«Такие разные эмоции» Формирование основ эмоциональной выразительности у старших дошкольников
методическая разработка (старшая группа)
Тема: «Такие разные эмоции»
Формирование основ эмоциональной выразительности у старших дошкольников
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для воспитателей дошкольных групп
Тема: «Такие разные эмоции»
Формирование основ эмоциональной выразительности у старших дошкольников
(подготовила – воспитатель Шабунина Елена Н)
Цель: обобщение, систематизация и распространение личного педагогического опыта широкой аудитории педагогов ДОУ.
Задачи:
- Создание условий для профессионального развития педагога, в ходе которого приобретается опыт по развитию эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста.
- Формирование индивидуального стиля творческой педагогической деятельности в процессе инновационной работы.
План проведения мастер–класса:
- Обобщение педагогического опыта по теме.
- Игры и упражнения для развития эмоциональной выразительности у детей.
- Рефлексия
а) было ли что-то новое, интересное; б) чем запомнился мастер–класс.
Ход мастер–класса
Уважаемые коллеги! Приветствую вас на мастер–классе «Такие разные эмоции!» и сразу же предлагаю вам поиграть. Динамическая игра «Хороший день» на создание положительного эмоционального настроя.
Давайте вместе с нами Потопаем ногами, Похлопаем в ладоши. Сегодня день? Хороший!
В ходе мастер-класса я представлю вашему вниманию игры и упражнения, способствующие развитию эмоциональной выразительности у детей старшего дошкольного возраста.
Всем вам известно, что дошкольный период является сензитивным для развития многих психических процессов. Элементарные нравственные представления и чувства, навыки поведения, приобретенные ребенком в это период, становятся фундаментом для развития новых форм поведения, правил и норм. Если говорить об эмоциональной сфере, то она является ведущей сферой психического развития в детстве. Под ее влиянием происходит формирование высших психических функций, поведения и личности в целом. В дошкольный период эмоциональный мир ребенка стремительно развивается. Ребенок начинает понимать свои чувства, учится проявлять их или, наоборот, прятать от окружающих. Становление и развитие эмоциональности у детей происходит в процессе общения, так как общение строится на способности всех участников коммуникации считывать эмоциональное состояние друг друга.
Сфера общения – это важнейшая личностная характеристика, быстро развивающаяся в период от 5 до 10 лет. От ее качества во многом зависит эмоциональный комфорт ребенка в настоящем и его дальнейший успех.
Многие специалисты, работающие с детьми, отмечают, что за последние годы очень сильно изменилась картина детства. Современные дети сильно отличаются от своих сверстников ХХ века. Они воспитываются в мире гаджетов, помещены в мощное информационное поле, легко и быстро осваивают огромное количество информации. Но время проведения за гаджетами и компьютером зачастую сокращает время непосредственного общения детей между собой и с родителями.
В этом как раз и состоит актуальность данной темы, так как в ходе целенаправленного педагогического процесса по развитию эмоциональной сферы детей мы способствуем развитию у них эмоциональной устойчивости, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, а также способствуем формированию адекватной положительной самооценки.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012г. укрепление и защита психического здоровья детей, в том числе эмоционального благополучия, выделены как одна из основных задач.
Развитие эмоциональной сферы в дошкольном учреждении происходит по следующим направлениям:
- осознание детьми факта существования эмоций. Здесь используются следующие приемы:
- фиксация внимания ребенка на чужих и его собственных проявлениях эмоции, называния эмоции (например, «я понимаю, тебе грустно» или «посмотри, Катя обиделась»)
- побуждение детей к переживанию совместных эмоций (например, радости, удивления) в подвижных играх и забавах, называя их;
- подражательное воспроизведение чужих эмоций. Например, при чтении художественной литературы попросить детей изобразить при помощи мимики и жестов эмоциональное состояние персонажа;
- беседы с детьми в рамках лексической темы «Человек».
