Проект с детьми с ОВЗ "Учимся, играя!"
проект (подготовительная группа)

Пырьева Юлия Николаевна

Авторский инновационный проект

по работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_uchimsya_igraya.docx157.17 КБ

Предварительный просмотр:

Региональный конкурс

инновационных проектов, программ, методических разработок

для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста с ОВЗ

«Мы вместе»

Номинация

«Авторские инновационные проекты

по работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ»

Пырьева Юлия Николаевна

Воспитатель высшей квалификационной категории

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 22 «Журавлик» города Сафоново Смоленской области

(МБДОУ д/с № 22)

Проект «Учимся, играя!»

(по работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ (ТНР)

 2023 год

Пояснительная записка

В настoящее время одной из актуальных проблем современного общества является организация воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Многочисленную группу детей с ОВЗ составляют дошкольники с нарушениями речи, поскольку речевые нарушения являются самой распространённой патологией психофизического развития. Наиболее благоприятным для коррекции нарушенных речевых функций и предупреждения дальнейшего аномального развития является дошкольный возраст.

Дети с ТНР (тяжелые нарушения речи) — это особая категория детей со специфическими отклонениями в формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения), влияющие на становление психики при сохранном слухе и интеллекте.

Основными направлениями коррекционно-педагогической работы с детьми с ТНР в дошкольном возрасте являются:

  • Развитие игровой деятельности.
  • Развитие речевого общения с окружающими.
  • Расширение запаса знаний и представлений об окружающем.
  • Развитие сенсорных функций. Формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений.
  • Развитие внимания, памяти, мышления.
  • Формирование математических представлений.
  • Развитие мелкой моторики и подготовка руки к овладению письмом.
  • Воспитание навыков самообслуживания и гигиены.

Значительные трудности в овладении навыками связной, грамотной, выразительной и эмоциональной речи у дошкольников с ТНР обусловлены недостаточной сформированностью основных компонентов языковой системы (фонетико-фонематического, лексического, грамматического) и недостаточной сформированностью как звуковой, так и смысловой сторон речи.                        

 Работая с детьми с ТНР, мы пришли к выводу, что необходимо использовать методы, приемы и средства, облегчающие и направляющие процесс становления, развернутого самостоятельного смыслового высказывания и строить занятия таким образом, чтобы дети жили на них естественной, радостной жизнью. Для этого мы обратились к театрализованной деятельности. Ребенок должен играть и тогда, когда он преодолевает трудности, а исправление недостатков речи – это огромный труд для маленького человека, только вступающего в жизнь. И поэтому задача взрослых так окружить его игрой, чтобы он и не заметил, что на самом деле занят тяжелой работой.

   И именно театрализовано-игровая деятельность позволяет сделать это непринужденно, внося в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет детям проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений, уверенности в своих силах.

Исследуя методическую литературу по данной теме, мы пришли к выводу, что использование театрализованной деятельности в работе с детьми, имеющими недостатки в речевом развитии, будет очень эффективной. В систему работы с детьми необходимо включать театрализованные игры, упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствуют речевые навыки, обеспечивают коррекцию нарушений речевой сферы ребенка, а значит, влияют на развитие его личности в целом. Важной задачей ДОУ становится совершенствование педагогического процесса и повышение качества образовательной работы с детьми посредством организации предметно-развивающей среды, которая позволяет детям проявлять активность, устранять речевые нарушения. Основным моментом театрализованной игры является выполнение какой-либо роли ребенком. В процессе игры ребенок создает свой образ действием, словом, что дает ему возможность активно развивать речевую деятельность.

Все выше сказанное определяет актуальность использования театрализованной деятельности при работе с детьми с ТНР и целесообразность разработки проекта с использованием театрализованной деятельности в работе с детьми с ТНР.

Цель проекта: развитие речи, навыков и умений говорить связанно, последовательно, грамматически и фонетически правильно.

 В соответствии с поставленной целью определяются конкретные задачи: Обучающие:

  • Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).
  • Познакомить детей с различными видами театра (кукольный, музыкальный, детский, театр зверей и др.).
  • Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных.
  • Побуждать интерес к театрально–игровой деятельности.
  • Поощрять участие детей в этом виде деятельности, формировать положительное отношение к нему.
  • Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.
  • Формировать опыт социальных навыков поведения.
  • Создать среду для отработки речевых, поведенческих навыков детей в театрализованной деятельности.

Развивающие:

  •  Развивать речевое дыхание.
  •  Развивать речевую и мелкую моторики; мимическую мускулатуру лица.
  •  Развить слуховое восприятие.
  •  Развивать представление о нравственных качествах человека.
  •  Развивать желание выступать перед друзьями, родителями, сотрудниками детского сада.
  •  Развивать память, мышление, воображение, внимание детей.

