Алгоритмы консультирования родителей
учебно-методический материал
Консультирование родителей – работа непосредственно с людьми, направленная на решение различного рода проблем, связанных с трудностями в процессе воспитания и образования детей, где основным средством воздействия является определенным образом организованная беседа.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.02 КБ |
Предварительный просмотр:
- Алгоритмы консультирования родителей (получателей услуги)
Консультирование родителей – работа непосредственно с людьми, направленная на решение различного рода проблем, связанных с трудностями в процессе воспитания и образования детей, где основным средством воздействия является определенным образом организованная беседа.
Функции специалиста при работе с родителями:
- Информационная функция: задача специалиста - выслушать запрос и корректно его сформулировать, дать адекватный ответ согласно, в первую очередь, нормативно-правовым основаниям.
- Поддерживающая функция: речь идет об опоре, в первую очередь, на психолого-педагогическую компетентность специалиста. Данная функция проявляется в профессиональном принятии эмоций и чувств человека, обратившегося за помощью; в эмпатическом слушании; активном слушании. В применении адекватных вопросов как инструментов поддержки личного выбора, проявление связи между последствиями сделанного выбора и ценностями человека.
- Посредническая функция: соорганизация образовательных программ разных уровней и координация взаимодействия с разными социальными институтами (например, выбор территориально доступной «Школы приемных родителей», составление плана по оформлению замещающей семьи; подбор необходимых документов для перехода на семейное образование и прочее)
- Функция развития семьи как малой социальной группы (сообщества), являющейся поддержкой образовательного ресурса ребенка с разными потребностями: фиксация удач и продвижения родителей в решении поставленных ими задач, постепенная передача способов действий.
- Функция обучения родителей (и, опосредованно, детей): объяснение способов пошагового выполнения оперативных задач (запись сформулированной цели в виде достигнутого результата; составление плана решения; подбор необходимых ресурсов; сопоставление с временными ограничениями; формулирование критериев и индикаторов (показателей) достижения цели).
Параметры уровня готовности родителей к сотрудничеству:
1. Адекватность оценки родителями и другими взрослыми членами семьи состояния развития ребенка и его актуальные потребности в данный период.
2. Степень проявленной инициативы родителей в плане сотрудничества со специалистами.
3. Признание экспертной роли (в рамках разделенной ответственности) на данном этапе специалистов и продуктивное использование как психолого-педагогических, так и медицинских рекомендаций.
Первичная информация, необходимая специалисту для организации поддержки семьи:
- сведения о составе семьи, возраст ребенка и родителей, наличие профессии и возможности осуществлять профессиональную деятельность;
- образовательный и культурный уровни взрослых;
- общая семейная атмосфера, характер семейных взаимоотношений, степень эмоциональной близости;
- осознаваемые приоритеты в воспитании, согласованность взрослых в требованиях к ребенку;
- наличие необходимых адекватных ситуации материальных условий;
- уровень готовности и желания родителей к сотрудничеству со специалистами.
Базовые цели консультирования родителей:
1) передача ответственности;
2) помощь в формировании осознанной экспертной позиции по отношению к будущему (в частности, в образовании) ребенка.
Этапы формирования активной ответственной позиции родителей.
1.Первый этап («Вовлечение») направлен на привлечение родителей к образовательному, в том числе, коррекционно-развивающему процессу (важно убедить, что никто, кроме родителей, не является в полной мере экспертами по жизни ребенка, поскольку не обладает полнотой знаний о ребенке и опыта взаимодействия с ним).
2. Второй этап («Соучастие») направлен на формирование увлеченности родителей процессом развития ребенка, радости и гордости от положительной динамики, учета индивидуальных субъектных достижений ребенка (важно регулярно демонстрировать небольшие, но реальные достижения, а также обучить коммуникации со специалистами, умению отрабатывать задания).
3. Третий этап («Партиципация») направлен на развитие творческих подходов родителей к вкладу в процессы организации обучения, воспитания, грамотной педагогической заботы (важно показать возможность роста родительской компетенции, мастерства, «родительских исследований»).
