Проект с детьми с ОВЗ "Учимся, играя!"
проект (подготовительная группа)
Авторский инновационный проект
по работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 157.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Региональный конкурс
инновационных проектов, программ, методических разработок
для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста с ОВЗ
«Мы вместе»
Номинация
«Авторские инновационные проекты
по работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ»
Пырьева Юлия Николаевна
Воспитатель высшей квалификационной категории
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 22 «Журавлик» города Сафоново Смоленской области
(МБДОУ д/с № 22)
Проект «Учимся, играя!»
(по работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ (ТНР)
2023 год
Пояснительная записка
В настoящее время одной из актуальных проблем современного общества является организация воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Многочисленную группу детей с ОВЗ составляют дошкольники с нарушениями речи, поскольку речевые нарушения являются самой распространённой патологией психофизического развития. Наиболее благоприятным для коррекции нарушенных речевых функций и предупреждения дальнейшего аномального развития является дошкольный возраст.
Дети с ТНР (тяжелые нарушения речи) — это особая категория детей со специфическими отклонениями в формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения), влияющие на становление психики при сохранном слухе и интеллекте.
Основными направлениями коррекционно-педагогической работы с детьми с ТНР в дошкольном возрасте являются:
- Развитие игровой деятельности.
- Развитие речевого общения с окружающими.
- Расширение запаса знаний и представлений об окружающем.
- Развитие сенсорных функций. Формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений.
- Развитие внимания, памяти, мышления.
- Формирование математических представлений.
- Развитие мелкой моторики и подготовка руки к овладению письмом.
- Воспитание навыков самообслуживания и гигиены.
Значительные трудности в овладении навыками связной, грамотной, выразительной и эмоциональной речи у дошкольников с ТНР обусловлены недостаточной сформированностью основных компонентов языковой системы (фонетико-фонематического, лексического, грамматического) и недостаточной сформированностью как звуковой, так и смысловой сторон речи.
Работая с детьми с ТНР, мы пришли к выводу, что необходимо использовать методы, приемы и средства, облегчающие и направляющие процесс становления, развернутого самостоятельного смыслового высказывания и строить занятия таким образом, чтобы дети жили на них естественной, радостной жизнью. Для этого мы обратились к театрализованной деятельности. Ребенок должен играть и тогда, когда он преодолевает трудности, а исправление недостатков речи – это огромный труд для маленького человека, только вступающего в жизнь. И поэтому задача взрослых так окружить его игрой, чтобы он и не заметил, что на самом деле занят тяжелой работой.
И именно театрализовано-игровая деятельность позволяет сделать это непринужденно, внося в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет детям проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений, уверенности в своих силах.
Исследуя методическую литературу по данной теме, мы пришли к выводу, что использование театрализованной деятельности в работе с детьми, имеющими недостатки в речевом развитии, будет очень эффективной. В систему работы с детьми необходимо включать театрализованные игры, упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствуют речевые навыки, обеспечивают коррекцию нарушений речевой сферы ребенка, а значит, влияют на развитие его личности в целом. Важной задачей ДОУ становится совершенствование педагогического процесса и повышение качества образовательной работы с детьми посредством организации предметно-развивающей среды, которая позволяет детям проявлять активность, устранять речевые нарушения. Основным моментом театрализованной игры является выполнение какой-либо роли ребенком. В процессе игры ребенок создает свой образ действием, словом, что дает ему возможность активно развивать речевую деятельность.
Все выше сказанное определяет актуальность использования театрализованной деятельности при работе с детьми с ТНР и целесообразность разработки проекта с использованием театрализованной деятельности в работе с детьми с ТНР.
Цель проекта: развитие речи, навыков и умений говорить связанно, последовательно, грамматически и фонетически правильно.
В соответствии с поставленной целью определяются конкретные задачи: Обучающие:
- Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).
- Познакомить детей с различными видами театра (кукольный, музыкальный, детский, театр зверей и др.).
- Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных.
- Побуждать интерес к театрально–игровой деятельности.
- Поощрять участие детей в этом виде деятельности, формировать положительное отношение к нему.
- Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.
- Формировать опыт социальных навыков поведения.
- Создать среду для отработки речевых, поведенческих навыков детей в театрализованной деятельности.
Развивающие:
- Развивать речевое дыхание.
- Развивать речевую и мелкую моторики; мимическую мускулатуру лица.
- Развить слуховое восприятие.
- Развивать представление о нравственных качествах человека.
