Алгоритмы консультирования родителей
учебно-методический материал

Ирина Александровна Алахтаева

Консультирование родителей – работа непосредственно с людьми, направленная на решение различного рода проблем, связанных с трудностями в процессе воспитания и образования детей, где основным средством воздействия является определенным образом организованная беседа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл algoritmy_konsultirovaniya_roditeley_detey_s_ovz.docx22.02 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Алгоритмы консультирования родителей (получателей услуги)

Консультирование родителей – работа непосредственно с людьми, направленная на решение различного рода проблем, связанных с трудностями в процессе воспитания и образования детей, где основным средством воздействия является определенным образом организованная беседа.

Функции специалиста при работе с родителями:

- Информационная функция: задача специалиста - выслушать запрос и корректно его сформулировать, дать адекватный ответ согласно, в первую очередь, нормативно-правовым основаниям.

- Поддерживающая функция: речь идет об опоре, в первую очередь, на психолого-педагогическую компетентность специалиста. Данная функция проявляется в профессиональном принятии эмоций и чувств человека, обратившегося за помощью; в эмпатическом слушании; активном слушании. В применении адекватных вопросов как инструментов поддержки личного выбора, проявление связи между последствиями сделанного выбора и ценностями человека.

- Посредническая функция: соорганизация образовательных программ разных уровней и координация взаимодействия с разными социальными институтами (например, выбор территориально доступной «Школы приемных родителей», составление плана по оформлению замещающей семьи; подбор необходимых документов для перехода на семейное образование и прочее)

- Функция развития семьи как малой социальной группы (сообщества), являющейся поддержкой образовательного ресурса ребенка с разными потребностями: фиксация удач и продвижения родителей в решении поставленных ими задач, постепенная передача способов действий.

- Функция обучения родителей (и, опосредованно, детей): объяснение способов пошагового выполнения оперативных задач (запись сформулированной цели в виде достигнутого результата; составление плана решения; подбор необходимых ресурсов; сопоставление с временными ограничениями; формулирование критериев и индикаторов (показателей) достижения цели).

Параметры уровня готовности родителей к сотрудничеству:

1. Адекватность оценки родителями и другими взрослыми членами семьи состояния развития ребенка и его актуальные потребности в данный период.

2. Степень проявленной инициативы родителей в плане сотрудничества со специалистами.

3. Признание экспертной роли (в рамках разделенной ответственности) на данном этапе специалистов и продуктивное использование как психолого-педагогических, так и медицинских рекомендаций.

Первичная информация, необходимая специалисту для организации поддержки семьи:

  • сведения о составе семьи, возраст ребенка и родителей, наличие профессии и возможности осуществлять профессиональную деятельность;
  • образовательный и культурный уровни взрослых;
  • общая семейная атмосфера, характер семейных взаимоотношений, степень эмоциональной близости;
  • осознаваемые приоритеты в воспитании, согласованность взрослых в требованиях к ребенку;
  • наличие необходимых адекватных ситуации материальных условий;
  • уровень готовности и желания родителей к сотрудничеству со специалистами.

Базовые цели консультирования родителей:

1) передача ответственности;

2) помощь в формировании осознанной экспертной позиции по отношению к будущему (в частности, в образовании) ребенка.

Этапы формирования активной ответственной позиции родителей.

1.Первый этап («Вовлечение») направлен на привлечение родителей к образовательному, в том числе, коррекционно-развивающему процессу (важно убедить, что никто, кроме родителей, не является в полной мере экспертами по жизни ребенка, поскольку не обладает полнотой знаний о ребенке и опыта взаимодействия с ним).

2. Второй этап («Соучастие») направлен на формирование увлеченности родителей процессом развития ребенка, радости и гордости от положительной динамики, учета индивидуальных субъектных достижений ребенка (важно регулярно демонстрировать небольшие, но реальные достижения, а также обучить коммуникации со специалистами, умению отрабатывать задания).

