Консультация для воспитателей "Эмоциональное выгорание"
консультация
Профессия педагога обладает огромной социальной важностью, так как на воспитателя ложится большая ответственность не только за обучение, развитие, воспитание ребенка, но, и за его психическое здоровье и способность к адаптации. Общество ожидает от педагога умения: корректировать различные социальные проблемы, вооружить воспитанников знаниями, умениями и навыками, удовлетворять потребности детей с особенностями развития и содействовать моральному и этическому их развитию.
От здоровья педагога во многом зависит и здоровье дошкольника.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
"Эмоциональное выгорание"
Цель: Повышение осведомленности воспитателей об эмоциональном выгорании, его признаках, причинах и способах профилактики.
Нет сомнения в том, что профессия воспитателя относится к числу наиболее требовательных с точки зрения энергетических затрат.
Ее осуществление требует колоссальных интеллектуальных, эмоциональных и психологических усилий.
В последнее время вопрос сохранения психического здоровья педагогов приобретает всё большую актуальность. Современная действительность ставит перед ними особые требования:
Родители предъявляют всё более высокие требования к личности педагога и его участию в образовательном процессе. Изменения в системе образования также повышают планку: актуальны креативный подход, инновации, проектная работа и современные педагогические методики.
Помимо увеличения учебной нагрузки, наблюдается рост нервно-психического напряжения и переутомления. Различные виды перегрузок усугубляются множеством опасений: боязнь одиночества и отсутствия поддержки; страх не оправдать ожиданий и не стать профессионалом; страх перед оценкой и контролем.
Такое положение дел довольно скоро влечет за собой эмоциональное выгорание.
У педагогов, страдающих этим синдромом, который известен как «синдром эмоционального выгорания», наблюдаются повышенные тревожность и склонность к агрессии, а также жесткость в общении и самоцензура.
Чрезмерные ограничения в работе педагога негативно сказываются на его профессиональном развитии и творческом потенциале. Это приводит к закрепощению личности и формированию нежелательных качеств. Педагог может стать негибким в мышлении, излишне прямолинейным и поучающим в общении, склонен к чрезмерно подробным объяснениям и мыслительным стереотипам, проявляя авторитарность. Он превращается в носителя абсолютной и неизменной истины, знающего все ответы на все вопросы, но при этом становится невосприимчивым к новым идеям и изменениям, закрываясь от всего нового. Вместо развития и творческого поиска, такая педагогическая деятельность ведет к застою и ограничению как самого педагога, так и его учеников. Такой педагог, несмотря на обширные знания, становится не способен к адаптации и инновациям, что крайне негативно влияет на эффективность его работы.
Эмоциональное выгорание – это своего рода выработанный личностью механизм психологической защиты в виде полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.
Профессиональная деятельность педагогов изобилует факторами, провоцирующими эмоциональное выгорание: высокая эмоциональная загруженность, огромное число эмоциогенных факторов, ежедневная и ежечасная необходимость сопереживания, сочувствия, ответственность за жизнь и здоровье детей. К тому же педагогические коллективы, как правило, однополы, а это – дополнительный источник конфликтов. В результате педагог становится заложником ситуации эмоционального выгорания, пленником стереотипов эмоционального и профессионального поведения.
Практическая часть
Существует китайская поговорка:
«Расскажи мне – и я забуду
Покажи мне – и я запомню
Вовлеки меня – и я пойму и чему-то научусь».
Человек усваивает:10% того, что слышит 50 % того, что видит, 70 % того, что сам переживает, 90 % того, что сам делает.
Упражнение «Динамическая диагностика эмоционального состояния»
Все участники тренинга встают в круг. Педагогам предлагается поделиться своим эмоциональным состоянием. Тренер берёт мяч и говорит своё эмоциональное состояние в данный момент. Далее мяч передаётся по кругу, возвращаясь к тренеру.
Данное упражнение сплачивает коллектив и показывает готовность педагогов к работе.
Упражнение “Я- подарок”
Участники по кругу продолжают фразу, заданную ведущим «Я - подарок».
Нужно наполнить данную фразу своим содержанием. «Какой Вы подарок?»,
«Для кого Вы подарок?»
Упражнение «Я дома- я на работе»
Разделить лист пополам. Составить 2 списка определений (как можно больше)
«Я – дома», «Я – на работе». Как вариант можно предложить составить списки определений «Дома я никогда», «На работе я никогда». Это позволит выйти на имеющиеся стереотипы поведения, мышления.
Проанализировать:
-похожие черты,
-противоположные черты
-одинаковые качества, проявляющиеся в разных модальностях
-отсутствие общих черт
-какой список было составлять легче; какой получился объемнее?
- каково ваше отношение к тому, что в характеристиках есть заметные различия и т. д.
Комментарий: эти упражнения позволяют участникам посмотреть на их взаимоотношения с профессией как бы со стороны, первоначально определить свое отношение к сложившейся ситуации, отметить возможную проблемность, «перекосы» в распределении психической энергии.
Упражнение «Порой я балую себя»
Цель: Познакомить с приемами снятия нервного напряжения описанными Мадэлин Беркли-Ален.
Содержание: перед началом тренер предупреждает слушателей, что сейчас каждому участнику понадобиться лист бумаги и вся информация, которую они запишут на листе, будет носит строго конфиденциальный характер.
Инструкция: вспомните и составьте список дел, которые Вы выполняете с целью доставить себе удовольствие, позаботиться о своем душевном здоровье и немного побаловать себя.
Когда списки будут готовы, участники должны отметить, как часто они делают то, что написано на листе. После этого предлагается обсудить и высказать свое мнение по поводу того, насколько важно иногда сделать что - нибудь приятное себе.
Поэтому желательно быть более искренними, не заглядывать в листы коллег.
По итогам обсуждения, тренер предлагает участникам прослушать рекомендации М.Берки - Ален по профилактике эмоционального выгорания.
«ДЕСЯТЬ СОВЕТОВ М. БЕРКЛИ- АЛЕН»
К УПРАЖНЕНИЮ «ПОРОЙ Я БАЛУЮ СЕБЯ»
1. Сделай себе небольшой подарок (букет цветов, билет в кино или на спортивное соревнование, поужинайте в ресторане).
2. Разрешите себе побыть некоторое время в одиночестве.
3. Найдите время с удовольствием заняться своим любимым делом.
4. Позвольте себе полдня провести за «ничегонеделанием».
5. Займитесь тем, чем вы давно уже хотели заняться, но на что никогда не хватало времени.
6. В выходной позвольте себе подольше поспать.
7. Похвастайтесь перед другом или родственниками своими достижениями.
8. Потратьте некоторую сумму из своих сбережений и купите себе какую -нибудь безделушку.
9. Каждый вечер вставайте под душ и «смывайте» события прошедшего дня, т.к. вода издавна является мощным универсальным проводником.
10. Если у Вас имеются нарушения со сном, читайте на ночь стихи, а не прозу. Так как стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.
Высыпайтесь. Здоровый сон составляет 5-6 часов. Перед сном обязательно проветривайте помещение. Это способствует улучшению сна.
Чаще совершайте прогулки. Особенно прогулки полезны вечером.
Профессиональное выгорание легче предотвратить, чем вылечить. Поэтому не ждите, пока появятся признаки выгорания.
Регулярно используйте меры профилактики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация по профилактике эмоционального выгорания педагогов " Способы борьбы со стрессом "
Тренинг на освоение способов эффективного управления стрессом...

