Консультация для воспитателей
материал

Бараблина Наталья Александровна

Консультация для воспитателей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx16.36 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Создание музыкальной предметно-развивающей среды в детском саду»

Музыкальное развитие детей зависит не только от занятий с педагогом, но и от возможности самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками и творить. Для этого необходима специальная предметно-развивающая среда. Хорошо организованная музыкальная среда поддерживает эмоциональное благополучие детей и их эстетическое развитие. Оборудование и пособия играют ключевую роль в развитии самостоятельности и инициативности в музыкальной деятельности. Предметная среда должна быть насыщена разнообразными музыкально-дидактическими материалами, соответствующими возрасту и интересам детей.

Важно учитывать половозрастные особенности дошкольников. Дети могут участвовать в оформлении и преобразовании среды, а воспитатель должен мудро направлять их активность. Развитие творческого начала детей во многом зависит от привлекательности и разнообразия оборудования. Необходимы оригинальность, простота, доступность и достаточное количество инструментов и пособий.

Желательно иметь музыкальные игрушки, которые можно переносить в другие места, например, в раздевалку или спальню. Для самостоятельной музыкальной деятельности на прогулке можно изготовить «пирамидки» и «кубы». Музыкальные пирамиды сделаны из плотного картона с вырезанными отверстиями и шумовыми инструментами внутри. На гранях пирамид наклеены пластмассовые крючки для колокольчиков, бубенцов и других музыкальных атрибутов. Музыкальные кубы изготавливаются аналогично.

Для хранения инструментов можно использовать «музыкальные лукошки» или «музыкальные корзинки». Они удобны для прогулок и позволяют переносить шумовые инструменты и атрибуты для танцев. Корзинки можно оформлять в зависимости от времени года.

Разнообразный дидактический материал в музыкальных уголках помогает решать развивающие и воспитательные задачи в игровой форме. Например, развивать чувство ритма, тембровый и динамический слух. Музыкально-дидактические игры, красочно оформленные и разнообразные по содержанию, привлекают внимание детей и вызывают желание петь и слушать музыку. Для поддержания интереса к музыке необходимо обновлять пособия и оборудование в музыкальном уголке 1–2 раза в месяц.

Эстетически оформленная среда воспитывает художественный вкус и эстетическое отношение к окружающему, развивает творческие способности. Такая среда вызывает у детей радость и восторг, создавая положительное отношение к детскому саду.

Для развития детского музыкального творчества нужно много наглядных пособий, атрибутов и оборудования. Родители воспитанников активно участвуют в их создании, что приносит детям удовольствие и уверенность в себе. Детский сад становится центром творчества для детей и их семей.

При создании музыкальных зон важно продумать:

  1. Целесообразность размещения, доступность и хранение оборудования.
  2. Разнообразие оборудования и наличие всех необходимых пособий.
  3. Учёт возрастных особенностей детей.
  4. Эстетическое оформление зоны и пособий.
  5. Возможность переноса оборудования.
  6. Педагогическое руководство самостоятельной музыкальной деятельностью.
  7. Удобное расположение музыкального уголка.

Классификация оборудования для музыкальных зон включает:

  1. Материалы для творческих сюжетно-ролевых игр: мягкие игрушки, иллюстрации, музыкальные инструменты и пособия типа лото.
  2. Детские музыкальные инструменты для творческого музицирования: хроматические и диатонические инструменты, инструменты с фиксированной мелодией, шумовые инструменты.
  3. Музыкально-дидактические игры и пособия: нотное лото, нотный стан, геометрические фигуры для обозначения частей произведения.
  4. Аудиовизуальные пособия: диапозитивы, компакт-диски, фонограммы, аудио- и видеокассеты, видеодиски.

Музыкальный уголок можно оформить интересно и ярко. Например, в виде подиума сцены с пособиями или в виде ёлочки с игрушками. Важно, чтобы уголок был удобно расположен, чтобы дети могли свободно брать инструменты и пособия.

В музыкальном уголке также должны быть театры. Знакомство с театральной игрой начинается с раннего детства. Виды театров: театр картинок, пальчиковый театр, кукольный театр. Наглядное сопровождение помогает детям следить за действиями персонажей в стихах, потешках и сказках. Пальчиковый театр развивает движения пальцев и навыки общения.

Роль воспитателя — побуждать детей применять навыки, полученные на музыкальных занятиях, в повседневной жизни. Самостоятельная музыкальная деятельность показывает уровень развития детей и их готовность применять полученные знания и умения в новых условиях.

Для успешного развития музыкальной деятельности детей необходимо создать условия: выделить место для занятий, оборудовать музыкальный уголок и обеспечить его необходимыми пособиями.

Примерное наполнение музыкальных зон по возрастным группам:

Для детей от 2,5 до 4 лет (младшие группы): • Куклы-неваляшки. • Образны музыкальные игрушки (петушок, котик, зайка). • Игрушки-инструменты с фиксированным звуком (органчики, шарманки). • Игрушки-инструменты со звуком неопределённой высоты (погремушки, колокольчики, бубен, барабан). • Неозвученные образные инструменты (гармошки, дудочки, балалайки). • Атрибуты к музыкальным подвижным играм. • Флажки, султанчики, платочки, ленточки, осенние листочки, снежинки для танцевального творчества. • Настольная ширма с перчаточными игрушками. • Магнитофон и набор программных аудиозаписей. • Поющие и двигающиеся игрушки. • Музыкальные картинки к песням.

Для детей 4–5 лет (средняя группа): • Все материалы для младшей группы. • Металлофон. • Шумовые инструменты для детского оркестра. • Книжки-малютки «Мы поём». • Фланелеграф или магнитная доска. • Музыкально-дидактические игры: «Три медведя», «Наш оркестр», «Угадай колокольчик». • Атрибуты к подвижным музыкальным играм. • Музыкальные лесенки с птичками или матрёшками. • Ленточки, платочки, султанчики для танцевальных импровизаций. • Настольная ширма и набор игрушек. • Музыкальные игрушки для творческого музицирования. • Магнитофон и набор программных аудиозаписей.

Для детей 5–6 лет (старшая группа): • Погремушки, бубны, барабаны, треугольники. • Музыкальные инструменты с диатоническим и хроматическим звуком. • Иллюстрации по теме «Времена года». • Музыкальные игрушки-самоделки. • Портреты композиторов. • Иллюстрации из «Музыкального букваря». • Музыкально-дидактические игры: «Музыкальное лото», «Три поросёнка», «Весёлая пластинка». • Атрибуты к подвижным играм. • Детские рисунки к песенкам. • Озвученные музыкальные лесенки. • Атрибуты для танцевальных импровизаций. • Магнитофон и набор программных аудиозаписей.

Для детей 6–7 лет (подготовительная группа): • Музыкальные инструменты: арфа, пианино, металлофон, колокольчики, флейты, барабаны. • Портреты композиторов. • Иллюстрации по теме «Времена года». • Картинки из «Музыкального букваря». • Альбомы: «Мы рисуем песенку», «Эмоции», «Симфонический оркестр». • Музыкально-дидактические игры: «Музыкальный зонтик», «Назови композитора», «Весёлая пластинка». • Атрибуты для танцевальных импровизаций. • Магнитофон и набор программных аудиозаписей.

Создание музыкальной предметно-развивающей среды способствует всестороннему развитию детей, их эмоциональному благополучию и творческим способностям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника»

Консультация для воспитателей«Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника»...