Воспитывающие:

  •  Воспитывать культуру речевого общения, умение согласованно действовать в коллективе.
  •  Воспитывать дружбу, товарищество.

Целевая аудитория: дошкольники 6-7 лет с ТНР, педагоги, родители.

Общие принципы и подходы к формированию проекта

Принципы:

  • личностно – развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;
  • уважение личности ребенка;
  • поддержка разнообразия детства;
  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником;
  • формирование познавательных интересов и действий через театрализованную деятельность;
  • возрастная адекватность (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития.

Принципы коррекционно –педагогической работы:

  • взаимосвязь сенсорного, умственного и речевого развития;
  • учет развития речевой, познавательной, коммуникативной, эмоционально – волевой деятельности детей с ТНР.

Основополагающими подходами к построению образовательной деятельности в рамках проекта стали:

  • деятельностный подход, обеспечивающий системное целенаправленное обучение детей через театрализованную деятельность;
  • гуманитарный подход, позволяющий рассматривать развитие личности ребенка, как главную цель образовательной деятельности;
  • культурологический подход, ставший основополагающим для организации культурных практик дошкольников.

Планируемые результаты

Ребенок:

  •  будет иметь представление о театре, как виде искусства, особенностях театра, о театральных профессиях, о правилах поведения в театре и на репетициях, сценической культуре;
  •  будет знать основные понятия в рамках театрального искусства (театр, сцена, спектакль, роль, выступление, костюм, реквизит, основные элементы сцены и т.д.);
  •  будет активизирован словарь детей, усовершенствована звуковая культуру речи, интонационный строй, диалогическая речь.
  •  будет уметь разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням с использованием кукол знакомых видов театров, элементов костюмов, декораций.
  •  будет уметь чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами.
  •  будет уметь выступать перед сверстниками, детьми младших групп, родителями и иной аудиторией.
  •  будет уметь самостоятельно использовать в театрализованных играх и представлениях выразительные средства для создания образа (интонацию, жест, мимику, движение).
  •  будет знать некоторые виды театров (кукольный, настольный, пальчиковый, магнитный и др.
  •  будет знать некоторые приемы кукловождения, применяемые в знакомых видах кукольного театра /настольных, пальчиковых и др.)
  •  будет иметь навыки концентрации внимания и координации движений, выступления в спектаклях;
  •  будет уметь пользоваться важными средствами выразительности мимикой, жестами;
  •  будет уметь свободно ориентироваться на сценической площадке;
  •  будет уметь произносить одну и ту же фразу с разными интонациями;
  •  будет уметь сочинять этюды по сказкам.
  •  будет уметь применить полученные знания в социальной и игровой деятельности, объяснить свои потребности и не боится высказать свое мнение.
  •  будет заинтересованно заниматься театрально – игровой деятельности.

Условия реализации проекта

Материально-техническая база соответствует санитарным нормам, педагогическим требованиям, современному уровню образования. В достаточном количестве имеется разнообразное оборудование, пособия, игры, картотеки, и др. Закрепление знаний осуществляется в совместной деятельности. Все материалы периодически обновляются и доступны детям в любое время.

Средства обучения

1. Настольный театр игрушек.

2. Настольный театр картинок.

3. Стенд-книжка.

4. Фланелеграф.

5. Теневой театр.

6. Пальчиковый театр.

7. Театр Би-ба-бо.

8. Театр Петрушки.

9. Детские костюмы для спектаклей.

10. Элементы костюмов для детей.

11. Атрибуты для занятий и для спектаклей.

12. Ширма для кукольного театра.

13. Музыкальный центр, видеоаппаратура

14.Медиотека (аудио- и CD диски).

15.Декорации к спектаклям

16.Методическая литература.

Содержание

Первый этап – подготовительный

Постановка проблемы, определение цели, задач, принципов и подходов.

Второй этап – планирование работы.

Разработка плана работы, подготовка оборудования, пособия, игр, картотек и др.

Третий этап – реализация проекта

Внедрение в воспитательно – образовательный процесс методов и приемов развития речи, навыков и умений говорить связанно, последовательно, грамматически и фонетически правильно.