- развитие способности узнавать, понимать и осознавать свои и чужие эмоции. Приемы:
- повторное воспроизведение эмоций в заданных упражнениях (например, игры на накопление эмоций, на развитие эмоциональной выразительности речи, использование образа- настроения «храбрый гусенок»);
- анализ и словесное описание проявления эмоций, причин эмоций (например, во время проведения этических бесед, анализа литературных произведений, анализа ситуаций за день во время проведения «Вечернего круга»);
- оказание помощи в регуляции эмоций, т.е. научить правильно и полноценно их переживать.
- игры на преодоление негативных эмоций,
- игры на снятие эмоционального напряжения,
- игры на развитие эмпатии у детей.
Практическая часть
Работа по осознанию детьми факта эмоций проводится в рамках занятий и бесед в ходе тематического периода «Человек», «Семья». Можно знакомить с этой темой посредством
психологических сказок. Сказка богата образами, в ней присутствует интригующий сюжет, она создает позитивную атмосферу и, таким образом, через нее проще дать представление о каких- либо понятиях дошкольникам. Например, нужно дать понятие важности эмоций в жизни человека. Поможет этому сказка из книги «Портал в мир ребенка» (авторы О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев). В этой сказке ребенок увидит, каким станет мир без эмоции (см. Приложение).
Работа по ознакомлению с художественной литературой и по развитию речи дает нам большие возможности по развитию способностей узнавать эмоции и тренировать их. Например,
чтение сказки Л.Н. Толстого «Белка и волк». Во время чтения педагог предлагает детям изобразить состояние и эмоции главных героев сказки.
«Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить: «Пусти меня». Волк сказал: «Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху все играете и прыгаете».
Белка сказала: «Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя». Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала: «Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и некому зла не делаем».
А теперь, уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию ряд игр и упражнений, которые помогают формировать и развивать эмоциональную выразительность детей.
Представленные игры подобраны в соответствии с направлениями, которые были перечислены выше.
Игра «Маска»
Цель: развитие навыка координации речи с движениями, развитие эмоциональной выразительности, снятие эмоционального напряжения.
Дети становятся в круг. Выполняют движения в соответствии с текстом. Раз-два, раз-два (хлопки в ладоши, закрывают лицо ладонями),
Лица добрые сперва, (открывают лицо, изображают радость).
Раз- два-три, раз-два-три (хлопают в ладоши, закрывают лицо ладонями).
Лица злые, посмотри! (Открывают лицо, изображают злость).
Раз-два, раз-два, (хлопают в ладоши, снова закрывают лицо ладонями).
Лица добрые. Ура!
Игра «Угадай-ка»
Цель: умение определять эмоции по выражению лица.
- Мои глаза слегка прищурены. Уголки рта слегка приподняты. Я смеюсь. Я…….(радость).
- Глаза слегка сужены. Уголки рта опущены. Я плачу….. Я …….(грусть).
- Брови нахмурены и сдвинуты. Зубы стиснуты. Губы плотно сжаты. Ноздри расширены и дрожат. Я сжимаю кулаки. Хочу ударить. Я……(злость).
- Брови приподняты. Рот слегка приоткрыт, округлен. Глаза широко раскрыты. Я восклицаю: «О-о-о-!» Я - …….(удивление).
- Мои брови приподняты и слегка сведены к переносице. Глаза очень широко открыты. Я хочу защититься, спрятаться. Я ………(страх).
- Я сосредоточен. Смотрю внимательно на предмет. Мои брови слега сведены, головы слегка наклонена. Я (интерес).
- Я опускаю и отворачиваю голову в сторону, прячу глаза. У меня краснеет лицо и уши. Я испытываю (стыд).
Игра «По грибы»
Цель: развитие способности изображать и узнавать эмоции.
Детям предлагается изобразить с помощью позы, мимики и жестов какой-либо из грибов: съедобный или несъедобный. Водящий – «грибник», он бродит между «грибами» и по внешним признакам пытается рассортировать их. Если он почувствовал, что гриб съедобный, он говорит:
«Хороший грибок, полезай в кузовок» - и уводит игрока в одну сторону. Если ему кажется, что это не так, то он со словами: «Несъедобный грибок, иди в уголок!» - уводит игрока в противоположную сторону. В конце игры грибник проверяет правильность своего выбора и приносит «грибам» извинения, если что-то перепутал.
