Программа "Кластер, как инновационная технология для речевого развития детей дошкольного возраста"
методическая разработка (старшая группа)

Гужова Ольга Борисовна

Программа инновационной площадки "Кластер, как инновационная технология речевого развития детей дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_innovatsionnoy_ploshchadki.docx72.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  дошкольное  образовательное учреждение

Центр развития ребенка - детский сад № 16

города Белореченска, муниципального образования Белореченский район

ПРОГРАММА

МУНИЦИПАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ

«Кластер, как инновационная технология для речевого развития детей дошкольного возраста»

 

Г. Белореченск

 Содержание программы инновационной площадки

Наименование раздела

Стр.

1.

Паспорт программы инновационной деятельности

3

2.  

Обоснование инновационной деятельности 

5

 3.

 Актуальность и значимость заявленной тематики.

5

 4.

 Цели и задачи инновационной деятельности

7

 5.

 Принципы реализации инновационного направления

7

6.

Содержание и методы инновационной деятельности

9

7.

Основные этапы инновационной деятельности

11

8.

Ожидаемые  результаты инновационной деятельности

12

9.

Система оценки результатов инновационной деятельности

13

Приложение № 1. Перспективный план работы инновационной площадки

14

Приложение № 2. Комплексно-тематический план работы

инновационной площадки

16

Приложение № 3. Методика обследования развития речи детей

25

  1. Паспорт программы инновационной деятельности

Уровень инновационной деятельности

Муниципальный

Тема инновационной деятельности

«Кластер, как инновационная технология для речевого развития детей дошкольного возраста»

Руководитель инновационной деятельности

Заведующий - Блинова Анжела Артуровна

Разработчики инновационной деятельности

Старший воспитатель – Гужова Ольга Борисовна

Исполнители инновационной деятельности

Педагоги и специалисты МБДОУ ЦРР-Д/С 16 города Белореченска

Участники инновационной деятельности

Воспитанники старшей группы № 9 и № 10, педагоги старшей группы № 9, № 10, родители (законные представители) воспитанников

База реализации инновационной деятельности

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад № 16

Краснодарский край, город Белореченск, ул. Щорса, 83

Сроки реализации инновационной деятельности

2020-2023гг.

Гипотеза

Если в процессе организации работы по речевому развитию с дошкольниками будет осуществлен комплекс мер, включающий в себя:

  • дифференцированный подход к детям в процессе реализации инновационной деятельности;
  •  конкретизация задач по речевому развитию воспитанников;
  • создание развивающей среды для речевого развития дошкольников,
  • диагностику речевого развития дошкольников,

то этот комплекс мер приведет к достижению максимально возможных условий для речевого и интеллектуально-творческого развития детей, поддержке его способностей семьей.

Необходимые условия для проведения работ

1. Материально-технические условия:

- Пополнение речевых уголков в групповых помещениях, предметно-развивающей среды групп и дополнительных помещений ДОУ оборудованием и пособиями в соответствии с современными требованиями.

2. Кадровые условия:

 - Обеспечение взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса: сотрудников ДОУ, родителей воспитанников, общественных организаций.

3. Организационно-методические условия:

- Создание творческой группы по инновационному направлению;

- Обеспечение информационного и методического сопровождения инновационной деятельности.

Продукт деятельности муниципальной инновационной площадки

  1. Программа инновационной деятельности
  2. Методические разработки по развитию речи детей дошкольного возраста.

Прогнозируемые результаты

1.  Систематизация и повышения качества работы с детьми по формированию речи.

2. Сотрудничество с родительской общественностью в вопросах решения реализации инновационного проекта.

3. Обогащение   предметно-пространственной среды, способствующей познавательно-речевому развитию дошкольников.

4.  Создание банка методических материалов.

5. Пополнение информации на страницах официального сайта ДОО. Формирование положительного имиджа ДОО.

6. Формирование базовых психологических качеств, потребности в самосознании и саморазвитии, культуры общения и поведения в социуме.

                  2. Обоснование инновационной деятельности 

      Одна из задач ФГОС научить детей самостоятельно искать знание, и не только находить, но и уметь анализировать и оценивать. В создании условий для такого обучения помогают новые педагогические технологии. По мнению ряда российских ученых Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Л.С. Выготского, наилучшим образом для решения этих проблем служит кластерный подход, технология критического мышления. Его целесообразность и актуальность практически не вызывают сомнений.  В понимании авторов, кластер – практико - ориентированная деятельность творческих мастерских, специально организованных для решения единой цели, работа всех участников образовательного процесса.

     Метод кластеров универсален – помогает работать с большим объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное, систематизировать и определенным образом представить.

Суть метода заключается в выделении темы, смысловых единиц, с помощью которых эта тема решается.

Целью формирования кластеров развития дошкольного образования является интенсивный поэтапный темп внедрения инноваций с тщательным отслеживанием эффективности. Условие успешности - открытость всех происходящих внутри кластера процессов и реализация мероприятий, направленных на практическое внедрение и распространение полученных результатов.

   

3. Актуальность и значимость заявленной тематики.

  ФГОС дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

Однако в настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию:  

  • Ухудшение состояния здоровья детей;

    Существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей;

    Глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе;

      Дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что

проявляется, либо в его необоснованной интенсификации (стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной), либо в равнодушном к нему отношении.

   Проанализировав работу в этом направлении, было предложено акцентировать внимание на следующих вопросах:  

   - Усилить работу по развитию устной речи дошкольников по всем направлениям (произносительная сторона, словарь, грамматический строй, связная речь и т.д.).  

    - Развитие речи рассматривать, как составную часть общей системы обучения и воспитания ребёнка.

       В связи с этим становится очевидной необходимость корректировки традиционных методов речевого развития ребенка, как по форме, так и по содержанию. Поэтому актуальной становится необходимость включения в содержание дошкольников инновационной деятельности, требующей использования новых методов и технологий в работе по развитию речи, в которых есть место инициативе ребенка, сочетания свободы познания, речевой деятельности и культуры, принятой в обществе.  Технология развития критического мышления является оптимальной методикой направленной на развитие речи детей. Работая в режиме данной технологии, воспитатель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.

    Кластер - один из приемов технологии критического мышления. Кластер – графически представляет собой гроздь винограда. В центре выделяется цель (в данном случае, мы ставим перед собой цель - речевое развитие детей старшего дошкольного возраста), вокруг, какими методами, приемами, средствами мы можем достичь этой цели.       