- Развивать желание выступать перед друзьями, родителями, сотрудниками детского сада.
- Развивать память, мышление, воображение, внимание детей.
Воспитывающие:
- Воспитывать культуру речевого общения, умение согласованно действовать в коллективе.
- Воспитывать дружбу, товарищество.
Целевая аудитория: дошкольники 6-7 лет с ТНР, педагоги, родители.
Общие принципы и подходы к формированию проекта
Принципы:
- личностно – развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;
- уважение личности ребенка;
- поддержка разнообразия детства;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником;
- формирование познавательных интересов и действий через театрализованную деятельность;
- возрастная адекватность (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития.
Принципы коррекционно –педагогической работы:
- взаимосвязь сенсорного, умственного и речевого развития;
- учет развития речевой, познавательной, коммуникативной, эмоционально – волевой деятельности детей с ТНР.
Основополагающими подходами к построению образовательной деятельности в рамках проекта стали:
- деятельностный подход, обеспечивающий системное целенаправленное обучение детей через театрализованную деятельность;
- гуманитарный подход, позволяющий рассматривать развитие личности ребенка, как главную цель образовательной деятельности;
- культурологический подход, ставший основополагающим для организации культурных практик дошкольников.
Планируемые результаты
Ребенок:
- будет иметь представление о театре, как виде искусства, особенностях театра, о театральных профессиях, о правилах поведения в театре и на репетициях, сценической культуре;
- будет знать основные понятия в рамках театрального искусства (театр, сцена, спектакль, роль, выступление, костюм, реквизит, основные элементы сцены и т.д.);
- будет активизирован словарь детей, усовершенствована звуковая культуру речи, интонационный строй, диалогическая речь.
- будет уметь разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням с использованием кукол знакомых видов театров, элементов костюмов, декораций.
- будет уметь чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами.
- будет уметь выступать перед сверстниками, детьми младших групп, родителями и иной аудиторией.
- будет уметь самостоятельно использовать в театрализованных играх и представлениях выразительные средства для создания образа (интонацию, жест, мимику, движение).
- будет знать некоторые виды театров (кукольный, настольный, пальчиковый, магнитный и др.
- будет знать некоторые приемы кукловождения, применяемые в знакомых видах кукольного театра /настольных, пальчиковых и др.)
- будет иметь навыки концентрации внимания и координации движений, выступления в спектаклях;
- будет уметь пользоваться важными средствами выразительности мимикой, жестами;
- будет уметь свободно ориентироваться на сценической площадке;
- будет уметь произносить одну и ту же фразу с разными интонациями;
- будет уметь сочинять этюды по сказкам.
- будет уметь применить полученные знания в социальной и игровой деятельности, объяснить свои потребности и не боится высказать свое мнение.
- будет заинтересованно заниматься театрально – игровой деятельности.
Условия реализации проекта
Материально-техническая база соответствует санитарным нормам, педагогическим требованиям, современному уровню образования. В достаточном количестве имеется разнообразное оборудование, пособия, игры, картотеки, и др. Закрепление знаний осуществляется в совместной деятельности. Все материалы периодически обновляются и доступны детям в любое время.
Средства обучения
1. Настольный театр игрушек.
2. Настольный театр картинок.
3. Стенд-книжка.
4. Фланелеграф.
5. Теневой театр.
6. Пальчиковый театр.
7. Театр Би-ба-бо.
8. Театр Петрушки.
9. Детские костюмы для спектаклей.
10. Элементы костюмов для детей.
11. Атрибуты для занятий и для спектаклей.
12. Ширма для кукольного театра.
13. Музыкальный центр, видеоаппаратура
14.Медиотека (аудио- и CD диски).
15.Декорации к спектаклям
16.Методическая литература.
Содержание
Первый этап – подготовительный
Постановка проблемы, определение цели, задач, принципов и подходов.
Второй этап – планирование работы.
Разработка плана работы, подготовка оборудования, пособия, игр, картотек и др.
Третий этап – реализация проекта
Внедрение в воспитательно – образовательный процесс методов и приемов развития речи, навыков и умений говорить связанно, последовательно, грамматически и фонетически правильно.
В начале каждого театрализованного занятия проводятся нейроигры (кинезиологические упражнения) – специальные игровые комплексы, способствующие развитию психических процессов, а также пальчиковые гимнастики. Игры задействуют мозг ребенка, развивают концентрацию внимания, память, речь, работоспособность, мышление, мелкую и общую моторику, умение ориентироваться в пространстве, активизируют речь. (см. Приложение)
- Вводное занятие
Теоретическая часть:
Введение в деятельность проекта, беседа, знакомство; дать детям представление о театре, его истории; показать иллюстрации, фотографии зданий театров; дать общее представление о видах театров; формировать устойчивый интерес к разным театральным жанрам; воспитывать эмоциональное и положительное отношение к театру.