Игра «Тренируем эмоции»
Цель: развитие способности понимать чувства и настроения людей.
Педагог просит ребят:
- нахмуриться, как осенняя туча;
- улыбнуться, как кот на солнце (Буратино);
- позлиться, как ребенок, у которого отняли мороженое;
- испугаться, как котенок, на которого лает собака;
- устать, как муравей, который притащил большую муху;
- отдохнуть, как ребенок, который потрудился, но помог маме.
Игра «Глаза в глаза»
Цель: развитие эмоциональной выразительности, способности понимать и узнавать чужие эмоции.
Дети разбиваются на пары, берутся за руки. Педагог предлагает: «Глядя только в глаза и чувствуя руки, попробуйте молча передать разные эмоции. Например, «Я грустный, помоги мне!», «Мне весело, давай поиграем!», «Я обижен, не хочу с тобой дружить». Потом дети обсуждают, какая эмоция передавалась и воспринималась.
Игра «Далеко-близко»
Цель: развитие силы голоса, развитие внимания, координация речи движения, дифференциация звуков, развитие творческих способностей.
Дети произносят слоговой ряд с постепенным повышением, а затем понижением голоса.
Вариант игры «Ежик»
Дети изображают ежика, который подходит все ближе и ближе, дети произносят: «пых – пых – пых» с повышением интонации, а потом ежик уходит, и дети произносят те же слова с понижением интонации.
Игра «Кто же это?»
Цель: развитие интонационной выразительности голоса, активизация словарного запаса, воображения.
Дети стоят в кругу. Педагог держит в руках «волшебный мешочек», в котором лежит картинка с изображением любой птицы и спрашивает у рядом стоящего ребенка: «Может быть, это синица?». Ребенок отвечает: «Может быть, это и синица», используя утвердительную интонацию. А потом он сам спрашивает у соседа: «Может быть, это воробей?». Таким образом, передавая мешочек друг другу, дети вспоминают и называют всех изученных ранее зимующих птиц. После вопроса последнего ребенка педагог предлагает открыть мешочек, увидеть картинку и «оживить» ее с помощью звукоподражаний и движений.
Игра «Стойкий солдатик»
Цель: развитие самоконтроля и снятие психоэмоционального напряжения.
Необходимо сказать ребенку: «Когда ты сильно возбужден и не можешь остановиться, взять себя в руки, встань на одну ногу, а другую подогни в колене, руки опусти по швам. Ты превратился в стойкого солдатика на посту, ты честно несешь свою службу. Оглянись по
сторонам, заметь, что вокруг тебя делается, кто чем занят, кому надо помочь. А теперь поменяй ногу и посмотри еще пристальней. Хорошо! Ты настоящий защитник!».
Игра «Мешочек для крика»
Цель: безопасное выражение своего гнева.
Если ребенок дерется и кричит, ему дается мешочек и предлагается отойти в сторону и громко покричать в мешок. Затем мешочек завязывается и убирается. Ребенку дается установка: пока мешочек у него, можно кричать столько, сколько захочешь, но если мешочек отпустил, то общаться с окружающими надо спокойно, обсуждая то, что произошло.
Игра «Спаси птенца»
Цель: развитие самоконтроля и снятие психоэмоционального напряжения.
Педагог говорит детям: «Представьте, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь согрейте его медленно, по одному пальчику сложите
ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложите ладони к своей груди, отдайте птенцу доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскройте ладони, и вы увидите, что птенец радостно взлетел; улыбнитесь ему и не грустите, он еще прилетит к вам».
Игра «Крокодиленок» (на печатной основе)
Цель: развитие способности изображать и узнавать эмоции.
Игрок вытягивает карточку с забавным двустишием и разыгрывает описанные в ней чувства и эмоции без слов. Остальные игроки пытаются разгадать пантомиму.
Уважаемые коллеги, спасибо за внимание!
