Психологическая безопасность ребенка
методическая разработка
В работе раскываются: Термин «психологическая безопасность»; Признаки благополучия и неблагополучия; Источники угроз; Признаки психологического неблагополучия в игре ребенка; создания комфортной, психологически безопасной среды в дошкольном учреждении; Памятка родителям и педагогам.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическая безопасность
Введение. В настоящее время проблема психологической безопасности и эмоционального благополучия детей как никогда актуальна. В последние годы резко возросло количество детей дошкольного возраста с различными психологическими проблемами. А ведь дошкольное детство - ключевой период становления личности человека и даже незначительные на первый взгляд симптомы психологического дискомфорта дошкольника могут сказаться на дальнейшем развитии ребенка, и на всей его жизни в целом.
1. Определение. Термин «психологическая безопасность» в общем обозначает положительное самоощущение человека, его эмоциональное, интеллектуальное, личностное и социальное благополучие в конкретных социально-психологических условиях, а также отсутствие ситуаций нанесения психологического ущерба личности и ущемления ее прав. Если немного конкретизировать, то психологическая безопасность – это защищенность от различных угроз: психологического насилия, оскорбления, унижения и пренебрежения, от недоброжелательного отношения; проявляется в ощущении человеком психологического и эмоционального комфорта.
Психологическая безопасность ребенка проявляется как устойчивое во времени положительное эмоциональное состояние. Это норма, в этом состоянии ребенок должен пребывать большую часть жизни. Эмоциональное благополучие и ощущение собственной безопасности у ребенка является условием развития цельной и гармоничной личности и основой его психологического здоровья.
2. Признаки благополучия и неблагополучия
Психологическая безопасность и эмоциональное благополучие дошкольника определяется как позитивные характеристики и качества: соматическое и психическое здоровье, позитивное мировосприятие и самооценка, активность и любознательность, открытость и доверчивость взрослым, подражательность наряду со стремлением к самостоятельности и, конечно, все виды игры.
Эмоциональное неблагополучие ребёнка дошкольного возраста представляет собой отрицательно окрашенное эмоциональное состояние, нестабильность и неадекватность эмоциональных реакций при взаимодействии с окружающим: доминирование или неуверенность в себе, повышенная тревожность, наличие страхов, заниженная самооценка, трудности общения с окружающими (родители, педагоги, сверстники).
При нарушении психологической безопасности у ребенка появляются: трудности засыпания и беспокойный сон; обидчивость и плаксивость, повышенная агрессивность; беспокойство; неуверенность в себе. Ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально жмется к ним; проявляет упрямство; может быть подергивание плеч, качании головой, дрожание рук и др.
3. Источники угроз психологической безопасности ребенка
Выделяются две группы угроз, приводящих к возникновению эмоционального неблагополучия у детей: биологические (внутренние) и социально-психологические (внешние).
Внутренние или биологические угрозы, включают в себя генетические факторы (наследственность), общую соматическую ослабленность (здоровье), перинатальный период мамы (беременность, роды, послеродовый период).
Но главной угрозой здоровью ребенка является социальная ситуация развития (внешняя группа). В этом случае психологической безопасности ребенка угрожают нарушения в детско-родительских отношениях, нарушения во взаимоотношениях со сверстниками и воспитателями в детском саду. Симптомы «неблагополучия» детей появляются в тот момент, когда психика и нервная система ребенка уже не справляются с определенной жизненной ситуацией.
И чаще всего эти сбои спровоцированы сложными для восприятия ребенка отношениями внутри семьи. Это могут быть: отсутствие эмоциональной близости между родителями и ребенком, неприятие ребенка родителем, непоследовательность родительского воспитания, конфликты, психическое состояние самих родителей и т.п. Любые тревожные сигналы от детей (тики, запинки, плаксивость, слова «я тебя не люблю», «я никому не нужен», грубое обращение с домашними животными, неискренность и многие другие) – это формы реакции детской психики на травмирующую их ситуацию.