3. Третий этап («Партиципация») направлен на развитие творческих подходов родителей к вкладу в процессы организации обучения, воспитания, грамотной педагогической заботы (важно показать возможность роста родительской компетенции, мастерства, «родительских исследований»).

В отношении консультативной работы с родителями следует отметить, что она строится на особой модели поведения родителей и их взаимодействия со специалистами.

Направления работы с родителями:

1) знакомство родителей со спектром специальных приемов, необходимым для проведения занятий с ребенком в домашних условиях (особенно актуально для детей, принятых на семейное устройство; детей, не посещающих образовательные организации в условиях семейной формы получения образования или по состоянию здоровья, обучающихся «на дому» (временно в условиях медицинской организации); детей, проявляющих девиантное поведение);

2) обучение родителей воспитательным приемам, необходимым для коррекции дезадаптивных черт личности ребенка (категории детей с девиантным поведением; детей, адаптирующихся к семейному устройству; детей с ОВЗ и инвалидностью);

3) коррекция понимания родителями проблем их ребенка - преувеличения или, наоборот, отрицания наличия проблем (специфика для родителей детей с ОВЗ и инвалидностью);

4) коррекция неконструктивных форм поведения родителя (агрессии, неадекватных поведенческих реакций, временного асоциального поведения – угрозы, истерики по отношению к педагогам и иным помогающим специалистам) – категории семей с ребенком с ОВЗ и инвалидностью, находящимся на длительном лечении; реже – родители детей с девиантным поведением);

5) коррекция позиции родителей - переход от пассивной, «объектной» позиции в позицию поиска реализации возможностей ребенка (характерно для категории родителей детей с ОВЗ и инвалидностью, реже – родителей детей, проявляющих признаки девиантного поведения, а также принятых в замещающую семью).

Виды психолого-педагогической консультационной помощи семье:

  • информирование;
  • индивидуальное консультирование;
  • семейное консультирование (в данном случае, не психотерапия, но допустима рекомендация такой возможности);
  • присутствие на встрече родителя с представителями той или иной институции (организации) в роли медиатора («переговорщика») или консультанта (например, юриста; психолога);
  • рекомендация индивидуальных занятий с ребенком (в присутствии родителя или – в зависимости от условий и запросов, состояния ребенка - индивидуальные коррекционно-развивающие занятия);
  • групповое консультирование (организация родительского сообщества).

Рассмотрим основные этапы работы консультанта по выявлению и предъявлению («афишированию») запроса и потребности родителя, обратившегося за помощью.

1. Этап подготовительный. Разработка/подготовка пакета диагностических материалов для изучения специфического социального заказа. Составление анкет и опросников; структурированное интервью; формирование реестра открытых источников по необходимой проблематике, которые могут быть рекомендованы родителям (вебинары; подборка нормативной литературы; список адресов и контактов доступных центров поддержки узких специалистов медико-психолого-педагогического профиля, а также родительских профильных сообществ).

Параллельно - разработка презентационных материалов; оборудование кабинета, в котором планируется прием; привлечение сетевого ресурса: содержание информационных рассылок.

2. Этап основной: реализационный. Изучение, формулирование проблематики и запроса. Согласование с родителем формулировки запроса и составление пошагового плана достижения. Подбор ресурсов (контактов, информации, возможность знакомства с конструктивным опытом решения аналогичных проблем и запросов).

3. Этап условно завершающий: аналитико-прогностический. Совместное подведение итогов и формулирование новых умений, «приращений» родителя, анализ тех внешних и внутренних ресурсов, опора на которые помогла достигнуть решение поставленной задачи.

Алгоритм консультирования родителей (получателей услуги), воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и/или инвалидностью

Родители «принимают» особого ребенка, проходя несколько этапов переживаний от неконструктивных, стрессовых реакций к возникновению такой оценки ситуации, которая позволяет принимать оптимальные решения.

Эти стадии были описаны отечественными и зарубежными авторами (Г.Г. Гузоев, Е.И. Исенина, Д. Льютман, В.М. Рахманов, Е. Шукард).

