Исследовательский проект "Выходной с моей семьей"
методическая разработка (младшая группа)

Пропаганда ценности семьи и теплых родственных взаимоотношений, а так же создание благоприятных условий для совместного отдыха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vyhodnoy_s_moey_semyoy.docx35.86 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад №33     комбинированного вида Петродворцового района г. Санкт – Петербурга.

Исследовательский проект

«Выходной с моей семьёй»

для детей младшей группы №11

совместно с родителями и педагогами

                                                                                                                                                                                                                                                 

                                                                            Воспитатели: Карпова Е.Н.

                                                                                                          Елатанцева Л.Н.

                                                   Санкт – Петербург

                                                           2024 г.

Вид проекта - групповой

Тип проекта - познавательно – речевой, информационный.

Продолжительность - краткосрочный (11 ноября 2024г. – 25 ноября 2024г.)

Срок реализации проекта

 11 ноября 2024г. -25 ноября 2024г.

Характер контактов: в рамках ДОУ, работа в социуме.

Участники проекта: воспитанники младшей группы, родители, педагоги

Возраст обучающихся: 3 года

Актуальность:

В нашей жизни работа отнимает много времени и сил. Родным и близким так часто не хватает внимания, поэтому отпуск или выходные - это время, которое хочется провести с семьёй. Но не всегда родители знают, как сделать правильный выбор, как провести выходные, куда лучше отправиться с детьми, каким интересным делом заняться.

Очень часто можно услышать от родителей: «Выходные, опять домашние дела: стирка, готовка, глажка, уборка. Дети тем временем вынуждены сидеть дома без свежего воздуха и самостоятельно себя развлекать.

Совместный отдых семьи – это удивительная возможность побыть вместе всей семьёй, лучше узнать друг друга и сблизиться. Семейный отдых – шанс для родителей лучше понять собственного ребёнка, увидеть и услышать, чем он живёт. Если проводить свободное время неординарно, то яркие впечатления обеспечены всей семье.

Семейный отдых играет важную роль в воспитании детей. Счастливые воспоминания из детства сохраняются на всю жизнь. Так зарождаются семейные традиции, которые передаются из поколения в поколение и формируют семейные ценности.

К сожалению, некоторые родители страдают безразличием к собственным детям. Взрослые часто заняты собой, своей работой. Их мало волнует душевное состояние их ребёнка, его потребности и запросы. Очень важным и значимым является доступность – это значит, в любую минуту найти в себе силы отложить все дела, чтобы пообщаться с ребёнком. Многие родители не  могут и не умеют организовать досуг и отдых детей в кругу семьи. Таким образом обозначилась тема проекта «Выходной с моей семьёй»

Мы решили помочь родителям и подсказать выход из сложившейся ситуации.

Создавая проект, мы старались сплотить семьи, чтобы дети и их родители ощутили счастье единства семьи, сформировались положительные эмоции от проведённого вместе выходного дня.

Цель проекта: 

Пропаганда ценности семьи и тёплых родственных взаимоотношений, а так же создание благоприятных условий для совместного отдыха.

Задачи проектной деятельности:

  1. Расширить и обогатить знания детей об окружающем мире, семейных традициях и видах совместного отдыха с родителями;
  2. Познакомить с различными формами проведения выходного дня с учётом интересов и возможностей семьи;
  3. Обогащать детско-родительские отношения посредством совместной деятельности;
  4. Приобщать родителей и детей к ЗОЖ;
  5. Побуждать родителей и детей отражать свои впечатления в разных видах творческой деятельности;
  6. Воспитывать у детей  любовь и уважение к членам семьи, гордость за свою семью, любовь к родному дому.
  7. Повышать педагогическую компетентность родителей в вопросах организации совместных досугах выходного дня.

Формы организации проекта:

  1. Анкетирование
  2. Решение проблемной ситуации
  3. Педагогические наблюдения
  4. Консультация для родителей «Как провести выходной с интересом и пользой для ребёнка
  5. Совместная организованная деятельность
  6. Мастер – класс для родителей и детей «Цветы для мам»
  7. Оформление информационного стенда для родителей

8)   Выставка фотографий о совместно проведённых выходных.

Методы и приёмы, используемые в работе:

  1. Методы, повышающие познавательную активность дошкольников:

- метод сравнения;

- элементарный анализ;

- метод моделирования;

- метод проектной деятельности;

- метод повторения – важнейший дидактический принцип, без применения которого не будет прочности знаний в воспитании чувств.