Дети не рождаются с «плохим» характером, они так реагируют на сложные обстоятельства жизни, реагируют появлением «опасных» симптомов. Вот реальный пример из психологической практики: «Папа 4-х летнего малыша все свое время проводит за компьютером (работа, игры, социальные сети). Мальчик, видя, что он практически не нужен своему папе (мысли ребенка) и переживая по этому поводу, начинает запинаться всякий раз, обращаясь к отцу. Родителя нарушение в речи сына раздражает и он требует, чтобы малыш старался говорить без запинок. Мальчик, самостоятельно не справляясь с требованием отца, начинает тревожиться по поводу своего произношения и старается вообще меньше разговаривать . Как следствие, все, что раньше озвучивалось словами, теперь проявляется в форме эмоций (слезы, злость, неудовольствие). Ребенок вместо обращения начал толкать и щипать отца, выключать компьютер, за что стал наказываться. Накопившуюся к папе агрессию мальчик направил на собаку (не может дать сдачи), живущую в квартире, поведение ребенка резко ухудшилось. Родители обратились к врачу и в жизни ребенка появились первые лекарственные успокоительные препараты и логопедические занятия. Через две недели маму встревожили хроническая грусть мальчика, апатия и отказ от общения со сверстниками. Последней каплей до посещения психолога стали слова 4-летнего малыша «я ничего не хочу больше». Ситуацию удалось нормализовать за месяц: папа (понял, адекватно отреагировал!) сократил время проведения за компьютером, исключив игры, ввел правило спокойно обсуждать с сыном «мужские вопросы». У ребенка уменьшилась тревога, исчезли запинки и другие симптомы».
4. Признаки психологического неблагополучия в игре ребенка.
Наблюдая за игрой ребенка, педагоги могут достаточно быстро определить наличие угроз его психологическому здоровью, без помощи специалистов. Существует ряд признаков детской игры, заметив которые можно говорить о наличии таких угроз. Для этого нужно обратить внимание на то, какие игрушки он использует, сюжет и роль ребенка в игре.
Признак 1: присутствует вычурность. Обращаем внимание на сюжет и игровые действия ребенка. Он может играть в основном неигровыми предметами и чаще всего одними и теми же в течение нескольких месяцев или даже лет. Игра представляет собой однообразные простые действия. Например, дошкольник долго вертит предмет, стучит им, что-то пересыпает, обнюхивает или облизывает. Он играет в одиночку вымышленными игрушками, персонажами. Основная часть игры разворачивается в его воображении, и её невозможно додумать, понять. В такую игру нельзя включиться, потому что ее смысл понимает только сам ребенок, он не воспроизводит обычные межличностные отношения в игре, отказывается принять какие-либо изменения (другую игрушку сюжет, место игры).
Пример. Ребенок играет в «черную дыру». Он сидит на одном месте и совершает странные движения. Во время игры он ни на какие игровые действия взрослого не реагирует, другой игры не хочет, продолжает играть по-своему.(РДА,РАС, шзфр. и др)
Признак 2: появился регресс. Ребенок возвращается к поведению, которое было свойственно ему в более ранний период развития. Происходит отставание игры от возрастных норм, потеря уже приобретенных игровых навыков, сюжетов, умений. Исчезает сюжетно-ролевая игра и возвращается предметно-манипулятивная. Ребенок перестает играть без взрослого. Такое поведение ребенка свидетельствует о наличии у него интенсивных переживаний, которые он не может выразить словами. Возникают они в ответ на переживание чувства небезопасности и символизирует желание ребенка воссоединиться с матерью, быть маленьким и защищенным. (Спровоцировать регресс может смерть близкого человека, появление брата или сестры (сиблинга), поступление в детский сад или школу, при котором он утратил привычную гиперопекающую семейную среду. Состояние регресса переживают дети, которые перенесли насилие или оказались свидетелями насильственного преступления, жесткого обращения с близким родственником, стихийного бедствия. Также интенсивные переживания могут возникнуть у дошкольников, которые были вынуждены быстро адаптироваться к значимым изменениям в жизни).
