Воспитательная практика "Детский сад+семья= счастливый ребенок". Положительный опыт работы
методическая разработка

Балашова Ольга Алексеевна

Воспитательная практика представляет собой описание единого воспитательного пространства, состоящего из четырех блоков со своими целями и задачами, которые помогают достичь общую цель. Подробно раскрывается практическая воспитательная деятельность с семьями воспитанников. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА

«ДЕТСКИЙ САД + СЕМЬЯ = СЧАСТЛИВЫЙ РЕБЕНОК»

Аннотация воспитательной практики

Воспитательная практика представляет собой описание единого воспитательного пространства, состоящего из четырех блоков со своими целями и задачами, которые помогают достичь общую цель. Подробно раскрывается практическая воспитательная деятельность с семьями воспитанников.

Ключевые слова воспитательной практики

Рабочая программа воспитания, календарный план воспитательной работы, воспитательное пространство, воспитательный  вектор, воспитательный процесс, воспитательный потенциал, семейное воспитание, положительный опыт, эмоциональное благополучие, физическое благополучие, социальное благополучие, семейные ценности, воспитание семейных ценностей, счастливый ребенок

Актуальность внедрения воспитательной практики

Актуальность выстраивания партнерского взаимодействия с семьями воспитанников, как с субъектами подчеркивается во всех нормативно-правовых документах по дошкольному образованию. С 2022 года наряду с образовательной программой ДОУ появился документ, как приложение к ОП ДО - это рабочая программа воспитания. С 2023 года она стала частью ФОП ДО. На современном этапе мы взаимодействуем с семьями не только в рамках образовательной деятельности, но и активно «погружаем» их в воспитательный процесс. Он начинается с самого первого дня пребывания семьи с малышом в стенах детского сада и до последнего дня выпуска из подготовительной группы. Родителей,  которые ведут своего малыша в детский сад, всегда волнует вопрос привыкания (адаптации) ребенка к условиям (правилам) ДОУ. Родителей выпускной группы детского сада очень волнует вопрос адаптации ребенка к школьной жизни. От периода привыкания ребенка зависит его состояние здоровья (насколько часто будет болеть) и его душевное состояние (спокойствие  или переживание, радость или страх). К садику привыкает не один ребенок, а адаптируется вся семья. Вот поэтому мы и «берем за руку семью» и ведем ее на протяжении всего периода дошкольной жизни. Родители имеют потребность в поддержке, в квалифицированной помощи, в понимании со стороны ДОУ в вопросах воспитания детей. Воспитательный процесс мы проходим вместе весело, интересно, разнообразно, активно, душевно, с пониманием. Для более эффективного сотрудничества по всем вопросам воспитания мы написали программу развития ДОУ «За руку с семьей».

Цель и задачи воспитательной практики

Цель: «погружение»  семей воспитанников в единое воспитательное пространство для обеспечения эмоционального, физического и социального благополучия каждого ребенка на ступени раннего и дошкольного детства.

Задачи:

  1. Создать условия для эмоционального комфорта и благополучия воспитанников через внедрение интерактивных форм работы с участниками воспитательного процесса (гармоничные детско-родительские отношения).
  2. Показать возможности  семейного физического воспитания для физического благополучия воспитанников (приобщение ребенка к здоровому образу жизни в условиях детского сада и семьи).
  3. Способствовать повышению психологической  и педагогической компетентности родителей  по вопросу социального благополучия  детей (успешная адаптация  ребенка к социуму: мир сверстников в ДОУ, в школе, во дворе и бесконфликтное поведение в обществе).
  4. Воспитывать семейные ценности у детей, такие как уважение, верность, заботу, согласие, взаимовыручку, честность, любовь, понимание, основы гражданственности и патриотизма и др.
  5. Раскрыть  воспитательный потенциал семьи, показать значимость родителей в формировании личности ребенка.
  6. Сделать воспитательный процесс целостным, ненавязчивым, интересным, в разных видах деятельности.