         2)   Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при     усвоении знаний;

               -  игровые приёмы;

               - сюрпризные моменты и элементы новизны – эмоционально настраивают ребёнка на познание, обостряют желание ребёнка разгадать секрет или просто порадоваться.

         3)  Методы и приёмы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности.

         4)   Методы коррекции и уточнения:

- повторения, упражнения, наблюдения, экспериментирование – позволяет выяснить, что и как поняли дети;

- метод обобщённого ответа на вопрос: индивидуальная беседа, сравнительный анализ, оценка, разъяснение, совместный поиск выхода из ситуации, обсуждение способа действия.

Ожидаемые результаты:

1) Создание в группе необходимых условий по ознакомлению детей с понятием «Совместный отдых».

2) Приобретение углублённых представлений о жизни своей семьи о совместном времяпрепровождении.

3) Освоение основ нравственности во взаимоотношениях с родителями.

1 этап - подготовительный

Срок реализации: 11ноября-13 ноября 2024г.

- постановка целей и задач, определение актуальности и значимости проекта; .

-  составление перспективного плана мероприятий.

 - анкетирование родителей, диагностика детей и определение   перспектив.

 - установление партнёрских отношений между воспитателем, родителями и детьми.

- подготовка материала для организации проекта, создание предметно-развивающей среды:

-подборка наглядного и методического материала по теме проекта

-изготовление дидактического материала;

- подборка художественной литературы  по теме проекта (загадки, пословицы, стихи, рассказы) ;

- организация развивающей среды.

 2 этап - основной

Срок реализации: 13 ноября- 24 ноября 2024г

- непосредственная реализация намеченного плана проекта в разных видах деятельности с учётом интеграции;

- оформление детских художественных работ;

- оформление родительского уголка.

- мастер-класс для родителей с детьми «Цветы для мамы».

- досуг.

3 этап – заключительный

            Срок реализации: 11 ноября – 25 ноября 2024г.

-подведение итогов работы над проектом:

-оформление фотовыставки о совместно проведённом отдыхе;

-создание методического материала для воспитателей по теме проекта;

-создание презентации по теме проекта

Ресурсы:

1.Информационные: фото, видео материалы

2.Научно - методические: консультативная работа

3.Дидактическое обеспечение:

- «Конвенция о правах ребёнка»;

- подбор иллюстраций по теме «Совместный отдых»;

- фотографии, открытки;

-игры (дидактические, интеллектуальные, развивающие, подвижные, народные)

-оформление фотовыставки

 4.ТСО: Ноутбук, музыкальный центр.

Предварительная работа:

- Создание картотек подвижных, коммуникативных, дидактических игр на развитие толерантности;

- предметно – развивающая среда в группе для организации театрализованных и ролевых игр;

- создание в группе библиотеки, состоящей из сказок, пословиц и поговорок о мире, дружбе, доброте, доме и Родине;

- подборка иллюстраций на тему «Выходной  с семьёй»;

- картотека музыкальных произведений детских композиторов.

                                     

                                             Содержательная часть

- Анкетирование родителей «Как мы отдыхаем с семьёй»

- Беседа с детьми «Семья глазами детей»

- Рассматривание фотоальбома, иллюстраций на тему «Выходной день»

- Рисование «Выходной с семьёй»

- Разучивание стихов, песенок-потешек, пальчиковые и словесные игры

-Совместная интеллектуальная деятельность: семейные игры, отгадывание загадок...

-Совместные праздники: Д.Р., Н.Г., Досуг, посвящённый Дню Матери.

Данные мероприятия имели большое место в приобщении детей к традиционной народной культуре и её ценностным идеалам. Наличие внутреннего, духовного смысла семейных праздников глубоко тронуло сердце и проникло в души детей и взрослых, объединяя их.

Совместная трудовая деятельность:

-уборка в квартире,

-уход за комнатными растениями,

-уход за домашними животными.

Семейные экскурсии:

Семейные экскурсии не только познавательны – они помогли организовать семейный досуг, наполнить его интересным содержанием. Если ребёнок держит маму и папу за руку, знакомясь с достопримечательностями своего города, то любовь к родному краю становятся для него личной, он воспринимает окружающую его действительность в эмоциях восхищения, радости и гордости. Впечатления от проведённых экскурсий дети отражали в своих рисунках. Этой теме были посвящены целые тематические выставки.

