17.06.2025 Консультация "О правилах в жизни ребенка"
консультация (младшая группа)
Консультация для родителей дошкольников о том зачем нужны правила для дошкольников.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация по теме «О правилах в жизни ребенка»
Подготовила: воспитатель И.В.Пруткова
Правила в жизни ребенка.
- Правило – это норма поведения, принятый кем-либо образ мыслей, действий, установленный порядок.
Наличие правил в жизни ребенка является важным условием его полноценного развития, делает его жизнь более упорядоченной и безопасной.
Например, мы знаем, что есть правила дорожного движения, и поэтому мы знаем, как нужно вести себя на дороге, и чувствуем себя более уверенно, так как понимаем, что большинство людей тоже будут стараться соблюдать эти правила.
Существование правил у ребенка помогает организовать его поведение, сделать его более упорядоченным, а мир для ребенка более предсказуемым.
- При введении правил необходимо пояснить ребенку, зачем они нужны.
Необходимо пояснить ребенку целесообразность правил на доступном ему языке и с использованием примеров. Так как это создает для ребенка понимание, что они важны, так как обеспечивают безопасность или здоровье. Кроме того, так или иначе, с определенного момента правила появятся в жизни ребенка. Это может произойти, когда ребенок пойдет в детский сад или школу. И тогда хорошо, если ребенок приобрел опыт согласования своего поведения с правилами до этого, еще дома. Тогда ему будет легче принять правила, которые существуют в других местах.
При систематическом соблюдении правил у ребенка формируются такие ценные для человека качества, как самодисциплина, умение контролировать себя и правильно расставлять приоритеты – это черты, которые формируются со временем благодаря перехода внешнего контроля во внутренний.
- С какого возраста детей лучше всего приучать к правилам поведения?
В раннем возрасте (с 1 года до 3 лет), когда ребенок начинает активно познавать мир, ему нужны те, кто будет направлять его деятельность. Самые простые, и очень нужные в этот период детства, правила — это правила безопасности. Прежде всего, до сознания малыша следует довести те запреты, которые связаны с причинением боли другим и себе самому: «Делать больно нельзя!», «Нельзя обижать кошку или собаку». Продемонстрируйте ребенку, как можно (нужно) дотрагиваться до мамы или до кошки так, чтобы ей было приятно. В лексикон малыша прочно должны войти слова и словосочетания "гладить", "прикасаться одним пальчиком", "осторожно трогать". Хорошая тренировка — гладить домашних животных или обнимать старших братьев и сестер. Чтобы научиться этому, потребуется несколько дней или недель. Зато потом навык не исчезнет и очень пригодится, когда настанет время игр в песочнице.
В этом возрасте происходит формирование культурно-гигиенических навыков, поэтому многие правила направлены на соблюдение гигиены: «Руки мой перед едой», «Надо, надо умываться по утрам и вечерам»
Вы очень поможете своему малышу, если будете соблюдать распорядок дня. Ежедневные дела (пробуждение, укладывание в кровать, дневной сон, прогулка) и связанные с ними семейные традиции (чтение сказки перед сном) или комментарии («Наша Машенька проснулась, потянулась, улыбнулась…») помогают ребенку освоить уклад семейной жизни.
Нет смысла капризничать, если все - равно уложат спать в 21 час., но при этом прочитают или расскажут сказку.
Уже к младшему дошкольному возрасту ребенок готов усваивать те правила и нормы, которые приняты в обществе, в котором он живет.
В возрасте от 3 до 7 лет дети осваивают основные правила поведения, правила этикета, правила безопасного поведения.
- Кто устанавливает правила?
Правила создаются вместе с детьми. Трудно соблюдать правило, если ты не знаешь его, не понимаешь, какие последствия тебя ждут в случае неисполнения. Если правило не обговаривается, а звучит как приказ, оно вызывает желание не подчиниться.
Правило соблюдается, если я с ним согласен!
Если ребенку больше 4х лет, то рекомендуется составить список правил вместе с ребенком, он обязательно должен принять участие в их формулировании.
Приобрести ребенку навыки, ценные для предстоящей жизни в обществе, помогут сказки, стихи, поучительные рассказы. Именно читая их и наблюдая за поведением главных героев, ребенок начинает понимать, что такое добро и зло, кто из персонажей поступает правильно, а кто – нет, как следовало бы вести себя в той или иной ситуации, а какие поступки совершать неверно и даже опасно.