Таким образом, можно констатировать актуальность и востребованность организации инновационной деятельности в МБДОУ ЦРР-Д/С 16 города Белореченска по проблеме «Кластер, как инновационная технология для речевого развития детей дошкольного возраста».

  1. Цели и задачи инновационной деятельности

      Цель: создание инновационной модели речевого развития детей дошкольного возраста посредством использования инновационной технологии «Кластер» в образовательном процессе ДОУ и семьи.

    Задачи: 

1.   Повысить эффективность речевого развития детей дошкольного возраста посредством применения кластерного подхода в процессе образовательной деятельности.

2.  Создать развивающую предметно - пространственную среду, учебно-материальное обеспечение для внедрения инновационной технологий с учетом требований ФГОС ДО.

 3.  Повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах изучения и применения технологии критического мышления «Кластер».

 4.  Сформировать активную родительскую позицию на основе тесного       взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по вопросам развития речи детей.

       5. Принципы реализации инновационного направления

Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на развитие и активизацию речи дошкольников, научно-обоснованными и практически апробированными методиками.

Принцип участия – активное и сознательное участие воспитателя, детей и родителей в планировании, разработке, подготовке и проведении презентации проектов, в создании предметно-развивающей среды по познавательно-речевому развитию детей.

Принцип комплексности и интегративности – решение речевых задач в системе всего воспитательно - образовательного процесса и всех видов деятельности.

Принцип преемственности – обеспечение взаимодействия и преемственности между дошкольным и начальными звеньями образования по проблеме речевого развития, подготовки детей дошкольного возраста к школьному обучению.

Принцип результативности и гарантированности – реализация   конституционных прав детей на получение образования, необходимой помощи и поддержки, выполнение государственных гарантий, направленных на интеллектуальное развитие детей.

Принцип дифференциации содержания педагогического процесса – педагогический процесс необходимо ориентировать на индивидуальные особенности каждого ребенка, темпы его развития и физические возможности.

Принцип концентрического (спиралевидного) обучения заключается в повторяемости тем во всех возрастных группах и позволяет применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития.

Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.

Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания предполагает то, что главной целью образования становится ребенок, а не окружающий мир. Педагог, опираясь на индивидуальные особенности ребенка, планирует его развитие, намечает пути совершенствования речевых умений и навыков.

Принцип успешности заключается в том, что каждому ребенку необходимо чувствовать собственную значимость и успешность.

Принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества (игровые технологии, работа в парах, подгруппе, индивидуально, организация исследовательской деятельности и др.).

Принцип целостно-смыслового равенства взрослого и ребенка подразумевает, что в детском саду создаются условия для наиболее полного раскрытия личности ребенка, а педагог старается максимально развить способности детей.

Принцип индивидуального выбора решает задачу формирования умения у ребенка делать сознательный, правильный для себя выбор.

Принцип креативности личности ребенка заключается в творческом развитии личности детей.

Принцип взаимодействия детского сада и семьи, преемственности при переходе в школу направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребенка при дальнейшем обучении в школе.

6.  Содержание и методы инновационной деятельности

     1. Изучение уровня познавательно-речевого развития детей старшего дошкольного возраста и проведение диагностики в соответствии с диагностической методикой. (Приложение № 3)

     2. Внедрение и апробация современных образовательных технологий в процессе образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию дошкольников. (Приложение № 2)

     3. Методическая работа с педагогическим коллективом, направленная на повышение уровня их профессиональной компетентности в вопросах познавательно-речевого развития дошкольников, в процессе реализации традиционных и инновационных форм обучения.

     4. Формирование пакета учебно-методической документации по реализации инновационного проекта.

     5. Распространение результатов инновационной деятельности.

    6. Рефлексивный анализ хода второго этапа инновационной деятельности, круглый стол по обмену опытом инновационной деятельности.

    7. Информационно-мотивационная работа, связанная с ознакомлением педагогической, родительской общественности с ходом и результатами внедрения инноваций.

    8. Оснащение материально-технического сопровождения инновационной деятельности.

Внедрение инновационных педагогических технологий

Взаимодействие всех участников проекта осуществляется на основе современных образовательных технологий:

Технология проектной деятельности формирует у дошкольников навыки планирования совместной деятельности, проектирования. Способствует самоорганизации, учит делать выбор и принимать решения;

Игровые технологии – это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр, формы взаимодействия педагога и детей через реализацию определенного сюжета (дидактические, словесные, логические игры, сказкотерапия, мнемотехника, инсценировка сказок, спектакли).

Личностно-ориентированная технология обучения и воспитания: обеспечение комфортных условий ребёнку в дошкольном учреждении, предоставление возможности ребёнку для самореализации в игре в ходе реализации проекта.

Индивидуального подхода – воспитание и обучение с учётом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка позволяет создать комфортные условия для деятельности, развивать навыки самостоятельной работы;

Здоровьесберегающие технологии (физминутки, пальчиковые гимнастики, самомассаж, песочная терапия, гимнастика (для глаз, дыхательная), динамические паузы, релаксация, обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье);

Технология проблемного обучения: предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей;

Информационно-коммуникационные технологии: организуются мультимедийные презентации, виртуальные экскурсии, аудио -  сопровождение, музыкальное оформление, видео-просмотры, подбирается иллюстративный материал;

    Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений.

       Метод наглядного моделирования - помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

        Карты «Проппа» – это такие карточки, на которых изображен условный или карикатурный рисунок, по которым дети узнают события и эпизоды сказки. Одна карта – это и есть определенное событие сказки.

        Технология «Синквейн» - совершенствует словарную работу. Учит определять грамматическую основу предложений. Развивает языковое чутье, формируется фразовая речь, ассоциативное мышление. Синквейн помогает анализировать информацию, кратко излагать идеи, чувства и представления в нескольких словах.

       технология «Скрайбинг-  главной особенностью заключается в том, что одновременно задействуются различные органы чувств: слух и зрение, а также воображение ребенка, что способствует лучшему пониманию и запоминанию. Использование скрайбинга в формировании связной речи у детей дошкольного возраста, поддерживая опосредованную память, существенно увеличивает эффективность процесса запоминания, повышает его объём, обогащает словарный запас, развивает речь, способствует передаче детьми текста в соответствии с его содержанием и развивает творческое воображение дошкольников.

