Методическая копилка для организации общения детей дошкольного возраста
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Королева Мария Владимировна

В жизни любой группы детского сада могут случаться конфликты, как между детьми, так и между родителями и их детьми. Главная задача воспитателя - научить детей мириться, прощать и избегать конфликтов, а также быть вежливыми и контролировать негативные эмоции. Данная копилка составлена как пособие в помощь воспитателю для развития коммункативных навыков детей дошкольного возраста, а также содержит памятку по решению детско-родительских конфликтов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая копилка

Развитие коммуникативных навыков в дошкольном возрасте

Содержание

Игры, способствующие развитию вербальных средств общения: 3

Игры, способствующие развитию невербальных средств общения: 5

Игры, способствующие развитию внимания: 7

Игры, способствующие развитию памяти: 9

Игры, способствующие снятию эмоционального напряжения и релаксацию: 11

Игры, способствующие устранению гнева: 13

Игры, способствующие формированию навыков взаимодействия у детей с трудностями в общении: 15

Рекомендации «Правила общения воспитателя с детьми»: 17

Памятка «Разрешение детско-родительских конфликтов»: 18

Методики для исследования общения детей со сверстниками и взрослыми в различных видах деятельности: 19

Игры, способствующие развитию вербальных средств общения:

Название: «Вежливые слова».

Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

Возраст: средняя группа.

Ход игры: игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

Оборудование: мяч.

Название: «Старенькая бабушка».

Цель: развитие коммуникативных навыков, доверия, эмпатии, развитие моторной ловкости.

Возраст: старшая группа.

Ход игры: дети разбиваются на две команды — бабушки (дедушки) и внуки/внучки. «Старичкам» завязывают глаза — они очень старенькие, поэтому ничего не видят и не слышат и их надо непременно отвести к врачу. Идти придется через улицу с сильным движением. Проводить бабушек и дедушек должны их внуки/внучки постаравшись, чтобы их не сбила машина. Затем делят группу на части улицы, а несколько детей становятся «машинами», бегая по «улице» туда-сюда. Задача внуков — не только перевести «старичков» через дорогу, но и показать доктору (его роль играет кто-то из детей, и купить лекарство в аптеке, а затем привести домой).

Оборудование: платки, игрушечные деньги, коробочки.

Название: «Клубочек».

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Возраст: средняя группа.

Ход игры: дети садятся в полукруг. Воспитатель становится в центре и, намотав на палец нитку, бросает ребенку клубочек, спрашивая при этом о чем-нибудь (как тебя зовут, что ты любишь, чего ты боишься). Ребенок ловит клубочек, наматывает нитку на палец, отвечает на вопрос и задает вопрос, передавая клубок следующему игроку. Если ребенок затрудняется с ответом, он возвращает клубок ведущему.

Оборудование: клубок ниток.

Название: «Пойми меня».

Цель: развитие умения ориентироваться в ролевых позициях людей и коммуникативных ситуациях.

Возраст: средняя группа.

Ход игры: ребенок выходит вперед и придумывает речь из 4-5 предложений. Дети должны догадаться, кто говорит (экскурсовод, журналист, воспитатель, литературный герой) и в какой ситуации возможны подобные слова. Например: и вот все вышли на старт. 5,4,3,2! – старт! (Ситуация – соревнование спортсменов, говорит спортивный комментатор).

Название: «Найди по описанию».

Цель: развитие внимания, доверительных отношений и коммуникативных навыков.

Возраст: старшая группа.

Ход игры: один из участников (по желанию) садится к группе спиной. Он должен описать одного из членов группы как можно более подробно, не называя имени. Группа должна узнать, о ком идет речь.

Игры, способствующие развитию невербальных средств общения:

Название: «Здороваемся без слов».

Цель: развитие умение использовать жест, позу в общении.

Возраст: младшая группа.

Ход игры: дети разбиваются на пары. Каждая пара придумывает свой способ приветствия без слов (пожать руку друг другу, помахать рукой, обняться, кивнуть головой и т. д.). Затем, все собираются в круг, а пары демонстрируют по очереди способ приветствия.