Признак 3: отсутствует сюжетно-ролевая игра
Если сюжетно-ролевая игра отсутствует у ребенка в этом возрасте, то можно говорить об отставании в развитии. Не путать со случаями, когда ребенок желает играть в сюжетно-ролевые игры, но не умеет этого делать: например, не может договориться о ролях или все время меняет сюжет так, чтобы игра была приятна ему, несмотря на других игроков.
Признак 4: не способен длительно сосредоточиться на игре
Когда ребенок неспособен удержать внимание на игре дольше пяти минут в шестилетнем возрасте и старше, Есть и другие признаки: импульсивность, невнимательность, трудности с самоорганизацией, двигательная неловкость и расторможенность. то это служит одним из критериев синдрома дефицита внимания.
Признак 5: застревает на одной эмоции
Иногда ребенок, завершив игру, не может переключиться с того чувства, которое испытывал в ней. Чаще всего это заметно в агрессивных играх: война, нападения, преследование. Ребенок продолжает действия с той же эмоцией, например, нападает на родителя, крушит предметы. Он не замечает изменения в поведении окружающих, не успокаивается, не умиротворяется. Характерна для детей с минимальной мозговой дисфункцией (ММД).
Признак 6: играет с воображаемым другом
Воображаемый друг стабилен, он присутствует в жизни ребенка ежедневно, участвует во всех его играх и бытовых делах, ждет его из детского сада или школы. Происходит у детей которые испытывают нехватку общения с родителями и сверстниками, перегружены развивающими занятиями, переживают родительскую конфликтность или развод. Чаще всего воображаемый друг появляется у ребенка в старшем дошкольном возрасте, в период интенсивного развития фантазии.
Признак 7: постоянно проявляет агрессию в игре - ругается, обзывается, толкается, дерется, отбирает чужое. Это может быть командный тон ребенка, делает все по-своему, не принимает условия др. игроков; отказ от действий, предписанных игровой ролью: не накормлю, не спасу, не вылечу и т.п. (Агрессивность типична для детей из семей, в которых правила и этикет важнее детских переживаний. В таких семьях нельзя злиться, шуметь, что-то бросать; можно и нужно быть вежливым, послушным, всем делиться. Возможен открытый конфликт между родителями или с другими членами семьи. М.б. вследствие невроза или проблем в развитии ребенка).
Признак 8: травмирует себя во время самостоятельной игры - роняет на себя предметы, чем-то царапается, падает и ударяется на ровном месте. Такое происходит, когда ребенок беспокоится из-за разлуки с родителем и происходит отказ от развития самостоятельности. Возможно, родители отдалены от ребенка, больше заняты работой, другими детьми или, не исключено, что они угрожают дошкольнику не любить его или покинуть, если он не будет их слушаться: «я тебя такого не люблю», «отдам тебя тете», «не слушаешься – тогда мама уйдет», «вернем в магазин», «возьмем другого мальчика вместо тебя».
Признак 9: повторяет один и тот же сюжет. Сюжет игры символически отражает значимые переживания ребенка о себе и мире: семейные отношения, конфликты, дружба, обучение, торговлю. В игре воссоздается сотрудничество, конкуренция, стремление быть важным для других, поиск близости, утоление голода (потребности в чем-то извне). Обратите внимание на сюжеты, которые повторяются не реже, чем раз в три дня на протяжении не менее трех месяцев.
Признак 10: назойливо преследует других детей. Взрослые называют таких детей утомительными, навязчивыми, надоедливыми, назойливыми, прилипчивыми, глупыми. Назойливость характерна для детей, которые воспитываются в социально неблагополучных семьях, где с ребенком не общаются и не играют. И ребенок пытается удовлетворить потребность в общении. Навязчивые дети могут быть и у родителей, которые не научили ребенка слышать и воспринимать отказ, устанавливать границы. Они не используют прямые запреты и слова «нет», «нельзя», В результате ребенок не способен воспринять требование другого человека о сохранении границ.
