Как на ярмарке веселой
материал
Цель: Пробуждение интереса к народной культуре, фольклору России, знакомство детей с изделиями народных промыслов.
Задачи
Образовательные:
- Приобщение к всенародному веселью, вызвать эмоционально – положительное отношение к празднику.
- Познакомить с видами народного прикладного искусства (гжель, хохлома, городецкая роспись, дымковская игрушка), с их характерными особенностями.
- Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, потешек, небылиц.
Развивающие:
- Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания, интерес к народному искусству.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к искусству родного края, прививать любовь и бережное отношение к произведениям русских мастеров.
- Воспитывать интерес к посещению мастерских народного промысла.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.24 КБ | |
| 743.53 КБ |
Предварительный просмотр:
“На ярмарке народных промыслов”.
Цель: Пробуждение интереса к народной культуре, фольклору России, знакомство детей с изделиями народных промыслов.
Задачи
Образовательные:
- Приобщение к всенародному веселью, вызвать эмоционально – положительное отношение к празднику.
- Познакомить с видами народного прикладного искусства (гжель, хохлома, городецкая роспись, дымковская игрушка), с их характерными особенностями.
- Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, потешек, небылиц.
Развивающие:
- Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания, интерес к народному искусству.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к искусству родного края, прививать любовь и бережное отношение к произведениям русских мастеров.
- Воспитывать интерес к посещению мастерских народного промысла.
Ход мероприятия.
Ведущий 1: Здравствуйте, дорогие гости!
Ведущий 2: Здравствуйте, люди добрые!
Заходите, заходите на нашу ярмарку, поглядите!
Ведущий 1:
Как на ярмарке веселой
Собрались деревни, села,
Да из садика народ
Весь на ярмарку идёт.
Ведущий 2:
Наша ярмарка чудесна, для всего здесь хватит места
Тары-бары растабары расторговывай товары!
Подходи, налетай, покупай, разбирай!
(раздача конфет)
Гости, дорогие, вы хотите побывать в городе народных мастеров? Попасть в этот город сможет лишь тот, кто любит трудиться и не лениться. Вы такие? Мы принесли вам сундук с драгоценностями. А найдёте вы его, если соберёте все подсказки. Для этого вам нужно будет выполнить 3 задания из нашей шкатулки. Работать нужно в командах. Обратите внимание на свой леденец и догадайтесь, в какой команде вы сегодня будете работать.
Первое задание вы найдёте, отгадав загадку.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может — три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко
Это русская... (матрешка).
(Участники фокус группы находят в помещении матрёшку, возле неё лежит задание №1. Участники проходят за столы)
Игра «Собери узор»
Из представленных изделий, необходимо выбрать толь те которые подходят под основной узор.
ГЖЕЛЬ
Сине-голубые розы, листья, птицы.
Увидев вас впервые,
Каждый удивится.
Чудо на фарфоре –
Синяя купель.
Это называется
Просто роспись (гжель)
Недалеко от города Москвы находится деревня под названием - Гжель. Когда-то там жили умелые, веселые мастера.
Собрались они однажды и стали думать, как бы им мастерство свое показать, да людей порадовать, край свой прославить. Нашли они глину белую-белую, и стали лепить из нее разную посуду и расписывать ее синей краской различных оттенков.
Почему синяя? Да потому, что мастера любили свой родной край, и считали, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.
Рисовали на посуде узоры из цветов, капелек, волнистых линий, сеточек.
Но не только посуду изготавливали мастера, но и игрушки, декоративные статуэтки.
ДЫМКОВСКАЯ игрушка
Веселая, белая глина
Кружочки, полоски на ней
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски,
И всадники и ребятня,
Собачки, гусары и рыбы
А ну назовите меня!
Всем известно, что игрушки свое название получили от села, где они производились.
Но как в старину в селе Дымково зародилась игрушка?
