Программа "Истоки"
методическая разработка
Дополнительная образовательная деятельность "Истоки"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 510.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №1 г. Починка
Принята на заседании Утверждена
педагогического совета, приказом № от
протокол № от заведующий МБДОУ д/с №1
г. Починка
__________Чижова Е.М.
Программа дополнительного образования
«Истоки»
Автор программы:
Мерзлякова Ольга Александровна
Музыкальный руководитель
2024г.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка………………………………………………..0
Место дополнительно-образовательной деятельности
в воспитательно-образовательном процессе………………………….1
Формы организации деятельности…………………………………….2
Планируемые результаты………………………………………………3
Построение программы………………………………………………...4
Содержание программы………………………………………………...5
Тематический годовой план занятий………………………………... 10
Критерии для определения уровня освоения программы……………13
Описательная характеристика уровней освоения программы ………15
Карта индивидуальной диагностики дошкольников ……………….16
Используемая литература………………………………………………17
Пояснительная записка
В исследованиях известных педагогов и психологов (Л.Выготского, А. Запорожца, Н. Ветлугиной) доказано, что дети дошкольного возраста способны глубоко понимать и эмоционально отзываться на произведения народной культуры и искусства.
Разные виды народного творчества: устно-поэтическое, игровое, музыкально-песенное, хореографическое, изобразительно-прикладное должны быть осмыслены как составные части единого целого – народного самосознания.
Веками собирались и копились народные традиции, обряды, игры и забавы. Они помогали коротать ненастные и длинные осенние или зимние вечера, украшали отдых, празднества, служили родником, из которого черпали народную мудрость многие поколения.
Наши «неграмотные» предки проявили талант творца, сочиняя загадки, приметы, пословицы, песни. Фольклор ставит перед ребёнком вечно волнующие человека вопросы: что такое ДОБРО и ЗЛО, КРАСОТА и ЖИЗНЬ, СПРАВЕДЛИВОСТЬ и СОСТРАДАНИЕ; он раздвигает рамки обычной жизни, ведь именно посредством его дети впервые встречаются с такими сложными явлениями, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и прощение, измена и коварство. Форма же изображения этих явлений сказочная, игровая, занимательная доступная пониманию ребёнка.
Задача педагога, ведущего ребёнка по жизненному пути, способствовать пробуждению «духа»; укреплять в ребёнке чувства гражданственности, видения своего места в развитии родной и мировой культуры.
В последние годы в российской системе дошкольного воспитания произошли позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей, введены ФГОС. Сейчас имеется широкий выбор разнообразных программ, инновационных технологий. Большинство таких программ заслуживают пристального внимания. Но проблема состоит в том, что внедряя, их мы должны учитывать особенности развития конкретно наших детей.
Проведённая мной диагностика показала, что у детей довольно низкий уровень эмоциональной отзывчивости восприятия русского народного фольклора. Отсутствуют элементарные знания о народных праздниках и обычаях. Как жили русские люди? Как работали и отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? Ответить на эти и подобные вопросы - значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.
Чтобы восполнить этот пробел я решила дополнить музыкальные занятия кружковой работой по приобщению детей к народной культуре. Ведь именно фольклор и народная культура являются специфическим средством формирования творческих способностей личности.
В программе большое внимание уделяется воспитанию в детях патриотических чувств, любви к Родине. Она направлена на воспитание уважения к традиционным ценностям, таким как любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям.
Программа нацелена на развитие в детях познавательного интереса, стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе.
Одной из главных задач, которую ставит программа , является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, потребности в двигательной активности (через народные игры и хороводы)
Программа направлена на обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, что проявляется в уважении его индивидуальности, чуткости к его эмоциональным состояниям.
Цель программы:
Формирование патриотического сознания старших дошкольников посредством приобщения к народной культуре.