Приложения
Замороженная страна
Нина и Коля очень любили мороженое. Они могли есть пломбир, и рожки, всякие другие сорта, главное, чтобы мороженого было побольше.
Мама понимала, что мороженое иногда идет у них вместо супа или второго, поэтому иногда пугала их:
- Вот попадете в замороженную страну.
- Нет такой страны, - отвечали ребята. – Англия есть, Франция есть. А замороженной – нету. Мы в волшебство и сказки не верим.
Услышала эти слова злая волшебница:
- Как же это они в меня не верят? Надо их наказать.
Заколдовала она пломбир в стаканчике, который дети только что в магазине купили, откусили они по кусочку и попали в замороженную страну.
Нет, не из мороженного там жили люди и не из снега. Просто чувства их были заморожены. Они никогда не радовались, не злились, не грустили и не обижались.
Нина с Колей сначала этого не поняли. Подошли они к детской площадке, а там никто не играет. Пустая она. Зачем играть, если это радости не приносит?
А рядом с площадкой мальчик в кепке кошку мучает. К хвосту консервную банку привязывает. Кошка визжит. Но никто к ней на помощь не приходит. Никто не жалеет. Ведь никто жалости не чувствует.
Идут дальше дети. Видят, девочка сидит на лавочке. Листы из книжки вырывает, на землю бросает.
- Зачем ты это делаешь? – спросил Коля.
- А мне книги читать не интересно, - ответила она. – Мне ничего не интересно.
Испугались Нина и Коля, что навсегда в этой стране останутся. Обрадовались, что их собственные чувства замерзнуть не успели. Взялись за руки и выпрыгнули из этой страны прямо к своему дому. Как у них это получилось? Не знаю. Но точно уверена, что если очень сильно постараешься, то все получится. А вы, ребята, хотите в замороженную страну?
Вопросы для обсуждения
- Пугала ли мама Нину и Колю замороженной страной, или она знала, что эта страна существует?
- Могли бы Нина и Коля остановить мальчика, который мучил кошку? Как?
- Как незамороженные чувства Нины и Коли помогли им вернуться домой?
- А ты умеешь прислушиваться к своим чувствам?
Белка и волк
«Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить: «Пусти меня». Волк сказал: «Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху все играете и прыгаете».
Белка сказала: «Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя».
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала: «Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и некому зла не делаем».
Л.Н. Толстой
Литература
- Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций детей 5-7 лет. - Академия развития. Ярославль, 2000.
- Невская В.П. Речевые игры и упражнения. – М., 2013
- Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников. Под редакцией Н.Е. Куражевой. – СПб., М., 2021.
- Психология детства. Под редакцией А.А. Реана. – СПб., М., 2003.
- Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е. Портал в мир ребенка. – М., 2020.
- Материалы интернет-ресурсов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность как средство формирования основ экологической культуры у старших дошкольников
описание проекта "Живи Земля" разделен на две презентации...
Проектная деятельность как средство формирования основ экологической культуры у старших дошкольников 2
вторая часть презентации проекта "Живи Земля"...
Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности старших дошкольников в ситуации дорожного движения средствами игровой деятельности
У дошкольников обязательно нужно развивать самостоятельность и ответственность, чтобы в опасные моменты своей жизни, они всегда могли адекватно действовать. Ведь столкнувшись с опасной ситуацией, дети...

«Формирование основ культуры здоровья у старших дошкольников»
Здоровье детей и его состояние относиться к числу важнейших характеристик, определяющих положение детей в обществе, и отражает состояние здоровья всего общества. В публикациях последних лет подчеркива...

формирование основ здорового образа жизни старших дошкольников
В настоящее время отмечается низкий уровень знаний о ценности своего здоровья родителей и о здоровье их детей. Как известно, здоровье чаще всего зависит от образа жизни, чуть менее – от окружающей сре...

Формирование основ образного мышления у старших дошкольников через занятия изобразительной деятельностью сопровождаемое музыкой
Выкладываю материал из опыта работы. Информация будет интересна музыкальным руководителям и воспитателям....

