СБОРНИК СЦЕНАРИЕВ НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКОВ для всех возрастных групп (с методическими рекомендациями и приложениями)
методическая разработка

Сизова Мария Николаевна

Сборник включает 7 сценариев народных праздников, адаптированных под возрастные группы: младшая, средняя, старшая и подготовительная. Каждый сценарий снабжён описанием целей, задач, оборудования, последовательностью действий. В приложениях представлены тексты народных песен, игры, маски, шаблоны, колядки и методические рекомендации. Пособие поможет педагогам в организации культурных мероприятий в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sbornik_stsenariev_narodnyh_prazdnikov.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                            «Строчковский детский сад»

СБОРНИК СЦЕНАРИЕВ НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКОВ

для всех возрастных групп

(с методическими рекомендациями и приложениями)

Автор-составитель: Сизова Мария Николаевна
Должность: музыкальный руководитель

год: 2025

Аннотация

         Сборник включает 7 сценариев народных праздников, адаптированных под возрастные группы: младшая, средняя, старшая и подготовительная. Каждый сценарий снабжён описанием целей, задач, оборудования, последовательностью действий. В приложениях представлены тексты народных песен, игры, маски, шаблоны, колядки и методические рекомендации. Пособие поможет педагогам в организации культурных мероприятий в ДОУ.

Методические рекомендации

Цели сборника:

  • Содействие нравственному и патриотическому воспитанию;
  • Приобщение дошкольников к народной культуре;
  • Создание условий для радостного и познавательного праздника.

Рекомендации по подготовке:

  1. Заблаговременно подготовьте костюмы, декорации, музыку и реквизит.
  2. Проговаривайте с детьми роли, тексты и движения.
  3. Приглашайте родителей к участию.
  4. Включайте в праздники подвижные и народные игры.
  5. Оформите зал в тематике соответствующего праздника.

Возрастные особенности:

  • Младшая группа: акцент на зрелищности, движении, ярких персонажах.
  • Средняя группа: сочетание рассказов, игр и простых песен.
  • Старшая и подготовительная: активное участие в действиях, сценках, творчестве.

1. Масленица — проводы зимы

Старшая/подготовительная группа (5–7 лет)

Цель: познакомить детей с традициями праздника Масленицы, развивать интерес к русской культуре.

Задачи:

  • Формировать знания о народных традициях;
  • Развивать речь, координацию движений, внимание;
  • Воспитывать чувство дружбы, радости, уважения к культурным ценностям.

Оборудование:

  • Кукла-Масленица,
  • Атрибуты для игр: мешки, канат, блины (муляжи), платки, народные костюмы,
  • Музыкальное сопровождение,
  • Скамейки для зрителей.

Ход праздника:

  1. Вступление. Ведущая в народном костюме приветствует гостей и детей, рассказывает о Масленице. Звучит весёлая русская музыка.
  2. Выход Масленицы. Дети встречают Масленицу — ростовую куклу. Масленица поёт песню и приглашает всех на праздник.
  3. Сценка «Зима и Весна». Зима не хочет уходить, Весна её уговаривает. Весёлый спор заканчивается дружбой.
  4. Игры:
  • «Перетягивание каната» — команда Зимы и команда Весны;
  • «Кто быстрее донесёт блин» (муляж на тарелке);
  • «Бой подушками» на скамейке.
  1. Частушки. Дети исполняют весёлые народные частушки.
  2. Хоровод. Все становятся в круг и водят хоровод вокруг Масленицы.
  3. Сжигание куклы (символическое). Вместо огня — прощание с куклой и раздача блинов (настоящих или символических).
  4. Заключение. Благодарность детям за участие, поздравления с приходом весны.

2. Пасха — Светлое Воскресение

Средняя группа (4–5 лет)

Цель: формировать у детей представление о празднике Пасхи, развивать интерес к традициям.

Задачи:

  • Обогатить словарный запас (пасха, кулич, яйцо);
  • Развивать мелкую моторику;
  • Воспитывать уважение к семейным традициям.

