«Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-спортивной направленности «Юные олимпийцы»
рабочая программа

 «Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-спортивной направленности «Юные олимпийцы»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИНЯТО

Педагогическим советом учреждения,

Протокол № от

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ

«Детский сад № 78 «Исток»

____________Ермолаева С.Н.

Приказ от

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 78 «Исток» города Смоленска

Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-спортивной направленности «Юные олимпийцы»

Возраст обучающихся: 6-7 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

Каштанова Оксана Леонидовна,

инструктор по физической культуре

Смоленск

2024

1. Целевой раздел

Пояснительная записка

В Государственном общеобразовательном стандарте дошкольного воспитания и обучения говориться о том, что дошкольное воспитание и обучение обеспечивает: познавательное развитие ребенка, формирование способов интеллектуальной деятельности, развитие любознательности, формирование личности дошкольника, владеющего навыками познавательной деятельности, умеющего понимать целостную картину мира и использовать информацию для решения жизненно важных проблем.

Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными – задача каждого дошкольного учреждения. Быть в движении – значит укреплять здоровье.

Стратегической задачей развития физической культуры и спорта в России на современном этапе является освоение подрастающим поколением основных ценностей физической культуры, обеспечивающих формирование физического и нравственного здоровья, интеллектуальной и творческой работоспособости.

За последнее время отмечается резкое ухудшение состояния здоровья и физической подготовленности детей (около 40% детей страдают хроническими заболеваниями). Резко повысился процент отклонений в деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной, костно-мышечных системах, которые во многом обуславливаются недостатком двигательной активности.

Совершенствование и развитие системы физического воспитания детей дошкольного возраста является приоритетным направлением деятельности государственных организаций в стране.

В настоящее время состояние дошкольного физического воспитания, ранней ориентации на виды спорта неудовлетворительно.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Правильное физическое воспитание детей – одна из ведущих задач дошкольных учреждений. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека. Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые шесть лет. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития. Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, память. Эта общая слабость вызывает и самые различные расстройства в деятельности организма, ведет не только к понижению способностей, но и расшатывает волю ребенка. Недаром выдающийся педагог В.А.Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому крайне важно правильно организовать занятие физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечит в дальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности.

Цель: Формирование у дошкольников осознанную потребность в освоении ценностей здоровья, физической культуры и спорта.

Задачи:

Образовательные:

  • Обучать детей групповому взаимодействию, развивать его формы посредством игр и соревнований.
  • Формировать навыки безопасного поведения в подвижных и спортивных играх, при пользовании спортивным инвентарем.
  • Организовывать активный спортивный досуг через игры, соревнования, конкурсы по изученным видам спорта.
  • Приобщать детей к регулярным занятиям физической культурой и спортом.

Развивающие:

  • Развивать разностороннюю физическую подготовленность дошкольников.
  • Расширять двигательный опыт дошкольников посредством изменения и усложнения пространственно-временных и динамических параметров базовых двигательных действий и освоения новых движений различной координационной сложности.

Воспитательные:

  • Воспитывать спортивную выносливость, ловкость, развивать быстроту, подвижность и гибкость
  • Привлекать детей к расстановке и уборке физкультурного инвентаря и оборудования.

Планируемые результаты освоения программы

  1. Разносторонняя и повышенная физическая подготовленность дошкольников, состоящих в кружке (спортивная выносливость, ловкость, быстрота, подвижность, гибкость).
  2. Сформированность начальных организационно-методических умений, необходимых для самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом.
  3. Организованный спортивный досуг дошкольников.
  4. Снижение показателей заболеваемости дошкольников, увеличение показателя индекса здоровья.
  1. Содержательный раздел
  1. Содержание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка

Реализация программы предполагает специально организованное занятие, в процессе которого воспитанники получают навыки и знания по изучаемым темам. Занятие проводится в форме творческой мастерской свободного общения во второй половине дня два раза в месяц, с февраля по май. Продолжительность занятий соответствует возрастным особенностям дошкольников: 6-7 лет - 30 минут.

Учебный план

№ п/п

Название разделов и тем

Кол-во часов

Всего

Теория

Практика

1

Подвижные игры.

Эстафеты.

4

1

3

2

Легкая атлетика

ОФП

4

1

3

3

Баскетбол

4

1

3

4

Спортивные соревнования

2

-

2

5

Неделя здоровья.

«Малые олимпийские игры».

2

1

1

6

«Здоровье с детства»

2

1

1

Итого

18

5

13

Календарный учебный график

Название месяца

Тема занятия

Содержание, форма проведения

Оборудование (материал, атрибуты, игры)

Сентябрь

1. «Что такое подвижная игра?»

Цель: сформировать у детей понятие «подвижная игра»;

вместе с детьми составить классификацию подвижных игр;

вспомнить русские народные игры.