Задачи программы:
- Воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа;
- Формировать элементарные представления о народных праздниках, обрядах и традициях;
- Закреплять знания о малых фольклорных формах;
- Формировать багаж народных игр;
- Знакомить с русскими народными инструментами.
Место дополнительно-образовательной деятельности в воспитательно-образовательном процессе
В реализации программы участвуют дети подготовительной группы. Продолжительность образовательного процесса 1 год. Занятие кружка проводится один раз в неделю во второй половине дня, продолжительностью 25-30 минут, с 1 октября по 31 мая. Всего 30 занятий.
Для реализации программы создана следующая развивающая среда:
– оборудована комната русского быта, в которой имеются:
- Предметы быта (прялка, чугунный утюг, рубель, валёк, гребень от ткацкого станка, коромысло, горшок-двоешка, самовар, чугунок, деревянная посуда);
- Коллекция кукол в русских народных костюмах;
- Объёмная модель русской избы;
- Плоскостной макет семейного древа (дидактические пособия);
- Игра-забава «Весёлая карусель»;
- Русские народные костюмы;
- Русские народные инструменты (домра, балалайка, трещотки, бубен).
– мультимедийное оборудование для демонстрации презентаций по темам: «Русский народный костюм», , «Народные промыслы», «Русская матрёшка»;
– аудиотека народных песен;
– игротека народных игр с картотекой на каждую игру.
Направления организация работы:
- Занятия познавательного цикла.
- Совместная деятельность взрослых и детей.
- Самостоятельная деятельность детей.
Формы организации детей:
- Занятия, беседы, дидактические игры.
- Развлечения, праздники, посиделки.
- Тематические вечера.
- Игры, забавы, игры-драматизации.
- Экскурсии по городу.
- Конкурсы, викторины.
- Неделя народной игры и игрушки.
Формы организации педагога:
- Собирание и описание народных игр, изготовление оборудования к играм
- Собирание и изготовление простейших народных музыкальных инструментов.
- Собирание, поиск старинных народных песен, частушек.
- Запись примет, ведение народного календаря.
- Работа кружка «Истоки».
- Сбор произведений народного творчества (предметов быта, орудий труда, украшений, одежды и т.п.)
- Создание комнаты русского быта.
Формы оценки планируемых результатов:
- Наблюдение
- Диагностика
Планируемые результаты на этапе завершения освоения программы
- Ребенок обладает установкой положительного отношения к своей Родине.
- Проявляет уважение к традициям своего народа.
- Эмоционально отзывается на произведения народного искусства (музыку, танцы).
- Имеет первичные представления об устройстве быта русской семьи, семейных традициях прошлого.
- Различает элементы русского костюма.
- Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре.
- Владеет определённым багажом народных игр.
Построение программы
Тема модуля | Содержание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Содержание программы
Модуль 1. «Быт русского народа» |
Тема 1. «Устройство русской избы» Цель: ознакомление с устройством русской избы, предметами быта русской семьи: клеть, сито, квашонка; лавки, полати; красный угол: иконы, рушники, лампады, грядка или посудник; сундук, прялка; посуда: самовар, братина, ладья, чарки, кузовки, лукошки и т.