Признак 11: играет только с гаджетом –когда это самая эмоционально приятная и желанная для ребенка игра. Зависимый от электронных игр ребенок всегда эмоционально неблагополучен. Он имеет целый комплекс неудовлетворенных потребностей (в сенсорном разнообразии, общении, психологической безопасности, последовательном воспитании).
5. ПБ в ДОУ
Мы все понимаем, что дошкольное образовательное учреждение должно быть территорией безусловной психологической безопасности. И нам надо очень постараться, чтобы создать в саду атмосферу благоприятного психологического климата и душевного комфорта.
Для создания комфортной, психологически безопасной среды в дошкольном учреждении необходима организация межличностных отношений. Мы уже знаем, что от характера складывающегося взаимодействия ребенка с окружающими зависит его самооценка, социальная компетенция, творческая активность, эмоциональное благополучие. Прежде всего надо исключить возможность психологического насилия над ребенком со стороны взрослых и других детей.
Для этого, как говорится, начнем с себя. Нам надо стараться контролировать свою педагогическую авторитарность, особенно в неформальном общении с детьми. Старайтесь почаще называть ребенка по имени и использовать тактильный контакт, который является элементом телесной терапии (обнимите, погладьте). Таким образом, вы располагаете его себе. Когда ребенок слышит свое имя – это убеждает его в Вашем внимании и собственной значимости.
Очень важно учить детей дружескому доверительному общению и изучить простейшие коммуникативные фразы (приветствие, «волшебные» слова, просьбы, отказы, согласие/несогласие и т.п.); проводить беседы о различных эмоциональных состояниях и их проявлениях у человека; делать упражнения на выражение этих эмоций; можно рисовать под музыку различные чувства и переживания; чтение рассказов, отражающих эмоциональные переживания ребенка; обсуждение и анализ картин.
Можно применить метод «хохочущих фотографий» - это размещение в группе веселых фотографий всех детей. В результате в сознании детей помимо индивидуального образа «Вот я какой!» формируется дополнительный коллективный «Вот мы какие!».
Каждый ребенок в группе может найти место, удобное и комфортное с точки зрения именно его эмоционального состояния. Помогите ему это сделать – найти свою зону «спокойствия» и «безопасности».
Для гармонизации эмоционального фона и укреплении ощущения психологического комфорта очень эффективны театрализованные игры. Это неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка. В театрализованной игре дети знакомятся с чувствами и настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают их причины. Групповая театрализованная деятельность оказывает целостное воздействие на личность ребёнка: раскрепощает его, мотивирует на самостоятельное творчество, развивает ведущие психических процессы; она способствует самопознанию и самовыражению личности; создаёт условия для социализации, усиливает адаптационные способности ребенка, развивает коммуникативные навыки. В этих играх можно использовать разные виды кукол и маски с разными эмоциональными выражениями.
Можно целенаправлено обучать дошкольников безопасному стилю жизни (умение предвидеть опасное событие, как избежать его, как действовать при необходимости).
Можно поупражняться в умении управлять собой в трудных, устрашающих ситуациях, используя положительную сторону страха во благо себе (мобилизует физические силы, ускоряет работу ума, концентрирует внимание). Для этого мы предлагаем проигрывать с детьми разные ситуации: «Заблудился в лесу», «Остался дома один», «Потерялся», «На улице подошел незнакомец» и т.п. Ситуация предлагается детям как идея, а саму историю дети сочиняют сами. Знание того, что можно сделать при столкновении с опасными и страшными ситуациями, поможет ребенку преодолеть напряжение и начать действовать.
Безусловно, психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его здоровья и, в свою очередь, - основа жизнеспособности ребенка. И ему в процессе детства приходится решать очень непростые задачи своей жизни: овладеть собственным телом и поведением, научиться жить, работать, учиться и нести ответственность за себя и других, осваивать систему научных знаний и социальных навыков, развивать свои способности и строить образ «Я». Нам, взрослым, необходимо помнить, что под влиянием общения с нами, у ребенка формируются не только вышеназванные характеристики, но и зарождается очень важное качество - сочувствовать другим людям, сопереживать чужому горю и боли; радоваться за другого, а не завидовать, желание помочь нуждающемуся. Он становится Человеком... А каким он станет человеком, зависит от нас – взрослых.
