Игра - занятие "Рыцарский турнир" к 23 февраля
план-конспект занятия (средняя группа)
Игра – занятие «Рыцарский турнир»
Цель образовательно деятельности: формировать у детей дошкольного возраста чувства патриотизма, толерантности, гордости и уважения за свою Родину и Русскую армию. Способствовать развитию у детей речевой и познавательной активности, любознательности, мыслительных операций.
Задачи:
Обучающие:
- Формировать уважительное отношение к воинам, которые охраняют нашу Родину (танкисты, моряки, летчики); (Социально-коммуникативное развитие)
- Способствовать формированию представления о военной технике, о родах войск (танкисты, моряки, летчики). Объяснить значение слов «пограничник», «артиллерист»; (Речевое развитие)
- Сформировать первые представления об особенностях военной службы. Дать знание о Российской армии, службе в мирное время; (Познавательное развитие)
Развивающие:
- Способствовать развитию стремления защищать слабых; (Социально- коммуникативное развитие)
- Создавать условия для развития воображения;
- Закреплять знания о символах России, способствовать расширению словаря детей за счёт понятий: «Герб», «Флаг», «Гимн»; (Речевое развитие)
- Способствовать закреплению знаний о достопримечательностях родного города; (Познавательное развитие)
- Содействовать развитию целеустремлённости, терпеливости, мелкую моторику рук.(Физическое развитие)
- Развивать речевую и познавательную активность.
Воспитательные:
- Воспитывать в детях отвагу, мужество, желание служить Отечеству; (Социально- коммуникативное развитие)
- Содействовать воспитанию любви к Родине – России, поддерживать желание быть похожими на русских богатырей; (Социально- коммуникативное развитие)
- Воспитывать у детей любовь и уважение к семье, гордость за членов семьи, желание оберегать и помогать; (Социально- коммуникативное развитие)
- Воспитывать у детей уважение к папам, желание быть им помощниками; (Социально- коммуникативное развитие)
- Вызывать чувство сострадания, формировать умение оказывать первую помощь. (Социально- коммуникативное развитие)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Детский сад № 5 «Колокольчик» города Котельнича Кировской области
Методическая разработка игры – занятия
«Рыцарский турнир»
по нравственно-патриотическому воспитанию для детей 4-5 лет,
посвящается Году Защитника
Подготовила воспитатель
высшей квалификационной категории:
Пересторонина Светлана Анатольевна
Контактный телефон: 8(83342)4-48-09
Электронная почта: class="c24 c22">
2025 г. Котельнич
Игра – занятие «Рыцарский турнир»
Цель образовательно деятельности: формировать у детей дошкольного возраста чувства патриотизма, толерантности, гордости и уважения за свою Родину и Русскую армию. Способствовать развитию у детей речевой и познавательной активности, любознательности, мыслительных операций.
Задачи:
Обучающие:
- Формировать уважительное отношение к воинам, которые охраняют нашу Родину (танкисты, моряки, летчики); (Социально-коммуникативное развитие)
- Способствовать формированию представления о военной технике, о родах войск (танкисты, моряки, летчики). Объяснить значение слов «пограничник», «артиллерист»; (Речевое развитие)
- Сформировать первые представления об особенностях военной службы. Дать знание о Российской армии, службе в мирное время; (Познавательное развитие)
Развивающие:
- Способствовать развитию стремления защищать слабых; (Социально- коммуникативное развитие)
- Создавать условия для развития воображения;
- Закреплять знания о символах России, способствовать расширению словаря детей за счёт понятий: «Герб», «Флаг», «Гимн»; (Речевое развитие)
- Способствовать закреплению знаний о достопримечательностях родного города; (Познавательное развитие)
- Содействовать развитию целеустремлённости, терпеливости, мелкую моторику рук.(Физическое развитие)
- Развивать речевую и познавательную активность.