Оборудование:

  • Пасхальные яйца (муляжи),
  • Ложки для эстафеты,
  • Раскраски пасхальной тематики,
  • Детские корзинки, фоны в виде храма.

Ход праздника:

  1. Приветствие. Ведущая рассказывает детям о светлом празднике Пасхи, используя простые слова.
  2. Игра «Перенеси яйцо». Дети переносят яйца на ложке в корзину — эстафета.
  3. Творческая работа. Раскрашиваем куличи и яйца.
  4. Хоровод. Танец под музыку «Пасха пришла!»
  5. Игра «Найди пасхальное яйцо». Яйца спрятаны по залу.
  6. Заключение. Все получают сладкое угощение (печенье, яблоко).

3. Иван Купала — праздник огня и воды

Подготовительная группа (6–7 лет)

Цель: познакомить детей с обрядом и символикой праздника Ивана Купалы.

Задачи:

  • Развивать интерес к природе, культуре;
  • Развивать координацию движений через игры;
  • Воспитывать дружелюбие, эмоциональную отзывчивость.

Оборудование:

  • Синие и красные ленты,
  • Венки из искусственных цветов,
  • Музыкальный фон (шум воды, народные песни),
  • Муляжи цветов и костёр из ткани.

Ход праздника:

  1. Вступление. Ведущий объясняет значение праздника Купалы. Звучит фольклор.
  2. Инсценировка. Персонажи: Купалинка, Водяной, Русалка. Мини-диалог о природе и силе воды и солнца.
  3. Игра «Перепрыгни через костёр». Костёр — ткань с подсветкой. Дети прыгают через него.
  4. Игра-квест «Найди цветок папоротника». Дети ищут спрятанный цветок.
  5. Бросание венков в «речку». Венки отправляют по синей ткани — символ реки.
  6. Песня. Все исполняют «Купальскую».
  7. Заключение. Праздничный круг, благодарность за участие.

4. Троица — праздник земли, леса и трав

Средняя группа (4–5 лет)

Цель: познакомить детей с природным и народным смыслом праздника Троицы.

Задачи:

  • Расширить знания о народных традициях;
  • Развивать умение участвовать в хороводах, играх;
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • Ветки берёзы,
  • Ленты зелёного, белого и жёлтого цвета,
  • Травяные веночки,
  • Декорации — «лесная полянка».

Ход праздника:

  1. Вступление. Ведущая в народном сарафане рассказывает о празднике Троицы. Появляется берёзка (декорация).
  2. Украшение берёзки. Дети по очереди привязывают ленточки к веточкам.
  3. Игра «Веночек по кругу». В хороводе дети передают венок под песню, под конец музыка останавливается — у кого венок, тот выходит в центр и кланяется берёзке.
  4. Сценка «Лесная полянка». Герои — Девочка, Берёзка, Солнышко. Девочка грустит, природа её утешает.
  5. Песня. «Зелёная берёзка» — исполняют дети.
  6. Заключение. Угощение (травяной чай, пироги), слова благодарности от Ведущей.

5. Праздник Урожая

Младшая группа (3–4 года)

Цель: воспитывать любовь к труду, формировать представление о труде в поле и огороде.

Задачи:

  • Расширить словарный запас (овощи, плоды, огород);
  • Развивать слуховое внимание, память;
  • Воспитывать уважение к труду взрослых.

Оборудование:

  • Макеты овощей, корзины,
  • Костюмы овощей и фруктиков,
  • Весёлое музыкальное оформление.

Ход праздника:

  1. Вступление. Ведущая приветствует детей, рассказывает о дарах осени.
  2. Появление персонажей. Морковка, Капуста, Яблочко. Каждый представляет себя в стихах.
  3. Танец Овощей. Простые движения: кружение, кивки, приседания.
  4. Игра «Собери урожай». Разложены овощи, дети по команде собирают их в корзинку.
  5. Песня. «Осень в гости к нам пришла» — с движениями.
  6. Заключение. Подарки детям: яблочко или морковка.

