Развитие танцевально - игрового творчества детей и ритмической деятельности детей дошкольного возраста в процессе художественно-эстетического развития»
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Касимова Диана Витальевна

«Возможно, самое лучшее, самое совершенное и радостное, что есть в жизни – это свободное движение под музыку. И научиться этому можно у ребенка и вместе с ним»                                                               А.И. Буренина

        Развитие творческих способностей ребѐнка было и остаѐтся одной из актуальных задач музыкального воспитания.

Основная цель – научить детей слышать любить и понимать музыку, чувствовать еѐ красоту.

Музыкально-ритмическая деятельность – это вид музыкальной деятельности, основой которого является взаимодействие музыки и ритмического движения. В процессе движений под музыку дошкольники овладевают культурой тела, «языком движений», происходит совершенствование движений, появляется их выразительность.

Практика использования музыкально-ритмической деятельности показывает, что чем раньше она используется в развивающей работе с детьми (в форме ритмических упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов), тем выше результаты в развитии у ребенка речевой функции, произвольной деятельности, моторики, пластичности, выразительности движений, невербальной коммуникации, а также в развитии музыкальных способностей.

 

Основная часть

Движение под музыку это  вид деятельности, в основе которого лежит музыка, а движения выражают музыкальный образ и конкретизируют основные средства музыкальной выразительности.

Помимо единства художественного образа, настроения и характера исполнения, музыка и движение тесно взаимосвязаны также и тем, что это временные виды искусства, при этом движение, протекающее в пространстве, как бы делает зримым, ощутимым течение времени. Музыка и движение, таким образом, имеют много общих параметров, к которым относятся:

·        все характеристики (начало и конец, темп, ритм);

динамика (чем громче музыка, тем больше амплитуда движения);

·         форма произведения и структура двигательной композиции.

 

Музыкально-ритмические движения являются универсальным средством развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения.

Важное место в разделе «музыкально ритмические движения» занимает танцевально-игровое творчество.

В процессе занятий танцевально-игровым творчеством развиваются:

Способности.

Музыкальные:

·         общие (способность восприятия музыки, эмоциональная отзывчивость на музыку, музыкальная память, музыкальное воображение, музыкальное мышление)

·         специальные (координация движений, музыкально творческие)

Художественные:

·         развитие восприятия художественного образа и импровизация его.

Физические:

·         развитие    координационных    движений,    точность,    регулирование двигательной активности в соответствии с музыкой.

         Внимание:

·         развитие устойчивости и произвольности.

Подражательность:

·         содействие подражательности в передаче через движение действий животных, птиц и т. д.

 

     Самостоятельность:

·         побуждение к участию в свободных плясках, музыкально-игровых импровизациях.

Креативность:

·         побуждение в игровых ситуациях к различным импровизациям (музыкально-игровым, танцевальным)

·         побуждение к элементарным творческим проявлениям своего впечатления у музыки в простейших эстетических суждениях, в несложных движениях под музыку.

 

Упражнения – многократное выполнение одного и того же движения в целях обучения. Назначение упражнений различно:

·         упражнения, используемые в целях совершенствования основных движений (ходьба, бег, подскоки, прыжки);

·         подготовительные упражнения, в ходе которых разучиваются движения к играм и пляскам (переменный шаг, кружения, шаг на всю ступню, передача флажка по кругу и т. д.);

·         образные упражнения, уточняющие различные игровые образы, движения персонажей сюжетных игр (поступь медведя, прыжки зайца, бег лошади); образные упражнения дают детям возможность овладеть движениями для выполнения индивидуальных ролей;

·         упражнения как определенные законченные композиции; обычно они создаются авторами.

Творческое самовыражение, в движении под музыку, ребѐнка возможно на основе развития его двигательных возможностей и опыта. Развитие танцевально-игрового творчества происходит постепенно. Начинать с формирования основ элементарных танцевальных игровых творческих проявлений. Затем переходить к несложным творческим заданиям, к которым относится инсценирование песен. Процесс обыгрывания песен, импровизации более длительной, чем просто разучивание. Так, с начала детям предлагается прослушивание песни, проговаривание текста, затем – игровые «пробы», в которых дети пытаются выразить в движениях содержание песни. Роль педагога – наблюдать за проявлениями детей, поддерживать их, ни в коем случае не перехватывать их инициативу, и помогать в подборе образных движений и оформлении целостной композиции.

 

Танцевально-игровое творчество у детей возможно только на базе развития музыкального слуха, творческого воображения, а также на основе свободного владения своим телом, то есть тогда, когда движения автоматизированы и не отвлекают внимание на технику их исполнения. Поэтому, чтобы достичь действительно художественной интерпретации музыкальных произведений в движении, необходимо большая и скрупулезная работа над двигательными навыками. Но сам процесс этой технической работы также должен быть привлекательным, игровым и творческим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    Музыкальный руководитель: Касимова Д.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx20.42 КБ

Предварительный просмотр:

                            «Развитие танцевально - игрового

творчества детей и ритмической деятельности детей  дошкольного возраста в процессе  художественно-эстетического развития»

«Возможно, самое лучшее, самое совершенное и радостное, что есть в жизни – это свободное движение под музыку. И научиться этому можно у ребенка и вместе с ним»                                                               А.И. Буренина

        Развитие творческих способностей ребѐнка было и остаѐтся одной из актуальных задач музыкального воспитания.

Основная цель – научить детей слышать любить и понимать музыку, чувствовать еѐ красоту.