Воспитательные:
- Воспитывать в детях отвагу, мужество, желание служить Отечеству; (Социально- коммуникативное развитие)
- Содействовать воспитанию любви к Родине – России, поддерживать желание быть похожими на русских богатырей; (Социально- коммуникативное развитие)
- Воспитывать у детей любовь и уважение к семье, гордость за членов семьи, желание оберегать и помогать; (Социально- коммуникативное развитие)
- Воспитывать у детей уважение к папам, желание быть им помощниками; (Социально- коммуникативное развитие)
- Вызывать чувство сострадания, формировать умение оказывать первую помощь. (Социально- коммуникативное развитие)
Предварительная работа: беседы о России, о своей малой Родине, её истории, славных традициях, её отважных защитниках через знакомство с русскими народными сказками: «Никита Кожемяка», былинами «Илья Муромец» и другими. Познакомить с понятием «русский богатырь», дать первоначальное представление о жанре старинных сказаний. Беседы о рыцарях. Экскурсии по городу; Рассматривание иллюстраций военных профессий, техники, наград на картинках. Дидактическая игра «Мемо» по достопримечательностям родного города. Привлечение родителей к изготовлению игр, семейных альбомов «Моя семья», плана – схемы «Мой – Микрорайон», изготовление рыцарских доспехов. Разучивание стихов о Родине, о защитниках Отечества.
Работа с родителями: Изготовление дидактического материала родителями воспитанников (семейные альбомы «Моя семья», план – схемы «Мой – Микрорайон», рыцарские доспехи и др.).
Методы и приёмы: Беседы, дидактические игры «Мемо», «Помоги солдату отыскать свою технику!», «Чей кораблик быстрей переплывет реку?», «Назови достопримечательности», Подвижная музыкальная игра «Займи место», интерактивная игра «Отгадай по описанию» (снаряжение солдата), дидактическая игра «Символы России», дидактическая игра «Собери картинку «Семья».
Техническое оборудование: Флешкарта с видео записью; телевизор; карта – схема «Рыцарский турнир»; дидактическая игра достопримечательности города Котельнича; материал для газеты (фото с папами), альбом «Достопримечательности родного города», «Символы России», «Моя семья»; рыцарские шлема, мечи, щиты; медали.
Участники игры – занятия: дети средней группы (4-5 лет), воспитатель, сказочный персонаж медведь (символ России).
Актуальность: В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольников. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. В этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни ребёнка является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на детей, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма, толерантности и чувства гордости за свою Родину.
За последнее время вследствие продолжающихся кризисных явлений в социально-экономической, политической, культурной и прочих сферах общественной жизни произошёл резкий спад в деятельности воспитания подрастающего поколения. Большую тревогу вызывает одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России. В связи с этим проблема патриотического воспитания детей и молодёжи становится одной из самых актуальных. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности.
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина России.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети имеют не достаточные знания о своей семье, родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Очень важной проблемой на сегодняшний день является неумение и нежелание современных родителей беседовать с детьми о Родине и родном городе. Поэтому, как показывает практика нравственно – патриотического воспитания в семье находиться на низком уровне.
Патриотизм – это преданность своему Отечеству и стремление сделать все возможное, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа, входящего в состав России, привитие исторических ценностей. Задача педагогов и родителей – формирование таких черт характера, которые помогут пробудить в детях любовь и уважение к семье и Родине. стать достойными людьми и гражданами своей страны.
Игра – занятие «Рыцарский турнир» поможет в воспитании чувства патриотизма, гордости за свою семью, за Российскую армию, за Родину… Стимулирует желание детей быть похожими на смелых и отважных защитников своей страны.
Ход игры – занятия:
Воспитатель: Ребята, завтра жители нашей страны будут отмечать очень важный праздник, а Вы знаете какой это праздник?
Дети: 23 февраля – День Защитника Отечества.
Воспитатель: А кто такие защитники Отечества?