6. Покров Пресвятой Богородицы

Старшая группа (5–6 лет)

Цель: познакомить с православной традицией, показать символ заботы и тепла.

Задачи:

  • Расширить знания детей о русской культуре;
  • Развивать интерес к духовной стороне народных праздников;
  • Воспитывать чувство доброты, уважения к маме, семье.

Оборудование:

  • Белые платки, покрывало,
  • Макет церкви, свечи (безопасные),
  • Русская музыка, икона (или иллюстрация).

Ход праздника:

  1. Приветствие. Ведущая рассказывает легенду о Покрове.
  2. Сценка «Добрая Покрова». Девочка мерзнет, а незнакомка укрывает её платком — добро возвращается.
  3. Игра «Укрой куклу». Дети в парах заботливо укрывают куклу.
  4. Песня «Мамочка родная».
  5. Рисование. Дети рисуют дом под покрывалом или церковь.
  6. Заключение. Благословение праздника, подарки — символические платочки.

7. Коляда — Святки и Рождество

Подготовительная группа (6–7 лет)

Цель: познакомить детей с рождественскими традициями: колядками, играми, масками.

Задачи:

  • Формировать интерес к духовным и культурным ценностям;
  • Развивать речевую активность, творческое воображение;
  • Воспитывать уважение к народным традициям.

Оборудование:

  • Маски животных, звезда, корзинки,
  • Колокольчики, народные костюмы,
  • Макет избы, угощения.

Ход праздника:

  1. Вступление. Звучит рождественская мелодия. Ведущая объясняет, что такое Коляда.
  2. Выход ряженых. Звездочёт, Медведь, Коза, Петух.
  3. Колядки. Дети исполняют весёлые народные песенки:
  • «Коляд, коляд, колядница…»
  • «А мы Колядуем…»
  1. Игра «Угости колядующих». Перетасовка корзин с угощением.
  2. Танец-ряжение. Под весёлую плясовую музыку.
  3. Заключение. Поздравления, символические сладости.

Заключение:

        Каждый из представленных сценариев не только знакомит детей с народной культурой, но и формирует чувство сопричастности к традициям своего народа. Они способствуют развитию речи, движений, художественного вкуса, эмоциональной отзывчивости и нравственных чувств.

Список литературы по народным праздникам

  1. Афанасьева, Н. И. Народные праздники и обряды России. — М.: Просвещение, 2015. — 320 с.
    (Обзор традиционных праздников с описанием обрядов, игр и песен)
  2. Карасик, В. А. Народные праздники и календарь обрядов. — СПб.: Азбука-Классика, 2012. — 256 с.
    (Подробное описание праздников и календарных циклов народного быта)
  3. Петрова, Е. С. Русские народные праздники: история и традиции. — М.: Русская книга, 2018. — 280 с.
    (Исторический и культурный аспект праздников с фольклорным материалом)
  4. Гусева, И. В. Народные праздники и игры для детей. — М.: Детская литература, 2016. — 150 с.
    (Методические рекомендации и сценарии для работы с детьми)
  5. Калинина, Т. Н. Фольклорные традиции и праздники в воспитании дошкольников. — М.: Воспитатель, 2017. — 200 с.
    (Практические советы для педагогов по внедрению народных праздников в ДОУ)
  6. Русская народная культура: Энциклопедия. — М.: Большая российская энциклопедия, 2007. — 700 с.
    (Обширный справочник по народной культуре и праздникам)
  7. Иванова, Л. А. Традиционные праздники и обряды в России. — М.: Академия, 2014. — 224 с.
    (Анализ традиций, символики и смыслов народных праздников)
  8. Мартынов, А. В. Народные праздники и игры: Сценарии и методики. — СПб.: Питер, 2019. — 180 с.
    (Современные сценарии праздников для детских садов и школ)
  9. Тарасова, Н. П. Народные праздники и обряды русского народа. — М.: Флинта, 2013. — 300 с.
    (Тематический разбор праздников с этнографической точки зрения)
  10. Соловьёва, О. В. Народные песни и танцы на праздниках. — М.: Музыка, 2011. — 160 с.
    (Сборник песен и танцевальных номеров для праздников)