Название: «Зоопарк».

Цель: развитие невербальные способы общения.

Возраст: средняя группа.

Ход игры: каждый из участников представляет себе, что он — животное, птица, рыба. Воспитатель дает 2—3 минуты для того, чтобы войти в образ. Затем по очереди каждый ребёнок изображает это животное через движение, повадки, манеру поведения, звуки и т. д. Остальные дети угадывают это животное.

Название: «Маски».

Цель: развитие воображения, наблюдательности, сообразительности, понимание мимики.

Возраст: младшая группа.

Ход игры: дети располагаются по кругу. Ведущий показывает маски изображающие разные эмоциональные состояния: грусть, радость, удивление, страх. Дети мимикой воспроизводят эти состояния.

Название: «Свет мой, зеркальце, скажи».

Цель: понимание другого человека и развивать внимание к невербальным формам общения.

Возраст: старшая группа.

Ход игры: дети разбиваются на пары, становятся друг напротив друга. Ведущий произносит предложение, которое дети должны сопровождать определенной мимикой.

Название: «Люблю - не люблю».

Цель: развитие воображения и мимических движений.

Возраст: младшая группа.

Ход игры: воспитатель, а затем и дети называют разнообразную пищу; остальные мимически реагируют, показывая свое отношение к данному продукту или блюду.

Игры, способствующие развитию внимания:

Название: «Угадай, что исчезло».

Цель: развитие внимания и памяти.

Возраст: младшая группа.

Ход игры: выложить перед ребёнком 3 — 4 игрушки. Попросите его посмотреть, а потом отвернуться. Убрать или добавить одну игрушку и попросить ребёнка угадать, что исчезло или появилось. Постепенно количество игрушек увеличивать.

Оборудование: любые игрушки.

Название: «Слушаем и хлопаем».

Цель: развитие избирательности внимания.

Возраст: младшая группа.

Ход игры: детям предлагается слушать внимательно и хлопнуть в ладоши, когда услышат среди называемых слов название животного. Например: ёлка, ландыш, слон, ромашка; кукла, заяц, гриб, машина; виноград, река, лес, белка; лыжи, жираф, самолет, ваза.

Название: «Самый внимательный».

Цель: развитие объема внимания, умения сосредотачиваться.

Возраст: средняя группа.

Ход игры: дети встают полукругом. Затем определяют ведущего. Ведущий должен запомнить порядок расположения участников игры. Затем ведущий отворачивается. В это время игроки меняются местами. Ведущий должен сказать, как стояли его товарищи. На месте ведущего должны побывать все игроки. Все, кто не ошибется, считаются победителями.

Название: «Колокольчик».

Цель: развитие слухового внимание.

Возраст: средняя группа.

Ход игры: дети стоят в кругу. Воспитатель берёт колокольчик, подходит к каждому из них по очереди и звенит колокольчиком в разных местах. Воспитанник должен сказать, где находится колокольчик относительно его головы (справа, слева, внизу или вверху).

Оборудование: колокольчик.

Название: «Зеваки».

Цель: развитие активного внимания.

Возраст: средняя группа.

Ход игры: играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего останавливаются и делают 4 хлопка, затем поворачиваются кругом и продолжают движение. Направление меняется после каждого сигнала. Выполнивший, неправильно задание, выходит из игры.

Игры, способствующие развитию памяти:

Название: «Рассказываем сказку».

Цель: развитие слуховой памяти, объема запоминания.

Возраст: старшая группа.

Ход игры: дети сидят в кругу, один начинает рассказывать сказку другой продолжает. Каждый произносит 1 – 2 фразы, форсируя ход событий в сказке.

Название: «Запоминаем вместе».

Цель: развитие слуховой памяти.

Возраст: средняя группа.

Ход игры: один ребенок называет какой-нибудь предмет. Второй повторяет названное слово и добавляет какое-нибудь свое. Третий ребенок повторяет первые два слова и добавляет третье и так до конца.

Название: «Слушай и исполняй».

Цель: развитие двигательной памяти.

Возраст: средняя группа.