Всю зиму женщины Дымково лепили глиняные игрушки и распродавали их на празднике проводов зимы. Многие игрушки делали как свистульки. Я вот слышала такую легенду: «Однажды к крепостным стенам слободы подошли враги. Городу грозила гибель. Тогда горожане придумали хитрость. Все жители, даже маленькие дети, получили по глиняной свистульке. Подкравшись ночью к врагам, они подняли громкий свист. Враги решили, что их окружает великое войско, и в страхе бежали». Вот так жителям села Дымково игрушки свистульки помогли спастись от врагов.
МЕЗЕНСКАЯ РОСПИСЬ
Роспись волшебную эту
Будем как книгу читать,
В стройных ее силуэтах
Матушку-Русь познавать.
Росписью той украшают
Из бересты туеса.
Даром своим совершая
Счастья, любви чудеса.
Мезенская роспись возникла в начале XIX века в низовьях реки Мезень Архангельской области. Ею расписывали различную домашнюю утварь — прялки, ковши, короба, сундуки, шкатулки.
Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета — красный и чёрный (сажа и охра, позднее сурик). Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет.
Изделия с мезенской росписью делаются вручную и мастер вкладывает в них свою душу, каждая фигурка животного, птицы глубоко символичны. Идущие ещё с наскальных рисунков символы огня, неба, земли, воды, воздуха, плодородия. Так, например изображение коня в традиции народов, издревле населявших эту местность, символизирует восход солнца, а изображение утки – это порядок вещей, она уносит солнце в подводный мир до рассвета и хранит его там.
Золотая Хохлома.
Посуда не простая, а точно - золотая!
С яркими узорчиками,
Ягодками и листочками.
Называется она… Золотая Хохлома.
Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их расписывал (раскрашивал, что казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера! Ко мне его!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но сколько ни искали, не смогли найти чудо-мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать «золотую» посуду. В каждой избе сверкали «золотом» чашки до ложки. Много «золотой» посуды продавалось на ярмарке в селе Хохлома. Так и родилось название «золотая хохлома».
(Группа которая первой соберёт узор получает первую подсказку.)
Загадка № 2
Что же это за одежда: С четырьмя отверстиями. В одно входишь, А в три выходишь. (рубаха).
(Участники фокус-группы, находят в помещении кукол в русской народной одежде и задание №2 )
Собери пословицу и объясни её значение.
Мастером нельзя родиться, | мастерству надо учиться. |
Не просит ремесло хлеба – | само кормит. |
У плохого мастера | всегда инструмент виноват. |
Не говори, чему учился. | , а покажи, чему научился |
Не учи безделью, | учи рукоделью. |
Красна птица оперением, | а человек рукоделием |
С мастерством люди не родятся, | а добытым ремеслом гордятся. |
Славен человек не словами, | славен делами. |
Труд человека кормит | а лень портит |
Каков мастер- | таково и дело |
Кто любит труд, | того люди чтут. |
С ремеслом весь свет пройдешь | не пропадешь. |
Участники выполнившие задание первыми, получают вторую часть подсказки.
Загадка №3
Древний промысел, зародившийся более 250 лет назад в Оренбургском крае, выполненный руками мастериц (Оренбургский пуховый платок)
Оренбургский пуховый платок — исключительный народный промысел и узнаваемый во всём мире символ России.
Сегодня оренбургские пуховые платки высоко ценятся зарубежными мастерами, аналогов им нет на планете. Это неотъемлемая часть мирового культурного наследия и важная составляющая российских традиций.
Вязаные платки из козьего пуха-древний промысел, зародившийся в Оренбургском крае ещё 250 лет назад. Платки ручной работы, связанные руками мастериц, лёгкие, как пушинка, и тёплые, как ладони матери.
Пуховые платки живут долго и передаются из поколения в поколение, согревая своим теплом и накопленной энергией предков.
Русские мастерицы изготавливают три вида платков: шали, паутинки и палантины.