Музыкально-ритмическая деятельность – это вид музыкальной деятельности, основой которого является взаимодействие музыки и ритмического движения. В процессе движений под музыку дошкольники овладевают культурой тела, «языком движений», происходит совершенствование движений, появляется их выразительность.

Практика использования музыкально-ритмической деятельности показывает, что чем раньше она используется в развивающей работе с детьми (в форме ритмических упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов), тем выше результаты в развитии у ребенка речевой функции, произвольной деятельности, моторики, пластичности, выразительности движений, невербальной коммуникации, а также в развитии музыкальных способностей.

Основная часть

Движение под музыку это  вид деятельности, в основе которого лежит музыка, а движения выражают музыкальный образ и конкретизируют основные средства музыкальной выразительности.

Помимо единства художественного образа, настроения и характера исполнения, музыка и движение тесно взаимосвязаны также и тем, что это временные виды искусства, при этом движение, протекающее в пространстве, как бы делает зримым, ощутимым течение времени. Музыка и движение, таким образом, имеют много общих параметров, к которым относятся:

  • все характеристики (начало и конец, темп, ритм);

динамика (чем громче музыка, тем больше амплитуда движения);

  • форма произведения и структура двигательной композиции.

Музыкально-ритмические движения являются универсальным средством развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения.

Важное место в разделе «музыкально ритмические движения» занимает танцевально-игровое творчество.

В процессе занятий танцевально-игровым творчеством развиваются:

Способности.

Музыкальные:

  • общие (способность восприятия музыки, эмоциональная отзывчивость на музыку, музыкальная память, музыкальное воображение, музыкальное мышление)
  • специальные (координация движений, музыкально творческие)

Художественные:

  • развитие восприятия художественного образа и импровизация его.

Физические:

  • развитие        координационных        движений,        точность,        регулирование двигательной активности в соответствии с музыкой.

         Внимание:

  • развитие устойчивости и произвольности.

Подражательность:

  • содействие подражательности в передаче через движение действий животных, птиц и т. д.

     Самостоятельность:

  • побуждение к участию в свободных плясках, музыкально-игровых импровизациях.

Креативность:

  • побуждение в игровых ситуациях к различным импровизациям (музыкально-игровым, танцевальным)
  • побуждение к элементарным творческим проявлениям своего впечатления у музыки в простейших эстетических суждениях, в несложных движениях под музыку.

Упражнения – многократное выполнение одного и того же движения в целях обучения. Назначение упражнений различно:

  • упражнения, используемые в целях совершенствования основных движений (ходьба, бег, подскоки, прыжки);
  • подготовительные упражнения, в ходе которых разучиваются движения к играм и пляскам (переменный шаг, кружения, шаг на всю ступню, передача флажка по кругу и т. д.);
  • образные упражнения, уточняющие различные игровые образы, движения персонажей сюжетных игр (поступь медведя, прыжки зайца, бег лошади); образные упражнения дают детям возможность овладеть движениями для выполнения индивидуальных ролей;
  • упражнения как определенные законченные композиции; обычно они создаются авторами.

Творческое самовыражение, в движении под музыку, ребѐнка возможно на основе развития его двигательных возможностей и опыта. Развитие танцевально-игрового творчества происходит постепенно. Начинать с формирования основ элементарных танцевальных игровых творческих проявлений. Затем переходить к несложным творческим заданиям, к которым относится инсценирование песен. Процесс обыгрывания песен, импровизации более длительной, чем просто разучивание. Так, с начала детям предлагается прослушивание песни, проговаривание текста, затем – игровые «пробы», в которых дети пытаются выразить в движениях содержание песни. Роль педагога – наблюдать за проявлениями детей, поддерживать их, ни в коем случае не перехватывать их инициативу, и помогать в подборе образных движений и оформлении целостной композиции.

Танцевально-игровое творчество у детей возможно только на базе развития музыкального слуха, творческого воображения, а также на основе свободного владения своим телом, то есть тогда, когда движения автоматизированы и не отвлекают внимание на технику их исполнения. Поэтому, чтобы достичь действительно художественной интерпретации музыкальных произведений в движении, необходимо большая и скрупулезная работа над двигательными навыками. Но сам процесс этой технической работы также должен быть привлекательным, игровым и творческим.

                                                    Музыкальный руководитель: Касимова Д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для воспитателей на тему: "Музыкальные игры как способ развития танцевально-игрового творчества детей"

Мастер-класс для воспитателей на тему:«Музыкальные игры как способ развития танцевально-игрового творчества детей»...

Развитие танцевально-игрового творчества в дошкольном возрасте

В стетье говорится о том, что движение под музыку является для ребёнка и одним из самых  привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить свои эмоции, проявить свою энергию.В прак...

Презентация "Развитие танцевально-игрового творчества в музыкальной деятельности старших дошкольников"

Танец - как способ развития основных познавательных процессов личностиребенка и его эмоционально-волевой сферы....

Методическое обеспечение "Развитие танцевально-игрового творчества в старше дошкольном возрасте в процессе музыкальной деятельности"

Методическое обеспечение "Развитие танцевально-игрового творчества в старше дошкольном возрасте в процессе музыкальной деятельности"...

К А Р Т О Т Е К А музыкально- ритмических упражнений и игр для развития танцевально- игрового творчества у детей старшего дошкольного возраста.

К А Р Т О Т Е К Амузыкально- ритмических упражнений и игр для развития танцевально- игрового творчества у детей старшего дошкольного возраста....