Ход игры: ведущий называет вслух несколько движений, не показывая их. Нужно проделать движения в той последовательности, в какой они были заданы.

Название: «Тень».

Цель: развитие двигательной памяти.

Возраст: старшая группа.

Ход игры: два ребенка идут по дороге через поле: один впереди, а другой на два-три шага сзади. Второй ребенок—это «тень» первого. «Тень» должна точно повторить все действия первого ребенка, который то сорвет цветок на обочине, то нагнется за красивым камушком,

Название: «Опиши друга».

Цель: развитие зрительную память, связную речь, эмпатию, групповую сплоченность.

Возраст: средняя группа.

Ход игры: в течение 2—3 секунд дети смотрят друг на друга, затем поворачиваются спиной и описывают друг друга.

Игры, способствующие снятию эмоционального напряжения и релаксацию:

Название: «Минута шалости».

Цель: психологическая разгрузка.

Возраст: младшая группа.

Ход игры: ведущий по сигналу (например: хлопок в ладоши) предлагает детям пошалить: каждый делает, что ему хочется – прыгает, бегает, кувыркается и т.п. повторный сигнал ведущего через 1-3 минуты объявляет конец шалостям.

Название: «Злые добрые кошки».

Цель: снятие общей напряжения.

Возраст: средняя группа.

Ход игры: детям предлагается образовать большой круг, в центре которого, на полу, лежит физкультурный обруч. Это «волшебный круг», в котором будут совершаться «превращения». Ребенок входит внутрь обруча и по сигналу ведущего превращается в злую кошку: шипит и царапается. При этом выходить из «волшебного круга» нельзя. Дети, стоящие вокруг обруча, хором повторяют: «Сильнее, сильнее, сильнее…», - и ребенок, изображающий кошку, делает все более активные «злые» движения. По повторному сигналу ведущего действие заканчивается, дети разбиваются по парам и опять по сигналу взрослого превращаются в злых кошек. Если кому-то не хватило пары, то в игре может участвовать и сам ведущий. Категорическое правило: не дотрагиваться друг до друга! Если оно нарушается. Игра мгновенно останавливается, ведущий показывает пример возможных действий, после чего продолжает игру. По повторному сигналу «кошки» останавливаются и могут поменяться парами. На заключительном этапе игры ведущий предлагает «злым кошкам» стать добрыми и ласковым. По сигналу дети «превращаются» в добрых кошек, которые ласкаются друг к другу.

Оборудование: обруч.

Название: «Обзывалки».

Цель: знакомство с игровыми приемами, способствующими разрядке гнева в приемлемой форме при помощи вербальных средств.

Возраст: средняя группа.

Ход игры: дети передают по кругу мяч, при этом называя друг друга разными необидными словами. Это могут быть названия деревьев, фруктов, грибов, цветов… Каждое обращение обязательно должно начинаться со слов «А ты…». Например «А ты морковка». В заключительном круге упражнения участники обязательно говорят своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты моя радость!»

Оборудование: мяч.

Название: «Рисуем на ладошках».

Цель: снятие напряжения в области мышц рук, формирование доверия.

Возраст: средняя группа.

Ход игры: выполняется в парах. Ребята закрывают глаза, протягивают друг другу руки: один ладонями вверх, другой – вниз. Один представляет какой-то образ и пытается передать его второму, поглаживая его ладонями (например: море, ветер, двое под фонарем и т.д.). Затем пары меняются.

Название: «Ласковый ветерок».

Цель: снятие напряжения в области мышц лица.

Возраст: младшая группа.

Ход игры: дети сидят на стульчиках и выполняют движения, которые называет ведущий. Ведущий: «К нам в комнату залетел ласковый ветерок. Закроем глазки. Ветерок коснулся вашего личика. Погладьте его: лобик, щечки, носик, шею. Погладьте ласково волосики, руки, ноги, животик. Какой приятный ветерок! Откроем глазки. До свидания, ветерок, прилетай к нам еще».

Игры, способствующие устранению гнева:

Название: «Маленькое привидение».

Цель: обучение в приемлемой форме «выплескивать» накопившийся у агрессивного ребенка гнев.

