Проект "Музей воинской славы"
проект (старшая группа)

Пономарёва Наталья Владимировна

Пиоект с детьми старшей группы "Музей воинской славы "Искорки памяти"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_muzey_nash.docx27.91 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Музей Воинской славы «Искорки памяти», как совместная

форма работы по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ детей старшего дошкольного возраста и их семей.»

Вид проекта: информационно-практико-ориентированный

По продолжительности: долгосрочный

Актуальность проекта: Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста является одной из важнейших задач современного образования. Именно дошкольный возраст один из самых благоприятных периодов воспитания любви к  Родине, воспитания таких нравственных качеств, которые позволяют вырасти дошкольнику человеком — гражданином своей страны, патриотом, умеющим ценить и беречь историческое и культурное наследие своей Родины.

Без патриотизма невозможно воспитать достойного человека-гражданина.  Все дальше уходят в глубь истории грозные годы Великой Отечественной войны.

Война - это суровая трагедия. За ней скрываются кровь, боль, страх и потери. Мы не имеем права не знать своей истории, не гордиться своими предками, их мужеством и стойкостью. Сколько людей отдали жизнь на поле боя, сражаясь за Родину, за то, чтобы мы жили в этом огромном и прекрасном мире, отвоеванном солдатами Великой Отечественной войны. Миллионы жизней отданы в борьбе с фашистами и поэтому сейчас мы живём мирно и счастливо. Все они, несомненно, герои и сколько бы ни прошло лет, мы всегда будем помнить тех, кто защищал нашу Родину.

В решении этой проблемы большая роль отводится дошкольному образованию, так как именно в дошкольном возрасте закладывается основы нравственных качеств ребёнка. Таким образом, проект ориентирован  на формирование у детей гражданственности, чувства любви и гордости за свою Родину через построение оптимальной педагогической системы.

Музей «Воинской славы» - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. В ходе работы весь материал систематизируется и дополняется.

Актуальность использования элементов музейной педагогики в ДОУ заключается в том, что ее средства позволяют эффективно реализовывать ФГОС, в части формирования целевых ориентиров, способствует овладению основными культурными способами деятельности, проявления инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, учит ребенка проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, формирует умение самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

Так же данный проект соответствует поставленным задачам  Указа Президента Российской Федерации «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения» (№ 314 от 8 мая 2024г.), а именно, содействие повышению роли семьи в историческом просвещении детей и молодёжи, в том числе в целях сохранения памяти предков и обеспечения приемственности поколений.

Цель: Разработать комплекс мероприятий по внедрению музейной педагогики в воспитательно-образовательный процесс ДОУ, по средствам включения воспитанников и их семей в многообразную деятельность музея «Воинской славы».

Задачи: 

Для детей:

  1. Воспитывать у детей патриотические чувства и представление о героизме,  любовь и уважение к защитникам Родины на основе исторических фактов и ярких впечатлений.
  2. Развивать познавательный интерес, способность и потребность  осваивать окружающий мир путём изучения культурного наследия своей страны, развивать внимательность, коммуникативные и творческие способности детей. углублять знания о событиях ВОВ.
  3. Формировать интерес к коллективной, продуктивной, познавательно-исследовательской деятельности.

Для родителей:

  1. Привлечь родителей воспитанников к совместной деятельности в ДОУ, путём совершенствования экспазационно-выставочного пространства с использованием современных музейных технологий.
  2. Формировать детско-родительские отношения в рамках нравственно-патриотического воспитания  и любви к Родине.
  3. Формировать умение родителей проявлять и  поддерживать интерес у детей к истории и подвигу нашей страны в годы ВОВ.

Принципы и подходы с учетом ФГОС ДО

Проект  строится на основании следующих принципов в соответствии с ФГОС дошкольного образования:

- уважение личности ребенка;

- реализация Проекта в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности;

- содержание развивающих игр и упражнений должно быть ориентировано на ребенка и его взаимодействие с другими детьми;

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

- соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития.

При реализации проекта используется комплекс взаимодополняющих методов:

Теоретические: анализ психолого–педагогической литературы, существующего педагогического опыта и методических подходов по теме исследования; изучение документов, прогнозирование и проектирование.

Информационные: информационные стенды, памятки, собрания, беседы, консультации.

Активные: моделирование игровых и проблемных ситуаций.

Необходимые условия реализации проекта:

  • интерес детей и родителей;
  • методические разработки,
  • интеграция со специалистами детского сада.

Ожидаемые результаты:

- Увеличение непосредственного участия родителей и детей в процессе оформления и пополнения «Музея Воинской славы» в ДОУ.

- Повышение уровня знаний детей о событиях ВОВ.