- «Все профессии нужны, все профессии важны».
Знакомство с театральными профессиями: художник, гример, парикмахер, музыкант, декоратор, костюмер, артист.
Теоретическая часть:
Формировать представления детей о театральных профессиях; показать иллюстрации, фотографии людей данных профессий; активизировать интерес к театральному искусству; расширять словарный запас.
Практическая часть:
Разгадывание кроссворда «Театральные профессии».
Форма контроля: беседа, наблюдение.
- «Мимика и жесты. О чем они говорят» (сценки без слов).
Теоретическая часть:
Поговорить с детьми о разговоре с помощью мимики, жестов, пластики тела.
Практическая часть:
Показать детям язык мимики, жестов, пластики тела. Разыгрывание сценок без слов.
Форма контроля: беседа, наблюдение, творческое задание.
- «Театральная азбука»
Теоретическая часть:
Формировать представления детей о театре (артисты - волшебники театра, куклы - маленькие помощники артистов); познакомить детей с правилами поведения в театре; пополнят и активизировать словарь детей, вводя специальную терминологию, связанную с театральной деятельностью: названия разнообразных кукол (отдельных видов кукольных театров); названия театральных персонажей, предметов, декораций.
Практическая часть:
Рассматривание иллюстраций, просмотр презентации.
Форма контроля: беседа, опрос, наблюдение.
- «Основы актерского мастерства»
Этюды: М. Чистяковой на выразительность жеста: «Тише», «Иди ко мне», «Уходи», «До свидания».
Теоретическая часть:
Рассказать o характерных жестах отталкивания, притягивания, раскрытия, закрытия; развивать способность детей понимать эмоциональное состояние другого человека и учить адекватно выразить свое; воспитывать внимательность; развивать фантазию, воображение детей.
Практическая часть:
Постановка этюдов на выразительность жестов, показ и тренировка.
Форма контроля: беседа, наблюдение, творческое задание.
- «Вместе сказку оживим»
Теоретическая часть:
Работать над слушанием и рассказыванием сказок, над эмоциональным восприятием услышанного.
Практическая часть:
Драматизации любимых сказок.
Форма контроля: наблюдение, инсценирование.
- «Веселые сочинялки».
Теоретическая часть:
Побуждать детей сочинять несложные истории героями; развивать чувство юмора; развивать связную речь.
Практическая часть:
Сочинение историй.
Форма контроля: беседа, наблюдение, творческое задание.
8.«Посещение театра» (вместе с родителями, по возможности)
Теоретическая часть:
Активизировать познавательный интерес к театру; развивать интерес к сценическому творчеству; разъяснить детям выражения «зрительская культура»; «театр начинается с вешалки»; воспитывать любовь к театру.
Практическая часть:
Посещение театра.
Форма контроля: беседа, наблюдение, опрос, обсуждение.
- «Знакомство с театром кукол би-ба-бо. Сказка «Колобок»
Теоретическая часть:
Развивать интерес театральной деятельности; познакомить детей с театром «би-ба-бо»; вспомнить с детьми сказку «Колобок» навыками владения этим видом театральной деятельности; учить понимать эмоциональное состояние героев; формировать необходимый запас эмоций; побуждать детей экспериментировать со своей интонацией; воспитывать чувство уверенности в себе.
Практическая часть:
Драматизация сказки «Колобок» театром «Би – ба – бо».
Форма контроля: наблюдение, беседа, опрос, драматизация.
10.«Театр кукол «би-ба-бо». Продолжение
Теоретическая часть:
Продолжать формировать у детей навык вождения кукол театра ба-ба-бо, побуждать их создавать танцевальные композиции и игровые импровизации с куклами этого театра.
Практическая часть:
Драматизация с театром «Би – ба – бо» по собственному замыслу и инициативе.
Форма контроля: Опрос, наблюдение, беседа, драматизация
11. «Упражнения для развития выразительной мимики: солёный чай, ем лимон, сердитый дедушка.
Теоретическая часть:
Учить детей выражать разные эмоции при помощи мимики; стимулировать детей к показу названных в этюдах эмоций.
Практическая часть:
Выполнение упражнений на развитие мимики.
Форма контроля: беседа, наблюдение, творческое задание.
