Кружковая работа "Юный математик" в младшей группе
рабочая программа (младшая группа)

Головачёва Екатерина Викторовна
Цель и задачи программы Цель: Создать условия для развития у детей младшего возраста интеллектуальных способностей, познавательной активности, интереса детей к математике. Задачи: Обучающие: • Учить сравнивать количество предметов, различать, где один предмет, а где много, выражать это в речи. • Учить сравнивать предметы одного и различных размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине и использовать в речи результаты сравнения. • Учить выделять признаки сходства разных и одинаковых предметов и объединять их по этим признакам. • Учить порядковому счёту от 1 до 5 и умению правильно соотносить число с количеством. • Учить различать и правильно называть части суток (утро, день, вечер, ночь) и времена года (осень, зима, весна, лето). Развивающие: • Знакомить с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник) с геометрическими телами (шар, куб, цилиндр). • Формировать понятия у детей, о том что, геометрические фигуры могут быть разного размера и цвета. • Содействие развитию пространственного мышления детей, умение различать правую и левую руку, обозначать словами положение предмета относительно себя (слева, справа, наверху, внизу). Учить двигаться в заданных направлениях (налево, направо, вперед, назад). Воспитательные: • Формировать позитивное отношение к изучению логики, а также развитие интеллектуальных, эмоциональных, социально-личностных качеств. • Воспитывать доброжелательность и контактность детей в отношениях со сверстниками, развивать навыки позитивного социального поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_golovachyova_-_kopiya.docx72.46 КБ

Предварительный просмотр:

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

 «Юный математик»

ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА

3-4 ЛЕТ.

         

  Составил:

                  Головачёва Екатерина Викторовна

                            Воспитатель высшей категории

Братск, 2025г.

Содержание

  1. Пояснительная записка………………………………………………….3
  2. Учебный план……………………………………………….…………….5
  3. Календарный учебный график………………………….………….……6
  4. Рабочая программа…………………………………………………….....6
  1. Планируемые результаты…………………………………………...6
  2. Тематическое содержание программы……………………………..7
  3. Календарно - тематическое планирование………………………..9
  1. Оценочный материал……………………………………………………13
  2. Методические материалы…...………………………………………….14
  3. Заключение………………………………………………………………16
  4. Список литературы……………………………………………………...16

  1. Пояснительная записка

Развитие интеллекта у детей дошкольного возраста - приоритетная задача для педагогов-психологов, воспитателей и, безусловно, родителей Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника.

Математика играет важную роль в интеллектуальном развитии ребенка. Она совершенствует ум, развивает гибкость мышления, учит логике. Для успешного освоения школьной программы ребенку необходимо не только обладать знаниями, но и обладать последовательным и доказательным мышлением, проявлять смекалку, умственное усилие и логику. Основываясь на работах П. Я. Гальперина, А. И. Раева, Н. Ф. Талызиной и других отечественных психологов, разработана программа развития мыслительных операций, способствующая более раннему формированию словесно-логического мышления детей.

Однако, как показывает практика, данному аспекту уделяется недостаточно внимания. Это приводит к сокращению периода для формирования логического мышления у дошкольников и переносит процесс становления словесно-логических способностей на начало школьного обучения.

Актуальность темы обусловлена тем, что дети младшего дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие.

Программа «Юный математик» ориентирована на развитие у детей 3-4 лет умений сравнивать и классифицировать группы предметов по нескольким признакам, находить общее и различное в этих группах. Дети учатся устанавливать связи между предметами по количеству, положению и другим характеристикам. Содержание программы способствует развитию мышления, самостоятельности, инициативы и творческого воображения. Математическая грамотность, развитое логическое и креативное мышление - это необходимые условия для успешной адаптации выпускника детского сада в школе.

В основе программы кружка «Юный математик» лежит захватывающий математический материал, представленный через дидактические игры, математические развлечения, задания и упражнения конструктивного характера. Эти задания привлекательны по содержанию, интересны по форме, отличаются нестандартными решениями и неожиданными результатами. Головоломки могут быть геометрическими, арифметическими или направленными на развитие фантазии и творческого потенциала детей.

Цель и задачи программы

Цель: Создать условия для развития у детей младшего возраста интеллектуальных способностей, познавательной активности, интереса детей к  математике.

