«Галантный кавалер»
методическая разработка
Сценарий интеллектуальной игры брейн-ринг для детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.87 КБ |
Предварительный просмотр:
«Галантный кавалер»
Сценарий интеллектуальной игры брейн-ринг
для детей старшего дошкольного возраста
Цель: создание условий для овладения навыками культурного поведения в обществе, формирования коммуникативной компетенций в ходе игры.
Задачи: расширить знания воспитанников о правилах этикета, правилах поведения в общественных местах и общении с людьми. Развивать нравственность, этическую культуру, стремление к самосовершенствованию; развивать умение анализировать жизненные ситуации. Воспитывать дружелюбие, вежливость, уважение и чуткость по отношению к другим людям, формировать навыки взаимодействие в команде.
Оборудование: ПК, интерактивная доска, презентация, музыкальное сопровождение, таблички с названиями команд, гонг, секундомер, свистки для сигнализации готовности к ответу, выставка книг по теме занятия.
Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас всех на нашем брейн-ринге «Галантный кавалер». А знаете ли вы, что такое этикет? Какие виды этикета вы знаете?
Да, Слово «этикет» французского происхождения. На одном из пышных и изысканных приемов у короля Людовика XIV, имевшего громкое прозвище Король-солнце и необычайно любившего пышность, гостям вручили карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения. От французского названия карточек –«этикет» и произошло слово «этикет»
Этикет – это установленный порядок поведения людей в обществе. Знать его необходимо каждому, потому что каждый из вас уважает человека, соблюдающего элементарные правила этикета. Некультурных, грубых людей скорее боятся, но не любят и не уважают.
В нашей жизни встречаются разные виды этикета:
- речевой;
- столовый;
- «выходного дня» (при посещении различных культурных мест);
- религиозный;
- повседневный;
- служебный (а также школьный, студенческий, и т.д.);
- праздничный;
- профессиональный (специализированный);
- свадебный;
- дипломатический и т.д.
И сегодня мы хотим предложить вам проверить себя: насколько хорошо вы знаете правила хорошего тона, предложив вопросы, затрагивающие разные виды этикета..
Воспитатель доводит цели мероприятия, поясняет правила игры:
1. Очередность первых двух команд в игре определяется жеребьевкой;
2. На обсуждение вопроса дается максимум минута;
3. Право ответа представляется команде, первой подавшей звуковой сигнал в течение этой минуты;
4. За правильный ответ присуждается 1 балл;
5. В случае неправильного ответа соперники могут попробовать ответить на этот же вопрос.
6. Если команды не дали правильного ответа, то во втором раунде разыгрывается 2 очка и т.д.
7. Игра идет до 6 очков; Проигравшая команда уступит место следующей.
Следить за игрой будет жюри… /представляются члены жюри/.
Ход игры
Играют две команды несколько раундов, пока одна из команд не наберет 6 очков. Воспитатель называет номер вопроса, после чего четко зачитывает соответствующий вопрос.
Раунд 1. Вопросы повседневного этикета
Что принято считать хорошими манерами? (В обществе хорошими манерами считают скромность, сдержанность, деликатность, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с людьми).
В каких случаях и как можно приветствовать друг друга? (Кивок, жест, рукопожатие, слово, объятия. Чаще всего – “здравствуйте”; кивок и жест – при встрече в транспорте, на улице при сравнительно большом расстоянии; объятие – при встречи родственников или близких старых друзей; пожилой мужчина может приветствовать наклоном головы сидя).
Кто первым здоровается при входе в помещение? (Первым здоровается всегда входящий, независимо от пола и возраста).
Кто должен здороваться первым: стоящий или проходящий? (Первым здоровается проходящий).
Когда мы впервые встречаемся с людьми, кто должен представляться первым: женщина, мужчина, младшие, старшие, начальник, подчинённый. (Всегда действует правило: старший подаёт руку младшему; женщина – мужчине; начальник – подчинённому).
Ты пришёл по приглашению, но в доме уже много гостей. Твои действия? (Подать руку хозяйке и хозяину, а остальным, слегка поклоняясь, сказать: “Здравствуйте”).
Раунд 2.Вопросы этикета «выходного дня»
Вы приглашаете гостей за стол. Кто должен сесть первым? (Когда гости собрались, хозяйка, приглашая их к столу, садится за стол первая).
Кто кого должен пропустить: тот, кто входит в магазин, или тот, кто выходит? (Надо пропустить того, кто выходит из магазина).