12.Просмотр видео по сказке «Двенадцать месяцев».
Теоретическая часть:
Просмотр видео по сказке
Практическая часть:
Совместное обсуждение.
Форма контроля: наблюдение, беседа, опрос.
13. «Основы актерского мастерства»
Этюды: М. Чистяковой на выражение основных эмоций: «Лисичка подслушивает», «Вкусные конфеты», «Новая кукла», «Лисенок боится», «Ваське стыдно», «Молчок»
Теоретическая часть:
Рассказать о характерной мимике эмоций; развивать способность детей понимать эмоциональное состояние другого человека и учить адекватно выразить свое; познакомить с пиктограммами (карточками-символами, изображающими разные эмоции человека-веселье, грусть).
Практическая часть:
Постановка этюдов на выражение эмоций, показ и тренировка.
Форма контроля: наблюдение, творческое задание.
14. «Знакомство с настольным театром». Настольный театр по сказке «Бобовое зернышко».
Теоретическая часть:
Развивать интерес к театральной деятельности; познакомить детей с настольным театром; вспомнить с детьми сказку «Бобовое зёрнышко»; развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью.
Практическая часть:
Драматизация сказки «Бобовое зернышко». Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности.
Форма контроля: беседа, наблюдение, драматизация.
15. Работа в творческой мастерской. Изготовление атрибутов для настольного театра из бросового материала к сказке «Репка».
Теоретическая часть:
Мотивировать к изготовлению атрибутов.
Практическая часть:
Изготовление атрибутов к сказке и драматизация.
Форма контроля: наблюдение, творческое задание, драматизация.
16. Промежуточная аттестация.
Теоретическая часть:
Текущая диагностика должна определить степень целесообразности использования театрализованной деятельности, скорректировать и наиболее эффективно подбирать методы и средства обучения.
Форма контроля: творческое задание, беседа, наблюдение, опрос.
17.Комплекс упражнений «Речь и движение».
Теоретическая часть:
Рассказать о необходимости координации движений с речью.
Практическая часть:
Упражнения в координации движений с речью.
Форма контроля: творческая ситуация, наблюдение.
18. «Знакомство с пальчиковым театром. «Журавль и Лиса».
Теоретическая часть:
Вспомнить сказку «Журавль и Лиса», познакомить детей с пальчиковым театром; побуждать инсценировать известную сказку.
Практическая часть:
Драматизация сказки с помощью пальчикового театра.
Форма контроля: наблюдение, беседа, драматизация
19. Работа в творческой мастерской. Изготовление атрибутов для пальчикового театра.
Этюды: «К нам пришел зайчик», «Цыпленок и петушок», «Кот и петушок».
Теоретическая часть:
Мотивировать к изготовлению атрибутов.
Практическая часть:
Изготовление атрибутов к пальчиковому театру и драматизация.
Форма контроля: наблюдение, творческое задание, драматизация.
20. «Посещение театра» (вместе с родителями, по возможности)
Теоретическая часть:
Активизировать познавательный интерес к театру; развивать интерес к сценическому творчеству; воспитывать любовь к театру.
Практическая часть:
Посещение театра.
Форма контроля: беседа, наблюдение, опрос.
21. «Сюжетно-ролевая игра «Театр». Сценка-игра «Идем в театр».
Теоретическая часть:
Вспомнить правила поведения в театре; вызвать интерес и желание играть (выполнять роль «кассира», «билетера», «зрителя»); воспитывать дружеские взаимоотношения.
Практическая часть:
Сценка-игра «Идем в театр», «Театр».
Форма контроля: наблюдение, инсценирование.
22. «Знакомство с видами театрального искусства»
Теоретическая часть:
Познакомить детей с видами театрального искусства (кукольный, драматический, танец оперы и балета).
Практическая часть:
Совместный просмотр презентации и обсуждение.
Форма контроля: беседа, наблюдение, опрос.
23. «Умей говорить». Сказки: р.н.с. «Заюшкина избушка», «Смоляной бочок».
Теоретическая часть:
Формировать эмоциональную выразительность речи детей; воспитывать умение следит за развитием действия в сказке; развивать эмоциональный отклик на действия персонажей кукольного спектакля; вызывать сочувствие и желание помочь; учить давать оценку поступкам действующих лиц.
Практическая часть:
Инсценирование известных сказок.
Форма контроля: наблюдение, инсценирование.
24. «Сказка ложь, да в ней намёк. Неоконченная сказка».
