Проект "Круглый год"
проект (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад КВ №180»
«КРУГЛЫЙ ГОД»
Воспитатели:
Канищева Е.М.
Китаева И.И.
Воронеж, 2025
АКТУАЛЬНОСТЬ
Существенные изменения, произошедшие за последние годы, и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности экологического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Решение проблемы основ ЭКО воспитания потребовало новых подходов к организации воспитательно-образовательного процесса.
Задача ДОУ – научить любить Родину через любовь к окружающему миру. Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в дошкольном возрасте. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.
Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Именно в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность деятельности в системе дошкольного образования дает хороший задел для последующих за ней ступеней системы экологического воспитания.
Большинство современных детей недостаточно общается с природой. ЭКО образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке, селе можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Необходимо научить ребенка жить в гармонии с природой, научить оберегать и защищать природный мир.
ЦЕЛЬ
Формирование начальных представлений о временах года.
ЗАДАЧИ:
1. Формирование первичных представлений об особенностях природы.
2. Формирование позитивных установок к различным видам труда.
3. Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками.
4. Владение речью как средством общения, развитие связной речи.
НОВИЗНА
Новизна проекта заключается в выработке новых стратегических подходов по приобщению ребёнка к экологическому воспитанию в условиях ДОУ.
Согласно изменениям, вступающим в силу с 2023 года, ФОП воспитания дошкольного образования расширяет круг обязательных предметов для детей дошкольного возраста. Это позволит более полноценно и всесторонне развивать малышей, предоставляя им возможности для освоения различных сфер знаний и навыков. Одним из основных предметов является изобразительное искусство.
Изобразительное искусство — предмет, стимулирующий развитие творческого мышления, мелкой моторики и воображения;
Одним из ключевых принципов новой концепции является партнерство родителей и педагогов, взаимодействие между ними для достижения общей цели — гармоничного развития ребенка. Родители привлекаются к процессу образования и активно участвуют в формировании образовательной программы для своего ребенка.
Совместная работа по экологическому воспитанию детей позволит создать единое образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения и семьи, а также обеспечить высокое качество экологического воспитания.
Знакомство со свойствами обычных веществ - воды, воздуха и почвы - одно из возможных направлений экологического воспитания. Источник: https://investim.guru/faq/fop-vospitaniya-doshkolnogo-obrazovaniya-2023-osnovnye-izmeneniya-i-trebovaniya
ЛИТЕРАТУРА
- Ульева Е.А. Времена года осень :тетрадь для занятий с детьми 5-6 лет. –Вакоша,2021-48с.-(умный мышонок).
- Ульева Е.А. Времена года зима :тетрадь для занятий с детьми 5-6 лет. –Вакоша,2022-48с.-(умный мышонок).
- Ульева Е.А. Времена года весна :тетрадь для занятий с детьми 5-6 лет. –Вакоша,2022-48с.-(умный мышонок).
- Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2008. - 256 с. - (Образование и творчество).
- Луконина, Н.Н. Утренники в детском саду: Сценарии о природе / Н.Н. Луконина, Л.Е. Чадова. - М.: Айрис- пресс, 2002. - 240с.: ил. - (Внимание, дети).
3. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 336с.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ
1 этап –подготовительный
Цель: Мониторинговые, диагностические исследования и определение перспектив. Установление партнёрских отношений педагогов, родителей, детей, создания единого социокультурного пространства. Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий. Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми и родителями, выбор оборудования и материалов. Изучение методической литературы.
2 этап – основной
Цель: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого велась работа по трем направлениям: работа педагогов с детьми, работа детей и родителей, работа педагогов и родителей. С детьми проводили занятия по проекту, была организована совместная и самостоятельная деятельность детей по ознакомлению с основами экологического воспитания.
3 этап-заключительный
Цель: Анкетирование родителей и диагностика уровня сформированности экологических знаний детей. Анализ и подведение итогов работы. Третий этап включает в себя презентацию проекта
УСЛОВИЯ НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1. Психолого – педагогические условия: Уголок эмоций
2. Предметно-развивающая среда. Групповое помещение подразделено: «Центр природы», «Центр книги», «Центр театра», «Центр игры».
3. Материально – технические условия: Наличие ТСО, фонотеки, коллекция учебно – методической литературы и
наглядно – дидактических пособий.