Мужчина и женщина входят в помещение. Кто должен войти первым? (Первой входит всегда дама).
При входе или выходе из общественного транспорта кому отдаётся предпочтение? (Первой заходит дама, затем – мужчина; выходят – наоборот).
Пара поднимается или спускается по лестнице. Кто идёт первым? (Вверх по лестнице – мужчина; вниз – дама).
Вы собираетесь в театр. За сколько минут до начала спектакля нужно приходить. (За 30 минут, чтобы успеть без спешки раздеться, пройти в зрительный зал, занять место соответственно купленным билетам).
Паре нужно в театре, кинозале пройти до места. Кто идёт первым? (Идёт и ведёт до места мужчина, причём лицом к сидящим).
Если вы опоздали в кино или театр, нужно ли искать своё место? (Необходимо сесть на ближайшее свободное место).
Как быть с мороженым в театре или кинотеатре, если ты не успел его съесть, азвонок уже зовёт в зрительный зал? (Выбросить в урну).
Что нельзя делать во время спектакля?(Разговаривать, шуршать бумажками, ёрзать, есть, делиться впечатлениями, вставать и уходить во время представления).
Раунд 3. Гостевой этикет
Вы пришли к товарищу, он в ванной. Вас привели в комнату, где нет никого, ипредложили подождать его. Ваши действия? (Гость ждёт стоя. Не принято ходить из одного угла в другой, разглядывая вещи, лучше взять книгу и полистать её, или смотреть, что происходит за окном).
При разговоре по телефону кто здоровается первым? (Позвонивший, представившись).
Если при разговоре по телефону прервалась связь, кто должен перезвонить? (Позвонивший).
Вы пришли в гости с подарками и цветами. Как их нужно преподнести? Как должен поступить с подарком именинник /хозяин/? (Цветы держат в левой руке, подарок вручают в развёрнутом виде или в красивой упаковке. Именинник /хозяин/ должен раскрыть подарок и посмотреть, что в нём).
Вы получили в подарок коробку конфет, что вы с ней будете делать? (Полученные в подарок фрукты, шоколад, конфеты, торт предлагаются всем).
Раунд 4. Сервировка стола. Поведение за столом
Как мужчины и женщины, супруги должны сидеть за столом? (Мужчина с мужчиной, женщина с женщиной, муж с женою рядом не сидит).
За одну минуту вы должны правильно расположить приборы на столе: тарелку, вилку, ложку, нож, бокал, рюмку, салфетку. (Посуду ставят по прямой линии, отступив от края стола не менее 2-5 см; справа от тарелки кладут нож лезвием к тарелке, ложку; слева – вилку выпуклой стороной вниз. Перед тарелкой ставят слева рюмку для крепких напитков, справа - фужер. Полотняные салфетки ставят, красочно оформив, или кладут на тарелку).
Как надо есть хлеб? (Хлеб берут руками и кладут на салфетку или специальную тарелочку, едят, отламывая маленькими кусочками).
У вас на тарелке виноград, яблоко, апельсин. Как их надо есть? (Виноград едят по ягодке. Яблоко желательно очистить от кожуры ножом для фруктов, разрезать на дольки, вырезать сердцевину, есть маленькими кусочками. Апельсин разрезают дольками или колечками, разрезав их в свою очередь пополам).
Как едят бисквит, пирожные, слоёные пирожки и пироги? (Кусочки бисквита едят, отламывая маленькими порциями чайной ложкой. Слоёные пирожные и пироги едят, держа в руке).
Вас угостили стаканом компота, как вы выпьете его? (Сначала надо выпить жидкость, потом с помощью ложечки достать ягоды. Косточку выплюнуть сначала на ложечку, потом положить её на блюдо).
С какого конца разбивать яйцо, чтобы его съесть, почему? (Не имеет значения, просто с тупого удобнее).
Как без слов сказать о том, что вы закончили кушать? (Нож и вилка крест-накрест – пауза в еде. Параллельно – окончание трапезы).
Как выйти из-за стола по окончании обеда? (Из-за стола выходят вместе с другими, поблагодарив хозяев, за собой задвигают стул).
На обед вторым блюдом – рыба. Как её едят? (Рыбу не едят ножом, а двумя вилками, левой едят, а правой помогают расчленить рыбу).