Пуховые латки выполняют не только своё прямое назначение – утеплять и согревать, но и являются эксклюзивным украшением.
Предлагаем вам немного отдохнуть и вспомнить русскую народную игру «Ручеёк». Участники фокус-группы, под музыку, играют в ручеек с пуховыми платками. (Получают подсказку № 3)
Три задания мы с вами выполнили, давайте попробуем собрать наши части в целое. (не хватает одного)
Вы думали, что так просто, найдёте сундук с драгоценностями? А нет. Вам нужно выполнить ещё одно задание.
Загадка №4
В старину вместо слова «делал» употребляли другое слово. От которого произошло название человека, «Золотые руки» (мастер)
Мы приглашаем вас в творческую мастерскую. Для того чтобы стать настоящими мастерами, нам нужно надеть фартуки и чепчики.
Тайну вам, друзья, откроем,
Скажем вам без лишних слов,
Вы сегодня оказались
в чудо – граде мастеров.
Нынче прибыли на праздник
Мастера ремесел разных.
Каждая команда выбирает себе изделие и украшает его узором одного из народных промыслов, с помощью salt-технологии.
Для работы в этой технике понадобится:
- образец изделия
- простой карандаш
- клей ПВА в тюбике с узким горлышком
- крупная поваренная соль
- вода
- кисть
- акварельные краски
Техника работы:
ШАГ 1
Простым карандашом нанесите изображение рисунка.
ШАГ 2
Возьмите ПВА, ведите кончиком горлышка бутылочки по контурам рисунка. Выдавливайте клей, но не сильно. По контуру должна получаться ровная и неширокая клеевая полоса.
ШАГ 3
Засыпьте лист солью. Не экономьте, солевые крупинки должны полностью покрыть промазанные клеем линии.
Когда клей немного схватится с солью, стряхните то, что не приклеилось.
ШАГ 4
Оставьте картину высыхать. Она будет сохнуть не меньше часа, иногда даже больше, если солевые контуры довольно толстые.
ШАГ 5
Когда шаблон хорошо просохнет, приступайте к рисованию. Возьмите кисть, макайте в воду, набирайте краску, затем осторожно прикладывайте к солевому контуру. Краска будет красиво растекаться по нему.
Мастера, ваши изделия готовы? Тогда несите их на нашу ярмарку.
Получите не достающий кусочек подсказки. (Собирают изображение самовара на столе, где находят сундучок)
Уважаемые гости, мы с вами знает, что настоящими драгоценностями являются…? (знания) По этому, мы приготовили вам рекомендации по использованию в своей работе «Salt –технологии».
Что-то ещё есть в нашем сундучке. Догадайтесь, что это? (чай).
Какая же ярмарка без чаепития. Приглашаем всех к столу.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ совместной деятельности педагога и детей (ОД) по теме « Ярмарка веселья » Возрастная группа: 4 - 5 лет.Самоанализ.
КОНСПЕКТсовместной деятельности педагога и детей (ОД)по теме « Ярмарка веселья »Возрастная группа: 4 - 5 лет...
Конспект интегрированного тематического музыкального занятия «Как на ярмарке веселой…»
Интегрированное тематическое музыкальное занятие...

Развлечение в старшей разновозрастной группе "Масленица - ярмарка веселья"
Цель: знакомство детей с русским народным праздником «Масленица» Задачи: расширять представления детей о русских традициях встречи весны, народном празднике;обогащать опыт детей...

Покровская Ярмарка Тематический праздник. Покров славился веселыми ярмарками. Ярмарка считалась праздником, а народная мудрость гласит: любая душа празднику рада!
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26355285","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26355305","attributes":{"alt":"","class"...
«Как на ярмарке веселой…» Конспект итогового мероприятия в средней группе
Данный конспект представляет собой разработку итогового мероприятия для средней группы, посвященного знакомству детей с народной культурой и традициями. Мероприятие реализовано в форме интерактивной я...