Целевая аудитория воспитательной практики

Педагоги ДОУ (воспитатели и специалисты), семьи воспитанников всех возрастных групп, дети ближайшего микрорайона

Технологии и методы воспитательной практики

Психолого-педагогическая технология «Создание условий для эмоционального комфорта и благополучия воспитанников через внедрение интерактивных форм работы с участниками воспитательного процесса»,  здоровьесберегающие технологии, технология проектной деятельности,  информационно-коммуникативные технологии (сайт ДОУ, группа в ВКонтакте), игровые технологии, музейная технология (мини-музей ДОУ «Мой родной любимый город»), личностно-ориентированная (индивидуальный подход к семье) технология сотрудничества.

Методы, непосредственного воздействия и опосредованного влияния: методы воздействия на сознание и подсознание (убеждения через беседы, диалоги и примеры для подражания в совместной деятельности), методы формирования привычек поведения (включение в различные виды деятельности – совместные мероприятия в разных формах), методы стимулирующего воздействия (поощрение, похвала, поддержка).

Ресурсы, необходимые для реализации воспитательной практики

Кадровые ресурсы:

- Заведующий ДОУ  обладает высокой степенью работоспособности и целеустремленности, видит перспективы развития учреждения, чётко и верно определяет стратегию, цели и задачи, обеспечивает внедрение инновационных технологий, знает технологию управленческой деятельности, свободно владеет теорией и практикой современного управления, необходимыми психолого-педагогическими знаниями, широко их применяет, даёт возможность хорошего профессионального роста, помогает справиться с трудностями, координирует деятельность коллектива.

- Педагогический коллектив детского сада – это одна команда, объединение многолетнего опыта и молодой активности. Он обеспечивает процесс воспитания детей состоит из 22 сотрудников: 17 воспитателей, старший воспитатель, педагог-психолог, 2 музыкальных руководителя, инструктор по физической культуре.

Материально-технические ресурсы:

Оборудованные музыкальный и физкультурные залы, центр психолого-педагогического сопровождения, групповые помещения, прогулочные участки и спортивная площадка. Имеется необходимое оборудование: интерактивное (панели, экраны, проекторы, ноутбуки), спортивное оборудование, в том числе для тенниса, музыкальные атрибуты, в том числе выносная муз/колонка, игровой и дидактический материал для проведения мероприятий разной направленности.

Методические ресурсы:

Необходимая документация (программы, планы, отчеты), учебно-методическая литература по взаимодействию с семьями.

Ожидаемые результаты воспитательной практики

Образ ребенка: счастливый ребенок – это уверенный, активный, самостоятельный, позитивный, инициативный, отзывчивый, здоровый, творческий, добрый, честный, понимающий. Сформированы основы гражданственности и патриотизма. Ребенок эмоционально, физически и социально чувствует себя благополучно. Адаптация ребенка-выпускника к школьной жизни проходит в легкой форме.

Образ семьи: крепкие гармоничные детско-родительские отношения, основой которых служат семейные ценности.  Семьи  воспитанников сплотились в единое воспитательное пространство,  владеют знаниями умениями и навыками воспитательной практики, хотят поделиться своим опытом, готовы учиться сами, активно включаются и поддерживают инициативу других.

Описание  воспитательной  практики

Воспитательная практика представляет собой единое воспитательное пространство,

которое  состоит из четырех блоков:

БЛОК № 1: Детско-родительский клуб «Подсолнух». Период реализации – постоянно.

Почему же именно подсолнух стал символом клуба? Возможно, потому, что наш детский сад называется «Лучик». А подсолнух – маленькое солнышко, которое поворачивается вслед за большим солнцем. Его большая шляпа, как большой зонт, оберегающий семью от невзгод. И,  конечно же, главная ценность – семечки, символизирующие каждого члена большой дружной семьи.

