Консультация "Роль скороговорок в развитии речи дошкольников"
консультация (старшая группа)

Катунина Галина Владмировна

  Скороговорка - это уникальное явление языковой культуры любого народа. Они созданы народом для забавы детям, и надо заметить, это очень полезная забава.   Маленькие, коротенькие рифмованные фразы - великолепные упражнения для отработки правильной, чёткой и грамотной речи. Скороговорки имеют несложный, ритмичный, часто шуточный текст, построенный на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов, например: «на дворе трава, на траве дрова». Они развивают речевой слух и дикцию, обогащают словарный запас.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация Роль скороговорок в развитии речи дошкольников

Роль скороговорок в развитии речи.

  Скороговорка - это уникальное явление языковой культуры любого народа. Они созданы народом для забавы детям, и надо заметить, это очень полезная забава.   Маленькие, коротенькие рифмованные фразы - великолепные упражнения для отработки правильной, чёткой и грамотной речи. Скороговорки имеют несложный, ритмичный, часто шуточный текст, построенный на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов, например: «на дворе трава, на траве дрова». Они развивают речевой слух и дикцию, обогащают словарный запас.

  Конечно, серьёзные речевые дефекты - предмет сферы деятельности учителей-логопедов.

  Но всё же чистое ясное произношение, лексически богатая, грамматически правильная и логически связная речь - прежде всего заслуга семейного воспитания.

  Скороговорки  - своеобразный тренажёр, они не только поднимают настроение, но и помогают пониманию некоторых слов и фраз, так как зачастую в скороговорках используются устаревшие и мало употребляемые слова, но содержащие необходимые звуки и звукосочетания. Знакомство с этими словами обогатит словарный запас всей семьи.

  Скороговорки помогают избавится от так называемой "каши во рту". Но для этого надо заниматься постоянно, четко и ясно проговаривая каждый звук в скороговорке. Если ребенок не очень справляется, не ругайте его, а превратите это занятие в игру, что бы ему хотелось почаще их повторять. Сначала предложите наиболее простые, короткие и несложные в произношении скороговорки.

  Но в то же время мы должны знать, когда и какие скороговорки из множества вариантов следует применять, чтобы эффективно влиять на развитие речи детей. Это будет зависеть от многих факторов, таких как возраст ребенка, уровень его речевого развития, а также от многих других психологических особенностей личности.

 Здесь я хочу отметить важность совместного проговаривания скороговорок с детьми, которые имеют проблемы в речевом развитии. Не следует требовать от ребенка проговаривания скороговорок на скорость.

  Начинать разучивание скороговорки следует с очень простых и коротких стихосложений. Не надо для этого специально выбирать время. Это будет интересно делать в то время, если ребенок сидит у вас на коленках или рядом с вами, например, когда вы накрываете на стол или идете в магазин и т.д.

  При разучивании скороговорки важно ясно, медленно и четко рассказать ее, затем повторить это несколько раз с небольшим ускорением и потом показать ребенку, что можно проговорить ее быстро.

  Скороговорки – это коротенькие стишки, которые помогают развивать память у детей. Также они направлены на развитие и тренировку речи ребенка, их очень хорошо применять для закрепления ряда поставленных звуков на   логопедических занятиях.

  Терапевтический эффект использования скороговорок может проявиться также и при воспитании детей с нарушением поведения.

  Гиперактивные детки начинают прислушиваться к скороговоркам и пытаться повторить их. Но именно сложность повторения скороговорок за взрослым и невозможность сделать это с первой попытки заставляет их сконцентрироваться, остановиться и медленно повторять снова и снова. А смешные ошибки будут веселить их и, одновременно, выполнять свою поучительную функцию.

  Интонация, с которой вы проговорите скороговорку, должна быть мягкой и мелодичной, так как само сочетание и стечение разных звуков в словах в некоторых скороговорках очень сложное.

Как работать со скороговорками?

•                     Прочитайте ребёнку скороговорку и попросите его рассказать, о чём она.

•                     Помогите ребёнку ответить на вопросы по её содержанию.

•                     Попросите его объяснить сложные слова или объясните их значение сами.

•                     Предложите ребёнку взять в руки мячик и, ритмично подбрасывая и ловя его двумя руками, проговорить скороговорку (подбрасывать и ловить мяч можно на каждое слово или на слог).

•                     Предложите ребёнку проговорить скороговорку, перебрасывая мячик из одной руки в другую.

•                     Скороговорку можно повторить, перебрасывая мяч друг другу.

•                     Попросите малыша проговорить скороговорку, прохлопывая ритм ладошками. (Хлопать надо как бы «перекладывая» ладоши, как будто лепишь снежки). При этом надо хлопать и говорить сначала медленно, затем всё быстрее и быстрее.

•                     Устройте соревнование (с мамой или друзьями) - кто быстрее проговорит скороговорку. Время замечать можно по секундной стрелке.

•                     Предложите проговорить скороговорку 3 раза подряд и не сбиться.

•                     Больше внимания уделяйте тем скороговоркам, в которых есть звуки, вызывающие затруднения произношения у вашего ребенка.

 

Вот некоторые очень простые и интересные, на мой взгляд, скороговорки. Попробуйте их на язык - они очень забавные и вкусные!

Мышка сушек насушила

Мышка мышек пригласила.

Мышки сушки кушать стали,

Зубки сразу же сломали.

***

Расскажите про покупки!

Про какие про покупки?

Про покупки, про покупки,

Про покупочки мои.

***

Шла Саша по шоссе

И сосала сушку.

***

Попугай сказал попугаю:

- Хочешь, я тебя попугаю?

Попугай сказал попугаю:

- Попугай, попугай, попугай!

***

На дворе трава,

На траве дрова.

Не руби дрова

На траве двора.

***

Шит колпак не по - колпаковски.

Надо колпак переколпаковать,

Перевыколпаковать.

Некому колпак переколпаковать,

Перевыколпаковать.

А неперевыколпакованный колпак

Не переколпаковывается никак.

А недовыколпакованный колпак

Недовыколпаковывается никак.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека чистоговорок, скороговорок по развитию речи дошкольников

Данный материал поможет воспитателю в работе с дошкольниками по развитию речи....

Консультация для родителей: "Роль скороговорок в развитии речи дошкольников"

Дошкольный возраст является периодом активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Для того, чтобы речь была понятной, разборчивой и интересной другим, необх...

Картотека скороговорок для развития речи дошкольников

Скороговорки учат  четко и внятно говорить, помогают овладеть техникой речи, тренируют память,  развивают артикуляционный аппарат....

Роль скороговорок в развитии речи дошкольников.

Кто хочет разговаривать,Тот должен выговариватьВсе правильно и внятно,Чтоб было всем понятно.Мы будем разговариватьИ будем выговариватьТак правильно и внятно,Чтоб было всем понятно....

Консультация для родителей "Роль скороговорок в развитии речи дошкольников"

Консультация "Роль скороговорок в развитии речи дошкольников"...

Памятка для воспитателей «Роль скороговорок в развитии речи дошкольников»

Памятка для воспитателей «Роль скороговорок в развитии речи дошкольников»...