Методическая разработка «Формирование КГН у детей раннего возраста с помощью игровых приёмов и художественного слова»
методическая разработка

Соколова Наталья Николаевна

методическая разработка "Формирование КГН у детей раннего возраста с помощью игровых прёмов и художественного слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mraprel.docx29.6 КБ

Предварительный просмотр:


Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста с помощью игровых приемов и художественного слова

Одна из задач воспитания детей раннего возраста - воспитание культурно-гигиенических навыков.

При формировании культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста идет простое усвоение норм и правил поведения, что является чрезвычайно важным процессом социализации малыша. Переход навыка в привычку достигается систематическим повторением его при определенных условиях. Привычки в отличие от навыков создают не только возможность выполнения того или иного действия, а обеспечивают сам факт его существования. Привычки, приобретенные ребенком, сохраняются длительное время, становятся устойчивыми и трудно поддаются перевоспитанию.

Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.

С самого раннего возраста необходимо приучать малыша к соблюдению элементарных гигиенических правил. Если же у вас возникли проблемы с утренним умыванием, то можно применить художественное слово.

Художественное слово имеет большое влияние на развитие языка ребенка. Малыши учатся родному языку на забавных прибаутках, поговорках, потешках, пестушках, загадках, сказках.

Народные песенки, потешки, пестушки — прекрасный речевой материал, который можно использовать, в режимные моменты, в обучающих и совместных играх с детьми раннего возраста. Фольклор обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет большую роль в нравственном и речевом развитии.

Художественное слово помогает:

• развивать у ребёнка представления о том, что полезно и вредно для его здоровья

• развивать у детей первоначальное представление о частях своего тела и элементарных способах обеспечения сохранности своего организма

• формировать умение самостоятельно устранять непорядок в одежде

развивать культурно – гигиенические навыки и т. д.

Например:

Ясный день пришёл давно

И стучится к нам в окно!

Потянушки-потягушки,

Кто тут сладкий на подушке?

Кто тут нежится в кроватке?

Чьи тут розовые пятки?

В эти радостные минуты малыша нужно поцеловать, нежно его погладить. Ласковые прикосновения должны быть неотъемлемой частью утреннего ритуала пробуждения.

Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам, но ее значение не только в выполнении физиологических потребностей. Она имеет этический смысл. Ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом людям, и также к тем, кто приготовил пищу.

Питание малыша играет важнейшую роль в его жизни. Многие мамы знают, как тяжело накормить малыша, и если вы не знаете, как накормить маленького упрямца, то давайте попробуем решить проблему вместе:

А у нас есть ложки

Волшебные немножко.

Вот — тарелка, вот — еда.

Не осталось и следа.

Привлекайте ребёнка к процессу одевания, создайте видимость его самостоятельных действий и не забудьте похвалить.

Мы на пухлые ручонки надеваем рубашонку.

Повторяй за мной слова: ручка – раз, ручка – два!

Застегнём застёжки на твоей одёжке: пуговки и кнопочки,

Разные заклёпочки.

На мою малышку наденем мы штанишки.

Повторяй за мной слова: ножка – раз, ножка – два!

Обуваем ножки, бегать по дорожке.

Повторяй за мной слова: ножка – раз, ножка – два!

Хоть устали одеваться, но не будем возмущаться!

Что осталось – голова? Вот и шапочка – раз, два!

Уже в раннем возрасте выполнение режима создает известные предпосылки для понимания того, что необходимо выполнять действия, связанные с режимом, в известной последовательности и в нужном темпе. Вот почему, если говорить о правилах поведения, необходимо, прежде всего, приучать ребенка выполнять требования режима (вовремя садиться за стол для приема пищи, привить ему навыки (самостоятельно есть, мыть руки перед едой, самому снимать одежду перед сном, аккуратно вещать одежду на стул). При этом не только развиваются важные практические навыки, но и меняется характер взаимоотношений детей с взрослыми.

Дети должны быть окружены такой атмосферой, в которой они могут рассматривать, изучать, играть, трудиться и результаты своей деятельности отражать в умении все делать с удовольствием и сами. В первые годы жизни культурно-гигиенические навыки формируются в процессе жизнедеятельности детей: в режимных моментах, совместной игре, в совместной деятельности.

Целью дидактического материала является создание условий для приобщения детей раннего возраста к художественному слову через режимные моменты.

Общаясь, мы не только привлекаем внимание детей, но и воспитываем культуру поведения, формируем гигиенические навыки. Перед приемом пищи, во время умывания, мы следим за аккуратностью процесса, используя стихи, потешки, образное слово:

«Кран откройся! Нос, умойся!

Мойтесь сразу оба глаза!

Мойтесь уши, мойся, шейка!

Шейка, мойся хорошенько!

Мойся, мойся, обливайся!

Грязь смывайся! Грязь, смывайся!»

Не все дети любят убирать игрушки, но их к этому можно привлечь:

Вот лежит половичок,

Мы потрём ему бочок.

Убираем игрушки с песней:

Тили-бом, тили-бом,

Убираем весь наш дом,

Вот и кончилась игра,

Убирать нам всё пора.

Стихи читаем во время одевания на прогулку:

Вот они, сапожки:

Этот - с левой ножки,

Этот - с правой ножки.

Если дождичек пойдет,

Наденем сапожки:

Этот - с правой ножки,

Этот - с левой ножки.

Вот так хорошо!

Чтобы облегчить, процесс засыпания вместе с детьми шепотом читаем в спальне:

Бай, бай, бай, бай,

Ты, собаченька, не лай

И в гудочек не гуди –

Наших деток не буди.

Наши детки будут спать

Да большими вырастать.

Они поспят подольше,

Вырастут побольше.

Воспитание навыков самообслуживания у маленьких детей – это, длительный процесс, требующий большого терпения и времени не только от воспитателей, но и от родителей. При формировании любого навыка надо обучать детей определенным действиям. Без этого формирование навыков самообслуживания немыслимо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс. Тема: "Привлечение родителей к воспитанию культурно- гигиенических навыков у детей раннего возраста посредством использования игровых приемов и художественного слова.

Ваши дети растут не по дням, а по часам все больше радуя и удивляя вас. Только-только ваше ненаглядное солнышко лежало в кроватке, и вот уже пухлые ножки уверенно исследуют квартиру. Недавно ребенок л...

Консультация "Формирование сенсорно-логических представлений у детей раннего возраста с помощью игровой технологии В.В. Воскобовича "Сказочные лабиринты игры"

     Данная консультация освещает эффективность использования в работе педагогов игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» В. В Воскобовича для развития сенс...

Методическая разработка. Формирование КГН у детей раннего возраста.

Самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Поэтому важно с раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их....

Методическая разработка «Формирование словаря у детей раннего возраста посредством наглядного пособия «Книжка -малышка»

Актуальность методической разработки «Формирование словаря у детей раннего возраста посредством наглядного пособия «Книжка - малышка» заключается в том, что своевременное и правильно...

Методическая разработка Активизация речевого развития детей раннего возраста при помощи игровой певческой деятельности. Сборник песен для детей раннего возраста.

Пение - важный вид деятельноти ребенка. Как же стимулировать самых маленьких открывать рот, воспроизводить звуки и наконец петь? Важно все: систематический подход, яркое, образное исполнение, наглядно...

Конспект проведения родительского собрания в младшей группе на тему: "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста посредством использования игровых приёмов и художественного слова".

Конспект родительского собрания на тему : "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста посредством использования игровых приёмов и художественного слова"....