В начале каждого театрализованного занятия проводятся нейроигры (кинезиологические упражнения) – специальные игровые комплексы, способствующие развитию психических процессов, а также пальчиковые гимнастики. Игры задействуют мозг ребенка, развивают концентрацию внимания, память, речь, работоспособность, мышление, мелкую и общую моторику, умение ориентироваться в пространстве, активизируют речь. (см. Приложение)

  1. Вводное занятие

Теоретическая часть:

Введение в деятельность проекта, беседа, знакомство; дать детям представление о театре, его истории; показать иллюстрации, фотографии зданий театров; дать общее представление о видах театров; формировать устойчивый интерес к разным театральным жанрам; воспитывать эмоциональное и положительное отношение к театру.

  1. «Все профессии нужны, все профессии важны».

Знакомство с театральными профессиями: художник, гример, парикмахер, музыкант, декоратор, костюмер, артист.

Теоретическая часть:

Формировать представления детей о театральных профессиях; показать иллюстрации, фотографии людей данных профессий; активизировать интерес к театральному искусству; расширять словарный запас.

Практическая часть:

Разгадывание кроссворда «Театральные профессии».

Форма контроля: беседа, наблюдение.

  1. «Мимика и жесты. О чем они говорят» (сценки без слов).

Теоретическая часть: 

Поговорить с детьми о разговоре с помощью мимики, жестов, пластики тела.

Практическая часть:

Показать детям язык мимики, жестов, пластики тела. Разыгрывание сценок без слов.

Форма контроля: беседа, наблюдение, творческое задание.

  1. «Театральная азбука»

Теоретическая часть: 

Формировать представления детей о театре (артисты - волшебники театра, куклы - маленькие помощники артистов); познакомить детей с правилами поведения в театре; пополнят и активизировать словарь детей, вводя специальную терминологию, связанную с театральной деятельностью: названия разнообразных кукол (отдельных видов кукольных театров); названия театральных персонажей, предметов, декораций.

Практическая часть:

Рассматривание иллюстраций, просмотр презентации.

Форма контроля: беседа, опрос, наблюдение.

  1. «Основы актерского мастерства»

Этюды: М. Чистяковой на выразительность жеста: «Тише», «Иди ко мне», «Уходи», «До свидания».

Теоретическая часть: 

Рассказать o характерных жестах отталкивания, притягивания, раскрытия, закрытия; развивать способность детей понимать эмоциональное состояние другого человека и учить адекватно выразить свое; воспитывать внимательность; развивать фантазию, воображение детей.

Практическая часть:

Постановка этюдов на выразительность жестов, показ и тренировка.

Форма контроля: беседа, наблюдение, творческое задание.

  1. «Вместе сказку оживим»

Теоретическая часть: 

Работать над слушанием и рассказыванием сказок, над эмоциональным восприятием услышанного.

Практическая часть:

Драматизации любимых сказок.

Форма контроля: наблюдение, инсценирование.

  1. «Веселые сочинялки».

Теоретическая часть:

Побуждать детей сочинять несложные истории героями; развивать чувство юмора; развивать связную речь.

Практическая часть:

Сочинение историй.

Форма контроля: беседа, наблюдение, творческое задание.

8.«Посещение театра» (вместе с родителями, по возможности)

Теоретическая часть:

Активизировать познавательный интерес к театру; развивать интерес к сценическому творчеству; разъяснить детям выражения «зрительская культура»; «театр начинается с вешалки»; воспитывать любовь к театру.

Практическая часть:

Посещение театра.

Форма контроля: беседа, наблюдение, опрос, обсуждение.

  1. «Знакомство с театром кукол би-ба-бо. Сказка «Колобок»

Теоретическая часть:

Развивать интерес театральной деятельности; познакомить детей с театром «би-ба-бо»; вспомнить с детьми сказку «Колобок» навыками владения этим видом театральной деятельности; учить понимать эмоциональное состояние героев; формировать необходимый запас эмоций; побуждать детей экспериментировать со своей интонацией; воспитывать чувство уверенности в себе.

Практическая часть:

Драматизация сказки «Колобок» театром «Би – ба – бо».

Форма контроля: наблюдение, беседа, опрос, драматизация.

10.«Театр кукол «би-ба-бо». Продолжение

Теоретическая часть:

Продолжать формировать у детей навык вождения кукол театра ба-ба-бо, побуждать их создавать танцевальные композиции и игровые импровизации с куклами этого театра.

Практическая часть:

Драматизация с театром «Би – ба – бо» по собственному замыслу и инициативе.

Форма контроля: Опрос, наблюдение, беседа, драматизация

11. «Упражнения для развития выразительной мимики: солёный чай, ем лимон, сердитый дедушка.

Теоретическая часть:

Учить детей выражать разные эмоции при помощи мимики; стимулировать детей к показу названных в этюдах эмоций.

Практическая часть:

Выполнение упражнений на развитие мимики.

Форма контроля: беседа, наблюдение, творческое задание.

