Что должен уметь и знать ребёнок в 3 года
консультация (младшая группа)

Кривоберец Виктория Николаевна

Памятка для родителей (раздаточный материал)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_dlya_roditeley_3_goda.docx34.2 КБ

Предварительный просмотр:

Picture background

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Что должен уметь и

знать ребёнок

в 3 года»

Возраст 3 лет характеризуется значительным развитием самостоятельности малыша. Рассмотрим, что должен знать и уметь ребенок в 3 года, чтобы гармонично развиваться в соответствии с возрастными особенностями.

Развитие ребенка в 3 года: особенности

Основным видом деятельности ребенка 3 лет становится игра. Она отличается условностью и происходит в основном с помощью игрушек и предметов-заместителей (к примеру, салфетка замещает одеяло для куклы). Эта особенность наглядно демонстрирует, что у малыша начинает развиваться воображение.

Игра у ребенка длится недолго. Она имеет простой, неразвернутый сюжет и всего 1–2 роли. Малыш уже принимает участие в совместных играх с ровесниками. Однако он только начинает осваивать игры с правилами.

Трехлетний возраст также характеризуется изменениями в психике. Ребенок теперь стремится к самостоятельности и независимости от родителей. Он пытается делать все сам: одеваться, умываться, выбирать игры и прочее. При этом он часто отвергает любую помощь, предлагаемую родителями.

Нередко в этом возрасте наступает кризис 3 лет. Возрастные кризисы у ребенка – переходные этапы, которые вызваны формированием его личности. Кризисом 3 лет обусловлены проявления упрямства и конфликтности. В этих случаях ребенок начинает игнорировать или отвергать все просьбы взрослых, требовать немедленного исполнения своих желаний.

Кризис 3 лет со временем проходит. Он способствует тому, чтобы малыш начал осознавать себя как отдельную личность. Однако признаков кризиса у трехлетних малышей может и не быть.

Развитие интеллекта

В возрасте 3 лет наглядно-действенное мышление ребенка начинает трансформироваться в наглядно-образное. Ранее малыш познавал мир через непосредственное взаимодействие с предметами. А теперь он способен оперировать их образами, сохраненными в памяти. Одной из важных особенностей этого возраста является способность ребенка мыслить и рассуждать о предметах, которые не находятся в поле его зрения. Это важный этап в развитии его мышления.

Вот что должен уметь ребенок в 3 года:
– понимать простые причинно-следственные связи (например, на улице лужи, потому что прошел дождь);
– понимать короткую последовательность действий (сначала нужно вымыть руки, а уже потом – садиться за стол);
– совершать несложные действия по инструкции взрослого;
– знать и называть основные цвета (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный);
– уметь сравнивать предметы по размеру, форме, цвету и группировать их;
– складывать простые пазлы из четырех крупных частей;
– знать основные геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал);
– составлять логические пары предметов (например, чашка и блюдце);
– оперировать понятиями времени («сейчас», «потом», «вчера», «сегодня», «завтра»);
– различать противоположности по одному признаку (к примеру, горячее и холодное, вверху и внизу);
– понимать положение объектов в пространстве (на полке, под столом и так далее).
– ориентироваться в пространстве группы детского сада.

Развитие речевых навыков

Речь трехлетнего ребенка значительно обогащается по сравнению с более ранним возрастом. Они быстро запоминают новые слова. Активный словарь детей к возрасту 3 лет насчитывает 1000 и более слов. Малыши уже способны осознанно называть предметы, показывать на них и отмечать их качества. Это важно для активного общения со взрослыми и сверстниками.

Детскую речь также характеризует словотворчество. У малышей появляется интерес к звукам родного языка, они пробуют экспериментировать и играть со звучанием слов. Дети рифмуют слова и придумывают новые (например, «читание» вместо «чтение»).

Что должен говорить ребенок в 3 года:
– составлять предложения из 3 и более слов;
– перечислять предметы на картинке и действия, которые выполняют изображенные персонажи (например: «Тут котенок. Он пьет молоко»);
– рассказывать короткие стихотворения;
– называть не только предметы, но и их части (например, у чашки – «ручка»);
– знать названия окружающих предметов (посуды, мебели, игрушек), животных;
– задавать простые вопросы;
– отвечать на вопросы взрослых;
– использовать слова вежливости: «спасибо», «пожалуйста» и т. п.

У трехлетних детей речь несовершенна: они могут плохо произносить шипящие звуки («ж», «ш», «щ», «ч») и некоторые сонорные («л», «р»), иногда неправильно строить предложения. Длинные и сложные слова детям пока трудно произносить, поэтому они часто их искажают. Все это не выходит за рамки нормы. Недочеты речи будут исправляться, когда наступит средний и старший дошкольный возраст.