В отношении консультативной работы с родителями следует отметить, что она строится на особой модели поведения родителей и их взаимодействия со специалистами.
Направления работы с родителями:
1) знакомство родителей со спектром специальных приемов, необходимым для проведения занятий с ребенком в домашних условиях (особенно актуально для детей, принятых на семейное устройство; детей, не посещающих образовательные организации в условиях семейной формы получения образования или по состоянию здоровья, обучающихся «на дому» (временно в условиях медицинской организации); детей, проявляющих девиантное поведение);
2) обучение родителей воспитательным приемам, необходимым для коррекции дезадаптивных черт личности ребенка (категории детей с девиантным поведением; детей, адаптирующихся к семейному устройству; детей с ОВЗ и инвалидностью);
3) коррекция понимания родителями проблем их ребенка - преувеличения или, наоборот, отрицания наличия проблем (специфика для родителей детей с ОВЗ и инвалидностью);
4) коррекция неконструктивных форм поведения родителя (агрессии, неадекватных поведенческих реакций, временного асоциального поведения – угрозы, истерики по отношению к педагогам и иным помогающим специалистам) – категории семей с ребенком с ОВЗ и инвалидностью, находящимся на длительном лечении; реже – родители детей с девиантным поведением);
5) коррекция позиции родителей - переход от пассивной, «объектной» позиции в позицию поиска реализации возможностей ребенка (характерно для категории родителей детей с ОВЗ и инвалидностью, реже – родителей детей, проявляющих признаки девиантного поведения, а также принятых в замещающую семью).
Виды психолого-педагогической консультационной помощи семье:
- информирование;
- индивидуальное консультирование;
- семейное консультирование (в данном случае, не психотерапия, но допустима рекомендация такой возможности);
- присутствие на встрече родителя с представителями той или иной институции (организации) в роли медиатора («переговорщика») или консультанта (например, юриста; психолога);
- рекомендация индивидуальных занятий с ребенком (в присутствии родителя или – в зависимости от условий и запросов, состояния ребенка - индивидуальные коррекционно-развивающие занятия);
- групповое консультирование (организация родительского сообщества).
Рассмотрим основные этапы работы консультанта по выявлению и предъявлению («афишированию») запроса и потребности родителя, обратившегося за помощью.
1. Этап подготовительный. Разработка/подготовка пакета диагностических материалов для изучения специфического социального заказа. Составление анкет и опросников; структурированное интервью; формирование реестра открытых источников по необходимой проблематике, которые могут быть рекомендованы родителям (вебинары; подборка нормативной литературы; список адресов и контактов доступных центров поддержки узких специалистов медико-психолого-педагогического профиля, а также родительских профильных сообществ).
Параллельно - разработка презентационных материалов; оборудование кабинета, в котором планируется прием; привлечение сетевого ресурса: содержание информационных рассылок.
2. Этап основной: реализационный. Изучение, формулирование проблематики и запроса. Согласование с родителем формулировки запроса и составление пошагового плана достижения. Подбор ресурсов (контактов, информации, возможность знакомства с конструктивным опытом решения аналогичных проблем и запросов).
3. Этап условно завершающий: аналитико-прогностический. Совместное подведение итогов и формулирование новых умений, «приращений» родителя, анализ тех внешних и внутренних ресурсов, опора на которые помогла достигнуть решение поставленной задачи.
Алгоритм консультирования родителей (получателей услуги), воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и/или инвалидностью
Родители «принимают» особого ребенка, проходя несколько этапов переживаний от неконструктивных, стрессовых реакций к возникновению такой оценки ситуации, которая позволяет принимать оптимальные решения.
Эти стадии были описаны отечественными и зарубежными авторами (Г.Г. Гузоев, Е.И. Исенина, Д. Льютман, В.М. Рахманов, Е. Шукард).
Впервые узнав о нарушении здоровья у своего ребенка, родители бывают глубоко потрясены и длительное время находятся в «шоковом» состоянии.