Задачи:

Обучающие:

  • Учить сравнивать количество предметов, различать, где один предмет, а где много, выражать это в речи.
  •  Учить сравнивать предметы одного и различных размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине и использовать в речи результаты сравнения.
  • Учить выделять признаки сходства разных и одинаковых предметов и объединять их по этим признакам.
  • Учить порядковому счёту от 1 до 5 и умению правильно соотносить число с количеством.
  • Учить различать и правильно называть части суток (утро, день, вечер, ночь) и времена года (осень, зима, весна, лето).

 Развивающие:

  • Знакомить с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник) с геометрическими телами (шар, куб, цилиндр).
  • Формировать понятия у детей, о том что, геометрические фигуры могут быть разного размера и цвета.
  • Содействие развитию пространственного мышления детей, умение различать правую и левую руку, обозначать словами положение предмета относительно себя (слева, справа, наверху, внизу). Учить двигаться в заданных направлениях (налево, направо, вперед, назад).

Воспитательные:

  • Формировать позитивное отношение к изучению логики, а также развитие интеллектуальных, эмоциональных, социально-личностных качеств.
  •  Воспитывать доброжелательность и контактность детей в отношениях со сверстниками, развивать навыки позитивного социального поведения.

Принципы построения программы

Программа построена на общепринятых педагогических принципах:

  • Систематичности и последовательности - все занятия программы запланированы последовательно, от простого к сложному, что бы дети усваивали знания постепенно. Для полноценного совершенства усвоения знаний, соблюдена системность, непрерывность всего материала и повторение его на последующих занятиях.
  • Доступности и индивидуализации - простота материала, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям каждого ребёнка.
  • Демократичности и гуманизма - все занятия построены на взаимодействии воспитателя и воспитанника в социуме, реализация собственных творческих потребностей ребёнка.
  • Занимательности - изучаемый детьми материал интересно и увлекательно составлен, поэтому у детей формируется большое желание выполнять предлагаемые виды деятельности, стремятся к достижению хорошего результата.
  • Наглядности -  в данной программе этот принцип реализуется путём показа различных упражнений, демонстрации наглядных пособий, дидактических материалов и т.д.

Принцип результативности -  предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального уровня развития детей.

Интеграция образовательных областей

1. социально-коммуникативное развитие;

2.познавательное развитие;

3. речевое развитие;

Методы работы с детьми

1. Наглядные:

- демонстрация иллюстраций по теме занятия;

2. Словесные:

- чтение художественной литературы;

- беседы;

- подбор стихотворений, чтение загадок в который присутствуют числа.

3. Практические:

- совместная деятельность взрослого и детей;

- опора на личный опыт детей.

Способ организации занятий: подгрупповой. 

Программа рассчитана для детей младшего возраста (3-4 лет). Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. Гибкая форма организации досуговой деятельности детей позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Занятия проходит через систему увлекательных и интеллектуальных игр и упражнений.

Сроки реализации и участники: программа рассчитана на 8 месяцев года с 01.10.2025г. по 31.05.2026г., с детьми младшего возраста.

2. Учебный план

Программа «Юный математик» рассчитана на 8 месяцев (для детей младшего возраста.) Для успешного освоения программы НОД в численность детей в группе должна составляет 10 человек. НОД проводятся один раз в неделю, с октября по апрель, во второй половине дня. Продолжительность НОД  15 минут.

Общий срок реализации исходной программы (количество лет)

8 месяцев

Возраст воспитанников

3-4 лет

Количество воспитанников в группе в текущем учебном году

10

Количество часов в месяц

4

Общее количество часов в год

27

Возраст детей

Время занятий

Количество занятий

В месяц

В год

3-4 лет

15 минут

4

27

3.Календарный учебный график

Календарный учебный график на 2025 - 2026г.

X

XI

XII

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

Начало учебного года 01.10.2025г.

Продолжительность 8 месяцев (с 01.10.2025 до 31.05.2026 г.)

Каникулы 3 месяца (июнь, июль, август)

Сроки проведения первичного мониторинга (диагностики) октябрь

4. Рабочая программа

4.1. Планируемые результаты

Решение задач данной программы, достижение определенных результатов зависит от индивидуальных способностей и возможностей детей. При успешном выполнении задач программы ожидаются следующие результаты работы с детьми:

•        Научатся сравнивать количество предметов, различать, где один предмет, а где много, выражать это в речи.

