Оздоровление детей в летне-оздоровительный период
консультация

Шапырина Елена Николаевна
Оздоровление детей в летне-оздоровительный период

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация оздоровительной деятельности детей в детском саду в летнее время имеет свою специфику и определяется задачами воспитания в дошкольном учреждении.

Содержание педагогической работы в этот период должно быть направлено на создание оптимальных условий для активного отдыха детей, увеличение двигательной активности, обеспечение мер по укреплению здоровья, закаливанию организма и так далее.

Центральное место занимает режим дня. Для достижения оздоровительного эффекта в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на свежем воздухе, соответствующая возрасту продолжительность сна и других видов отдыха.

Вся деятельность детей в летний период переносится на улицу. Началом успешного дня является утро радостных встреч. Научите детей встречать грядущий день с улыбки и хорошими мыслями, ведь утренняя улыбка заряжает бодростью и хорошим настроением на весь день.

Основной целью коллектива дошкольного учреждения в летнее время является общее оздоровление и укрепление детского организма. Добиться этого возможно только благодаря совместным усилиям педагогического, медицинского и обслуживающего персонала, его своевременной подготовке к летнему оздоровительному сезону.

Физическое воспитание летом имеет свои особенности, хотя и является продолжением работы, проводимой в течение учебного года, организуются следующие мероприятия: 

•      утренняя гимнастика, 

•      элементы физического воспитания в режиме дня (самостоятельная двигательная деятельность, подвижные игры),

•      закаливающие процедуры, 

•      совместная и самостоятельная деятельность (различные игры с использованием физкультурного оборудования),

•      прогулки за территорию ДОУ (прогулки, пешие походы, оздоровительный бег, игры).

Работа в летний период проводится через следующие формы организации детей:

•      специально организованная деятельность детей – занятия, экскурсии, развлечения, где дети получают новые знания, устанавливают причинно следственные связи;

•      совместная деятельность воспитателя и детей – беседы, разучивание стихов, тренинги, чтение художественной литературы, обыгрывание различных ситуаций, игры, в процессе которых закрепляются знания, полученные в процессе организованной деятельности.

Работа обязательно проводится в занимательной увлекательной форме, часто «используются» игровые персонажи, чтобы усвоение материала было более живым и лёгким. Использование игры позволяет дошкольникам становиться более самостоятельными и получать более глубокие знания.

Летний период – хорошее время для привлечения детей к трудовой деятельности. Дети старшего возраста, например, с удовольствием помогают воспитателю в работе на участке, цветнике и огороде, помощи младшим воспитанникам, хозяйственно-бытовому труду, организации совместных развлечений и других мероприятий. В ходе трудовой деятельности с детьми закрепляются знания о профессиях, разучиваются пословицы и поговорки о труде.

Утренняя гимнастика должна проводиться на спортивной площадке или участке. Гимнастика повышает мышечный тонус и создаёт положительный эмоциональный настрой. Одно из основных требований – утренняя гимнастика не должна носить принудительного характера. Чтобы гимнастика проходила интересно, динамично, необходимо широко использовать музыкальное сопровождение, спортивный инвентарь, привлекательные атрибуты (платочки, ленточки, флажки и т.п. – для коллективного выполнения движений). Содержание утренней гимнастики зависит от возраста детей (имеющихся у них двигательных навыков), условий проведения и планируемой двигательной деятельностью в течение дня. Детей младшего возраста следует упражнять в правильном использовании оборудования, применении навыков ориентировки в пространстве (на участке, спортивной площадке). Для старших дошкольников важно, чтобы они могли реализовать свои интересы в спортивных играх и упражнениях, проявляя имеющиеся у них двигательные способности и всячески развивая их.

Формирование основ физической культуры тесно связано с решением задач экологического воспитания: становление потребности в здоровом образе жизни, обучение природосберегающему поведению, уважению к живому, соблюдению правил экологической безопасности, использованию природных факторов для укрепления физического, эмоционально-психического здоровья.

Специально организованная исследовательская деятельность позволяет воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а педагогу – сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников.

 Экспериментирование включается в различные формы работы с детьми: экскурсии, прогулки, путешествия, трудовую деятельность, наблюдения, проведение опытов, организованное как самостоятельная или совместная деятельность.