п. Архитектура русской деревни: дома строились, чтобы не заслонять друг другу солнце, окнами на улицу у слияния рек. Внутренний вид дома: основная изба, горница, красный угол, полати, печь, бабий кут, чулан и т. п. Украшение дома: крыльцо, наличники, ворота, петух. Терема- богатые, расписные дома с башенками и куполами. Тема 2. «Русский народный костюм» Цель: знакомство с историей создания национальных костюмов: внешний вид, изготовление, назначение, отношение к одежде. Повседневная и праздничная; сельская и городская. Учить детей видеть специфику национального характера, эстетические пристрастия народа в покрое, декоре, функциональности ношения народного костюма. Расширять словарь детей названиями одежды, её элементов. Русская женская одежда: сарафан, «душегрея», «шушун или телогрея», «шубка», передник, понева, рубаха. Обувь: лапти, чуни, валенки, сапоги. Головной убор: кокошник, сорока, кичка, платок. Русская мужская одежда: подпоясанная рубаха (косоворотка), обязательно пояс, порты; зимняя: кафтан, зипун, свиток, армяк, тулуп, обязательно подпоясанные кушаком. Познакомить с историей создания женских головных уборов, расширять словарь детей их названиями. Головные уборы русских девушек: венцы, почелки, повязки, охватывающие лоб и закреплённые сзади лентами, бантами, оставляющие открытыми верхнюю часть головы, также украшенные самоцветами, жемчугом, золотым шитьём. Ювелирные изделия: бусы, подвески, серьги, височные, нагрудные и поясные украшения, накосники (украшения для кос), ожерелья из янтаря, «гайтаны»- цепочки из бисера. Головные уборы замужних русских женщин: кокошник- род твёрдой шапочки из бархата, шёлка, парчи, орнаментированные бисером, жемчугом, перламутром, золотой нитью и т. п. разной формы; кичка, «сорока», платок. Тема 3. «Занятия русского народа» Цель: дать представление об основных видах деятельности русского народа (скотовод, пахарь, кузнец, бондарь, бортник ) Тема 4. «Народные обряды и обычаи» Цель: познакомить детей с обычаями, обрядами, духовными традициями русской семьи. (обряды, связанные с рождением ребёнка, крестины, свадебный обряд) «Обычай крепче закона»; «Худому обычаю подачки не давай»- о воспитательном значении обычаев говорят эти пословицы. Дать представление о национальных особенностях характера русского народа: духовности, трудолюбия, веры, нравственности, милосердия, совести, взаимопомощи, гостеприимства. Обычаи - исторически сложившаяся система обязательных ритуальных действий. Традиции – механизм передачи народной культуры от одного поколения к другому (обычаи и обряды входят в состав традиций). |
Модуль 2. «Детский фольклор» |
Тема 1. «Малые фольклорные формы» (заклички, потешки, скороговорки, пословицы, загадки) Цель: учить эмоционально и к месту произносить, использовать в повседневной жизни. Обогащать речь, словарный запас детей меткими образными высказываниями, с эмоциональной окраской, развивать воображение. Потешки – игры взрослого с ребёнком (с его пальчиком, ручками). Прибаутки, перевёртыши – забаные песенки, которые своей необычностью веселят детей. Жанровое разнообразие: о материнской ласке, частях тела, явлениях природы, о животных, культурно-гигиенических навыках. Приговорки – обращения к насекомым, птицам, животным. «Божья коровка, лети на небо…»Заклички – обращения к явлениям природы. У русских малые дети просят: «Дождик, дождик, лей, на меня и на людей! Дождик, дождик, пуще, пусть пшеница гуще! Дождик, дождик, поливай, будет хлеба каравай». «Считалки» – стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх. Дразнилки –шутливые, кратко называющие какие-то смешные стороны во внешности или поведении ребёнка. Жанровое разнообразие: рифмованные, корректирующие труднопроизносимые звуки. Использование в игровой деятельности детей для выбора водящего и делении на команды. Жанровое разнообразие загадок: о человеке, о природе, о животных, одежде, обуви, о промыслах и т.п. Загадка как форма словесного народного творчества: образная, поэтичная, красочно-аллегоричная. Учить отгадывать, загадывать, сочинять загадки- рифмы и загадки-описания; развивать смекалку, поэтический взгляд, способность к образно- логическому мышлению. Пословицы - мера истины, правды, нравственных правил и норм в вековой памяти народа. Жанровое разнообразие: быт, правила поведения, труд, явления природы, моральные нормы. Толкование глубокого смысла пословиц. Использование в свободной детской деятельности. Тема 2. «Сказки» Цель: учить детей слушать, понимать, любить, рассказывать народные сказки. Сказки - «умное чудо, сотворённое художественным гением народа».