Дидактические игры для мелкой моторики для детей с ОВЗ
консультация (подготовительная группа)

Надежда Ивановна Митина

Мелкая моторика – это двигательная деятельность, которая обуславливается скоординированной работой мелких мышц руки и глазаНаучно доказано: чем больше мастерства в детской руке, чем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы и речи.

Навыки тонкой моторики :

•способствуют развитию речи и мышления ребенка;

•помогают ребенку обследовать окружающие его предметы и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет;

•позволяют ребенку выразить себя через игру и другие виды деятельности, так как движения становятся совершеннее;

•способствуют повышению самооценки ребенка, потому что у него получается выполнение задуманного.

Систематические упражнения по развитию мелкой моторики пальцев рук помогают выработать навыки самоконтроля движений рук не только под контролем зрения, но и при участии осязания, тактильно-двигательных ощущений (на ощупь).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon melkaya_motorika.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Мелкая моторика – это двигательная деятельность, которая обуславливается скоординированной работой мелких мышц руки и глазаНаучно доказано: чем больше мастерства в детской руке, чем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы и речи.

Навыки тонкой моторики :

•способствуют развитию речи и мышления ребенка;

•помогают ребенку обследовать окружающие его предметы и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет;

•позволяют ребенку выразить себя через игру и другие виды деятельности, так как движения становятся совершеннее;

•способствуют повышению самооценки ребенка, потому что у него получается выполнение задуманного.

Систематические упражнения по развитию мелкой моторики пальцев рук помогают выработать навыки самоконтроля движений рук не только под контролем зрения, но и при участии осязания, тактильно-двигательных ощущений (на ощупь).

Повторение одного и того же движения способствует автоматизации двигательных навыков, является основой подготовки руки к обучению письму.

Желательно развивать равным образом движения пальцев обеих рук, как в играх, так и в быту.

Пирамидка»

Учите ребенка самостоятельно надевать фигуры на основу пирамиды, у ребенка развивается последовательность деталей и движений пальцев рук.

«ШНУРОВКА»

Развитая мелкая моторика и шнуровка идут рука об руку. Развитие мелкой моторики, наверное, самое главное призвание шнуровки, потому, что продевая шнурки через отверстия, ребенок чрезвычайно стремительно оттачивает ловкость своих пальчиков. Хоть шнуровка для моторики и ее развития у ребенка делает огромный вклад, это не единственное ее положительное свойство.

«Найди свой домик»

Лабиринт — игра найди свой домик, ребенок должен проложить путь каждого животного в свой домик, развивает моторику, ребенок не только развивается но и знакомится с животным миром.

«Найди по цвету»

Ребенок должен найти по цвету ту или иную игрушку и сортировать по цвету в стаканчик.

«ОБВОДКИ»

Обводить карандашами тонкий нарисованный контур (или пунктир) точно по линии — квадратики, кружочки или продвигаться по нарисованному заранее лабиринту.

Обводить карандашами плотные плоские фигурки, придерживая их левой рукой.

Дорисовать недостающие детали у предмета: машине – колеса; домику – трубу, окно; дереву – ветки, листочки; кораблику – парус и т. д.

«РАСКРАСКИ»

Раскрашивание готовых контурных изображений цветными карандашами, мелками, красками. Карандаш требует больших усилий работы пальцев, чем краски и фломастеры. Линии карандаша должны ложиться в одном направлении: слева направо или сверху вниз. Использовать вначале крупные изображения из 1-3 частей, и только после того, как ребенок научится раскрашивать крупные детали (без просветов, желательно в одном направлении, с сильным нажимом, не выходя за контур, можно приступать к более сложным раскраскам.

«ЛЕПКА»

Работа с пластилином, глиной, соленым тестом.

Разминание пластилина пальчиками, раскатывание, сплющивание, прищипывание, размазывание по плоской поверхности и т. д.

«АППЛИКАЦИЯ»

Изготовление поделок из бумаги: вырезание ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций.

Изготовление аппликаций из природного материала и других доступных материалов.

«МОЗАИКИ»

Выкладывание узоров или рисунков по образцу или показу из кнопочек мозаики, кусочков цветного картона и т. д.

«КОНСТРУКТОР»

Различные виды конструкторов — дети выполняют предлагаемые задания сначала с родителями, а потом самостоятельно по образцу: сложить из кубиков постройку по образцу и по памяти; сложить из палочек елочку, домик, треугольник, квадрат и т. д.

«ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА»

В выполнении упражнений участвуют в равной степени левая и правая рука – поочередно или вместе. Упражнения выполняются по показу.

Вот некоторые из них: зайчик, пальчики здороваются, пальчики бегают, стул, стол, замок, цепочка, кнопочки и другие.

Детям очень нравятся потешки«Ладушки»«Сорока-белобока»«Этот пальчик в лес ходил» и т. д.