      Технология «Сторителлинг» позволяет расширить возможности для развития и обогащения речи и воображениякоммуникативных качеств детей. Использует связь между изображениями, ассоциациями, образами и словами, помогая придумывать интересные истории. 

7. Основные этапы инновационной деятельности

Этап

Содержание и задачи этапа 

Методы исследования, технологии деятельности

Первый этап (01.09.2020-31.12.2020г.) – подготовительный

Цель первого этапа: проведение работы по проблеме.

Задачи первого этапа:

• изучение научно-методической литературы по теме проекта, передового опыта и осмысление ресурсов социального партнерства;

• подготовка специалистов и педагогов ДОУ, родителей к  работе по применению новых методов и методик;

• распределение обязанностей участников эксперимента;

• разработка и первичная экспериментальная проверка системы развития   кластерного подхода для развития речи.

Анкетирование

Дискуссии

Метод мозгового штурма

Беседы

Консультации



Второй этап практический  

1 этап (11.01.2021г. по 31.08.2021г.)

2 этап (01.09.2021г

По 31.05.2021г)

Цель второго этапа: внедрение в образовательный процесс   кластерного подхода для развития   речи детей.

Задачи второго этапа:

•  организация работы по подготовке воспитателей, педагога- психолога к работе по внедрению кластерного подхода.

• разработка и   внедрение новых форм и методов обучения, инновационных технологий в образовательный процесс.

• сотрудничество с родительской общественностью в вопросах решения реализации инновационного проекта.

  • апробация на  практике методов и технологий,  направленных на развитие речи.

Семинары –практикумы,

Беседы,

Консультации,

Наблюдение, Методы развивающего взаимодействия.

Третий этап (01.06.2022-31.12.2022г.) – завершающий

Цель третьего этапа: эмпирическая проверка эффективности предложенной системы для  развития  речи   дошкольника.

Задачи третьего этапа:

• конкретизация концептуальных положений, выступающих в качестве основы экспериментальной работы;

• продолжение эмпирического исследования по использованию кластерного подхода, мониторинг педагогических достижений воспитанников.  

  • обобщение результатов работы по проекту.
  • сбор информации, анализ,

оформления результатов проекта.

Анализ документов, определение результативности проведенных мероприятий, проектирование дальнейших перспектив.

8. Ожидаемые результаты инновационной деятельности

В педагогическом исследовании:

  • Создание системы работы по современным технологиям речевого развития.
  • Разработка методического обеспечения современных технологий речевого развития дошкольников.
  • Повышение качества организации методической работы в ДОО (переход на инновационную модель методической работы).
  • Совершенствование инновационной модели образовательного пространства в условиях реализации приоритетных направлений работы ДОУ.

В работе с педагогическими кадрами:

  • Позитивное изменение профессиональной компетентности педагогов ДОО и их отношения к работе.
  • Повышение уровня педагогов в овладении современными образовательными технологиями.
  • Оперативное и позитивное реагирование педагогов на внедрение инновационной деятельности в воспитательно-образовательную деятельность дошкольной образовательной организации.

В работе с детьми:

  • Развитие у детей речевых умений как интегративного качества личности.
  • Положительная динамика в развитии речи детей, в овладении основами эффективного общения, в развитии коммуникативно-риторических умений;
  • Развитие личностных свойств и качеств ребенка, необходимых для дальнейшей социализации и адаптации к жизненным условиям.

       В работе с родителями:

  • Активное включение родительской общественности в инновационный процесс ДОО.

9. Система оценки результатов освоения Программы

     Для объективного анализа начальных, промежуточных и итоговых результатов инновационной деятельности с детьми проводится диагностика речевого развития. Методика составлена на основе «Методики выявления уровня речевого развития» О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной.

     Диагностика проводится воспитателями группы в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики - карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка. (Приложение № 4). Обследование проводится индивидуально с каждым ребенком (беседа не должна превышать 15 минут).

     Оценка по всем заданиям дается в количественном выражении (по баллам). 3 балла ставится за точный, правильный ответ, данный ребенком самостоятельно; 2 балла получает ребенок, допустивший незначительную неточность, отвечающий по наводящим вопросам и уточнениям взрослого (ответ № 2); 1 балл ставится ребенку, если он не соотносит ответ с вопросом взрослого, повторяет за ним слова, демонстрирует непонимание задания (ответ № 3).

В конце проверки производится подсчет баллов. Если большинство ответов (свыше 2/3) получило оценку 3 балла – это высокий уровень; если больше половины – 2 балла – это средний уровень; если больше половины оценок 1 балл – это низкий уровень. При необходимости возможна оценка речевого развития ребенка по каждому разделу в отдельности. Такая диагностика позволяет выявлять наиболее «проблемные» направления в развитии речи дошкольников.

Приложение № 1

 Перспективный план работы

инновационной площадки на 2020-2022гг.

Содержание работы

Сроки проведения

Ответственные

1.

             Организационная деятельность

1.1

Подготовка нормативно-правовой документации, утверждение локальных актов,

сентябрь-декабрь 2020г

Руководитель

Методическая служба

1.2

Разработка методического обеспечения инновационной деятельности (конспекты, видеосюжеты, диагностический материал, тематическое планирование).

В течение года

1.3

Создание развивающей предметно - пространственной среды, способствующей речевому развитию дошкольников групп.

В течение года

Руководитель

Методическая служба

1.3

Подведение итогов деятельности ДОУ по использованию технологии «Кластер» для речевого развития детей, определение перспектив работы на следующий год

Июнь-декабрь 2022г

Руководитель

Методическая служба

2.

                Работа с детьми

2.1

Диагностика уровня речевого развития детей по методике Ушаковой О.С., Струниной Е.М.

Ноябрь 2020г

Август 2021г

Май 2022г

Методическая служба

Воспитатели

Узкие специалисты

2.2

Квест-игра: «Сказочное путешествие мальчиков и девочек» (открытие инновационной площадки».