Возраст: средняя группа.

Ход игры: дети становятся приведениями и должны шутя пугать друг друга. Они гуляют по ковру, а по хлопку воспитателя сгибают руки в локтях и произносят «У», пугая того, кто встретился им на пути. Если воспитатель хлопнул громко, то говорят громко, а если тихо - шёпотом.

Название: «Листок гнева».

Цель: выплескивание гнева.

Возраст: младшая группа.

Ход игры: стоит предложить разные способы выражения своих негативных эмоций: можно комкать, рвать, кусать, топтать, пинать листок гнева до тех пор, пока ребенок не почувствует, что это чувство уменьшилось и теперь он легко с ним справится. После этого попросите мальчика или девочку окончательно справиться со своим гневом, собрав все кусочки "гневного листа" и выбросив их в мусорку.

Оборудование: листы бумаги.

Название: «Тух-тиби-дух».

Цель: снятие негативных настроений и восстановление сил.

Возраст: средняя группа.

Ход игры: участники игры ходят по ковру и периодически подходят к другу к другу, зло и сердито говоря: «Тух-тиби-дух».

Название: «Бумажные мячики».

Цель: снижение беспокойства и напряжения.

Возраст: средняя группа.

Ход игры: перед началом игры каждый ребенок должен скомкать большой лист бумаги (газеты) так, чтобы получился плотный мячик. "Разделитесь, пожалуйста, на две команды, и пусть каждая из них выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно 4 метра. По команде ведущего вы начинаете бросать мячи на сторону противника. Команда будет такой: "Приготовились! Внимание! Начали!" Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на ее стороне, на сторону противника. Услышав команду "Стоп!", вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется меньше мячей на полу. Не перебегайте, пожалуйста, через разделительную линию".

Оборудование: листы бумаги (газеты).

Название: «Жу-Жа».

Цель: обучение агрессивных детей быть менее обидчивыми, ощущениям на месте того, кого они сами обижают, не задумываясь об этом.

Возраст: старшая группа.

Ход игры: ведущий выбирает жу-жу, которая садиться на стул, остальные дети начинают дразнить жу-жу, и кривляться перед ней.

Игры, способствующие формированию навыков взаимодействия у детей с трудностями в общении:

Название: «Клеевой ручеёк».

Цель: обучение доверять и помогать тем, с кем общаешься.

Возраст: средняя группа.

Ход игры: дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия. На протяжении всей игры они не должны отцепляться друг от друга.

Оборудование: кубики.

Название: «Слепец и поводырь».

Цель: обучение умению доверять, помогать и поддерживать других.

Возраст: младшая группа.

Ход игры: дети разбиваются на пары: “слепец” и “поводырь”. Один закрывает глаза, а другой водит его по группе, даёт возможность коснуться различных предметов, помогает избежать различных столкновений с другими парами, даёт соответствующие пояснения относительно их передвижения. Команды следует отдавать стоя за спиной, на некотором отдалении. Затем участники меняются ролями.

Название: «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся».

Цель: развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого.

Возраст: средняя группа.

Ход игры: игра выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Воспитатель даёт задания:

  • Закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь руками, постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки;
  • Снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки;
  • Ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаётесь друзьями.

Название: «Зеркало».

Цель: развитие доверия и открытости.

Возраст: младшая группа.

Ход игры: ребёнок смотрится в «зеркало», которое повторяет все его движения, жесты, мимику. «Зеркалом» - другой ребенок. Потом поменяйтесь ролями.

Название: «Ветер дует на…».

Цель: развитие коммуникативных способностей и дружелюбия.

Возраст: младшая группа.

Ход игры: ведущий начинает игру словами «Ветер дует на…». Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» - после этих слов все светловолосые обнимаются.

Рекомендации «Правила общения воспитателя с детьми»:

Если вы хотите, чтобы дети прислушивались к вашему мнению, верили в справедливость ваших действий и стремились вам подражать, ваша главная задача — стать для них непреложным авторитетом.