Приоритетное направление его функционирования – создание условий для эмоционального комфорта и благополучия воспитанников через внедрение интерактивных форм работы с участниками воспитательного процесса. Клуб – это объединение педагогов, родителей и детей – клуб единомышленников с большим воспитательным потенциалом. Любое наше совместное мероприятие проходит в парах: с каждым ребенком всегда должен присутствовать кто-то из членов его дружной семьи – это главное условие, которое приведет к успеху.  Если это день отца или день защитника Отечества, то папа, брат, дедушка, дядя. Малыш видит и чувствует поддержку и уверен в собственных силах. Только так укрепляются детско-родительские отношения, родитель становится значим для своего ребенка. Так ненавязчиво и естественно проходит воспитательный процесс: в игре, в общении, в творчестве, в соревновании… Мы объединили детей, больших и маленьких, чтобы показать способы дружеского общения и как весело и с пользой проводить свое личное время. Системность наших мероприятий выстраивается благодаря рабочей программе воспитания ДОУ, основой которой является календарный план воспитательной работы. Мы собираемся на праздниках в рамках одной группы (День отца, День матери, День добра – неделя толерантности, Масленица, День семьи и другие). Практикуем объединение разных возрастных групп в разных формах: мастер-классы («Песочная история», «Мастерим символы Масленицы»), флешмобы («Новогодние каникулы в кругу семьи», «Наше незабываемое лето!», «Смастерим лучшую птичью столовую дома»), квесты («Давайте дружить», «Наш семейный сундучок», «Веселый рюкзачок»), конкурсы («Читаем стихи о семье», «Презентую профессии моих родителей»), встречи-посиделки («Ура! Игрушки!»), гостиные («Мальчики и девочки – два интересных мира»), семинары -практикумы («Счастье родителей – здоровый ребенок»). Мы часто объединяем семьи в рамках проектной деятельности: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Наши семейные традиции», «Моя семья, что может быть дороже», «Мой город – мой Дзержинск», «Мы – юные защитники природы», «Воспитание книгой: читаем вместе!»  и другие. На наших встречах родители и дети учатся понимать друг друга, доверять друг другу, становиться настоящими партнерами. Вся деятельность клуба направлена на воспитание  семейных ценностей – это процесс переноса самого лучшего из семьи своих родителей в свою собственную семью: выстраивание теплых и дружеских отношений, уважение и доверие, ответственность за свои поступки, умение прощать, доброта и забота, любовь и терпение. Именно семейные ценности определяют семью, как группу близких и дорогих сердцу людей. Мы приглашаем наши самые активные семьи принять участие на городских мероприятиях, которые помогают реализовывать свой воспитательный потенциал и утвердиться в своих правильных подходах в воспитании детей: «Спортивное ориентирование», «Фестиваль туризма», «Всероссийский день бега», «Фестиваль семейного творчества», «Лыжня России», «Жемчужина Черноречья», «Семья – территория безопасности», «Одна семья – одна команда» и другие.  

Результат: нам удалось сплотить не только родительский коллектив клуба в целом, но и объединить семейные пары между собой в вопросах воспитания  детей. На творческие семейные вечера собираются полным составом семьи – поют песни, играют, дарят друг другу подарки и внимание. Удалось сплотить детский коллектив: группах сократились конфликтные ситуации между детьми, непринятых и изолированных детей нет. Увеличилась легкая степень адаптации к ДОУ, а также выпускников к школьной жизни.  

БЛОК № 2: «Экспериментальная региональная площадка «Формирование  физической  культуры личности дошкольника  в условиях семейного  воспитания  средствами тенниса». 

Период реализации: 2 года (младшая и средняя группы)

Куратором площадки Реутова О. В. – старший преподаватель кафедры теоретических основ физической культуры ФГБОУ ВПО НГПУ им. К. Минина Цель: создание  системы педагогического партнерства детского сада и семьи по проблеме формирования физической культуры личности дошкольников 3-5 лет в условиях семейного физического воспитания  средствами тенниса. 

Задачи: обеспечить условия эмоционального комфорта и благополучия во время двигательной активности, воспитать навыки социального поведения у детей,

обеспечить личностное развитие и укрепите детско-родительские отношения.

Была апробирована дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа  «Основы тенниса для дошкольников 3-5 лет». Система представляла из себя поэтапную работу: подготовительный, организационный, проектировочный, практический, обобщающий.  Охвачены были  10 семей. Родители  и дети младшего дошкольного возраста были вовлечены в совместную двигательную деятельность в форме  проведения совместных  физкультурных занятий с элементами тенниса в физкультурном зале. Занятия проходили один раз в неделю во второй половине дня. С каждым ребенком был член семьи (папа, мама, старшие брат или сестра, бабушки). Занятия проводил инструктор по физической культуре совместно с педагогом-психологом. Все семьи с  желанием посещали  совместные занятия, педагогическая грамотность по вопросам физического воспитания и развития повысилась, интерес к занятиям физкультуры был устойчивый.