Теоретическая часть:
Совершенствовать навыки детей в придумывании окончания для сказки; развивать воображение, память, речь.
Практическая часть:
Придумывание окончания сказки.
Форма контроля: творческое задание, наблюдение, беседа.
25. «Знакомство с «куклой- рукавичкой». «Теремок» (с помощью кукол -рукавичек)
Теоретическая часть:
Познакомить детей с одним из видов театра; вспомнить сказки, которые можно инсценировать с помощью куклы - рукавички; вспомнить с детьми содержание известной сказки; учить детей инсценировать сказку с помощью куклы-рукавички; развивать уверенность в себе; создать творческую атмосферу.
Практическая часть:
Драматизация с помощью кукол – рукавичек.
Форма контроля: драматизация, наблюдение, беседа.
26. «Театр «рукавички». «Три медведя», «Рукавичка».
Теоретическая часть:
Вспомнить сказки. Формировать навыки кукловождения данного вида театра.
Практическая часть:
Драматизация с помощью кукол – рукавичек.
Форма контроля: драматизация, наблюдение, беседа.
27. «Азбука выражения эмоций»
Теоретическая часть:
Побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (мимика, пантомима, жесты); развивать умение переключаться с одного образа на другой; воспитывать желание помочь товарищу; самоконтроль, самооценка.
Практическая часть:
Упражнения и этюды на выражение эмоций.
Форма контроля: творческое задание, наблюдение.
28 «Пантомимы: «Сон», «Испуг», «Печаль», «Радость», «Хвастовство».
Теоретическая часть:
Развивать у детей умения пользоваться эмоциями, жестами; развивать двигательные способности детей, ловкость, гибкость; поощрять творчество детей.
Практическая часть:
Постановка этюдов, тренировка упражнений на развитие мимики, эмоций.
Форма контроля: творческое задание, наблюдение.
29. «Масочный театр «Три медведя» (игра - драматизация).
Теоретическая часть:
Вспомнить сказку «Три медведя». Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности.
Практическая часть:
Драматизация сказки с помощью масок.
Форма контроля: наблюдение, драматизация.
30. «Знакомство с теневым театром». «Заюшкина избушка», «Птицы улетают».
Теоретическая часть:
Познакомить с новым видом театра и учить владеть им. Просмотр презентации.
Практическая часть:
Освоение некоторых фигур театра теней.
Форма контроля: беседа, наблюдение, опрос.
31. «Беседа-диалог»
Теоретическая часть:
Активизировать познавательный интерес к театральным профессиям; познакомить детей с профессиями: актер, режиссер, художник, композитор; воспитывать желание узнать новое. Вопросы к детям поискового характера (Зачем нужны декорации?).
Практическая часть:
Рассматривание иллюстраций, портретов, репродукций картин.
Форма контроля: беседа, наблюдение, опрос.
32. «Мастерская актера».
Теоретическая часть:
Развивать умения детей самостоятельно изготавливать атрибуты к известным им видам театров. Воспитывать аккуратность.
Практическая часть:
Изготовление атрибутов к разным видам театров.
Форма контроля: творческое задание, наблюдение.
33. «Самостоятельная театральная деятельность».
Теоретическая часть:
Побуждать детей ставить постановки с куклами известных им видов театра, изготовленных ранее своими руками и фабричными.
Практическая часть:
Драматизация.
Форма контроля: драматизация, беседа, наблюдение.
34. «Знакомство со сказкой «Под грибом»
Теоретическая часть:
Знакомство со сказкой «Под грибом» для показа на Выпускном балу из детского сада.
Практическая часть:
Обсуждение прочитанного. Распределение ролей.
Форма контроля: беседа, наблюдение.
35, 36, 37. «Репетиции»
Практическая часть:
Развивать способность свободно и раскрепощенно держаться перед зрителями в соответствии с индивидуальными особенностями детей; воспитывать и поддерживать желание доставить удовольствие своим выступлением родителям, воспитателям.
Форма контроля: беседа, наблюдение.
- «Итоговое мероприятие «Сказка «Под грибом» (В. Сутеев).
Итоговая диагностика проводится для определения степени достижения предполагаемых результатов.
Работа с родителями:
- консультации «Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников», «Театрализованная деятельность в работе с детьми с ТНР», «Учимся, играя!»;
- папки – передвижки «Театр», «Виды театра»;
- совместное посещение театра, по возможности;
- помощь в изготовлении атрибутов;
- составление фотоальбома «Семейный театр»;
- фотоотчет для родителей.
Четвертый этап – заключительный.