Памятка родителям и педагогам
Критерии эмоционального благополучия ребенка | Критерии эмоционального неблагополучия ребенка |
Жизнерадостность, оптимизм | Пессимизм, негативная жизненная позиция, депрессия |
Активность, самостоятельность | Безынициативность |
Уверенность в своих силах, спокойствие, доверие | Беспокойство, недоверие, впечатлительность, тревожность, наличие страхов, наличие внутриличностных конфликтов |
Адекватная самооценка, определенное положение в детском обществе | Низкая самооценка, чувство неполноценности |
Наличие эмпатии, рефлексии | Равнодушие |
Конструктивное общение | Наличие межличностных конфликтов, агрессивность, враждебность |
Адекватность эмоциональных реакций, насыщенность выразительного эмоционального реагирования | Эмоциональная незрелость, инфантилизм, сверхчувствительность, ранимость, бедность эмоций |
«Отражение переживаний ребенка в сюжете игры»
Повторяющийся сюжет игры | Переживания ребенка |
Катастрофы, войны, крушения, убийства, стихийные бедствия, | Ощущение беды, ужаса, опасного вторжения из внешнего мира. Могут быть реакцией на утрату |
Ремонт, лечение, починка, восстановление из руин | Потребность в изменении жизненных обстоятельств |
Преступники и полицейские | Внутренний конфликт, самонаказание, ощущение недозволенности собственного спонтанного поведения, психологическая потребность в снятии вины, принятии наказания. Может сопровождаться провокационным поведением, которое влечет за собой наказание и облегчающее чувство вины |
Побег,освобождение, выживание в сложных обстоятельствах | Желание сбежать из реальной действительности, необходимость выживать, предельное напряжение ресурсов |
Уединение, воздвижение заборов, границ, уход в пещеры, на необитаемый остров | Отсутствие личного пространства и острая потребность в нем; нарушения личных границ ребенка в семье |
Сексуальная тематика: игры с раздеванием, изучением половых органов, игры, в которых имитируется половой акт | У детей нет сексуальной потребности, такие игры направлены на изучение своего тела, присвоение пола, отображение элементов отношений взрослых. Но они могут сигнализировать о сексуальной травме, если повторяются с вышеуказанной и нарастающей частотой, инициируются с разными партнерами, нарастают по разнообразию сюжета |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внешние и внутренние источники угрозы психологической безопасности ребенка
Общим источником угроз психологической безопасности ребенка является информация, которая неадекватно отражает окружающий его мир, т.е. вводит в заблуждение в мир иллюзий...

Использование игр в адаптационной работе с детьми, как одна из предпосылок обеспечения психологической безопасности ребенка-дошкольника.
В создании психологически комфортной среды для детей можно и нужно использовать игры, игровые моменты, игрушки, облегчающие период адаптации ребенка. Адаптационные мероприятия не должны проводит...

Психологическая безопасность ребенка
Психологиеская безпасность состояние при котором обеспечено успешное психическое развитие ребенка и адекватно отражаются внутренние и внешние угрозы его психическому развитию....

Использование игр как одна из предпосылок обеспечения психологической безопасности ребенка-дошкольника
Основной вид детской деятельности – игровая. Целесообразно использовать игры и игровые моменты, которые предлагаются для работы...
Психологическая безопасность ребенка
Материал для родителей которые заботятся не только о физическом здоровье своего малыша, но и психологическом....
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕБЕНКА В ДОУ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕБЕНКА В ДОУ...

Психологическая безопасность ребенка
Очень часто психологическая безопасность трактуется как такое состояние, когда обеспечено успешное психическое развитие ребенка и адекватно отражаются внутренние и внешние угрозы его психическом...