Январь 2021г

2.3

Блок «В гостях у сказки»

Январь 2021г

2.4

Блок «Волшебный мир театра»

Февраль 2021

2.5

Блок «Юные конструкторы»

Март 2021г

2.6

Блок «Студия сенсорного развития»

Апрель 2021г

2.7

Блок «Блогеры и волонтеры»

Май 2021г

2.8

Блок «Умники и умницы»

Июнь 2021г

2.9

Внедрение в образовательный процесс инновационных технологий

Сентябрь 2021-

Апрель 2022г

3.

            Работа с педагогами

3.1

Анкетирование педагогов вступивших в работу площадки на тему: «Готовность к инновациям»

Октябрь 2020г

Методическая служба

3.2

Мозговой штурм  «Развитие эмоциональной готовности педагога к инновационной деятельности»

Ноябрь 2020г

Методическая служба

3.3

Семинар «Кластер, как инновационная технология в развитии речи»

Декабрь 2020г

Методическая служба

3.4

Оказание методической и консультативной помощи педагогам по использованию технологии «Кластер» как средства речевого развития дошкольников в образовательном процессе ДОУ

Постоянно

Методическая служба

3.5

Цикл консультаций для педагогов

- «Создание проблемных ситуаций для повышения качества работы по развитию речи детей».

- «Использование карт Проппа для обучения творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста».

- «Развивающее пространство ДОУ, как эффективный метод речевого развития ребенка».

-«Инновационные технологии в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Ноябрь 2020г

Январь 2021г

Апрель 2021г

Август 2021г

Методическая служба

4

                 Работа с родителями

4.1

Анкетирование для родителей (взаимодействия детского сада и семьи, выявления педагогических установок родителей и др.)

Октябрь 2020г

Методическая служба

Воспитатели

4.2

Презентация плана работы инновационной площадки по внедрению технологии «Кластер» на  родительском собрании старших групп

Декабрь 2020г

Методическая служба

Воспитатели

4.3

Создание на официальном сайте ДОУ страницы «Инновационная деятельность ДОУ» с фото-отчетами о результатах работы

Январь 2021г

Методическая служба

Воспитатели

4.4

Презентация результатов работы по внедрению технологии «Кластер» на итоговом общем собрании

Май 2021г

Март 2022г

Методическая служба

Воспитатели

Приложение № 2

Комплексно-тематический план работы

инновационной площадки

      Комплексно-тематическое планирование работы с детьми строится по кластерному принципу и раскрывает комплекс мероприятий, направленный на решение одной главной цели – это систематизация речевого развития детей дошкольного возраста.  Такая система планирования позволяет получить запланированный результат в интеграции всех видов детской деятельности, с обязательным включением в процесс обучения, помимо традиционных форм работы - инновационных технологий.

    Реализация плана осуществляется в совместной деятельности педагога с воспитанниками в течение дня, используется гибкий подход и вариативность образовательной деятельности, зависящей  от жизнедеятельности  группы.  

      Занятия строятся в занимательной, игровой форме, учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом, формируется и развивается главная ценность – творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будет складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствования речи.

В первый год обучения комплексно-тематическое планирование состоит из 6 блоков:

- Блок «В гостях у сказки»

- Блок «Волшебный мир театра»

- Блок «Юные конструкторы»

- Блок «Студия сенсорного развития»

- Блок «Блогеры и волонтеры»

-Блок «Умники и умницы»

Срок реализации каждого блока длится месяц. Структура каждого блока включает в себя:

  1. Введение в тему. Познавательный час
  2. Игровые технологии
  3. ИКТ – технологии
  4. Технология проблемного обучения
  5. Работа с социумом
  6. Работа педагога-психолога
  7. Введение инновационных технологий
  8. Проектные технологии и работа с родителями
  9. Итоговое мероприятие

Комплексно – тематический план работы с детьми на 2020-2021гг

     Тема

     Месяц

                     Содержание работы

БЛОК № 1

«В гостях у сказки»

  Январь

  1. Познавательный час. Введение в тему

Беседа «Сказка ложь, да в ней намек»

  1. Игровые технологии

Д/и «Из какой сказки герой».

Словесная игра «Подбери рифму», «Из какой сказки песня», «Радио» (картотека).

Пальчиковые игры по мотивам сказок (картотека)

Игра-драматизация «Три поросенка».

  1. ИКТ - технологии

Презентация «Рассказывание сказок с использованием мнемотаблиц».

4. Технология проблемного обучения

Помоги сказочным героям

(Обсуждение проблемных ситуаций по сказкам)

5.Работа с социумом

Экскурсия в библиотеку детского сада

Чтение сказки С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке» (по ролям)

6. Введение инновационных технологий

Знакомство с картами Проппа

7. Проектные технологии

Проект «Подарите детям сказку»

Работа с родителями

Создание книжек-малышек

8.  Итоговое мероприятие

Создание книги авторских сказок

Участие во всероссийском конкурсе «Сказку дарит Новый год».

     Тема

     Месяц

                     Содержание работы

БЛОК № 2

«Волшебный мир театра»

  Февраль

  1. Познавательный час. Введение в тему

Беседа «Расскажи Незнайке о театре»

  1. Игровые технологии

- Образные упражнения. Театрализованные игры.

- Скороговорки, ритмопластика

- Артикуляционная гимнастика

-Д\и «Придумай рифму»

  1. ИКТ - технологии

- Виртуальная экскурсия по театрам России.

- Игровой тренинг по актерскому мастерству (дистанционный)

4. Технология проблемного обучения

- Технология проблемного обучения по теме: «Театр».

5.Работа с социумом

- Публикация статьи в СМИ.

6. Работа с педагогом-психологом

Анималотерапия – игры с «перевопощениями»

7. Введение инновационных технологий

«Театральная среда»

- Показ кукольного театра «Заюшкина избушка»

- Игра-драматизация «Снегурушка и лиса»

- Показ конусного театра «Три поросенка»

- Сказка на фланелеграфе «Пузырь, соломинка, лапоть»

8. Проектные технологии

-Проект «Маленькие артисты большого театра»

Работа с родителями

-Мастер-класс (дистанционный) «Необычное из обычного»- изготовление театра из подручных средств.

Памятка «Домашний театр»

8.  Итоговое мероприятие

-Мини-фестиваль театральных постановок: «Морозко», «Снегурочка», «Красная шапочка».

Тема

Месяц

Содержание работы

Блок №3

«Юные

конструкторы»

Март

1.Познавательный час. Введение в тему Беседа с детьми с показом образцов конструирования «От кубика до робота»

2.Игровые технологии

1.Строительно-конструкторские игры

2.Оригами и квилинг – технологии бумагопластики.