(В.П.Аникин). Жанровое разнообразие сказок: волшебные, бытовые, сатирические, о природе, животных. Докучные сказки. Сказки-анекдоты. Юмор, добро и зло. Любимые герои - идеал человека. Сказки - утверждение нравственного закона жизни, этических и эстетических идеалов. Специфический стиль: напевность, повторы. Красочность языка сказок: певучесть, поэтичность, множество метафор и сравнений, пословиц и поговорок. Схожесть сказок разных народов. Тема 3. «Народные игры» Цель: показать богатое и разнообразное содержание игр. Игры – состязания в ловкости, меткости попадания в цель; игры-ловишки, развивающие навыки бега, прыжков; игры- прятки, игры- загадки, игры-забавы, пальчиковые игры, игры-соревнования, и т.п. Педагогическая ценность народных игр в воспитании ума, воли, характера, быстроты реакции, духовности и интереса к национальным играм. |
Модуль 3. «Народная песня» |
Тема 1. «Колыбельная» Тема 2. «Плясовые песни, частушка» Тема 3. «Лирические» Тема 4. «Хороводные» Цель: расширять представление о жанровом разнообразии русской народной песни. Воспитывать положительные эмоции при исполнении и слушании песен. Через колыбельные песни прививать бережное нежное отношение к матери. Познакомить с жанровым разнообразием русских частушек, шуточно-плясовых, обычно четырёх строчных рифмованных песенок, учить чувствовать и ценить юмор. Через знакомство с хороводами знакомить детей с традициями, бытом, трудом, красотой родной природы. Тема 5. «Календарные» (колядки, жнивные, масленичные, свадебные, трудовые) Цель: рассказать о связи песен с календарным земледельческим циклом. Раскрыть яркость, напевность, импровизированность этих песен и игровой характер обрядов. |
Модуль 4. «Русские народные праздники» |
Тема 1. «Осенние» Цель: Познакомить с обрядовыми действиями, сопровождавшими осенние праздники (Семёнов день, праздник последнего снопа, Кузьминки, Покров, Осенины) Знакомство с приметами, играми, песнями. Тема 2. «Зимние» Цель: дать представления о народных зимних праздниках: Рождество, Святки, Крещение, Масленица. 7 января -Готовить почву для познания детьми важнейшего пласта человеческой культуры – религиозных отношений через нравственные беседы, знакомство с легендами о Христе и рождественской ёлке. Форма проведения работы – праздник, этические беседы, вертеп (кукольный народный театр), экскурсии к храмам. Святки – двухнедельный новогодний праздник для всех: игры, пляски, обходы домов колядовщиками, посиделки, гадания, ряженые. Почему ель украшали на Рождество (ель- символ рая). Знакомство и разучивание песен, колядок, хороводов, игр, примет святочного содержания. Масленица – рассказать о смысле прощания с Масленицей, и о ритуальном сожжении чучела. Тема 3. «Весенние» Цель: познакомить с весенним аграрным периодом жизни русского народа. Познакомить с первым весенним праздником – Сороки. Дать представление о весенних православных праздниках Вербное воскресенье, Пасха, с обрядами, проходившими в эти дни. Егорьев день. Формировать представление об одном из самых известных святых христианского мира - Святом Георгии (Георгии Победоносце), изображённом на гербе России. Знакомить с народным обычаем первого выгона скота. Тема 4. «Летние» Цель: познакомить с троицко-семицкими обрядами православной культуры. Познакомить с традицией празднования Троицы – начала лета и расцвета природы в России. Рассказать о традиции уборки домов, приготовления угощений, «завивания» берёзы, завязывания на ней лент с загадыванием исполнения желаний, украшения ветвями дверей, окон; плетение венков из полевых цветов и пускания их по воде (гадали о судьбе, замужестве). |