Дети: Это мужчины, которые защищают нашу Родину от врагов и служат в Российской Армии.
Воспитатель: Всё верно! Защитники - это солдаты, военнослужащие, которые защищают свой народ, свою семью, дом, место, где человека любят, ждут и заботятся о нём.
Ребята, в нашем городе Котельниче начались военные сборы, где будущие солдаты тренируются, вырабатывают силу, ловкость и выносливость. Когда вы порастете тоже станете защитниками Отечества.
А вот в древние времена свои земли, замки и семьи защищали рыцари от нападения врагов. Среди них проводились турниры и состязания. А хотели бы вы поучаствовать в таком турнире? (Ответы детей) По окончанию выполнения задания дети получают ключ.
Воспитатель: Отлично! Тогда вперед! (Дети надевают доспехи.)
Воспитатель: Ребята, для того чтобы нам провести турнир нужен план. Вот это карта земли. Ребята, это что за шум и треск? Да это же медведь.
Появляется сказочный персонаж медведь
Медведь: Здравствуйте, ребята, я тоже хочу поиграть в рыцарей, возьмите пожалуйста, у меня и карта есть! Вот!
Дети с воспитателем рассматривают листок.
Воспитатель: Ну что ребята, возьмём медведя на наш турнир? (ответы детей) Но только у нас нет таких больших доспехов для тебя мишка, ты не обидишься на нас?
Медведь: Нет.
Идем на старт, что изображено на карте под цифрой 1?
1 станция. «Мой любимый город»
Дидактическая игра «Назови достопримечательности своего города»
Цель: Закрепление знаний детей о исторических местах города Котельнича
Материал: Карточки с изображением памятников и зданий города Котельнича.
Ход игры: Из набора карточек с изображением достопримечательностей, дети выбирают, те, о которых рассказывает воспитатель.
Например: Покажите и назовите место, где в нашем городе живут динозавры? А вы их видели?
Беседа о Динопарке. (Ответы детей)
Краеведческий музей.
Дидактическая игра «На земле, на море, в небе»
Цель: Систематизация знаний детей о военной технике, военных профессиях. Развитие внимания, памяти, логического мышления
Материал: Карточки с изображением военных профессий и техники, мольберт.
Ход игры: На мольберте прикреплены карточки с изображением военной техники. Дети вытаскивают карточки военных профессий ( моряк, летчик, пилот, танкист и др). Детям необходимо посмотреть на военную технику и вспомнить какие войска они знают, а затем размещают профессии согласно военной технике.
Воспитатель: Какую вы здесь технику видите?
-Кто защищает нашу Родину в небе? (Летчики)
-Чем управляет летчик? (самолетом, вертолетом)
-А где ты расположил танк, БТР, бронемашины ?( На суши)
-Как называется этот род войск? (Сухопутные войска)
Ребёнок аргументирует свой выбор.
Например: Летчик – самолёт, моряк – корабль и др.
Железнодорожный мост.
Воспитатель: Ой, что это там вдали у реки (ответы детей), правильно, это железнодорожный мост. А зачем нам железнодорожный мост (ответы детей) по мосту проходят пассажирские поезда для перевозки людей и огромные цистерны с горючим для грузовых перевозок.
Водный транспорт.
Воспитатель: Ребята, нам нужно переправиться по реке, на чём можно переправиться? (ответы детей)( корабль, лодка, катамаран, яхта, калоша и др.)
Правильно, а мы с вами поплывем на кораблик! Тогда давайте смастерим бумажные кораблики (можно взять готовые) Они помогут нам перебраться на другой берег.
Дыхательная гимнастика «Чей кораблик быстрее переплывёт реку?»
Цель: Закрепление знаний о водном транспорте, способность работать в команде. Развитие дыхания и координации движений воспитанников.
Материал: Макет реки, бумажный кораблик.