3. Игры по лего-конструированию

3. ИКТ – технологии

Презентация «Самые интересные факты о ЛЕГО-конструкторе»

4. Технология проблемного обучения

Строительные игры по условию

5. Работа с социумом

Размещение видео материалов на официальном сайте ДОУ

6. Работа педагога – психолога

Сказкотерапия «Маленький самолетик»

7. Введение инновационных технологий

Кейс-стади Лего

8. Проектные технологии

Проект «Страна Лего»

9. Работа с родителями

1.Изготовление семейной стенгазеты

2.Видео - ролик «Конструкторские достижения моего ребенка»

10. Итоговое мероприятие

1.Музыкально-тематическое развлечение «Робот в гостях у ребят»

2.Внутригрупповой фестиваль «Маленькие творцы»

Тема

Месяц

Содержание работы

Блок № 4

«Студия сенсорного развития»

Апрель

1.Познавательный час. Введение в тему

Беседа «Путешествие в Город Чувств»

2.Игровые технологии

- Дидактические игры по сенсорному развитию;

- Логические игры: Танграм, кубики Дьенеша,

- «Геометрическое лото»;

- «Волшебные мешочки» (Мешочки запахов)

3. ИКТ – технологии

Тренажер для детей «Радуга цветов»

4. Технология проблемного обучения

«Город семи гномов»

5. Работа с социумом

Виртуальная экскурсия «Волшебный мир бабочек»

6. Работа педагога – психолога

Развлечение  «Разноцветная страна»

7. Введение инновационных технологий

Технология песочной терапии

8. Проектные технологии

Проект «Развиваемся  играя»

9. Работа с родителями

Изготовление дидактического пособия «Доброе одеяло»

10. Итоговое мероприятие

Изготовление лэпбука на тему: «Играя, развиваемся»

Тема

Месяц

Содержание работы

Блок № 5

«Блогерство и волонтерство»

Май

1.Познавательный час. Введение в тему

-Беседа «Кто такие блогеры»

- Рассказ воспитателя о волонтерах и волонтерском движении.

2.Игровые технологии

- Дидактические игры «Собери картинку», «Военная техника»

-Добровольческая акция «Весенняя неделя доброты».

-Социальная акция «Благодарю» (Почта благодарности)

3. ИКТ – технологии

Показ презентации «Корреспонденты в годы войны»

4. Технология проблемного обучения

Решение проблемных ситуаций с опорой на иллюстрации

5. Работа с социумом

Встречи с интересными людьми

6. Работа педагога – психолога

Психологические игры

7. Введение инновационных технологий

«Я-блогер»

8. Проектные технологии

Проект «Юные блогеры»

Проект «Волонтерское движение»

9. Работа с родителями

«Съемка видеороликов «Про отцов и дедов помним»

10. Итоговое мероприятие

Музыкально-тематическое мероприятие «Этих дней не смолкнет слава»

Тема

Месяц

Содержание работы

Блок №6

«Умники и умницы»

Июнь

1.Познавательный час. Введение в тему

- Цикл бесед «Хочу все знать»

2.Игровые технологии

- Плей-кейс «Путешествие по Африке»

- Экологический десант «В гости к тетушке Сове»

- Логические игры по ТРИЗ технологии

3. ИКТ – технологии

Виртуальная экскурсия «7 чудес света»

4. Технология проблемного обучения

Проблемные ситуации, задачи и вопросы

5. Работа с социумом

Маршрут выходного дня в библиотеку

Маршрут выходного дня в Городской Краеведческий музей г. Белореченска

6. Работа педагога – психолога

Проект «Интеллектуальное лето»

7. Введение инновационных технологий

«Эйдетика – метод ассоциативного мышления»

8. Проектные технологии

Проект «Мое первое открытие»

9. Работа с родителями

Образовательный терренкур «Вперед, эрудиты»

10. Итоговое мероприятие

Интеллектуальная эстафета «Умники и умницы»

                              Комплексно-тематический план работы

с детьми на 2021-2022гг.

 В основе тематического планирования второго года обучения, лежит комплексный подход, включающий в себя совокупность всех инновационных технологий, форм, методов и приемов речевого развития.

Такая система планирования направлена на развитие речи в игровой деятельности и поддерживает  интерес  детей  к  личности  и деятельности  сверстников,  содействует  налаживанию  их  диалогического общения в совместной деятельности и позволяет решить ряд взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (фонетическую, лексическую, грамматическую), и эффективно достигать главной цели - развития связной речи детей.

     Месяц

                     Содержание работы

Ответственный

Сентябрь

1.Проведение промежуточной диагностики

2. Подбор информационного материала

3. Обновление библиотеки детского чтения в книжном уголке

Воспитатели

Октябрь

1.Игровые технологии

- Дидактическая игра «Супермаркет»

- Словесная игра «Подбери рифму»

- Мнемотехника (пересказ сказки «Три медведя»)

- Сюжетно-ролевая игра «Интервью»

Воспитатели

2. Работа со специалистами

- Студия «Маленький актер». Театральная постановка сказки с использованием платкового театра «Колобок»

- Распевка «Приветствие», «Маша и каша»

- Хороводная игра «Подарки осени»

Музыкальный руководитель

- Интервью на тему «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?»

Педагог-психолог

3. Здоровьесберегающие технологии

-Пальчиковая гимнастика (картотека)

- Артикуляционная гимнастика (картотека)

-Дыхательная гимнастика (картотека)

Воспитатели

4. Метод Моделирования

- Составление рассказа «4 времени года» с использованием элементов панно «Времена года».

