Главные вкладки
Патриотическое воспитание
статья (старшая группа)
Описаны методы и формы работы по патриотическомувоспитанию
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 64.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение ЦРР Детский сад №104 «Ладушка» г. Якутск Республика Саха (Якутия)
Кычкина Татьяна Егоровна воспитатель
« Как воспитать маленького патриота?»
Указ Президента Российской Федерации, Владимира Путина, от 16 января 2025 года №28 гласит «О проведении в Российской Федерации Годом защитника Отечества». Исходя из этого, работа по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ должна нести многогранную и системную работу.
Патриотизм - наиболее сложное и высокое человеческое чувство. Патриотизм является важным качеством личности. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ.
Это уважение к защитникам Отчизны, уважение к Государственному Гимну, Флагу, Гербу Родины. Любовь к Родине – это одно из наиболее глубоких чувств человека. За последнее время вследствие продолжающихся кризисных явлений в социально-экономической, политической, культурной сферах общественной жизни произошел резкий спад в деятельности воспитания подрастающего поколения, а именно, в направлении патриотического воспитания.К сожалению,в последние годы в умах молодого поколения утрачивается традиционное патриотическое сознание. Для возраждения новой России должно быть воспитанно поколение с устойчивыми чертами гражданина и патриота. Бесспорно, что воспитание гражданско-патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста. Именно в этом возрасте начинают закладываться основы гражданских качеств, формируются представления о человеке в обществе и высока восприимчивость к слову и действиям, поэтому так важно грамотно отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных,семья, детский сад, город, родной край, Республика, труд людей, народные традиции, общественные события.
В настоящее время в период нестабильности в обществе, возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина.
Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитания. Первые годы жизни ребенка - важный этап его воспитания, когда закладываются все основные качества будущего человека. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни.
На воспитание патриотизма оказывает влияние воспитательно-образовательный процесс детского сада, социальное окружение и характер общественных отношений, стиль жизни семьи, семейные традиции. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение. Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитания.
Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к родной природе, людям ,национальной культуре, малой Родине, своему Отечеству. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе,Республике, народных обычаях, истории, культуре республики в которой мы живем.
Анализ диагностики нравственно – патриотического воспитания в группе показал, что дети не имеют достаточных знаний о родном городе, Республике, обычаях своего народа. А ведь не зная этого, никогда не станешь уважительно относиться к народу, природе, которая нас окружает. Дети всегда должны быть участниками всех событий родной Республики . Чувства любви к Родине выражаются из любви и привязанности к близким людям, к семье, где ребенок окружен заботой, вниманием, лаской.
Цель: Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с малой и большой Родиной, воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине.
Задачи:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу,Республике;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- знакомство детей с символами государства и Республики (герб, флаг, гимн);
- воспитание у детей интереса и желания больше узнать о родной Республике , его коренном народе, о быте и труде якутов, приобщить детей к элементам устного народного творчества национальной культуры и искусства якутов; - развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны,Республики;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;
- воспитание дружеских доброжелательных отношений между детьми.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине.
Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Формирование личности старшего дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям.
Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную терпимость. Реализация такой системы невозможна без знания традиций своей Родины, своей Республики.
Как приобщить детей к нравственно-патриотическому воспитанию?
- Приобщение детей к культурному наследию, праздникам,национальным традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, народному фольклору, народным играм.
- Знакомство с семьёй, ее историей, родственниками, семейными традициям, составление родословной; с детским садом его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; с городом, селом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, селянами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями, памятниками;
- Проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе, посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое;
- Организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно, по необходимости.
- Любовь к Родине – это и любовь к природе родного края. Общение с природой делает человека более чутким, отзывчивым. Зимой на лыжах, летом на велосипеде или пешком, полезно отправиться с ребенком в лес, чтобы полюбоваться его красотой, журчанием ручья, пением птиц. Воспитывая любовь к родному краю,республике важно приучать ребенка беречь природу, охранять ее.
Для более эффективной работы по воспитанию патриотизма дошкольников необходимы следующие педагогические условия:
- эвристическая среда в детском саду и в семье,
- тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи,
- подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма детей.
Для того, чтобы обеспечить эффективное целенаправленное и систематическое нравственно-патриотческое воспитание дошкольников необходимо эту работу планировать. Планирование осуществляется в соответствии с возрастными особенностями детей. Содержание, методы, приёмы и формы организации детской жизни отбираются в соответствии с задачами нравственно- патриотического воспитания. Развивающая среда и условия созданные в группе способствуют развитию личности ребенка и формирования любви и чувства патриотизма к своей Родине.Так в нашей группе ведется планомерная и систематическая работа по нравственно- патриотическому воспитанию детей.
Основные методы и формы работы:
Беседы:
«Наша Родина- Россия»,«Москва-столица нашей Родины» ,«Какие народы живут в России», «Моя семья», «Что такое подвиг?», «Кого можно назвать героем?»,«Наша Российская Армия», «Символы России».
Художественное творчество:
-Рисование: «Дымковская игрушка»; «Русская березка»; «Матрешка».
-Лепка: « Народная утварь»; «Дымковская игрушка»
- Обрывная аппликация «Флаг России».