12.Просмотр видео по сказке «Двенадцать месяцев».

Теоретическая часть:

Просмотр видео по сказке

Практическая часть:

Совместное обсуждение.

Форма контроля: наблюдение, беседа, опрос.

13. «Основы актерского мастерства»

Этюды: М. Чистяковой на выражение основных эмоций: «Лисичка подслушивает», «Вкусные конфеты», «Новая кукла», «Лисенок боится», «Ваське стыдно», «Молчок»

Теоретическая часть:

Рассказать о характерной мимике эмоций; развивать способность детей понимать эмоциональное состояние другого человека и учить адекватно выразить свое; познакомить с пиктограммами (карточками-символами, изображающими разные эмоции человека-веселье, грусть).

Практическая часть:

Постановка этюдов на выражение эмоций, показ и тренировка.

Форма контроля: наблюдение, творческое задание.

14. «Знакомство с настольным театром». Настольный театр по сказке «Бобовое зернышко».

Теоретическая часть:

Развивать интерес к театральной деятельности; познакомить детей с настольным театром; вспомнить с детьми сказку «Бобовое зёрнышко»; развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью.

Практическая часть:

Драматизация сказки «Бобовое зернышко». Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности.

Форма контроля: беседа, наблюдение, драматизация.

15. Работа в творческой мастерской. Изготовление атрибутов для настольного театра из бросового материала к сказке «Репка».

Теоретическая часть:

Мотивировать к изготовлению атрибутов.

Практическая часть:

Изготовление атрибутов к сказке и драматизация.

Форма контроля: наблюдение, творческое задание, драматизация.

16. Промежуточная аттестация.

Теоретическая часть:

Текущая диагностика должна определить степень целесообразности использования театрализованной деятельности, скорректировать и наиболее эффективно подбирать методы и средства обучения.

Форма контроля: творческое задание, беседа, наблюдение, опрос.

17.Комплекс упражнений «Речь и движение».

Теоретическая часть:

Рассказать о необходимости координации движений с речью.

Практическая часть:

Упражнения в координации движений с речью.

Форма контроля: творческая ситуация, наблюдение.

18. «Знакомство с пальчиковым театром. «Журавль и Лиса».

Теоретическая часть:

Вспомнить сказку «Журавль и Лиса», познакомить детей с пальчиковым театром; побуждать инсценировать известную сказку.

Практическая часть:

Драматизация сказки с помощью пальчикового театра.

Форма контроля: наблюдение, беседа, драматизация

19. Работа в творческой мастерской. Изготовление атрибутов для пальчикового театра.

Этюды: «К нам пришел зайчик», «Цыпленок и петушок», «Кот и петушок».

Теоретическая часть:

Мотивировать к изготовлению атрибутов.

Практическая часть:

Изготовление атрибутов к пальчиковому театру и драматизация.

Форма контроля: наблюдение, творческое задание, драматизация.

20. «Посещение театра» (вместе с родителями, по возможности)

Теоретическая часть:

Активизировать познавательный интерес к театру; развивать интерес к сценическому творчеству; воспитывать любовь к театру.

Практическая часть:

Посещение театра.

Форма контроля: беседа, наблюдение, опрос.

21. «Сюжетно-ролевая игра «Театр». Сценка-игра «Идем в театр».

Теоретическая часть:

Вспомнить правила поведения в театре; вызвать интерес и желание играть (выполнять роль «кассира», «билетера», «зрителя»); воспитывать дружеские взаимоотношения.

Практическая часть:

Сценка-игра «Идем в театр», «Театр».

Форма контроля: наблюдение, инсценирование.

22. «Знакомство с видами театрального искусства»

Теоретическая часть:

Познакомить детей с видами театрального искусства (кукольный, драматический, танец оперы и балета).

Практическая часть:

Совместный просмотр презентации и обсуждение.

Форма контроля: беседа, наблюдение, опрос.

23. «Умей говорить». Сказки: р.н.с. «Заюшкина избушка», «Смоляной бочок».

Теоретическая часть:

Формировать эмоциональную выразительность речи детей; воспитывать умение следит за развитием действия в сказке; развивать эмоциональный отклик на действия персонажей кукольного спектакля; вызывать сочувствие и желание помочь; учить давать оценку поступкам действующих лиц.

Практическая часть:

Инсценирование известных сказок.

Форма контроля: наблюдение, инсценирование.

24. «Сказка ложь, да в ней намёк. Неоконченная сказка».

Теоретическая часть:

Совершенствовать навыки детей в придумывании окончания для сказки; развивать воображение, память, речь.

Практическая часть:

Придумывание окончания сказки.

Форма контроля: творческое задание, наблюдение, беседа.