Воспитатели

5. Технология «Скрайбинг»

- Сказка «Лиса и заяц»

-Стихотворение А.Фета «Ласточки, пропали»

Воспитатели

6. Кейс-технологии

-Проблемная ситуация. «Маша и медведь»

- Проблемная ситуация «Корзинки для козлят»

- Проблемная ситуация «Красная шапочка»

Воспитатели

7.  Итоговое мероприятие

- Литературная викторина «В гостях у сказки»

Воспитатели

     Месяц

                     Содержание работы

Ответственный

Ноябрь

1.Игровые технологии

- Карты Проппа (пересказ сказки «Маша и медведь», сказки «Кот, петух и лиса»)

- «Ребусы» - составление и чтение слов (картотека)

- Веселые скороговорки (картотека)

- Театрализованные игры (картотека)

Воспитатели

2. Работа со специалистами

- Студия «Маленький актер». Инсценировка сказки «Теремок»

- Распевка «Паучина»

- Хороводная игра «Пугало»

Музыкальный руководитель

- Игровое занятие «Наши эмоции»

Педагог-психолог

3. Здоровьесберегающие технологии

-Пальчиковая гимнастика (картотека)

- Артикуляционная гимнастика (картотека)

-Дыхательная гимнастика (картотека)

- Песочная терапия (картотека)

Воспитатели

4. Метод Моделирования

- Наглядное моделирование. Пересказ сказки «Теремок»

- Методика «Коллаж». Описание коллажа на тему «Осень».

Воспитатели

5. Технология «Скрайбинг»

- Сказка «Крошечка - хаврошечка»

-Стихотворение  К.Д. Бальмонта «Осень»

Воспитатели

6. Технология «Синквейн»

- Работа со словами: Еж, Машина, Осень и т.д.

Воспитатели

7.  Итоговое мероприятие

- Вечер коллективных игр (игры: «Угадай, кто я?», «Салат из сказок», «Глухой телефон», «Назови слово на букву….) 

Воспитатели

     Месяц

                     Содержание работы

Ответственный

Декабрь

1.Игровые технологии

- Игры на развитие связной речи (картотека)

- Сказкотерапия «Салат из сказок»- смешивание разных сказок.

- «Ребусы» - составление и чтение слов (картотека)

- Веселые скороговорки (картотека)

Воспитатели

2. Работа со специалистами

- Студия «Маленький актер»:

Драматизация сказки «Рукавичка»

- Пальчиковая гимнастика «Апельсин»

- Распевка «Здравствуйте, ребята!»

Музыкальный руководитель

- «Сторителлинг» - технология составления сказки, рассказа.

Педагог-психолог

3. Здоровьесберегающие технологии

- Артикуляционная гимнастика (картотека)

- Дыхательная гимнастика (картотека)

- Песочная терапия (картотека)

Воспитатели

4. Метод Моделирования

- Методика «Коллаж».

Описание коллажа на тему «Зима».

Воспитатели

5. Технология «Скрайбинг»

- Сказка «Снегурочка»

Воспитатели

6. Кейс-ситуация

- Рассказывание по ситуативным картинкам

Воспитатели

7.  Итоговое мероприятие

- Игровая программа «Эрудиты»

Воспитатели

     Месяц

                     Содержание работы

Ответственный

Январь

1.Игровые технологии

 - «Ребусы» - составление и чтение слов (картотека)

- Веселые скороговорки (картотека)

- Словесные игры (картотека)

Воспитатели

2. Работа со специалистами

- Студия «Маленький актер»:

«Рождественские колядки»

- Пальчиковая гимнастика «Замок-чудак», «Зима»

- Распевка «Небо синее», «Лиса по лесу ходила»

Музыкальный руководитель

- «Сторителлинг» - технология составления сказки, рассказа.

Педагог-психолог

3. Здоровьесберегающие технологии

- Самомассаж пальцев «Шел медведь к своей берлоге» (картотека)

Воспитатели

4. Метод Моделирования

Мнемотехника:

- Составление рассказа «Зима» по мнемотаблице

Воспитатели

5. Технология «Скрайбинг»

- Стихотворение А.С. Пушкин «Зимнее утро»

Воспитатели

6. Технология «Синквейн»

- работа со словами: дом, медведь, котенок

Воспитатели

7.  Итоговое мероприятие

- Литературная гостиная «Мы расскажем вам стихи»

Воспитатели

     Месяц

                     Содержание работы

Ответственный

Февраль

1.Игровые технологии

- Карты Проппа (пересказ сказки «Волк и семеро козлят»)

- Словесные игры (картотека)

Воспитатели

2. Работа со специалистами

- Студия «Маленький актер»:

Инсценировка сказки «Каша из топора»

- Пальчиковая гимнастика «Мостик»

- Распевка «Аты, баты, шли солдаты», «Пой со мной»

Музыкальный руководитель

- «Сторителлинг» - технология составления сказки, рассказа.

Педагог-психолог

3. Здоровьесберегающие технологии

-  Самомассаж ладоней массажными мячиками «Мы капусту рубим, рубим» № 8, «Мячик мой не отдыхает» (картотека № 10)

Воспитатели

4. Метод Моделирования

Методика коллаж:

- Описание коллажа «Скоро, весна!»  

-Сборник заданий с использованием наглядного моделирования – задания № 1,№ 2,3,4

Воспитатели

5. Технология «Скрайбинг»

- Сказка «Заюшкина избушка»

- Стихотворение «Снегири»

Воспитатели

6.  Итоговое мероприятие

- Речевой КВН

Воспитатели

     Месяц

                     Содержание работы

Ответственный

Март

1. Игровые технологии

- Речевая игра «Лабиринт звуков»

- Веселые скороговорки (картотека)

- Карты Проппа (пересказ сказки «Красная шапочка»)

Воспитатели

2. Работа со специалистами

- Студия «Маленький актер»:

Драматизация сказки «Заюшкина избушка»

- Пальчиковая гимнастика «Мама»

- Распевка «Два кота»

Музыкальный руководитель

- «Сторителлинг» - технология составления сказки, рассказа.

Педагог-психолог

3. Здоровьесберегающие технологии

-  Самомассаж ладоней массажными мячиками «Желудь» № 7, Самомассаж ладоней шестигранным карандашом «Самолет построим сами» (№ 27-картотека)

Воспитатели

4. Метод Моделирования

Мнемотехника:

- Составление рассказа «Весна» по мнемотаблице

 -Сборник заданий с использованием наглядного моделирования – задания № 5, 6, 7,8

Воспитатели

5. Технология «Скрайбинг»

- Стихотворение «Солнышко»

Воспитатели

6. Технология «Синквейн»

- работа со словом: весна

Воспитатели

7.  Итоговое мероприятие

- Викторина «В гости к весне»

Воспитатели

     Месяц

                     Содержание работы

Ответственный

Апрель

1. Игровые технологии

- «Ребусы» - составление и чтение слов (картотека)

- Веселые скороговорки (картотека)

- Театрализованные игры (картотека)

Воспитатели

2. Работа со специалистами

- Студия «Маленький актер»:

-Настольный театр «Три поросенка»

- Пальчиковая гимнастика «Гномы»

- Распевка «Мышка»

Музыкальный руководитель

- «Сторителлинг» - технология составления сказки, рассказа.