Например, в сказке «Гуси-лебеди» дети нарушили правило - ушли одни из дома- и попали в сложную ситуацию.
Именно после того, как ребенок научится оценивать поведение сказочных героев, он сможет точно также анализировать и собственное. Для удобства можно проводить параллели между событиями, происходящими в литературном произведении и в реальной жизни. Или придумать свою историю, где в иносказательной форме представляются проблемы самого ребенка.
Можно найти сказки, истории, мультфильмы, где есть правила и обсудить это с вашим малышом. Спросить у него: для чего появились правила в этой истории? Что поменялось, когда они появились? Давай и мы придумаем правила для себя! В таком случае ребенку будет легче согласиться с появлением правил в его жизни.
Чуковский «Мойдодыр», Маяковский «Что такое хорошо, а что такое плохо», Осеева «Волшебное слово»
- Правила необходимо согласовать взрослым между собой.
Рекомендуется, прежде чем вводить правила для детей, обсудить родителям и другим взрослым, которые участвуют в воспитании ребенка, их между собой. Так как если правила у взрослых окажутся разными, то может случиться путаница. Ребенок тогда может не понимать, какие правила соблюдать, или научиться манипулировать родителями, если родители требуют разное.
Так, «добрая» бабушка, разрешая внуку смотреть мультфильмы продолжительное время, нарушает правило «Мультфильмы можно смотреть не дольше 1 часа в день».
Завтра ребенок будет протестовать, когда родители попросят выключить телевизор в назначенное время, или будет капризничать и просить посмотреть еще чуть-чуть.
- Правила выполняются всеми членами семьи.
На детей всегда большое воздействие имеет пример взрослого. Когда они видят, что взрослый тоже соблюдает эти правила, тогда они выражают меньше сопротивление правилам. Важно на собственном примере показывать ребёнку соблюдение правил и границ. Вы – именно тот человек, который сейчас помогает ему отстаивать свои собственные интересы в будущем! «У нас порядок такой! Поел, убери посуду за собой!»
Но могут быть правила, которые связаны с возрастными особенностями ребенка и заботой о его здоровье, поэтому они действуют только в отношении детей.
Например, правило о том, что дети идут спать в 22.00. Многие ребята начинают говорить, что они не пойдут спать, так как все не идут. В таких случаях необходимо пояснить, что оно связано с заботой о его здоровье, дети ложатся спать раньше, так как устают быстрее.
- Залог успеха в воспитании детей – последовательность.
Если ребенок привык соблюдать правила поведения, будучи исключительно в гостях или на улице, а находясь дома, он предоставлен сам себе, не стоит удивляться тому, что результат такого «воспитания» будет нулевым. Отсутствие четких установок и правил не позволит ребенку воспринимать слова родителей и в дальнейшем – эффективно контролировать свое поведение, руководствуясь определенными стандартами. Ни в коем случае нельзя устанавливать правила «на ходу», внезапно отменяя или разрешая что-либо.
Попробуйте два дня разрешать ребенку есть конфеты перед обедом, а на третий запретите, он сразу возразит, что вчера вы ему «разрешали». Обязательно помните, что дети склонны испытывать наши требования «на прочность» и принимают, как правило, только те, что не поддаются расшатыванию. В ином случае ребенок очень быстро осваивает манипуляции людьми и чувствами людей. И становиться «маленьким тираном» семьи.
- Чем ребенок младше, тем более
правила должны быть представлены каким-либо наглядным образом.
Чтобы ребенок мог легко и быстро запомнить правила, их рекомендуется сделать более наглядными. Для этого можно использовать картинки, рисунки, пиктограммы, короткие фразы и т.п. Правила можно зарисовать вместе с ребенком в виде понятных ребенку картинок. И обращаться к ним по мере необходимости. Можно рядом с правилом отмечать каким-либо образом (звездочки, смайлики), когда ребенку удалось их выполнить, и радоваться вместе с ним.
- Правила формулируются в позитивной форме.
Правила должны быть позитивными, потому что воспитание всегда идёт на «позитивной ноте» и питается не запретами, а счастьем и ободрением.
В правиле должен быть образец поведения, а не антиреклама.
Например: «Старайся всегда говорить правду!» вместо «Нельзя обманывать!»