Продукты проекта:
- изготовление атрибутики;
- фотовыставка «Наш театр»,
- посещение театра, по возможности;
- консультации для родителей «Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников», «Театрализованная деятельность в работе с детьми с ТНР», «Учимся, играя!»
- конспекты НОД;
- презентация «Театр и его профессии»;
- картотеки;
- опрос для родителей в конце проекта «Играете ли Вы с ребенком дома в театр?»;
- день открытых дверей
Итогом этой годовой работы является постановка небольшого спектакля к Выпускному вечеру. Хочется отметить и то, что распределение ролей в спектакле происходило согласно индивидуальным возможностям ребенка (речевым, эмоциональным, физическим) и его желаниям.
Также в подготовке к спектаклю активное участие принимал весь коллектив ДOУ: учитель-логопед отрабатывал интонационную выразительность, четкость и грамотность речи; воспитатели группы участвовали в постановке спектакля, сочинении стихотворного текста; музыкальный руководитель подбирал музыкальное сопровождение спектакля, музыку к песням и танцам.
Подводя итоги работы, мы пришли к выводу, что использование театрализованной деятельности способствует повышению уровня речевого развития детей.
Таким образом, мы видим, что одним из обязательных условий эффективности системы коррекционного обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи является высокий уровень их речевой и познавательной активности. Недостаточное развитие речевых средств и познавательной активности у детей с ТНР ограничивает круг их общения, способствует возникновению замкнутости, безынициативности, нерешительности, стеснительности; порождает специфические черты речевого поведения — неумение устанавливать контакт с собеседником, поддерживать беседу. У детей с системным нарушением речи снижена субъективная активность в познавательной и речевой деятельности.
Создание положительной мотивации, повышение уровня самооценки, варьирование методов и приемов обучения с учетом индивидуальных особенностей дошкольников в театральной деятельности обеспечат успешность формирования речевой и познавательной активности у детей.
Список используемой литературы:
- Артемова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников». Москва: «Посвещение», 1991г.
- Алексеевская Н. «Домашний театр». Москва: «Лист», 2000г.
- Караманенко Т.Н. «Кукольный театр-дошкольникам». Москва:
«Просвещение», 1982 г.
- Мирясова В.И. «Играем в театр». Москва: «Гном-Пресс», 1999 г.
- Синицина Е. «Игры для праздников». Москва: «Лист», 1999 г.
- Тихомирова Л. Ф.«Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников». Ярославль: «Академия Развития», 1999г.
- Шипицына Л. М. «Азбука общения». Санкт-Петербург: «Детство-пресс», 1998г.
- Петрова Т.И., Сергеева Е.Я., Петрова Е.С. «Театрализованные игры в д/с». Москва, 2000 г.
- Маханева М.Д. «Театрализованные занятия в д/с». Москва, 2003 г.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.
- Чистякова М.И. Психогимнастика.
- Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно – творческого. М., 2003.
- Ледяйкина Е.Г., Топникова Л.А. Праздники для современных малышей. Ярославль, 2002.
- Мирясова В.И. Играем в театр. Сценарии детских спектаклей о животных. М., 2002.
- Михайлова М.А. Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы. Ярославль, 2002.
- Петрова Т.Н., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000.
Приложение
Нейроигры (кинезиологические упражнения)
«Сомни листочек». Одновременно двумя руками ребенок сминает два листочка бумаги, а потом разглаживает их. Упражнение выполняется на весу. Чем быстрее ребенок это делает, тем лучше. Чем меньше размер листочков бумаги, тем сложнее выполнять упражнение.
«Замочек». Ребенок складывает руки в замок и крутит большие пальцы вокруг друг друга то в одну сторону, то в другую. Упражнение выполняется максимально быстро. Ребенок должен сосредоточенно смотреть на большие пальцы.
«Цветочек». Сложить пальцы руки в «цветок», попеременно опускать по 2 «лепестка» (пальцы руки, чередуя лепестки. Усложнить одновременно выполняя обеими руками синхронно.
«Коза-корова». Попеременно менять положение пальцев обоих рук с «козы» (указательный и средний палец не согнуты в кулак) на «корову»
Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале, упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.
Кулак - ребро - ладонь. Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак - ребро - ладонь).
Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз.
Змейка. Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
Ухо - нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью наоборот».
Расправьте пальцы левой руки, слегка нажав точку концентрации внимания, расположенную в середине ладони, большим пальцем правой руки. Повторите это 5 раз.