- Формирование у детей чувства гордости и единения с предыдущими поколениями.

- Увеличение знаний и интереса родителей к музейной педагогике.

- Изменение приоритетов родителей в вопросе нравственно-патриотического воспитания детей.

- Сформировать знания у детей о быте солдата во время ВОВ.

Этапы проекта:

  1. Подготовительный этап:

- Постановка цели и задач проекта.

- Изучение методической литературы.

- Составление плана мероприятий по организации детской деятельности.

- Постановка проблемой ситуации.  

- Проведение родительского собрания с целью привлечения родителей к участию в проекте.

- Анкетирование родителей с целью выявления интереса к теме данного проекта и уровня знаний о событиях ВОВ.

- Составление плана работы с родителями.

  1. Практический этап.

  1. Проведение тематических дней, включающих в себя тематические беседы, ИКТ: просмотр познавательных презентаций и видеороликов на данную тему, чтение художественной литературы, сюжетно-ролевые, дидактические игры и подвижные, чтение стихов и рассказов по теме, художественно-творческая  деятельность детей.
  1. «Тематические дни»:

- 3 сентября «День воинской славы России»

- 5 ноября «День военного разведчика»

- 16 ноября «Подвиг 28 панфиловцев»

- 1 декабря «День рождения Георгия Константиновича Жукова»

- 27 января «День полного снятия блокады Ленинграда»

- 2 февраля «День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве»

- 23 февраля «День защитника Отечества»

- 19 марта «День моряка - подводника»

- 11 апреля «День освобождения узников фашистских концлагерей»

- 9 мая «День победы в ВОВ»

  1. Просмотр мульфильмов.

«Солдатская сказка»

«Солдатская лампа»

«Скрипка пионера»

«Салют»

«Партизанская снегурочка»

«Приключения красных галстуков»

«Василёк»

«Легенда о старом маяке»

«Воспоминание»

«Жить»

  1. Чтение детской художественной  литературы о ВОВ

К. Паустовский «Похождения жука-носорога», «Волшебное колечко».

Нисон Ходзы «Дорога жизни».

Ю. Яковлев «Как Серёжа на войну ходил», «Семеро солдатиков»,

«Подкидыш».

С.Алексеев «Ни шагу назад», «Дорога», «Отдельный танковый батальон», «Наташка»

А. Метяев «Землянка»

А. Барто «Сашко», «Мой брат уходит на войну...», «Партизанке Тане», «Глаза девчёнки семилетней...», «Сон», «Наташа», «Война», «Письмо старшему брату».

Ю.Друнина «Мы родом не из детства, из войны», «Зинка», «Солдатские будни»

Е.Ранеева «На параде».

  1. Игры:

Дидактические игры: «Вещи войны», «Военная профессия», «Назови пословицу о солдате», «Разгадайте зашифрованный рисунок», «Раньше и теперь», «Собери картинку», «Отгадай загадку».

Подвижные игры: «Кто быстрее», «Попади в цель», «Перетягушки», «Сигнальные флажки».

Сюжетно-ролевые игры: «Разведчики и пехотинцы», «Наши защитники», «Моряки», «Госпиталь», «Российская армия», «Посылка на фронт».

  1. Художественно-творческое развитие:

Рисование: «Танкисты», «Голубы мира», «Ленинградская ласточка», «Росток надежды», «День победы», «Вечный огонь», «Дорога жизни», «Санитары».

Лепка: «Танк», «Самолёт», «Солдат», пластилинография «Вечный огонь», «Землянка».

Ручной труд: «Письмо солдату», «Ленинградская лента», «Блокадная ласточка», коллективная работа «Вечный огонь».

Аппликация: «Ордин победы», «Танк», «Победный салют», «Открытка к 9 мая», «Открытка к 23 февраля», «Голубь мира».  

Музыка: Разучивание песен к 9 мая, постановка танца «Дети Войны».

  1. Экскурсии.

Посещение «Музея истории г. Балабаново».

Темы посещения:

«Что такое музей» Обзорная экскурсия.

«День освобождения Боровской земли от немецко-фашистских захватчиков».

«Выдающиеся земляки, герои ВОВ»

Посещение детской городской библиотеки.

Темы посещения:

«Дети войны»

«Пионеры - герои»

Посещение городских памятников:

Сквер победы

Сквер воинской доблести

  1. Социальное сотрудничество с «Музеем истории г. Балабаново»

Обмен опытом музейного дела и передача некоторых экспонатов из «Музея  истории г. Балабаново» Музею «Воинской славы» детского сада №13 «Родничок» г. Балабаново

  1. Работа с семьями воспитанников.

Семейное творчество на тему ВОВ.