•         Смогут сравнивать предметы одного и различных размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине и использовать в речи результаты сравнения.

•        Будут уметь выделять признаки сходства разных и одинаковых предметов и объединять их по этим признакам.

•        Научатся порядковому счёту от 1 до 5 и будут уметь правильно соотносить число с количеством.

•        Научатся различать и правильно называть части суток  и времена года.

•        Познакомятся с основными геометрическими фигурами и геометрическими телами.

•        Сформируются понятия у детей, о том что, геометрические фигуры могут быть разного размера и цвета.

•        Научатся различать правую и левую руку, обозначать словами положение предмета относительно себя (слева, справа, наверху, внизу). Смогут правильно двигаться в заданных направлениях (налево, направо, вперед, назад).

•        Разовьётся позитивное отношение к изучению логики, а также развитие интеллектуальных, эмоциональных, социально-личностных качеств.

  •  Улучшат свои коммуникативные способности, доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками, навыки позитивного социального поведения.

        

4.2. Тематическое содержание программы

Программа построена с учетом принципов развивающего обучения. Занятия предполагается проводить, опираясь на особенности ведущей деятельности дошкольника и зону ближайшего развития, используя элементы логического мышления, моторных компонентов мыслительной деятельности, вербализацию, применяя целостный, комплексный подход к решению поставленных обучающих и развивающих задач. Спектр разнообразных занятий очень широк, в который входит захватывающий математический материал, представленный через дидактические игры, математические развлечения, задания и упражнения конструктивного характера, такие как моделирование и аппликация. Эти задания привлекательны по содержанию, интересны по форме, отличаются нестандартными решениями и неожиданными результатами. Головоломки могут быть геометрическими, арифметическими или направленными на развитие фантазии и творческого потенциала детей. Игры и упражнения направлены на развитие координации движений, восприятия, памяти, произвольного внимания, развитие речи, крупной моторики, ориентации в пространстве, что в значительной степени активизирует становление психических процессов ребенка, способствует формированию познавательных функций и развитию интеллекта в целом. Но самым важным с точки зрения современной педагогики является то, что занятия направлены главным образом на интеллектуальное, эмоциональное и духовное развитие ребенка, то есть способствуют личностному росту, формируют гуманистическую направленность, позитивную жизненную позицию.

Тематический план на 2025-2026 уч. г

Дата

Тема

Количество занятий

теория и практика

Сентябрь

Первичный мониторинг (диагностика)

Октябрь

Вводное занятие. Презентация «Страна красок»

1

Беседа-диалог, понятия «Много, мало, один»

1

Число 1.  Д/И «Один - много».

1

Величина. «Большой - маленький».

1

Ноябрь

Времена года «Осень». Беседа и рассматривание сюжетных картин о Осени.

1

Число 2. Д/И «Найди пару».

1

Величина. «Высокий - низкий».

1

Геометрическая фигура «Круг - шар»

1

Декабрь

Понятия «вверху, внизу, на». Д/И «Скажи, где находится?»

1

Сравнение предметов по длине. Понятия «длиннее, короче».

1

Понятия «утро, день, вечер, ночь». Д/И «Когда это бывает?».

1

Закрепляем число 1-2. Игра задание «Обведи по точкам»

1

Январь

Времена года «Зима». Д/И «Признаки Зимы»

1

Знакомство «Квадрат - куб». Д/И «Подбери фигуру»

1

Число 3. Упражнение «Белочкам орешки»

1

 

Февраль

Игра «День - ночь»

1

Знакомство с геом. Фигурой «Треугольник». Чтение сказки «Кто главнее?».

1

Игра «Построим домикам крыши»

1

Понятия  «шире - уже», «широкий - узкий».

1

Март

Число 4. Игровая ситуация «Угостим зайчиков морковкой»

1

Ориентировка в пространстве «правая и левая» Игра «Сделай, как я».

1

Д/И «Найди предмет такой же формы»

1

Время года «Весна». Лото «Времена года».

1

Апрель

Число 5. Д\И «Счёт от 1 до 5»

1

Д/И «На что похоже?»

