конспект занятия " Права ребёнка"
план-конспект занятия (старшая группа)

Бахмина Марина Ивановна

Знакомсво с правами и обязаностями детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект занятия " Права ребёнка"16.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение МДОУ « Детский сад № 144» города Магнитогорска

                       Конспект  занятия в старшей группе

                                  « Права ребёнка»

                                                            Воспитатель : Бахмина М.И

                                      2025 г

Цели: знакомство с правами и обязанностями ребёнка

Задачи:

-обучающие: формировать интерес к познавательной теме, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях;

-развивающие: способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений, развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы;

-воспитывающие:воспитывать чувства самоуважения и уважения к другим людям.

Материал: шляпа, конверт с заданиями, свидетельство о рождении ребенка, картинки членов семьи, макет дерева, разрезные картинки по сказкам, два телефона, мяч, картинки школьных принадлежностей, фото детей на отдыхе, интерактивная доска.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок, беседы по теме: «Права ребенка», рассматривание иллюстраций из пособия «Права ребенка», разучивание пословиц, сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Вызов врача», игры: «Я помогаю маме», «Назови имя», «Кому какой дом нужен».

Ход занятия:

По извилистой дорожке

Шли по миру чьи-то ножки.

Вдаль смотря широкими глазами

Шел малыш знакомиться с правами.

Знать должны и взрослые, и дети

О правах, что защищают всех на свете.

Ребята, сегодня мы будем говорить о том, что является для всех людей – о наших правах. Мы вспомним о том, для чего нужны права. Наша задача хорошо запомнить права и правильно пользоваться правами и соблюдать правами и соблюдать права других людей.

- А что же такое право? (Ответы детей.)

Право – это охраняемая, обеспечиваемая государством естественная возможность что-то делать, осуществлять, иметь.

Ребята, у меня в руках конверт. Давайте посмотрим, что же в нем находится? Что это за документ? (свидетельство о рождении).

- Первый документ каждого человека. Выдается после рождения.

- О каком праве он напоминает? (О праве на имя, фамилию, отчество).

- Зачем нам нужно имя? (Чтобы нас не перепутали, различали).

- Что означает, иметь право на имя?

- Тогда скажите, какая обязанность есть у всех, связанная с этим правом?

(Называть друг друга по имени)

- А давайте познакомимся нашими гостями, расскажем какие у нас разные имена.

Игра « Шляпа знакомств».

- Я буду каждому из вас примерять эту шляпу, а вы должны представиться, назвав свою фамилию, имя, отчество.

- Молодцы, я вижу у каждого из вас не нарушено право на имя.

А сейчас, я достану из конверта картинки членов семьи.

- Ребята, подумайте, какое право изображено на картинке.

- Что вы знаете об этом праве? (У каждого человека должны быть папа, мама).

- А какая ваша обязанность? (Уважать взрослых).

- А теперь предлагаю поигратьв игру «Назови ласково»:

Я назову слово, а вы подберите к нему ласковые слова.

бабушка-

дедушка-

сын-

мама-

дочь-

папа-

брат-

сестра-

Семья самое дорогое, что есть у человека. Не случайно в русском языке так много поговорок и пословиц о семье. Ребята давайте вспомним их.

Дети:

В семье дружат, живут, не тужат.

Семья сильна, когда над ней крыша одна

В хорошей семье хорошие дети растут.

Птица рада весне, а дитя матери.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

- Посмотрите, что я для вас приготовила еще.

- Вспомните, как еще мы называли такое дерево (генеалогическое). Посмотрите на наше дерево. Мальчик и девочка находятся на одном уровне, значит, кем они друг другу приходятся? (брат и сестра). Давайте дадим им имена (Маша и Миша).

Скажите, кем приходятся Миша и Маша своим маме и папе? (дети).

А как можно назвать маму и папу одним словом? (родители).

Кем приходится Маша своим родителям? (дочь).

У мамы и папы есть папа, кем он является для Маши и Миши? (дедушка)

Кто Миша дедушке? (внук).