Участие в акции «Письмо и подарок солдату»

Домашнее задание «Посети семьёй музей или памятник посвящённый героям и подвигам  ВОВ»

Участие в акции «Бессмертный полк»

Оформление книги памяти «Мой предок герой ВОВ»

Участие в различных конкурсах ко Дню Победы.

В ходе реализации проекта педагогами были созданы такие педагогические пособия как:

- Лэпбук «Мини-музей ВОВ»

- Лэпбук «Герои СВО»

- 3D альбом «Военная техника времён ВОВ»

- Альбом Воспитатели в годы ВОВ

Заключение.

В результате реализации проекта «Музей Воинской славы «Искорки памяти», как совместная форма работы по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ детей старшего дошкольного возраста и их семей.» было оформлено музейное пространство Музей воинской славы «Искорки памяти» и проведён обобщающий показ для родителей воспитанников, подготовленный педагогами и детьми старшей группы «Умнички».

Важная особенность организации Музея в ДОУ - возможность его посещения каждый день и участие в его создании детей и родителей.  В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его родители. Каждый Музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей, что даёт плодотворный результат работы во многих областях воспитательно – образовательного процесса как в рамках дошкольного учреждения, так и за его пределами.   Создавая Музей «Искорки памяти», мы предположили, что это даст возможность практического претворения тех педагогических идей и методик, которые реализуются в системе нравственно-патриотического воспитания.

Значимость мини-музея достаточно высока, так как здесь дошкольники не только рассматривают книги, знакомятся с материалами из «семейного архива», подлинными предметами и вещами, старинными фотографиями, слушают рассказы о боевых подвигах, но и сами читают стихи, истории, задают вопросы, размышляют.
Все это, а также выработанные определенные правила общения и поведения в музее зажигают в сердцах ребят искорки любви, уважения и бесконечной гордости к истории своей семьи, страны, родного народа.

Таким образом, среда ДОУ подчинена идее воспитания гражданственности как одной из ключевых компетенций, без которых невозможна жизнь в современном обществе.

Мы считаем, что цель и задачи поставленные нами в начале реализации данного проекта достигнуты. Детей удалось заинтересовать данной темой, семьи воспитанников с удовольствием и активно включились в ход реализации проекта. Работа над музейным пространством «Искорки памяти» на базе МДОУ «Детский сад №13 «Родничок» г. Балабаново будет продолжена в дальнейшем.

Список литературы

 

1. Дудникова С.А. Музей в гражданском и патриотическом воспитании детей дошкольного возраста. //Детский сад от А до Я;

2. Зацепина М.Б. Дни воинской славы: Патриотическое воспитание дошкольников: Для работы с детьми 5-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез;

3. Как научить детей любить Родину: руководство для воспитателей и учителей / авт. – сост. Ю.Е.Антонов, Л.В. Левина и др. – М.:АРКТИ;

4.Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников//Управление дошкольным образовательным учреждением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект "Дни воинской славы России. Бородинское сражение"

Конспект занятия по патриотическому воспитанию детей подготовительной группы, посвященный Бородинскому сражению. В занятии среди наглядных пособий используется макет "Бородинское сражение", изготовлен...

Конспект комплексного занятия в подготовительной группе «ГОРОД ВОИНСКОЙ СЛАВЫ ТУАПСЕ»

Занятие знакомит детей с боевыми действиями непосредственно проходившими в городе котором они живу, дети знакомятся с прошлым города.Занятие носит позновательный, развивающий характер, формируетс...

Тематическая неделя - Дней Воинской славы, посвященная Великой Отечественной войне

Подробное планирование на каждый день недели с понедельника по пятницу с рекомендациями времени проведения в течение дня (утро, вечер). Приведены тексты стихов и песен, вопросы для рассматривания карт...

презентация " День воинской славы России"

В презентации паказывается и рассказывается о Бородинском сражении и его главных участниках....

Конспект занятия по познавательному развитию «Дни воинской славы. Битва за Москву»

конспект занятия  по познавательному развитию в подготовительной группе рамках проведения Дней воинской Славы...

Сценарий праздника в детском саду, посвященный 23 февраля «Казачья воинская слава»

Сценарий утренника для детей старшего дошкольного возраста, о боевой и военной славе донского казачества, разработала воспитатель МБДОУ детский сад №2 "РАДУГА" ст.ПРЕОБРАЖЕНСКОЙ, АНТЮХИНА ЛИНА ВАЛЕНТИ...

Отчет о проведении месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы «Кубань-край ратной и воинской славы»

С 25 января педагогами групп старшего дошкольного возраста проводились беседы на темы: «Рода войск», «Есть такая профессия Родину защищать», «Боевая слава нашего народа», «О дне защитника Отечес...