Модуль 5. «Русские народные инструменты» |
Цель: познакомить с внешним видом и звучанием русских народных инструментов. От простейших ударных (барабанка, ложки, трещётки), до духовых (жалейка, свирель, рожок, кугиклы) и струнных (балалайка, домра), а также гармонь. |
Тематический годовой план занятий
Тема занятия | Содержание | |
Октябрь | «Октябрь – грязник, ни колеса, ни полоза не любит» | Народный календарь. Беседа о приметах октября. Дать представление о национальной принадлежности, национальных особенностях характера русского народа: духовности, трудолюбия, вере. Что такое обычай. Устройство русской избы. |
«Покров – первая встреча зимы» | Рассказ о празднике Покров. Беседа о женском народном костюме. | |
«Хлеб – всему голова» | Беседа о старинных способах уборки хлеба, о тяжёлом труде пахаря, об орудиях труда. Рассказ о празднике Дожинки (последний сноп). Заучивание пословиц о хлебе. Жнивные песни. | |
«Октябрь – свадебник» | Рассказ о традиции осенних свадеб. Смотрины, девишник, свадебный пир, свадебный наряд. Свадебные песни. | |
Ноябрь | «Ноябрь – полузимник. Свет на убыль, а ночи прибавляются» | Народный календарь. Беседа о приметах ноября. Рассказ о занятиях русского народа в холодный период. Игра «Дрёма». |
«Кузьминки – от осени одни поминки | Рассказ о святых Кузьме и Демьяне. Знакомство с профессией кузнец. | |
«На героя и слава» | Рассказ о русском воинстве. Богатыри. Солдатская песня. | |
«На героя и слава» | Знакомство с мужским народным костюмом. | |
Декабрь | «Декабрь – студень и замостит, и загвоздит, и саням ход даст | Народный календарь. Беседа о приметах декабря. |
«Посиделки» | Традиции посиделок. Лирическая песня, плясовая песня. Докучные сказки. | |
«Великое Рождество» | Рассказ о смысле праздника Рождество. Рождественские колядки. | |
«Великое Рождество» | Чтение сказки «Рождественский подарок» | |
Январь | «Январь – просинец, году начало, зиме серёдка» | Народный календарь. Беседа о приметах января. |
«К худой голове своего ума не прибавишь» | Беседа о мудрости русского народаБеседа об уме и глупости. Чтение сказки «Про Филю». Игра. | |
февраль | «Февраль – лютень. У февраля два друга: метель, да вьюга» | Народный календарь. Беседа о приметах февраля. |
«Сердце матери лучше солнца греет» | Этическая беседа о маме с включением пословиц и поговорок. Колыбельная песня. | |
«Масленица-кривошейка» | Беседа о Масленице. Начало земледельческого цикла. | |
«Масленица-кривошейка» | Беседа о Масленице. Масленичные песни. Забавы. | |
Март | «Март – протальник то плачет, то смеётся» | Народный календарь. Беседа о приметах марта. Март – начало года. |
«Грач на горе – весна на дворе» | Беседа о русских обычаях встречи весны. Заклички. Игры. Весенние хороводы. | |
«Праздник праздников. Торжество торжеств» | Рассказ о Пасхе. | |
«Праздник праздников. Торжество торжеств» | Рассказ о Пасхе. Волочебные песни. Детские забавы. | |
Апрель | «Апрель – капельник всех напоит» | Народный календарь. Беседа о приметах апреля |
«Шутку шутить – людей насмешить» | Беседа о народном юморе (докучные сказки, потешки, дразнилки) | |
«Русская матрёшка» | Рассказ о матрёшке. Частушка. | |
«Весна красна цветами» | Повторение закличек, пословиц о весне. Игра. | |
Май | «Май – травень. Пришёл май – под кустом рай» | Народный календарь. Беседа о приметах мая |
«Соловей без Родины, что соловей без песни» | Беседа о прошлом родного края. Смоленская крепостная стена. Собор. | |
Викторина | Проведение викторниы по пройденному материалу | |
«Мы – славяне» | Заключительное заниятие по ознакомлению детей с традициями русского народа. |
Критерии для определения уровня освоения программы
- Эмоциональная отзывчивость при восприятии произведений фольклора.