Совместная творческая деятельность:

- ребёнок и родители вместе придумывают поздравительные открытки для родственников,

- подготовка к празднику;

-творческая мастерская в рамках празднования «Дня Матери» («Цветы» из бумаги)

Дети и родители быстро включались в процесс. Под влиянием общения с детьми, взаимодействия с ними, в значительной степени меняется внутренний душевный мир родителей, отношение к собственному ребёнку. Очень важно, что во время выполнения интересных изобразительных творческих задач, где дети могли на равных с мамами использовать знакомые технические приёмы, совместно с ними освоить что-то новое, взрослые открывали для себя и другую сторону возможностей своего ребёнка, зачастую видя в нём равного партнёра.

 Театрализованная деятельность.

В группе были созданы условия для проявления творческих способностей. Театрализованные игры, игры – драматизации планировались наряду с сюжетно – ролевыми, дидактическими и подвижными играми.

Персонажи кукольного, настольного, пальчикового театра стали частыми гостями детей как во время проведения занятий, так и во время проведения других режимных моментов. В свободное от занятий время проводились игры – перевоплощения, развивающие творческие способности и воображение детей. Руководство театрализованной деятельностью дало свои положительные результаты: дети с удовольствием разыгрывали сказки, придумывали и обыгрывали сюжеты, используя диалогическую речь.

                                     

    Реализация проекта через непосредственную образовательную     деятельность.

Образовательная область

Формы организации

Материалы и     оборудование

«Художественно-эстетическое развитие»

Рисование «Моя семья», рассматривание иллюстраций с изображением семьи.

Материалы для изобразительной деятельности.

«Познавательное развитие»

Дидактическая игра «Собери картинку», «Помощники»

Игры

«Социально-коммуникативное      развитие»

Знакомство с «Конвенцией о правах ребёнка», беседа с детьми «Мой дом», игры «С кем ты живёшь», «Как зовут членов твоей семьи», рассматривание фотоальбома «Мои родные и близкие»

Демонстрационный материал, фотоальбом

«Речевое развитие»

Дидактические игры «Назови своё имя», «Ласковые имена», «Кто кем приходится», чтение р.н. сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Сюжетные картинки, художественная литература

«Физическое развитие»

Подвижная игра «Хитрая лиса», «Найди свою маму», разучивание считалок на тему «Семья»

Атрибуты для семьи

«Художественно-эстетическое развитие»

Лепка «Миски для трёх медведей», аппликация «Домик для всей семьи»

Материалы для изобразительной деятельности

«Речевое развитие»

Игры «Подбери словечко», «Телефон», разучивание стихотворения А.Л. Барто «Посидим в тишине», рассказ о своём дедушке

Наглядный материал, художественная литература, фотографии дедушек

«Познавательное развитие»

Конструирование «Дом в деревне», дидактические игры: «Кто что делает», «Мы не скажем, а покажем», «Мамино настроение», «Помощники»

Крупный конструктор

«Физическое развитие»

Динамические паузы на тему «Семья», подвижная игра «Пройди по болоту», пальчиковые игры

2 доски, обручи, бубен

«Социально-коммуникативное развитие»

Игра-обсуждение «Как маме помочь?», дидактическая игра «Помощники», «Мамино настроение», совместный досуг выходного дня в пожарную часть, совместная экскурсия в «Музей кукол»

Демонстрационный материал

«Речевое развитие»

Чтение р.н. сказки «Гуси-лебеди», отгадывание загадок, чтение худ. литературы, разучивание стихов о маме, бабушке.

Художественная литература

«Познавательное развитие»

Дидактические игры «Собери картинку», «Сравни, кто старше», «Наоборот», «Кто выше».

Наглядный материал

«Физическое развитие»

Пальчиковая гимнастика «Пальчики-мальчики», подвижная игра «Узнай по ладошке», «Найди свой дом». Спортивный досуг «Папа и я – лучшие друзья»

Картотека пальчиковых игр, обручи, ширма, спортивный инвентарь

«Художественно-эстетическое развитие»

Рисование «Мамин портрет», «С семьёй на Масленицу», аппликация «Открытка для папы».

