Современные технологии в работе с детьми раннего возраста в ДОО.
материал (младшая группа)

Чиркова Татьяна Александровна

Использование современных образовательных технологии в ДОУ в рамках внедрения ФОП ДО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные технологии в работе с детьми раннего возраста в ДОО.

Чиркова Т.А. воспитатель МБДОУ  №3

Актуальной проблемой современного общества является воспитание, развитие, обучение детей в возрасте от 1-го года до 3-х лет, т.е. раннего возраста.

В раннем детстве происходит закладка фундамента общего развития ребенка. Этот период целесообразно назвать стартом его человеческого начала. В раннем возрасте происходит закладка основ здоровья и интеллекта ребенка, именно в этот период большое значение должно уделяться умственному, социально-нравственному развитию, которые в свою очередь зависят от психофизического состояния и общего настроения ребенка.

В настоящий момент идет положительная тенденция к возрождению педагогики раннего детства: создаются новые программы, методики, разрабатываются развивающие технологии.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

  1. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

Внедрение информационно-коммуникационных технологий имеет ряд преимуществ перед традиционными средствами обучения. Использование в образовательном процессе электронных устройств дает возможность разнообразить способы представления необходимой информации детям (анимированные слайды, видеоролики, звуковое сопровождение и т.п.), что, в свою очередь, способствует привлечению внимания детей, формированию мотивации к обучению и росту познавательной активности.

Разнообразные ресурсы ИКТ помогают обеспечить и наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, а также формированию наглядно-образного мышления, что особенно важно для детей раннего возраста. Слайд-шоу и видеоролики позволяют показать природные явления, птиц, животных, организовать наблюдение за которыми непросто: например, распускающийся подснежник или одуванчик, скворца, сидящего рядом со скворечником, журчащий ручеек и т.д. Наиболее важную информацию на слайде можно выделить с помощью анимации. Движение какой-либо картинки поможет создать эффект волшебства, сказки и привлечёт внимание ребёнка, и он обязательно увидит и запомнит предложенную информацию. Таким образом, все специально разработанные материалы педагога, представленные в новом виде, будут услышаны и увидены.

2.Технологии проблемного обучения (создается проблемная ситуация, которая решается через активную самостоятельность детей).

Технология проблемного обучения помогает развить в ребенке самостоятельность, любознательность, активность, творческие способности. Ребенок раннего возраста активно познает и исследует окружающий его мир. Он задает взрослым огромное множество вопросов, ищет на них ответы, пытаясь построить свою картину внешнего мира. Со второй группы раннего возраста (2–3 года) дети начинают принимать участие в совместных с воспитателем опытнических действиях. Пока они представляют собой простейшие исследования, которые помогают малышам обследовать предметы, отмечая их цвет, величину или форму.

Проявляя свою любознательность и познавательную активность, ребенок сам может увидеть, что какие-то предметы тонут, а какие-то – плавают, что воздушный шарик летает и опускается вниз медленно, а брошенная машинка падает на пол быстро. У ребенка раннего возраста возникает множество вопросов по поводу явлений окружающей жизни. И задача педагога использовать и развивать в образовательном процессе эту особенность, искусственно создавать интересные для ребенка проблемные ситуации и вместе искать ответы на многочисленные «почему», «зачем» и «как». Ведь именно знания, приобретенные и усвоенные таким образом, представляют особенную ценность.

3.Технологии проектного обучения (заключается в активной, поэтапной, постоянно усложняющейся деятельности, которая реализуется педагогом вместе с детьми по намеченному плану и направлена на решение поисковых, исследовательских и практических задач).

В работе с детьми раннего возраста актуальным является применение технологии  проектного обучения.

Цель проектного обучения: совместный поиск вопросов, проблем и работа над поиском их решения, то есть ребенок задает вопрос и в результате совместной со взрослым деятельности находит на него ответ. При целенаправленном развитии умственных способностей ребенка, важно учить его ставить собственные задачи, а не решать поставленные. При реализации проекта, перед детьми ставятся различные проблемные жизненные ситуации, при решении которых, ребенок действует интуитивно, с помощью уже сформированных привычек и умений, через использование новых знаний, способов деятельности, которые нужно найти самостоятельно, чтобы решить поставленную практической задачу.

В раннем возрасте дети –«почемучки», которые интересуются буквально всем, все пытаются попробовать «на зуб», что очень удобно использовать в разработке краткосрочных проектов в работе с детьми раннего возраста. В процессе реализации проектов дети осваивают как общепринятые, так и нестандартные способы положительного коммуникативного взаимодействия со сверстниками.