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Народные песни, используемые в сценариях

  1. «Во поле берёза стояла»
  2. «Калинка»
  3. «Ой, мороз, мороз»
  4. «Во саду ли, в огороде»
  5. «А мы Масленицу дожидались»
  6. «Коляда, коляда, колядница»
  7. «Зелёная берёзка»

Приложение 2. Народные игры

  1. «Гори, гори ясно» — игра с мячом и песней.
  2. «Ручеёк» — дети образуют пары и пробегают через «ручей».
  3. «Перетяни канат» — командная подвижная игра.
  4. «Золотые ворота» — проход под поднятыми руками ведущих.
  5. «Колечко-колечко» — угадай, у кого предмет.
  6. «Коза рогатая» — игра-инсценировка с участием взрослого.
  7. «Плетень» — дети бегают по змейке, изображая плетень.

Приложение 3. Шаблоны и атрибуты к праздникам

  • Маски персонажей: Коза, Медведь, Петух, Лиса — из картона или ткани, с резинками;
  • Аксессуары: венки из бумаги и искусственных цветов, ленточки, цветы, платки;
  • Звезда для Коляды: из картона, обтянутая фольгой с приклеенными лучами;
  • Колокольчики: самодельные из пластика и фольги;
  • Корзинки для угощений: плетёные или картонные;
  • Чучело Масленицы: набивная фигура с одеждой и шапкой, крепится на шест.

Приложение 4. Тексты колядок и частушек

Колядка 1:

Коляда, коляда, колядница,
Хороша у нас синица,
Дайте пряник, не ломайте,
Новый год нам начинайте!

Колядка 2:

Хозяин с хозяюшкой,
Пустите в дом с песней!
Принесли вам радость —
Да Рождество вместе!

Частушки для Покрова:

На Покров я с платочком,
По дорожке иду,
К Богу сердцем прижалась —
Теплоту несу.

Частушки для Урожая:

Мы капусту убирали,
На телегу накладали,
А теперь её несём —
На обед друзьям даём!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"День Нептуна". Сценарий летнего праздника для всех возрастных групп.

Праздник Нептуна или день Нептуна празднуется в России уже более 300 лет. Но он остается таким  же веселым, увлекательным, театрализованным и разнообразным. Предлагаю сценарий летнего празд...

Сценарий праздника для всех возрастных групп к празднику Дня защиты детей "Веселое путешествие"

Сценарий  для детей разных возрастных групп к Дню защиты детей «Веселое путешествие».Цель:  приобщать детей к международным праздникамЗадачи: создать радостное настроение у детей...

«Дед Мороз и лето». Сценарий летнего праздника для всех возрастных групп.

Дед мороз перепутал время года и случайно попал в детский сад летом. Дети решили рассказать и показать Деду Морозу, что такое лето и пригласили его на прогулку в летний лес....

«ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА» Русский народный праздник для всех возрастных групп

В празднике участвуют: скомарох, медведь, весна, воспитатели и дети. Много песен. игр, загадок.Весна спроваживает Зимушку....

Сценарий совместного праздника для всех возрастных групп "1 июня - День защиты детей"

Общий праздник всего детского сада, проводится на открытом воздухе с участием всех возрастных групп....

Сценарий летнего праздника для всех возрастных групп «Как ребята Светофору помогли».

Сценарий летнего праздника для всех возрастных групп«Как ребята Светофору помогли».Цель: Воспитывать у дошкольников навык безопасного поведения на дорогах.Задачи:Воспитывать умение пр...

Методическая разработка " Загадки для летних праздников детям всех возрастных групп ДОУ" подготовила Лактионова ЛВ

Методическая разработка "Загадки для летних праздников детям всех возрастных групп ДОУ"...