Кто Маша бабушке? (внучка).

Как назвать группу людей живущих вместе? (семья)

Достаю из конверта еще листочек. А здесь загадка, послушайте:

- Где семье комфортно жить?

- Где поутру пахнет кашей?

- Там ступают кошки лапки, а у входа стоят тапки? (дом).

- О каком праве пойдет речь? (О праве на жилище).

- Как люди обязаны относиться к своему дому? (бережно).

Игра «Кто, где живет».

( игра с мячом, стоя в круге)

Достаю картинки из конверта. Скажите, как можно назвать эти предметы одним словом? (школьные принадлежности).

- О каком праве мы говорим? (Право на образование).

- Где можно получить образование? (в детском саду, в школе, в институте).

- Для чего надо учиться? (чтобы получить профессию, диплом, чтобы быть умным, образованным человеком).

- А в чем заключается ваша обязанность? (стараться хорошо учиться).

А сейчас поиграем в игру «Продолжи пословицу».

Век живи… век учись.

Учиться, всегда… пригодиться.

Ученье – свет,… а не ученье – тьма.

Тяжело в ученье -… легко в бою.

Следующая картинка.

- О каком праве идет речь? Ваша обязанность? (бережно относиться к своему здоровью, одеваться по погоде, заниматься спортом, не курить и т.д.).

Сюжетно-ролевая игра «Вызов скорой помощи».

Для сценки нам нужно трое ребят.

- Кто из вас нуждается в скорой помощи?

- Кто будет вызывать скорую помощь?

-А ты будешь диспетчером скорой помощи? (Дети занимают свои места и вызывают скорую помощь, сообщают что случилось, называют четко адрес).

- Молодцы. Вызываю еще тройку ребят.

Следующая картинка. Дети на отдыхе.

-О каком праве нам она может рассказать? (Право на отдых).

- Как можно отдохнуть детям? (играть в игры, смотреть телевизор, гулять и т.д.).

Игра «Собери разрезные картинки».

Дети собирают из разрезных картинок сказку и, говорят о каком праве идет речь. Использую картинки к сказкам: «Гуси-лебеди», «Маша и медведь», «Колобок», «Волк и семеро козлят» (Право на жизнь), «Айболит» 9Право на медицинское обслуживание), «Заюшкина избушка», «Три поросенка» (Право на жилище).

- Мы вспомнили с вами права, а сейчас вспомним ваши обязанности.

Игра «Собери солнышко».

Использую интерактивную доску. Дети рисуют лучик солнца и называют, какие есть у них обязанности, например, по дому, или в детском саду.

- Просмотрите, солнышко улыбается вам, радуется тому, какие вы помощники, знаете не только свои права, но и обязанности.

Все права записаны в документе «Конвенция о правах ребенка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Ребёнок и окружающий мир" с элементами экспериментирования.

Занятие проведено в речевой подготовительной группе. Лексическая тема "Весна". Через наблюдения и опыты дети узнают новые приметы весны - половодье и разлив....

Конспекты занятий: Ребёнок и окружающий мир

Расскажиолюбимыхпредметах          Программное содержание. Закреплять умение детей находить предметы рукотворного мира в окружающей обстановке; учить описы...

Конспект занятия "Ребёнок входит в мир социальных отношений" Тема: "Я - гражданин России", старшая группа

Цель: Довести до сознания детей тот факт, что каждый ребенок является гражданином государства, в котором он живет. Задачи: Воспитывать чувство гордости своим гражданством. Продолжать развивать у д...

Конспект занятия: "Ребёнок-исследователь", "Волшебница вода".

Развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования с жидкостями....

Конспект "Права ребёнка"

Конспек занятия в подготовительной группе "Права ребёнка" ...

Конспект занятия: ребёнок и окружающий мир. «Моя семья»

Конспект занятия: ребёнок и окружающий мир. Тема: «Моя семья»...

Конспект занятия "Ребёнок и железнодорожные профессии "

Знакомство железнодорожным профессиями...