ФОРМЫ РАБОТЫ
с детьми:
- Беседы;
- занятия;
- рассматривание альбомов, картин, иллюстраций;
- выставки детских работ по проекту «Осень разноцветная»;
- дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту;
- заучивание стихов, пословиц, поговорок;
- творческая речевая деятельность;
- утренники, развлечения;
- конкурсы;
- театрализованная деятельность;
- сочинение рассказов и сказок о природе;
- видео просмотры.
с родителями:
- Наглядная пропаганда;
- беседы и консультации;
- изготовление кормушек;
- конкурсы.
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ:
1.Методы, повышающие познавательную активность дошкольников: метод сравнения. |
элементарный анализ |
метод эксперимента |
метод моделирования и конструирования. |
метод проектной деятельности. |
метод вопросов – постановка вопросов детям; воспитание умения и потребности задавать вопросы, грамотно и четко их формулировать. |
метод повторения – важнейший дидактический принцип, без применения которого не будет прочности знаний в воспитании чувств. |
2. Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний: -игровые приемы – повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств; |
-сюрпризные моменты и элементы новизны – эмоционально настраивают ребенка на познание, обостряют желание ребенка разгадать секрет или просто порадоваться. |
3.Методы и приемы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности: -прием предложения и обучения способу – воспитатель не только эмоционально рассказывает о природе, но и должен вызвать желание у детей самим попробовать свои силы в исследовании. |
-беседа – является связующим звеном. |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Сформированы начальные представления о природном мире.
- Обеспечено активное общение и взаимодействие ребёнка со сверстниками и взрослыми.
- Дети пользуются активной речью, как средством общения и выражения своих чувств.
- Умственное развитие, развитие мелкой моторики, эстетическое и трудовое развитие.
4. Родители получат новые знания об некоторых методиках проведения целевых прогулок и применят
полученные знания на практике.
Пути реализации:
Блок № 1 «Осень разноцветная»: сентябрь 2025 – ноябрь 2025 года» Программное содержание: формирование первичных представлений об осени и его признаках; помочь детям увидеть красоту и разнообразие осенний природы; развитие познавательной активности, логического мышления, воображения, речи; воспитание любви и бережного отношения к родной природе.
Интеграция образовательных областей | Срок реализа ции | Форма реализации | |||
Взаимодействие педагога с детьми | Взаимодействие родителей с детьми | Взаимодействие педагога с семьёй | |||
Социально -коммуникативная, художественно – эстетическая, физическая, познавательная, речевая. | Октябрь Ноябрь | Чтение художественной литературы: Стихи «Собираем сливы», хвойные и лесные загадки, загадки про птиц, считалка «птицы» Беседы: «Осень в гости к нам пришла» Загадки: огородные загадки, колючие, про насекомых, про птиц, про воду Аппликация : «Овощи для борща», «Колючий ёж», «Лиственница», «Нора барсука», «Красивые плащи» Лепка: «Большая тыква», «Новый муравейник», «кормушка для птиц», «Встреча с черепахой», «Сонные рыбы», «хатка бобра», «Ледяные лужи» Рисование : «Осенние краски», «Разные деревья», «Осенний дождь» Пал/игра: «Это верно или нет?» , «грибы». Дидактические игры: «Поварята», «Чем похожи?», «Отгадай животное», «Кто где спит?», «Кто лишний?», «Кто так делает?», «Что лишнее?» Подвижные игры: « Соберем урожай», «Приметы осени», «Осень», «Ёжик», «дрова» Тематические игры «Овощи и фрукты»,» Соберем урожай», «Деревья осенью», «Совушка», «Листочки», « На кого похожа черепаха?», «Щука и карасики», «Танец тучек», Целевая прогулка вокруг детского сада. Выставка работ «Дары Осени» Тематическое развлечение – утренник. | Разучивание стихотворений об осени Поделки к конкурсу «Дары осени» | Консультация «Познакомить ребенка с родным городом» Конкурс «Дары осени» Акция (Белый цветок) учим детей милосердию | |
Итоговое мероприятие: Выставка детско-родительских работ «Дары осени» | |||||
Блок № 2 «Волшебница - зима: декабрь 2025 – февраль 2026 года» Программное содержание: формирование первичных представлений о зиме и её признаках; помочь детям увидеть красоту и разнообразие зимней природы; развитие познавательной активности, логического мышления, воображения, речи; воспитание любви и бережного отношения к родной природе.
