Консультация
консультация
Психологические приемы, которые помогут воспитателям организовать дисциплину в группе после зимних каникул
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологические приемы, которые помогут воспитателям организовать дисциплину в группе после зимних каникул
Чтобы организовать дисциплину в группе после зимних каникул, предложите воспитателям несложные психологические приемы. В статье – рекомендации, как использовать эти приемы, и специальные игры для детей.
Чтобы воспитатель мог решать образовательные, воспитательные и развивающие задачи, в группе должна быть дисциплина. Организовать ее можно не только с помощью педагогических методов. Расскажите воспитателям своего детского сада, какие психологические приемы помогут им приучить детей к дисциплине. Предлагаем специальные игры для дошкольников на освоение правил, сплочение и умение взаимодействовать.
Что такое дисциплина «Строгость, выдержанность» – в переводе с латинского языка. Обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение установленному порядку, правилам» (Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой). Определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали или требованиям какой-либо организации» (Философский энциклопедический словарь). Система правил, ритуалов, традиций, отношений в коллективе, которая формирует у ребенка чувство безопасности и принадлежности к группе и способствует его гармоничному развитию. | ||
С какого возраста следует прививать дисциплину
Прививать дисциплину необходимо с трех лет. И в младшем, и в среднем дошкольном возрасте воспитатели должны постоянно держать на контроле этот вопрос. Средства контроля для детей разного возраста будут свои: для младших дошкольников они должны основываться на изменении ситуации вокруг ребенка (переключить внимание, вывести из ситуации), организации деятельности. С детьми старшего дошкольного возраста необходимо обсуждать их поведение и объяснять его положительные и отрицательные стороны.
Игры – оптимальный вариант, чтобы организовать дисциплину в младшей группе. С их помощью дошкольники смогут освоить много правил – необходимо только подобрать подходящие игры. В дальнейшем при условии контроля взрослых у детей формируются механизмы самоконтроля, которые позволяют им существовать по законам группы не потому, что они так должны делать, а потому, что это их потребность, желание.
Что нужно, чтобы организовать дисциплину в группе
Девять требований |
Чтобы создать и поддерживать дисциплину, разработайте вместе с детьми правила жизни вашей группы. Они могут отражать аспекты поведения: организационные (по лестнице идем друг за другом); коммуникативные (помогаем, если у кого-то что-то не получается); коммуникативно-организационные (если я тут играю, не убирайте).
Не стремитесь сразу придумать правила на все случаи. Они не могут быть унифицированными, общими для всех – они рождаются из конкретных ситуаций, событий, обстановки в группе. Когда будете формулировать и вводить правила в группе, соблюдайте девять несложных требований.
Чтобы дети не нарушали правила и не забывали о них спустя время, акцентируйте внимание на тех воспитанниках, которые следуют им, и как можно чаще хвалите их. Тем, кто провинился, делайте замечания спокойным тоном, не оценивая личность – только поведение.
Если дети нарушили правило, обсудите с ними, к чему это привело (к ссоре или травме). Напоминайте о правилах заранее, непосредственно перед ситуацией, к которой они относятся. Тогда дети вспомнят о них и попробуют поступить согласно правилам.
Чтобы сформировать и поддерживать дисциплину, определите, как будете оценивать поведение детей. Для этого в группе можно сделать импровизированный светофор, с помощью которого фиксировать факты нарушения правил: красный – правило нарушается всегда, желтый – изредка, зеленый – не нарушается.
Кроме введения правил, обращайте внимание на эмоциональное и социальное развитие детей и систематически обсуждайте последствия поступков ребенка для другого человека и его чувства, предлагайте игры на развитие эмоциональной сферы.
Еще один прием, который можно использовать с детьми в группе, – моделируйте совместную деятельность дошкольников с помощью игр на сплочение детского коллектива и формирование умения взаимодействовать, акцентируйте внимание на проявлении положительных качеств у дошкольников, обсуждайте в группе межличностные конфликты, предлагайте найти альтернативный выход, анализируйте его последствия.
В приложении – примеры игр, которые позволят детям освоить правила, сплотят их и научат взаимодействовать, будут способствовать развитию эмоциональной сферы и помогут сформировать в группе дисциплину.