4.Технология игрового обучения (представляет собой особую организацию образовательной деятельности и решение образовательных задач с использованием собственной активности ребенка).

Технология игрового обучения представляет собой группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме игр. Целью игровой технологии является развитие личности ребенка и его способностей. Через правильно организованную игру педагог может решить любую образовательную задачу.

В процессе игры даже ребёнок с пассивной познавательной позицией будет активным участником. В игре, в отличие от других форм образовательной деятельности, ребенок не боится ошибиться, сделать что-то не так. Ребенок играет, исходя из своих интересов и возможностей, стремления к самоутверждению; занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию, под воздействием привлекших его внимание игровых материалов. Игровые технологии:

-Игры по методике М. Монтессори

-Развивающие игры по методике Воскобовича

-Игры Никитина

-Дары Фребеля

-Бизиборд - развивающая доска

-Театрализованные игры

5. здоровьесберегающих образовательные технологии.

Здоровьесберегающих технологии также должны активно применяться в работе с детьми раннего возраста. Т.В.Хацкевич отмечает: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении».

здоровьесберегающих технологии представляют собой целую систему воспитательных, коррекционных, профилактических и оздоровительных мероприятий: соблюдение требований СанПиНа, режима дня, организация рационального питания, оптимизация двигательного режима, физкультурные занятия и досуги, комплексы закаливающих мероприятий, формирование основ здорового образа жизни. Важно, чтобы малыш усвоил, что в его теле нет органов, частей ненужных, некрасивых, что обо всех частях тела надо одинаково постоянно заботиться и в первую очередь содержать в чистоте. Особое внимание следует обращать на значимость для организма зарядки, приёма пищи, прогулки, сна и других режимных моментов. Нужно на доступном уровне формировать представление о том, что полезно и что вредно для организма. Обучение по данным направлениям должно проводиться и на занятиях (по ознакомлению с окружающим, с художественной литературой), и во время режимных моментов в различной форме (ситуативные беседы, игры-имитации). Регулярное и систематичное использование различных приемов здоровьесберегающих технологий в итоге поможет сформировать у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.

6.  Технология ТРИЗ - теория решения изобретательных задач;

7.  . Личностно – ориентированные технологии.

Личностно ориентированное обучение - это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.

Цель данной технологии – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него жизненного опыта.

В рамках личностно-ориентированной технологии в своей педагогической практике, помимо других, мы используем следующие методы и приемы работы : использование сенсорных коробок в работе с детьми раннего возраста и хепенинг, как нетрадиционный метод рисования.

Сенсорная коробка, это пособие для сенсорного развития детей раннего возраста, которое стимулирует развитие познавательных процессов, обогащает сенсорный опыт ребенка и способствует развитию мелкой моторики. В зависимости от наполнения коробки, игры с ней могут развивать и совершенствовать тактильное восприятие, слух, зрение и обоняние малыша.

Всем известно, что мелкая моторика неразрывно связана с нервной системой, зрением, восприятием, вниманием и памятью, а также с развитием речи ребенка, поэтому очень важно развивать её с самого рождения. Сенсорные коробки как нельзя лучше выполняют функцию её развития.

Тематически сенсорные песочницы могут быть самыми разнообразными, все ограничено лишь вашей фантазией.

Основой для подобной коробки может стать:

-таз для белья;

-большой пластиковый контейнер, в котором обычно в кладовках хранятся всякие ненужные вещи;

-картонные коробки;

-деревянный ящик и т. д.

В наполнители тоже может идти все, что угодно. Разные крупы: рис (белый и покрашенный пищевыми красителями, манка, овсянка, рис, крупная соль, всевозможные макароны, фасоль, горох.

Зимой: снег или песок, ведь это так здорово, когда в песочнице можно играть не только летом, но и дома зимой, галька, аквагрунт.

Также, это природные материалы: желуди, каштаны, шишки, трава, листья, шиповник, земля, камни, ракушки, мох. Далее это нарезанная бумага, ватные шарики, бумажные шарики, бумажные салфетки.

Тематика сенсорных коробок также может быть разнообразной, например, по временам года. Самая простая сенсорная коробка, наполненная, например, горохом, даст возможность ребенку расширить свой тактильный опыт — он сможет трогать, пересыпать, переливать, исследовать, закапывать, откапывать и просто играть.

Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приёмов, а как эффект игровой манипуляции.