При нажатии сделайте выдох, а при ослаблении вдох. Потом сделайте тоже самое для правой руки.
Картотека пальчиковых игр для детей 5-6 лет
«Замок»
На двери висит замок —
Кто его открыть бы смог?
(Быстрое соединение пальцев в замок.)
Потянули…
(Тянем кисти в стороны.)
Покрутили…
(Волнообразные движения.)
Постучали…
(Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)
И открыли!
(Пальцы расцепились.)
«Помощники»
Вот помощники мои,
Как их хочешь поверни.
Раз, два, три, четыре, пять.
Не сидится им опять.
Постучали, повертели
И работать захотели.
Поработали немного,
Но дадим им отдохнуть.
(Выполнять движения пальцами в соответствии с содержанием стихотворения.)
«Помиримся»
Два больших пальца спорят:
(Дети сжимают руки в кулаки, сближают их и помещают перед грудью.)
Кто главней из них двоих?
(Вытягивают вверх большие пальцы и начинают их сгибать и разгибать.)
Не дадим случиться ссоре
И помирим тут же их.
(Сцепляют большие пальцы друг с другом.)
«Удивительно»
Наши пальцы сжались тесно.
Удивительно интересно!
(Дети сжимают левую руку в кулак.)
Видно, им прохладно стало,
(Правой рукой обхватывают кулак и сильно сжимают.)
Их укроем одеялом.
(Затем меняют руки. Потом опускают руки и слегка трясут ими.)
«Прогулка»
Пошли пальчики гулять,
(Пальцы рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу.)
А вторые догонять,
(Ритмичные движения по столу указательных пальцев.)
Третьи пальчики бегом,
(Движения средних пальцев в быстром темпе.)
А четвертые пешком,
(Медленные движения безымянных пальцев по столу.)
Пятый пальчик поскакал
(Ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами.)
И в конце пути упал.
(Стук кулаками по поверхности стола.)
«Маланья»
У Маланьи, у старушки
(Хлопки в ладоши: то правая, то левая рука сверху.)
Жили в маленькой избушке
(Сложить руки углом, показывая «избушку».)
Семь сыновей,
(Показать семь пальцев.)
Все без бровей,
(Очертить брови пальцами.)
Вот с такими ушами,
(Ладони с растопыренными пальцами поднести к ушам.)
Вот с такими носами,
(Показать длинный нос, поставив ладони с растопыренными пальцами друг за другом.)
Вот с такой головой,
(Очертить большой круг вокруг головы.)
Вот с такой бородой!
(Показать руками большую бороду.)
Они не пили и не ели,
(Одной рукой поднести ко рту «чашку», другой — «ложку».)
На Малинью все глядели
(Держа руки у глаз, похлопать пальцами, как ресницами.)
И все делали вот так…
(Дети показывают загаданные действия только при помощи пальцев.)
«Белка»
Сидит белка на тележке,
(Исходное положение — кисти рук сжаты в кулак.)
Продает она орешки,
(Круговые движения кистью вправо, влево.)
Лисичке-сестричке,
(Разогнуть большой палец.)
Воробью,
(Разогнуть указательный палец.)
Синичке,
(Разогнуть средний палец.)
Мишке толстопятому,
(Разогнуть безымянный палец.)
Заиньке усатому.
(Разогнуть мизинец.)
Вот так!
(Раскрыть кисть — пальцы в стороны и в исходное положение.)
«У Петиной сестрицы»
У Петиной сестрицы
(Ритмичные удары пальцами правой руки по левой ладони.)
По деревне небылицы:
(Ритмичные удары пальцами левой руки по правой ладони.)
Ходит утка в юбке,
В теплом полушубке,
Курочка — в жилете,
Петушок — в берете,
Коза — в сарафане,
Заинька — в кафтане.
(На каждое название животного загибаем пальцы на руках, начиная с большого.)
«Магазин»
Мы пришли в магазин.
(Идут пальчиками по столу. Вытягивают вперед слегка согнутые в локтях руки, сцепив их перед собой.)
Мы купили торт — один,
(Показывают 1 палец.)
Плюшек — две,
(Хлопают в ладоши 2 раза и показывают 2 пальца.)
Ватрушек — три,
(Хлопают в ладоши 3 раза и показывают 3 пальца.)
А киви купили — сразу четыре!
(Вертят кулачками и показывают 4 пальца.)
«Приготовили обед»
Сели как-то мы обедать
(Имитация движения ложкой.)
И позвали в дом соседей.
(Позвать движением ладони к себе.)