Педагог-психолог

3. Здоровьесберегающие технологии

-  Самомассаж ладоней массажными мячиками «Ёжик» (№ 16 -  картотека)

-Самомассаж грецкими орехами и прищепками «Белкин обед» (№ 31 -  картотека)

Воспитатели

4. Метод Моделирования

Мнемотехника:

- Пересказ сказки «Гуси-лебеди» по мнемотаблице

 -Сборник заданий с использованием наглядного моделирования. Раздел 2.Задания, направленные на обучение пересказу.

Воспитатели

5. Технология «Скрайбинг»

- Стихотворение Плещеева А.Н.

«Травка зеленеет, солнышко блестит…»

Воспитатели

6.  Итоговое мероприятие

- «Путешествие в страну Красивой речи»

Воспитатели

Май

1.Проведение заключительной диагностики

Воспитатели

Приложение № 3

МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ УШАКОВОЙ О.С., СТРУНИНОЙ Е.М.

Методика обследования словаря детей

Старший возраст

I серия заданий.

Цель: выявление сформированности словарного запаса детей.

Ход обследования.1. Ты знаешь уже много слов. Что значит слово кукла, мяч, посуда?

2) называет отдельные признаки, действия;

  1. Что бывает глубоким? мелким? высоким? низким? легким? тяжелым?

1) Выполняет все задания, называет 1—2 слова к прилагательному (глубокая яма, глубокое море);

2) подбирает слова к 2—3 прилагательным;

3) подбирает слово только к одному прилагательному (высокий забор).

3. Что называют словом ручка?

1) Называет несколько значений этого слова (Ручка пишет. У ребенка ручка. У двери есть ручка);

2) называет два значения этого слова;

3) перечисляет предметы, у которых есть ручка (1—2 слова).

 

  1. В названии каких животных слышится звук л? (Лошадь, волк, слон, белка); звук ль? (Лев, лиса, леопард.)
  2. В названии каких животных слышится звук р? (Тигр, корова, баран, жираф.) Звук рь! (Черепаха, курица.)
  3. Назови слова, в которых есть звуки с и ш. (Старушка, Саша, сушка.) Звуки ж и з? (Железо.)

1) Ребенок различает твердые и мягкие звуки, дифференцирует шипящие звуки;

2) называет более двух слов;

3) называет одно слово.

  1. Дается скороговорка, которую надо произнести быстро — медленно, тихо — громко — шепотом. «Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят» (или любую другую).

1) Ребенок говорит отчетливо, меняет темп речи, регулирует силу голоса;

2) недостаточно четко произносит;

3) не владеет умением замедлять, убыстрять темп.

  1. Произнеси фразу «Я пойду в школу» так, чтобы мы услышали, что это тебя радует, удивляет или ты об этом спрашиваешь.

1) Ребенок передает заданные интонации;

2) передает только вопросительную интонацию;

3) повторяет повествовательную интонацию.

 

Методика обследование грамматического строя речи

 

Старший возраст (5-6 лет)

1.Методика «Прятки».

Цель: диагностика понимания и использования предлогов:

между, из-за, из-под.

Оборудование: игрушки - зайка, две машинки.

Ход обследования: ребенку предлагают выполнить ряд действий и ответить на вопросы. Например: «Спрячь зайку между машинками. Куда спрятал зайку? Спрячь зайку за машинку. Куда спрятал зайку? Откуда выглядывает зайка?».

2.Методика «Угадай, чего нет?»

Цель: выявление умения ребенка образовывать имена сушествительные множественного числа в именительном и родительном падежах.

Оборудование: картинки со следующим изображением: глаз - глаза; ведро - ведра; рот - рты; лев-  львы; перо - перья; окно - окна; дом - дома; кресло – кресла; ухо  - уши; дерево - деревья ;стол - столы; стул - стулья.

Ход обследования:

ребенку показывают картинки и просят назвать один предмет и много. Предлагаются следующие картинки: глаз - глаза; ведро - ведра; рот - рты; лев - львы; перо - перья; окно - окна; дом - дома; кресло - кресла; ухо - уши; дерево - деревья; стол - столы; стул-стулья.

Если ребенок справился с первой частью задания, ему предлагают ответить на вопросы:

У тебя ведра, а у меня нет чего?.,. (ведер).

У тебя львы, у меня нет кого?... (львов).

 У тебя деревья, у меня нет чего?... (деревьев).

У тебя яблоки, у меня нет чего’ (яблок).

У тебя кресла, у меня нет его ?... (кресел).

3.Методика «Назови ласково».

Цель: выявление сформированности умения образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Оборудование: картинки с  изображением большого и маленького предметов.

Ход обследования: ребенку предлагают назвать ласково предметы, изображенные на картинках.

Окно-... (окошечко). Зеркало-... дерево-... Ящик-... Кольцо-...Петля - ..Ухо- …Платье-...

4.Методика «Назови».

Цель: выявление сформированности правильного употребления падежных форм существительных.

Ход обследования: ребенку предлагают ответить на вопросы: «Чего много в лесу? Откуда осенью падают листья? (Род. пад). К кому ты любишь ходить в гости? Кому нужна удочка? (Дат. пад.) Кого ты видел в зоопарке? цирке? (Вин. пад.) Чем ты смотришь? Чем ты слушаешь? (Тв. пад.) На чем катаются дети зимой? (Пр. пад.)».

 

Старший  возраст (6-7 лет)

1.Методика «Прятки».

Цель: выявление понимания и активного использования сложных предлогов: со, между, около, из-за, из-под. Оборудование: игрушка - зайка.

Ход обследования: ребенку предлагают выполнить ряд действий, например:«Спрячь зайку за спину». Затем ребенку задают вопросы: «Откуда выглядывает зайка?»; «Спрячь зайку под стол». «Откуда выглядывает зайка?»; «Посади зайку на стол. Зайка прыгнул на пол. Откуда прыгнул зайка?» и т.д.

2.Методика «Посчитай»

Цель: проверка уровня согласованности существительных с числительными.