  • Относитесь к ребенку как к личности. Признавайте его право иметь собственные желания, выбирать игрушки, занятия, друзей.
  • Разговаривайте доброжелательным тоном, улыбайтесь. Всегда обращайтесь к ребенку только по имени, замечайте успехи, чаще хвалите.
  • Разговаривайте с детьми, как со взрослыми.
  • Не игнорируйте детские вопросы: если вы можете ответить, уложившись в несколько фраз, сделайте это, не откладывая. Если нет, не отмахивайтесь, а объясните: «Я расскажу тебе об этом после прогулки». Сдержите свое обещание, привлеките к обсуждению всю группу: пусть дети общаются.
  • Будьте одинаково внимательны к каждому. Дети должны понимать, что вы любите всех одинаково, поэтому всегда разговаривайте ровным, доброжелательным тоном. Уделите внимание каждому по отдельности, покажите, что их успехи вам небезразличны. Найдите повод для похвалы, и ребенок будет чувствовать себя немного особенным.
  • Воздействуйте на эмоции детей. Формируйте в группе доброжелательный микроклимат, читайте книги. Помогайте детям осознавать свои чувства и переживания и побуждайте малышей к сочувствию.
  • Публично обсуждать проступки и ошибки детей. Если вы хотите использовать какую-то ситуацию в воспитательных целях, рассказывайте, как будто герой истории — какой-то посторонний мальчик или девочка.
  • Приходить в группу с плохим настроением. Детей привлекают веселые, улыбающиеся люди, а хмурых и недовольных они стараются избегать. Настроение влияет и на способы общения воспитателя, и на восприятие малышей, их готовность понимать и слушаться педагога.
  • Обсуждать внешний вид и поступки родителей или других взрослых в присутствии детей, даже если они спят или заняты своими делами.

Памятка «Разрешение детско-родительских конфликтов»:

В случае любого конфликта вполне понятно, что для успешной жизнедеятельности и развития личности всех участников конфликта, он должен быть обязательно эффективно разрешен.

Основные направления профилактики конфликтов родителей с детьми:

  • Повышение педагогической культуры родителей, позволяющей учитывать возрастные психологические особенности детей, их эмоциональные состояния.
  • Организация семьи на коллективных началах. Общие перспективы, определенные трудовые обязанности, традиции взаимопомощи, совместные увлечения служат основой выявления и разрешения возникающих противоречий.
  • Подкрепление словесных требований обстоятельствами воспитательного процесса.
  • Интерес к внутреннему миру детей, их заботам и увлечениям.

Для снижения конфликтности в отношениях с ребенком:

  • Всегда помнить об индивидуальности ребенка;
  • Учитывать, что каждая новая ситуация требует нового решения;
  • Стараться понять требования маленького ребенка;
  • Помнить, что для перемен нужно время;
  • Противоречия воспринимать как факторы нормального развития;
  • Проявлять постоянство по отношению к ребенку;
  • Чаще предлагать выбор из нескольких альтернатив; одобрять разные варианты поведения;
  • Уменьшать число «нельзя» и увеличивать число «можно»;
  • Ограниченно применять наказания, соблюдая при этом их справедливость и необходимость;
  • Дать ребенку возможность прочувствовать неизбежность негативных последствий его проступков;
  • Расширять диапазон моральных, а не материальных поощрений;

Методики для исследования общения детей со сверстниками и взрослыми в различных видах деятельности:

Методика «Диагностика форм общения».

Цель: определение ведущей формы общения ребёнка с взрослым.

Возраст: начиная с младшей группы.

Ход: существует три ситуации:

1. Поиграть с игрушкой (Ситуативно-деловая).

2. Почитать книгу (Внеситуативно-познавательная).

3. Поговорить с взрослым (Внеситцативно-личностная).

Ребёнку предоставляются все игрушки и книги, воспитатель спрашивает: «Чем бы ты хотел заняться?». Исходя из выбора ребёнка проводится ситуация длительностью примерно 15 минут. После ситуации ход работы повторяется. Также необходимо учитывать активность ребёнка и чувствительность к партнёру.

Оборудование: книги, игрушки.

Методика коммуникативной компетентности в общении со сверстниками «Картинки» (Е. О. Смирнова, Е. А. Калягина).