1

Время года «Лето». Рассматривание сюжетных картинок о лете.

1

Д/И «Сложи узор по образцу» из счётных палочек.

1

Май

 Вторичный мониторинг (диагностика)

Итого занятий:

27

4.3. Календарно - тематическое планирование

Октябрь.

Тема

Задачи

Материалы

1.Вводное занятие.

презентация

«Страна красок»

 

Закрепить знания детей о цвете и в правильном их назывании.

ИКТ технологии, телевизор, флеш - носитель.

2.Беседа-диалог понятия «много, мало, один»

Учить детей сравнивать совокупность предметов по количеству. Учить использовать в речи понятия «много, мало, один».

Беседа, рассматривание картин и иллюстраций по данной теме.

3. Число 1. Д/И «Один - много»

 Учить детей находить одинаковые картинки в количестве один - много.

Карточки с предметными картинками, на которых изображены количество предметов один или много.

4.Величина «большой - маленький»

Познакомить детей с величиной «большой - маленький». Учить детей находить предметы различные по величине.

Разные игрушки по величине находящиеся в группе.

                                                    Ноябрь.

Тема

Задачи

Материалы

1. Время года «Осень»

Беседа и рассматривание сюжетных картин о Осени

 Уточнить представлений детей о времени года «Осень». Закрепить знания детей о признаках осени, развивать любознательность, связную речь, умение использовать в беседе накопленные знания; формировать эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей природы.

Сюжетные картинки по заданной теме.

2.Число 2.

Д/И «Найди пару»

Познакомить с образованием и называнием числа 2. Развивать умение детей группировать предметы по парам. Закрепить знания детей о цветах.

Картинки карточки с предметными картинками.

3. Величина «высокий - низкий».

Рассматривание картинок « что выше, а что ниже?»

 формирование представлений у детей о свойствах предметов по величине, в частности по высоте. совершенствовать умение сравнивать предметы по величине, обозначать результаты сравнения соответствующими словами: высокий - низкий. Обучать внимательно, слушать воспитателя, отвечать на вопросы.

Карточки с предметными картинками разной величины.

4.Геометрическая фигура

«Круг - шар»

Познакомить детей с плоскостной фигурой - круг и объёмной фигурой - шар. Умение детей находить отличительные особенности фигур, упражнять в правильном назывании.

Треугольники вырезанные из картона и шары на каждого ребёнка.

Декабрь.

Тема

Задачи

Материалы

1.Понятия «вверху, внизу, на»

Д/И «Скажи, где находится?»

Знакомство детей с понятиями «вверху, внизу, на». Упражнять в словесном обозначении расположения предметов  в группе, на плоскостях соответствующими терминами.

Игры и игрушки находящиеся в группе.

2.Сравнение предметов по длине. Понятия

«длиннее - короче».

знакомство с понятием длинный и короткий. Учить сравнивать предметы по длине методом приложения.

Картонные полоски разного цвета и длины по 2шт, на каждого ребёнка.

3.Понятия «утро, день, вечер, ночь»

Д/И «Когда это бывает?»

Знакомить детей с временными понятиями утро, день, вечер, ночь, научить различать части суток по приметам и действиям временного отрезка, развивать логическое мышление и наблюдательность.

Сюжетные картинки с изображением временными признаками суток.

4.Закрепляем число 1 - 2.

Игра задание «Обведи по точкам».

Учить обводить цифры 1 и 2 по контуру, начиная от заданной точки.

Карточки с изображением цифр 1 и 2 на каждого ребёнка, карандаш.

Январь.

Тема

Задачи

Материалы

1.

Слушание сказки в записи «Теремок»

 

Учить детей слушать сказку в записи, быть внимательным; обратить внимание на то, как рассказчик голосом передаёт особенности героев.

 Рассматривание картинок, слушание, имитационные движения.

2.Время года «Зима»

Д/И «Признаки зимы»

 

Закреплять представление о временах года - зима. Развивать логику и мышление. Закреплять название времен года и их признаки.

Сюжетные картины с изображением времени года «Зима», карточки с изображением признаков зимы.

3.Число 3.