 Помимо занятий были организованы два крупных городских мероприятия: городское спортивное мероприятие «Семейный игровой вторник по теннису с воспитанниками и их родителями, посвященный Международному дню защиты детей». Организатор – теннисный клуб «Феникс» г. Дзержинска в лице президента клуба Логинова А.Д. и городское мероприятие с приглашением главы г. Дзержинска Носкова И.Н., президента теннисного клуба «Феникс», директора департамента образования Палеевой О.В.,  мастер-класс с семьями и взрослыми – гостями мероприятия.

После двух летней реализации программы мы пришли к положительным результатам по трем показателям, главнейший из которых – это воспитательный, а именно, у детей пятого года жизни: - устойчивый интерес к двигательной активности в целом и к занятиям теннисом в частности;

- быстрая  адаптация  к работе в коллективе и  к требованиям со стороны взрослых;

- устойчивое  положительное эмоциональное состояние  ребенка;

- наличие устойчивых навыков социального поведения, показателями которых являются личностные качества, волевые качества, помогающие взаимодействовать со сверстниками в двигательной деятельности (общительность, коммуникабельность, выдержка, инициативность, настойчивость), а также положительные модели поведения (принятие норм и правил) во время совместных физкультурных занятиях с элементами тенниса.

И важное – детско-родительские отношения тоже имеют положительную динамику, а именно, авторитарный стиль общения с ребенком исчез, демократический стиль общения увеличился на два, а либеральный стиль уменьшился.

Вывод: деятельность экспериментальной площадки положительно сказалась на эмоциональном, физическом и социальном благополучии детей от 3 до 5 лет.

БЛОК № 3: Дворовая досуговая практика социально-педагогической направленности «Кто со спортом дружит, никогда не тужит». Период реализации: постоянно.

Благодаря активности наших семей  вместе с нашими воспитанниками мы вышли из стен детского сада во двор.

Цель: объединить, подружить живущих в микрорайоне людей, а также привлечь неорганизованных детей, показать способы взаимодействия друг с другом, воспитание дружелюбия, внимательного отношения к друг другу.

Задачи: пропагандировать здоровый образ жизни среди дошкольников, подростков и их родителей за пределами дошкольного учреждения (микрорайона), обеспечить максимальную двигательную активность на свежем воздухе; создавать условия для социализации детей разного возраста микрорайона рядом с МБДОУ.

Практика представляет собой серию физкультурно-оздоровительных досугов (четыре в год) в осенний, зимний, весенний и летний периоды на прилегающих территориях к ДОУ (разные улицы) с воспитанниками ДОУ и их родителями, а также другими детьми, проживающих на данных улицах.  Массовые мероприятия проводятся в вечернее время в будние дни и в утреннее время в выходные дни. Сценарии досугов  составляют специалисты ДОУ: инструктор по физической культуре, педагог-психолог, музыкальный руководитель.  В содержание досугов входят: ритмическая гимнастика, соревнования, танцы, хороводы, психологические игры, подвижные игры, игры-забавы с персонажами (ростовые куклы). Все действия происходят с музыкальным сопровождением. Воспитатели – активные помощники ведущего (инструктора по физической культуре). Это групповая форма работы с привлечением  большого количества участников разного возраста. Тематика досугов: «До свиданья, лето, здравствуй школа!», «Осень собирает друзей», «Новогодние приключения», «Широкая Масленица», «8 Марта – мамин день», «Вот и лето пришло! День защиты детей». Старший воспитатель  контролирует внедрение практики, ведет документацию, инструктор по физической культуре лидер-организатор массовых мероприятий (составляет сценарии, подбирает физкультурный инвентарь, выбирает дворовую территорию для проведения досуга, ведущий всех досугов), музыкальный руководитель обеспечивает музыкальное сопровождение досугов, педагог-психолог обеспечивает положительный психологический климат во время проведения досугов, чтобы было комфортно всем детям во время проведения массового мероприятия, проводит коммуникативные игры, воспитатели – соведущие досугов, играют роли для мотивации детей (персонажи и ростовые куклы),  помогают организовать детей (построиться в круг, в команды и т. Д.). Все задания выполняют вместе с детьми (играют, танцуют, соревнуются).