- Наличие элементарных знаний о народных традициях.
- Знание народных игр.
- Знание различных форм детского фольклора (потешки, считалки, поговорки).
- Знание народных инструментов.
- Уровень творческого самовыражения.
Определение уровня владения детьми музыкальным фольклором осуществляется в непринуждённой беседе. Используются игровые приёмы и многочисленные наглядные предметные пособия, а также русские народные инструменты.
Показатели | Уровни | Баллы |
1. Эмоциональная отзывчивость при восприятии русского народного фольклора |
У ребёнка отмечается яркое эмоционально оценочное отношение к музыкальному фольклору, умение самостоятельно охарактеризовать музыку, применяя художественно образное описание. | 4 балла |
У ребёнка имеется эмоционально оценочное отношение к музыкальному фольклору: он обладает умением охарактеризовать музыку, но после словесной помощи взрослого. | 3 балла | |
У ребёнка имеется эмоциональное отношение к музыкальному фольклору, может охарактеризовать музыку после словесной помощи взрослого с опорой на немузыкальные компоненты (используется зрительная наглядность или моторные действия). | 2 балла | |
2. Наличие элементарных представлений о народных традициях | Ребёнок отлично отвечает на вопрос муз. рук. о народном празднике (по желанию ребёнка) а также ребёнок без помощи взрослого сам рассказывает о празднике и традиции выбранных им самим народном празднике. | 4 балла |
Ребёнок хорошо отвечает на вопрос, но после словесной помощи взрослого (задачи аналогичные) | 3 балла | |
Ребёнок различает праздники и традиции с опорой на немузыкальные компоненты (используется зрительная наглядность). | 2 балла | |
3. Знание народных игр | Ребёнок отлично знает несколько народных игр, называет их без помощи взрослого (3-4 игры). Умеет в них играть. | 4 балла |
Ребёнок правильно отвечает на вопрос взрослого после словесной подсказки (2-3 игры). | 3 балла | |
Ребёнок правильно отвечает на вопрос взрослого после оказания ему моторной помощи (показ действий к игре или название игры) (1-2 игры). | 2 балла | |
4. Знание различных форм детского фольклора (потешки, считалки, поговорки) | Ребёнок знает различные формы детского фольклора. Способен к месту их применять. ( 5-6). | 4 балла |
Ребёнок знает отдельные жанры малого фольклора( 4-5). | 3 балла | |
С трудом перечисляет формы детского фольклора( 1-2). | 2 балла | |
5. Знание русских народных инструментов | Ребёнок отлично различает тембровые свойства музыкального звучания русских народных инструментов. Знает их названия. | 4 балла |
Ребёнок хорошо различает тембровые свойства звучания русских народных музыкальных инструментов. Знает названия некоторых. | 3 балла | |
Ребёнок различает тембровые свойства музыкальных инструментов после оказания ему моторной помощи (предлагается поиграть ребёнку на инструменте и даётся характеристика особенности звучания). | 2 балла | |
6. Творческое самовыражение | Ребёнок свободно сочиняет или исполняет оригинальную песню или танец («свою» песню или танец). | 4 балла |
Ребёнок сочиняет и исполняет песню или танец после словесной помощи взрослого (элементарная словесная помощь) | 3 балла | |
Ребёнок сочиняет и исполняет песню или танец после оказания моторной помощи (предлагается образец исполненный взрослым, который исполняется вместе с муз. рук.). | 2 балла |
Уровень развития музыкальности ребёнка определяется суммой развития шести основных показателей деленных на общее количество показателей - 6.