Упражнение «Белки и орешки»

Познакомить с числом 3, формировать умение соотносить цифру 3 с количеством; упражнять в назывании числительных первый, второй, третий; воспитывать интерес к математике, желание заниматься; развивать память, внимание, мышление

Картинки с изображением белки и орешки На каждого ребёнка по 1 белочки и по 3 орешка.

Февраль.

Тема

Задачи

Материалы

1.Игра «День - ночь»

 

Продолжать знакомить детей с временным понятием день - ночь, научить различать части суток по приметам и действиям временного отрезка, развивать логическое мышление и наблюдательность.

 Рассматривание иллюстраций, беседа, игра.

2. Знакомство с геом. Фигурой «Треугольник»

Познакомить детей с новой геометрической фигурой - треугольник. Учить различать и называть фигуру. Формировать умение детей выделять его среди других геометрических фигур. Формировать творческие способности детей, умение эмоционально воспринимать сказку.

Чтение «Сказка о круге квадрате и треугольнике». Разрезные геометрические плоскостные фигуры.

3.Д/И «Построй домикам крышу»

Учить детей соотносить треугольники по цвету домика.

Картонные квадратики и треугольники, на каждого ребёнка..

4.Понятия «шире - уже», «широкий - узкий»

Формировать умения у детей сравнивать два предмета по ширине способом наложения. Развивать логическое мышление, внимание и наблюдательность

По 2 картонные полоски разного цвета и ширины, одинаковой длины, на каждого ребёнка.

                                                     

Март.

Тема

Задачи

Материалы

 1.Число 4.

Игровая ситуация «Угостим зайчика морковкой»

Закреплять счет в пределах 4. Учить решать логические задачи, сравнивать предметы по количеству.

 Рассматривание иллюстраций, беседа.

2.Ориентировка в пространстве «Левая - правая»

Игра «Сделай, как я»

Знакомить детей с понятием «правое и  левое». Учить ориентироваться в расположении частей собственного тела: подними правую руку, подними левую ногу и т.д.

Иллюстрации по заданной теме.

3.Д/И «Найди предмет такой же формы»

Учить детей выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами.

Геометрические фигуры, на каждого ребёнка.

4. Время года «Весна»

Лото «Времена года»

Закреплять представление о временах года - весна. Развивать логику и мышление. Закреплять название времен года и их признаки.  

Картинки и карточки с временами года и их признаками.

Апрель.

Тема

Задачи

Материалы

1.Число 5.

Д/И «Счёт от 1 до 5»

Познакомить детей с числом 5. Продолжать учить называть числительные по порядку, указывая на предметы.

Картинки с изображением цифр и предметные картинки от 1 до 5.

2. Д/И «На что похоже?»

Закреплять знание детей о объёмных геометрических фигур, развивать наблюдательность, мышление.

 Объёмные геометрические фигуры (куб, шар призма).

3.Время года «Лето» рассматривание сюжетных картинок о лете.

 

Закреплять представление о временах года - лето. Учить детей называть времена года по их признакам. Находить соответствующие картинки, развивать зрительную память, внимание, речь, любить природу в разное время года.

 Сюжетные картинки по заданной теме, беседа.

4.Д/И «Сложи узор по образцу» из счётных палочек

Привлечение внимания, правильности и последовательности действий, к участию в совместной работе, логическое мышление при составлении целого из частей.

Счётные палочки, образец.

5. Оценочный материал

Диагностика развития сформированности математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.

Автор педагогической диагностики  Н.Е. Веракса и Т.С. Комарова раздел «формирование элементарных математических представлений»

         Данная диагностика направлена на обследование интеллектуальных и познавательных способностей у детей младшего возраста, в начале и конце учебного года.

Педагог оценивает уровень знаний о количестве: много, один, ни одного, уровень знаний об эталонах величины и их использовании, уровень представлений о форме, ориентировка в пространстве, временных знаний: времена года и суток.

Показателями выступают умения и навыки:  

- Дидактическое упражнение «Один, много, ни одного».

- Дидактическое упражнение «Соберем куклу на прогулку».

- Дидактическое упражнение «Найди высокую елочку».

- Дидактическая игра «Найди домик».

- Дидактическая игра «Поиграем с зайчиком».

- Дидактическая игра «Когда это бывает?».