Консультация для педагогов «Эмоциональное выгорание... как этого избежать?!»
В течение последних десятилетий проблема сохранения психического здоровья воспитателей в образовательном учреждении стала особенно острой. Одной из таких проблем является эмоциональное выгорание. Под ...

Консультация для педагогов " «Эмоциональное выгорание... как этого избежать?!»
Рекомендации для педагогов как избежать эмоционального выгорания...

Консультация для педагогов «Эмоциональное выгорание педагога»
По данным исследований Н. А. Аминова (Аминов Николай Александрович- кандидат психологических наук, старший научных сотрудник Психологического института РАО, Москва)через 20 лет работы в школе у подавл...

Консультация для воспитателей «Эмоциональное выгорание педагогов - как этого избежать?!»
В течение последних десятилетий проблема сохранения психического здоровья воспитателей в образовательном учреждении стала особенно острой. Одной из таких проблем является эмоциональное выгорание. Под...

Консультация для воспитателей «Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагога ДОУ»
На протяжении последних лет в дошкольном образовании проблема сохранения психического здоровья приобрела особую актуальность. Повышенные требования к личностным и пр...

Консультация для воспитателей: «Эмоциональное, психологическое выгорание и как его избежать»
Эмоциональное выгорание, это симптом нашего времени, это состояние истощения которое крадет наши силы, наши эмоции и мы теряем радость жизни. Нужно конечно разобраться в симптомах нашего сос...