Есть специальные книги с упражнениями для пальчиков.

«МАССАЖ ДЛЯ ПАЛЬЧИКОВ»

Хорошо делать массаж для пальчиков и ладошек каждый день. Используются четыре основных приема: поглаживание, разминание, растирание, постукивание.

Затрачивая всего 5 минут в день на проведение пальчиковой гимнастики и массажа можно оказать существенную помощь ребенку.

Занимаясь с ребенком, необходимо придерживаться следующих правил:

• начинайте с массажа и разогрева кистей рук, заканчивайте поглаживанием;

• выполняйте движения и правой, и левой рукой;

• движения на сжатие должны сочетаться с расслаблением;

• упражнения должны включать изолированные движения каждого пальца;

• прежде чем переходить к новому упражнению, важно как следует отработать предыдущее пальчиками правой и левой руки;

• используйте те игры, которые нравятся ребенку и доступны ему;

• при массаже рук ребенка помогайте ему своими руками только в том случае, если у вас положительный настрой.

«УПРАЖНЕНИЯ С КАРАНДАШАМИ»

Для выполнения упражнений использовать не заточенные карандаши (круглые или с гранями) или палочки. Упражнения выполнять двумя руками по очереди или вместе.

Вот несколько упражнений:

• прокатывание карандаша между ладонями;

• растирать центр ладони концом карандаша;

• упираясь концами карандаша в центр ладоней перемещать руки вверх, вниз, по кругу и т. д., стараясь не уронить карандаш;

• удерживать палочку концами пальцев двух рук на весу поочередно (сначала указательным, затем средним пальцем и т. д.);

• «собираем карандаши» – брать одной рукой и перекладывать в другое место (например, со стула на стол и др., затем поменять руки (10-15 карандашей);

• «пропеллер» – вращать карандаш между пальцами;

• слегка держать карандаш между пальцами, чтобы он медленно сполз вниз;

• прокатывание карандашей по столу: сначала одной рукой, затем другой, затем двумя вместе;

• «пальчики шагают» – зажать карандаш между указательным и средним пальцем и делать пальчиками «шаги» по столу, не роняя карандаш.

«УПРАЖНЕНИЯ С ШАРИКАМИ, ГРЕЦКИМИ ОРЕХАМИ»

• Зажать шарик в правой (левой) руке, затем в двух руках и поворачивать в разных направлениях кисти рук.

• Зажать шарик между ладонями: сильно сдавливать шарик, затем расслаблять руки, не выпуская шарика.

• Взять шарик большим и указательным пальцами и сильно сжать его. Аналогично сжимать шар между другими пальцами.

• С силой сжимать в руке шар, который располагается в середине ладони.

«ИГРЫ С ПУГОВИЦАМИ»

Для упражнений можно использовать плоские пуговицы разного цвета и размера.

Некоторые упражнения:

• разложи пуговицы по цвету – на цветные тарелочки; цветную бумагу; цветные контуры (колечки, нарисованные фломастером;

• выбери большие (маленькие) пуговицы;

• найди одинаковые пуговицы;

• цветные дорожки – чередование по цвету, размеру;

• выкладывание по контуру (линия, круг, квадрат и т. д.);

• собери пуговицы в ведерко;

• сосчитай пуговицы (до трёх)

• найди самые красивые пуговицы (помогите ребенку объяснить, чем они понравились);

• пальчики ходят – поставить средний и указательный пальчики на пуговицы, и передвигать их по столу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры "Развитие мелкой моторики рук"

«Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев.Чем больше уверенности в движенияхдетской руки, тем тоньше взаимодействие рукис орудием труда, сложнее движения,ярче творческая стихия де...

Дидактическая игра по мелкой моторики «Букет для мамы»

Предлагаю вашему вниманию коврики для развития мелкой моторики для дошколят от 3 до 7 лет.Работа выполнена из фетра и фоамирана.Данный коврик выполняет сразу несколько дидактических задач: во-первых, ...

Дидактическая игра по мелкой моторике рук

Развитие мелкой моторике рук,воспитывать у детей способность контролировать свои достижения,повышать уровень развития ребенка,развивать желание ребенка узнавть что-то новое и работать самостоятельно,з...

Дидактические игры по мелкой моторики

Дидактические игры по мелкой моторики...

Дидактическая игра по мелкой моторики "Подбери по цвету".

Цель игры: развитие движений пальцев рук, координации движений, а так же обучение и тренировка в различии и сопоставлении цветов. Ход игры: Снимите колпачки с фломастеров и перемешайте их. Предложите...

Дидактическая игра по мелкой моторики "Разноцветные дорожки"

Цель: Развитие движений пальцев рук, координации движений, развитие мелкой моторики. Ход игры: выложить дорожки из разноцветных пуговиц. ...

дидактические игры для мелкой моторики

картотека дидактических игр по развитию мелкой моторики...