Ход обследования: взрослый предлагает ребенку посчитать до десяти яблоки (пуговицы), при этом каждый раз называя числительные и существительные. Например, одно яблоко, два и т.д.

Фиксируется: понимание задания, умение правильно согласовывать в речи числительное с существительным.

3.Методика «Правильно назови»

Цель: выявление умения согласовывать в речи местоимения и глаголы.

Ход обследования: взрослый предлагает ребенку изменить данные слова (глаголы) в соответствии с местоимениями. Например: «Я иду, мы идем, они идут».

Глаголы: шить, петь, танцевать, красить, лететь.

4.Методика «Назови».

Цель: выявление умения использовать имена существительные в правильной грамматической форме.

Оборудование: картинки с изображением леса летом, зимой, осенью, весной; зоопарка, цирка.

Ход обследования: ребенку предлагают рассмотреть картинки и ответить на вопросы: Чего много в лесу? Откуда осенью падает листья? (Род. пад). К кому ты любишь ходить в гости? Кому нужна удочка? (Дат. пад.) Кого ты видел в зоопарке (цирке)? (Вин. пад.) Чем ты смотришь? Чем ты слушаешь? (Тв. пад.) На чем катаются дети зимой? (Пр. пад.)

 

Методика обследования связной речи

Старший возраст.

Цель: выявляется умение описывать предмет (картину, игрушку),

составить описание без наглядности. Для этого ребенку сначала предлагается кукла.

Задание 1. Опиши куклу. Расскажи, какая она, что с ней можно делать, как с ней играют.

1) Ребенок самостоятельно описывает игрушку: Это кукла; Она красивая, ее зовут Катя. С Катей можно играть;

2) рассказывает по вопросам педагога;

3) называет отдельные слова, не связывая их в предложение.

Задание 2. Составь описание мяча: какой он, для чего нужен, что с ним можно делать?

1) Ребенок описывает: Это мяч. Он круглый, красный, резиновый. Его можно бросать, ловить. С мячом играют;

2) перечисляет признаки (красный, резиновый);

3) называет отдельные слова.

Задание3. Опиши мне собаку, какая она, или придумай про нее рассказ.

1) Ребенок составляет описание (рассказ);

2) перечисляет качества и действия;

3) называет 2—3 слова.

Задание4. Ребенку предлагают составить рассказ на любую из предложенных тем: «Как я играю», «Моя семья», «Мои друзья».

1) Составляет рассказ самостоятельно;

2) рассказывает с помощью взрослого;

3) отвечает на вопросы односложно.

Задание5. Взрослый читает ребенку текст рассказа или сказки (см. книгу «Занятия по развитию речи в детском саду») и предлагает пересказать.

1) Ребенок пересказывает самостоятельно;

2) пересказывает с подсказыванием слов взрослым;

3) говорит отдельные слова.

 

Старший возраст (6-7 лет)

Цель: выявить умение описывать по картине

Задание 1. Воспитатель предлагает ребенку описать ежа (по картинке).

Разнообразные способы связей между предложениями — 3 балла; использование способов формально-сочинительной связи( через союзы а, и, наречие потом) — 2 балла; неумение связывать между собой предложения — 1 балл.

Задание 2. Разнообразие лексических средств (использование разных частей речи, образных слов — определений, сравнений, синонимов, антонимов) — 3 балла; некоторое нарушение точности словоупотребления — 2 балла; однообразие лексики, повторение одних и тех же слов — 1 балл.

Задание 3 Звуковое оформление высказывания ( плавность, интонационная выразительность, изложение в умеренном темпе) — 3 балла; прерывистое изложение, незначительные заминки и паузы — 2 балла; монотонное, невыразительное изложение — 1 балл.

Оценку выполнения всех заданий воспитатель дает, подсчитав общее количество баллов.

Оценка ответов производится следующим образом. Если ответы ребенка подходят под № 1, он получает три балла; если ответы соответствуют № 2 — 2 балла; если ответы соответствуют № 3, ребенок получает 1 балл. В целом, если 2/3 ответов детей оцениваются в 3 балла — это высокий уровень. Если 2/3 ответов оцениваются в 2 балла — это хороший уровень. Если же 2/3 ответов детей получают по 1 баллу — это средний (или ниже среднего) уровень.

Ушаковой О.С., Струниной Е.М. выделены 3 уровня развития связных описательных высказываний детей:

I уровень – высокий

Ребенок активен в общении, ясно и последовательно выражает свои мысли, описание полное, логичное, без пропуска существенных признаков, повторений. Использует образную речь, точность языка, развивает сюжет, соблюдает композицию. Умение выражать свое отношение к воспринимаемому. Лексическим запас словаря достаточный для данного возраста, сформирована, связность описательного рассказа.

II уровень - средний

Ребенок умеет слушать и понимать речь, участвует в общении чаще по инициативе других, при описании допускает ошибки и незначительные паузы, отличается не высоким  лексическим запасом словаря, чаще пользуются не связными между собой фразами, пытаясь обрисовать в слове виденное на картине, прибегают к усвоенным формулам, предложенным педагогом

III уровень – низкий

Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, не умеет последовательно излагать свои мысли по уведенному и воспринятому, точно передавать их содержания, словарь ребенка скуден, прибегают к усвоенным формулам, схематичности и свернутости высказывания.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста

В условиях реализации ФГОС ДО принципиально новой является необходимость решения речевых задач в контексте детской деятельности (игры, детского исследования, труда, экспериментирования), не переводя е...

Инновационные технологии в речевом развитии детей дошкольного возраста

В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования ...

ДОКЛАД НА ТЕМУ "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

В условиях реализации ФГОС ДО принципиально новой является необходимость решения речевых задач в контексте детской деятельности (игры, детского исследования, труда, экспериментирования), не переводя е...

Статья на тему: Использование инновационных технологий по речевому развитию детей дошкольного возраста.

В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОО, так как внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие сов...

«Использование инновационных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста»

laquo;Использование инновационных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста» краткосрочный проект по анимации...

«Использование инновационных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста»

презентация на тему «Использование инновационных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста»...

Использование инновационных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста

В условиях реализации ФГОС ДО принципиально новой является необходимость решения речевых задач в контексте детской деятельности (игры, детского исследования, труда, экспериментирования), не переводя е...