«Использование технологии «Утренний» и «Вечерний» круг на практике»
консультация

Кияница Вита Леонидовна

Мастер-класс для педагогов ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краткое описание документа:

1 (слайд) Мастер-класс для педагогов ДОУ

«Использование технологии «Утренний» и «Вечерний» круг на практике»

2 (слайд) Цель: сформировать у педагогов представления о проведении «утреннего» и «вечернего» круга детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Познакомить с методикой организации и проведения утреннего и вечернего круга.

2. Познакомить с принципами и методами взаимодействия воспитателя с детьми в течение дня.

3. Дать возможность применить полученные знания на практике.

3 (слайд)«Утренний круг» и «Вечерний круг» - это новые элементы для программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой.

4 (слайд) «Утренний круг» - это начало дня, когда дети собираются вместе. Чтобы порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, узнать новости или предположить, что интересного будет сегодня, обсудить совместные планы, проблемы, договориться о правилах.

Именно на «утреннем круге» зарождается и обсуждается новое приключение (образовательное событие), дети договариваются о совместных правилах группы (нормотворчество), обсуждаются «мировые» и «научные» проблемы (развивающий диалог).

Рекомендовано организовать перед завтраком со всеми детьми, присутствующими в группе. Обсуждение в младшем дошкольном возрасте занимает от 5 до 20 минут, в старшем дошкольном возрасте от 10 до 20 минут.

5 (слайд) Организация «Утреннего круга»

Цель: создать положительный эмоциональный настрой и вселить в ребёнка уверенность, что среди сверстников ему будет хорошо, а день обещает быть интересным и насыщенным.

С учетом этого основными задачами «Утреннего круга» являются:

1. Создание эмоционального настроя на весь день;

2.Установление комфортного социально-психологического климата в детском коллективе через свободное общение со сверстниками (учить объяснять словами свое эмоциональное состояние);

3. Социально - коммуникативное развитие (развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками) и речевого развития детей (обогащение активного словаря, развитие связной речи.)

Проводиться в форме развивающего общения (диалога).

6 (слайд) Структура «Утреннего круга»:

1 Приветствие или «Минутка вхождения в день»
2 «Новости дня»: обмен информацией.
3 Дыхательная и пальчиковая гимнастика.
4 Игра по теме периода.
5 Планирование или календарь дел.

7 (слайд) Пример проведения «Утреннего круга»

Это ежедневный ритуал, который нравится детям, каждый воспитатель организует его по-своему.Дети самостоятельно могут выбрать способ, призывающий их к началу занятия: это могут быть звуковые сигналы (звонок, хлопок, звучание музыкального инструмента, мелодия, стихотворение, начатое взрослым, и т. д.Игра-приветствие, как правило, проходит в кругу (сидя или стоя).

8 (слайд) Приветствие или «Минутка вхождения в день»

Например:Ребята, я предлагаю вам сесть в круг, взять друг друга за руки и поприветствовать друг друга доброй, открытой улыбкой. Ведь именно улыбка способствует позитивному настроению, развитию уверенности в себе, эмоциональной раскованности.

-А теперь повторяйте за мной:

Пусть наша добрая улыбка (руки прикасаются к уголкам губ)

Согреет всех своим теплом, (руки прикладываются к сердцу)

Напомнит нам, как важно в жизни (руки вперед, пальцы, как солнечные лучи)

Делиться счастьем и добром! (руки в стороны)

9 (слайд)«Новости дня» Обмен информацией.

-Как вы думаете, почему люди любят собираться в круг? (Ответы детей)

-Я согласна с вами: круг сближает, объединяет людей. Все равны, каждый часть целого.

Поиграем в игру: «Расскажи нам о себе»

(Каждый по очереди рассказывает: фамилия, имя, сколько лет, где и с кем живет, имя друга).

10 (слайд)Дыхательная или пальчиковая гимнастика.

Ребята! Сегодня день солнечный, тёплый, давайте подышим этим теплом, наполнимся энергией солнца (дети берутся за руки, руки поднимают к солнцу, делают вдох, руки направляют в центр круга – выдох). Молодцы! Вы почувствовали это тепло. Каждый из нас сейчас чувствует волнение, и мне хотелось бы, чтобы у всех было хорошее настроение.

11 (слайд)Игра по теме периода.

Практикуются такие виды игровой деятельности, которые заставляют детей смеяться, при этом воспитатель учитывает: изучаемые в настоящий момент темы по программе. Игра по правилам периода.

Например: «Веселый паровозик» - музыкальная игра, «Удочка» и т.д.

12 (слайд)Планирование или календарь дел.

(Совместное планирование деятельности на текущий день)

Далее выбор карточек, обозначающих действия: игры, загадки, чтение сказок, выбор карточки изображающей занятие и работы в центрах активности (если таковые имеются).

Можно записать, что запланировали, на листе бумаги или запомнить.

13 (слайд) Так утренний круг позволяет спокойно и организованно переключиться на непосредственно образовательную деятельность.

Если в традиции дошкольного учреждения входит утренний сбор, он становится любимым «ритуалом» и для детей и для взрослых.