Результаты практики: 1. У детей активнее формируются коммуникативные умения, они меньше испытывают трудности в поиске новых друзей в совместной деятельности.

2. Дети могут самостоятельно провести свой досуг на прогулке, на дворовой территории, имея двигательный опыт (подвижные игры, танцы, упражнения, задания), социальный опыт общения (выслушать товарища, поддержать, организовать на общее дело).

3. Мероприятия всегда проходят весело, задорно, все получают море положительных эмоций, умеют радоваться за других и за себя.

Вывод: досуговая дворовая практика направлена на эмоциональное благополучие, физическое благополучие, социальное благополучие детей.

БЛОК № 4: «Городские родительские чтения  «Как любить ребенка».

Период реализации: ежегодно с февраля по апрель. Цель: утверждение приоритета родителей в воспитании детей и распространение положительного опыта семейного воспитания на муниципальном уровне. Наши родители готовы делиться своими личными находками в воспитании детей на уровне садика на родительских собраниях, в газете ДОУ «Лучик» в виде статей, а также пишут научно-практические работы для участия  в конкурсе «Городские родительские чтения  «Как любить ребенка». Ежегодно 3–4 семьи выходят у нас на муниципальный уровень и выступают перед родителями других детских садов. Темы самые разнообразные: «Гражданин воспитывается с детства», «Воспитание маленькой хозяйки», «Семью сплотить сумеет мудрость книг», «Приобщение к здоровому питанию – секреты «кухни» семейного воспитания», «Воспитание самостоятельности», «Семья – колыбель духовного рождения человека», «Здоровый образ жизни на примере родителей», «Семейные гаджеты, как семейная проблема», «Бабушки и дедушки – хранители семейных традиций». Результат: каждый год на протяжении пяти лет наши семьи являются победителями и лауреатами данного конкурса. Это означает, что семьи владеют знаниями и навыками в вопросах воспитания своих детей. Эта форма взаимодействия является положительным результатом нашего сотрудничества в едином воспитательном пространстве.

Источники:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2013 г. № 273-ФЗ  – М.: «Проспект», 2013;
  2. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155–М:УЦ «Перспектива», 2014;
  3. «Федеральная образовательная программа дошкольного образования», Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2023 г;
  4. Ветохина  А.Я. Родительские собрания  в условиях перехода к ФГОС/ составители А.Я. Ветохина, Л.Ю. Крылова и др., Волгоград, «Учитель», 2016;
  5. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: АСТ, 2007;
  6. Данилова С.И. Психологическое сопровождение дошкольников: диагностика и сценарии занятий. – М. ТЦ Сфера, 2018;
  7. Лыкова И.А., Файзуллаева Е.Д. Адаптация к детскому саду ребенка раннего возраста. Учебно-методическое пособие для реализации комплексной образовательной программы «Теремок». – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2019;
  8. Макаренко А.С Книга для родителей; Лекции о воспитании детей, М., «Просвещение» 1985;
  9. Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду: комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений. – М.: Генезис, 2014;
  10. Панфилова М.А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры: практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: Издательство ГНОМ, 2011;
  11. Печора К.Л. Развиваем детей раннего возраста: Современные проблемы и их решение в ДОО и семье. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2017;
  12. «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: Методическое пособие с приложением альбома «Наглядный материал для обследования детей» под ред. Е.А. Стребелевой – Москва: Просвещение, 2022;
  13. Прищепа С.С. Партнерство дошкольной организации и семьи / под ред. С.С. Прищепа, Т.С. Шатверян, М., «Мозаика – Синтез», 2016;
  14. Русаков А.С. Адаптация ребенка к детскому саду. Советы педагогам и родителям: Сборник. – Спб.: Речь. Образовательные проекты; М.: Сфера, 2010.
  15. Сертакова Н.М. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей/ автор-составитель Н.М. Сертакова,  Волгоград, «Учитель»,2015;
  16.     Шитова Е.В. Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет. - Волгоград: Учитель, 2011;
  17.     Файзуллаева Е.Д «Мягкая педагогика». –М., ИД «Цветной мир», 2021;
  18.     Юрчук Е.Н. Эмоциональное развитие дошкольников. Методические рекомендации. – М.; ТЦ Сфера, 2008.