Лето предоставляет благоприятные возможности для разнообразной изобразительной деятельности детей, насыщенной новыми яркими впечатлениями. Летом можно широко использовать нетрадиционные техники изобразительной деятельности, такие как: « «Мозаичная живопись», «Пластилиновая живопись», «Набрызг», «Печать природными формами», «Рисование мятой бумагой, кусочками картона с разной текстурой», «Кляксография», «Волшебные нити».

Летом необходимо проводить больше досуговразвлечений, особенно интересны детям «неожиданные» праздники: «Праздник веселых мячей», «Праздник мыльных пузырей», «День любимой игрушки» и другие.

Такие праздники не требуют долгой подготовки, но неизменно вызывают большой интерес детей.

Одним из важнейших вопросов в работе в летний период является организация досуга детей. С одной стороны, хорошая погода и возможность проводить достаточно времени на свежем воздухе во многом снимают остроту этой проблемы. Однако привычные игры детям быстро надоедают, и, если их активность не находит применения, они стремятся заполнить своё время самыми разными формами деятельности и при отсутствии руководства способны нанести ущерб как самим себе, так и окружающим.

Педагогу важно найти баланс между самостоятельной активностью детей и педагогически организованным досугом.

Лето – благоприятный период для реализации программных задач по ОБЖ и формированию у воспитанников культурно-гигиенических навыков.

 

 «Организация разных видов игровой деятельности в летний период в ДОУ».

  

       Лето – самая любимая пора всех детей, ведь в теплую погоду можно практически целый день проводить на улице. Одним из важнейших вопросов в работе дошкольного учреждения в летний период является организация досуга детей. С одной стороны, хорошая погода и возможность проводить достаточно времени на свежем воздухе во многом снимают остроту этой проблемы. Однако привычные игры детям быстро надоедают, и, если их активность не находит применения, они стремятся заполнить своё время самыми разными формами деятельности и при отсутствии руководства способны нанести ущерб как самим себе, так и окружающим.

      Оптимальной формой организации детского досуга в летнее время может быть такое мероприятие, которое не требует значительной подготовки со стороны детей, имеет развивающую и воспитательную функции проводится в эмоционально привлекательной форме. Кроме того, важно, чтобы это мероприятие не требовало также громоздкой подготовки со стороны педагогов. Таким видом деятельности является игра.

      В жизни ребенка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития.

На прогулке воспитатель может использовать различные виды игр:

 подвижные;  малоподвижные;

 спортивные игры;  игры–соревнования;

 игры – забавы; 

 сюжетно – ролевые игры;

 дидактические словесные игры;

 творческие игры;

  пальчиковые игры;

 настольные игры и многие другие.

   При этом  важно учитывать индивидуальные и возрастных особенности детей, а также погодные условия.

      Во время игр на просторе, в природных условиях у детей формируются умения использовать приобретенные навыки в многообразных жизненных ситуациях. У них развивается ловкость, быстрота, они становятся сильными и выносливыми, приучаются действовать смело, проявляя активность, настойчивость, инициативу и самостоятельность. У них воспитывается чувство дружбы и товарищества, взаимопомощи и честности.    В подвижных играх можно применять все виды движений. 

   Одним из основных средств физического воспитания являются подвижные игры. 

 Подвижная игра – сознательная  активная двигательная деятельность ребенка, предполагающая точное и своевременно выполнение заданий, которые связаны с обязательными для всех играющих правилами. Соблюдение правил игры имеет большое воспитательное значение. Специфика подвижной игры состоит в молниеносной ответной реакции на сигналы типа «Лови!», «Беги!», «Стой!».

     Подвижная игра может исполнять роль дидактической со всеми ее особенностями. Благодаря ощущению радости движения ребенок выполняет дидактическую задачу игры более эффективно без ущерба для здоровья, так как не ущемляется потребность дошкольника в природной подвижности.

      Подвижная игра становится эффективным средством закрепления знаний, умений. Физические упражнения и положительные эмоции, получаемые в ходе подвижной игры, способствуют решению ее дидактической задач, влияют на восприятие, память, внимание, способность быстро ориентироваться, сопоставлять, делать выводы.

     При организации подвижной игры следует придерживаться следующих правил:

 Правила игры должны быть просты, четко сформулированы и понятны детям той возрастной группы, для которой она проводится.

 Игра должна способствовать развитию мыслительной и двигательной активности.

 Игра не должна подвергать детей риску, угрожать их здоровью.

 Каждый участник игры должен принимать в ней активное участие.

 В играх должны решаться как двигательные, так и обучающие задачи.