Подростки идут по улице и жуют: кто ест пирожок, и повидло капает на платье, кто мороженое лижет языком, кто смакует жевательную резинку. Можно ли есть на улице? (Лучше потерпеть до дома. Единственным исключением может быть мороженое, но едят его, не высовывая языка, чтобы все видели, какой он длинный и как ты лижешь со всех сторон мороженое. Нельзя входить с мороженым в транспорт. Нельзя есть фрукты на улице).
Что такое «шведский стол»? (Приём, посетители которого могут неоднократно подходить к столам, на которых выставляются кушанья и по желанию выбирать наиболее понравившееся. Наполнив тарелку, гости отходят и дают возможность подойти к столу другим. Затем они располагаются на стульях, креслах, диванах).
Вы размешали сахар в чае, что делать с ложкой? (Кладут на блюдечко).
Как берут из общего блюда хлеб? (Рукой).
С какой стороны подают кушанья, а с какой забирают? (Подают кушанья со стороны левой руки, супы и напитки – со стороны правой. Забирают тарелки справа).
Куда вы положите ложку, если уже поели? (Ни во время еды, ни после ложку для супа нельзя класть на скатерть, а только в тарелку).
Что такое стол «А-ля фуршет»? (Ассортимент блюд для такого стола – закуски «под вилку», то есть без использования ножа).
В тарелке осталось несколько ложек супа, куда наклонять тарелку – к себе или от себя? (Всё зависит от того, что вы хотите залить, свой костюм или хозяйкину скатерть. Лучше пожертвовать несколькими ложками супа, оставив его в тарелке).
Как нужно есть зелёный горошек? (Его нужно слегка придавить вилкой, чтобы горошины не катались по тарелке, а потом уж подбирать).
Чем чистят мандарин, апельсин? (Мандарин – рукой, апельсин – ножом).
Раунд 5. Речевой этикет
Какие есть три основных стиля в моде? (Классический, спортивный, романтический).
Как правильно говорить: «звониИте» или «ЗвОните»? (ЗвонИте).
Кто первым кладёт телефонную трубку – мужчина или женщина? (Женщина).
Какие требования предъявляются к оформлению письма? (В правом верхнем углу письма должна быть поставлена дата, обращение пишут в начале письма, в конце письма подписываются. Поля обязательны, почерк должен быть понятным, не допускаются зачёркивания, помарки, ошибки, что свидетельствует о неуважении к адресату. Конверт подписывают аккуратно и разборчиво).
Рефлексия
Воспитатель предлагает составить синквейн к слову ЭТИКЕТ.
- Существительное (этикет)
- Два прилагательных, эпитеты (вежливый, культурный, воспитанный)
- Три глагола (учит, помогает, воспитывает и др.)
- Фраза, несущая смысл (Дает возможность показать себя воспитанным человеком.)
- Заключение в форме существительного (ассоциация со словом ЭТИКЕТ)
Подведение итогов
Капитаны команд зачитывают свои синквейны.
Жюри объявляет итоги игры. Награждают победителей
Всякой встрече грозит расставанье.
Но увидимся с вами опять.
Так приятно сказать: «До свидания!»,
Чтобы «Здравствуйте!» снова сказать.
Как бы ни было в жизни нам туго.
Надо вежливость не растерять.
Мы окажем вниманье друг другу
И друг друга сумеем понять.
Всего вам доброго, до свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра для родителей "Лучший академик в воспитании дам и кавалеров"
«Лучший академик в воспитании дам и кавалеров».Родительское собрание которое поможет родителям в воспитании мальчиков и девочекЦель: Повышение компетентности родителей, в вопросах полоролевого воспита...

Годовой план работы структурного подразделения, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования "Детский сад" ГБОУ имени полного кавалера ордена Славы А.И. Дырина п.г.т. Балашейка м.р. Сызранский Самарской области на 2019-2020 уч.год
Годовой план работы СП "Детский сад" ГБОУ СОШ п.г.т. Балашейа на 2019 - 2020 учебный год...

Проект Ветераны Тунки: Сырен Жапович Андыков - дважды кавалер орденов Александра Невского.
Тема проекта: Ветераны Тунки: Сырен Жапович Андыков - дважды кавалер орденов Александра Невского.Участники проекта:Воспитанница старшей группы "Одон" Дунцаева Каринародитель Дунцаева Светлан...

Детско-взрослый проект "Снежная кавалерия".
Детско-взрослый проект "Снежная кавалерия" в рамках индивидуализации образовательного процесса...