Вторая стадия – «понимание» – родители испытывают стыд, угрызения совести, обиду: «Почему мой ребенок такой?».
Третья стадия – «защитное отрицание» – родители пытаются исключить неприятные переживания, отрицая факт заболевания.
Четвертая стадия – «принятие» – родители осознают, что ребенок «такой» и готовы сделать все для счастья малыша.
Пятая стадия – «конструктивные действия» – родители меняют жизненные ценности, образ жизни семьи, важной целью становится воспитание малыша с ОВЗ так, чтобы он стал счастливым человеком, личностью.
Часть родителей способны самостоятельно достичь периода «конструктивных действий». Большинство же, по мнению специалистов, нуждаются в психологической и медицинской помощи и поддержке.
По мере роста и развития ребенка в семье возникают новые проблемы и новые стрессовые ситуации, к которым родители не подготовлены.
При воспитании ребенка с нарушением развития в семье устанавливается определенное отношение к нему. В специальной литературе принято выделять четыре типа отношений родителей к ребенку с проблемами в развитии (Е.И. Исенина, Э.И. Леонгард, Э.Г. Эйдемиллер и др.).
Первый тип – полное приятие родителями особого ребенка и создание в семье гармоничных отношений, способствующих его развитию, обучению и воспитанию.
Второй тип – родительская сверхопека ребенка, освобождение от обязанностей по самообслуживанию, предупреждение и исполнение любого желания и, в итоге, формирование иждивенческого типа взаимодействия ребенка в социуме.
Третий тип – нереалистическое отношение родителей к ребенку, непонимание возможностей и завышение требований к нему, способствующее формированию чувства вины и депрессии.
Четвертый тип – безразличие (отвержение) – эмоциональное неприятие родителями ребенка и отстранение от его проблем, способствующее нарушениям его эмоциональной и социальной сферы.
Алгоритм консультирования родителей (получателей услуги), воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и/или инвалидностью:
Этап 1. Установление контакта и сбор информации:
- выслушать и переформулировать запрос;
- развести эмоции и содержание;
- подобрать нормативно-правовые основания и определить, к какой области/проблеме относится запрос.
Этап 2. Выработка совместного плана действий:
- объяснить семье, к чему относится запрос;
- предложить несколько вариантов выхода из ситуации;
- визуализировать алгоритмы действий;
- дать оценку сложности каждого из предложенного варианта, поскольку семья/родитель должны понимать последствия выбранной им стратегии.
Этап 3. Обобщение:
- письменно зафиксируйте варианты решения проблемы, чтобы семья/родитель имели на руках алгоритм действий в бумажном виде;
- одновременно отправьте разработанный совместно план действий по электронной почте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности консультирования родителей в семейном консультировании.
Данная тема интересна тем, что сейчас очень часто обращаются родители к психологам, работающим в организациях и к частным, по поводу поведения детей разного возраста, начиная с младенчества и заканчив...

Психологическое консультирование родителей, имеющих гиперактивного ребенка
Гиперактивность является распространенным нарушением дошкольного возраста и представляет собой сложную и актуальную мультидисциплинарную проблему. Имея в своей основе биологические механизмы, он...
«Психологические особенности консультирования родителей детей дошкольного возраста»
Психологическое консультирование родителей применяется при широком спектре возникающих проблем с их детьми: проблем учебного характера, поведенческого характера, эмоциональных проблем, возрастных криз...

Особенности индивидуального психолого- педагогического консультирования родителей воспитанников ДОУ
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что максимальное внимание уделяется освещению проблем психолого-педагогического консультирования школьников, их родителей, взрослых людей разн...

Согласие родителей на диагностику, развивающие занятия, консультирование родителей.
МКДОУ Грибановский детский сад №1 В ДОУ работает психолог, осуществляет диагностику, развивающие занятия, ...

План работы с родителями по информированию и консультированию родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и дома
Планирование работы на учебный год...