Такой способ нетрадиционного изображения можно назвать "хепенинг" (в переводе с английского "случаться").

Хепенинг - форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художников, но не контролируемые им полностью. Хепенинг обычно включает в себя импровизацию и не имеет чёткого сценария.

При нём неизвестно, какое получится изображение, он заведомо успешен по результату, тем самым усиливает интерес детей к изобразительной деятельности.

В раннем возрасте доступен такой вид хепенинга как рисование пальчиками. Это способ примакивания пальцев руки к  поверхности бумаги разными способами (кончиками пальцев ставим точки, проводим пальчиками линии, прикладываем пальчики (раскрасим 1 - 2 пальчика и приложим их к бумаге - получатся звёздочки, деревья, соберём пальчики в пучок - получатся цветы и снежинки).

Рисуем кулачком: со стороны большого пальца выйдут розы, улитки, ракушки.

Рисуем полураскрытым кулачком: можем нарисовать радугу, бананы.

Освоив живопись пальцами, попробуйте рисовать ладошками или ногами на листе.

Ладошкой можно мазать, рисовать и печатать любые абстракции, наслаждаясь цветом или создавать сюжетные картины. По - разному поворачивая ручки, и дорисовывая к отпечаткам недостающие элементы, можно воплотить любые задумки.

Ладошка, с разведёнными пальчиками, смотрящими вниз, позволит увидеть в рисунке осьминога, если дорисовать ему глаза и рот.

С помощью отпечатков ладошек, сделанных по кругу, можно изобразить солнышко и цветок, дорисовав сердцевину.

В раннем возрасте доступен такой вид хепенинга как рисование на подносе. Насыпьте слой манки толщиной 2 - 3 миллиметра на поднос, разровняйте. Проводя пальцем по манке, можно изобразить геометрические фигуры, солнышко, цветок и т. д.

Польза от рисования пальчиками:

-Хорошо развивают мелкую моторику, что способствует развитию речи.

-Развитие тактильной чувствительности. Это новые ощущения при макании пальчика в краску, при ведении пальчиком по различным поверхностям для рисования.

-Осознание ребёнком собственного тела.

-Раннее развитие творческих способностей.

-Развитие ловкости пальцев и кистей рук. Раскрашивая пальчиком изображение, малыш учится чувствовать границы.

-Развитие представлений о цвете.

-Развитие воображения и образного мышления.

Таким образом, личностно-ориентированные технологии обеспечивают условия для развития индивидуальности ребенка раннего возраста, максимально развивают индивидуальные познавательные способности ребенка раннего возраста, на основе имеющегося у него жизненного опыта.

Выводы. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что для повышения качества образования и обеспечения полноценного и всестороннего развития ребенка в педагогическую практику работы с детьми раннего возраста требуется внедрение современных технологий. Применение современных педагогических технологий помогает сделать образовательно-воспитательный процесс эффективным, личностно-ориентированным. Ведь в процессе воспитания и развития ребенка важно не только то, ЧЕМУ научить, но и то, КАК это сделать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии в работе с детьми раннего возраста в дошкольной общеобразовательной организации

В последнее время сделано много для возрождения педагогики раннего детства: создаются новые программы, методики, разрабатываются развивающие технологии....

Современные технологии в работе с детьми раннего возраста

Раннее детство — фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в эти годы закладываются основы здоровья и интеллекта ребенка, в этом воз...

Современные технологии в работе с детьми раннего возраста в дошкольной общеобразовательной организации.

Раннее детство — фундамент общего развития ребенка. Именно в эти годы закладываются основы здоровья и интеллекта ребенка, умственное и нравственное развитие. Задачей в с...

Современные технологии в работе с детьми раннего возраста в дошкольной общеобразовательной организации

Личностно – ориентированная технология. Цель данной технологии – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основ...

«Использование современных технологий в работе с детьми раннего возраста» (из опыта работы)

Раннее детство — фундамент общего развития ребенка. Именно в эти годы закладываются основы здоровья и интеллекта ребенка, в этом возрасте умственное и нравственное развитие особенно зависит от ф...

Консультация для родителей «Современные технологии в работе с детьми раннего возраста»

Воспитание и развитие детей раннего возраста — одна из самых актуальных проблем современного общества.Раннее детство — фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих...

Консультация для педагогов: "Современные технологии в работе с детьми раннего возраста"

quot;Недостаточно внимательное отношение к возрасту первого детства отражается губительно на всей жизни человека…" В.М. Бехтерев...