Критерии оценивания:

Высокий уровень - ребенок справился с заданием, не сделал ни одной ошибки. Дошкольник видит разницу в размерах двух предметов по длине (высоте), показывает (называет), какой из двух предметов длинный - короткий, высокий - низкий. Малыш различает круг, квадрат, треугольник. Ребенок понимает смысл обозначений: вверх - вниз; впереди - сзади; слева - справа; над - под. Справился с заданием, не сделал ни одной ошибки.

Средний уровень - ребенок допустил одну ошибку. Малыш видит разницу в размерах двух предметов, но требует дополнительной инструкции, допускает одну ошибку. Дошкольник понимает смысл обозначений: вверх - вниз, впереди - сзади, допускает ошибки при определении левой и правой руки. Путается в названиях времени суток.

Низкий уровень - ребенок не справился с заданием, даже после наводящих вопросов. Дошкольник не справился с заданием даже при активной помощи воспитателя. Не владеет понятиями «ниже», «выше», «длиннее», «короче». Малыш не называет времена года по картинкам, требуется помощь педагога, действия не поясняет.

Высокий уровень - 10-12 б.

Средний уровень - 6-9 б.

Низкий уровень - 4-5 б

  1. Методические материалы

Организуя занятия по познавательной деятельности «Юный математик» важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняется упражнения.

Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ, беседа, рассказы детей, так и практические занятия: показ воспитателем, а так же и детьми способа действия.

Структура занятия

Подготовительная часть по продолжительности занимает 2-3 минут и имеет собственные задачи:

  1. Создание педагогом у детей положительного настроя на занятия в творческом объединении.
  2.  Вызвать интерес к занятиям и стремление овладеть необходимыми знаниями и умениями.

В начале занятий рекомендуется проводить приветствие, беседа с детьми, загадывание загадок, показ иллюстраций, игрушке и т.д.

Основная часть занятия занимает 7-10 минут, в этой части должна быть изложена вся необходимая информация по конкретной теме занятия, имеет следующую задачу:

1. Развитие познавательных и психомоторных и творческих способностей у детей, такие как, внимание, память, развитие речи, мышление, воображение и т.д.

Для решения этих задач в основной части занятий рекомендуется проводить:

- Прослушивание тематических аудиозаписей, сказок.

- Тематический просмотр видеозаписей.

- Эффект неожиданности, необычности задания, игры, решения, поощрения.

- Упражнения в целях социально-эмоционального развития детей.

- Упражнения на развитие детской пластики, мимики, пантомимики.

- Пальчиковый игротренинг.

- Считалки

- Ритмические минутки.

- Подготовка и разыгрывание мини-диалогов, потешек, песенок, стихов, по данной тематики.

Заключительная часть занимает 2-3 минут, основными ее задачами являются:

  1. Подведение итогов данного занятия.
  2. Ритуал прощания, направленный на развитие коммуникативной культуры.

В заключительной части занятия можно провести опрос по пройденному материалу, упражнения, способствующие повышению эмоционального состояния (рефлексия).

Этапы реализации программы:

Процесс познавательного обучения, представляет собой определенную систему действий педагога, детей и родителей. Эти действия имеют осмысленную связь и последовательно распределены во времени. Поочередное решение конкретных задач обучения обуславливает возможность выделения отдельных этапов. В данной программе выделяются три взаимосвязанных этапа обучения: начальный, основной и заключительный.

Начальный этап:

1. Создание тематических альбомов; чтение художественной литературы, показ фильмов, мультфильмов, игровых действий и т.д.

2. Подготовка места к играм и занятиям.

3. Проведение родительского собрания с целью ознакомления и привлечения родителей к участию в процессе обучения детей искусству драматизации в разных видах театрализации, и самих родителей.

4. Д/игры и упражнения.

5. Подбор методической литературы, разработка перспективного плана занятий в общем плане, а также занятий по программе «Юный математик»; разработка и подготовка дидактического материала для игр-занятий; разработка презентаций к занятиям.

6. Обновить и пополнить играми центр «Сенсорика».

Основной этап:

1. Чтение, разучивание стихов, потешек.

2. Беседы, ситуативные разговоры.

3. Настольно - печатные и Д/игры.

4. Рассматривание сюжетных картин, по заданной тематике.

5. Игровые ситуации.

6. Изучение нового материала.