25. «Знакомство с «куклой- рукавичкой».        «Теремок» (с помощью кукол -рукавичек)

Теоретическая часть:

Познакомить детей с одним из видов театра; вспомнить сказки, которые можно инсценировать с помощью куклы - рукавички; вспомнить с детьми содержание известной сказки; учить детей инсценировать сказку с помощью куклы-рукавички; развивать уверенность в себе; создать творческую атмосферу.

Практическая часть:

Драматизация с помощью кукол – рукавичек.

Форма контроля: драматизация, наблюдение, беседа.

26. «Театр «рукавички». «Три медведя», «Рукавичка».

Теоретическая часть:

Вспомнить сказки. Формировать навыки кукловождения данного вида театра.

Практическая часть:

Драматизация с помощью кукол – рукавичек.

Форма контроля: драматизация, наблюдение, беседа.

27. «Азбука выражения эмоций»

Теоретическая часть:

Побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (мимика, пантомима, жесты); развивать умение переключаться с одного образа на другой; воспитывать желание помочь товарищу; самоконтроль, самооценка.

Практическая часть:

Упражнения и этюды на выражение эмоций.

Форма контроля: творческое задание, наблюдение.

28 «Пантомимы: «Сон», «Испуг», «Печаль», «Радость», «Хвастовство».

Теоретическая часть:

Развивать у детей умения пользоваться эмоциями, жестами; развивать двигательные способности детей, ловкость, гибкость; поощрять творчество детей.

Практическая часть:

Постановка этюдов, тренировка упражнений на развитие мимики, эмоций.

Форма контроля: творческое задание, наблюдение.

29. «Масочный театр «Три медведя» (игра - драматизация).

Теоретическая часть:

Вспомнить сказку «Три медведя». Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности.

Практическая часть:

Драматизация сказки с помощью масок.

Форма контроля: наблюдение, драматизация.

30. «Знакомство с теневым театром». «Заюшкина избушка», «Птицы улетают».

Теоретическая часть:

Познакомить с новым видом театра и учить владеть им. Просмотр презентации.

Практическая часть:

Освоение некоторых фигур театра теней.

Форма контроля: беседа, наблюдение, опрос.

31. «Беседа-диалог»

Теоретическая часть:

Активизировать познавательный интерес к театральным профессиям; познакомить детей с профессиями: актер, режиссер, художник, композитор; воспитывать желание узнать новое. Вопросы к детям поискового характера (Зачем нужны декорации?).

Практическая часть:

Рассматривание иллюстраций, портретов, репродукций картин.

Форма контроля: беседа, наблюдение, опрос.

32. «Мастерская актера».

Теоретическая часть:

Развивать умения детей самостоятельно изготавливать атрибуты к известным им видам театров. Воспитывать аккуратность.

Практическая часть:

Изготовление атрибутов к разным видам театров.

Форма контроля: творческое задание, наблюдение.

33. «Самостоятельная театральная деятельность».

Теоретическая часть:

Побуждать детей ставить постановки с куклами известных им видов театра, изготовленных ранее своими руками и фабричными.

Практическая часть:

Драматизация.

Форма контроля: драматизация, беседа, наблюдение.

34. «Знакомство со сказкой «Под грибом»

Теоретическая часть:

Знакомство со сказкой «Под грибом» для показа на Выпускном балу из детского сада.

Практическая часть:

Обсуждение прочитанного. Распределение ролей.

Форма контроля: беседа, наблюдение.

35, 36, 37. «Репетиции»

Практическая часть:

Развивать способность свободно и раскрепощенно держаться перед зрителями в соответствии с индивидуальными особенностями детей; воспитывать и поддерживать желание доставить удовольствие своим выступлением родителям, воспитателям.

Форма контроля: беседа, наблюдение.

  1.  «Итоговое мероприятие «Сказка «Под грибом» (В. Сутеев).

Итоговая диагностика проводится для определения степени достижения предполагаемых результатов.

Работа с родителями:

  • консультации «Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников», «Театрализованная деятельность в работе с детьми с ТНР», «Учимся, играя!»;
  • папки – передвижки «Театр», «Виды театра»;
  • совместное посещение театра, по возможности;
  • помощь в изготовлении атрибутов;
  • составление фотоальбома «Семейный театр»;
  • фотоотчет для родителей.

Четвертый этап – заключительный.