 Игру нельзя оставлять незаконченной.

 Инвентарь для игры должен быть красивым, интересным, безопасным.        На участке, можно использовать игры с использованием художественных литературных текстов, игровых образов и сюжетных ситуаций. Такие игры не продолжительны по времени, и потому возможно их неоднократное повторение с меняющимися водящими. В зависимости от подготовленности детей, наличия необходимых условий, опыта воспитателя игры, предлагаемые для младших групп детей, могут быть использованы в старшем возрасте, и наоборот.

       Дидактические словесные игры («Кто летает, бегает, прыгает», «В воде, в воздухе, на земле», «Один много»,  «Назови ласково», «Назови одним словом», «Доскажи слово», «Так бывает или нет», «Какая, какой, какое», «Кто больше  назовёт действий», «Загадай, мы отгадаем», «Четвёртый лишний», «Когда ты это делаешь», «Испорченный телефон», «Нужно – не нужно» и другие) не требуют никакого оборудования. Проводятся они с целью закрепления знаний о функциях и действиях тех или иных предметов, обобщения и систематизации знаний. Эти игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

 

   Творческие игры на прогулке это могут быть строительные игры с природным материалом: песком, глиной, мелкими камушками, шишками и т.д. в них дети, созидая, познают свойства и качества материалов. Этими играми надо руководить. Для эффективности проведения таких игр необходимо иметь наборы формочек для игр с песком, резиновые фигурки людей и животных, фанерные силуэты домов, деревьев, шишки, веточки, печатки, карандаши для создания «картин» на песке и т.д.

 

       Рисование мелками. Намного интереснее рисовать с детьми на улице. Возьмите с собой набор цветных мелков, и смело разрисовывайте асфальт. Причем рисовать можно не только человечков, картинки, но и изучать буквы, цифры и т. д. С детьми постарше можно поиграть в классики и другие аналогичные игры.

 

       Надувание мыльных пузырей. Такая игра будет, не только полезна, но и доставит массу удовольствия! Главное набраться терпения и научить ребенка надувать мыльные пузырьки. Летние игры для детей с помощью мыльных пузырей станут не только радужными, но и веселым развлеченьем в виде догонялок за пузырями. Надувая пузыри, малыши тренируют легкие. Кроме того, дуть в одну сторону не такое уж легкое задание! Дуть мыльные пузыри можно не только через палочку, но и через соломинку, и чем больше отверстие, тем больше получатся пузыри.

 

    На самостоятельную деятельность у дошкольников остается сравнительно мало времени, но она должна иметь место, поскольку детям предоставляется возможность проявить свои творческие способности, поиграть в любимые игры, используя оборудование участка, игрушки и пособия, которых нет в группе, побегать.

 

 Лето – самый благоприятный период для укрепления физического и психического здоровья и развития детей. Необходимо максимально использовать оздоравливающий и развивающий потенциал этого времени года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование развивающей среды территории детского сада , в развитии речи детей,в летней -оздоровительный период

Лето -это  период не только отдыха от занятий детей , но и еще одна возможность воспитателя проверить все то- что ребенок усвоил за пройденный период. Чтобы закрепить знания детей по развитию реч...

План развлечений для детей в летний оздоровительный период.

В связи с тем, что в летний период уменьшается количество занятий, режим дня максимально насыщается деятельностью на открытом воздухе: прогулки, экскурсии, походы, игры на природе позволяют детям прио...

Памятка для родителей (законных представителей) «Безопасность детей в летний оздоровительный период»

Памятка для родителей (законных представителей) «Безопасность детей в летний оздоровительный период»...

Физическое развитие детей в летний оздоровительный период

Физкультурно - оздоровительная работа в течении дня в разных режимных моментах в летний оздоровительный период...

Консультация для родителей "ЗАКАЛИВАНИЕ ДЕТЕЙ В ЛЕТНИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД".

Материал о том, как необходимо беречь здоровье детей, укреплеплять его....

"Закаливание детей в летний оздоровительный период"

Закаливающие процедуры тренируют защитные силы организма, повышают его устойчивость к неблагоприятным воздействиям внешней среды особенно к холоду, потому что охлаждение - наиболее частая причина разв...

Консультация для педагогов на тему: " Оздоровление детей в летне-оздоровительный период

Летний период — это время, когда дети могут полноценно отдыхать, оздоравливаться и укреплять свое здоровье. Важно использовать это время для организации физической активности, оздоровительных ме...