Виды игр для формирования дисциплины
Игры на освоение правил
«Голосование»
Предложите детям вместе решить, какую сказку они будут слушать (предметом голосования может быть что угодно) – «Красную Шапочку» или «Царевну-лягушку». И сообщите, что прочитаете ту из них, за которую проголосует большинство.
Далее проводите голосование. Голоса за каждую сказку отмечайте черточками на доске. Затем предложите детям определить, где черточек больше. По завершении игры проводите ее анализ с помощью наводящих вопросов.
Вопросы:
- Голосовал ли ты за победившую сказку? Что ты ощущаешь?
- Что ты ощущал, когда увидел, что твое желание не получило большинства голосов?
- В каких еще ситуациях мы можем проводить голосование?
- Голосуете ли вы иногда у себя дома?
Нередко бывает, что дети одновременно выкрикивают ответ на вопрос. Игра формирует умение останавливаться и делать паузу, прежде чем что-либо сказать. В ходе игры дети учатся сосредоточению. Более медлительные дошкольники получают больше времени для размышлений.
«Тихие и громкие голоса»
Игра поможет детям не забывать о том, что разговаривать в группе можно громким и тихим голосом. Для игры используйте полиэтиленовый или бумажный пакетик для покупок. Его можно заранее оформить.
Воспитатель: Можете ли вы мне сказать, каким голосом вы разговариваете, играя на площадке? Что происходит с вашим голосом, когда мы все приходим в группу и начинаем работать? Почему в группе нам нужны тихие голоса? Я принесла вам красивый пакетик. Когда вы заходите в группу, вы можете складывать свои громкие голоса с улицы и перемены в этот пакетик, чтобы они никому не мешали и ни у кого не вызывали боли в ушах. Кто хочет обойти с этим пакетиком группу и собрать в него все громкие и шумные голоса?
Вопросы:
- Доставляет ли вам удовольствие говорить и кричать на улице громким голосом?
- Трудно ли вам говорить в группе более спокойным и тихим голосом?
- У кого в нашей группе самый красивый и сильный голос?
- Кто из нашей группы умеет говорить спокойным громким голосом?
- Нравится ли вам голоса воспитателей? Кажутся ли они вам интересными?
«Эстафета хороших известий»
В ходе игры следите за тем, чтобы каждый ребенок принял в ней участие. Если группа большая – не допускайте, чтобы дети говорили слишком долго. Для игры понадобится мяч.
Воспитатель: Я хочу, чтобы каждый из вас рассказал нам сейчас о чем-нибудь приятном, что случилось с ним вчера в группе. Пока вы говорите, мячик находится у вас в руках. Когда вы закончите рассказывать, передайте эстафету хороших известий – бросьте мячик кому-то другому, кто сидит не очень далеко от вас.
Игры на сплочение детей и умение взаимодействовать
«Камушек в ботинке»
Предложите детям сесть в один общий круг. Расскажите правила игры и комментируйте действия детей по ходу игры.
Воспитатель: Можете рассказать мне, что происходит, когда в ваш в ботинок попадает камушек? Возможно, сначала этот камушек не сильно мешает, и вы оставляете все как есть. Может быть, даже случается и так, что вы забываете о неприятном камушке и ложитесь спать, а утром надеваете ботинок, забыв вытащить из него камушек. Но через некоторое время вы замечаете, что ноге становится больно. В конце концов, этот маленький камушек воспринимается уже как обломок целой скалы. Тогда вы снимаете обувь и вытряхиваете его оттуда. Однако на ноге уже может быть ранка, и маленькая проблема становится большой проблемой. Когда мы сердимся, бываем чем-то озабочены или взволнованы, то сначала это воспринимается как маленький камушек в ботинке. Если мы вовремя позаботимся о том, чтобы вытащить его оттуда, то нога остается целой и невредимой, если же нет, то могут возникнуть проблемы, и немалые. Поэтому всегда полезно как взрослым, так и детям говорить о своих проблемах сразу, как только они их заметят. Если вы скажете нам: «У меня камушек в ботинке», то все мы будем знать, что вам что-то мешает, и сможем поговорить об этом. Я хочу, чтобы вы сейчас хорошенько подумали, нет ли в настоящий момент чего-то такого, что мешало бы вам. Скажите тогда: «У меня нет камушка в ботинке» или, наоборот, «У меня есть камушек в ботинке. Мне не нравится, что Максим смеется над моими очками». Расскажите нам, что еще вас удручает.
