Значение игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста
статья (старшая группа)
Игра-важный вид деятельности,который окзывает значительное влияние на развитие и воспитание ребенка.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Значение игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста
"Игра - это искра, зажигающая огонёк
пытливости и любознательности".
В. А. Сухомлинский.
Значение игры для полноценного развития ребенка сложно переоценить. В работах замечательного психолога Д.Б. Эльконина перечисляются многочисленные функции игры: развитие воображения и инициативности, абстрактного мышления, памяти и внимания, эмоциональное развитие, но главное, наверное, в том, что игра необходима для развития навыков взаимодействия с миром. В игровой ситуации всегда моделируется структура мира, будь то мир социальных отношений или мир предметов. Ребенок копирует окружающий мир в свою игру и таким образом усваивает его.
Дошкольниками принято называть детей от 3 до 7 лет. Этот период очень важен в становлении личности ребёнка. За эти четыре года малыши активно знакомятся с миром и окружающей средой, социализируются, закладывая отношение к людям и труду. В это время формируется характер, привычки и предпочтения, прокачиваются навыки.
Сюжетно-ролевые игры
Такая игра - одна из основных и первых у малыша - положительно влияет на развитие речи. В процессе ребёнок разговаривает вслух, например, с роботом или куклой, отвечает за себя и за него, звукоподражает видам транспорта, голосам животных, природным явлениям и т. д.
В сюжетно-ролевой игре дошкольник примеряет на себя роли взрослых, воспроизводя и комментируя типичные жизненные сценарии: “Мама печёт пирог”, “Воспитатель играет с детьми”, “Брат делает уроки” и др.
Игры на основе сказок
Их можно условно назвать направлением сюжетно-ролевых игр. Только в процессе отражаются не произвольные истории, а сценарии любимых мультфильмов и сказок. Иногда они плавно перетекают в театрализованные представления, когда за действием наблюдают зрители. В таких случаях подобные забавы также учат дошкольников общаться с публикой, преодолевать смущение, выразительно и чётко говорить.
Строительные игры
Позволяют ребятам задействовать воображение и фантазию чтобы с помощью различного строительного материала (конструктор, кубики, гайки, шурупы и др.) создать необычные конструкции. Очень популярны сейчас занятия робототехникой, которые можно назвать строительными играми. Они будут интересны дошкольникам любого пола.
Дидактические игры
Они создаются взрослыми с воспитательной целью. Но эти образовательные задачи скрыты от участников и внедряются через правила и игровые действия.
Такие игры специалисты называют “рубежными”, поскольку они предваряют переход к обучающей деятельности и развивают познавательную активность дошкольников и их речь.
Настольные игры
К настольным играм для детей относят задачки с картинками, сюжетные домино, мозаики, лото, викторины различного содержания, а также активные занятия, которые требуют сноровки и усидчивости (“Попади в цель”, “Волчок” или “Бирюльки”, например).
Для этого задействуются группы по 2-4 человека, в отличие от сюжетно-ролевых или строительных игр. Появляется состязательный характер, желание сделать быстрее и победить.
Подвижные игры
Каково же значение подвижных игр для детей? Они положительно влияют на здоровье дошкольников, особенно если занятия проводятся на свежем воздухе.
У детей развивается точность движений, появляется выносливость, формируется организованность, настойчивость, целеустремлённость и желание побеждать. Найдётся место и волевым качествам, пригодится и смекалка. А ещё в играх с мячами, скакалками, обручами и другими предметами спортивного инвентаря ребята прокачивают навыки пространственного мышления и закрепляют понятия “вверх и вниз”, “высоко и низко”, “близко и далеко”.
Наши дети растут в непростое время, и все же они - надежда и опора родителей! Они должны получить хорошее образование, оправдать ожидания взрослых. А начинается развитие детей в игре; с ее помощью он познает окружающий мир и учится в нем ориентироваться. В игре ребенок становится равноправен с нами, ведь в повседневной жизни, хотим мы этого или не хотим, нам приходится руководить им, а ему приходится подчиняться или сопротивляться.
Дошкольное детство – сензитивный период игры. Если в это время ребенок наигрался от души, то в дальнейшем он легко адаптируется к любым ситуациям, принимая на себя разные роли, например роль ученика.
Список использованных источников:
- Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой. – СПб. : Детство-пресс, 2004.
- Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А. Теоретическая педагогика. Путеводитель для студента. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004.
- Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. – СПб. : Питер, 2013.
- Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста
Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возроста...

«Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста»
«Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста»...

"Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста"
Родительское собрание на тему: "Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста"...

Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста
Игра – одна из форм проявления активности личности, один из видов деятельности....

Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста
Игра – одна из форм проявления активности личности, один из видов деятельности.Игра детская – способ воспроизведения детьми действий взрослых и отношений между ними, направленный на познан...
Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста
Игра - большую часть детства, дети проводят в игре....

«Роль дидактической игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста»
laquo;Роль дидактической игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста» • Формировать у детей и родителей заинтересованность и умение играть в дидактические настольны...