Плакаты,

Средства ТСО для более предметного разговора.

2. Подвижные игры «Пустое место», «Белые медведи».

Цель: познакомить детей с правилами данных игр; Упражнять детей в беге на скорость. Развивать умение действовать согласно правилам игры, быть внимательным, ловким.

Выбирается водящий, дети становятся в круг.

Мел или обруч.

Октябрь

1. Подвижные игры «День и ночь», «Салки».

Цель: познакомить детей с правилами данных игр; Упражнять детей в беге на скорость. Развивать умение действовать согласно правилам игры, быть внимательным, ловким.

Бубен, обручи.

2. «Эстафета с мячом»

Цель: совершенствовать двигательные качества – быстроту, движения, выносливость; развивать умение приема и передачи мяча

Баскетбольный мяч, резиновые мячи (большие и маленькие), обручи, баскетбольные кольца.

Ноябрь

1. «Что такое легкая атлетика?»

Цель: сформировать представление о видах спорта в легкой атлетике.

Загадки о видах спорта, показ мультфильма «Солнечные зайчики», картинки с разного вида мячами.

2. «Соревнования в беге»

Цель: Средства общей физической подготовки, повторные пробежки 150-200 метров в аэробном режиме, подвижные игры, бег низкой интенсивности до 15-20 метров в аэробном режиме, бег 30-60 метров в аэробном режиме, специальные беговые и прыжковые упражнения.

(Занятия проводятся в виде игры или соревновательного многоборья после заданий на развитие выносливости)

Мел, секундомер, спортивный зал.

Декабрь

1. Игра «Метание в подвижную цель

»

Цель: Обучение метанию мяча в подвижную цель.

3 флажка для разметки площадки, мяч.

2. «Ножницы

»

Цель: Развивать силы мышц опорно-двигательного аппарата, развивать быстроту, выносливость, ловкость, овладение детьми различными умениями и навыками с мячом.

На земле, на асфальте начертить большой квадрат; он разделен на девять маленьких клеток, которые пронумерованы, как показано.

Январь

1. Командная игра «Баскетбол»

Цель: расширить представления детей о командной игре «Баскетбол», ознакомить детей с правилами игры

Просмотр мультфильма «Спортания».

2. «Баскетбол»

Цель: Развивать силы мышц опорно-двигательного аппарата, развивать быстроту, выносливость, ловкость, овладение детьми различными умениями и навыками с мячом;

учить детей играть по правилам.

Спортивный зал, баскетбольные мячи, игровое поле с баскетбольными кольцами.

Февраль

1. Подвижная игра «Акулы и рыбешки»

Цель: Развивать быстроту, выносливость, ловкость, овладение детьми различными умениями и навыками с мячом.

Баскетбольные мячи.

#1069;стафета «Чья команда быстрее?»

Цель: Развивать быстроту, выносливость, ловкость, овладение детьми различными умениями и навыками с мячом.

Два баскетбольных мяча, спортивный зал.

Март

1. «Спортивные соревнования»

Цель: создать у детей радостное, веселое настроение; совершенствовать двигательные навыки; закрепить дружеские отношения между детьми.

Мячи, скакалки, обручи, кегли, мел.

2. «Веселые старты»

Цель: воспитание потребности вести здоровый образ жизни, раскрытие потенциала каждого ребенка, формирование интереса к занятиям легкой атлетике.

Эстафеты: «Паровозик», «Крабики», «Бег на одной ноге», «Передача мяча в колоннах», «Золушка», «Прокати мяч».

Мячи, обручи.

Апрель

1. «История Олимпийских игр»

Цель: Расширять представления детей об Олимпиаде, Олимпийских играх, видах спорта, чемпионах, олимпийской символике, обогащать словарный запас, прививать любовь к спорту.

Стенд с фотографиями разных видов спорта, игрушки-талисманы, карточки с символикой Олимпийских игр.

2. «Малые Олимпийские игры»

Цель: Воспитывать волевые качества, развивать стремление к победе и уверенность в своих силах, учить получать радость от своих результатов, переживать за товарищей.

Прыжки в длину с места, метание малых мячей на дальность правой и левой рукой, бег на скорость 30 метров, эстафеты.

Мячи, скакалки, гимнастическое бревно, обручи, кегли, табло для счета.

Май

1. «Здоровье с детства»

Цель: Формирование валеологической и физической культуры дошкольников как культуры здоровья, здорового образа жизни, культуры движений

Беседы, видеофильмы, рассматривание иллюстраций.

2. «Спортивный праздник»

Цель: Воспитывать в детях дружелюбие, стремление к взаимовыручке, умение радоваться успехам других; создавать положительный эмоциональный настрой у детей, веселое, бодрое настроение; развивать двигательные навыки: силу, быстроту, координацию, выносливость.