Продукты проекта:

  • изготовление атрибутики;
  • фотовыставка «Наш театр»,
  • посещение театра, по возможности;
  • консультации для родителей «Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников», «Театрализованная деятельность в работе с детьми с ТНР», «Учимся, играя!»
  • конспекты НОД;
  • презентация «Театр и его профессии»;
  • картотеки;
  • опрос для родителей в конце проекта «Играете ли Вы с ребенком дома в театр?»;
  • день открытых дверей

Итогом этой годовой работы является постановка небольшого спектакля к Выпускному вечеру. Хочется отметить и то, что распределение ролей в спектакле происходило согласно индивидуальным возможностям ребенка (речевым, эмоциональным, физическим) и его желаниям.

Также в подготовке к спектаклю активное участие принимал весь коллектив ДOУ: учитель-логопед отрабатывал интонационную выразительность, четкость и грамотность речи; воспитатели группы участвовали в постановке спектакля, сочинении стихотворного текста; музыкальный руководитель подбирал музыкальное сопровождение спектакля, музыку к песням и танцам.         

Подводя итоги работы, мы пришли к выводу, что использование театрализованной деятельности способствует повышению уровня речевого развития детей.

Таким образом, мы видим, что одним из обязательных условий эффективности системы коррекционного обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи является высокий уровень их речевой и познавательной активности. Недостаточное развитие речевых средств и познавательной активности у детей с ТНР ограничивает круг их общения, способствует возникновению замкнутости, безынициативности, нерешительности, стеснительности; порождает специфические черты речевого поведения — неумение устанавливать контакт с собеседником, поддерживать беседу. У детей с системным нарушением речи снижена субъективная активность в познавательной и речевой деятельности.

Создание положительной мотивации, повышение уровня самооценки, варьирование методов и приемов обучения с учетом индивидуальных особенностей дошкольников в театральной деятельности обеспечат успешность формирования речевой и познавательной активности у детей.

Список используемой литературы:

  1. Артемова        Л. В. «Театрализованные игры дошкольников». Москва: «Посвещение», 1991г.
  2. Алексеевская Н. «Домашний театр». Москва: «Лист», 2000г.
  3. Караманенко Т.Н.        «Кукольный театр-дошкольникам». Москва:

«Просвещение», 1982 г.

  1. Мирясова В.И. «Играем в театр». Москва: «Гном-Пресс», 1999 г.
  2. Синицина Е. «Игры для праздников». Москва: «Лист», 1999 г.
  3. Тихомирова Л. Ф.«Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников». Ярославль: «Академия Развития», 1999г.
  4. Шипицына Л. М.        «Азбука общения». Санкт-Петербург:        «Детство-пресс», 1998г.
  5. Петрова Т.И., Сергеева Е.Я., Петрова Е.С. «Театрализованные игры в д/с». Москва, 2000 г.
  1. Маханева М.Д. «Театрализованные занятия в д/с». Москва, 2003 г.
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.
  3. Чистякова М.И. Психогимнастика.
  4. Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно – творческого. М., 2003.
  5. Ледяйкина Е.Г., Топникова Л.А. Праздники для современных малышей. Ярославль, 2002.
  6. Мирясова В.И. Играем в театр. Сценарии детских спектаклей о животных. М., 2002.
  7. Михайлова М.А. Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы. Ярославль, 2002.
  8. Петрова Т.Н., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000.

Приложение

Нейроигры (кинезиологические упражнения)

«Сомни листочек». Одновременно двумя руками ребенок сминает два листочка бумаги, а потом разглаживает их. Упражнение выполняется на весу. Чем быстрее ребенок это делает, тем лучше. Чем меньше размер листочков бумаги, тем сложнее выполнять упражнение.

«Замочек». Ребенок складывает руки в замок и крутит большие пальцы вокруг друг друга то в одну сторону, то в другую. Упражнение выполняется максимально быстро. Ребенок должен сосредоточенно смотреть на большие пальцы.

«Цветочек». Сложить пальцы руки в «цветок», попеременно опускать по 2 «лепестка» (пальцы руки, чередуя лепестки. Усложнить одновременно выполняя обеими руками синхронно.

«Коза-корова». Попеременно менять положение пальцев обоих рук с «козы» (указательный и средний палец не согнуты в кулак) на «корову»

Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале, упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2022/04/12/kineziologiya_metodicheskoe_posobie.docx_image3.jpg

Кулак - ребро - ладонь. Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак - ребро - ладонь).

https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2022/04/12/kineziologiya_metodicheskoe_posobie.docx_image1.jpg

Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз.

https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2022/04/12/kineziologiya_metodicheskoe_posobie.docx_image4.jpg

Змейка. Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2022/04/12/kineziologiya_metodicheskoe_posobie.docx_image2.jpg

Ухо - нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью наоборот».

https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2022/04/12/kineziologiya_metodicheskoe_posobie.docx_image11.jpg

Расправьте пальцы левой руки, слегка нажав точку концентрации внимания, расположенную в середине ладони, большим пальцем правой руки. Повторите это 5 раз.