Впервые узнав о нарушении здоровья у своего ребенка, родители бывают глубоко потрясены и длительное время находятся в «шоковом» состоянии.

Вторая стадия – «понимание» – родители испытывают стыд, угрызения совести, обиду: «Почему мой ребенок такой?».

Третья стадия – «защитное отрицание» – родители пытаются исключить неприятные переживания, отрицая факт заболевания.

Четвертая стадия – «принятие» – родители осознают, что ребенок «такой» и готовы сделать все для счастья малыша.

Пятая стадия – «конструктивные действия» – родители меняют жизненные ценности, образ жизни семьи, важной целью становится воспитание малыша с ОВЗ так, чтобы он стал счастливым человеком, личностью.

Часть родителей способны самостоятельно достичь периода «конструктивных действий». Большинство же, по мнению специалистов, нуждаются в психологической и медицинской помощи и поддержке.

По мере роста и развития ребенка в семье возникают новые проблемы и новые стрессовые ситуации, к которым родители не подготовлены.

При воспитании ребенка с нарушением развития в семье устанавливается определенное отношение к нему. В специальной литературе принято выделять четыре типа отношений родителей к ребенку с проблемами в развитии (Е.И. Исенина, Э.И. Леонгард, Э.Г. Эйдемиллер и др.).

Первый тип – полное приятие родителями особого ребенка и создание в семье гармоничных отношений, способствующих его развитию, обучению и воспитанию.

Второй тип – родительская сверхопека ребенка, освобождение от обязанностей по самообслуживанию, предупреждение и исполнение любого желания и, в итоге, формирование иждивенческого типа взаимодействия ребенка в социуме.

Третий тип – нереалистическое отношение родителей к ребенку, непонимание возможностей и завышение требований к нему, способствующее формированию чувства вины и депрессии.

Четвертый тип – безразличие (отвержение) – эмоциональное неприятие родителями ребенка и отстранение от его проблем, способствующее нарушениям его эмоциональной и социальной сферы.

Алгоритм консультирования родителей (получателей услуги), воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и/или инвалидностью:

Этап 1. Установление контакта и сбор информации:

- выслушать и переформулировать запрос;

- развести эмоции и содержание;

- подобрать нормативно-правовые основания и определить, к какой области/проблеме относится запрос.

Этап 2. Выработка совместного плана действий:

- объяснить семье, к чему относится запрос;

- предложить несколько вариантов выхода из ситуации;

- визуализировать алгоритмы действий;

- дать оценку сложности каждого из предложенного варианта, поскольку семья/родитель должны понимать последствия выбранной им стратегии.

Этап 3. Обобщение:

- письменно зафиксируйте варианты решения проблемы, чтобы семья/родитель имели на руках алгоритм действий в бумажном виде;

- одновременно отправьте разработанный совместно план действий по электронной почте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности консультирования родителей в семейном консультировании.

Данная тема интересна тем, что сейчас очень часто обращаются родители к психологам, работающим в организациях и к частным, по поводу поведения детей разного возраста, начиная с младенчества и заканчив...

Психологическое консультирование родителей, имеющих гиперактивного ребенка

Гиперактивность является распространенным нарушением дошкольного возраста и представляет собой сложную и актуальную мультидисциплинарную проблему. Имея в своей основе биологические механизмы, он...

«Психологические особенности консультирования родителей детей дошкольного возраста»

Психологическое консультирование родителей применяется при широком спектре возникающих проблем с их детьми: проблем учебного характера, поведенческого характера, эмоциональных проблем, возрастных криз...

Особенности индивидуального психолого- педагогического консультирования родителей воспитанников ДОУ

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что максимальное внимание уделяется освещению проблем психолого-педагогического консультирования школьников, их родителей, взрослых людей разн...

Согласие родителей на диагностику, развивающие занятия, консультирование родителей.

МКДОУ Грибановский детский сад №1                         В ДОУ работает психолог, осуществляет диагностику, развивающие занятия, ...