Ход игры: Игроки используют кораблики и с помощью дыхания (дуновения) пытаются переместить их через «реку». Игра способствует развитию моторики, концентрации и весёлому взаимодействию между участниками.
Больница.
Воспитатель: А на нашей карте изображена больница, а для чего она нужна? (ответы детей)
Воспитатель: Ой, ребята, срочно нужна помощь, медведю, он случайно наступил на стекло и поранил лапу! Но пока мы до нее доберемся, может случиться непоправимое.
Что нужно сделать? Как помочь медведю? ( варианты ответов детей)
Правильно, оказать первую помощь! Вот сейчас мы это и сделаем. А для этого что нам понадобиться? (ответы детей)
Игра «Окажи первую помощь»
Цель: формирование умения у детей оказывать первую помощь, развитие чувства ответственности и желание помочь в трудную минуту, умение быстро реагировать в экстренных ситуациях. Развитие навыков работы в команде, способности к сотрудничеству и коммуникации между участниками игры. Материал: Бинты, йод, зеленка бутафорские, вата.
Ход игры: Дети рассказывают, что надо делать при порезах и бинтуют медведю лапу.
Воспитатель: Молодцы, вы и с этим заданием отлично справились! Теперь ему ничего не угрожает.
Медведь: Спасибо, вам большое наши отважные рыцари.
Воспитатель: Ребята, у кого карта, куда нам продвигаться дальше? Что вы видите на карте? (Дети отвечают)
Городской сад.
Воспитатель: Правильно, а как называется место, где можно культурно-развлекательный центр досуга в нашем городе? (Дети отвечают)
Медведь: Какие вы ребята, умные, а теперь давайте проверим вашу скорость, ловкость и смелость. Поиграйте со мной.
Подвижная игра «Займи место»
Цель: Воспитание физической активности у детей. Развитие быстроты реакции, внимания и ловкости, активности в движениях.
Материал: Стулья в зависимости от количества играющих, музыкальное сопровождение.
Ход игры: Поставить несколько стульчиков посредине комнаты. Стульев должно быть на один меньше, чем количество детей. Под музыку (можно использовать хлопки, или музыкальный инвентарь) и предложить детям бег вокруг стульев. Когда музыка закончится, наши рыцари должны занять место на стульчике. Проигравший покидает игру. Победителем станет тот, кто успеет занять место.
Медведь: Какие вы быстрые и ловкие ребята! Молодцы! Настоящие будущие защитники.
Следующая наша станция
Кинотеатр «Родина»
Медведь: Ребята, вы рыцари, у вас какое обмундирование, что нужно для вашей защиты? (ответы детей) (Шлем, кольчуга, щит)
Воспитатель: Правильно, а вот наши ребята хотят узнать, знаете ли вы снаряжение Российской армии?
Дидактическая игра «Угадай предмет по описанию»
Цель: Развитие внимания, воображения, активизация словарного запаса детей. Игра помогает детям развивать навыки коммуникации и критического мышления, а также станет веселым и познавательным занятием.
Материал: Флешкарта, телевизор
Ход игры: Дети на видео описывают предмет не называя его, участники игры должны понять о чем идёт речь и назвать предмет.
Например: Каска
Описание: «Её носят на голове, когда идут в бой, она спасает от ранений»
Предмет: Тельняшка
Описание: «Носит моряк, она в полоску» и другие
(Кто отгадывает тому жетон)
Воспитатель: Ребята, в старые добрые времена рыцари всегда, когда шли в походы запевали песни, так давайте и мы споём, с песней всегда веселее!
Дети исполняют песню «Будем Родине служить»
Вот мы и пришли к следующей станции
«Дом культуры»
Воспитатель: А все ли рыцари знают символы нашей Родины? (Дети отвечают)
А мы сейчас это и проверим.
Дидактическая игра «Символы России»
Цель: Закрепление знаний о символах России, воспитание любови и гордости к Родине, её традициям и истории.
Материал: Стол, карточки с изображением символов России.