Интеграция образовательных областей | Срок реализации | Форма реализации | ||
Взаимодействие педагога с детьми | Взаимодействие родителей с детьми | Взаимодействие педагога с семьёй | ||
Социально -коммуникативная, художественно – эстетическая, физическая, познавательная, речевая. | Декабрь Январь Февраль | Беседы на тему: «Пришел мороз-береги ухо и нос». Чтение художественной литературы: стихи и загадки о зиме «Приметы зимы», считалка «Ктоидет , кто бежит», игра « Ивушка», «Ёжик» игра«Береза»,загадки про лесных животных, Исследовательская деятельность: проведение опытов и экспериментов со снегом и льдом (сыпучий, мягкий, липкий). Рисование: «Морозные узоры»,»Дятел» Лепка: «Серебристый иней», «Рыбы подо льдом», «Сосульки», «Снежные фигуры», «Ледяная гора» Аппликация: «Злая метель», «Ива в снегу», «Тетерев»,«Береза в снегу», «Следы животных», «Сон ёжика», «Зимний сон», «Снегурочка» Пальчиковые игры: «Мы рисуем», «Знаем деревья», «Рыбки», «Лягушонок», «Дятел», «Сосульки», «Звери из снега» П/игры : «Метель», «Перепрыгиваем через сугробы», «То зверь, то птица», «Это верно или нет?», «Танец снегурочки», «Снежинки» Д\Игры : «Холодно-горячо», «Что лишнее?», «Назови дерево» , «Отгадай животное» , «Отгадай, кто это?», С/р : «Кто зимой спит?», Целевая прогулка вокруг детского сада. Тематическое развлечение – утренник. | Поделки к конкурсу «Сине-Белое чудо», заучивание стихотворений к новогоднему празднику. | Оформление папки – передвижки «Зимние забавы». Конкурс: «Сине-Белое чудо». Изготовление кормушек. Консультация «Как сделать зимнюю прогулку с ребенком приятной и полезной» |
Итоговое мероприятие: Выставка «Сине-Белое чудо». Новогодний утренник. | ||||
Блок № 3 «Весна-красна: март 2026 – май 2026 года» Программное содержание: формирование первичных представлений о весне и её признаках; помочь детям увидеть красоту и разнообразие весенней природы; развитие познавательной активности, логического мышления, воображения, речи; воспитание любви и бережного отношения к родной природе.
Интеграция образовательных областей | Срок реализации | Форма реализации | |||
Взаимодействие педагога с детьми | Взаимодействие родителей с детьми | Взаимодействие педагога с семьёй | |||
Социально -коммуникативная, художественно – эстетическая, физическая, познавательная, речевая. | Март Апрель Май | Беседы на тему: «Весна - красна», «Моя любимая мамочка». Чтение художественной литературы: стихи и загадки о весне, игра «Весенний ледоход», считалки «Ящерица», «Ласточки», загадки про птиц, огородные загадки, стих «Приметы весны» Рисование : «Весенняя капель», «Березовый снег», «Радостный лягушонок», «Красивый пароход» Лепка: «Паук и паутина», «Ледоход», «Рыбкины дети», «Маленькие ежата», «Пушистые птицы» Аппликация: «Подснежники», «Трясогузка», «Мать и мачеха», «Дружные муравьи», «Жаворонок», «Прилет ласточек» Пальчиковые игры: «Подснежники» , «Два паучка», «Цветочки», «Иголки», «Птички» П/и: «Ищем подснежник», «Деревья», «Моталочка» «Льдина», «Трясогузка», «Пчёлы и цветы», «Лягушонок», «Волшебная палочка», «Рыбки», «Муравейник», «Что лишнее?» Д/и: « Весенние слова», «Отгадай животное» , «Лесные жители», «Совушка», «Отгадай птицу», «Назови птенца»Исследовательская деятельность: огород на окне. Целевая прогулка вокруг детского сада. Тематическое развлечение – утренник. | Беседа родителей с детьми на тему: «Опасный лёд» | Консультация «Развитие творческих способностей ребенка», Акция « Поможем нашей клумбе зацвести» | |
Итоговое мероприятие: утренник , посвящённый 8 марта | |||||