14 (слайд) «Вечерний круг» проводится в форме рефлексии — обсуждения с детьми наиболее важных моментов прошедшего дня. Вечерний круг помогает детям научиться осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников. Дети учатся справедливости, взаимному уважению, умению слушать и понимать друг друга. Вспомнить с детьми прошедший день, все самое хорошее и интересное, чтобы у детей формировалось положительное отношение друг к другу и к детскому саду в целом. Обсуждение проблем. Обсудить проблемные ситуации, если в течение дня таковые возникали, подвести детей к самостоятельному разрешению и урегулированию проблемы, организовать обсуждение планов реализации совместных дел (проектов, мероприятий, событий и пр.).

15 (слайд) Рекомендовано организовать во второй половине дня.

16 (слайд) Организация «Вечернего круга»

Цель: научить детей осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников.

Задачи:

• Рефлексия. (Вспомнить с детьми прошедший день).

• Обсуждение проблем. (Обсудить проблемные ситуации, если они возникли в течении дня, подвести к самостоятельному решению).

• Развивающий диалог. (Предложить тему в соответствии с программой).

• Детское сообщество. (Дружить, быть внимательными, создавать положительный настрой).

• Навыки общения. (Учить детей культуре диалога).

17 (слайд) Пример проведения «Вечернего круга»

Если требуют обстоятельства, например, в группе произошло ЧП, то «вечерний круг» проводится еще раз, сразу после происшествия. Для плодотворного обсуждения создается благоприятный психологический настрой. Включается спокойная легкая музыка: желательно одна и та же мелодия на определенный период времени. Дети по кругу передают друг другу какой-нибудь предмет, (мячик, колокольчик, ракушку, камешек) во время ответов на вопрос. Желательно, чтобы круг, образованный детьми, находился всегда в одном и том же месте, так как дети через 2-3 месяца привыкают обсуждать свои проблемы в кругу и сами без присутствия воспитателя.

18 (слайд) Вопросы, задаваемые во время «Ежедневного круга», можно распределить на несколько тем.

Например: «Чем мы сегодня будем заниматься?», «Что интересного произошло у нас в группе вчера?», «Что делать, если хочется подраться?», «Почему не удается соблюдать правила?», «Как вы думаете, кого можно назвать добрым?» и многие другие на усмотрение воспитателя. Вопросы по «Ситуации месяца».

Пример. Можно уточнить и закрепить знания о том:

• Какой день недели сегодня? Какое число? Какой день недели завтра?

• Какая часть суток сейчас?

• Что вы делаете в это время в детском саду?

• Что интересного сегодня вы узнали? Чем занимались?

• Как выполнили свою работу?

• Какие новые слова узнали?

Проводятся различные рефлексивные игры на разные темы.

В конце нашего круга, ребята рассказывают о своих планах и желаниях на следующий день и обнимают друг друга.

19 (слайд)Инновационная технология «утренний и вечерний круг» позволяет на должном уровне преодолевать назревшие трудности у детей с заниженной самооценкой, робостью, застенчивостью в контактах со сверстниками и малознакомыми людьми.

Моделирование

Педагогам предлагается разработать тематический план по технологии «Ежедневный рефлексивный круг» на неделю, с учетом возрастных особенностей детей и в рамках «Темы недели».

Например разберем тему«Мой дом – детский сад»

Вопросы могут быть следующими:

• Где находится мой детский сад?

• Кто в нем работает? Что они делают?

• Как я могу им помочь и как отблагодарить?

• Кого можно считать своим другом?

• Есть ли у тебя друзья?

• Как можно утешить друга?

• Как можно помириться, если поссорился?

• Какие у нас правила в группе? Какие правила ты готов выполнять, а какие нет, почему?

• Как поступить с теми, кто правила нарушает?

• Зачем людям нужны правила?

• Какие правила ты знаешь?

Рефлексия

Предварительно, слушателям семинара раздаются карточки с изображением зеленого, улыбающегося смайлика, нравится, буду использовать в своей работе, желтого смайлика без эмоций, буду использовать частично, красного расстроенного смайлика, не нравится, не буду использовать.

15 (слайд)

Использованная литература:

  • Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. — М.: ТЦ Сфера, 2003. - 88 с.
  • Лютова-Робертс, Монина: Игры-приветствия для хорошего настроения.
  • ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования (6-ое издание). ФГОС (2020) Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой.- 6-е изд., доп.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020. -368 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование технологии «Утренний» и «Вечерний» круг на практике»

«Использование технологии «Утренний» и «Вечерний» круг на практике»...

Использование технологий «Утренний» и «Вечерний» круг на практике

laquo;Утренний круг» и «Вечерний круг» - это новые элементы для программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой....

Использование технологий «Утренний» и «Вечерний» круг на практике

laquo;Утренний круг» и «Вечерний круг» - это новые элементы для программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой....

Буклет "Использование технологии ""Утренний" и "Вечерний" круг на практике в ДОУ"

Буклет для педагогов ДОУ о применении  технологии "Утрениий круг" и "Вечерний круг"....

Использование технологии "утренний" и "вечерний" круг на практике.

В материале освещаются понятия "утреннего" и "вечернего" круга.   Даются конкретные рекомендации  о проведении «утреннего» и «вечернего» круг...

"Использование технологии "Утреннего " и "Вечернего" круга в практике педагога"

Материал представляет интерес для педагогов - практиков, объясняет составляющие и особенности применения технологии в воспитательно - образовательном процессе....

Мастер-класс для педагогов «Использование технологии «Утренний» и «Вечерний» круг на практике»

Цель: сформировать у педагогов представления о проведении «утреннего» и «вечернего» круга детей дошкольного возраста....