При нажатии сделайте выдох, а при ослаблении вдох. Потом сделайте тоже самое для правой руки.

Картотека пальчиковых игр для детей 5-6 лет

 «Замок»

На двери висит замок —

Кто его открыть бы смог?

(Быстрое соединение пальцев в замок.)

Потянули…

(Тянем кисти в стороны.)

Покрутили…http://womansk.net/upload/content/2016-01/2/196/09d26fc67cc34872294b9a2d4af75e93.jpg

(Волнообразные движения.)

Постучали… 

(Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)

И открыли!

(Пальцы расцепились.)

 

 «Помощники»

Вот помощники мои,

Как их хочешь поверни.

Раз, два, три, четыре, пять.

Не сидится им опять.

Постучали, повертели

И работать захотели.

Поработали немного,

Но дадим им отдохнуть.

(Выполнять движения пальцами в соответствии с содержанием стихотворения.)

 

«Помиримся»

Два больших пальца спорят:

(Дети сжимают руки в кулаки, сближают их и помещают перед грудью.)

Кто главней из них двоих?

(Вытягивают вверх большие пальцы и начинают их сгибать и разгибать.)

Не дадим случиться ссоре

И помирим тут же их.

(Сцепляют большие пальцы друг с другом.)

 

«Удивительно»

Наши пальцы сжались тесно.

Удивительно интересно!

(Дети сжимают левую руку в кулак.)

Видно, им прохладно стало,

(Правой рукой обхватывают кулак и сильно сжимают.)

Их укроем одеялом.

(Затем меняют руки. Потом опускают руки и слегка трясут ими.)

 

«Прогулка»

Пошли пальчики гулять,

(Пальцы рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу.)

А вторые догонять,

(Ритмичные движения по столу указательных пальцев.)

Третьи пальчики бегом,

(Движения средних пальцев в быстром темпе.)

А четвертые пешком,

(Медленные движения безымянных пальцев по столу.)

Пятый пальчик поскакал

(Ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами.)

И в конце пути упал.

(Стук кулаками по поверхности стола.)

«Маланья»

У Маланьи, у старушки

(Хлопки в ладоши: то правая, то левая рука сверху.)

Жили в маленькой избушке

(Сложить руки углом, показывая «избушку».)

Семь сыновей,

(Показать семь пальцев.)

Все без бровей,

(Очертить брови пальцами.)

Вот с такими ушами,

(Ладони с растопыренными пальцами поднести к ушам.)

Вот с такими носами,

(Показать длинный нос, поставив ладони с растопыренными пальцами друг за другом.)

Вот с такой головой,

(Очертить большой круг вокруг головы.)

Вот с такой бородой!

(Показать руками большую бороду.)

Они не пили и не ели,

(Одной рукой поднести ко рту «чашку», другой — «ложку».)

На Малинью все глядели

(Держа руки у глаз, похлопать пальцами, как ресницами.)

И все делали вот так…

(Дети показывают загаданные действия только при помощи пальцев.)

 

 «Белка»

Сидит белка на тележке,

(Исходное положение — кисти рук сжаты в кулак.)

Продает она орешки,

(Круговые движения кистью вправо, влево.)

Лисичке-сестричке,

(Разогнуть большой палец.)

Воробью,

(Разогнуть указательный палец.)

Синичке,

(Разогнуть средний палец.)

Мишке толстопятому,

(Разогнуть безымянный палец.)

Заиньке усатому.

(Разогнуть мизинец.)

Вот так!

(Раскрыть кисть — пальцы в стороны и в исходное положение.)

 

 

«У Петиной сестрицы»

У Петиной сестрицы

(Ритмичные удары пальцами правой руки по левой ладони.)

По деревне небылицы:

(Ритмичные удары пальцами левой руки по правой ладони.)

Ходит утка в юбке,

В теплом полушубке,

Курочка — в жилете,

Петушок — в берете,

Коза — в сарафане,

Заинька — в кафтане.

(На каждое название животного загибаем пальцы на руках, начиная с большого.)

 

«Магазин»

Мы пришли в магазин.

(Идут пальчиками по столу. Вытягивают вперед слегка согнутые в локтях руки, сцепив их перед собой.)

Мы купили торт — один,

(Показывают 1 палец.)

Плюшек — две,

(Хлопают в ладоши 2 раза и показывают 2 пальца.)

Ватрушек — три,

(Хлопают в ладоши 3 раза и показывают 3 пальца.)

А киви купили — сразу четыре!

(Вертят кулачками и показывают 4 пальца.)