Скатерть белую накрыли,
(Движения разглаживаем скатерть.)
Ложки, вилки разложили,
(Пошаговые движения правой рукой ладонью вниз слева направо.)
Хлеб нарезали и сыр,
(Движения вверх и вниз ребром ладони.)
Приготовили гарнир,
(Резкое потирание кончиками пальцев.)
Помешали его в чашке
(Вращательные движения вперед, одна рука заходит за другую.)
И добавили колбаски.
(Из большого и указательного пальцев сделать кольца, соединить их, а потом развести в стороны, изображая круглую колбасу.)
А из фарша всем котлеты
Жарили мы без диеты.
(Ладони накладываются попеременно одна на другую.)
Посолили, поперчили,
(Мелкие движения щепотью пальцев.)
Замесили. Не забыли
(Сжимание и разжимание пальцев рук.)
Лук сердитый положить
(Показать «сбор слез» в ладонь.)
И скорее все закрыть.
(Хлопок в ладонь горизонтально.)
Наготовились, устали,
Печь пирожное не стали.
(Провести по лбу тыльной стороной руки.)
«Подарки»
Пальцы в гости к нам пришли
И подарки принесли.
Будем мы их представлять
И подарки принимать.
Вот большой, он палец мудрый,
Книгу хочет нам вручить.
Указательный придумал
Нам фонарик подарить.
Средний нам принес коробку.
Интересно, что же в ней?
Пластилин есть и бумага
И набор карандашей.
Безымянный — славный мальчик,
Всем друзьям принес он мячик.
А малыш — мизинчик
Игрушечный автомобильчик.
Скажем мы: «Спасибо, пальцы!»
И продолжим заниматься.
(Выполнять движения соответственно тексту.)
«В гости»
В гости к пальчику большому
(Большой палец отогнут, остальные сжаты в кулак. В соответствии с текстом разгибать поочередно пальцы.)
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний.
Сам мизинчик-малышок
Постучался на порог.
Вместе пальчики — друзья,
Друг без друга им нельзя!
(Сжать пальцы в кулак и разжать их.)
«Дружная семейка»
Этот пальчик большой —
(Руку сжать в кулак, поочередно разгибать пальцы, начиная с большого.)
Это папа дорогой.
Рядом с папой — наша мама.
Рядом с мамой — брат старшой.
Вслед за ним сестренка —
Милая девчонка.
И самый маленький крепыш —
Это славный наш малыш.
Дружная семейка!
(Сжать руку в кулак несколько раз.)
«Смелый капитан»
На корабле из дальних стран
(Показать «корабль».)
Плывет отважный капитан.
(Показать капитана.)
Из тесной рубки у штурвала,
(Крутят штурвал.)
В бинокль видел он немало.
(Смотрят в «бинокль».)
«У девочек и мальчиков»
У девочек и мальчиков
На руке пять пальчиков:
Палец большой — парень с душой,
Палец указательный — господин влиятельный,
Палец средний — тоже не последний.
Палец безымянный — с колечком ходит чванный,
Пятый — мизинец, принес вам гостинец.
«Колючий клубок»
Ходит-бродит вдоль дорожек
Весь в иголках серый ежик.
Чтобы волк не уволок,
Превратился еж в клубок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность воспитателя с родителями и детьми старшего дошкольного возраста «Кукла своими руками» в рамках проекта «Куклы, в которые мы играем»
Образовательная область:познание. Конспект совместной деятельности с детьми и их родителями, является заключительным этапом в рамках проекта "Куклы, в которые мы играем"....

проект Играем с детьми в полезные игры
Практико ориентированный проект по ознакомлению родителей с палочками Кюизенера....

Детско – родительский проект с детьми I группы раннего возраста «Умные игры для здоровья»
Актуальность Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических недостатков. Мы чаще говорим о физическом здоровье и ...

Проект с детьми средней группы "Сюжетно-ролевая игра "Больница"
В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития. Перед каждым в...

Долгосрочный проект с детьми 3- лет "Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук"
Цель- развивать мелкую моторику рук для развития для развития речи детей дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр....

Краткосрочный проект: «Применение тестопластики в летних играх с детьми».
Занятия с детьми от 9-12 месяцев....

Проект. По этапное обучение родителей играм с кинетическим песком совместно с детьми раннего и младшего дошкольного возраста
Кинетический песок — это потрясающая игрушка для детского творчества, которая в последнее время завоевывает все больше внимание со стороны родителей. Цель проекта, познакомить родителей с и...