Материал для изобразительной деятельности

«Речевое развитие»

«Расскажи, какая твоя мама», «Рассказ о дедушке», «Что интересного ты видел?», «Поделимся впечатлениями», разучивание песенок – потешек, народных поговорок.

Наглядный материал

«Художественно-эстетическое развитие»

Разучивание песен о папе, о маме, о бабушке, игра «Ладушки», совместных танцев с мамами

Иллюстрационный материал

               

  Вывод:

Благодаря созданию и реализации данного проекта, направленного на организацию семейного отдыха дети получили первоначальные знания о том, что такое «отдых с семьёй», правила поведения во время отдыха, у детей сформировалось такое понятие, как «Путешествие». Использование различных форм работы с родителями позволило значительно повысить уровень знаний родителей об организации семейного отдыха, о роли семьи в воспитании ребёнка, о значении семейного отдыха в укреплении здоровья, приобщения к ЗОЖ, обогащения представлений ребёнка об окружающем мире.  Проект помог в формировании межличностных отношений, сплочении детского коллектива, взаимодействия с родителями и вовлечении их в воспитательный процесс  заинтересованности в решении поставленных задач. Мы старались, чтобы дети и их родители ощутили счастье единства семьи, а также получили положительные эмоции от проведённого вместе выходного дня.

Мы уверены, что проведённые нами мероприятия способствовали развитию творческих инициатив детей и родителей по проведению совместного отдыха. Это был огромный толчок для исследовательской работы, позволивший собрать интересный материал в каждой семье.

Особенность этого проекта, на наш взгляд, в том, что вместе с семьёй мы не только познали много нового, но и активно трудились и отдыхали в одной команде «Воспитатель –дети – родители», где взрослые из наблюдателей превратились в активных участников жизни детей в детском саду.

Рекомендуем педагогам ДОУ использовать в своей работе проектную деятельность, связанную с воспитанием патриотизма к своей малой родине у детей дошкольного возраста.

                  Используемая литература:

  1. Вахрушев А. А., Кочемасова Е. Е., Акимова Ю. А., Белова И. К. «Здравствуй, Мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей – М.: Баласс, 2006.
  2. Вострухина Т. Н., Кондрыкинская Л. А. Знакомство с окружающим миром детей 3-5 лет – М.: ТЦ Сфера, 2013.
  3.  Маркова Т. А. «Детский сад и семья» Издательство Академия педагогических наук РСФСР Москва 1956.
  4. Микляева Н. В., Лагутина Н. Ф. «Содружество»: программа взаимодействия семьи и детского сада. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика – Синтез,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско – родительский информационно – исследовательский проект «Родословное дерево моей семьи»

Выбор темы проекта связан с историей семьи, её родословной. Для детей дошкольного возраста эта тема сложная в В последнее время наметилась тенденция постоянного отклонения поколений друг от друга, пот...

Детский творческо-исследовательский проект «В кругу моей семьи»

Что такое семья – понятно всем. Семья это – дом, семья – это мир, где царят любовь и преданность, это одни на всех привычки и традиции. А ещё это опора во всех бедах и несчастьях. Это крепость, за сте...

Детско – родительский информационно – исследовательский проект «Родословное дерево моей семьи»

.Выбор темы проекта связан с историей семьи, её родословной. Для детей дошкольного возраста эта тема сложная в В последнее время наметилась тенденция постоянного отклонения поколений друг от друга, по...

Детский исследовательский проект «Музыка в моей семье»

Если каждый человек будет знать и помнить о родословной своей семьи и передовать это по наследству, то память о своих предках будет сохранена....

Исследовательский проект «Игры в моей семье» (для среднего дошкольного возраста)

Отсутствие игры приводит к тому, что период формирования основ личности, базовых психических функций обедняется....

Исследовательский проект Айлины Анандуевой на тему «Великая Отечественная война в истории моей семьи»

Память о Великой Отечественной войне, должна передаваться из поколения в поколение и жить из рода в род.Ветеранов становится все меньше с каждым годом. Вместе с ними уходят факты, касающиеся войны 194...

Исследовательский проект Абидуевой Миланы "Великая Отечественная война в истории моей семьи"

Этот проект позволил семье Миланы узнать о героическом прошлом своей семьи,о том, какой вклад внесли их прадедушки  и прабабушки в Великую Победу над фашистской Германией. Милана со своей семьей ...