Эмблемы, девизы, спортивная форма, спортивная атрибутика для праздника.

Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

Во второй половине дня организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер.

  1. Способы и направления поддержки детской инициативы
  • Создание центра «Двигательная инициатива» - это стенд, который размещается на стене в групповом помещении в доступном для детей месте. Утром дети выставляют свою фотографию напротив любой двигательной деятельности, где бы им хотелось проявить инициативу на текущий день.
  • Двигательное пространство в группе организуется в безопасном для детей месте, в шаговой доступности от спортивного уголка.
  • Спортивное оборудование должно быть разнообразно по своему содержанию.
  • Спортивный инвентарь подобран с учетом индивидуальных особенностей и интересов детей группы.
  • Красочное и интересное что привлекает внимание и побуждает желание выполнить двигательное действие.
  • Нетрадиционное оборудование (фантики, крышки, карандаши, шишки).
  • Оборудование спортивного уголка настолько разнообразно, что дети свободно могут использовать в свободной двигательной деятельности и в сюжетно- ролевых играх.
  • Подборка детской музыки, песен интересная, привлекает, запоминается и вызывает интерес вспомнить выполняемое движение под ту или иную песенку и выполнить двигательное действие.

Методы и приемы организации повышения двигательной активности:

  • использование упражнений преимущественно динамического характера, направленных на развитие различных групп мышц; требующих координации движений, ловкости и выносливости;
  • соответствие содержания игр и упражнений возрастным и индивидуальным двигательным возможностям детей;
  • применение разных способов организации детей;
  • рациональное использование окружающей среды и пространства, оборудования и пособий;
  • стимулирование индивидуальных возможностей каждого ребенка;
  • активизация мыслительной деятельности ребенка, самостоятельности и развитие творческих двигательных способностей;
  • создание благоприятных условий для положительных эмоциональных и нравственно- волевых проявлений ребенка;
  • лаконичное объяснение заданий и четкий показ упражнений;
  • создание специальных ситуаций для проявления таких качеств ребенка, как решительность, смелость, находчивость;
  • использование музыкального сопровождения во время разминки, упражнений на расслабление, хорошо знакомых детям двигательных заданий и игр;
  • вариативность подвижных игр, приемов их усложнения.

Особенности взаимодействия педагога с семьями воспитанников

- консультация для родителей «В здоровом теле – здоровый дух», «Физиологические особенности детей дошкольного возраста», « Малые Олимпийские игры»- видеофильм детского соревнования, проведенного воспитателем группы. Выпуск мини-газеты «Олимпийские достижения».

  1. Организационный раздел
  1. Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и
    воспитания

Спортивный инвентарь: мячи, скакалки, гимнастические бревна, средства ТСО, обручи.

#1057;одержание дополнительной программы

  1. В разделе 1 «Подвижные игры и эстафеты».

Подвижная игра – сложная эмоциональная деятельность детей, направленная на решение двигательных задач, основанная на движении и наличии правил. Игра активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы, совершенствует движения, развивает их координацию, формирует быстроту, силу, выносливость, учит детей действовать в соответствии с правилами, осознанно действовать в изменяющейся ситуации, познавать окружающий мир, активизирует память, представления, развивает мышление, воображение, пополняет словарный запас и обогащает речь детей, учит действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям, формирует честность, справедливость, дисциплинированность, учит дружить, сопереживать, помогать друг другу, развивает чувство ритма. Подвижные игры усложняются по содержанию, правилам, количеству ролей, введению заданий на коллективное соревнование.

(перечень подвижных игр и эстафет смотри в приложении №1)

  1. В разделе 2 «Легкая атлетика»

Осуществляется совершенствование систем и функций организма детей, овладение дошкольниками различными умениями и навыками, воспитание способности проявлять быстроту, выносливость, силу и другие качества. В этом разделе используются упражнения: ациклического характера: силовые упражнения, прыжки, метания, спортивные игры; циклического характера: повторные пробежки 150-200 м, подвижные игры, бег низкой интенсивности, специальные беговые и прыжковые упражнения; общеразвивающие упражнения, хорошо знакомые детям, разученные на физкультурных занятиях. Проводятся общеразвивающие упражнения как часть занятия или в чередовании с ходьбой и дыхательными упражнениями. В беге предлагаются дополнительные задания: изменить темп или направление бега, быстро остановиться и вновь продолжать бег, обежать предметы, чередовать бег с другими видами движений – ходьбой, прыжками и др. добиваться правильной техники выполнения бега. Длительность бега составляет до 3 мин. Увеличивается беговая дистанция. Дети соревнуются в беге на скорость (20 – 30 – 60 м). При обучении детей прыжкам в длину с места учим рассчитывать точность приземления в определенное место, группироваться в полете и выбрасывать вперед ноги, соизмерять силу толчка с расстоянием, которое надо преодолеть. Предлагаем игровые упражнения: «кто дальше прыгнет?», «допрыгни до игрушки» и т.д. В метании вдаль у детей недостаточно развит глазомер и координация движений, поэтому учим и тренируем сочетать замах с броском при метании, развиваем глазомер, используя разные виды метания вдаль: из – за головы, правой и левой рукой, снизу и пр.