Дайте детям поэкспериментировать с этими двумя фразами в зависимости от их состояния. Затем обсудите отдельные «камушки», которые будут названы. В этой игре используется простая и понятная детям метафора, с помощью которой они могут сообщать о своих трудностях, как только те возникают. Поощряйте детей спонтанно применять ритуальную фразу «У меня в ботинке камушек!»
«Комплименты»
Предложите детям встать в круг и по очереди сказать что-нибудь приятное одному из участников игры. Они могут отметить личностные качества, внешность, умения, манеру поведения своих сверстников. В ответ ребенок говорит: «Спасибо, я тоже думаю, что я…« – повторяет сказанное ему, а затем подкрепляет еще одной похвалой в свой адрес: «А еще я думаю, что я…»
Если некоторые дети не могут сказать комплимент, помогайте им или скажите за них. Можно вместо похвалы просто сказать «вкусное», «сладкое», «молочное» слово.
«Волны»
Соберите детей вокруг себя и скажите: «В море обычно бывают небольшие волны, и так приятно, когда они ласково омывают тебя. Давайте сейчас превратимся в морские волны: будем двигаться так же, как они, а еще станем шуметь и журчать, улыбаться, как волны, когда они искрятся на солнце».
Затем предложите всем желающим по очереди искупаться в море. «Купающийся» становится в центре, «волны» окружают его и, поглаживая, тихонько журчат.
«Прогноз погоды»
Предложите детям игру, расскажите правила и комментируйте действия детей по ходу игры.
Воспитатель: Иногда каждому из нас бывает необходимо побыть наедине с самим собой. Может быть, вы слишком рано встали и чувствуете себя не выспавшимися, может быть, что-то испортило вам настроение. И тогда вполне нормально, если другие оставят вас на некоторое время в покое. Если с вами случится такое, вы можете дать нам понять, что вам хочется побыть в одиночестве, чтобы к вам никто не подходил. Сделать это можно так: вы показываете другим ребятам свой «прогноз погоды». Тогда всем будет понятно, что на какое-то время вас нужно оставить в покое.
Затем предложите детям взять лист бумаги и мелки.
Педагог: Нарисуйте рисунок, который будет соответствовать вашему настроению. Таким способом вы можете показать другим, что у вас сейчас «плохая погода» и вас лучше не трогать. Если вы чувствуете, что вам хочется покоя, вы можете положить такой лист перед собой, чтобы все знали об этом. Когда вы почувствуете себя лучше, можете дать отбой. Для этого нарисуйте небольшую картинку, на которой из-за дождя и туч начинает проглядывать солнце, или покажите своим рисунком, что для вас солнце уже светит вовсю.
Используйте «прогнозы погоды» регулярно. Это сделает атмосферу в группе гармоничной и научит детей считаться с настроением друг друга.
Игры на развитие эмоциональной сферы
«Передай по кругу»
Дети встают в круг, передают мяч, который ведущий называет по-разному: «горячая картошка», «льдинка», «бабочка», «цветочек», «пушинка» и т. п. Дети при этом должны выразить разные эмоции.
«Кто я?»
Дети по очереди изображают животное, которое им тихо называет воспитатель (как вариант, ребенок придумывает образ сам): медведя, лису, волка, зайца. Остальные дети отгадывают, какое это животное. Условие – у животного определенное настроение: веселое, грустное и т. д.
«Обезьянки»
Дети делятся на две группы. Первая – «зеркала». Вторая – «обезьянки». «Обезьянки» производят различные движения, строят рожицы и гримасы. «Зеркала» должны повторить все в точности. Затем дети меняются ролями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками
Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...
Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна
Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом» Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом»
подготовка руки к письму...

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Дистанционная консультация для родителей. Консультации.
Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...