 

«Приготовили обед»

Сели как-то мы обедать

(Имитация движения ложкой.)

И позвали в дом соседей.

(Позвать движением ладони к себе.)

Скатерть белую накрыли,

(Движения разглаживаем скатерть.)

Ложки, вилки разложили,

(Пошаговые движения правой рукой ладонью вниз слева направо.)

Хлеб нарезали и сыр,

(Движения вверх и вниз ребром ладони.)

Приготовили гарнир,

(Резкое потирание кончиками пальцев.)

Помешали его в чашке

(Вращательные движения вперед, одна рука заходит за другую.)

И добавили колбаски.

(Из большого и указательного пальцев сделать кольца, соединить их, а потом развести в стороны, изображая круглую колбасу.)

А из фарша всем котлеты

Жарили мы без диеты.

(Ладони накладываются попеременно одна на другую.)

Посолили, поперчили,

(Мелкие движения щепотью пальцев.)

Замесили. Не забыли

(Сжимание и разжимание пальцев рук.)

Лук сердитый положить

(Показать «сбор слез» в ладонь.)

И скорее все закрыть.

(Хлопок в ладонь горизонтально.)

Наготовились, устали,

Печь пирожное не стали.

(Провести по лбу тыльной стороной руки.)

 

«Подарки»

Пальцы в гости к нам пришли

И подарки принесли.

Будем мы их представлять

И подарки принимать.

Вот большой, он палец мудрый,

Книгу хочет нам вручить.

Указательный придумал

Нам фонарик подарить.

Средний нам принес коробку.

Интересно, что же в ней?

Пластилин есть и бумага

И набор карандашей.

Безымянный — славный мальчик,

Всем друзьям принес он мячик.

А малыш — мизинчик

Игрушечный автомобильчик.

Скажем мы: «Спасибо, пальцы!»

И продолжим заниматься.

(Выполнять движения соответственно тексту.)

 

«В гости»

В гости к пальчику большому

(Большой палец отогнут, остальные сжаты в кулак. В соответствии с текстом разгибать поочередно пальцы.)

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

Сам мизинчик-малышок

Постучался на порог.

Вместе пальчики — друзья,

Друг без друга им нельзя!

(Сжать пальцы в кулак и разжать их.)

 

«Дружная семейка»

Этот пальчик большой —

(Руку сжать в кулак, поочередно разгибать пальцы, начиная с большого.)

Это папа дорогой.

Рядом с папой — наша мама.

Рядом с мамой — брат старшой.

Вслед за ним сестренка —

Милая девчонка.

И самый маленький крепыш —

Это славный наш малыш.

Дружная семейка!

(Сжать руку в кулак несколько раз.)

 

«Смелый капитан»

На корабле из дальних стран

(Показать «корабль».)

Плывет отважный капитан.

(Показать капитана.)

Из тесной рубки у штурвала,

(Крутят штурвал.)

В бинокль видел он немало.

(Смотрят в «бинокль».)

 

 «У девочек и мальчиков»

У девочек и мальчиков

На руке пять пальчиков:

Палец большой — парень с душой,

Палец указательный — господин влиятельный,

Палец средний — тоже не последний.

Палец безымянный — с колечком ходит чванный,

Пятый — мизинец, принес вам гостинец.

  

«Колючий клубок»

Ходит-бродит вдоль дорожек

Весь в иголках серый ежик.

Чтобы волк не уволок,

Превратился еж в клубок.

http://nvrn-vospitatel.3dn.ru/dve-ladoshki.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность воспитателя с родителями и детьми старшего дошкольного возраста «Кукла своими руками» в рамках проекта «Куклы, в которые мы играем»

Образовательная область:познание. Конспект совместной деятельности с детьми и их родителями, является заключительным этапом в рамках проекта "Куклы, в которые мы играем"....

проект Играем с детьми в полезные игры

Практико ориентированный проект по ознакомлению родителей с палочками Кюизенера....

Детско – родительский проект с детьми I группы раннего возраста «Умные игры для здоровья»

Актуальность Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических недостатков. Мы чаще говорим о физическом здоровье и ...

Проект с детьми средней группы "Сюжетно-ролевая игра "Больница"

В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития. Перед каждым в...

Долгосрочный проект с детьми 3- лет "Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук"

Цель- развивать мелкую моторику рук для развития для развития речи детей дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр....

Проект. По этапное обучение родителей играм с кинетическим песком совместно с детьми раннего и младшего дошкольного возраста

Кинетический песок — это потрясающая игрушка для детского творчества, которая в последнее время завоевывает все больше внимание со стороны родителей. Цель проекта, познакомить родителей с и...