Нервно-психическое и эмоциональное развитие

Ребенок начинает осознанно управлять своим поведением. Он может ограничивать свои желания и побуждения, если этого требует ситуация. На занятиях в детском саду или других дошкольных учреждениях кроху учат следовать правилам и расписанию.

Самооценка ребенка тоже начинает закладываться в этот период. При этом дошкольник во многом ориентируется на то, как его оценивают родители и воспитатели.

В этот период ребенок начинает контролировать свои эмоции. Малыш уже может сдержать свои чувства, например, не заплакать, когда ему больно. Это умение зависит от индивидуальных эмоциональных особенностей ребенка.

Тем не менее, ребенок еще не может полностью контролировать свое поведение. Важно помнить, что для разрядки нервного напряжения малышу необходима физическая активность, подвижные игры, прогулки и здоровый сон. 

Математические умения

В возрасте 3–4 лет дети уже обладают некоторыми математическими навыками.

Что должен уметь ребенок в 3 года:
– различать понятия «один», «много», «по одному», «ни одного»;
– находить один или несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке;
– показывать свой возраст на пальцах;
– сравнивать количество предметов, используя слова «больше» и «меньше»;
– узнавать формы геометрических фигур в окружающих предметах (например, тарелка – круглая, стол – квадратный и так далее).

Развитие физических навыков

Дети в 3 года уже умеют в значительной степени управлять своим телом. Как и в любом возрасте, им необходимо заниматься физическими упражнениями и активными играми.

Вот что должны уметь дети в 3 года:
– прыгать на двух ногах;
– удерживать равновесие, стоя на одной ноге;
– переступать через препятствия;
– уверенно бегать;
– лазать на детской площадке;
– управлять самокатом или трехколесным велосипедом;
– скатываться с горки;
– пинать мяч;
– передавать мяч броском.

Навыки самообслуживания

Трехлетний ребенок способен выполнять несложные бытовые действия без помощи близкого взрослого.

  *самостоятельно одеваться и раздеваться, соблюдая последовательность вещей;         *застегивать и расстегивать молнию на одежде и крупные пуговицы;
*обуваться;
* мыть руки с мылом;
*умываться;
*вытираться полотенцем;
*уметь пользоваться не только ложкой, но и вилкой;
*аккуратно пить из чашки;
*убирать игрушку на место после игры.

Чтобы малыш становился более независимым, родителям стоит научить ребенка регулярно выполнять каждое из этих самостоятельных действий. Не следует чрезмерно опекать ребенка, иначе он окажется беспомощным в ситуациях, когда вас не будет рядом, например, в коллективе сверстников.

Мелкая моторика

В 3 года развивается мелкая моторика – тонкие движения пальцев и кистей. Она позволяет в будущем овладеть навыком письма.

Что умеет делать ребенок в 3 года:
– держать карандаш и кисточку тремя пальцами: большим, указательным и средним;
– обращаться с карандашами и красками;
– проводить линии;
– рисовать простые геометрические фигуры;
– обводить простые фигуры;
– резать бумагу ножницами;
– раскрашивать рисунок;
– использовать клей в аппликациях;
– лепить из пластилина простые объемные фигуры, например, шарики;
– соединять пластилиновые фигуры. Отлично развивают мелкую моторику пазлы и мозаика. Многие дети с удовольствием рисуют и раскрашивают. Такие занятия развивают не только моторику, но и концентрация внимания.

МБОУ «Добринская ООШ им. Спиридонова Н.С.»

Воспитатель : Кривоберец Виктория Николаевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что должен уметь и знать ребенок к трем годам

В трехлетнем возрасте дети начинают интересоваться всем тем, что видят. Они начинают задавать огромное количество вопросов, главые  из которых "почему" и "зачем"...

Консультация для родителей. «Что должен уметь и знать ребенок в 3-4 года?»

Любой из родителей хочет, чтобы его маленький человечек был самым сообразительным, самым способным, самым находчивым, самым умным и еще много разных «самый». Мы стараемся уделять мак...

Памятка для родителей : " Что должен уметь и знать ребёнок в 2 года".

В два года ребёнок далеко не беспомощный.Он многое умеет делать сам.Степень его самостоятельности зависит от того,насколько взрослые уделяют этому внимание....

Консультация для родителей что должен уметь и знать ребёнок к концу старшей группы

В материале говорится, о том, что должен знать и уметь ребенок к 6 годам в физическом воспитании, экологическое воспитании, в речевом развитии, ФЭМП....

Что должен уметь и знать ребёнок в 3 года

Консультация "Что должен уметь и знать ребёнок в 3 года"...

Что должен уметь и знать ребёнок в 2 года

Памятка для родителей (раздаточный материал)...