Цель: выявить коммуникативную компетентность ребенка в общении со сверстниками.

Возраст: начиная с младшей группы.

Ход: по этой методике дети по наводящим вопросам должны были описать конфликтные ситуации, изображенные на картинках, и предложить свое решение коммуникативной проблемы. Взрослый показывает детям картинки с изображением конфликтных ситуаций, спрашивая: «Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке»? Если ребенок понял, что на рисунке изображена конфликтная ситуация, следует вопрос: «Что бы ты сделал на месте этого обиженного ребёнка?».

Оборудование: картинки с изображением конфликтных ситуаций.

Методика «Капитан корабля».

Цель: диагностика статуса дошкольников в коллективе сверстников и межличностных отношений в группе сверстников.

Возраст: начиная с младшей группы.

Ход: во время индивидуальной беседы ребенку показывают рисунок корабля (игрушечный кораблик) и задают следующие вопросы:

  • Если бы ты был капитаном корабля, кого из группы ты взял бы себе в помощники, когда отправился бы в дальнее путешествие?
  • Кого пригласил бы на корабль в качестве гостей?
  • Кого ни за что не взял бы с собой в плавание?
  • Кто еще остался на берегу?

В результате данных процедур каждый ребенок в группе получает определенное количество положительных и отрицательных выборов со стороны своих сверстников. Сумма отрицательных и положительных выборов, полученных каждым ребенком, позволяет, выявит его положение в группе (социометрический статус).

Возможно несколько вариантов социометрического статуса:

  • Популярные («звезды») — дети, получившие наибольшее количество (более четырех) положительных выборов;
  • Предпочитаемые — дети, получившие один-два положительных выбора;
  • Игнорируемые — дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (они остаются как бы незамеченными своими сверстниками);
  • Отвергаемые — дети, получившие в основном отрицательные выборы.

Оборудование: игрушечный кораблик.

Методика «Анализ ”Атмосферы в моей группе”» (Автор теста – Терпигорьева С. В.).

Цель: анализ микроклимата группы и взаимоотношений ребёнка с воспитателем и сверстниками.

Возраст: старшая группа.

Ход: воспитаннику задаются вопросы и анализируются его ответы на каждый.

  1. Какова атмосфера в моей группе? (Общие впечатления.)
  2. Почему я так думаю?
  3. Какие аспекты атмосферы в моей группе я оцениваю как положительные?
  4. Какие аспекты атмосферы в моей группе я оцениваю как отрицательные?

Взаимоотношения между воспитателем и ребенком:

  1. С кем из детей у меня хороший контакт?
  2. Чем это объясняется?
  3. С кем из детей у меня не такие хорошие отношения?
  4. Чем это можно объяснить?

Взаимоотношения между детьми:

  1. Между какими детьми существуют хорошие отношения?
  2. Чем это вызвано?
  3. Какие дети часто ссорятся между собой?
  4. Почему это происходит?
  5. Каких детей часто обижают?
  6. Почему это происходит?

Методика «На проверку психологического комфорта детей в группе детского сада» (Быкова М., Аромштам М. Я).

Цель: анализ эмоционального отношения ребёнка к детскому саду, воспитателю и сверстникам.

Возраст: начиная со средней группы.

Ход: предложите детям выполнить рисунок на тему «Я в своей группе детского сада». Во время теста не комментируйте действия детей и не подсказывайте им прямо или косвенно, какие элементы внести в рисунок. Оценивать работы детей в этом случае тоже нельзя. Если необходимо сохранить рисунок, попросите подарить его вам на память. Не может считаться диагностическим шаблонный рисунок, когда ребенок изображает привычные и знакомые элементы, которые рисовал множество раз, и рисунок по образцу, который выполнен на занятии по рисованию. Помните, что какие-то элементы рисунка могут оказаться вам непонятными, а какие-то могут привести к ложным выводам. Рисунок, например, может отражать лишь ситуативную тревожность или психический дискомфорт ребенка, которые связаны с семейными конфликтами, свидетелем которых он был утром, или с плохим самочувствием, с предстоящим визитом к врачу и т. п. Поэтому, чтобы иметь подлинную картину психологического состояния ребенка в группе, по прошествии двух недель тест надо повторить.

