смогут ориентироваться на знаки, выложенные в виде фигур: «ворота»«стрела»«самолет»«бочка» и др.

При организации зимних прогулок-походов, туристских развлечений, физкультурных занятий апробированы игры из программы «Играйте на здоровье» с зимней тематикой из разделов «Лыжи»«Санки»«Хоккей»«Скольжение по ледяным дорожкам» - это наши «Зимние детские  олимпийские игры», «День зимних видов спорта», «Лыжня России нас зовёт!» В «Поиске волшебного сундучка» участники прогулки-похода выполняли задание расчистить завал (размещенные на лесной дороге шайбы) с помощью хоккейных клюшек и т. д.

Игры с элементами спорта из программы «Играйте на здоровье» Л. Н. Волошиной мы используюем на  занятиях по единому сюжету «Мы туристы», которые проводятся в виде игры под сюжетный рассказ. Также в час двигательной активности на длительном привале, включаются игры и соревнования с туристской тематикой: «Ловкий турист»«Болото»«Кто самый меткий», игры с элементами спорта.

Уже первая прогулка-поход на спортивный стадион «Осенний кросс» показали  положительное влияние  на самочувствие детей, их физическое, психическое и эмоциональное благополучие. Впоследствии, целевым прогулкам необходимо придать вид туристских:

приобрести туристическую палатку, походную аптечку, компасы, рюкзаки, коврики, пластиковые мини-лыжи, снегоступы по количеству детей, участвующих в походе, пополнить атрибуты для спортивных и подвижных игр, что значительно повысит интерес детей к туризму.

Можно предложить прогулки-походы за территорию ДОУ по темам:

— «К тайнам природы»;

— «В мире сказок и приключений»;

— «Лесной стадион»;

— «Туризм и экология»;

— «Памятники истории и культуры»;

— «Семейный туризм»;

— «Туристская кольцевая ДОУ».

Изучив психолого-педагогические разработки по данной теме, мы пришли к выводу, что  «Туризм в детском саду» - это школа жизни для наших воспитанников, школа мужества, ведь каждый поход требует новых знаний и умений, как от педагогов, так и от дошкольников.

Предлагаем Вашему вниманию творческие наработками в теоретической подготовке детей на занятиях познавательного цикла на тему «Туризм».

Основы физической подготовки «туристят»

1. Развитие силы:

• с сопротивлением партнера (упражнения в парах);

• с преодолением веса предметов (детские штанга, гантели, набивные мячи, ядро, мешочки с песком);

• с сопротивлением упругих предметов (эспандер, резиновый бинт);• с сопротивлением внешней среды (бег по траве, песку, воде, в горку, по пересеченной местности, по снегу);

• с преодолением веса собственного тела (подтягивание, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, лазание по канату, поднимание туловища или ног, выпрыгивание вверх, приседание, упражнения на гимнастических снарядах и тренажерах).

2. Задачи силовой подготовки

• наибольшее внимание уделять развитию мышц живота и спины;

• чередовать упражнения, способствующие развитию силы различных групп мышц; начинать с упражнений, развивающих более мелкие группы мышц;

• регулировать нагрузку, сопротивления, амплитуду повторений.

3. Развитие ловкости.

Задача: совершенствовать координацию движений.

Средства:  спортивные игры

мини-футбол, хоккей, баскетбол, настольный теннис, бадминтон, подвижные  игры с бегом  «Мы весёлые ребята».

4. Развитие выносливости - одно из важнейших качеств туриста.

Средства развития выносливости:

ходьба, кроссовый бег, прыжки, ориентирование, спортивные и подвижные игры, аэробика.

Пешие прогулки-походы представляют собой один из важнейших организованных способов двигательной деятельности. Они могут включать следующие составляющие:

- переход к месту отдыха с преодолением разных естественных препятствий;

- наблюдение в природе и сбор природного материала;

- беседы;

- выполнение имитационных движений;

- комплекс игр и физических упражнений, в том числе на полосе препятствий;

- самостоятельные игры (на привале).

Вывод.

Занятия туризмом имеют много преимуществ: Во-первых, туризм, как средство физического воспитания, позволяет круглогодично разнообразить двигательную деятельность детей и в полной мере использовать циклические движения на свежем воздухе, которые стимулируют развитие общей выносливости и способствуют повышению уровня развития основных физических качеств ребенка. Во-вторых, именно туризму присущи коммуникативные функции и при целенаправленном педагогическом воздействии они могут играть значительную роль в решении задач нравственного воспитания. В-третьих, средства туризма обладают большим познавательным потенциалом и могут способствовать более эффективному и качественному усвоению знаний в соответствии с программными требованиями, а также развивать познавательные способности детей. Говоря о высокой результативности и эффективности, отмечается: 1.Снижение количества простудных заболеваний.

2.Повышение уровня двигательной активности.

3.Снижение утомляемости.

4.Улучшение качества знаний теоретической подготовки.

5.Улучшение качественных показателей физического развития детей (скорость, сила, выносливость, ловкость).

6.Улучшение качественных показателей технической подготовки.

7. Формирование эмоционально-волевых, нравственных качеств (выдержка, смелость, взаимопомощь).

Таким образом, можно сделать вывод о положительном воздействии туризма на всесторонние развития детей, занятие туризмом, как средство физической культуры, несет важные образовательные, оздоровительные и воспитательные функции, способствует совершенствованию двигательной деятельности, улучшает физическую подготовленность, формирует значимые личностно-общественные, морально-волевые качества детей.

Использованная литература.

Богуславская, З.М. Развивающие игры для детей дошкольного возраста / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова; – М., 1991.  

Буцинская, П.П. и др. Общеразвивающие упражнения в детском саду: Кн. для воспитателя дет.сада / П.П. Буцинская, В.И. Васюкова, Г.П.              

Бочарова Н.И. Туристские прогулки в детском саду. – М., 2004г. Бурашникова А. В

Воронов Ю. С. Методика обучения юных ориентировщиков тактическим действиям и навыкам. – Смоленск, 1998.

Гейнисман, М.Л. Развитие основных двигательных качеств как важнейшее средство оздоровления детей дошкольного возраста // Матер, науч. конф. по итогам работы за 1990/91 гг. Омск, 1992.

Глазырина, Л.Д. Физическая культура – дошкольникам. Старший возраст. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 264 с.

Лескова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: просвещение, 1990. – 175 с.: ил.3.

Сайкина, Е.Г. «Физкульт-привет минуткам и паузам!» Сборник физических упражнений для дошкольников и школьников. / Е.Г. Сайкина, Ж.Е. Фирилева; С.-П.: «Детство-Пресс», 2005г., 128с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Детские туризм в системе физкультурно-оздоровительной работы ДОУ"

Нетрадиционное оздоровление детей в нашем детском саду заключается ещё и в том, что одной из интересных форм работы стал детский туризм. Готовясь к походу, мы продумываем для детей сюрпризы, игры. Ро...

консультация для родителей «СИСТЕМА ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

"система физкультурно - оздоровительной работы в дошкольном учреждении"...

Проект тематического педсовета в форме творческой конференции педагогов и родителей на тему «Комплексный подход к организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ»

Здоровье детей является абсолютной ценностью и включает в себя три уровня - биологическое, социальное и психологиче­ское. В последнее время обоснованную тревогу вызывает состо­яние детей дошко...

Консультация для педагогов Детский фитнес в системе физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ

Консультация для педагогов Детский фитнес  в системе  физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ...

«Система физкультурно – оздоровительной работы педагогов и инструктора по физической культуре (плаванью) с детьми и родителями».

установление сотруднических отношений между родителями и педагогами по формированию навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста....