Оптимизация адаптации детей раннего возраста в условиях сотрудничества детского сада и семьи
методическая разработка

Вишневская Татьяна Дмитриевна

Опыт работы МБДОУ "Детский сад № 27" Каменского района Алтайского края по адаптации детей к условиям ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teor._material_po_teme_adaptatsiya_i_k_prezentatsii.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 27 «ПЕТУШОК»

ТЕМА: «Оптимизация  адаптации детей  раннего  возраста  в  условиях  сотрудничества  детского  сада  и  семьи».

Как вообще происходит эта самая адаптация? И что это, собственно говоря, такое?

Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, то есть совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: 

  • внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость);
  • внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).

При планировании деятельности по адаптации ребёнка, необходимо учитывать тот фактор, что ребёнок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась, взрослый выступает для ребёнка и как образец для подражания и как партнёр для игры, сверстники этого дать не могут, т.к. сами нуждаются в том же.

По наблюдениям срок адаптации в норме составляет: в 3 года – 2-3 недели, с 3х до 5ти лет – 1 месяц.

Психологи указывают на следующий парадокс: чем раньше ребёнок будет отдан в дошкольное учреждение, например в 1 год, тем более он будет коллективистки настроен в дальнейшем. Первичный эмоциональный контакт такой ребёнок установит не с матерью, а со сверстниками, что не лучшим образом скажется на развитии его эмоциональной сферы. В дальнейшем такой ребёнок не испытывает глубоко чувства привязанности к матери.

Наконец, всё позади: и семейные советы с бурным обсуждением того, когда идти ребёнку в сад, и надо ли вообще ему туда идти, выбор детского сада, сбор документов, хождение по врачам, бесчисленные анализы, наконец, ребёнок устроен.

        Родителям в предвкушении новой жизни, новых возможностей, после пережитого напряжения так хочется верить, что все трудности позади. Если бы это было так! Часто случается, что для многих родителей наступает пора разочарования: детские слёзы, капризы, отказы идти в сад, бесконечные болезни, невысказанные обиды и претензии в адрес воспитателей. Можно ли избежать этих неприятных переживаний, как помочь семье справиться с новой ситуацией, за что несёт ответственность коллектив детского сада, а за что отвечают родители?

Предлагаемый вашему вниманию опыт решения проблемы адаптации – это результат совместной работы всего коллектива МБДОУ «Детский сад № 27». Хочется верить, что наш коллектив выстроил правильную модель взаимодействия ДОУ и семьи. Результатом такого взаимодействия является организация мягкого, с учётом возможностей семьи перевода малыша с домашнего на общественное воспитание.

Целью работы в решении данного вопроса является оказание помощи в построении взаимоотношения между детьми, родителями и персоналом ДОУ. Важно построить отношения, которые создают ощущение комфорта, уверенности, взаимоуважения, взаимопомощи, способности решать проблемы по мере их возникновения. Осуществляется это через:

  • помощь родителям в установлении отношений со своими детьми в новых жизненных обстоятельствах, с другими родителями и детьми, посещающими эту группу, с сотрудниками ДОУ;
  • помощь персоналу дошкольного учреждения в установлении отношений с детьми и их родителями;
  • помощь каждому из детей в установлении контакта со сверстниками, с учётом возрастных и индивидуальных возможностей детей;

Построение взаимоотношений сводится к решению четырёх задач:

  1. Прогноз вероятной степени адаптации ребёнка;
  2. Разработка схемы введения ребёнка в группу детского сада;
  3. Консультирование персонала;
  4. Консультирование родителей.

Чтобы избежать ненужных осложнений в период адаптации и обеспечить оптимальное её течение, осуществляем постепенный переход ребёнка из семьи в дошкольное учреждение. Работа проводится в несколько этапов.

I этап. Подготовительный.

Работа с родителями:

  1. Знакомство с группой во время постановки на учёт.
  2. Ознакомление с условиями пребывания в детском саду, характеристикой возрастных возможностей, показателями развития детей раннего возраста.
  3. Анкетирование.
  4. Знакомство с особенностями адаптационного периода и факторами, от которых зависит его течение:
  • состояние здоровья ребёнка;
  • уровень развития;
  • коммуникабельность;
  • сформированность предметной и игровой деятельности;
  • наличие навыков самообслуживания.
  1.   Предварительное знакомство с детьми группы, посещение группы родителями вместе с детьми. Анкетирование родителей по определению готовности ребёнка к поступлению в детский сад.

Работа педагогического коллектива по организации адаптации:

  1. Прогноз течения адаптации по проведённому анкетированию.
  2. Выявление группы риска.
  3. Разработка рекомендаций для родителей.
  4. Разработка последовательности приёма детей в группу.
  5. Определение длительности адаптационного периода.

II этап. Наблюдений.

  1. Поэтапный приём детей в группу.
  2. Постепенное увеличение времени пребывания детей в группе.
  3. Наблюдение за поведением детей.
  4. Консультирование родителей.
  5. Разработка индивидуального режима для каждого ребёнка.
  6. Оформление листов адаптации, оценка уровня психоэмоционального состояния детей.

III этап. Анализ и выводы.

  1. Обработка результатов:

анализ листов адаптации;

анализ карт развития.

  1. Выявление детей с тяжелой степенью адаптации.
  2. Индивидуальная работа с детьми.
  3. Рекомендации родителям и педагогам по проведению коррекционно-развивающих занятий и игр с детьми.
  4. Внесение изменений в существующую модель работы.

Изучив этапы постепенного перехода ребёнка в ДОУ, нами была составлена «Программа сопровождения семьи на этапе подготовки к поступлению в ДОУ и процесса адаптации ребёнка».

(презентация «Программы сопровождения»)

ДИНАМИКА  АДАПТАЦИИ

Когда ребёнок отделяется от семьи и идёт в детский сад жизнь и взрослых, и детей значительно меняется. Потребуется какое-то время для того, чтобы семья приспособилась к новым жизненным обстоятельствам. Обычно время приспособления условно разделяют на три периода:

  • острый;
  • подострый;
  • компенсационный.

Самые серьёзные трудности ожидают семью в острый период. Это моменты первого столкновения с неизвестным и новым. Это новая, часто неожиданная эмоциональная реакция, как ребёнка, так и его родителей. Поведение ребёнка в это время очень тревожит родителей, потому что малыш может капризничать, плохо есть и спать, он может быть агрессивным или подавленным, много и безутешно плачущим.

Часто бывает, что ребёнок как бы забывает многое из того, чему он научился: он хуже говорит, становится менее самостоятельным, чаще оказывается мокрой его постель. Но самое печальное – это нескончаемые простуды. Родители в растерянности, бывает, что их эмоциональная реакция на поведение ребёнка только усугубляет ситуацию. Родители часто не могут помочь своему малышу потому, что сами нуждаются в помощи, поскольку не знают, как лучше поступить в новой ситуации. Взрослые оказываются втянутые в экспериментирование, они пробуют по-разному влиять на ребёнка. Требуется время, чтобы найти нужное решение. Родителям приходится перестраивать привычный образ жизни, подстраиваться под режим работы ДОУ. Для всех семей острый период адаптации индивидуален. Он может иметь разную длительность и длится в среднем 1 месяц. Применительно к длительности обычно говорят о четырёх вариантах адаптации:

(анкеты по адаптации)

  1. Лёгкая адаптация – около месяца требуется семье, чтобы приспособиться к условиям ДОУ.
  2. Адаптация средней тяжести. Семья приспосабливается за два месяца.
  3. Тяжёлая адаптация. Требуется три месяца.
  4. Очень тяжёлая адаптация – около полугода и более. Встаёт вопрос – стоит ли ребёнку оставаться в ДОУ? Возможно, что он «несадовский» ребёнок.

Значительно снизить напряжённость острого периода адаптации возможно за счёт индивидуального подхода к каждой семье и своевременного информирования всех заинтересованных сторон.

После преодоления трудностей поведение ребёнка нормализуется, он возвращает себе утерянные в острый период достижения. Это – подострый период. Он характеризуется адекватным поведением ребёнка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития. Длится 3-5 месяцев.

Его сменяет очень приятное время и для ребёнка, и для родителей, и для воспитателей – период компенсации. Он характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу преодолевают указанную выше задержку тёмпов развития.

ДИАГНОСТИКА ВОЗМОЖНОГО УРОВНЯ  АДАПТАЦИИ.

Проблемой адаптации мы начинаем заниматься за 3-4 месяца до того, как ребенка приведут в детский  сад.

Составив в мае – июне список вновь поступающих детей, заведующая детским садом обзванивает семьи и приглашает родителей вместе с ребенком прийти на консультацию.

Проявляют ли родители инициативу и договариваются ли самостоятельно о времени консультации – это первый критерий прогноза. Как правило, инициативу проявляют родители, настроенные на  конструктивное сотрудничество, с такими родителями интересно и легко работать, их дети обычно быстро привыкают к детскому саду.

Задачи первой встречи с семьей:

  • провести предварительную диагностику ребенка;
  • выявить особенности семейного воспитания;
  • дать возможность родителям проговорить свои опасения, связанные с помещением ребенка в детский сад;
  • прояснить намерения и возможности родителей в организации первого месяца пребывания ребенка в детском саду;
  • дать  индивидуальные рекомендации по подготовке ребенка к посещению детского сада;

Поскольку мы имеем дело с  ребенком 2-3-х лет и нашей задачей является помощь в адаптации, основное внимание мы направляем  на  исследование развития социальных навыков ребенка, таких как:

  • уверенность в себе;
  • самостоятельность, инициативность;
  • способность устанавливать и поддерживать отношения с взрослыми;
  • эмоциональная чувствительность;
  • усвоенные простейшие нормы и правила поведения.

Мы  определяем особенности семейного воспитания, обращая внимание на следующие моменты:

  • дают ли родители ребенку в первые минуты осмотреться или сразу пытаются вовлечь его во что-либо, например, привлекая внимание к игрушкам или деталям интерьера;
  • заботятся ли родители о  самочувствии ребенка во время пребывания в кабинете;
  • доверяют ли родители ребенку;
  • сильно ли опекают;
  • жестко ли контролируют;
  • поддерживают детскую инициативу или подавляют;
  • рассказывая о ребенке, говорят ли « мы» вместо «он»,например: « Мы умеем самостоятельно одеваться»;
  • доверяют ли родители ребенка специалисту или пытаются контролировать ситуацию общения с ним;
  • откровенны ли родители;
  • легко ли вступают в контакт;
  • насколько готовы к сотрудничеству;
  • вступают ли родители в конкуренцию;
  • соглашаются ли со всем или умеют отстаивать свои интересы, свою точку зрения.

Беседа с родителями опирается на вопросы:

  • о причинах помещения ребенка в детский сад;
  • на исследование родительских ожиданий, связанных с этим;
  • на осознание того, насколько высока вероятность реализации этих ожиданий  и от кого это зависит;
  • от кого зависит благополучие ребенка в детском саду;
  • чего родители  опасаются и как они могут справиться со своей тревогой;
  • в чем может заключаться родительская помощь ребенку на начальном этапе вхождения в новую среду;
  • ознакомление родителей с разными вариантами адаптации детей к детскому саду и, в соответствии с этим, различных вариантах введения детей в группу;
  • прояснение возможностей родителей в организации первого месяца пребывания ребенка в детском саду;

Первая встреча с ребёнком и его родителями может дать  информацию:

  • о типичном поведении ребёнка по освоению нового пространства;
  • об установлении отношений с новыми для малыша людьми.

Учитывая данные, полученные при первых встречах, нами прогнозируется вероятная степень адаптации ребёнка и варианты введения его в группу детского сада.

При лёгкой адаптации ребёнок спокойно входит в помещение, внимательно осматривается, прежде чем остановить своё внимание на чём-либо. Он смотрит в глаза незнакомому взрослому, когда тот к нему обращается. Ребёнок вступает в контакт по своей инициативе, умеет занять себя сам, использует в игре предметы-заместители, например, понарошку кормит куклу. Долгое время удерживает внимание на одной игрушке, реагирует на замечания. Родители уверены в себе, с доверием относятся к воспиателю, проявляют инициативу и самостоятельность.

Дети, которые по прогнозу легко привыкнут к детскому саду, могут приходить с 7.00 до 13.00. Обычно родители приводят детей к 8.00, а забирают в 12.30. Мы просим родителей ориентироваться на эмоциональное состояние ребёнка. И обращаем их внимание на то, что важно почувствовать грань, отделяющую уважение родителями желания ребёнка и потакание детскому капризу.

При адаптации средней тяжести ребёнок вступает в контакт, наблюдая за привлекательными действиями взрослого. Напряжённость первых минут постепенно спадает, ребёнок может вступать в контакт по своей инициативе, может развернуть игровые действия. Речь может быть развита в пределах возрастной нормы, но может быть и выше. На замечания и поощрения реагирует адекватно, может нарушать установленные правила и нормы поведения. Родители часто не доверяют ребёнку, пытаются дисциплинировать малыша, делая ему замечания: «Не бросай игрушки», «Веди себя хорошо». Такие родители редко находятся в слиянии с ребёнком. Со воспитателиями они могут быть откровенны. Как правило, советы и рекомендации педагогов принимают, задают много вопросов, избегая высказать свою точку зрения.

Родителям, у детей которых прогнозируется адаптация средней тяжести, предлагается приводить ребёнка на прогулку к 10.00. Родитель гуляет вместе с ребёнком. Такая ситуация привычна для малыша. За время прогулки и взрослые, и дети ближе знакомятся друг с другом. Если ребёнок хорошо освоился на игровой площадке, если воспитателю удалось установить с ним доверительные отношения, то малыша зовут вместе со всеми детьми в группу на обед, и говорят, что мама подождёт или отлучится ненадолго. Если ребёнок отказывается, воспитатель не настаивает. Он прощается с ребёнком и выражает надежду, что они придут завтра опять поиграть. Обычно ребёнку требуется от 1й до 2х недель, чтобы спокойно отпустить маму. Задача для воспитателя установить доверительные отношения с ребёнком. Если ребёнок комфортно чувствует себя в группе во время обеда, родителям предлагается приводить и оставлять ребёнка в саду с утра. Если в течение двух недель ребёнок не соглашается отпустить маму, мы продолжаем работать с семьёй, отнеся её к категории семей с тяжёлой адаптацией.

При тяжёлой адаптации контакт с ребёнком удаётся установить только через родителей. Малыш переходит от одной игрушке к другой, ни на чём не задерживаясь, не может развернуть игровых действий, выглядит встревоженным, замкнутым. О развитии речи можно узнать только со слов родителей. Замечание или похвала оставляют ребёнка либо безучастным, либо он пугается и бежит за поддержкой к родителям. Те либо игнорируют потребности ребёнка, либо опекают во всём. Чаще в такой ситуации мы видим тревожного родителя, который воспринимает встречу как экзамен. Такие родители нуждаются в дополнительных консультациях.

Дети с прогнозируемой тяжелой адаптацией так же приходят в детский сад к 10.00 на прогулку. Перед воспитателем ставится задача установить доверительные отношения с родителями. Ребёнок, наблюдая такие отношения, начинает с большим доверием относиться к персоналу детского сада. Первые две недели такие дети приходят только на прогулку. 1 – 2 раза в неделю после прогулки родитель вместе с ребёнком может поиграть в группе. В этот период дети уже пообедали и некоторых забрали родители, поэтому воспитатель может уделить ребёнку с тяжёлой адаптацией больше внимания. После того как воспитателям удастся установить доверительные отношения с родителями, а потом и с ребёнком, малышу предлагается после прогулки вместе с детьми зайти в группу. Родители при этом ожидают ребенка за дверью. Далее работа с малышом строится по общему плану.

При очень тяжёлой адаптации с ребёнком за время первой встречи не удаётся установить контакта. Родители находятся в слиянии с ребёнком, сомневаются в том, что он может освоиться в детском саду. Часто родители авторитарны, вступают в конкуренцию с педагогами, демонстрируют свою сверхкомпетентность во всех вопросах. Иногда родители образуют пару, например, авторитарный муж – зависимая жена, или авторитарная бабушка ребёнка – зависимая мать. Во время первой встречи родители знакомятся с рекомендациями, как лучше подготовиться к детскому саду.

По нашим наблюдениям, такая адаптация наблюдается у детей, родители которых не готовят ребёнка к детскому саду, не выполняют рекомендаций, имеют серьёзные личностные проблемы (часто, это депрессивные родители). Работа с такими семьями строится по плану работу с детьми с тяжёлой степенью адаптации.

Семьи новых воспитанников имеют возможность, если не делали этого раньше, побывать в группе, познакомиться с педагогами. Воспитатели показывают ребёнку его шкафчик, знакомят с устройством группы, предоставляют ребёнку возможность поиграть, говорят о том, что ждут малыша, приглашает приходить ещё.

Чтобы помочь родителям преодолеть трудный период вхождения в группу детского сада, в ДОУ был разработан «Справочник для родителей», включающий в себя информацию о детском саде, о режиме дня, меню, рекомендации родителям и памятки.

(обзор «Справочника для родителей». Остановиться на «простых правилах»).

Справочник составлен так, чтобы донести до родителей в доверительной форме правила ДОУ и требования, предъявляемые к его посещению.

Изучив материалы по диагностике адаптации ребёнка к условиям детского сада на плановом семинаре, в ДОУ была разработана и утверждена «Программа психодиагностики, профилактики и преодоления дезадаптации ребёнка».

(презентация «Программы психодиагностики»)

(анкеты для родителей, параметры, карта наблюдений, лист адаптации – раздаточный материал)

Насколько быстро ребёнок привыкнет и адаптируется к новой среде? Привычные родительские волнения и тревоги. Такая же проблема встаёт и перед воспитателем, принимающим в свою группу новичков. И они вполне обоснованы. Чтобы разрешить сомнения и наладить тесный контакт с семьёй воспитанника, педагогами дошкольного учреждения продумана система педагогического взаимодействия, основанная на принципах гуманизма и индивидуального подхода к каждому ребёнку. Для воспитателей оформлен «Справочник» с подборкой материалов по ведению адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения.

(обзор «Справочника для воспитателей» Остановиться на памятке «Признаки психоэмоционального напряжения»)

Комплектование – один из важнейших вопросов деятельности руководителя ДОУ. Рассмотрим основные механизмы управления процессом комплектования. Для этого в ДОУ разработан алгоритм деятельности по адаптации детей раннего возраста и сотрудничества с семьёй.

(«Алгоритм» – раздаточный материал)

        Алгоритм деятельности представляет собой не план работы, а систему действия, направленных на создание условий для лёгкой адаптации ребёнка раннего возраста, его родителей к условиям детского сада, грамотного комплектования ДОУ и реализации графика прихода детей в группу.

        

Как организовано комплектование ДОУ? Какие дети поступают в детский сад? На каких родителей направлена вся эта деятельность? Для этого проведена огромная работа: создан банк данных о детях, не стоящих на очереди в дошкольные учреждения микрорайона. Надо отметить, что здесь используется опыт взаимодействия с социокультурными учреждениями микрорайона, в данном случае с «Детской поликлиникой».