Если ребенок хочет смотреть мультики, то вы не говорите: «Нельзя!», а говорите: «Можно, но только 1 час». Это позволяет принять ситуацию рамок легче, не отменить исполнение желания, а отложить его. Кроме того, ребенок чувствует, что его желания учтены, учится считаться с обстоятельствами и контролировать ход времени. Попробуйте сформулировать правило «Нельзя играть с игрушками, пока ты не сделал уроки» в позитивной форме. «Можно играть только после того, как все уроки готовы».
Эти правила могут помочь решить сложные домашние ситуации (сколько пользоваться гаджетами, как и когда развлекаться, как и когда помогать по дому).
- Правила появляются из конкретной ситуации и обсуждаются здесь и сейчас.
Бессмысленно обсуждать поведение ребенка спустя некоторое время и на чужих примерах. Правило должно быть актуально в конкретной ситуации.
Например, во время прогулки вместе с ребенком можно обсудить такое правило: «Дома, на игровой площадке или в детском саду нужно относиться ко всем людям дружелюбно. Бить, отнимать игрушки или бросаться предметами запрещено. Если тебе кто-то мешает, ты можешь сказать об этом. Если ты сердишься, можешь топнуть ножкой» Таким образом, мы обсуждаем с ребенком возникшую ситуацию, вводим запрет, обговариваем правильное поведение и предлагаем альтернативное решение: «Если ты сердишься, скажи об этом или топни ножкой»
Сразу обсуждаются условия несоблюдения правила. Ребенок не может быть наказан, если это не обговаривалось заранее. Но он должен быть наказан каждый раз, как нарушит правило. Иначе оно не действует, или его можно не соблюдать, вымаливая прощение, тем самым манипулируя родителями.
- Правил не должно быть слишком много.
- Количество правил и их формулировку следует соотносить с возрастом ребенка.
Чем младше возраст ребенка, тем правила рекомендуется делать более конкретными, чтобы они были понятны ребенку. Например, после игры каждый убирает за собой игрушки. И для ребенка постарше не стоит формулировать те правила, которые он уже и так выполняет, кроме того, их может быть уже больше. Очень хорошо запоминаются правила в веселой стихотворной форме.
Например: «Это каждому известно, что берешь, клади на место»
«Когда тебя ругают за шалости, ты говори: «Прости, пожалуйста!»
- При несоблюдении правил наступают последствия.
К сожалению, правила не всегда работают, если у них нет последствий. Мы знаем это на своем опыте. Если бы при несоблюдении правил дорожного движения не было штрафов, то их гораздо чаще нарушали.
Рекомендуется, чтобы последствия у правил вытекали из самих правил. Тогда они легче принимаются ребенком. Например, если ребенок намусорил в комнате, то он сам убирает этот мусор.
Ребенок должен знать о последствиях за несоблюдение правил заранее, чтобы он был уже к этому готов. Тогда эти последствия меньше оцениваются ребенком как обидное наказание, а скорее воспринимаются как восстановление ущерба или исправление ошибок. Но никто не гарантирует, что ребенок будет это делать с удовольствием. Например, вы договорились «Если ты не убрал за собой игрушки, то их забирает взрослый и ты не сможешь с ними играть» Кстати, и последствия за нарушения правил можно обсудить и придумать вместе с ребенком. Вы увидите, что дети готовы это обсуждать, и потом легче выполняют последствия, так как они же сами их придумали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по правилам дорожного движения на тему: "Жизнь ребенка в ваших руках"
В консультации говорится о правилах дорожного движения, которые должны всегда выполняться в первую очередь родителями . Ведь родители всегда должны быть примером для своих детей. Также рас...

Статья: «Игры с правилами в жизни ребенка дошкольного возраста»
Игра - для дошкольника это единственная деятельность, в которой он пользуется полной свободой и может выбирать, во что играть, с кем играть, сколько времени играть, какие игрушки брать.Игра представля...
Консультация "Значение математики в жизни ребенка" 17.01.2025
Консультация "Значение математики в жизни ребенка"...

Консультация для родителей «Значение кукольного театра в жизни ребенка» 2.06.2025
Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. В...

24.08.2025. Консультация для родителей "Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка"
для использования в работе...

«Музыка в жизни ребенка: развиваем, играя» (Октябрь 2025 год)
Уважаемые родители!Как музыкальный руководитель хочу поделиться с вами мыслями о важности музыкального развития детей и предложить простые, но эффективные способы приобщения к музыке в домашних услови...