Рисунки детей можно условно разделить на три группы:

  1. Ребенок рисует только здание. Это самая тревожная группа рисунков. Если на рисунке нет ничего, кроме здания, значит, ребенок воспринимает детский сад как нечто отчужденное, безликое. Жизнь в детском саду не вызывает в нем положительных эмоций. События, которые происходят с ним в детском саду, не воспринимаются как личностно значимые.
  2. Ребенок рисует здание с элементами игровой площадки. Если ребенок изображает на рисунке самого себя, значит, события, которые происходят в детском саду, являются для него личностно значимыми. Обратите внимание, присутствуют ли на рисунке дети, воспитатель, игровое поле – важный элемент, – игрушки. Их наличие говорит о том, что ребенок изобразил в своей работе множество разнообразных связей и отношений к ним.
  3. Ребенок изображает на рисунке самого себя в комнате или на улице. Дети часто изображают свою опору в виде прямой линии. Если ребенок изображает себя стоящим на ковре, на полу или земле, это хороший показатель. Значит, он «крепко стоит на ногах», чувствует себя уверенно. Хорошо, если на рисунке изображены цветочки, солнышко, птички – все это детали, которые свидетельствуют о спокойствии, мире в душе.

Попытайтесь понять, что выражает ребенок, когда рисует воспитательницу. С одной стороны, ее появление на рисунке – положительный момент. Значит, педагог для ребенка – значимый персонаж, с присутствием которого он должен считаться. Но важно, как воспитательница развернута к ребенку: спиной или лицом, сколько места она занимает на рисунке, как изображены ее руки и рот. Подчеркнутое выделение рта, множество линий вокруг него могут свидетельствовать о том, что ребенок воспринимает педагога как носителя вербальной агрессии.

Проанализируйте цветовое решение картинки. Ребенок использует теплые тона: желтый, розовый, оранжевый? А спокойные холодные: синий, голубой, зеленый? Если да, то это свидетельствует о положительном эмоциональном настрое. Насыщенно фиолетовый цвет, которым закрашены довольно большие участки рисунка, может свидетельствовать о напряжении, которое испытывает ребенок, а изобилие красного – о переизбытке эмоциональных стимулов. Злоупотребление черным цветом, жирная, продавливающая бумагу штриховка, которая похожа на зачеркивание, – сигнал о повышенной тревожности ребенка, его эмоциональном дискомфорте.

Оборудование: цветные карандаши или фломастеры, белая бумага.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая копилка оздоровительных мероприятий для детей дошкольного возраста

Методическая копилка оздоровительных мероприятий для детей дошкольного возраста...

Психолого – педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста.

В помошь педагогу:Гиперактивные дети.Медлительный ребенок.Аутичные дети.Синдром Дауна у детей: причины возникновения, симптомы и признаки, диагностика, лечение.Тревожные дети.Агрессивные дети....

Психолого - педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста. Презентация на тему: "Особенности общения с застенчивыми детьми".

Презентация содержит в себе материал на тему: "Особенности общения с застенчивыми детьми", где расскрываются - понятие застенчивости, что оно в себя включает, причины застенчивости, особенности п...

Методическая копилка Экологические сказки для детей дошкольного возраста.

Методическая копилкаЭкологические сказки для детей дошкольного возраста. Содержание:Экологические сказки о растениях………………………&helli...

Методическая копилка. Экологические сказки для детей дошкольного возраста.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с м...

Методическая копилка "Экологические сказки для детей дошкольного возраста"

Целью  является воспитание экологической культуры дошкольников.Задачи экологического воспитания:— Формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ре...

ПСИХОЛОГО ¬– ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ «ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С ЗАСТЕНЧИВЫМИ ДЕТЬМИ»

Застенчивость -это сложное комплексное состояние, которое проявляется в разнообразных формах. Это может быть и легкий дискомфорт, и необъяснимый страх, и даже глубокий невроз. Во-вторых, это может быт...