        

В алгоритм деятельности входят все те мероприятия (программы, справочники), которые были рассмотрены на М.О.  

         

Завершающим этапом алгоритма является непосредственно комплектование ДОУ:

  1. Регистрация детей – будущих воспитанников ДОУ. При регистрации важно отметить три основных направления:
  • запись в журнале будущих воспитанников;
  • выдача уведомления родителям о регистрации ребёнка в «Книге» (слайд – уведомление о регистрации);
  • назначение предварительной встречи;
  1. Проводимую работу с родителями я осветила ранее («Справочник»);
  2. В апреле издаётся приказ о комплектовании ДОУ.
  3. Проводится предварительное распределение мест. Приглашаются родители на встречу. Если есть отказы, то они оформляются «Уведомлением о снятии ребёнка с регистрации в «Книге»» (слайд – уведомление о снятии с регистрации).
  4. После чего утверждается список детей, зачисленных в 1 мл. группу и выдача путёвок (слайд – путёвка).
  5. Следующий этап самый приятный. Созданные доверительные отношения способствуют плодотворному сотрудничеству:
  • заключается договор;
  • выдача пакета рекомендаций («Справочник для родителей», буклет);
  • родители пишут заявление о приёме ребёнка в ДОУ (слайд – заявление);
  • родители знакомятся с графиком поступления детей в группу на основе выявленной степени адаптации  ребёнка к условиям ДОУ

  1. Учитывая современные требования по компенсации части платы, взимаемой за содержание ребёнка в ДОУ, оформляются соответствующие документы.

Особое внимание хочется уделить составлению графика прихода новых детей в группу ДОУ.

(графики – раздаточный материал);

График, предложенный в качестве примера, демонстрирует основные тенденции: в группу приходит не более 1-2х новых детей в день, не более 1 ребёнка с тяжёлой адаптацией в неделю. Желательно не назначать  приход новых детей на понедельник, особенно детей с тяжёлой адаптацией. Введение в группу практически всех детей в течение месяца становится возможным за счёт большой предварительной работы, как сотрудников детского сада, так и семьи.

Дети, которые комфортно себя чувствуют в первой половине дня, остаются на сон и вечернее время к концу летнего периода. Чаще всего это дети с лёгкой степенью адаптации и часть детей со средней степенью адаптации. Наибольшие трудности на этом этапе связаны с приучением ребёнка к дневному сну в детском саду. И родители, и воспитатели рассказывают, что ожидает малыша и показывают ему кроватку, где он будет спать и предлагают взять с собой любимую игрушку. Желательно, чтобы родители в первую неделю, когда оставляют ребёнка на дневной сон, приходили не позже 16.00 ч.

Итак, для достижения легкой степени адаптации как детей, родителей, так и педагогов ДОУ нами разработаны:

  1. Процедура диагностики уровня возможной адаптации (она изложена в «Программе психодиагностики»);
  2. Варианты введения ребёнка в группу детского сада;
  3. Стандартный пакет рекомендаций для всех родителей (в «Справочнике для родителей» и в буклете);
  4. Пакет рекомендаций для воспитателей (в «Справочнике для воспитателей»);
  5. План индивидуального консультирования родителей в рамках работы адаптационно-консультативного клуба «Лучики в ладошках» для детей раннего возраста и их родителей;
  6. Систему работы с мамами будущих воспитанников в рамках реализации «Программы сопровождения семьи в период адаптации».

Наша практика работы с семьями, дети которых начинают посещать детский сад, свидетельствует, что большое количество проблем, связанных с адаптацией, снимается при установлении с родителями отношений сотрудничества. Такие отношения предполагают равные партнёрские позиции с прояснением желаний и возможностей каждой из сторон, с признанием собственного несовершенства и терпимым отношением к несовершенству другого. Если ребёнок готовится к детскому саду, если и семья, и воспитатели настроены на сотрудничество, то количество сложностей адаптации детей к ДОУ будет сведено к минимуму.