  1. Раздел 3 «Баскетбол» способствует развитию силы мышц опорно – двигательного аппарата, развитие быстроты, выносливости, ловкости, профилактика нарушения осанки, укрепление стопы, овладение детьми различными умениями и навыками.
  2. В Разделе 4 «Спортивные соревнования»

Воспитываются волевые качества развивать стремление к победе и уверенность в своих силах. Учить не только получать радость от своих результатов, но и переживать за товарищей.

  1. Раздел 5 «Неделя здоровья. «Малые олимпийские игры».

Воспитываются волевые качества развивать стремление к победе и уверенность в своих силах. Учить не только получать радость от своих результатов, но и переживать за товарищей. Ведется предварительная работа. Беседы об олимпийских видах спорта, чтение книг и просмотр иллюстраций о спорте и спортсменах. Ежедневное включение в утреннюю гимнастику пробежки до 300 м, тренировки по различным видам спорта: метание малого мяча на дальность, прыжки в длину с места, катанию на велосипеде.1 день – открытие «Малых олимпийских игр». Кросс. Подведение итогов. Награждение.2 день – соревнования по прыжкам в длину с места. Соревнования начинаются с разминки, в которую включены упражнения для ног: махи, приседания и т.д. Закончив разминку, участники соревнований приглашаются в сектор для прыжков в длину, где делают пробные прыжки, выслушивают замечания и советы тренера. В ходе соревнования каждый участник имеет право сделать 3 попытки. Судьи фиксируют результаты, выявляют победи призеров. Награждение.3 день – соревнование по метанию малых мячей. Общая разминка под музыку. Участникам даются 3 попытки. Подведение итогов. Награждение.4 день – соревнование по велокроссу. Подведение итогов. Награждение.5 день – закрытие «Малых олимпийских игр». За участие в МОИ все дети награждаются памятными дипломами с личными результатами, подарками, сувенирами. Победители делают круг почета.

6. Раздел 6 «Здоровье с детства». Продолжает знакомить детей с особенностями строения и функциями организма человека. Расширять представления о рациональном питании. Формировать представления о значении двигательной активности в жизни человека. Учить активному отдыху. Расширять представления о правилах и видах закаливания, о пользе закаливающих процедур.

МОНИТОРИНГ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

  1. Владение терминологией в рамках изученных тем.

Высокий: ребенок владеет терминологией в рамках изученных тем.

Средний: знает и может объяснить некоторые понятия.

Низкий: может объяснить те или иные понятия, только с помощью

взрослого.

  1. Участие в подвижных играх

Высокий: всегда активно участвует.

Средний: часто участвует.

Низкий: иногда принимает участие.

  1. Выполнение ОРУ

Высокий: полностью правильно.

Средний: частично правильно.

Низкий: в основном неправильно.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

2. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 144 с. (Серия «Программа развития»)

3. Николаева С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010 -112 с.

4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 64с.

5. Рыжова Л. В. Методика детского экспериментирования. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 208 с.

6. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность для среднего и старшего дошкольного возраста». Издательство: "ДетствоПресс" (2015)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-спортивной направленности для детей 5-6 лет «Здоровый ребенок»

Дополнительная общеобразовательная программафизкультурно-спортивной направленности для детей 5-6 лет «Здоровый ребенок»...

Дополнительная общеобразовательная программа Физкультурно-спортивной направленности «Игровой стретчинг»

Проблема здоровья подрастающего поколения дошкольников — одна из важнейших в жизни современного общества. Как добиться того, чтобы ребенок был здоров, что нужно делать для этого, какие меры прин...

титульный к программе «Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-спортивной направленности «Юные олимпийцы

laquo;Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-спортивной направленности «Юные олимпийцы...

Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-спортивной направленности "Детский фитнес"

Дополнительная общеразвивающая программа «Детский фитнес» (далее программа) разработана на основе примерной образовательной программы дошкольного образования / Под ред. Т.И. Бабаевой, А.Г....

Дополнительная общеобразовательная программа, физкультурно - спортивной направленности «Крепыш»

Здоровье – это естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений; состояние полного телесного, душевног...

Дополнительная общеобразовательная программа Физкультурно-спортивной направленности детей дошкольного возраста "Маугли -стань чемпеоном"

Парциальная программа раннего физического развития детей разработана на основании статьи 84 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»...