Заключительный этап:

Данная программа направлена на всестороннее, интеллектуальное развитие детей младшего возраста, с учётом возможностей и состояния здоровья детей, расширение функциональных возможностей развивающегося организма. Главной целью программы, является развитие интеллектуальных способностей и познавательной активности, у детей младшего возраста интереса детей к  математике. А так же формирование активной творческой личности ребенка средствами познавательной деятельности, развитию речи, овладение ребёнком базовыми умениями и навыками в разных упражнениях.

  1. Заключение

Программа познавательной направленности «Юный математик» - комплексная и позволяющая решать многие задачи образовательной программы детского сада. Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребёнка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит игра.

Разнообразие тематики и познавательных игр и упражнений, дают возможность использовать их в целях всестороннего, интеллектуального  развития и творческого потенциала личности ребёнка. Увлекательные игры помогают сделать образовательный процесс не трудным и не скучным, а интересным и занимательным. Посредством познавательных игр и упражнений, у детей  формируются представления о пространственных отношениях (рядом, перед, на, под). Освоение пространства тесно связано с развитием речи: ребенок учится использовать слова, обозначающие пространственные отношения (предлоги и наречия).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что занятия  по познавательной деятельности оказывают неоценимую услугу в разностороннем развитии детей, помогают воспитателю найти контакт с ребенком и наладить сотрудничество с ним в других видах деятельности, а также способствуют взаимодействию педагога с родителями.

  1. Список используемой литературы

1. Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса: научное издание. - Минск: Университетское, 1990.

2. Бабаева, Т. И. Младший дошкольник в детском саду. Как работать по программе «Детство»: учеб. - метод, пособие / Т. И. Бабаева, М. В. Крулехт, 3. А. Михайлова. - СПб.:Детство-Пресс, 2007.

3. Богуславская, 3. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / 3. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. -М. : Просвещение, 1991.

4. Волчкова, В. Н. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада: практич. пособие / В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.

5. Гальперин П. Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. М. : «Книжный дом «Университет», 1999. - 332 с.

6. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина [и др. ]; под ред. Т. И. Бабаевой, 3. А. Михайловой, Л. М. Гурович. -3-е изд., перераб. - СПб.: Детство-Пресс, 2007. - 244 с.

7. Математика от трех до семи: учеб. - метод. пособие для воспитателей дет. садов / сост. 3. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе. - СПб. :Детство-Пресс, 2001.

8. Новикова, В. П. Математика в детском саду: 3-4 года. Младший дошкольный возраст: конспекты занятий: учеб. - метод, пособие. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

9. Первые шаги в математику. Вторая младшая группа: метод, пособие / сост. Л. В. Буланова, М. В. Корепанова, А. М. Яценко, Л. С. Яценко. - Волгоград: Волгоградский гос. ин-т повышения квалификации работников образования, 2004

10. Талызиной Н. Ф. "Уверена что будущее психологии за деятельностным подходом: статья в журнале «Психологический журнал», том 26, № 4, с. 106-113

11. Цукерман Г. А., Венгер А. Л. Развитие учебной самостоятельности / М. : Открытый институт «Развивающее образование», 2010.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

кружковая работа 2 младшей группы

Во второй младшей группе проводится кружковая по нетрадиционной техники рисованияТематический план занятий с детьми 3-4 лет.ТемаЗадачиОктябрь.ЛистопадИзображение листьев пальчиком и кистью способом пр...

Перспективное планирование кружковой работы в младшей группе.

Кружок для развития мелкой моторики и артикуляции «Пальчик, ручка, язычок»  объединяет два вида деятельности: пальчиковую и артикуляционную гимнастику. Первая часть занятия – пальчиковые игры и у...

Программа по кружковой работе 1 младшая группа "Радужный мир"

Ранний возраст — это совершенно особый период становления всех органов и систем и, как совершенно справедливо писал , - «ранний возраст сензитивен во всем»....

Перспективное планирование кружковой работы вторая младшая группа

Перспективный план работы кружка "Чудесная мастерская" во второй младшей группе....

Кружковая деятельность в младшей группе "Говорящие пальчики"

Кружковая деятельность в младшей группе "Говорящие пальчики" на тему "Игры с прищепками"...

Кружковая работа 2 младшая группа

Кружковая работа по сенсорике...