Ход игры: Дети подходят к столу, где расположены главные символы России: герб, флаг и гимн, а ещё у нашей Родины есть исконно русские символы, какие? (ответы детей)
А вы можете мне их назвать? (ответы детей - это береза, валенки, балалайка, медведь, матрёшка). Ребёнок открывает одну карточку, называет символ.
Дети рассказывают стихи, разученные ранее.
Воспитатель: Перед вами лежат картинки рубашкой вверх, вам нужно взять одну картинку развернуть и назвать какой символ на ней изображён. Всё понятно? Приступайте по очереди. (кто правильно называет символ, тот получает жетон)
Медведь: Как много вы ребята знаете, а я и не знал, что тоже являюсь символом России. Спасибо! Мне очень приятно было с вами познакомится, но мне пора в лес, меня ждёт моя семья. Семья – это самое важное в жизни каждого медведя, как и для вас, ребята! До свидания!
Дети: До свидания , медведь!
Воспитатель: А нам ребята надо двигаться дальше.
Беседа: «Мой папа в армии служил!»
Воспитатель: Ребята, а для вас Семья – это важно? (Дети отвечают)
Правильно! Ведь не даром говорят: «Вся семья вместе и душа на месте»
Скажите, а ваши папы служили в армии? А где и в каких войсках? (дети рассказывают о своих отцах)
Вы знаете, а ведь ваши папы не только умеют Родину защищать , но и руками что- то делать, с вами играть, книжки читать, мастерить, готовить, так? А давайте же сделаем подарок для наших пап.
Подготовка стенгазеты «Мой папа может всё!» (Коллективная работа)
Рефлексия игры - занятия.
Ну что – же вы с честью выполнили испытания, не испугались трудностей, а теперь подводим итоги, кто сколько получил ключей. (ведется подсчёт ключей)
Давайте мы с вами вспомним, что сегодня с вами узнали новое. (ответы детей)
- Кто такие рыцари?
- Узнали о достопримечательностях нашего города (динопарк, краеведческий музей, железнодорожный мост и др.).
- Узнали новые виды военной техники и профессий.
- Узнали о разных символах России и другие.
Вручение медалей.
И помните, дорогие рыцари, что гордость за свою страну, свой город и любовь к семье – это самые важное ценности. Будьте добрыми и отзывчивыми. Мы очень надеемся, что в будущем Вы станете надёжными защитниками и настоящими патриотами нашей Родины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Спортивная игра посвященная 23 февраля
Цель:воспитывать интерес к занятиям физкультурой, формирование привычки к здоровому образу жизни, развивать двигательные умения, ориентировку в пространстве, продолжать развивать умение соблюден...

Развлекательно-познавательная игра к 23 февраля Поле чудес «Старшина Матроскин приглашает…»
Игра проводится с развлекательно-образовательной целью и имеет следующие воспитательно-педагогические задачи:расширение кругозора детей о морском флоте;воспитание патриотических чувств, гордости и инт...

Развлекательно-познавательная игра к 23 февраля Поле чудес «Старшина Матроскин приглашает…»
Игра проводится с развлекательно-образовательной целью и имеет следующие воспитательно-педагогические задачи:расширение кругозора детей о морском флоте;воспитание патриотических чувств, гордости и инт...
Проект «СОТРУДНИЧЕСТВО ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ В ИГРЕ», посвященный «23 ФЕВРАЛЯ – ДНЮ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА» с элементами инклюзивного образования в ДОУ.
Проект «Сотрудничество детей и взрослых в игре», содержит необходимый материал для организации воспитательно-образовательной работы с детьми и ребенком ОВЗ по всем образовательным областям...

игры к 23 февраля
Патриотическое воспитание ребёнка — это основа формирования будущего гражданина. ФГОС уделяет большое внимание развитию нравственности подрастающего поколения. Мы знакомим детей с историей родно...