- Аппликация « Народные костюмы» (сарафан, рубаха, кокошник)
-Слушание: Гимн РФ
Чтение художественной литературы:
«Россия» рассказы, повести:
А. Ишимова «История России в рассказах для детей» (отдельные главы);
Н. Носов «Метро».
Е. Пермяк «Сказка о большом колоколе», Стих о России, Москве, Родине:
Г. Ладонщиков «Родная земля»; «Родное гнездышко», «Наша Родина»
П. Воронько «Лучше нет родного края».
М. Пришвин «Весна света», П. Воронько «Лучше нет родного края»
Знакомство и обучение пословиц и поговорок:
«Родина любимая, что мать родимая»;
«Если дружба велика, будет Родина крепка»;
«Для Родины своей – ни сил, ни жизни не жалей»;
«Родина-мать, умей за неё постоять!»;
«Всякому мила своя сторона».
«Дидактические игры»
Оборудование и материалы: иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах, иллюстрации или предметы национальных промыслов народов России. «Узнай наш флаг (герб)», «Чей костюм?». «Наша страна», «Малая Родина», « Кто в нашей стране живет».
Дидактические игры : «Отгадай военную профессию»,«Кому что нужно?» ,«Назови, что получилось» закрепление знаний о военной технике. «Символы России», «Сложи карту России», «Где мы живем:», «Путешествие по России».
Лэпбук «Наша Родина Россия»- игры и упражения
Подвижные игры:«Самолеты», «Водитель военной техники», «Кто дальше бросит:», «Моряки», «Кто быстрей пройдет по трапу», «Меткий стрелок», « Разминировать поле», «Пограничники», «Доставить пакет», «Бомбандировщики», «Боевая тревога».
Оформление выставки и книг в книжном уголке на тему «Наша Российская Армия». «Военная техника».
Участие в акции «Письмо солдату» -рисунки для защитников, для отправки на СВО.
Спортивный праздник ко Дню Защитника Отечества с участием пап. Оформление стенгазеты «Хочу быть как папа». Изготовление подарков для пап.
Наши дети всегда участвуют в разных творческих конкурсах. Попов Данил занял 1 место во Всероссийской онлайн олимпиаде на тему «Путешествие в Якутию», на республиканском конкурсе Надежды Макаровой с песней «Мин дойдум» и стали Лауреатами 2 степени. Захаров Дима – Лауреат 2 степени в Международном конкурсе «Бриллиантовые нотки» со стихотворением Масловой «Пусть будет мир».
Работа с родителями
Цель:Установить добрые,доверительные отношения с семьями ,приобщать родителей к участию в жизни группы,обьеденять усилия для развития и воспитания детей
Наши родители всегда и во всем поддерживают нас.
Формы работы:
- Круглый стол «Воспитываем патриотизм» с выставкой методической и художественной литературой по теме патриотического воспитания дошкольников .
- Родительское собрание; «Воспитываем будущего гражданина».
- Анкетирование родителей «Мой ребенок, какой он?»; «Как воспитать маленького патриота?».
- Совместные вечера с участием в них родителей наших воспитанников «Мамочка, любимая моя», «Родительский клуб»
- .консультации : «Воспитание патриотических чувств через формирование любви к родному краю», «Куда сходить с ребенком в выходные дни:»,» Современные подходы к патриотическому воспитанию»
- Акции «Доброе сердце», «Покормите птиц зимой»
- Субботники по уборке снега на участке, «Наша клумба» посадка цветов и оформление клумбы летом .
- Участие в благотворительной акции «Вместе мы сила» для поддержки членов семей СВО (ярмарка-продажа)
Также внутри группы был проведен марафон «Читающая семья». Родителям и детям были предложены произведения на патриотическую тему. Выставлена таблица с именами детей и с картинками произведений. Организован уголок книгообмена , где каждая семья могла одолжить или принести книгу по данным произведениям. Каждый ребенок в своей строчке закрашивал прочитанное произведение и приносил рисунок. В конце марафона самые активные семьи были награждены грамотами. Ежегодно родители помогают при уборке снега. В прошлом году заняли 1 место внутрисадовском конкурсе «Снежных фигур» с темой
Заключение:
Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дошкольники приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей. Детский возраст – возраст пытливого ума и ярких впечатлений и мы имеет потенциальные возможности формирования социальных чувств, нравственных, патриотических. Патриотизм, гражданственность как качества личности – глубокий родник, который питает жизненные силы человека, окрашивает поступки, влияет на мировоззрение, социальные качества человека.
Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания детей.
Использованная литература:
#1040;лешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. / Н.В.Алешина.- М.:ЦГЛ,2005.
#1040;ронов А. Воспитываем патриотизм. / А.Аронов.- Дошкольное воспитание, №#1089;.
#1040;тоева И. Патриотическое воспитание / И. Атоева.- Ребенок в детском саду.- #8470;5-18с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»
В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического,...
Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Особенности патриотического воспитания дошкольника на современном этапе»
Воспитание детей в современном российском обществе в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, принц...
«Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Патриотическое воспитание в детском саду.»
Подготовила воспитатель группы детей раннего возраста МДОУ №30 «Родничок» г. Серпухова Короленко Любовь Валерьевна «Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраст...
Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»
В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического,...

Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи
Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...

Буклет по по патриотическому воспитанию "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки"
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких начал. Сохранить хорошие качества в наших детях, заложить нравственные основы, учить их правилам общения и у...