Итоговый показатель уровня развития музыкальности ребёнка рассчитывается по формуле:
Уровень музыкального развития = 1+2+3+4+5+6
Описательная характеристика уровней освоения программы
IV (высокий) уровень знаний о народных традициях - 3,4-4 балла.
Ребенок обладает устойчивым интересом к занятиям кружка. Отличается ярким эмоционально-оценочным отношением к услышанному, способен размышлять. Проявляет инициативу в беседе, играх.
III (средний) уровень владения народным музыкальным фольклором - 2,4-3,4 балла.
Ребенок проявляет интерес к занятиям кружка. Способен к оценочным суждениям, способен размышлять. Проявляет инициативу в беседе, играх.
II (низкий) уровень владения народным музыкальным фольклором - 1,3-2,3 балла.
Ребенок проявляет слабый интерес к занятиям кружка. Не способен к оценочным суждениям. В играх не проявляет инициативу.
\
Карта индивидуальной диагностики детей подготовительной группы
(на начало и конец учебного года)
№ | Список детей | |||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Общая оценка | Уровень развития | |||||||||||||
Н.г. | К.г. | н.г. | К.г. | Н.г. | К.г | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | |||||
1. |
|
| ||||||||||||||||||
2. | ||||||||||||||||||||
3. | ||||||||||||||||||||
4. | ||||||||||||||||||||
5. | ||||||||||||||||||||
6. | ||||||||||||||||||||
7. | ||||||||||||||||||||
8. | ||||||||||||||||||||
9. | ||||||||||||||||||||
10. | ||||||||||||||||||||
11. | ||||||||||||||||||||
12. | ||||||||||||||||||||
Используемая литература:
- М.Д.Маханёва, О.Л. Князева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2008.
- Н.В. Пугачёва, Н.А.Есаулова, Н.Н.Потапова, Г.В.Гриневич, А.В.Королева. Концепция воспитательной системы Государственного образовательного учреждения детского сада с этнокультурным (русским) компонентом образования № 2096 Зеленоградского окружного управления образования Департамента образования города Москвы
- Н.В. Пугачёва, Н.А.Есаулова, Н.Н.Потапова, Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
- В.М.Петров, Г.Н.Гришина, Л.Д.Короткова. Весенние игры и забавы для детей. Творческий центр «Сфера». Москва. 1998.
- В.М.Петров, Г.Н.Гришина, Л.Д.Короткова. Летние игры и забавы для детей. Творческий центр «Сфера». Москва. 1998.
- В.М.Петров, Г.Н.Гришина, Л.Д.Короткова. Осенние игры и забавы для детей. Творческий центр «Сфера». Москва. 1998.
- В.М.Петров, Г.Н.Гришина, Л.Д.Короткова. Зимние игры и забавы для детей. Творческий центр «Сфера». Москва. 1998.
- Н.В.Бердникова. Весёлая ярмарка. Народные и календарные праздники для детей 3-10 лет. Ярославль. Академия развития. 2005.
- З.И.Бармина. Русский дом. Нижний Новгород. 1994.
- Ф.А.Рубцова. Русские народные песни Смоленской области. Ленинград. «Советский композитор». Ленинградское отделение.1991.
- Народные песни Смоленской области. Методические рекомендации по работе с фольклорным коллективом. Областной научно-методический центр народного творчества и культурного просветительской работы. Гагаринская гор.тип. 1998.
- М.Забылин. Русский народ. Его обычаи, предания, обряды. Москва. «Эксмо». 2003.
- И.А.Панкеев. Русские праздники и игры. – М.: ООО изд-во «Яуза», ЗАО Изд-во «ЭКСМО-Пресс», 1999.
- Г.П.Фёдорова. На золотом крыльце сидели. Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2003.
Табель посещаемости кружка «Истоки»
Ф.И. ребёнка | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май |
Список детей посещающих кружок
«Истоки»
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

